МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В. РУДНЕВА
п. ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
МБОУ СОШ п. Де-Кастри
___________/ Л.А. Богословская.
«___»________2023 г.
«Утверджаю»
Директор школы
МБОУ СОШ п. Де-Кастри
___________/Т.В. Степанова
«___»________2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волейбол»
2023 год
п. Де-Кастри
Пояснительная записка
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей
детей, приобретение ими определенных знаний и умений. Она ориентирована
на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на
уровне практического применения.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Педагогическая целесообразность -позволяет решить проблему
занятости свободного времени детей, формированию физических качеств,
пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической
культуры и спорта.
Новизнапрограммы в том, что она учитывает специфику
дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих
заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе
обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта
очень популярным среди школьников и молодѐжи, являясь увлекательной
спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство
физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы
Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях,
так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой
увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – волейбол - определился популярностью ее в
детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебноматериальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого
учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и
эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале,
посредством занятий волейболом. Программа направлена на создание
условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и
творчеству,
обеспечение
эмоционального
благополучия
ребенка,
профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического
и физического здоровья детей.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у
занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации
движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных
двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют
личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство
товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и
товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий,
изобретательности, меткости подач, чѐткости удара и других действий,
направленных на достижение победы, приучает занимающихся
мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным
напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной
борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических
индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки,
удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств
и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную
активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для
воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля
за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не
падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся
поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими
техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить
внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области
оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в
связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания
развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа
дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение
потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности
организма.
Цель программы: сформировать у обучающихся устойчивые
потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом
посредством овладения ими основ игры в волейбол.
Задачи:
Обучающие:
- обучить техническим приѐмам и правилам игры;
- обучить тактическим действиям;
- обучить приѐмам и методам контроля физической нагрузки при
самостоятельных занятиях;
- обучить овладение навыками регулирования психического состояния.
Развивающие:
- развивать повышение технической и тактической подготовленности в
данном виде спорта;
- развивать совершенствование навыков и умений игры;
- развивать физические качества, расширять функциональные
возможности организма.
Воспитательные:
- воспитывать выработку организаторских навыков и умения
действовать в коллективе;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности,
взаимопомощи;
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным
видом спорта в свободное время;
-воспитывать потребность к ведению здорового образа жизни.
По уровню освоения программа углублѐнная, т.е. предполагает
развитие и совершенствование у занимающихся основных физических
качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление
здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений
в процессе освоения этой программы.
Отличительные особенности программы
Данная программа является модифицированной, так как она
разработана на основе типовых программ
декоративно-прикладной
направленности, с учетом использования различных материалов и
технологий, а также способствует расширению и повышению физкультурноспортивной культуры детей.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе
современных педагогических технологий, способствующих сохранению
здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности
мышления, формирования личностных качеств.
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 6 до 12 лет.
Продолжительность образовательного процесса – 4 года.
Обучение по программе рассчитано на 36 рабочих недель.
Режим занятий
1 год – 68 часов из расчета 2 раза в неделю по 40 минут, с перерывом в
15 минут.
2 год – 68 часов из расчета 2 раза в неделю по 40 минут, с перерывом
15 минут.
Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с
одарѐнными детьми, так и с отстающими детьми.
Формы занятий:
групповая;
игровая;
индивидуально-игровая;
в парах;
индивидуальная;
практическая;
комбинированная;
соревновательная.
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения по данной программе учащиеся должны
знать:
что систематические занятия физическими упражнениями
укрепляют здоровье;
как правильно распределять свою физическую нагрузку;
правила игры в волейбол;
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной
жизни;
правила проведения соревнований;
уметь:
проводить специальную разминку для волейболиста
овладеют основами техники волейбола;
овладеют основами судейства в волейболе;
вести счет;
Разовьют следующие качества:
улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
улучшат общую выносливость организма к продолжительным
физическим нагрузкам;
повысятся адаптивные возможности организма - противостояние
условиям внешней среды стрессового характера;
коммуникабельность обучающихся в результате коллективных
действий.
Личностные результаты – развитие положительных личностных
качеств учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в
коллективе, уважение к людям).
Метапредметные результаты – формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
понимать задачи, поставленные педагогом;
знать технологическую последовательность выполнения работы;
правильно оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
научиться проявлять творческие способности;
развивать сенсорные и моторные навыки.
Коммуникативные УУД:
учиться работать в коллективе;
проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Предметные результаты – формирование навыков игры в волейбол,
применения технологий, приемов и методов работы по программе,
приобретение опыта физкультурно-спортивной деятельности.
Виды и формы контроля ЗУН учащихся:
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию
результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная
аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного
года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и
специальной физической подготовке при выполнении контрольных
упражнений, зачетные игры, а также участие в районных соревнованиях по
волейболу.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает
зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической
подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного,
муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для
родителей, с последующим совместным анализом проведенного
мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени
достижения результатов обучения и получения сведений для
совершенствования программы и методов обучения.
Способы проверки ЗУН учащихся:
начальная диагностика;
промежуточная диагностика;
итоговая аттестация.
