МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
УТВЕРЖДАЮ
Принято на педсовете
Рассмотрено
на заседании МО
директор школы
протокол № ___
протокол заседания МО №
________________
______________
от
«___» ____________ 2023__г.
«30» августа 2023 г.
Руководитель МО __________
Рабочая программа
БИОЛОГИЯ для 7-9 классов
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
на 2023-2024 учебный год
учитель: Высоцкая И.В.
2023 г.
I.
Пояснительная записка
В соответствии стребованиям ФГОС обучения умственно отсталых детей рабочая программа
по биологии 7-9 классов разрабатывается на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной в
соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Приказ по образовательному учреждению № 60 от
30.08.2019г.),
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28". Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
- в соответствии с требованиями локального акта образовательного учреждения: «
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей)» (Пр. № 23 – а от 29.05.2015г.).
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом пятидневной учебной
недели (исходя из 34 учебных недель в году).
Основной целью рабочей программы по биологии является изучение элементарных
сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об
организме человека и охране его здоровья.
Изучение биологического материала в 7—9 классах позволяет решать задачи
экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания детей и
подростков.
Основные задачи изучения биологии:
—
сформировать элементарные научные представления о компонентах живой природы:
строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
—
показать практическое применение биологических знаний: учить приемам
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними
животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные
знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
—
сформировать навыки правильного поведения в природе, способствовать
экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому воспитанию
подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
—
развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать
причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь
и другие психические функции.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим
комплектом:
1.
Учебник: «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» 7 класс специальных
(коррекционных) образовательных организаций VIII вида/ З.А.Клепинина, - М.:
Просвещение, 2012
2. Учебник «Биология. Животные» 8 класс специальных (коррекционных) образовательных
организаций VIII вида / А.И.Никишов, А.В. Теремов - М.: Просвещение, 2011
3. Учебник «Биология. Человек» 9 класс специальных (коррекционных) образовательных
организаций VIII вида / Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырѐва. - М.: «Просвещение», 2010
Курс «Биология» состоит из трех разделов: «Растения. Грибы. Бактерии», «Животные»,
«Человек».
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий
Курс биологии начинается с раздела «Растения» (7 класс), в котором обучающиеся
знакомятся с общими признаками растений и изучают отдельные группы растений в
соответствии с биологической классификацией растительного мира. В разделе «Животные»
(8 класс) большое внимание уделяется установлению причинно-следственных зависимостей
между средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и
функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию практических
умений (уход за животными, соблюдение санитарно-гигиенических правил). В разделе
«Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные
системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ
жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и
пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать
человека как часть живой природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека.
Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания
доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить
давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания и во внеурочное
время.
II
1. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Биология. Растения. Грибы. Бактерии»- 7 класс, «Биология.
Животные»- 8 класс, «Биология. Человек»- 9 класс входят в предметную область
«Естествознание» и относятся к обязательной части учебного плана образования
обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено
время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
2. Планируемые результаты
Личностные результаты:
•
Осознание необходимости охраны природы;
•
Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и
сохранением многообразия мира растений;
•
Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (соблюдать правила
выполнения проведения простейших опытов по изучению растений, грибов, бактерий,
правила поведения в природе и бережного отношения к растительным организмам);
•
Овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни;
•
Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию
окружающей природы);
•
Формирование готовности к самостоятельной жизни;
•
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях (в классе и на пришкольном участке);
•
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального
взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на
пришкольном участке.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, готовность их применения.
3. Уровни освоения предметными результатами.
Минимальный уровень
- представления об объектах и явлениях
неживой и живой природы, организма
человека;
-знание особенностей внешнего вида
изученных растений и животных, узнавание
и различение изученных объектов в
окружающем мире, моделях, фотографиях,
рисунках;
-знание общих признаков изученных групп
-растений и животных, правил поведения в
природе, техники безопасности, здорового
образа жизни в объеме программы;
-выполнение
совместно
с
учителем
практических работ, предусмотренных
программой;
-описание особенностей состояния своего
организма;
-знание названий специализации врачей;
-применение полученных знаний и
сформированных умений в бытовых
ситуациях (уход за растениями, животными
в доме, измерение температуры тела,
правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень
- представления об объектах неживой и
живой природы, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между
природными компонентами, природой и
человеком, органами и системами органов у
человека;
- установление взаимосвязи между средой
обитания и внешним видом объекта
(единство формы и функции);
- знание признаков сходства и различия
между группами растений и животных;
выполнение классификаций на основе
выделения общих признаков;
-узнавание изученных природных объектов
по внешнему виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы);
-знание названий, элементарных функций и
расположения
основных
органов
в
организме человека;
- знание способов самонаблюдения,
описание особенностей своего состояния,
самочувствия,
знание
основных
показателей своего организма (группа
крови, состояние зрения, слуха, норму
температуры тела, кровяного давления);
- знание правил здорового образа жизни и
безопасного поведения, использование их
для объяснения новых ситуаций;
выполнение
практических
работ
самостоятельно или при предварительной
(ориентировочной)
помощи
педагога
(измерение температуры тела, оказание
доврачебной помощи при вывихах, порезах,
кровотечении, ожогах);
- владение сформированными знаниями и
умениями в учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых ситуациях.
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психофизического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(например-растения, животные);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под
контролем взрослого);
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя
4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Базовый уровень
Минимально-необходимый уровень
7 класс
Учащиеся должны знать:
- названия некоторых бактерии, грибов, а
также растений из их основных групп:
мхов, папоротников, голосеменных и
цветковых;
строение
и
общие
биологические особенности цветковых
растений; разницу цветкови соцветий;
некоторые
биологические
особенности, а также приемы возделывания
наиболеераспространенных
сельскохозяйственных растений, особенно
местных;
- разницу ядовитых и съедобных
грибов; знать бактерий и способы
предохранения
от
заражения
ими.
Учащиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения от других
групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить
примеры
растений
некоторых групп (бобовых, розоц- ветных,
сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения
(цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные
растения по строению корней, листьев
(жилкование), плодов и семян; приводить
примеры однодольных и двудольных
растений;
- выращивать
некоторые
цветочнодекоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
Учащиеся должны знать:
некоторые
биологические
особенности, а также приемы возделывания
наиболеераспространенных
сельскохозяйственных растений, особенно
местных;
- разницу ядовитых и съедобных грибов;
знать
вред
бактерий
и
способы
предохранения от зараженияими.
Учащиеся должны уметь:
- приводить
примеры
растений
некоторых групп (бобовых, розоц- ветных,
сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения
(цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные
растения по строению корней, листьев
(жилкование), плодов и семян; приводить
примеры однодольных и двудольных
растений;
- выращивать
некоторые
цветочнодекоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
8 класс
Учащийся должны знать:
Учащийся должны знать:
- основные
отличия животных
от - названия
некоторых
наиболее
растений;
типичных представителей изученных
признаки сходства и различия между
групп
животных,
особенно
тех,
изученными группами животных;
которые широко распространены в
- общие признаки, характерные для
местных
условиях;
значение
каждой из этих групп животных;
изучаемых животных в природе, а
места
обитания,
образ
жизни
и также в хозяйственной деятельности
поведение
тех животных,
которые человека;
знакомы учащимся;
- основные
требования
ухода за
- названия
некоторых
наиболее
домашними
и некоторыми
сельстипичных представителей изученных
кохозяйственными
животными
групп
животных,
особенно
тех, (известными учащимся).
которые широко распространены в
местных
условиях;
значение
изучаемых животных в природе, а
также в хозяйственной деятельности
человека;
- основные
требования
ухода за
домашними
и некоторыми
сельскохозяйственными
животными
(известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных (в
- узнавать изученных животных (в
иллюстрациях,
кинофрагментах,
иллюстрациях,
кинофрагментах,
чучелах, живых объектах);
чучелах, живых объектах);
- кратко рассказывать об основных
- проводить
несложный
уход за
чертах
строения
и образа
жизни некоторыми сельскохозяйственными
изученных животных;
животными
(для
сельских
- устанавливать взаимосвязи между
вспомогательных
школ)
или
животными и их средой обитания:
домашними
животными
(птицы,
приспособления к ней, особенности
звери, рыбы), имеющимися у детей
строения
организма
и поведения
дома; рассказывать о своих питомцах
животных;
(их породах, поведении и повадках).
- проводить
несложный
уход за
некоторыми сельскохозяйственными
животными
(для
сельских
вспомогательных
школ)
или
домашними
животными
(птицы,
звери, рыбы), имеющимися у детей
дома; рассказывать о своих питомцах
(их породах, поведении и повадках).
9 класс
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны знать:
- названия, строение и расположение
- влияние физических нагрузок на
основных
органов
организма
человека;
элементарное
представление
о
функциях основных органов и их
систем;
- влияние физических нагрузок на
организм;
вредное
влияние
курения
и
алкогольных напитков на организм;
- основные
санитарно-гигиенические
правила.
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о
строении и функциях человеческого
организма в повседневной жизни с целью
сохранения и укреплениясвоею здоровья;
соблюдать
санитарногигиенические правила.
организм;
вредное
влияние
курения
и
алкогольных напитков на организм;
- основные
санитарно-гигиенические
правила.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать
гигиенические правила.
санитарно-
5. Базовые учебные действия
Личностные учебные действия: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться
школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и
результатам их деятельности; активно включаться в
общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно- историческому
наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия: вступать и поддерживать коммуникацию в разных
ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать
собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия: принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов
инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в
процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия: дифференцированно воспринимать
окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные
логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
III.
Содержание учебной дисциплины
7 класс
Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
№
1
2
3
4
5
6
7
Тема раздела
Введение
Общее знакомство с цветковыми растениями
Многообразие бесцветковых растений
Многообразие цветковых растений
Бактерии
Грибы
Практические работы
Итого:
Количество
часов
2ч
20 ч
6ч
28 ч
2ч
2ч
8ч
68 ч
8 класс
Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
№
Тема раздела
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
Введение
Черви
Насекомые
Рыбы
Земноводные и пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
Сельскохозяйственные животные
Итого:
1ч
4ч
7ч
8ч
6ч
16 ч
17 ч
9ч
68 ч
9 класс
Рабочая программа по биологии рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема раздела
Введение
Общий обзор организма человека
Опорно – двигательная система
Кровеносная система
Дыхательная система
Пищеварительная система
Выделительная система
Кожа
Нервная система
Органы чувств
Охрана здоровья человека
Итого:
Количество
часов
1ч
2ч
13 ч
8ч
5ч
13 ч
2ч
5ч
7ч
6ч
4ч
68 ч
Содержание учебного предмета
7 класс «Биология. Растения. Грибы. Бактерии»
1. Введение (2 ч)
Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания). Значение растений и их
охрана.
2. Общее знакомство с цветковыми растениями (20 ч).
Общее понятие об органах цветкового растения. Строение цветка. Понятие о соцветиях.
Опыление цветков. Образование плодов и семян.Разнообразие плодов: плоды сухие и
сочные. Распространение плодов и семян.Строение семени (на примере фасоли).
Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение
всхожести семян. Правила заделки семян в почву.Образование и виды корней. Корневые
системы. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней.Внешнее строение листа.
Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения. Образование
питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями. Дыхание растений.
Листопад и его значение.Строение стебля и его значение в жизни растения. Разнообразие
стеблей. Растение – целостный организм.
3. Бактерии (2 ч)Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
4. Грибы (2ч)Строение шляпочного гриба. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
5. Многообразие растительного мира (34ч)
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох
и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с
семенами). Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные
различия. Семейства однодольных и двудольных растений.
4.Практические работы (8 ч)Пересадка комнатных растений. Работы в саду. Осенняя
перекопка почвы. Подготовка сада к зиме. Весенний уход за садом.
8 класс « Животные»
1. Введение (1 ч) Разнообразие животного мира. Значение животных и их охрана.
2. Беспозвоночные животные (11 ч)
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
Черви Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ
передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Насекомые Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду,
местам обитания, питанию.
