РП Мир природы и человека, 3 кл, УО вариант 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО

Принято на педсовете

Протокол заседания МО №1

протокол № 1

от «30» августа 2023 г.

____________________________

«Утверждаю»

Директор

/Степанова Т.В../
ФИО

Руководитель МО __________
«30» августа 2023 г.

Приказ №1 от 30 августа 20203 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Мир природы и человека»
3 класс
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения
Количество часов всего 34. 1 часа в неделю

п.Де-Кастри

1

2021-2022уч год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 3 класса разработана для детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе следующих нормативных актов:
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
 СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Утвержден
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.
 Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ГБОУ «ЭС(К)ОШИ VIII вида» утвержденного приказом от 01.09.2016 №106.
 Положение о рабочей программе учебных предметов, коррекционных курсов. Курсов внеурочной деятельности в ГБОУ «ЭС(К)ОШИ VIII
вида в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденного
приказом №106 от 01.09.2017г.
 Учебный план ГБОУ «ЭС(К)ОШИ VIII вида» на 2018-2019 учебный год.
Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 0-4 классы
под редакцией И. М. Бгажноковой– М.: Просвещение, 2011г).
 Учебник «Мир природы и человека» 3 класса Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова: в двух частях для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (М: Просвещение, 2018 г).
Результаты изучения курса обучающимися 3 класса.
Учащийся должен усвоить следующие представления о живой природе
 о мире живой и неживой природы;
 о человеке, работе его органов чувств;
 о погоде и ее явлениях;
 о смене времѐн года.
Уметь:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
2

- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространѐнных диких и домашних животных своей местности;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение:
Знать:
- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
- называть своѐ имя, фамилию, возраст, пол;
- называть и показывать органы чувств человека
Настоящая адаптированная рабочая программа составлена в количестве 68 часов, рассчитана на 1 год обучения.
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта, адаптированной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) I вариант.
 Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные,
временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
 формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний
между названными предметами.
Задачи « Мир природы и человека»:
 уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
 на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
 выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наб людений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
 сформировать знания учащихся о природе своего края;
 сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к
природе.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В
использовать следующие методы и приемы:
 словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
 наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
 практический метод (упражнения, практическая работа);

процессе обучения школьников целесообразно

3

 репродуктивный метод (работа по алгоритму);
 коллективный, индивидуальный;
 творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового
содержания);
Основные направления коррекционной работы:
 Развитие зрительного восприятия и узнавания;
 Развитие основных мыслительных операций;
 Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
 Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
 Обогащение словаря;
 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных
наблюдений, поэтому большое значение придаѐтся экскурсиям, позволяющими организовать наблюдения за явлениями природы и еѐ
живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты,
муляжи, макеты, гербарии, коллекции.
Межпредметные связи:
Чтение и развитие речи:
1.Показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками.
2.Выполнять задания по словесной инструкции.
Математика:
1.Правильно понимать и употреблять слова: каждый, все, кроме, остальные.
2.Выделять из группы предметов один или несколько предметов, обладающих определѐнными свойствами (одним или несколько): цвет,
величина, форма, назначение.
Место предмета в учебном плане
Данная рабочая программа на 2018/2019 учебный год предусматривает изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе в
количестве 68 часов в год (34 недели).
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде теста в
следующих формах: выполнение упражнений на уроке, самостоятельных работ.
Мир природы и человека в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении начального обучения с 1 по 4 классы.
Учитывается региональный компонент, часть формируемая участниками образовательных отношений в количестве дополнения 1 часа в
неделю.

4

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Естествознание» 2 часа в
неделю, 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения
основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки.
1)
осознание себя как гражданина России;
2)
овладение начальными навыками адаптации;
3)
владение навыками коммуникации;
4)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
5)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
6)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
8)
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих
при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения
этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае
если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации
медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может
перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Предметные результаты:
Минимальный уровень

