МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Протокол заседания МО №1
от «30» августа 2023 г.
Руководитель МО __________
Принято на педсовете
протокол № 1
____________________________
«30» августа 2023 г.
«Утверждаю»
Директор
/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ИЗО"
2 КЛАСС
п. Де-Кастри
2023 – 2024 учебный год.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по ИЗО составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(
интеллектуальными
нарушениями)»
.
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Учебная программа составлена на основе
образовательного минимума содержания образования, программы А.И. Грошенкова для 2 класса.
Цель: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребѐнка, на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
школьников путем систематического и
целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их
положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство
и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных
и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного
рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства,
воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно
использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Рисование»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения, направления штрихов и
равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Достаточный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности.
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
- знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого
объекта.
Личностные результаты
• осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
• формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
• развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
• умение обращаться за помощью, принимать помощь;
• умение организовать своѐ рабочее место;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
• формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно);
• формирование мотивации к творческому труду;
• формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (утв. приказом Министерства
образования и
науки РФ
от
19 декабря 2014
г.
№1599)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и
имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание программы
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация
произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий
школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном
искусстве с показом изделий народных умельцев помогают в формировании у учащихся эстетического вкуса.
Задачи по декоративному рисованию на 2 класс
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать
умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету;
составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно
накладывать штрихи без излишнего нажима В одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, жѐлтый,
зелѐный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры предшествуют наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров
отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей
и целого, а также конструкцию предметов.
Задачи уроков рисования с натуры во 2 классе
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и
треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные
признаки предмета, выявляя характерные детали путѐм расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок,
подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Рисование на темы
Содержанием уроков ИЗО на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных
произведений. Во 2 классе задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению
отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют ѐлочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме,
выполняют рисунки к сказкам.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения,
проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных
образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Задачи по уроков рисования на темы во 2 классе
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке;
изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и
их частей (сверху, снизу, рядом, около).
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
Во 2 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций
художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а
выделяется 10— 15 минут в начале или в конце урока. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли
узнать и правильно назвать изображѐнные предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о
работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Задачи бесед об изобразительном искусстве во 2 классе
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц, изображѐнных на картинке,
сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю.
Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачѐва, Б. Чарушина и др.).
Учебно - методическое обеспечение.
1.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с
2. Грошенков И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975.
3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы./ под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
4. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии. – М.: Учитель, 2014.
Календарно-тематическое планирование
№
1
2
Тема раздела
Тема урока
1 четверть
Рисование с натуры овощей и
фруктов.
Рисование с натуры разных
видов грибов (белый,
Дата
Кол-во
часов
9
1
Планируемые
Предметные
результаты
Личностные
Уметь
ориентироваться на
плоскости листа
бумаги. Знать
основные цвета.
1
Знать названия
съедобных грибов,
осознание
себя
как
ученика,
формирование
интереса
(мотивации)
к
учению;
формирование
положительного
Деятельность
учащихся
Мониторинг
Рисование
цветными
карандашами
овощей и фруктов с
натуры.
Практическая
работа.
Рисование с натуры
грибов.
Практическая
работа.
подосиновик, мухомор).
название ядовитого
гриба: мухомор.
3
Рисование в полосе узора из
листьев и ягод (по образцу).
1
4
Самостоятельное составление
узора в полосе.
1
5
Рисование в квадрате узора из
веточек с листочками.
1
6
Рисование узора для коврика.
1
Уметь обследовать
предметы по форме,
цвету, величине и
определять их
положение в
пространстве. Уметь
видеть и передавать
в рисунке строение
предмета несложной
формы.
Уметь делить
полоску на равные
части и использовать
природные формы в
декоративном
рисовании;
определять структуру
узора (повторение
элементов), форму,
цвет составных
частей.
Уметь изображать с
натуры листья
различных деревьев,
анализировать
форму и цвет
листьев, применять
среднюю (осевую)
линию – главного
направления формы
листа.
