МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА П.ДЕ-КАСТРИ
УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Природоведение»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1
5-6 класса
МБОУ СОШ п.Де-Кастри
Составитель: Высоцкая И.В., учитель биологии
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для 5-6 класса МБОУ СОШ п.Де-Кастри оставлена в соответствии с
Адаптированной авторской программой по предмету «Природоведение» Т.М.Лифановой, Е.Н.Соломиной для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 класс.М.: Просвещение-2016 г.
Место учебного предмета «Природоведение» в учебном плане.
Обязательная часть. Количество часов, на которое рассчитана программа учебного предмета «Природоведение»:
5клас - 2 часа в неделю 70 часов в год;
6 класс-2 часа в неделю 70 часов в год
Общая характеристика учебного предмета «Природоведение»
Курс «Природоведение» обобщает знания о природе, полученные обучающимися в 1 – 4 классах, осуществляет переход от первоначальных
представлений к систематическим знаниям по географии и естествознанию и служит основой для них.
Программа курса «Природоведение» состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами (узнают названия планет), историей
исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные
изменения в природе.
В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды,
полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с
формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии.
Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и
Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, крупные города или другие объекты по усмотрению учителя в зависимости от
региона). Изучение данного материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и
их нахождения на географической карте. При проведении уроков используется глобус и физическая карта (принципы ее построения не
раскрываются) для демонстрации территории России, крупных форм рельефа, морей и рек.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся
простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных,
показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В
содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение
растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора
на личный опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к объектам природы, умение видеть еѐ красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется
пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических
навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого
рабочей программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и
позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при
изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным
курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд).
В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию
недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая
программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена
на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Планируемые результаты освоения курса природоведения 5 -6 класс.
Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной программы оцениваются как
итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они
обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным
опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:
Минимальный уровень:
-узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
-иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
-относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
-называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
-соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека;
-соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
-выполнять несложные задания под контролем учителя;
-адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
-узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях, знать способы получения необходимой информации об
изучаемых объектах по заданию педагога;
-иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
-относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее
растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
-называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников;
-уметь объяснять свое решение;
-выделять существенные признаки групп объектов;
-знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;
-вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и
работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
-совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
-выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
-осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.
Метапредметные результаты:
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
-что общего и в чем различие неживой и живой природы;-расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;
-чем занимается население страны (хозяйство); -каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
-основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
-
-основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь;
-называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия ;
;-устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и
природными явлениями;
-связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
-выполнять рекомендуемые практические работы.
Учащиеся должны знать:
-обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
- что общего и в чем различие неживой и живой природы;
- расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;
- чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
- основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь;
- что изучает природоведение ;
- основные свойства воды, воздуха и почвы;
- основные формы поверхности Земли;
- простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- основные санитарно-гигиенические требования;
- название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
- названия важнейших географических объектов;
- правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности; давать им обобщенные названия;
- устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и
природными явлениями;
-связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
.-выполнять рекомендуемые практические работы.
- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
- соблюдать правила поведения в природе. (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их, не губить растения;
- проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения;
- называть разнообразных представителей.
Учащиеся 5 класса должны знать:
-что изучает природоведение;
-отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
-характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
-некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха и металлов;
-отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- текучесть воды и движение воздуха;-основные формы поверхности;
-виды водоемов;-простейшую классификацию растений и животных;
-среда обитания растительного и животного мира;
-названия страны, столицы, некоторых народов;-названия типичных обитателей растительного и животного мира России и края;
-названия некоторых редких и занесенных в Красную книгу растений и животных;
-правила поведения в природе;
-названия основных частей тела и их органов, их назначение;-факторы здорового образа жизни;
-нормы гигиены и правила оказания первой помощи.
Учащиеся должны уметь:
- наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительном и животном мире;
-называть представителей животного и растительного мира;
-ухаживать за домашними животными и культурными растениями;
-соблюдать правила элементарной гигиены;
-выполнять зарисовки;
- демонстрировать образец правильной осанки;
-показывать на муляже некоторые части тела и органы;
-составлять небольшие по объему рассказы о своем крае.
Содержание учебного предмета «Природоведение» 5 класс.
№
Тема
Кол-во часов
1
Введение
1
2
Вселенная
6
3
Наш дом – Земля
2
4
Воздух
9
5
Полезные ископаемые
14
6.
Вода
14
7.
Поверхность суши. Почва.
6
8
Есть на Земле – страна Россия
14
9
Повторение
4
Всего
70
Введение. Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа.
Предметы и явления неживой природы.
Вселенная. Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в
космос. Современные исследования. Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в
природе.
Наш дом — Земля. Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость.
Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при
нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение
воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство
поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его
свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе.