Достаточный уровень

5

-относить
изученные
объекты
к -узнавать и называть изученные объекты в
определенным группам (корова - домашнее натуральном виде в естественных условиях;
животное);
-относить
изученные
объекты
к
-называть сходные объекты, отнесенные к определенным группам с учетом различных
одной и той же изучаемой группе (фрукты; оснований для классификации (волк ―
птицы; зимняя одежда);
дикое животное, зверь (млекопитающее),
-знать требования к режиму дня школьника животное, санитар леса);
и
понимать
необходимость
его -знать правила гигиены органов чувств;
выполнения;
-проявлять активность в организации
-знать основные правила личной гигиены; совместной деятельности и ситуативного
-иметь представления об элементарных общения
с
детьми;
адекватно
правилах безопасного поведения в природе взаимодействовать
с
объектами
и обществе.
окружающего мира.
Регулятивные базовые учебные действия:
Входить и выходить из учебного помещения со звонком
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
Познавательные базовые учебные действия:
Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью
учителя;
Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
Использовать знако-символические средства с помощью учителя.

6

Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях
Называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
Участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
Составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов;
Использовать предлоги и некоторые наречия;
Названия и свойства изученных предметов и их частей;
Обобщающие названия изученных групп предметов.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс)
Обращаться за помощью и принимать помощь;
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других;
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими;
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Критерии оценивания достижений обучающихся
Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.
Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в
природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает
отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении
знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения
в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно
знания на практике.
Основное содержание рабочей программы
Сезонные изменения в неживой природе

7

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времѐн года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга,
метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тѐплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарѐм. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав
(медуница). Птицы зимующие и перелѐтные: клѐст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха.
Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детѐныши. Приспособление диких животных к
природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детѐныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнѐзд, забота о потомстве. Птицы перелѐтные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек

8

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лѐгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика
пищевых отравлений.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и даѐт возможность постепенно
раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир
природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой
регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Основное внимание при
изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе
осуществляется следующим образом:

9

№

1

2

3

Тема раздела
Тема урока
Сезонные изменения.
Формирование
представлений о явлениях и
состояниях неживой
природы осенью
Осенние месяцы: сентябрь,
октябрь, ноябрь
Растения осенью: яблоки,
шиповник, грибы.
Животные осенью:
лягушки, мыши, змеи.
Занятия людей осенью.
Работа в саду, огороде.
Экскурсия в природу.
Обобщающий урок.
Рисунок «Осень»

Тематическое планирование "Мир природы и человека" 3 класс
Кол-во
Основные понятия
Деятельность
часов
учащихся
1 четверть 9 ч
Знать названия осенних месяцев, признаки
осени.
Понимание личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в
современном обществе.
Знать названия животных и птиц;
Знать необходимые условия для жизни
животных;
Знать как следить за своим здоровьем; знать
какую одежду выбирать осенью; знать, что
"осень"- пора сбора и урожая
Целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве его природой и
социальной частей.
Знать пройденный материал; показать свои
знания на практике.
Неживая природа
Солнце- источник света и тепла на Земле.
Значение солнца в жизни живой природы.

4

Солнце в разные времена
года
Восход и закат солнца

5

Календарь

Овладение социально-бытовыми навыками,
используемыми в повседневной жизни

6

Воздух

Воздух, его значение в жизни растений,

Наблюдения в
природе.
Работа с
наглядным
материалом.
Работа с
раздаточным
материалом;
составление
предложений о
опорным
картинкам.

Практическая
часть
Беседа.
Наблюдение.
Тест.
Работа с
учебником,
отвечать на
вопросы.

Рисование на
тему «Осень»
Знать различия
солнца в разные
времена года.
Знать сторону
восхода и заката
солнца
Уметь
пользоваться
календарем
Знать значения

Беседа о солнце
как о планете
солнечной
системы

Беседа.

7

Значение воздуха
Термометр
Ветер
Направления ветра

животных, человека. Кислород.
Прибор для измерения температуры воздуха,
его использование.
Направления ветра

8

Обобщающий урок

9

Дикие животные: лось,
кабан, заяц
Домашние животные:
корова, свинья, домашние
кролики.

10

Сходство и различия:
свинья и кабан
Сходство и различия:
кролик и заяц
Птицы
Перелетные птицы
Зимующие птицы

11

12

Хищные птицы
Певчие птицы

Повторение. Знать пройденный материал;
показать свои знания на практике.
Животные
Изучение образа жизни, повадок, внешнего
вида, связи со средой обитания,
приспособление к смене времен года.
Изучение образа жизни, повадок, внешнего
вида, связи со средой обитания,
использование их человеком.
2 четверть 7 ч
Сравнение диких и домашних животных.
Сходство и различие во внешнем виде,
питании, повадках, образе жизни.
Расширение представлений о различных
видах птиц.
Изучение образа жизни, повадок, внешнего
вида, связи со средой обитания,
приспособление к смене времен года.