Уметь различать и
изображать от руки
отношения
к
мнению учителя,
сверстников;
развитие
Работа с красками.
способности
оценивать
результаты своей
деятельности
с
помощью
педагога
и
самостоятельно;
Практическая
работа.
умение
обращаться
помощью,
принимать
помощь;
умение
Рисование узора в
организовать своё квадрате из веточек
рабочее место;
с листочками
цветными
карандашами.
Практическая
работа.
развитие навыков
сотрудничества со
Практическая
работа.
Рисование узора в
за полосе цветными
карандашами.
Рисование узора
для коврика
Практическая
работа.
7
Рисование на тему «Деревья
осенью».
1
8
Рисование геометрического
орнамента в прямоугольнике.
1
9
Рисование узора в круге.
1
10
2 четверть
Знакомство с народными
промыслами (городецкая
7
1
предметы округлой,
продолговатой,
треугольной формы,
передавая их
характерные
особенности.
Различать и называть
цвета и их оттенки.
Знать строение
(конструкцию)
изображаемого
предмета: части
дерева.
Уметь рисовать
прямоугольник и
делить его на равные
части;
совершенствовать
навык проводить
прямые,
горизонтальные и
вертикальные линии.
Правильно
чередовать цвета.
Уметь обводить по
шаблону круг,
называть и различать
цвета, закрашивать
детали рисунка,
соблюдая контур.
Уметь составлять
растительный узор с
взрослыми и
сверстниками в
процессе
выполнения
задания,
поручения;
акварельными
красками.
формирование
первоначальных
эстетических
потребностей,
ценностей и
чувств (категории:
красиво,
аккуратно);
формирование
мотивации к
творческому
труду;
Рисование
акварельными
красками "Деревья
осенью"
Практическая
работа.
Рисование
геометрического
орнамента в
прямоугольнике
цветными
карандашами.
Практическая
работа.
формирование
бережного
отношения
материальным
ценностям.
Рисование узора в
круге
к акварельными
красками.
осознание
себя Беседа "Городецкая
как
ученика, роспись".
Практическая
работа.
Практическая
работа.
роспись). Декоративное
рисование орнамента в круге.
простым
чередованием
элементов в круге
(по краю и в
середине).
Знать правила
построения узора.
формирование
интереса
(мотивации)
учению;
11
Узор из веточек ели в
квадрате (на осевых линиях).
1
12
Рисование с натуры веточки
ели.
1
Знать правила
построения узора на
листе бумаги.
13
Рисование с натуры
праздничных флажков.
1
Уметь чередовать
отдельные элементы
узора по форме и
цвету.
14
Рисование с натуры елочных
украшений.
1
Уметь чередовать
отдельные элементы
узора по форме и
цвету.
15
Веточка с елочными
игрушками
1
Уметь рисовать
предметы округлой
формы.
Рисование
декоративного
к орнамента в круге.
формирование
положительного
отношения
к
мнению учителя,
сверстников;
развитие
способности
оценивать
результаты своей
деятельности
с
помощью
педагога
и
самостоятельно;
умение
обращаться
за
помощью,
принимать
помощь;
Рисование узора из
веточек ели в
квадрате цветными
карандашами.
Практическая
работа.
Рисование с натуры
веточки ели
цветными
карандашами.
Практическая
работа.
Рисование
праздничных
флажков.
Практическая
работа.
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
процессе
выполнения
задания,
поручения;
формирование
мотивации к
творческому
труду;
Рисование с натуры
елочных украшений
разной формы
акварельными
красками.
Практическая
работа.
Рисование веточки
ели с игрушками.
Практическая
работа.
16
1
3 четверть
Рисование с натуры зимних
вещей (шарф и вязаная
шапочка).
10
1
18
Рисование на тему:
"Снеговик".
1
Знать характерные
признаки
изображаемого.
19
Рисование с натуры рамки для
картины.
1
Уметь обводить по
шаблону
прямоугольник.
20
Рисование с натуры игрушки
рыбки.
1
Уметь видеть и
выделять
существенные
признаки предмета.
17
Уметь определять
структуру узора,
форму и цвет
составных частей;
правильно
располагать
элементы
оформления по
всему листу бумаги.
