МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Принято на педсовете
Протокол заседания МО №1
протокол № 1
от «30» августа 2023 г.
____________________________
Руководитель МО __________
«30» августа 2023 г.
«Утверждаю»
Директор
/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.
Рабочая программа
Общего образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1
1 класс
по предмету
п.Де-Кастри
2023/2024 уч. год
Пояснительная записка
Программа по предмету «Чтение» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью, Примерной адаптированной основной образовательной программой образования для
обучающихся с умственной отсталостью, на основе общегосударственной программы специальных (коррекционных) образовательных школ
и классов VIII вида под ред. Бгажноковой И.М. и реализуется для обучающихся с УО 1 класса.
Цель обучения чтения: научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; повысить уровень общего и
речевого развития учащихся;
научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме
Задачи:
Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших
школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности;
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова;
Воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного
опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре
народов многонациональной России.
Коррекционные задачи:
развитие слухового восприятия;
развитие зрительного восприятия.
коррекция вербальной памяти.
обогащение словарного запаса за счѐт представлений детей об окружающем.
развитие фонематических процессов: фонематического восприятия и слуха.
коррекция мышления: операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Специфика программы
Занятия планируются так, чтобы дети могли одну тему изучить при поэтапном усложнении и многократном повторении. Обучение
ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с умственной отсталостью вне зависимости от возраста.
Обучение чтению в 1 классе осуществляется в течение всего года. Обучение ведѐтся по звуковому аналитико-синтетическому методу.
Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учѐтом специфических особенностей познавательной деятельности
обучающихся с УО. Прежде чем знакомить детей с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоению соответствующего
звука.
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного
звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках чтения широко используются такие дидактические пособия, как подвижная
азбука, карточки со слогами. На уроках чтения начинается работа по формированию у детей с УО общеречевых навыков, по развитию
слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки. Обучение осуществляется в
процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр.
Базовые учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся, формируют способность
к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе чтения знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного усвоения
чтения и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный
звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных «речеведческих» понятий: «слово»,
«предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух
некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Расширение арсенала языковых средств,
необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы
собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей
действительностью и т.д
Формирование элементарных навыков чтения. Звуки речи. Выделение звуков на фоне полного слова. Отчетливое произнесение.
Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов,
различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Обозначение звука буквой.
Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов. Образование и чтение слогов различной
структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трѐхбуквенных слогов с твердыми и
мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после
предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Развитие жизненной компетенции:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении,
созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации;
Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие основных мыслительных операций;
Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
Обогащение словаря;
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной
отсталостью. Программа рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю)
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет всю первую четверть.
Добукварный период
Цель:
подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить
особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
Задачи:
Знакомить с классом и школой;
Прививать учащимся навыки учебной деятельности (правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя,
поднимать руку при желании что – то сказать).
Изучать уровень общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной
работы;
Развивать устную речь учащихся: формировать умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои
просьбы и желания, слушать сказки, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя;
развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия;
Развитие зрительного восприятия (изучение распространѐнных цветов: чѐрный, белый, красный, синий, зелѐный, жѐлтый).
Специальная подготовка учащихся к обучению письму.
Букварный период
Цель: формировать у учащихся звукобуквенный анализ и синтез как основу овладения чтением и письмом.
Задачи:
Последовательно изучать звуки и буквы;
Формировать умение правильно и отчѐтливо произносить изучаемые звуки, различать их в начале и в конце слова;
Учить учащихся образовывать и читать открытые и закрытые слоги;
Составлять и читать слова, предложения;
Формировать умения рукописного начертания букв, писать под диктовку буквы, слоги после предварительного звуко – буквенного
анализа;
формировать умения списывать с классной доски и с букваря, писать под диктовку слова и предложения из двух – трѐх слов с
предварительным анализом.
Обучать учащихся правильно употреблять формы знакомых слов в разговорной речи.
Отличительными чертами изучаемого предмета является то, что данная программа предусматривает значительный подготовительный
период. Задачей данного периода является повседневное изучение обучающегося, наблюдение и изучение его психологических
особенностей, степени овладения жизненным опытом на начальном этапе обучения.
Данный предмет предусматривает привлечение знаний полученных учащимися на других уроках.
Особенностью организации учебного процесса по данному предмету является: непрерывная повторяемость полученных знаний,
возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а
следовательно, их углубление и совершенствование.
Успех в обучении чтению обучающихся с УО 1 класса зависит, с одной стороны, от учѐта трудностей и особенностей овладения ими знаний,
а с другой – от учѐта их потенциальных возможностей. Состав класса разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности
каждого обучающегося своеобразны. В данном курсе имеет место дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся
по их обучаемости.