Расширение представлений о различных

воздуха для
Наблюдение.
человека.
Уметь
пользоваться
термометром.
Уметь определять Работа с
направления ветра учебником,
отвечать на
вопросы

Определять связь Беседа.
диких и домашних
животных с
окружающим
Наблюдение.
миром.
Знать названия
диких и
домашних
животных.
знать какую
функцию
выполняют
птицы;
Знать названия
перелетных птиц.
Знать названия
зимующих птиц.

Беседа

Знать названия
хищных птиц.

Беседа

Работа с
учебником,
отвечать на
вопросы

11

13

13

14

15

16

Обобщающий урок.

Формирование
представлений о явлениях и
состояниях неживой
природы зимой
Зимние месяцы: декабрь,
январь, февраль
Растения зимой
Животные зимой

Занятия людей зимой.
Детские игры,
предупреждение травм.
Обобщающий урок.
Рисунок «Зима»

Сравнение растений.

видах птиц.
Повторение. Знать пройденный материал;
показать свои знания на практике.
Сезонные изменения в природе
Времена года. Зима.
Формирование представлений о времени года
зима. элементарные представления об
окружающем мире в совокупности его
природных и социальных компонентов;
Декабрь- начало зимы. Январь- середина
зимы. Февраль- конец зимы.
Овладение умениями ориентироваться в
окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и
поступках, принимать решения. Особенности
жизни растений в разные времена года.
Изучение образа жизни, повадок, внешнего
вида, связи со средой обитания,
приспособление к смене времен года.
Изменения одежды по сезону. Какую одежду
и почему люди носят в это время года. Игры
детей в определенное время года.
Повторение. Знать пройденный материал;
показать свои знания на практике.
3 четверть 10 ч
Живая природа. Растения
Представление о строении растений,

Знать названия
певчих птиц

Беседа
Тест

Знать признаки
зимы.

знать названия
зимних месяцев.
Определение
времени года по
сюжетным
картинкам, работа
с учебником,
отвечать на
вопросы.

Беседа.
Наблюдение.

Беседа

Практическая
работа
Знать какую
одежду выбирать
зимой; какие игры
можно играть.
Рисунок

Различать

Практическая
12

17

Части растений. Корни.
Стволы, стебли и листья
растений.
Цветы

18

Растения сада: фрукты
Растения сада: ягодные
кустарники.

19

Лес
Плоды и семена
Лесные ягоды
Грибы
Травы
Обобщающий урок
«Растения»

20

21

22

23
24
25

Формирование
представлений о явлениях и
состояниях неживой
природы весной.
Весенние месяцы: март,
апрель, май.
Растения весной:
подснежник, мать и мачеха,
ландыши и медуница.
Растения весной: верба,
акация, берѐза и тополь
Животные весной
Насекомые весной
Занятия людей весной:
работа в саду, огороде.
Обобщающий урок

представление о саде, огороде. Расширение
знаний о растениях сада, огорода.
Определение по внешним признакам (дерево,
кустарник, трава). Формирование
элементарных представлений о лесе, хвойных
и лиственных деревьях, ягодах, грибах.
Понятие о группах растений, как деревья,
кустарники, травы.
Формирование представлений о плодах,
семенах.

Знать пройденный материал; показать свои
знания на практике.
Сезонные изменения в природе.
Времена года. Весна
Формирование представлений о времени года
весна. Элементарные представления об
окружающем мире в совокупности его
природных и социальных компонентов;
Март- ранняя весна. Апрель- середина весны.
Май- конец весны.
Особенности жизни растений в разные
времена года.
Изучение образа жизни животных, повадок,
внешнего вида, связи со средой обитания,
приспособление к смене времен года.
Изменения одежды по сезону. Какую одежду
и почему люди носят в это время года. Игры
детей в определенное время года. Знать 2-3
фруктовых дерева.
Повторение. Знать пройденный материал;

лиственные и
хвойные деревья.
Сравнивать ель и
сосну. Знать
правила ухода за
растениями;
уметь ухаживать
за растениями.

