МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Протокол заседания МО №1
от «30» августа 2023 г.
Руководитель МО __________
Принято на педсовете
протокол № 1
____________________________
«30» августа 2023 г.
«Утверждаю»
Директор
/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА"
2 КЛАСС
п. Де-Кастри
2023 – 2024 учебный год.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Для реализации данного
планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы для 2 класса "Живой мир" Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Москва "Просвещение" 2017г. Курс
«Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой
природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи курса « Мир природы и человека»:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой
природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи
итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бер ежному
отношению к природе.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников
целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при
изучении нового содержания);
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с
помощью жеста;
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных
наблюдений, поэтому большое значение придаѐтся экскурсиям, позволяющими организовать наблюдения за явлениями природы
и еѐ живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения:
натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, слайдовые презентации. Ведущими методами являются беседы,
рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на
опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность под руководством учителя.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с
объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и
национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства
образования и
науки РФ от
19
декабря
2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования
и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017
Учебный план образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
1. Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее
время.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый
снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза
(гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.
2. Растения и животные в разные времена года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.
Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.
Появление весной грачей, скворцов.
Животные в разные времена года: лиса, белка, еж.
Рыбы зимой.
3. Труд человека в разное время года.
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа.
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре,
как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа.
1.Растения.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок.
Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).
Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).
Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов своей местности.
Уход за растениями сада и огорода.
2. Животные.
Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей,
повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.
Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности).
Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.
3. Человек
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;
о растениях сада и огорода, их отличии;
- о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;
о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;
о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Учебно - методическое обеспечение.
1 . Учебник "Живой мир"авторы: Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова, Москва "Просвещение", 2017г.
2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В.
Воронковой. – М., 2007.
3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону,
2010.
4. Ноутбук.
5. Наглядное пособия.
Календарно-тематическое планирование "Мир природы и человека" 2 класс
№
1
Тема раздела
Тема урока
1 четверть
Сезонные изменения.
Экскурсия в природу.
Влияние солнца на смену
времен года.
Дата
Кол-во
часов
9
1
Планируемые
Предметные
результаты
Личностные
Деятельность
учащихся
Мониторинг
Привить любовь к
природе; знать о
предметах
ближайшего
окружения.
Наблюдения в
природе.
Беседа
Работа с
учебником.
Фронтальный
опрос
Наблюдения в
природе.
Беседа
2
Сутки
Долгота дня летом и зимой.
1
Знать из каких частей
состоят сутки
Знать части суток
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга;
Готовность к безопасному
и бережному поведению
в природе и обществе;
3
Времена года. Осень.
Растения осенью.
1
Знать названия
осенних месяцев,
признаки осени
Знать названия
осенних месяцев,
признаки осени
понимание личной
ответственности за свои
поступки на основе
представлений о
этических нормах и
правилах поведения в
современном обществе.
4
Животные осенью.
1
Знать названия
животных и птиц;
знать какую функцию
выполняют птицы
Знать как следить за
своим здоровьем;
знать какую одежду
выбирать осенью;
знать, что "осень"пора сбора и урожая.
Работа с наглядным
материалом.
5
Занятия людей осенью.
1
6
Зима. Зимние месяцы.
1
знать названия
зимних месяцев,
признаки зимы
ценностное отношение к
природе;
7
Растения зимой.
1
знать названия
деревьев и
кустарников
8
Животные зимой.
1
знать названия
животных и птиц;
знать какие
животные остаются
зимовать
бережное отношение к
живым организмам,
способность
сочувствовать природе и
её обитателям;
элементарные
представления об
окружающем мире в
совокупности его
природных и социальных
компонентов;
9
Занятие людей зимой.
1
знать необходимые
условия для жизни
животных; знать
какую одежду
выбирать зимой;
какие игры можно
играть.
Целостный, социально
ориентированный взгляд
на мир в единстве его
природой и социальной
частей.
овладение умениями
ориентироваться в
окружающем мире,
выбирать целевые и
смысловые установки в
своих действиях и
поступках, принимать
решения.
Работа с
раздаточным
материалом;
составление
предложений о
опорным
картинкам.
Работа с
сюжетными
картинками, работа
с учебником.
Наблюдения в
природе.
Тест
Фронтальный
опрос
Составление
предложений по
опорным
картинкам;
отвечать на
вопросы.
Работа с
учебником.
Тест
1
2 четверть
Весна. Весенние месяцы.
7
1
2
Растения весной.
1
3
Животные весной
1
4
Занятие людей весной
1
знать какие работы
проводятся в
огороде весной.
5
Лето. Летние месяцы.
1
6
Растения летом.
1
Знать летние
месяцы;- уметь
называть летние
месяцы
Знать название
растений; уметь
ухаживать за
растениями
7
Животные летом.
1
Знать и называть
весенние месяцы;
знать, что
происходит с
природой.
знать названия
деревьев и
кустарников
знать названия диких
животных
уметь отличать диких
животных и птиц
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга;
Готовность к безопасному
и бережному поведению
в природе и обществе;
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением.
