МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Принято на педсовете
Протокол заседания МО №1
протокол № 1
от «30» августа 2023 г.
____________________________
Руководитель МО __________
«30» августа 2023 г.
«Утверждаю»
Директор
/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.
Рабочая программа
Общего образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1
1 класс
По предмету
Ручной труд
п.Де-Кастри
2023/2024 уч. год
РУЧНОЙ ТРУД
Пояснительная записка
Программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью, Примерной адаптированной основной образовательной программой образования для
обучающихся с умственной отсталостью, на основе общегосударственной программы специальных (коррекционных) образовательных школ и
классов VIII вида под ред. Бгажноковой И.М. и реализуется для обучающихся с УО 1 класса.
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.
Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности,
благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Цель: обучение простейшим практическим знаниям и умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей
трудовой подготовке.
Основные задачи:
Личностные учебные действия:
Формировать осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Коммуникативные учебные действия:
учить обучающихся:
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
сотрудничать с взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
учить обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
адекватно
использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
учить обучающихся:
Знать:
правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства;
знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами соблюдать санитарно-гигиенические требований при
выполнении трудовых работ;
приемы работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом, нитками;
приемы, формообразования, соединения деталей;
Уметь:
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы;
оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец)
уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
правильно располагать детали, соблюдать пропорции, рационально располагать материал на рабочем столе;
употреблять в речи слова, характеризующие пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними.
при изготовлении изделий планировать ближайшие операции по предметной карте и без нее
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в
задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формировать навыки работы с материалами и инструментами (ножницы, бумага, картон, нитки, иголки, природные материалы, трафареты и
шаблоны)
-формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика,
гимнастика для глаз, физминутки)
-проявлять интерес к ручному труду
-развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески
-развивать способности к эмоционально ценностному отношению к труду и окружающему миру
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их
хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора)
выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований
при выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
экономное расходование материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и
графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними
в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Место предмета в учебном плане
Общее количество часов в год 66 ч. Количество часов в неделю –2часа.
Учебно-тематический план
I
II
III
IV
Вводное занятие
Работа с бумагой и картоном.
Работа с пластилином.
Работа с природными материалами
Работа
с
текстильными
материалами
(нитками)
Итоговое занятие
Всего
1ч.
6ч
5 ч.
4 ч.
6 ч.
10 ч
-
5 ч.
3 ч.
6 ч.
3 ч.
3 ч.
.-
1 ч.
20 ч.
21 ч.
10 ч.
-
-
4 ч.
9 ч.
13 ч.
18 ч.
1 ч.
16 ч.
1 ч.
66 ч.
Экскурсии
1 ч.
№ п/п
Виды труда
1.
2.
3.
4.
5
16ч.
16 ч.
За год
1 ч.
Содержание предмета
Первая четверть
Вводное занятие
Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда.
Работа с пластилином
Упражнения в подготовке материала к лепке.
Изготовление лесенки, забора, домика, ѐлки из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.
Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяч.
Лепка по образцу овощей и фруктов: яблоко, помидор, апельсин; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов.
Лепка по образцу предметов овальной формы: слива, огурец, картофель; составление композиции.
Работа с природным материалом
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (большой, маленький).
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков; составление композиции.
Составление по образцу сюжетной картины из засушенных листьев: «Отлѐт птиц», «Букет».
Работа с бумагой
Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжек.
Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги.
Изготовление из плотной бумаги по образцу летающих игрушек: стрелы, змея.
Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или обѐрточной бумаги.
Изготовление по образцу стаканчика для семян.
Упражнение в разрезании ножницами по следу сгиба. Вырезание квадратов, прямоугольников из полосы, образованные путѐм
складывания.
Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону.
Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз.
Вторая четверть
Работа с пластилином
Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.
Изготовление по образцу ежа из пластилина.
Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из природного материала.
Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клѐна.
Изготовление рыбки из шишки, хвост и плавники из пластилина.
Изготовление по образцу мышки, утѐнка из жѐлудя, используя проволоку.
Работа с бумагой
Изготовление ѐлочных гирлянд из полосок цветной бумаги.
Изготовление гирлянд змейка.
Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнение в разрезании по намеченным кривым линиям.
Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам, изображений овощей и фруктов.
Изготовление образцу флажков из цветной бумаги.
Третья четверть
Работа с пластилином с применением инструментов
Лепка по образцу рельефов букв и цифр.
Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.
Работа с природным материалом (многодетальные изделия)
Изготовление по образцу птички из пластилина, веточек. Шишек.
Изготовление по образцу кораблика из грецкого ореха, ракушек, сосновой коры с парусом из листьев или бумаги.
Изготовление по образцу совы из шишки с деталями из бумаги.
Изготовление по образцу поросѐнка из шишки.
Изготовление по образцу пингвина из шишки и деталями из пластилина.
Оформление макетов изготовленными изделиями с создание игровой ситуации.
Работа с бумагой (аппликации)
Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).
Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по форме и цвету (круг, квадрат, прямоугольник).
Самостоятельное изготовление орнамента в квадрате.
Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи.
Работа с нитками
Свойства ниток: упражнения в разрывании, резании ниток разной длины. Связывание, наматывании е ниток.
Витьѐ шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков.
Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток.
Четвѐртая четверть
Работа с пластилином (макеты)
Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок («Репка», «Колобок»). Работа в группе.
Работа с бумагой (аппликация)
Изготовление растительного орнамента в полосе.
