МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Принято на педсовете
Протокол заседания МО №1
протокол № 1
от «30» августа 2023 г.
____________________________
Руководитель МО __________
«30» августа 2023 г.
«Утверждаю»
Директор
/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА развития 8 вида
Русский язык 2 класс
п. Де-Кастри
2023/2024 уч. год
Пояснительная записка
*Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена на основании учебного плана для учащихся с нарушением интеллекта (
вариант I), авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В.
Воронковой. – М.: Просвещение, 2013.,
*Русский язык. Рабочие программы 1-4 классы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
*Основная образовательная программа начального общего образования.
* Учебный план образовательного учреждения на 2020-2021 учебный год, принятый педагогическим советом.
Учебники:
«Пропись», 1 класс, в 3 частях А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова издательство «Просвещение», 2018 г;
«Русский язык», 2 класс, 1,2 части Э.В. Якубовская, Я.В. Коршуновой издательство «Просвещение», 2018 г;
«Русский язык», 3 класс, 1,2 части А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская издательство «Просвещение», 2007 г;
«Русский язык», 4 класс, А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова издательство «Просвещение», 2007 г.
Словарные диктанты 2 класс, С.Ю.Кремнева издательство "Экзамен" Москва, 2012 г.
Коррекция письма на уроках 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения Л.В. Зубарева Волгоград издательство «Учитель»,
2011 г.
Контроль знаний в системе коррекционного обучения 1-4 классы Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова издательство «Дрофа» 2008 г.
Русский язык. 3 класс: занятия по развитию речи. В.П. Трушина Волгоград издательство «Учитель» 2008 г.
Промежуточная, итоговая аттестация производится в соответствии с ФГОС АОП НОО и прописана в локальных актах образовательного
учреждения.
Система оценки результатов:
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего предмета русского языка в
целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам
проверяются письменными контрольными работами (диктант, комбинированное списывание).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты по уровням усвоения учебного материала
1 класс
Минимальный уровень
- различать звуки на слух;
- писать строчные и
прописные буквы;
- списывать с рукописного
2 класс
Минимальный уровень
- дифференцировать на слух и в
произношении звонкие и
глухие, [р] - [л]. свистящие и
шипящие, твѐрдые и мягкие
3 класс
Минимальный уровень:
- различение гласных и
согласных звуков и букв;
- ударных и безударных
согласных звуков;
4
класс
Минимальный уровень
-составлять предложения, выделять
предложения из речи и текста;
- восстанавливать нарушенный порядок
слов в предложении;
текста отдельные слоги и
слова.
Достаточныйуровень
- различать звуки на слух и
в собственном
произношении;
-писать строчные и
прописные буквы;
- списывать с печатного и
рукописного текста
прочитанные и
разобранные слова и
предложения;
- писать под диктовку слова
и предложения после звукослогового проговаривания.
согласные;
- правильно обозначать их
соответствующими буквами на
письме (в сильной позиции);
- определять значение слов,
соотнося их с картинками;
- делить слова на слоги;
- группировать слова-названия
предметов и названия
действий;
- приводить в качестве
примеров слова этих
категорий:
- списывать по слогам с
рукописного и печатного
текстов;
-грамотно писать по памяти
словарные слова;
- писать под диктовку слова и
предложения из слов,
написание которых не
расходится с произношением
(8-10 слов).
Достаточныйуровень
- различать сходные по
начертанию буквы;
- называть предметы на
картинках и подбирать к ним
названия действий;
- составлять предложение по
действию или по картинке с
помощью учителя;
- списывать по слогам слова с
рукописного и печатного
текстов;
- составлять буквенную схему
слои типа шар, суп, Мила;
-оппозиционных согласных по
звонкости-глухости, твердостимягкости;
- деление слов на слоги для
переноса;
- списывание по слогам и
целыми словами с рукописного
и печатного текста с
орфографическим
проговариванием;
- запись под диктовку слов и
коротких предложений (2-4
слова) с изученными
орфограммами;
- обозначение мягкости и
твердости согласных звуков на
письме гласными буквами и
буквой Ь (после
предварительной отработки);
- дифференциация и подбор
слов, обозначающих предметы,
действия, признаки;
- составление предложений,
восстановление в них
нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию
сюжетных картинок;
- выделение из текста
предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы
текста и выбора заголовка к
нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв; характеристика гласных и
согласных звуков с опорой на
образец и опорную схему;
- анализировать слова по звуковому
составу; - различать гласные и
согласные, сходные согласные, гласные
ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове
по количеству гласных, делить слова на
слоги, переносить части слова при
письме;
- списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (30 -35слов),
включающий изученные орфограммы.
Достаточный уровень
-различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных
звуков с опорой на образец и опорную
схему;
- списывание рукописного и печатного
текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста.
- составление и распространение
предложений, установление связи между
словами с помощью учителя.
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чѐм идет
речь), выбор одного заголовка из
нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из
составленного текста после его анализа.
- алфавит.
- делить слова на слоги;
- писать под диктовку буквы,
слоги и слова (из 3—4 букв),
написание которых не
расходится с произношением (6
слов).