бережное отношение к
живым организмам,
способность
сочувствовать природе и
её обитателям;
ценностное отношение к
природе;
Отгадывать загадки, Беседа
чтение стихов
Целостный, социально
ориентированный взгляд
на мир в единстве его
природой и социальной
частей.
Работа с
раздаточным
материалом
Работа с
раздаточным
материалом
Отгадывание
загадок, чтение
рассказов
Фронтальный
опрос
Работа с учебником
Тест
Отгадывание
загадок, чтение
стихов
Беседа
Составлять
предложения по
опорным
картинкам;
работать с
Тест
учебником.
1
3 четверть
Занятие людей летом
9
1
2
Вода. Свойства воды.
1
3
Температура воды. Вода в
природе.
1
4
Растения. Части растений.
1
5
Растения. Комнатные
растения. Части растений.
1
6
Жизнь растений.
1
7
Растения. Уход за
комнатными растениями.
1
Знать какие работы
проводятся летом в
огороде.
Знать свойства воды;
знать когда и как
можно использовать
воду.
Знать о важности
воды; знать откуда
идет вода в природе;
знать значение воды.
-знать части
растения; знать что
необходимо
растениям.
Знать и называть
комнатные растения;
знать и показать
части растений.
Знать , что
необходимо для
роста растений
знать влаголюбивые
и засухоустойчивые
растения
-знать растения
светолюбивые и
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга;
ценностное отношение к
природе;
Определение
времени года по
сюжетным
картинкам, работа с
учебником,
отвечать на
вопросы.
Делать опыты
Беседа
Целостный, социально
ориентированный взгляд
на мир в единстве его
природой и социальной
частей
ценностное отношение к
природе;
Делать опыты,
работать в рабочей
тетради
Практическая
работа
Определение
сходства и различия
растений по
графической схеме.
Составление
предложений по
картинкам,
зарисовка в
рабочих тетрадях
Составление
рассказа "Жизнь
растения"
Уход за
комнатными
растениями.
Фронтальный
опрос
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением.
ценностное отношение к
природе;
Готовность к безопасному
и бережному поведению
в природе и обществе;
Практическая
работа
Беседа
Практическая
работа
8
Огород. Овощи. Овощи в
питании человека.
1
9
Сад. Фрукты. Фрукты в
питании человека.
1
1
4 четверть
Уход за растениями сада и
огорода.
8
1
2
Животные и их породы.
1
3
Рыбы: внешний вид, среда
обитания.
1
тенелюбивые
знать правила
высаживания семян
овощей
-знать значение
овощей в питании
элементарные
представления об
окружающем мире в
совокупности его
природных и социальных
компонентов;
раздаточным
материалом;
работа с учебником
и с рабочей
тетрадью
Фронтальный
опрос
Знать 2-3 фруктовых
дерева
Знать значение
фруктов в питании
ценностное отношение к
природе;
Отвечать на
вопросы, работать с
рабочей тетрадью
Тест
знать правила ухода
за растениями;
уметь ухаживать за
растениями
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга;
Готовность к безопасному
и бережному поведению
в природе и обществе;
Ухаживать за
растениями
школьного сада
Практическое
занятие
Работа с учебником
и с рабочей
тетрадью,
составлять рассказ
по плану
Беседа
Целостный, социально
ориентированный взгляд
на мир в единстве его
природой и социальной
частей
Работа с
раздаточным
материалом
Фронтальный
опрос
-знать повадки
кошек, рыси; знать
2/3 породы кошек
Знать повадки
собаки
Волка; знать их
породы.
Уметь
использовать в речи
новые понятия.
знать несколько
названий рыб, части
тела рыб
Знать как
размножаются рыбы;
уметь использовать в
4
Гигиена тела человека.
1
5
Органы пищеварения.
Питание человека.
1
6
Профилактика отравлений.
2
7
Повторение изученного
материала.
2
речи новые понятия
-уметь составлять
рассказ по плану.
Знать правила
гигиены; уметь
следить за гигиеной;
уметь использовать в
речи новые понятия
знать названия
органов
пищеварения
-знать полезные
продукты
-знать полезные и
вредные продукты
-знать главные
правила питания;
уметь называть
полезные и вредные
продукты
знать правила
гигиены; знать
оказать первую
помощь при
отравление
Знать пройденный
материал; показать
свои знания на
практике; Уметь
слушать учителя,
отвечать на вопросы;
уметь работать
элементарные
представления об
окружающем мире в
совокупности его
природных и социальных
компонентов;
Уход за своим
телом
Практическое
занятие
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением.
Работа с
учебником,
отвечать на
вопросы учителя,
давать полные
ответы
Беседа
понимание личной
ответственности за свои
поступки на основе
представлений о
этических нормах и
правилах поведения в
современном обществе.
овладение умениями
ориентироваться в
окружающем мире,
выбирать целевые и
смысловые установки в
своих действиях и
поступках, принимать
Работа с учебником
Беседа
Выполнение
самостоятельной
работы, работа в
рабочих тетрадях
Тест
самостоятельно.
решения.