Формы подведения итогов программы:
участие в соревнованиях;
участие в олимпиадах;
защита творческих работ и проектов.
Материально – техническое обеспечение программы
Для занятий по программе требуется:
спортивный школьный зал
спортивный инвентарь и оборудование:
1.
сетка волейбольная- 2шт.
2.
стойки волейбольные
3.
гимнастическая стенка- 1 шт.
4.
гимнастические скамейки-4шт.
5.
гимнастические маты-6шт.
6.
скакалки- 15 шт.
7.
мячи набивные (масса 1кг)- 3шт.
8.
мячи волейбольные – 8 шт.
9.
рулетка- 1шт.
Техническое оснащение
проектор;
экран;
видео – диски;
магнитофон;
компьютер.
Дидактическое обеспечение программы
Картотека упражнений по волейболу (карточки).
Картотека общеразвивающих упражнений для разминки
Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейболе.
Электронное приложение к «Энциклопедии спорта»
«Правила игры в волейбол».
Видеозаписи выступлений учащихся.
«Правила судейства в волейболе».
Регламент проведения турниров по волейболу различных уровней.
Санитарно – гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
светлое просторное помещение;
в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой
медицинской помощи.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется
педагогом дополнительного образования в рамках его должностных
обязанностей.
Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в
соответствии со своей образовательной программой. В ходе реализации
программы возможна консультативная помощь психолога для выявления
скрытых способностей детей.
Первый год обучения
Цель – овладеть приѐмами игры в волейбол и приобрести хорошие
технические навыки.
1. Обучающие:
дать необходимые дополнительные знания в области раздела
физической культуры и спорта – спортивные игры (волейбол);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике волейбола.
2. Развивающие:
развить координацию движений и основные физические
качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в
волейбол;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга;
3. Воспитательные:
способствовать развитию социальной активности обучающихся:
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь
и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению
преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости,
табакокурения и алкоголизма;
Предполагаемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся должны:
знать:
значение утренней гимнастики и правило ее проведения;
понятие о гигиене и правило ее соблюдения;
правила соревнований по волейболу;
гигиенические требования к одежде и спортивной форме.
уметь:
выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
выполнять специальные технические приемы перемещения, подачи,
передачи;
играть по упрощенным правилам волейбола;
применять полученные знания в ходе учебной игры.
Приобрести навыки:
основ техники некоторых упражнений;
выполнения возрастных нормативов;
приема водных процедур, воздушных, солнечных ванн.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Раздел, тема
Количество часов
Всего Теория Практика
Вводное занятие.
1
1
Общая физическая подготовка.
9
1
8
Специальная физическая подготовка.
9
1
8
Техническая подготовка.
16
1
15
Тактическая подготовка
8
1
7
Интегральная подготовка
5
1
4
Учебные игры. Соревнования.
18
2
16
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
68
9
59
Краткое содержание изучаемого материала.
1-й год обучения.
Теория:инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль
спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям
волейболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях
волейболом.
История развитие волейбола. Развитие волейбола в России и за
рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире.
Правила игры в волейбол.
Тема 2: Общая физическая подготовка
Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение
ОРУ перед началом тренировки.
Практика:Упражнения для развития скорости: гладкий бег,
комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег,
общеразвивающие упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с
разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения
для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза.
Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на
гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки,
стойки.
Тема 3: Специальная физическая подготовка
Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при
выполнении приема и передачи мяча. Упражнения для развития качеств,
необходимых при выполнении подач. Упражнения для развития качеств,
необходимых при выполнении нападающих ударов.
Практика: Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара,
имитация блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами,
развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена
игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с
препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные
подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по
мячу. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое
выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с
набивным мячом.Необходимые упражнения для выполнения приема и
передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах,
круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в
положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития качеств, необходимых
при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы
двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в
прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски
набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
Тема 4: Техническая подготовка
Теория: Специальные технические приемы перемещения, подачи,
передачи, нападающие удары, блокирование.
Практика: Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и
выходу в исходное положение для выполнения технического приема.
Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед (в опорном прыжке)
Нижняя прямая подача мяча. Прием мяча снизу двумя руками. Верхняя
прямая подача мяча. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча
двумя руками назад. Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование.
Тема5:Тактическая подготовка
Теория: Научить принимать правильное решение и быстро выполнить
его в различных игровых ситуациях. Умение наблюдать и на основе
наблюдений немедленно осуществлять ответные действия. Умение
взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над
противником.
Практика: Обучение занимающихся тактическим действиям,
индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите. Во время
игры наблюдение за партнером и соперником. Наблюдение за траекторией
полета мяча и умение быстро принять правильное решение, как действовать
в данной ситуации. Обратить внимание на расположение игроков на
площадке, (в какое место площадки) отправлять мяч, какой игровой прием
применить.
Тема 6: Интегральная подготовка.
Теория:
Система
тренировочных
воздействий.
Физическая,
тактическая, техническая подготовка в игровой и соревновательной
деятельности.
Практика: Упражнения для решения задач различных видов
подготовки. Упражнения на переключение с одних действий на другие,
(нападение-защита,
защита-нападение,
нападение-защита-нападение).
Учебные игры с заданием по технике и тактике игры. Игры с установками на
игру.