3. Позвоночные животные (56 ч)
Общие признаки позвоночных животных.Наличие позвоночника и внутреннего скелета.
Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Рыбы Общие признаки рыб. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Речные и морские
рыбы.Рыболовство
Земноводные Общие признаки земноводных на примере лягушки.Место обитания, образ жизни.
Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития).
Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего
вида и образа жизни. Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб.
Польза земноводных и их охрана.
Пресмыкающиеся Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание.
Размножение пресмыкающихся (цикл развития). Разнообразие пресмыкающихся (ящерицы,
змеи, черепахи, крокодилы)
Птицы Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности
размножения: кладка яиц и выведение птенцов.Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни,
питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие,
оседлые).
Млекопитающие животные Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие
признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).
Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные
звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные.
9 класс « Человек»
1.Введение (1 ч).Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и
укреплении здоровья.
2.Общее знакомство с организмом человека (2 ч). Краткие сведения о клетке и тканях человека.
Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения,
пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств.Расположение
внутренних органов в теле человека.
3.Опорно – двигательная система (13 ч). Значение опорно – двигательной системы в жизни
человека.Основные части скелета. Череп.Строение позвоночника. Роль правильной посадки и
осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Соединения костей.Сустав,
его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, переломкостей. Первая
доврачебная помощь при этих травмах. Основные группы мышц. Работа мышц. Утомление
мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение
физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
4. Кровеносная система (8ч).Кровеносная система человека. Кровь, ее состав и значение.
Кровеносные сосуды. Сердце. Работа сердца. Круги кровообращения. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств
на сердечно- сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении.
5.Дыхательная система (5ч). Значение дыхания. Органы дыхания человека. Гигиена дыхания.
Болезни органов дыхания и их предупреждение. Влияние никотина на органы дыхания.
6.Пищеварительная система (13ч).Значение пищи для человека. Пищевые продукты.
Витамины. Органы пищеварения. Строение и значение зубов, уход, лечение. Изменение пищи во
рту под действием слюны. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Значение приготовления
пищи. Нормы питания. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит,
дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных
привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
7. Выделительная система (2ч). Органы образования и выделения мочи Внешний вид почек, их
расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных
заболеваний.
8. Кожа (5 ч).Значение и строение кожи. Закаливание организма. Оказание первой помощи при
перегревании, ожогах, обморожении.Уход за волосами и ногтями
9. Нервная система (7ч).Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг,
нервы). Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на нервную систему.
10. Органы чувств (6ч). Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов
зрения человека. Гигиена зрения. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха,
предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния, вкуса.
11. Охрана здоровья человека в Российской Федерации (1 ч) Охрана здоровья человека.
Гигиена.
IV.
Оценка
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по биологии
Базовый уровень
Оценка «5» ставится ученику, если
обнаруживает понимание материала,
может с помощью учитель обосновать,
самостоятельно сформулировать ответ,
привести примеры,
допускает единичные ошибки, которые
исправляет.
«4»
«3»
Оценка «4» ставится, если ученик
дает ответ в целом
правильный, но допускает
неточности и исправляет их с
помощью учителя
Оценка «3» ставится, если
ученик обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но
излагает
материал неполно, и
непоследовательно,
затрудняется
самостоятельно подтвердить примерами,
делает это с помощь учителя, нуждается в
постоянной
помощи учителя.
Минимально необходимый
уровень
Оценка «5» ставится ученику, если
обнаруживает
понимание материала,
может с помощью учитель обосновать,
самостоятельно
сформулировать
ответ,
привести примеры,
допускает единичные ошибки, которые
исправляет с помощью
учителя
Оценка «4» ставится, если ученик
дает ответ в целом
правильный, но допускает
неточности и исправляет их с
помощью учителя
Оценка «3» ставится, если
ученик обнаруживает частичное знание и
понимание основных положений данной
темы, но излагает материал неполно, и
непоследовательно,
затрудняется
самостоятельно подтвердить примерами,
делает это с помощь учителя, нуждается в
постоянной
помощи учителя.
V. Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ п/п
1.
Тема урока
Введение. Растения
вокруг нас.
Значение растений и их
охрана.
Количество Виды деятельности науроке
часов
1
Выявление знаний
обучающихся по даннойтеме.
Беседа с опорой на
иллюстративный материал.
Беседа, рассказ, презентация
демонстрация гербария,работа
с учебником, записи и
зарисовки в тетради, ответы на
вопросы.
Домашнее
задание
Стр. 5 – 8,
вопросы.
2.
Общее знакомство с
цветковыми растениями.
Строение растения.
1
Выявление знаний
обучающихся по даннойтеме.
Беседа с опорой на
иллюстративный материал.
Беседа, рассказ, презентация
демонстрация гербария,работа
с учебником, записи и
зарисовки в
тетради, ответы на
вопросы.
Стр. 14 – 16,
вопросы.
3.
Цветок. Строение
цветка
1
Стр. 16 – 19,
вопросы
4.
Виды соцветий. (зонтик,
колос,корзинка).
1
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовкии
записи в тетради, чтение текста,
ответы на вопросы.
Презентация.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовкии
записи в тетради, чтение текста,
ответы на вопросы.
Презентация.
5.
Опылениецветков.
1
Беседа, рассказ, презентация. ,
Зарисовкии записи в тетради,
чтение текста, ответы на
вопросы.
Стр. 21 – 24,
вопросы
6.
Плоды. Разнообразие
плодов.
Стр. 24 –28,
вопросы
7.
Размножение
растений семенами.
Распространение плодов и
семян.
1
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовкии
записи в тетради, чтение текста,
ответы на вопросы.
Презентация.
Беседа, рассказ,
презентация., Зарисовкии
записи в тетради, чтение текста,
ответы навопросы.
8.
Семя. Внешний вид и
строение семени фасоли.
Лабораторная
работа.
1
Строение семени
пшеницы. Лабораторная
работа.
1
9.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовкии
записи в тетради, чтение текста,
ответы на вопросы.
Презентация.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовкии
записи в тетради,
чтение текста, ответы на
вопросы. Презентация.