Контроль достижения учащимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового,
текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение и развитие речи»
Предметные результаты
Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и еѐ людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом
чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приѐмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Достаточный уровень:
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную
мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных
произведений
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения,
репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
формирование готовности к самостоятельной жизни
Требования к результатам освоения учебного предмета «Чтение» в 1 классе
Личностные результаты:
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты
(пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
Входить и выходить из учебного помещения со звонком
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Познавательные УД:
Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с
помощью учителя;
Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс)
Обращаться за помощью и принимать помощь
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других;
Участвовать в паре;
Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По
звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет,
ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит
собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация
слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными
предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на
картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка,
бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение»
слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра
прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение»
каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого
слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар;
Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условнографическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик
по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка
четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом
произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о],
[н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным
значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация
предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов
(лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок
буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение.
Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур
изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного
расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических
фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и
раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов
(2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или
величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых
игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из
пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их
движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске,
карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых
линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение
менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура
при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки
тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки,
палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период (чтение )
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить
изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова,
начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые
начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за
наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых
двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание
слогов.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма — на.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением целым
словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их устным
воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало),
звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с
буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша
— жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.);
а также с и — й, (мои — мой). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и
мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по
подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение
слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным
материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты
прочитал?Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя
(«Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной
картинки.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёѐ, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и правильное
артикулирование звуков.
Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в
слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и
др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение
слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3
слогов.
Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или
самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?» И т.д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным
материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов,
предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Тематическое планирование
Содержание
К- во часов
Добукварный период
28ч
Букварный период
71ч
Итого:
99ч
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование раздела, темы
К -во
часов
Добукварный период
28ч
п/п
Примечание
1.
Праздник школы 1 сентября. Составление рассказа по вопросам учителя.
2.
Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности
1
3.
Описание и сравнение предметов по цвету.
1
4.
Воспроизведение сказки «Курочка Ряба» с использованием элементов драматизации
1
5.
Определение источника звука с опорой на практические действия, натуральные предметы
6.
Воспроизведение сказки «Колобок» с использованием элементов драматизации
7.
Выявление представлений детей о цвете предметов.
1
8.
Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением
1
9.
Условно-графическая фиксация слова с последующим его «чтением»
1
10.
Выявление представлений детей о форме предмета.
11.
Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя»
1
12.
Закрепление понятия «форма» предмета
1
13.
Подбор слов» к картинке на сюжет сказки «Теремок»
1
14.
Подбор слов» и их условно-графическая фиксация на сюжет сказки «Репка»
1
15.
«Чтение» условно-графической записи слов сходных по звучанию
1
16.
Знакомство с понятием «вертикальные и горизонтальные линии»
1
17.
Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением
1
18.
Составление предложений с опорой на ситуационную картинку.
1
19.
Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и их детѐныши».
1
20.
Выделение звука А в начале слова, фиксация его схеме слова
21.
Выделение слов, начинающихся со звука У.
1
1
1
1
Презентация
1
1
Презентация
22.
Выделение слов, начинающихся со звука О.
1
Презентация
23.
Выделение слов, начинающихся со звука М.
1
Презентация
24.
Выделение слов, начинающихся со звука С.
1
Презентация
25.
Дифференциация слов сходных по звучанию
1
Презентация
26.
Выделение слов, начинающихся со звука Н.
1
Презентация
27.
Составление предложений из двух-трѐх слов по сказке «Заячья избушка».
1
Презентация
28.
Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв
1
Букварный период
71ч
29.
Звук и буква А.
1
Презентация
30.
Звук и буква У.
1
Презентация
31.
Чтение звукоподражательных слогов Ау, Уа.
1
Презентация
32.
Звук и буква М.
1
Презентация
33.
Составление и чтение слогов с буквой м (ам, ум).
1
Презентация
34.
Составление и чтение слогов с изученными буквами
1
Презентация
35.
Звук и буква О..
1
Презентация
36.
Составление и чтение слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо.
1
Презентация
37.
Звук и буква Х.
1
38.
Составление обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх..
1
39.
Звук и буква С.
1
40.
Сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов.
1
Презентация
41.
Звук и буква Нн.
1
Презентация
42.
Дифференциация звуков М и Н.
43.
Звук и буква Ыы.
44.
1
Презентация
11
Презентация
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
1
Презентация
45.
Звук и буква Лл.
1
Презентация
46.
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
1
Презентация
47.
Звук и буква В в.
1
Презентация
48.
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
1
49.
Звук и буква Ии.
50.
Дифференциация звуков Ы и И..
1
51.
Звук и буква Ш ш.
1
52.
Составление, чтение слогов, слов, предложений с буквой Ш ш.
1
53.
Дифференциация звуков С и Ш.
1
Презентация
54.
Практические упражнения в чтении слов со слогом ШИ.
1
Презентация
55.
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
1
Презентация
56.
Звук и буква Пп.
1
Презентация
57.
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
1
Презентация
58.
Звук и буква Тт.
1
Презентация
59.
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
1
Презентация
60.