Тема 7: Соревнования.
Теория: 4. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль
соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды
соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения
соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей.
Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
Практика:Участие в внутри школьных соревнованиях, товарищеских
матчах. Участие в районных и городских соревнованиях.
Тема 8: Итоговое занятие.
Теория: Знание правил игры в волейбол.
Практика:Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину,
прыжок в высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов
по технике игры в волейбол Подача мяча верхняя и нижняя, передача
верхняя и нижняя, нападающий удар.
Второй год обучения
Цель – овладеть приѐмами игры в настольный теннис и приобрести
хорошие технические навыки.
1. Обучающие:
дать необходимые дополнительные знания в области раздела
физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
2. Развивающие:
развить координацию движений и основные физические
качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга;
3. Воспитательные:
способствовать развитию социальной активности обучающихся:
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь
и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению
преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости,
табакокурения и алкоголизма;
Предполагаемые результаты
К концу второго года обучения учащиеся должны:
знать:
значение утренней гимнастики и правило ее проведения;
понятие о гигиене и правило ее соблюдения;
правила соревнований по волейболу, правила игры;
гигиенические требования к одежде и спортивной форме;
уметь:
играть в волейбол по правилам;
выполнять специальные технические приемы перемещения, подачи,
передачи;
играть по упрощенным правилам волейбола;
применять полученные знания в ходе учебной игры, осуществлять
судейство.
Приобрести навыки:
владения двигательными умениями и навыками в пределах возрастных
нормативов;
достижения уровня физической подготовленности соответственно
возрастным нормативам;
самостоятельно тренироваться на тренажерах и снарядах;
контроля тренировочной нагрузки.
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел, тема
Вводное занятие.
Общая физическая подготовка.
Специальная физическая подготовка.
Техническая подготовка.
Тактическая подготовка
Интегральная подготовка
Учебные игры. Соревнования.
Итоговое занятие
Итого:
Всего
Теория
Практика
1
11
9
17
7
5
20
2
72
1
1
1
1,5
1
1
2
1
9,5
10
8
15,5
6
4
18
1
62,5
Краткое содержание изучаемого материала.
2-й год обучения.
Тема 1.Вводное занятие.
Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль
спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям
волейболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях
волейболом. История развитие волейбола. Закрепление изученного ранее.
Практика:
Тема 2: Общая физическая подготовка
Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение
ОРУ перед началом тренировки.
Практика: Упражнения для развития скорости: гладкий бег,
комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег,
общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с
места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через
препятствие. Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для
ног. Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения
для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза.
Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на
гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки,
стойки.
Тема 3: Специальная физическая подготовка
Теория:Упражнения для развития качеств, необходимых при
выполнении приема и передачи мяча.Упражнения для развития качеств,
необходимых при выполнении подач.Упражнения для развития качеств,
необходимых при выполнении нападающих ударов.
Практика: Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара,
имитация блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами,
развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена
игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с
препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные
подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по
мячу.Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое
выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с
набивным мячом.Необходимые упражнения для выполнении приема и
передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах,
круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в
положении руки вперед, в стороны, вверх.Развития качеств, необходимых
при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы
двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в
прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски
набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
Тема 4: Техническая подготовка
Теория: Специальные технические приемы перемещения, подачи,
передачи, нападающие удары, блокирование.
Практика: Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и
выходу в исходное положение для выполнения технического приема.
Нападающий удар в прыжке, нападающий удар в прыжке с разбега.
Нападающий удар с переводом. Прием мяча сверху двумя руками с падением
и перекатом на спину. Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед (в
опорном прыжке). Нижняя прямая подача мяча. Верхняя прямая подача мяча.
Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад.
Прием мяча отраженного от сетки. Групповое блокирование (двойной блок).
Тема 5: Тактическая подготовка
Теория:Рациональное использование приемов игры, метод организации
соревновательной деятельности спортсменов для победы над соперником.
Практика:
Обучение
занимающихся
тактическим
действиям,
индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите. Во время
игры наблюдение за партнером и соперником. Наблюдение за траекторией
полета мяча и умение быстро принять правильное решение, как действовать
в данной ситуации. Обратить внимание на расположение игроков на
площадке, (в какое место площадки) отправлять мяч, какой игровой прием
применить.
Тема 6: Интегральная подготовка.
Теория:
Система
тренировочных
воздействий.
Физическая,
тактическая, техническая подготовка в игровой и соревновательной
деятельности. Практика: Упражнения для решения задач различных видов
подготовки. Упражнения на переключение с одних действий на другие,
(нападение-защита,
защита-нападение,
нападение-защита-нападение).
Учебные игры с заданием по технике и тактике игры. Игры с установками на
игру.
Тема 7: Соревнования.
Теория: 4. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль
соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды
соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения
соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей.
Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
Практика:Проведение внутри школьных соревнований, товарищеских
матчей. Участие в районных и городских соревнованиях.
Тема 8: Итоговое занятие.
Теория: Знание правил игры в волейбол.
Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину,
прыжок в высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов
по основам технической подготовки в волейболе. Подача мяча верхняя и
нижняя, передача верхняя и нижняя, передача мяча в парах без поте