Стр. 19 – 21,
вопросы
Стр. 28 – 31
вопросы
Стр. 31– 35,
вопросы
Стр. 35 – 37,
вопросы
10.
Условия, необходимые
для прорастания
семян.
1
Практическая
работа.Опреде
ление всхожести
семян.
1
12.
Правила
заделки семянв почву.
1
13.
Корень. Видыкорней.
1
14.
Корневые системы.
1
15.
Значениекорня.
Видоизменение корней.
1
11.
№ Тема урока
п/н
1.
Лист. Внешнее строение
листа.
2.
3.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовкии
записи в тетради, чтение текста,
ответы на вопросы.
Презентация.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовкии
записи в тетради, чтение текста,
ответы на вопросы.
Стр. 37 – 40,
вопросы
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовкии
записи в тетради, чтение текста,
ответы на вопросы.
Презентация.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовкии
записи в тетради, чтение текста,
ответы на
вопросы. Презентация.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовкии
записи в тетради, чтение текста,
ответы на вопросы.
Презентация.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовкии
записи в тетради, чтение текста,
ответы на вопросы.
Презентация.
Стр. 41 -44,
вопросы
2 четверть
Виды
Количество
деятельностина уроке
часов
1
Из каких веществсостоит
растение.
1
Образование органических
питательных веществ в листьях,
растении.
1
Беседа, работа сучебником,
практическая работа,
презентация.
Беседа, рассказ,демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтениетекста, ответы
на вопросы.
Беседа, рассказ,демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтениетекста, ответы
на вопросы.
Стр. 41– 44,
вопросы
Стр. 44 – 47,
вопросы
Стр. 47 – 49,
вопросы
Стр. 49 – 51,
вопросы
Домашнее
задание
Стр. 54 – 57,
вопросы.
Стр. 57 – 58,
вопросы.
Стр. 58 – 62,
вопросы.
4.
Испарениеводы
листьями,назначение
этого
явления. Демонстрация
опытов: Испарение воды
листьями.
1
Беседа, рассказ,демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтениетекста, ответы на
вопросы.
Стр. 62 – 65,
вопросы.
5.
Дыхание растений.
1
Стр. 65 – 68,
вопросы.
6.
Листопад и егозначение.
1
Беседа, рассказ,демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтениетекста, ответы
на вопросы.
Беседа, рассказ,демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтениетекста, ответы
на вопросы.
7.
Стебель.
Строение стебля на примере
липы.
1
Стр. 71 – 73,
вопросы.
8.
Значение стебля вжизни
растения.
1
9.
Разнообразиестеблей.
1
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовки и
записи в тетради, чтениетекста,
ответы
на вопросы.
Беседа, рассказ,демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтениетекста, ответы
на вопросы.
Беседа, рассказ,демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение
текста, ответына вопросы.
10
Повторение и закрепление темы 1
«Стебель»
Беседа, рассказ,демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтениетекста, ответы на
вопросы.
Повторение.
11.
Растение —целостный
организм.
1
Стр. 79 – 80,
вопросы
12.
Взаимосвязь всехорганов.
1
Беседа, рассказ,демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтениетекста, ответы
на вопросы.
Беседа, рассказ,демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение
текста, ответына вопросы.
13.
Связь растений организма со
средой обитания.
1
Беседа, рассказ,демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение
текста, ответына вопросы.
Ответы на
вопросы.
14.
Практическая
работа. Растение –
целостныйорганизм.
1
Зарисовки и
записи в
тетради, чтениетекста, ответы
на вопросы.
Практическая
работа.
Стр. 68 – 71,
вопросы.
Стр. 73– 76,
вопросы.
Стр. 76 – 79,
вопросы.
Стр. 80 – 81,
вопросы.
15.
Самостоятельная работа. Тесты. 1
Потеме : цветковые
растения.
Тесты по теме :цветковые
растения.
Повторение.Т
есты.
16.
Повторно – обобщающий урокпо 1
теме: Растение
– целостныйорганизм.
Тесты, ответына вопросы.
Повторение.
Многообразие
растительного мира.
Деление растений на
группы.
Мхи. Понятие о мхекак
многолетнем растении.
1
3.
Папоротники.
Многолетние
травянистые
растения.
1
4.
Голосеменные. Сосна
и ель — хвойные
деревья.
1
5.
Покрытосеменныеили
цветковые.
1
6.
Однодольные
покрытосеменные
цветковые растения.
1
7.
Злаковые. Общие
признаки злаковых.
1
8.
Хлебные злаковые
культуры.
1
1.
2.
1
3 четверть
Беседа, работа с учебником,
практическая работа,
презентация.
Беседа, рассказ,
демонстрация,
презентация
.Зарисовки и записи в
тетради, чтение текста,ответы на
вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на вопрос,
презентация
Беседа, рассказ,
демонстрация.
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Беседа, рассказ,
презентация,
демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Беседа, рассказ,
презентация,
демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Беседа, рассказ,
презентация,
демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация,
презентация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Стр. 84 – 86,
вопросы.
Стр. 86 – 88,
вопросы.
Стр. 88 – 90,
вопросы.
Стр. 90 – 94,
вопросы.
Стр. 94 – 96,
вопросы.
Стр. 96 – 97,
вопросы.
Стр. 97 – 98,
вопросы.
Стр. 98 – 103,
вопросы.
9.
Выращивание
зерновых.
1
10.
Использование злаков
в народномхозяйстве.
1
11.
Лилейные. Общие признаки 1
лилейных.
12.
Цветочнодекоративные
лилейные.
1
13.
Овощные лилейные.Лук.
Чеснок.
1
14.
Лабораторная
работа.
Строение луковицы.
1
15.
Дикорастущие
лилейные.Ландыш.
1
16.
Двудольные
1
покрытосемен
ные
растения.Пасленовые.
Общие признаки
пасленовых.
Беседа, рассказ,
демонстрация,
презентация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация,
презентация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация,
презентация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация,
презентация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация,
презентация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Презентация.
Беседа, рассказ,
демонстрация,
презентация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Презентация.
Беседа, работа с
учебником, Зарисовкии записи
в тетради, чтение текста,
ответы на вопросы
практическая работа,
презентация.