Рисование поздравительной
открытки "С Новым годом!"
Знать о
существующем в
природе явлении
осевой симметрии.
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
процессе
выполнения
задания,
поручения;
Рисование
поздравительной
открытки "С Новым
годом!"
Практическая
работа.
осознание
себя
как
ученика,
формирование
интереса
(мотивации)
к
учению;
формирование
положительного
отношения
к
мнению учителя,
сверстников;
развитие
способности
оценивать
результаты своей
деятельности
с
помощью
педагога
и
самостоятельно;
Рисование с натуры
зимних вещей.
Практическая
работа.
Рисование
снеговика по
образцу.
Практическая
работа.
Рисование рамки с
натуры для
картины.
Практическая
работа.
умение
обращаться
помощью,
принимать
помощь;
Рисование с натуры
за игрушки рыбки.
Практическая
работа.
21
Рисование на тему: «Рыбки в
аквариуме среди
водорослей».
1
Уметь передавать
строение и форму
предмета, взаимное
расположение
частей.
22
Рисование с натуры портфеля.
1
Проводить от руки
прямые линии
вертикально и
горизонтально.
23
Знакомство с Полхов Майданскими изделиями.
Рисование узора в полосе.
1
Знать название
народного
промысла: ПолховМайдан.
24
Декоративное рисование
узора для косынки
треугольной формы.
1
Уметь рисовать
узоры из
геометрических
фигур в
треугольнике,
использовать осевые
линии.
25
Рисование с натуры
дорожного знака «Впереди
опасность!»
1
Уметь выполнять
построение
предмета
треугольной формы.
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками
в
процессе
выполнения
задания,
поручения;
формирование
мотивации к
творческому
труду;
Рисование по
образцу.
Практическая
работа.
Рисование с натуры
портфеля.
Практическая
работа.
формирование
первоначальных
эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств (категории:
красиво,
аккуратно);
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
процессе
выполнения
задания,
поручения;
Рисование узора в
полосе.
Практическая
работа.
рисование узора
для косынки
треугольной
формы.
Практическая
работа.
Рисование
дорожного знака
к "Впереди
опасность!"
Практическая
работа.
формирование
бережного
отношения
материальным
ценностям.
26
Рисование узора в круге расписная тарелка.
1
4 четверть
Рисование с натуры башенки
из элементов строительного
конструктора.
8
1
28
Рисование на тему:"12 апреля
- День космонавтики".
1
29
Рисование с натуры
праздничного флажка и
воздушных шаров.
1
Уметь делить полосу
на прямоугольники
при помощи мерки.
30
Декоративное оформление
открытки «ракета»
1
Уметь работать по
образцу.
31
Рисование узора в полосе.
1
Знать правила
построения узора в
полосе.
27
Знать правила
построения узора в
круге.
Уметь передавать в
рисунке
расположение
кубиков,
прямоугольных
брусков, треугольных
призм в постройке.
Уметь правильно
размещать элементы
рисунка на
альбомном листе.
Выполнять правила
безопасного
поведения
школе.
Рисование узора в
круге (расписная
в тарелка)
Практическая
работа.
осознание
себя
как
ученика,
формирование
интереса
(мотивации)
к
учению;
Практическая
работа.
формирование
положительного
отношения
к
мнению учителя,
сверстников;
развитие
способности
оценивать
результаты своей
деятельности
с
помощью
педагога
и
самостоятельно;
умение
обращаться
за
помощью,
принимать
помощь;
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками
в
процессе
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
32
Рисование узора в круге.
1
Знать правила
построения узора в
круге.
33
Рисование с натуры весенних
цветов. Беседа по картинам
(народные сказки).
1
Знать названия
весенних цветов.
34
Рисование весенних цветов.
1
Уметь рисовать
акварельными
красками.
выполнения
задания,
поручения;
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками
в
процессе
выполнения
задания,
поручения;
формирование
первоначальных
эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств (категории:
красиво,
аккуратно);
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
процессе
выполнения
задания,
поручения;
Практическая
работа.
Практическая
работа.