РП ИЗО, 2 класс, УО вариант 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Протокол заседания МО №1
от «30» августа 2023 г.
Руководитель МО __________

Принято на педсовете
протокол № 1
____________________________
«30» августа 2023 г.

«Утверждаю»
Директор

/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ИЗО"
2 КЛАСС

п. Де-Кастри
2023 – 2024 учебный год.

Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по ИЗО составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(
интеллектуальными
нарушениями)»
.
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Учебная программа составлена на основе
образовательного минимума содержания образования, программы А.И. Грошенкова для 2 класса.
Цель: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребѐнка, на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Задачи:
 способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
школьников путем систематического и
целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их
положения в пространстве;


находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство



и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;



ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;



исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных
и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;



дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного
рисования;



знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства,
воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;



развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно
использовать следующие методы и приемы:
 словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
 наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
 практический метод (упражнения, практическая работа);
 репродуктивный метод (работа по алгоритму);
 коллективный, индивидуальный;

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Рисование»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения, направления штрихов и
равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Достаточный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности.
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;

- знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого
объекта.
Личностные результаты
• осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
• формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
• развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
• умение обращаться за помощью, принимать помощь;
• умение организовать своѐ рабочее место;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
• формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно);
• формирование мотивации к творческому труду;
• формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Нормативная база
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (утв. приказом Министерства
образования и
науки РФ
от
19 декабря 2014
г.
№1599)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
 Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и
имеющих государственную аккредитацию»;
 Основная образовательная программа начального общего образования;
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
 Учебный план образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание программы
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация
произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий
школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном
искусстве с показом изделий народных умельцев помогают в формировании у учащихся эстетического вкуса.
Задачи по декоративному рисованию на 2 класс
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать
умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету;
составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно
накладывать штрихи без излишнего нажима В одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, жѐлтый,
зелѐный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры предшествуют наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров
отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей
и целого, а также конструкцию предметов.
Задачи уроков рисования с натуры во 2 классе
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и
треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные
признаки предмета, выявляя характерные детали путѐм расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок,
подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Рисование на темы
Содержанием уроков ИЗО на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных
произведений. Во 2 классе задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению
отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют ѐлочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме,
выполняют рисунки к сказкам.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения,
проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных
образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Задачи по уроков рисования на темы во 2 классе
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке;
изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и
их частей (сверху, снизу, рядом, около).

Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
Во 2 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций
художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а
выделяется 10— 15 минут в начале или в конце урока. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли
узнать и правильно назвать изображѐнные предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о
работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Задачи бесед об изобразительном искусстве во 2 классе
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц, изображѐнных на картинке,
сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю.
Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачѐва, Б. Чарушина и др.).
Учебно - методическое обеспечение.
1.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с
2. Грошенков И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975.
3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы./ под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
4. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии. – М.: Учитель, 2014.

Календарно-тематическое планирование
№

1

2

Тема раздела
Тема урока
1 четверть
Рисование с натуры овощей и
фруктов.

Рисование с натуры разных
видов грибов (белый,

Дата

Кол-во
часов
9
1

Планируемые
Предметные

результаты
Личностные

Уметь
ориентироваться на
плоскости листа
бумаги. Знать
основные цвета.



1

Знать названия
съедобных грибов,



осознание
себя
как
ученика,
формирование
интереса
(мотивации)
к
учению;
формирование
положительного

Деятельность
учащихся

Мониторинг

Рисование
цветными
карандашами
овощей и фруктов с
натуры.

Практическая
работа.

Рисование с натуры
грибов.

Практическая
работа.

подосиновик, мухомор).

название ядовитого
гриба: мухомор.

3

Рисование в полосе узора из
листьев и ягод (по образцу).

1

4

Самостоятельное составление
узора в полосе.

1

5

Рисование в квадрате узора из
веточек с листочками.

1

6

Рисование узора для коврика.