Стр. 103 – 107,
вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация,
презентация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Стр. 122– 123,
вопросы.
Стр. 107 – 110,
вопросы.
Стр. 110 – 111,
вопросы.
Стр. 111 – 116,
вопросы.
Стр. 116 – 121,
вопросы.
Стр. 121 – 122,
вопросы.
Стр.120 – 122,
вопросы.
17.
Дикорастущ
ие пасленовые.Паслен.
1
18.
Овощные и
технические
пасленовые.Картофель.
1
19.
Лабораторная
работа. Строение
клубня картофеля.
1
20.
Выращивание
картофеля.
1
1.
Овощные пасленовые.
Томат.
1
Овощные пасленовые.
Баклажан и перец.
1
Цветочно –
декоративные
пасленовые.
1
Бобовые. Общие
признаки
бобовых.
1
5.
Пищевые
бобовые
растения.
1
6.
Кормовые бобовые
растения
1
7.
Розоцветные. Общие
признакирозоцветных.
1
2.
3.
4.
Беседа, рассказ,
демонстрация,
презентация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация,
презентация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация,
презентация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
Лабораторная работа
Беседа, рассказ,
демонстрация,
Зарисовки и записи в тетради,
чтение текста,ответы на
вопросы.
4 четверть
Беседа, работа с учебником,
карточки, практическая
работа, презентация
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовки и
записи в тетради, чтение
текста, ответы на вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовки и
записи в тетради, чтение
текста, ответы на вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация. Зарисовки и
записи в тетради, чтение
текста, ответы на вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовки и
записи в тетради, чтение
текста, ответы на вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовки и
записи в тетради, чтение
текста, ответы на вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовки и
записи в тетради, чтение
текста, ответы на вопросы.
Стр. 123 – 124,
вопросы
Стр. 124 – 126,
вопросы.
Тесты, вопросы.
Стр. 126 – 131,
вопросы.
Стр. 131 –
134, вопросы.
Стр. 131 –
134, вопросы
Стр. 131 –
134, вопросы.
Стр. 131 –
134, вопросы
Стр. 131 –
134, вопросы
Стр. 131 –
134, вопросы
Стр. 131 –
134, вопросы
8.
1
Плодово – ягодные
розоцветные. Яблоня,груша.
9.
Сложноцветные. Общие
признаки
сложноцветных.
1
10.
Пищевые
сложноцветные.
Подсолнечник.
1
11.
Цветочно –
декоративные
сложноцветные.
Календула.
1
12.
Маргаритки и
георгин –
многолетние
цветочно –
декоративные
сложноцветные.
Уход за
комнатными
растениями.
1
Повторно –
обобщающий урокпо
теме: Растения
вокруг нас.
Самостоятельная
работа. Растениявокруг
нас.
Практическая
работа. Весенняя
обработка почвы.
Практическая
работа. Весенняя
обработка почвы.
1
13.
14.
15.
16.
17.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовки и
записи в тетради, чтение
текста, ответы на вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовки и
записи в тетради, чтение
текста, ответы на вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовки и
записи в тетради, чтение
текста, ответы на вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовки и
записи в тетради, чтение
текста, ответы на вопросы.
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовки и
записи в тетради, чтение
текста, ответы на вопросы.
Стр. 131 –
134, вопросы
Стр. 131 –
134, вопросы
Стр. 131 –
134, вопросы
Стр. 131 –
134, вопросы
Стр. 131 –
134, вопросы
1
Беседа, рассказ,
демонстрация, Зарисовки и
записи в тетради, чтение
текста, ответы на вопросы.
Презентация.
Беседа по темам, презентация.
кроссворды, тесты. Зарисовки
и записи в
тетради.
Тесты, ответы на вопросы.
1
ТБ, работа на участке.
Повторение.
1
ТБ, работа на участке.
Повторение.
1
Стр. 131 –
134, вопросы
Повторение.
Повторение.
8 класс
№
урока
п/п
№
темы
Тема урока
1.
Введение (1 час)
2.
Многообразие животного мира.
Значение животных и их охрана
Беспозвоночные животные (11 часов)
1.
Общие признаки
беспозвоночных животных,
1.
2.
№
урока
в
теме
1.
Планируемая
дата
проведения
урока
Фактическая
дата
проведения
урока
Эксперимент, материально-техническое
оснащение урока
1.09-7.09
сентябрь
Иллюстрации разнообразных животных
1.09-7.09
сентябрь
Иллюстрация червей, пиявок,14,25
общие признаки червей
3.
2.
Внешний вид дождевого червя,
образ жизни,питание, дыхание,
способ передвижения.
08.09-14.09
сентябрь
Дождевой червь,7,25
4.
3.
Круглые черви — паразиты
человека.
08.09-14.09
сентябрь
Иллюстрация круглых червей,правила
гигиены в виде опорных схем 13,14,25
5.
4.
Общие признаки насекомых.
Внешнее строение и образ
жизни насекомых
15.09-21.09
сентябрь
Презентация «Мир насекомых»
6.
5.
Бабочка- капустница.Внешнее
строение, образ жизни, питание,
дыхание, способ передвижения.
15.09-21.09
сентябрь
Иллюстрации и экземпляры бабочкикапустницы 7,14,25
7.
6.
Яблонная плодожорка.Внешнее
строение, образ жизни, питание,
дыхание, способ передвижения.
22.09-28.09
сентябрь
Иллюстрации и экземпляры яблонной
плодожорки 7 ,14,25
8.
7.
Майский жук.Внешнее
строение, образ жизни, питание,
дыхание, способ передвижения.
22.09-28.09
сентябрь
Табл. «строение майского жука»,планописание,14,25
9.
8.
Комнатная муха.Внешнее
строение, образ жизни, питание,
дыхание, способ передвижения.
29.09-5.10
октябрь
Иллюстрации и экземпляры комнатной
мухи,11,25
10
9.
Медоносная пчела.Внешнее
строение, образ жизни, питание,
дыхание, способ передвижения.
29.09-5.10
октябрь
Иллюстрации и экземпляры пчелы, ульев
10,11 ,25
11.