Звук и буква К к.
1
Презентация
61.
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
1
Презентация
1
62.
Звук и буква З з.
1
Презентация
63.
Дифференциация звуков З и С.
1
Презентация
64.
Звук и буква Р р.
1
Презентация
65.
Дифференциация звуков Р и Л..
1
Презентация
66.
Звук и буква й.
1
Презентация
67.
Дифференциация звуков и и й..
1
Презентация
68.
Звук и буква Ж ж.
1
Презентация
69.
Дифференциация звуков Ж и Ш.
1
Презентация
70.
Звук и буква Б б.
1
Презентация
71.
Дифференциация звуков Б и П.
1
Презентация
72.
Звук и буква Дд.
1
Презентация
73.
Дифференциация звуков Д и Т.
1
Презентация
74.
Звук и буква Гг.
1
Презентация
75.
Дифференциация звуков Г и К.
1
Презентация
76.
Буква ь.
1
Презентация
77.
Чтение слов с ь.
1
78.
Чтение слов со стечением согласных.
1
79.
Буква Ее.
1
80.
Чтение изученных слоговых структур.
1
81.
Буква Я я.
1
82.
Дифференциация А и Я
1
83.
Буква Ю ю.
1
84.
Дифференциация У и Ю.
1
85.
Буква Ёѐ.
1
86.
Чтение изученных слоговых структур.
1
87.
Звук и буква Ч ч.
1
88.
Практические упражнения в чтении слов с ча и чу.
1
Презентация
89.
Звук и буква Ф ф.
1
Презентация
90
Дифференциация слогов и слов с В и Ф.
1
Презентация
91.
Звук и буква Ц ц.
1
Презентация
92.
Дифференциация слогов и слов с С и Ц.
1
Презентация
93.
Звук и буква Э э.
1
Презентация
94.
Чтение изученных слоговых структур.
1
Презентация
95.
Звук и буква Щ щ.
1
Презентация
96.
Практические упражнения в чтении слов с ча, ща, чу, щу..
1
97.
Буква ъ.
1
98.
Чтение и дифференциация слов с ь и ъ знаком.
1
99
Закрепление пройденного материала. Чтение текстов.
1
99ч.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методические
пособия для учителя
Класс
Учебники
1
Букварь.1
кл./Аксѐнова А.К.,
Комарова
С.В.,
Шишкова М.И.-М.:
Просвещение, 2016
2.Воронкова В.В.
Букварь. 1 класс.М.: Просвещение,
2012
1.Программа специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида
под редакцией И. М. Бгажноковой.– М.:
«Просвещение», 2013 г
2.Агеева И.Д. Загадки про слова. – М.: ТЦ
Сфера, 2005.
3.Бурау И.Я. Загадки мира букв.- Д.:
Сталкер, 1997.
4.Волина
В.В.
Занимательное
азбуковедение. - М.: Просвещение, 1994.
1. 5.Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим
азбуку,
играя:
Занимательные
игры,
задания, загадки и стихи для обучения
грамоте. – М., 2009.
6.Гостинская
Е.С.,
Михайлова
М.И.
Внеклассное
чтение.
Дидактический
материал 1 кл., М., 2005.
7. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по
подготовке детей к обучению грамоте: Кн.
для учителя. – М.: Просвещение,2006.
8.Кобзарева Л.Г. Система упражнений по
коррекции письма и чтения у детей с ОНР.
/ Практическое пособие для логопедов. –
Воронеж: Издательство «Учитель», 2003
10.Костромина С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении чтению. М.: Ось –
89, 2004.
12. Максимук, Н.Н. Игры по обучению
грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.
13.Обучение учащихся I – IV классов
вспомогательной школы: Пособие для
учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд.,
Методические
материалы для
обучающихся
Азбука
Книжки-малышки.
Тетради по обучению
грамоте
Обеспечение кабинета
1.Эргономическая мебель,
соответствующая
возрастным, ростовым
особенностям обучающихся.
2.Ноутбук учителя.
3.Мультимедийный
проектор.
4.Карточки с изображением
различных
предметов
и
игрушек.
5.Слоговое лото.
6.Настенная касса для букв
разрезной азбуки
7.Наборное полотно
8.Касса слогов
9.Слоговые таблицы.
10.Индивидуальные кассы с
набором букв и слогов.
11.Книжки-малышки.
12.Магнитофон,
аудиокассеты с записями
различных
мелодий
и
детских песен.
ЭОР
1. Интернет
ресурсы.
2.
Презентации,
разработанные
учителем.
3. Электронное
приложение к
учебнику
перераб. – М: Просвещение, 1992.
14.Ткачева. Т.А. «Дети 6-7 лет с
ограниченными возможностями».- М.:
«Гном», 2011 г.
15.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по
проверке техники чтения для начальной
школы: М.: Астрель, 2006.
16.Чтение. 1 класс: коррекционноразвивающие занятия/ авт.- сост.
Л.И.Рудченко.- Волгоград: Учитель, 2007