Направление ветра. Ураган, способы защиты. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты
воздуха. Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи. Полезные ископаемые,
используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и
свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства
каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах,
текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах,
горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные
металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность,
ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий.
Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь.
Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.Местные полезные
ископаемые. Добыча и использование
.Вода.Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и
сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и
использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование
растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения
температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение
(способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.Экономия питьевой
воды. Вода в природе: осадки, воды суши.Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и
океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды.
Поверхность суши. Почва. Равнины, горы, холмы, овраги.Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок,
вода, минеральные соли, воздух.Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли —
минеральная часть почвы.Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать
воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным
свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.Эрозия почв. Охрана почв.
Есть на Земле страна — Россия. Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на
территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в
зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
Содержание учебного предмета «Природоведение» 6 класс.
№
Тема
Кол-во часов
1
Введение
1
2
Растительный мир
18
3
Животный мир
34
4
Человек
12
5.
Обобщение
5
Итого
70
Введение: живая природа, растения, животные, человек;
Растительный мир-разнообразие растительного мира, среда обитания растений, строение растений, дикорастущие и культурные растения, деревья,
кустарники, травы, лиственные, хвойные, декоративные, лекарственные, комнатные растения, краеведческий материал, Красная книга Иркутской
области;
Животный мир- разнообразие животного мира, среда обитания животных, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие,
птицы, домашние животные в городе и в деревне, сельскохозяйственные животные и уход за ними; животные холодных, умеренных, жарких
районов планеты; охрана животных, заповедники, заказники, Красная книга России и Иркутской области;
Человек- как устроен и работает наш организм, здоровый образ жизни, осанка, органы чувств и их гигиена, здоровое питание, дыхание.,
профилактика простудных заболеваний, специализация врачей, медицинские учреждения села и района.
Обобщение- неживая природа, живая природа.
Тематическое планирование предмета «Природоведение»5 класс
№ урока Тема урока
Количество
часов
Раздел «Введение»-2 час.
1.
Что такое природоведение.
1
2.
3.
Предметы и явление живой и неживой природы.
1
Раздел «Вселенная»-6 час.
1
Небесные тела: планеты, звезды.
1
1.
4.
Солнечная система. Солнце.
1
2.
5.
Исследование космоса. Спутники, космические корабли.
1
3.
6.
Полеты в космос.
1
4.
7.
Смена дня и ночи.
1
5.
8.
Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
1
Раздел «Наш дом-Земля»-6 час.
6.
7.
9.
Планета Земля. Оболочки Земли.
1
8.
10.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни.
1
9.
11.
Свойства воздуха.
1
10.
12.
Давление и движение воздуха.
1
11.
13.
Температура воздуха. Термометр.
1
12.
14.
Движение воздуха в природе. Ветер.
1
13.
15.
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.
1
14.
16.
Состав воздуха. Углекислый газ и азот.
1
15.
17.
Значение и охрана воздуха.
1
16.
18
.Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана.
1
17.
Раздел «Полезные ископаемые»-14 час.
18.
19.
Полезные ископаемые, виды, значение, способы добычи.
1
19.
20.
Гранит, известняк.
1
20.
21.
Песок, глина.
1
21.
22.
.Горючие ископаемые. Торф.
1
22.
23.
Каменный уголь. Свойства.
1
23.
24.
Добыча и использование каменного угля.
1
24.
25.
Нефть, внешний вид и свойства.
1
25.
26.
Добыча и использование нефти.
1
26.
27.
Природный газ.Свойства, добыча, правила обращения с газом.
1
27.
28.
Черные металлы. Сталь. Чугун.
1
28.
29.
Цветные металлы.
1
29.
30.
Благородные (драгоценные ) металлы.
1
30.
31.
Охрана полезных ископаемых.
1
31.
32.
Полезные ископаемые. Обобщение.
1
Раздел «Вода»-14 час.
32.
33.
33.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
1
34.
34.
Свойства воды.
1
35.
35.
Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.
1
36.
36.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
1
37.
37.
Три состояния воды. Температура и ее измерение.
1
38.
38
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.
1
39.
39.
Свойства воды.
1
40.
40.
Работа воды в природе.
1
41.
41.
Значение воды в природе, быту, промышленности и сельском хозяйстве.
1
42.
42.
Вода в природе. Круговорот воды.
1
43.
43.
Воды суши: ручьи, реки.
1
44.
44.
Озера. Болота, пруды.
1
45.
45.
Моря и океаны. Использование и охрана воды.
1
46.
46.
Охрана воды.
1
Раздел «Поверхность суши. Почва»-6 час.
47.
48.
47.
Равнины, холмы, овраги.
1
49.
48.
Горы.
1
50.
49.
Почва-верхний слой земли. Состав почвы.
1
51.
50.
Разнообразие почв.
1
52.
51.
Основное свойство почвы- плодородие. Обработка почвы.