- списывание рукописного и
печатного текста целыми
словами с орфографическим
проговариванием;
- запись под диктовку текста,
включающего слова с
изученными орфограммами (3035 слов);
- дифференциация и подбор
слов различных категорий по
вопросу и грамматическому
значению (название предметов,
действий и признаков);
- составление и распространение
предложений, установление
связи между словами с
помощью учителя, постановка
знаков препинания в конце
предложения (точка,
вопросительный и
восклицательный знак);
- деление текста на
предложения;
выделение темы текста (о чѐм
идет речь), выбор одного
заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
-самостоятельная запись 3-4
предложений из составленного
текста после его анализа.
Содержание программы
2 класс
Повторение
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение. Постановка знака ударения. Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Слова с буквами и и й, их
различение. Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р-л, б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с), свистящие и шипящие, их различение на слух и в
произношении. Написание слов с этими согласными. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные твердые и мягкие, их
различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце
слова.
Слово
Слова, обозначающие предметы (называние предметов и различение их по вопросам кто? что?; называние одного предмета и нескольких
одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы); различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье,
ножки); сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван); различение слов по их
отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Слова, обозначающие действия (называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?; группировка действий по признаку их
однородности (кто как голос подает, кто как передвигается); различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); умение
согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы).
Предлог как отдельное слово (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Построение простого предложения. Выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце
предложения.
Связная письменная речь
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем). Составление
подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание
Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выполнение с помощью учителя письменных
упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем
орфографического проговаривания. Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится
с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв. Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д. Составление под руководством учителя из букв разрезной
азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Устная речь
Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным
картинкам, на предложенную тему. Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений.
Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий. Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).
Тематическое планирование
Русский язык 3 ч в неделю (72 часа)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема урока
Повторение 9 ч
Предложение. Предложение и его схема.
Построение простого предложения. Составление предложений из 2-3 слов.
Распространение предложений. Слово.
Составление предложений по картинке, вопросу.
Составление предложений с данным словом.
Уметь заканчивать начатое предложение.
Звуки и буквы.
Различие звуков и букв.
Вводный диагностический диктант «Звуки и буквы»
Звуки и буквы 37 ч
Гласные, согласные звуки и буквы.
Слова, которые различаются одним звуком, количеством и последовательностью звуков.
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
Ударение в словах. Выделение ударного гласного в слове.
Деление слов на слоги.
Гласные в образовании слогов.
Перенос слов по слогам.
Деление слов со звуками И-Й на слоги.
Различение Л-Р.
Различение Б-П.
Различение В-Ф.
Различение Г-К.
Различение Д-Т.
Различение звонких и глухих согласных.
Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные»
Контрольное списывание.
Различие З-С.
Различие Ж-Ш.
Различие Ч-Щ.
Шипящие и свистящие согласные.
Различия шипящих и свистящих согласных.
Контрольная работа «Свистящие и шипящие согласные»
Буква Е в начале слова или слога.
Буква Ё в начале слова или слога.
Буква Ю в начале слова или слова.
Буква Я в начале слова или слога.
Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.
Гласные Ы-И после твѐрдых и мягких согласных.
Гласные О-Ё после твѐрдых и мягких согласных.
Гласные У-Ю после твѐрдых и мягких согласных.
Гласные А-Я после твѐрдых и мягких согласных.
Гласная Е после мягких согласных.
Различия твѐрдых и мягких согласных.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
42.
43.
44.
Мягкий знак (ь) на конце слова, как показатель мягкости согласного.
Письмо слов с мягкими согласными на конце.
Различение твѐрдых и мягких согласных на конце слов.
1
1
1
45.
Контрольный диктант «Слова с буквами И,Е,Ё,Ю,Я в начале слова и после гласных».
1
1
47.
48
49.
50.
51.
Контрольное списывание по теме: «Твердые и мягкие согласные на конце слов»
Слово 24 ч
Предмет и его название.
Названия предметов, отвечающие на вопрос что?
Названия частей предмета.
Различай сходные предметы и их названия.
Обобщающее слово для группы однородных предметов.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?
Обобщающее слово для группы однородных предметов.
Различай слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
Контрольный диктант по теме: «Названия предметов, отвечающих на вопрос, кто?, что?»
Различай слова, обобщающие один и несколько одинаковых предметов.
Большая буква в именах людей.
1
1
1
1
1
1
58.
59.
Большая буква в кличках животных.
Действие и его название.
1
1
60.
61.
62.
63.
Названия действий, отвечающих на вопрос что делает?
Подбор названий действий к названиям предметов.
Составление рассказа по серии картинок.
Различие названий предметов и названий действий по вопросам.
1
1
1
1
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
1
1
1
1
1
1
1
71.
Контрольный диктант по теме: «Названия действий, отвечающих на вопрос, что делают»
Прописная буква в начале предложения и точка в конце.
Предлог как отдельное слово.
Употребление предлогов в предложении.
Слова с непроверяемыми гласными.
Слова с непроверяемыми гласными.
Выделение «трудных» гласных в словах на письме. Развитие связной речи. Выделение безударных
гласных.
Предложение 2ч
Выделение предложения из текста.
72.
Правила записи предложения.
1
72
46.
1
1
1
1
1
1