10.
Разведение тутового
шелкопряда. Значение
одомашненных насекомых в
народном хозяйстве и уход за
ними.
06.10-12.10
октябрь
Иллюстрации и экземпляры тутового
шелкопряда 14,25
12.
11.
Беспозвоночные (обобщение)
06.10-12.10
октябрь
3.
13.
Позвоночные животные (46 часов)
1.
Общие признаки позвоночных
животных. Общие признаки
рыб
13.10-19.10
октябрь
Презентация « Мир рыб»
14.
2.
Внешнее строение и скелет рыб
13.10-19.10
октябрь
Иллюстрации разнообразных рыб,модель
скелета рыб 18,25
15.
3.
Внутреннее строение рыб
Экземпляр внутреннего строения рыбы,18,25
16.
4.
Размножение рыб
17.
5.
Речные рыбы. Морские рыбы.
18.
6.
Жизнедеятельность
аквариумных рыб, забота и уход
за ними.
20.10-26.10
октябрь
20.10-26.10
октябрь
27.10-02.11
ноябрь
27.10-02.11
ноябрь
19.
7.
Рыболовство и рыбоводство.
Рациональное использование
рыб
10.11-16.11
ноябрь
Иллюстрация судна-тральщика, атрибуты для
игры. 18,25
20.
8.
Общие признаки земноводных.
Среда обитания и внешнее
строение лягушки
10.11-16.11
ноябрь
Иллюстрация и макет лягушки 7,14,25
21.
9.
Внутреннее строение
земноводных
17.11-23.11
ноябрь
Препарат вскрытой лягушки 7,14,25
22.
10
Размножение и развитие
лягушки
17.11-23.11
ноябрь
Табл. «Схема развития лягушки» 14,25
23.
11.
Общие признаки
пресмыкающихс. Среда
обитания и внешнее строение
пресмыкающихся
24.11-30.11
ноябрь
Иллюстрации пресмыкающихся,опорные
схемы 14,25
24.
12.
Внутреннее строение
24.11-30.11
Табл. «Внутреннее строение ящерицы» 6, 7,
Схема развития рыб 18,25
Иллюстрации разнообразных рыб 18,25
Аквариум,принадлежности для чистки
аквариума.
пресмыкающихся
Ноябрь
13, 25
25.
13.
Размножение и развитие
пресмыкающихся
01.12-07.12
декабрь
Иллюстрация пресмыкающихся,14,25
26.
14.
Общие признаки птиц.
Особенности внешнего
строения птиц
01.12-07.12
декабрь
Презентация « Мир птиц»
27.
15.
Наблюдение за птицами,
обитающими в нашей
местности.
08.12-14.12
декабрь
28.
16.
Особенности скелета птиц
Табл. «Скелет птицы»
29.
17.
Особенности внутреннего
строения птиц
08.12-14.12
Декабрь
15.12-21.12
декабрь
30.
18.
Размножение и развитие птиц.
Табл. «Строение яйца птицы» 11,25
31.
19.
Птицы, кормящиеся в воздухе
32.
20.
Птицы леса и их особенности.
33.
21.
Хищные птицы и их
особенности.
15.12-21.12
Декабрь
22.12-28.12
декабрь
22.12-28.12
декабрь
13.01-19.01
январь
34.
22.
Птицы пресных водоѐмов и
болот.
13.01-19.01
январь
Иллюстрации «Утки,цапли» 12,25
35.
23.
Птицы , обитающие вблизи
жилья человека.
20.01-26.01
январь
Иллюстрации голубей,воробьѐв,трясогузок11,25
36.
24.
Нелетающие птицы и
особенности их
жизнедеятельности.
20.01-26.01
январь
Иллюстрация страусов,пингвинов 12,25
37.
25.
Птицы зимой. Значение птиц в
жизни человека.
27.01-02.02
февраль
38.
26.
Потомство птиц. Строение яйца
курицы.
27.01-02.02
февраль
Иллюстрации птенцов
39.
27.
Домашние куры. Содержание,
кормление и разведение кур
03.02-09.02
февраль
Иллюстрации различных пород кур
40.
28.
Домашние утки и гуси.
Содержание, кормление и
разведение гусей, уток на
птицефермах.
03.02-09.02
Февраль
Иллюстрации уток и гусей 12,25
41.
29.
Птицеводство. Выращивание
цыплят.
10.02-16.02
февраль
Иллюстрации цехов птицефабрики, 12,25
42
30
Птицы нашего края. Охрана
птиц.
10.02-16.02
февраль
43
31
Общие признаки
млекопитающих. Внешнее
строение млекопитающих.
17.02-23.02
февраль
Презентация «Млекопитающие»
44
32
Особенности скелета и нервной
системы млекопитающих.
17.02-23.02
февраль
Иллюстрации скелета
млекопитающих,опорные схемы,14,25
45
33
Внутренние органы
млекопитающих.
24.02-02.03
март
Иллюстрации и экземпляры тутового
шелкопряда11,25
46
34
Общие признаки грызунов.
Внешний вид и отличительные
особенности .
24.02-02.03
март
Иллюстрации разнообразных грызунов,14,25
47
35
Значение грызунов в природе и
жизни человека.
03.03-09.03
март
Иллюстрации мыши-полѐвки,ласки ,
Общие признаки
зайцеобразных, черты сходства
и различия между типами и
кроликами.
03.03-09.03
март
Иллюстрации заяц-беляк,
Разведение домашних кроликов.
10.03-16.03
март
Иллюстрации различных пород кроликов
48
49
36
37
Табл. «Внутреннее строение птиц»11,12,25
Иллюстрации стрижа и ласточки 12,25
Иллюстрации птиц леса
Иллюстрации совы и орла 12,25
ондатры 14,25
заяц-русак,кролики,14,25
14,25
50
38
Общие признаки хищных зверей.
Внешний вид и отличительные
особенности.
10.03-16.03
март
Иллюстрации хищных зверей.11,12,25
51
39
Дикие пушные хищные звери.
17.03-23.03
март
Иллюстрации соболь,лесная куница,
Образ жизни, распространение
и значение пушных зверей.
