МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ- КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Протокол заседания МО №1
от «30» августа 2023 г.
Руководитель МО __________
Принято на педсовете
протокол № 1
____________________________
«30» августа 2023 г.
«Утверждаю»
Директор
/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Речевая практика»
3 класс
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения
Количество часов всего 68. 2 часа в неделю
п.Де-Кастри
2023-2024 уч год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по речевой практике 3 класс (8 вид) разработана в соответствии:
с - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28,
ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);
с - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
с - АООП для обучающихся с умственной отсталостью МБОУ СОШ Ягодненского с.п,
с - Основной общеобразовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ Ягодненского с.п. на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа по речевой практике для 3 класса составлена на основе авторской программы «Развитие речи » специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4классы автор-составитель В.В. Воронковой., Москва «Просвещение», 2010 г
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения предмета в 3 классе являются следующие умения:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном,
словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника,
справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, решать еѐ (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и
Интернета) необходимую информацию и использовать еѐ для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить еѐ в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и
познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать
и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ
решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и
по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного
языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и
ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнѐрами о способах решения
учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
контролировать действия партнѐра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своѐ собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учѐтом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретѐнные коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским
языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление
собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения
коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные),
правилами культуры речевого поведения (в объѐме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в
ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за
ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объѐме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики,
орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки,
буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач;
овладение основами грамотного письма (в объѐме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями;
применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ. Содержание учебного курса
Речевая практика
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных
действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций,
предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному
тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое
использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама,
письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.
Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения
(к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и
др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, в
поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут ...», «Меня зовут ..., а тебя?». Формулы «Это
...», «Познакомься пожалуйста, это ...». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет»,
«салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др.
Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с ...», «Поздравляю с праздником .» и их развертывание с помощью обращения по
имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы
«Желаю тебе ...», «Желаю Вам ...», «Я хочу пожелать ...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе .» и др. Этикетные и эмоциональные реакции
на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой ...», «Как хорошо ты ...», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи
(гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста ...», «Попросите
пожалуйста.», «Можно попросить (позвать).»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата
«алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому
человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, ...», «Можно . . . , пожалуйста!», «Разрешите..», «Можно
мне .», «Можно я . ».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но .».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо . имя»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень
рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже
поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я - дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в
общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня
развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы
«Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте
познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация,
уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
4. Описание учебно –методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету, курсу
1. Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных
творческих заданий)
2. Книга для чтения. Учебник для 3 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида/ Авт. – сост. С.Ю. Ильина, Л.В.
Матвеева. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2018.
3. Комарова С.В. Устная речь. 3 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / С.В. Комарова. - 2-изд. - М.:
Просвещение,2014.
4. Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО "ГриК" 1997.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы/под ред. к.п.н., профессора И.М.
Бгажноковой. - М. : Просвещение, 2011.
6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО
- ПРЕСС,2005.
7. Интернет ресур
2. Содержание учебного предмета
Раздел
Тема
Кол - во
часов
Программное содержание
Коррекционная направляющая
1
Аудирование
8
*Повторение оппозиционных слоговых
структур, слов - паронимов, предложений,
различных по количеству слов. *Слушание
коротких сказок и рассказов в исполнении
чтецов, записи или просмотра видеофильмов.
*Выполнение словесной инструкции, данной
в письменном виде.
*Включение письменного задания в ролевую
ситуацию.
*Выбор одной из двух картинок той, которая
соответствует услышанному предложению.
Развитие вербального произвольного внимания. Развитие
вербальной памяти.
2
Общение и его
значение в
жизни
28
*Общение с природой.
*Поведение животных, их повадки, позы.
*Речевое общение, для чего оно нужно
людям.
*Правила речевого общения. *Освоение
правил речевого общения.
Коррекция эмоционально - волевой сферы. Профилактика
девиантного и деликвентного поведения.
Развитие воображения.
3
Дикция и
выразительность
речи
6
*Совершенствование речевого дыхания.
*Четкое выразительное произнесение
чистоговорок, стихотворных диалогов по
подражанию.
*Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь.
*Использование нужной силы голоса в
различных ролевых ситуациях.
*Вежливый тон голоса в разговоре.
*Передача различных чувств (радость,
удивление, жалость, гнев, грусть, страх)
Коррекция звукопроизношения. Коррекция эмоционально волевой сферы
4
Подготовка
речевой
ситуации и
организация
высказывания
20
*Работа над лексическими темами.
*Определение темы ситуации, обсуждение
того, что можно сказать по этой теме.