1

Уметь обследовать
предметы по форме,
цвету, величине и
определять их
положение в
пространстве. Уметь
видеть и передавать
в рисунке строение
предмета несложной
формы.
Уметь делить
полоску на равные
части и использовать
природные формы в
декоративном
рисовании;
определять структуру
узора (повторение
элементов), форму,
цвет составных
частей.
Уметь изображать с
натуры листья
различных деревьев,
анализировать
форму и цвет
листьев, применять
среднюю (осевую)
линию – главного
направления формы
листа.
Уметь различать и
изображать от руки



отношения
к
мнению учителя,
сверстников;
развитие
Работа с красками.
способности
оценивать
результаты своей
деятельности
с
помощью
педагога
и
самостоятельно;

Практическая
работа.



умение
обращаться
помощью,
принимать
помощь;



умение
Рисование узора в
организовать своё квадрате из веточек
рабочее место;
с листочками
цветными
карандашами.

Практическая
работа.



развитие навыков
сотрудничества со

Практическая
работа.

Рисование узора в
за полосе цветными
карандашами.

Рисование узора
для коврика

Практическая
работа.

7

Рисование на тему «Деревья
осенью».

1

8

Рисование геометрического
орнамента в прямоугольнике.

1

9

Рисование узора в круге.

1

10

2 четверть
Знакомство с народными
промыслами (городецкая

7
1

предметы округлой,
продолговатой,
треугольной формы,
передавая их
характерные
особенности.
Различать и называть
цвета и их оттенки.
Знать строение
(конструкцию)
изображаемого
предмета: части
дерева.

Уметь рисовать
прямоугольник и
делить его на равные
части;
совершенствовать
навык проводить
прямые,
горизонтальные и
вертикальные линии.
Правильно
чередовать цвета.
Уметь обводить по
шаблону круг,
называть и различать
цвета, закрашивать
детали рисунка,
соблюдая контур.
Уметь составлять
растительный узор с










взрослыми и
сверстниками в
процессе
выполнения
задания,
поручения;

акварельными
красками.

формирование
первоначальных
эстетических
потребностей,
ценностей и
чувств (категории:
красиво,
аккуратно);
формирование
мотивации к
творческому
труду;

Рисование
акварельными
красками "Деревья
осенью"

Практическая
работа.

Рисование
геометрического
орнамента в
прямоугольнике
цветными
карандашами.

Практическая
работа.

формирование
бережного
отношения
материальным
ценностям.

Рисование узора в
круге
к акварельными
красками.

осознание
себя Беседа "Городецкая
как
ученика, роспись".

Практическая
работа.

Практическая
работа.

роспись). Декоративное
рисование орнамента в круге.

простым
чередованием
элементов в круге
(по краю и в
середине).
Знать правила
построения узора.

формирование
интереса
(мотивации)
учению;


11

Узор из веточек ели в
квадрате (на осевых линиях).

1

12

Рисование с натуры веточки
ели.

1

Знать правила
построения узора на
листе бумаги.



13

Рисование с натуры
праздничных флажков.

1

Уметь чередовать
отдельные элементы
узора по форме и
цвету.



14

Рисование с натуры елочных
украшений.

1

Уметь чередовать
отдельные элементы
узора по форме и
цвету.

15

Веточка с елочными
игрушками

1

Уметь рисовать
предметы округлой
формы.






Рисование
декоративного
к орнамента в круге.

формирование
положительного
отношения
к
мнению учителя,
сверстников;
развитие
способности
оценивать
результаты своей
деятельности
с
помощью
педагога
и
самостоятельно;
умение
обращаться
за
помощью,
принимать
помощь;

Рисование узора из
веточек ели в
квадрате цветными
карандашами.

Практическая
работа.

Рисование с натуры
веточки ели
цветными
карандашами.

Практическая
работа.

Рисование
праздничных
флажков.

Практическая
работа.

развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
процессе
выполнения
задания,
поручения;
формирование
мотивации к
творческому
труду;

Рисование с натуры
елочных украшений
разной формы
акварельными
красками.

Практическая
работа.

Рисование веточки
ели с игрушками.

Практическая
работа.

16

1

3 четверть
Рисование с натуры зимних
вещей (шарф и вязаная
шапочка).

10
1

18

Рисование на тему:
"Снеговик".

1

Знать характерные
признаки
изображаемого.



19

Рисование с натуры рамки для
картины.

1

Уметь обводить по
шаблону
прямоугольник.



20

Рисование с натуры игрушки
рыбки.

1

Уметь видеть и
выделять
существенные
признаки предмета.