лисица,ласка 11,25
52
40
Разведение норки на
зверофермах.
04.04-10.04
апрель
Иллюстрации норки,ласки 11,25
53
41
Домашние хищные звери. Уход
за ними.
04.04-10.04
Апрель
Иллюстрации различных пород кошек и
собак,рисунки уч-ся
54
42
Млекопитающие: общие
признаки и отличительные
особенности.
11.04-17.04
апрель
55.
43
Общие признаки ластоногих.
Отличительные особенности,
распространение и значение.
11.04-17.04
Апрель
Иллюстрации кит,дельфин, 11,25
56.
44
Растительноядные животные
дикие и домашние. Общие
признаки растительноядных
животных.
18.04-24.04
апрель
Иллюстрации парнокопытных.кабан,
лось 13,25
57.
45
Дикие растительноядные
животные. Характеристика
животных, распространение,
значение и охрана их.
18.04-24.04
апрель
Иллюстрации
непарнокопытных,лошадь,зебра,осѐл.13,14,25
58.
46
Приматы. Общая
характеристика и образ жизни.
25.04-01.05
апрель
Иллюстрации приматов
4.
59.
7
Селскохозяйственные млекопитающие (10 часов)
1.
Млекопитающие нашего края.
25.04-01.05
апрель
Иллюстрация различных пород коров,
молочных продуктов
60.
2.
Сельскохозяйственные
травоядные животные: корова.
02.05-08.05
май
61.
3.
Содержание коров на фермах и
выращивание телят.
02.05-08.05
май
Иллюстрации различных пород овец,
изделий из шерсти.25
62.
4.
Сельскохозяйственные
травоядные животные: овцы и
их содержание.
09.05-15.05
май
Иллюстрации верблюдов 7,25
63.
5.
Сельскохозяйственные
травоядные животные:
верблюды и их содержание.
09.05-15.05
май
Иллюстрации северных оленей 11,25
64.
6.
Всеядные
сельскохозяйственные живот
ные — северные олени и их
содержание.
16.05-22.05
Май.
Иллюстрации различных пород свиней,11,25
65.
7.
Домашние свиньи и уход за
ними.
16.05-22.05
май
Иллюстрации различных пород лошадей,7,25
66.
8.
Домашние лошади и их
содержание.
23.05-29.05
Май
67.
9.
Млекопитающие.Сельскохозяй
23.05-29.05
май
ственные животные.
68.
10
В мире животных.
23.05-29.05
май
9 класс
№
урока
п/п
№
темы
1.
№
урока
в теме
1.
2.
2.
3.
3.
2.
5.
Планируемая
дата
проведения
урока
Фактическая
дата
проведения
урока
Эксперимент, материальнотехническое оснащение урока
Общий обзор организма человека (3 часа)
1.
4.
Тема урока
Человек-биосоциальное
существо.Место
человека
среди млекопитающих.
Организм человека.Органы
и системы органов.
Клетка.Органоиды клетки.
Опора тела и движение (15 часов)
1.
Значение
опорнодвигательной
системы
человека.
2.
Состав и строение костей.
1.09-7.09
сентябрь
1.09-7.09
сентябрь
08.09-14.09
сентябрь
Табл.
«Системы
органов »26,28
Табл.
«Строение
клетки», 22,26
08.09-14.09
сентябрь
Медиафайлы 28,22
15.09-21.09
сентябрь
15.09-21.09
сентябрь
22.09-28.09
сентябрь
Табл. «Строение кости
» 2,6
Табл.
«Скелет
человека» 22,26
Табл.
«Скелет
человека» 26
22.09-28.09
сентябрь
29.09-5.10
октябрь
6.
3.
Скелет головы:череп.
7.
4.
8.
5.
9.
6.
Скелет человека: грудная
клетка; тазовые кости ;
позвоночник.
Скелет верхних и нижних
конечностей.
Подвижные и неподвижные
соединения костей.
10
7.
Первая помощь при ушибах
вывихах и растяжениях.
29.09-5.10
октябрь
Табл.
«Скелет
человека»26
Табл. «Подвижные и
неподвижные
соединения
костей.»,
модели
соединения
костей ,22
Средства
первой
медицинской помощи
11.
8.
06.10-12.10
октябрь
Рисунки уч-ся,опорные
схемы,22,26
12.
9.
06.10-12.10
октябрь
Табл.
человека»26
13.
10
11.
15.
12.
Работа мышц.
16.
13.
Осанка и здоровье человека
13.10-19.10
октябрь
13.10-19.10
октябрь
20.10-26.10
октябрь
20.10-26.10
октябрь
20
14.
Вредное влияние курения и
алкоголя
на
опорнодвигательную систему.
Опорно-двигательная
система и еѐ значение для
человека.
Опорно-двигательная
система.
Основные группы мышц
17.
18.
3.
19.
Значение
физических
упражнений и правильного
формировыания
скелета
мышц
15.
Опорно-двигательная
система человека.
Кровь и кровообращение (7 часов)
1.
Значение крови и еѐ состав
14.
20.
2.
Строение и работа сердца
21.
3.
22.
4.
23.
5.
Кровеносные сосуды. Круги
кровообращения.
Подсчѐт частоты пульса в
спокойном состоянии и при
физической
нагрузке.
Измерение
артериального
давления.
Предупреждение
заболеваний
сердца
и
27.10-02.11
ноябрь
«Скелет
Табл.
«Мышцы
человека» 22,26
Табл.
«Мышцы
человека» 26
Табл.
«Осанка
человека» , «Скелет
стопы» 28
Фотографии различных
физических
упражнений 22,26
27.10-02.11
ноябрь
Иллюстр.больницы,
названия болезней ОДА
10.11-16.11
ноябрь
10.11-16.11
ноябрь
17.11-23.11
ноябрь
17.11-23.11
ноябрь
Табл.
«Круги
кровообращения» 22,26
Макет сердца,22,26
24.11-30.11
ноябрь
Фотографии различных
видов спорта,26
Схема кровообращения
22,26
Точки
определения
пульса, тонометр
24.
6.
сосудов
Вредное влияние курения и
употребления
спиртных
напитков на сердце и сосуды
24.11-30.11
ноябрь
25.