работа
Фронтальный
опрос
Беседа

Практическая
работа. Тест.
Знать признаки
весны.
знать названия
весенних
месяцев.
Определение
времени года по
сюжетным
картинкам.
Знать
элементарные
представления об
окружающем
мире в
совокупности его
природных и
социальных

Практическая
работа
Фронтальный
опрос

Работа с
учебником,
отвечать на
вопросы

13

показать свои знания на практике.

26

27

28

29

30

31
32

Дыхание человека
Профилактика простудных
заболеваний.
Кровь.
Сердце.
Пульс
Окружающая среда и
здоровье человека
Питание человека
Правильное хранение
продуктов питания
Срок хранения продуктов
питания.
Обобщение по разделу
«Человек»

Формирование
представлений о явлениях и
состояниях неживой
природы летом.
Летние месяцы: июнь,
июль,
Растения летом
Животные летом
Занятия людей летом

4 четверть 8 ч
Человек
Формирование элементарных представлений
о строении и работе дыхательной системы
человека, профилактика простудных
заболеваний. Формирование элементарных
представлений о работе сердца. Знакомство с
работой дыхательной и сердечно- сосудистой
систем.
Формировать представление о пользе
здорового питания;
Формировать необходимость соблюдения
организации питания для здоровья человека.

Знать пройденный материал; показать свои
знания на практике.
Сезонные изменения в природе.
Времена года. Лето.
Формирование представлений о времени года
весна. Элементарные представления об
окружающем мире в совокупности его
природных и социальных компонентов;
Июнь- начало лета. Июль- макушка лета.
Август- последний месяц лета.
Особенности жизни растений в разные
времена года.
Изучение образа жизни животных, повадок,
внешнего вида, связи со средой обитания,
приспособление к смене времен года.

компонентов.

Отвечать на
вопросы.
Знать названия
органов
Беседа
пищеварения;
знать полезные и
вредные
Фронтальный
продукты;
опрос
знать главные
правила питания;
уметь называть
полезные и
вредные продукты
Выполнение
самостоятельной
работы.
Знать признаки
весны.
знать названия
весенних
месяцев.
Определение
времени года по
сюжетным
картинкам.
Знать
элементарные
представления об

Тест

Работа с
учебником,
отвечать на
вопросы
Беседа.
Фронтальный
опрос

Работа с
14

33

Обобщающий урок по
разделу «Лето».

Знать пройденный материал; показать свои
знания на практике;
Овладение умениями ориентироваться в
окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и
поступках, принимать решения.

окружающем
мире в
совокупности его
природных и
социальных
компонентов.
уметь слушать
учителя, отвечать
на вопросы; уметь
работать
самостоятельно.

учебником,
отвечать на
вопросы
Беседа.
Беседа
Выполнение
самостоятельной
работы,

15

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
Гербарии. Изобразительные наглядные пособия
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, еѐ хозяйства,
повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Натуральные живые пособия – комнатные растения
Технические средства обучения
Магнитная классная доска.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Ноутбук учителя.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма,
транспорт, магазин и др.).
Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доска для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

1.

2.
3.

Литература
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Эгитуйская
специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида.
Интернет ресурсы: Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/
Учебник «Мир природы и человека» 3 класс Н.Б.Матвеева, И. А, Ярочкина, М.А. Попова:
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы VIII вида (-М.: Просвещение, 2018г).

Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру для 3 класса
Окружающий мира - 1 четверть
Тест № 1 по теме «Сезонные изменения в природе»
1.От чего зависит смена времѐн года:
а) от положения солнца;
б) от положения луны;
в) от направления ветра.
2.В какой последовательности происходит смена времѐн года:
а) зима, лето, весна, осень;
б) осень, зима, весна, лето;
в) осень, лето, весна, зима.
3.Допиши пропущенное слово в сутках:
утро →
→ вечер → ночь
4.Определи, какое время суток летом длится дольше:
а) утро;
б) день;
в) ночь.
5.Определи, какое время суток зимой длится дольше:
а) утро;
б) день;
в) ночь.
6.В какое время года солнце светит меньше, листья на деревьях желтеют и опадают:
а) лето ;
б) осень;
в) весна.
7.Что означает слово «листопад»:
а) падает снег;
б) идѐт дождь;
в) опадают листья.
8.Почему осенью улетаю птицы:
а) нечего есть;
б) холодно;
в) хочется путешествовать
9.Какие месяцы относятся к осенним:
а) март, апрель, май;
б) сентябрь, октябрь, ноябрь;
в) июнь, июль, август.
10.Какой месяц осени называют поздней осенью, начинаются заморозки, выпадает первый
снег:
а) сентябрь;
б) октябрь;
в) ноябрь.
Оценка результатов теста:_______________
«5» - 10-9 баллов
«4» - 8-7 баллов
«3» - 6-5 баллов