1
53.
52.
Охрана почвы.
1
Раздел «Есть на Земле страна Россия»-14 час.
1
54.
55.
53.
Место России на земном шаре. Карта.
1
56.
54.
Моря и океаны, омывающие берега России.
1
57.
55.
Горы и равнины на территории нашей страны.
1
58.
56.
Реки и озера России.
1
59.
57
Москва- столица России.
1
60.
58.
Санкт-Петербург.
1
61.
59.
Ярославль, Владимир, Города золотого кольца.
1
62.
60.
Нижний Новгород, Казань, Волгоград.
1
63.
61.
Новосибирск, Владивосток.
1
64.
62-63.
Население и народы России.
2
65.
64-65
Наше село. Важнейшие географические объекты региона.
2
66.
66.
Обобщение по разделу.
1.
67.
67.-70
Неживая природа. Обобщающие уроки.
4
6 класс.
№ урока Тема урока
Количество часов
Введение
1
Раздел «Растительный мир»-19 час.
1
2.
Живая природа, растения, животные, человек.
1
3.
Разнообразие растительного мира.
1
4
Среда обитания растений
1
5.
Строение растений.
1
6.
Деревья, кустарники, травы. Практическая работа «Зарисовка деревьев, кустарников и трав»
1
7.
Лиственные деревья. Практическая работа «Зарисовка растений»
1
1.
8.
Хвойные деревья. Практическая работа «Зарисовка растений»
1
9.
Дикорастущие кустарники.
1
10.
Культурные кустарники.
1
11.
Травы.
1
12.
Декоративные растения.
1
13.
Лекарственные растения.
1
14.
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.
1
15.
Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция.
1
16.
Растительный мир разных районов Земли.
1
17.
Растения нашей страны.
1
18.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
1
19 .
Красная книга России и Иркутской области
1
Раздел «Животный мир»-34 час.
20.
Разнообразие животного мира
1
21.
Среда обитания животных
1
22.
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
1
23.
Насекомые. Практическая работа «Зарисовка насекомых»
1
24.
Бабочки, стрекозы, жуки.
1
25.
Кузнечики, муравьи, пчелы.
1
26.
Рыбы. Практическая работа «Зарисовка рыб»
1
27.
Морские и речные рыбы.
1
28.
Земноводные. Лягушки, жабы.
1
29.
Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы.
1
30.
Птицы. Практическая работа «Зарисовка птиц»
1
31.
Ласточки, скворцы, снегири, орлы.
1
32.
Лебеди, журавли, чайки.
1
33.
Птицы своего края. Охрана птиц.
1
34.
Млекопитающие. Практическая работа «Зарисовка животных»
1
35.
Млекопитающие суши.
1
36.
Млекопитающие морей и океанов.
1
37.
Домашние животные в городе и деревне.
1
38.
Сельскохозяйственные животные: лошади.
1
39
Сельскохозяйственные животные: коровы.
1
40
Сельскохозяйственные животные: козы, овцы. Свиньи.
1
41.
Домашние птицы: куры, утки, индюки.
1
42.
Уход за животными дома. Практическая работа «Составление правил ухода за домашними животными»
1
43.
Аквариумные рыбки.
1
44.
Канарейки, попугаи.
1
45.
Морские свинки, хомяки, черепахи.
1
46.
Домашние кошки. Практическая работа «Зарисовка животного»
1
47.
Собаки.
1
48.
Животные холодных районов Земли.
1
49
Животные умеренного пояса.
1
50
Животные жарких районов Земли.
1
51.
Животный мир нашей страны.
1
52.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.
1
53.
Красная книга Иркутской области.
1
Раздел «Человек»-12 час.
54.
Как устроен наш организм.
1
55.
Как работает наш организм.
1
56.
Здоровый образ жизни человека.
1
57.
Осанка.
1
58.
Органы чувств.
1
59.
Правила гигиены и охрана органов чувств.
1
60.
Здоровое питание.
1
61.
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.
1
62.
Оказание первой медицинской помощи.
1
63.
Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
1
64.
Специализация врачей.
1
65.
Медицинские учреждения нашего поселка.
1
Раздел «Обобщение» -3 час.
66.
Неживая природа.
1
67
Неживая природа
1
68.
Живая природа.
1
69.
Живая природа.
1
70.
Обобщение по курсу «Природоведение»
1
Ресурсное обеспечение:
1.Авторская программа по учебному предмету «Природоведение» Т.М.Лифановой, Е.Н.Соломиной, входящей в Рабочие программы по
учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант I)5-9 класс.М.: Просвещение-2016 г.
2. «Природоведение.5класс»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение,2019 г.
3. «Природоведение. 6класс»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина- 6-е издание. М.: Просвещение,2019 г.
4. Интернет-источники.
5.Коллекции насекомых, почвы.
6.Гербарии растений .
7.Проектор.
8.Экран.