17

Уметь определять
структуру узора,
форму и цвет
составных частей;
правильно
располагать
элементы
оформления по
всему листу бумаги.



Рисование поздравительной
открытки "С Новым годом!"

Знать о
существующем в
природе явлении
осевой симметрии.








развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
процессе
выполнения
задания,
поручения;

Рисование
поздравительной
открытки "С Новым
годом!"

Практическая
работа.

осознание
себя
как
ученика,
формирование
интереса
(мотивации)
к
учению;
формирование
положительного
отношения
к
мнению учителя,
сверстников;
развитие
способности
оценивать
результаты своей
деятельности
с
помощью
педагога
и
самостоятельно;

Рисование с натуры
зимних вещей.

Практическая
работа.

Рисование
снеговика по
образцу.

Практическая
работа.

Рисование рамки с
натуры для
картины.

Практическая
работа.

умение
обращаться
помощью,
принимать
помощь;

Рисование с натуры
за игрушки рыбки.

Практическая
работа.

21

Рисование на тему: «Рыбки в
аквариуме среди
водорослей».

1

Уметь передавать
строение и форму
предмета, взаимное
расположение
частей.

22

Рисование с натуры портфеля.

1

Проводить от руки
прямые линии
вертикально и
горизонтально.

23

Знакомство с Полхов Майданскими изделиями.
Рисование узора в полосе.

1

Знать название
народного
промысла: ПолховМайдан.

24

Декоративное рисование
узора для косынки
треугольной формы.

1

Уметь рисовать
узоры из
геометрических
фигур в
треугольнике,
использовать осевые
линии.

25

Рисование с натуры
дорожного знака «Впереди
опасность!»

1

Уметь выполнять
построение
предмета
треугольной формы.














развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками
в
процессе
выполнения
задания,
поручения;
формирование
мотивации к
творческому
труду;

Рисование по
образцу.

Практическая
работа.

Рисование с натуры
портфеля.

Практическая
работа.

формирование
первоначальных
эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств (категории:
красиво,
аккуратно);
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
процессе
выполнения
задания,
поручения;

Рисование узора в
полосе.

Практическая
работа.

рисование узора
для косынки
треугольной
формы.

Практическая
работа.

Рисование
дорожного знака
к "Впереди
опасность!"

Практическая
работа.

формирование
бережного
отношения
материальным
ценностям.



26

Рисование узора в круге расписная тарелка.

1

4 четверть
Рисование с натуры башенки
из элементов строительного
конструктора.

8
1

28

Рисование на тему:"12 апреля
- День космонавтики".

1

29

Рисование с натуры
праздничного флажка и
воздушных шаров.

1

Уметь делить полосу
на прямоугольники
при помощи мерки.



30

Декоративное оформление
открытки «ракета»

1

Уметь работать по
образцу.



31

Рисование узора в полосе.

1

Знать правила
построения узора в
полосе.



27

Знать правила
построения узора в
круге.

Уметь передавать в
рисунке
расположение
кубиков,
прямоугольных
брусков, треугольных
призм в постройке.
Уметь правильно
размещать элементы
рисунка на
альбомном листе.

Выполнять правила
безопасного
 поведения
школе.





Рисование узора в
круге (расписная
в тарелка)

Практическая
работа.

осознание
себя
как
ученика,
формирование
интереса
(мотивации)
к
учению;

Практическая
работа.

формирование
положительного
отношения
к
мнению учителя,
сверстников;
развитие
способности
оценивать
результаты своей
деятельности
с
помощью
педагога
и
самостоятельно;
умение
обращаться
за
помощью,
принимать
помощь;
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками
в
процессе

Практическая
работа.

Практическая
работа.

Практическая
работа.

Практическая
работа.

32

Рисование узора в круге.

1

Знать правила
построения узора в
круге.



33

Рисование с натуры весенних
цветов. Беседа по картинам
(народные сказки).

1

Знать названия
весенних цветов.



34

Рисование весенних цветов.

1

Уметь рисовать
акварельными
красками.



выполнения
задания,
поручения;
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми
и
сверстниками
в
процессе
выполнения
задания,
поручения;
формирование
первоначальных
эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств (категории:
красиво,
аккуратно);
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
процессе
выполнения
задания,
поручения;

Практическая
работа.

Практическая
работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».