17

Окружающий мира - 2 четверть
Тест №2 по теме «Живая природа. Комнатные растения»
1. Как называются растения, которые выращивают в своих домах:
а) комнатные;
б) садовые.
2. Соединить правильно названия части растений:

Лист

Стебель

Цветок

Корень

3. Корень…
а) удерживает растение в земле, всасывает воду;
б) помогает растению тянуться к свету.
4. Стебель..
а) помогает растению тянуться к свету;
б) из них образуются плоды и семена.
5. Растения очищают воздух с помощью
а) листьев;
б) корней.
6. Лист клѐна покрась жѐлтым цветом, лист дуба – коричневым, лист берѐзы –зелѐным.

7. Растению нужны для жизни:
а) свет
в) лѐд
д) тепло
б) вода
г) воздух
е) холод
8. Растения, которые любят воду называются..
а) влаголюбивые
б) засухоустойчивые
9. Растения, которые любят свет называются..
а) светолюбивые
б) тенелюбивые
10. Ухаживая за комнатными растениями их ….
а) не надо поливать;
б) надо поливать
Оценка результатов теста:_______________
18

«5» - 10-9 баллов
«4» - 8-7 баллов
«3» - 6-5 баллов
Окружающий мира - 3 четверть
Тест №3 по теме «Живая природа. Животные»
1.К какой природе относятся животные?
А) к живой;
Б) к неживой.
2. Животные, которые не могут жить без заботы человека, называются…
А) дикие животные;
Б) домашние животные.
3. Животные, которые живут в лесу, сами заботятся о себе,
называются ….
А) домашние животные;
Б) дикие животные.
4. По картинкам определи названия животных (укажи стрелками)

БЕЛКА
СВИНЬЯ
ЗАЯЦ
КОШКА
5. Кто из них относится к ДОМАШНИМ, а кто к ДИКИМ?
(Укажи стрелками)
6. К каким животным относится рысь?
А) к диким;
Б) к домашним.
7. Внешне рысь похожа по форме головы, тела, лап, ушей на …
А) кошку;
Б) собаку.
8. У кошки и рыси глаза…
А) хорошо видят в темноте;
Б) плохо видят в темноте.
9. На какое дикое животное по строению тела похожа собака?
А) на волка;
Б) на лису
10. Собаки и волки …
А) быстро бегают;
Б) медленно бегают.
Оценка результатов теста:_______________
«5» - 10-9 баллов
«4» - 8-7 баллов
«3» - 6-5 баллов

19

Окружающий мира - 4 четверть
Тест №4 по теме «Живая природа. Человек»
1.К какой природе относится человек?
А) живой;
Б) неживой.
2.Здоровый человек…
А) всегда бодрый и весѐлый;
Б) у него плохое настроение, слабость.
3.Что нужно делать, чтобы стать сильным, ловким, здоровым?
А) заниматься спортом, делать зарядку;
Б) теплее одеваться и сидеть дома у телевизора.
4.Наши лучшие друзья –
А) компьютер, конфеты, чипсы;
Б) солнце, воздух и вода.
5.Органы пищеварения человека:
А) нос, легкие;
Б) рот, пищевод, желудок, кишечник.
6.Полезные питательные вещества человек получает из…
А) воздуха;
Б) продуктов.
7.Из чего делают сметану, творог, сливочное масло?
А) из молока;
Б) из муки.
8.Кто хочет вырасти сильным и крепким, нужно есть…
А) мясные продукты;
Б) кондитерские изделия.
9.Много витаминов содержится …
А) в овощах и фруктах;
Б) в конфетах и печенье.
10.Во время еды нужно…
А) проглатывать большие куски пищи;
Б) пережѐвывать пищу тщательно.
Оценка результатов теста:_______________
«5» - 10-9 баллов, «4» - 8-7 баллов , «3» - 6-5 баллов

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».