*Обсуждение и подготовка атрибутов
речевой ситуации. *Отгадывание загадок,
составление загадок с опорой на наглядный
материал.
*Совершенствование умения участвовать в
вопросно - ответных диалогах.
*Составление диалогов типа "вопрос сообщение".
*Замена часто повторяющихся слов другими
(местоимениями). *Фиксация символами
каждого предложения в процессе
подготовки.
5
Культура
общения
6
*Выражение просьбы - извинения. *Речевое
Коррекция эмоционально - волевой сферы. Профилактика
общение со старшими. *Общение с
девиантного поведения.
друзьями. *Дифференциация речевого
поведения в соответствии с ситуацией.
*Речевое общение с малознакомыми людьми.
68
Коррекция звукопроизношения. Развитие познавательной
деятельности.
Развитие вербальной памяти.
3.Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Название темы и содержание
Кол-во часов
Планируемая
1
Повторение предложений, разных по
структуре
1
2
Повторение предложений, разных по
структуре
1
3
Прослушивание коротких сказок с
последующим пересказом
1
4
Прослушивание коротких сказок с
последующей инсценировкой
1
5
Прослушивание коротких сказок с
последующей инсценировкой
1
6
Прослушивание коротких сказок с
последующей инсценировкой
1
7
Многообразие тона речи. Тренировочные
упражнения в передаче радости
1
8
Многообразие тона речи. Тренировочные
упражнения в передаче грусти
1
9
Тренировочные упражнения в передаче
испуга, удивления, горя.
1
10
Мимика и жесты
1
11
Упражнения в передаче чувств с помощью
мимики и жестов
1
12
Упражнения в передаче чувств с помощью
мимики и жестов
1
Дата проведения
Фактическая
13
Практическое использование силы голоса,
тона и темпа речи
1
14
Практическое использование силы голоса,
тона и темпа речи
1
15
Определение темы ситуации, подбор слов
1
16
Лексическая тема: "Я готовлю уроки"
1
17
Лексическая тема: "На улице города"
1
18
1
19
Лексическая тема: "Современная техника
в доме"
Общение: "Мы собрались поиграть"
20
Общение: "Мы собрались поиграть"
1
21
Общение: "В библиотеке"
1
22
Общение: "В библиотеке"
1
23
Общение: "Сказки про Машу"
1
24
Общение: "Сказки про Машу"
1
25
Лексическая тема: "Магазин"
1
26
Культура общения в магазине
1
27
Общение: "Телефонный разговор"
1
28
Общение: "Телефонный разговор"
1
29
Занятие - игра "Телефонный разговор"
1
30
Культура поведения в театре, кинотеатре
1
31
Общение: "Я - зритель"
1
32
Общение: "Я - зритель"
1
1
33
Чистоговорки
1
34
Упражнения в произнесении
стихотворных диалогов
1
35
Упражнения в произнесении
стихотворных диалогов
1
36
Подбор картинок к услышанным
предложениям
1
37
Подбор картинок к услышанным
предложениям
1
38
Лексическая тема:"Бытовые советы"
1
39
Общение:" Какая сегодня погода"
1
40
Общение:" Какая сегодня погода"
2
41
Общение: "Снегурочка"
1
42
Общение: "Снегурочка"
1
43
Культура общения: "Я иду в гости"
1
44
Общение:"Веселый праздник"
1
45
Общение:"Веселый праздник"
1
46
Общение:"Веселый праздник"
1
47
Общение: "Учимся понимать животных"
1
48
Общение: "Учимся понимать животных"
1
49
Общение: "Учимся понимать животных"
1
50
Составление различных предложений по
1
теме: "Весна"
51
Лексическая тема: "В зоопарке у зверей"
1
52
Лексическая тема: "В зоопарке у зверей"
1
53
Культура общения: "Я и взрослые"
1
54
Культура общения: "Я и взрослые"
1
55
Лексическая тема: "Я- пешеход"
1
56
Лексическая тема:"Привычки хорошие и
не очень"
1
57
Лексическая тема:"Привычки хорошие и
не очень"
1
58
Общение: "Узнай меня"
1
59
Общение: "Узнай меня"
1
60
Общение: "Узнай меня"
1
61
Составление диалогов по предложенной
речевой ситуации
1
62
Культура общения с малознакомыми
людьми
1
63
Культура общения с малознакомыми
людьми
1
64
Лексическая тема: "Мы - друзья или враги
природы?"
1
65
Лексическая тема: "Мы - друзья или враги
природы?"
1
66
Лексическая тема: "Мы - друзья или враги
природы?"
1
67
Составление предложений по теме "Лето"
1
68
Лексическая тема: "Летние каникулы"
1