РП ИЗО, 3 кл, УО вариант 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Протокол заседания МО №1
от «30» августа 2023 г.
Руководитель МО __________

Принято на педсовете
протокол № 1
____________________________
«30» августа 2023 г.

«Утверждаю»
Директор

/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
3 класс

п.Де-Кастри, 2023-2024 уч год

СОДЕРЖАНИЕ
1) Пояснительная записка
2) Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»;
3) Содержание учебного предмета, курса;
4) Поурочно-тематическое планирование.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс (8 вид) разработана в соответствии:
с - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2,
ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);
с - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
с - АООП для обучающихся с умственной отсталостью МБОУ СОШ Ягодненского с.п,
с - Основной общеобразовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ Ягодненского с.п. на
2018-2019 учебный год.
Рабочая программа по чтению для 3 класса составлена на основе авторской программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4классы автор-составитель В.В. Воронковой., Москва
«Просвещение», 2010 г.

2. Результаты освоения курса
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения,
обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия»,
«штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец,
Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности;
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и
наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;
передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и
некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия»,
«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический,
комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных
источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже
на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого
объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Личностными результатами изучения предмета в 3 классе являются следующие умения:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на нагляднообразном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника,
справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, решать еѐ (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и
Интернета) необходимую информацию и использовать еѐ для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить еѐ в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и
познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в
тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный
способ решения лингвистической задачи;

находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так
и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы
литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач
и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнѐрами о способах решения
учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
контролировать действия партнѐра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своѐ собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учѐтом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретѐнные коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального
общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским
языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление
собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные),
правилами культуры речевого поведения (в объѐме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в
ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля
за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объѐме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики,
грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы

языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объѐме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями;
применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

3. Содержание учебного курса
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной
деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его
положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
•
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
•
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
•
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
•
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
•
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего
мнения о них.
•
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
•
Обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в
том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
•
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
•
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах
изобразительной деятельности.
•
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и
воображению.
•
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
•
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для
получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в
следующем:
—
коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и
совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
—
развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании,
планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

—

коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и
многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
—
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Содержание предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной
деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета
предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
—
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на
свободную и заданную тему; декоративное рисование.
—
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка
на тему; лепка декоративной композиции;
—
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная
аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению,
воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
—
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки,
произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Введение
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного
искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила
их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами,
кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ
основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке
цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук:
формирование
правильного
удержания
карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного
темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
—
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
—
размазывание по картону;
—
скатывание, раскатывание, сплющивание;
—
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
—
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
—
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости

листа;

—

расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных

положениях;

—

составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
—
приемы работы ножницами;
—
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными
отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от ..., слева от ..., посередине;
—
приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.
—
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
—
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной
формы по образцу).
—
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных,
зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам
предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
—
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании
линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
—
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и
упорядоченная штриховка в виде сеточки);
—
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
—
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком,
ребром ладони;
—
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
—
правила обведения шаблонов;
—
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции»,
«конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм.
Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и
др.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого
изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по
опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический,
растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение
одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре
и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое
овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности
цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть).
Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных
образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо— примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому
листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и
декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов,
дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски,
карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники
создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова,
А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие
материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных,
выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в
природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры
на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая,

гжельская, жостовская роспись и т.д.).

4. Описание учебно-методического, материально - технического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету, курсу
Список литературы:
*Программы для 1 -4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида; Допущено Министерством образования Российской
Федерации под редакцией В.В.Воронковой
*Методика преподавания и в коррекционной школе) образовательных учреждений VIII вида автор И. А. Грошенков
*Тематический и итоговый контроль, внеклассные мероприятия.
* Изобразительное искусство 3 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автор И. А. Грошенков.
* И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.:
Академия, 2002. – 208с.
* И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 175с.
* Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.
* В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.:Просвещение. – 1983. – 208с.
Учебно-методическое обеспечение:
- методические рекомендации;
- наглядный и раздаточный материал;
- компьютер,
- таблицы;
-простые и цветные карандаши; гуашь, акварель.
Интернет-ресурсы
Информационно – коммуникационные средства:
Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству. Презентации ,фильмы о художниках. Видеофрагменты и другие
информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.
Технические средства обучения
4. Тематическое планирование
учебного материала по курсу «Изобразительное искусство»

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения
Количество часов всего 34. 1 час в неделю

№
п/п

Тема урока

1

Инструктаж по ТБ. Рисование на тему
«Наступила осень».
Рисование по представлению «Птицы
улетают».
Художественное конструирование.
Аппликация «Бабочка»
Рисование с натуры. «Бабочки и
цветы». Иллюстрирование.
Декоративное рисование «Бабочки на
ткани».
Художественное конструирование и
дизайн. Лепка «Бабочка из
пластилиновых шариков».
Художественное конструирование из
кусочков цветной бумаги «Бабочки в
саду»
Художественное конструирование и
дизайн. Открытка «Воспоминание о
лете»
Рисование по представлению
«Портрет красавицы осени».
Рисование по памяти «Зима».

2
3
4
5
6

7

8

9
10
11
12
13
14
15
16
17

Количество часов
Планируемая

Инструктаж по ТБ. Рисование по
преставлению «Мечтаю о море».
Рисование на тему «Одежда ярких
цветов».
Художественное конструирование.
Превращение пятна в изображение
Художественное конструирование
Изображение человека в движении
Работа с пластилином Фигурки
человека в движении»
Рисование по памяти «Дети лепят
снеговиков».
Рисование с натуры «Зима пришла».

1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

Дата проведения
Фактическая

18

19

Инструктаж по ТБ.
Иллюстрирование «По дорогам
сказки».
Художественное конструирование.
Рисуем углем «Зимний пейзаж»

1

1
1

20
21
22
23
24
25
26
27

Работа с пластилином Моя лошадка»
Рисование на тему «Лошадка».
Аппликация. Натюрморт «Фрукты и
кружка»
Иллюстрирование «Деревья в лесу»
Рисование на тему «Косовская
роспись»
Декоративное рисование «Красота в
умелых руках».
Иллюстрирование сказки «Иван –
царевич и Жар – птица».
Художественное конструирование и
дизайн. «Весна наступила»

1
1
1
1
1
1
1
1

28

Инструктаж по ТБ. Декоративное
рисование.
Орнамент в полосе с помощью
штампа.
1

29
30
31
32
33
34

Аппликация «Чашка, чайник, тарелка»
Декоративное рисование «Пасхальное
яйцо»
Декоративное рисование «Кухонная
доска»
Иллюстрирование сказки «Колобок»
Лепка «Летом за грибами»
Рисование с натуры или по памяти
«Родная природа. Облака».

1
1
1
1
1

2.Содержание учебного предмета, курса

№
п/п

Темы занятий

Количество занятий

1

Рисование с натуры.

2ч

2

Декоративное рисование.

5ч

3

Рисование на темы.

3ч

4

Беседы об изобразительном искусстве.

4ч

5

Лепка

3

6

Иллюстрирование

4

7

Аппликация

3

8

Художественное конструирование и дизайн.

6

9

Рисование по представлению

3

10

Рисование по памяти

1

Итого

34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».