7.
Первая
помощь
кровотечениях.
01.12-07.12
декабрь
4.
26.
при
Дыхание (8 часов)
1.
Органы дыхания
Строение лѐгких. Газообмен
в лѐгких и тканях
Дыхательные движения
27.
2.
28.
3.
29.
4.
Болезнь органов дыхания и
их предупреждения
30.
5.
31.
6.
32.
7.
Гигиена
дыхания.
Искуственное дыхание
Состав
вдыхаемого
и
выдыхаемого
воздуха.
Определение
объѐма
грудной клетки
Охрана воздушной среды
33.
Кровеносная и дыхательная
система человека.
Пищеварение (8 часов)
1.
Значение и состав пищи.
8.
5.
34.
Табл. «Строение зуба»,
«Виды зубов» 22,26
27.01-02.02
февраль
Табл.
«Строение
внутренних органов »
26,28
03.02-09.02
Февраль
Определение
нормы
питания и расхода энергии.
10.02-16.02
февраль
Пищевые
отравления.
Вредное влияние курения и
алкоголя
на
пишеварительную систему.
12.
Пищеварительная система
человека.
Выделительная система (7 часов)
1.
Значение
выделения.Строение почек.
2.
Предупреждение
заболеваний
органов
выделительной системы.
17.02-23.02
февраль
Табл. «Полезные и
вредные
продукты
»,этикетки различных
продуктов 26
Табл. «Нормы питания
для людей различных
профессий»
Иллюстр.ядовитых
растений и грибов 26
37
5.
38.
7.
39.
8.
43
13.01-19.01
январь
20.01-26.01
январь
3.
10.
6.
Знаки охраны воздуха
28,26
Занимательный
материал,ребусы,
20.01-26.01
январь
36.
42
22.12-28.12
декабрь
13.01-19.01
январь
Значение
пищеварения.Система
органов пищеварения.
Строение и значение зубов.
Пищеварение в ротовой
полости и в желудке.
Пищеварение в кишечнике
.Всасывание
питательных
веществ. Определение белка
и крахмала в пшеничной
муке.
Гигиена и нормы питания.
Профилактика желудочнокишечных заболеваний.
2.
41
15.12-21.12
Декабрь
22.12-28.12
декабрь
Табл.
«Органы
дыхания»22,26
Табл. «Газообмен в
лѐгких и тканях»
Табл. «Газообмен в
лѐгких и тканях»26
Мат-ал для поисковой
деят-ти уч-ся,названия
болезней. 26
Правила
гигиены
дыхания
Известковая
вода,
стеклянная
трубка,
сантим. лента
Табл.
«Витамины»,иллюстр.
различных видов пищи.
2,26
Табл. «Система органов
пищеварения»22,26
35.
40
01.12-07.12
декабрь
08.12-14.12
декабрь
08.12-14.12
Декабрь
15.12-21.12
декабрь
Презентация « Влияние
курения и употребления
спиртных напитков на
сердце»
Бинты, йод, жгут, вата,2
44
3.
Значение и строение кожи.
45
4.
46
5.
Роль
кожи
в
терморегуляции.Закаливание
организма.
Первая
помощь
при
перегревании,
ожогах ,обморожении.
47
6.
Кожа
и
Выделительная
24.02-02.03
март
Медиафайлы, 22
24.02-02.03
март
03.03-09.03
март
Табл. «Выделительная
система» 22,26
Табл. «Строение почек»
22,26
03.03-09.03
март
10.03-16.03
март
Табл. «Строение кожи»
11,22
Фотографии различных
средств закаливания 26
10.03-16.03
март
Средства
помощи
17.03-23.03
первой
48
7.
7.
система.
Гигиена
кожи.Гигиенические
требования к одежде
обуви.
март
04.04-10.04
апрель
и
Нервная система (14часов)
Значение
и
строение
нервной системы.
Спинной
мозг
и
его
значение.
Иллюстр.
И
натуральные предметы
одежды и обуви и
средства
ухода
за
ними.26
04.04-10.04
Апрель
11.04-17.04
апрель
Табл.
«Строение
нервной системы»28,26
Табл.
«Строение
спинного мозга.»22,26
его
11.04-17.04
Апрель
Табл.
«Строение
головного мозга.»22,26
4.
Особенности
высшей
нервной деятельности.Речь.
18.04-24.04
апрель
53.
5.
Эмоции.Внимание и память.
18.04-24.04
апрель
54.
6.
нервной
5556.
57-58
7.
Гигиена
деятельности.
Режим дня.
Нарушения
деятельности.
нервной
25.04-01.05
апрель
25.04-01.05
апрель
02.05-08.05
Май
Иллюстрации
различных реакций на
раздражители 22
Материалы
для
тестирования свойств
внимания и памяти
Табл.
«Режим дня
подростка» , 26
Иллюстр.ядовитых
змей и пауков, 26
Табл.
«Органы
чувств.»,22
5960.
9.
Влияние курения и алкоголя на
нервную систему
02.05-08.05
май
61-62
10
Нервная система (обобщение)
09.05-15.05
май
49
1.
50
2.
51
3.
Головной
значение.
52.
63.
8.
мозг
и
Органы чувств (4 часа)
1.
Значение органов чувств.
64.
2.
Орган зрения
зрения.
65.
3.
Орган слуха и гигиена слуха.
16.05-22.05
май
66.
4.
Органы
осязания,обоняния,вкуса.
23.05-29.05
Май
67.
68.
и
гигиена
09.05-15.05
май
16.05-22.05
Май.
Охрана здоровья (2 часа)
1.
Охрана
здоровья
общество.
2.
«Наш выбор здоровье !»
и
Табл. «Строение органа
зрения»
таблица
для
определения зрения,26
Табл. «Строение органа
слуха»
стимульный материал
для
определения
слуха,26
Табл.
«Органы
чувств.»,22
Табл. «Строение органа
зрения»
таблица
для
определения зрения,26
Табл. «Строение органа
слуха»
стимульный материал
для
определения
слуха,26
Табл.
«Органы
чувств.»,22,рисунки учся
23.05-29.05
май
23.05-29.05
май
VI.