Работа с нитками (шитьё по проколу)
Упражнения: вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки.
Шитьѐ по проколам способом «игла вверх-вниз» на полосе картона.
Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник. Закрашивание контура.
Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов, с последующим закрашиванием.
Вышивание по рисунку с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием.
Вышивание разнообразных фигур по рисунку с самостоятельным прокалыванием («игла вверх-вниз»).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности Оценку предметных результатов
целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные
навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под
руководством учителя. В течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников,
используя только качественную оценку.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает
основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачѐт);
от 51% до 65% заданий - «хорошо»;
свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения
и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать
такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на
формирование жизненных компетенций.
Календарно - тематическое планирование по ручному труду в 1 классе (66 ч.)
Рабочая программа будет пройдена в полном объѐме за 63 ч., т.к. 1.05.17, 8.03.17 –праздники, 8.05 –День здоровья
Предметные результаты
№ Кол
Тема урока
Вид контроля
Личностные результаты
-во
час.
Названия
нескольких
1
1
Вводное занятие.
Осознание себя как ученика,
профессий.
Беседа о труде и профессиях.
заинтересованного посещением
Соблюдать
ТБ
и
Соблюдение ТБ и
школы.
санитарно-гигиенические
санитарно-гигиенических
требования.
требований.
2
1
Упражнения в подготовке
Правила гигиены при работе с Внимательно относиться к
материала к лепке
пластилином. Приготовить
собственным переживаниям и
рабочее место с соблюдением
переживаниям других людей.
правил гигиены.
Выполнять правила безопасного
3
1
Изготовление лесенки,
Работа по образцу Употреблять в речи слова,
поведения в школе.
забора, домика, ѐлки.
обозначающие пространственные Адекватно воспринимать оценку
признаки предметов. Сравнивать учителя
образец с натуральным
объектом. Выполнять работу
по инструкции.
4
1
Лепка по образцу предметов Работа по образцу Выделить существенные общие
шаровидной формы: бусы,
признаки. Выполнять работу по
ягоды, мяч.
образцу.
5
1
Лепка по образцу овощей и
Работа по образцу Выделить существенные общие
фруктов. Составление
признаки. Выполнять работу по
композиции.
образцу.
6
1
7
1
8
1
9
1
Лепка по образцу предметов
овальной формы.
Экскурсия в природу. Сбор
природного материала.
Наклеивание на
цветной бумаги
листьев.
Наклеивание на
цветной бумаги
цветков,
композиции.
подложке из
засушенных
подложке из
засушенных
составление
Геометрические фигуры.
Узнавать овальные геометр. тела.
Названия деревьев, осенних
месяцев. Хранение природного
материала.
Правила работы по образцу.
Соотносить свои действия и их
результаты с заданными
образцами.
Внимательно относиться к
собственным переживаниям и
переживаниям других людей.
Выполнять правила безопасного
поведения в школе.
Адекватно воспринимать оценку
учителя
10
1
11
1
Составление
сюжетной
картины
из
засушенных
листьев «Букет»
Упражнения
в
сгибании,
разрывании
по прямым
линиям.
Изготовление
книжек.
12
1
Изготовление
линейки.
13
1
14
1
Изготовление
летающих
игрушек: змей, стрелы.
Изготовление
шапочкипилотки.
15
1
Изготовление стаканчика для
семян.
16
1
17
18
2
Упражнение в разрезании
ножницами
по
сгибу.
Вырезание
квадратов,
прямоугольников из полосы.
Вырезание
квадратов,
прямоугольников,
размеченных по шаблону.
Округление прямоугольников
и квадратов на глаз.
Лепка по образцу моркови,
перца, груши, грибов.
19
20
2
наборной
Изготовление по образцу
цветка:
цветоложе
из
пластилина,
лепестки
из
природного материала.
Дать отчѐт о последовательности
изготовления изделия
Применение картона. Отличать Внимательно относиться к
бумагу от картона
собственным переживаниям и
переживаниям других людей.
Выполнять правила безопасного
поведения в школе. Адекватно
воспринимать оценку учителя
Применение
бумаги.
Положительное отношение к
Соблюдать пропорции и размеры окружающей действительности,
изделия.
готовность к организации
Выполнять работу по образцу
взаимодействия с ней и
эстетическому восприятию.
Соотносить свои действия и их
результаты с заданными
образцами
Соотносить свои действия и их
результаты с заданными
образцами
Правила ТБ при работе с
ножницами.
Геометрические фигуры.
Озвучивать план работы, называя
используемые материалы,
инструменты.
Положительное отношение к
окружающей действительности,
готовность к организации
взаимодействия с ней и
эстетическому восприятию.
Соотносить свои действия и их
результаты с заданными
образцами
21
22
2
23
24
2
25
26
2
27
1
28
1
29
30
2
31
1
32
1
33
1
34
1
35
1
Изготовление по образцу
бабочки из пластилина и
крылаток клѐна.
Изготовление
рыбки
из
шишки, хвост и плавники из
пластилина.
Изготовление по образцу
мышки, утѐнка из жѐлудя,
используя проволоку.
Изготовление
ѐлочных
гирлянд из полосок цветной
бумаги.
Изготовление гирлянд змейка.
Изготовление
деталей
аппликации
на
флажке.
Упражнение в разрезании по
намеченным кривым линиям.
Симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам,
изображение
овощей
и
фруктов
Изготовление по образцу
флажков из цветной бумаги.
Лепка по образцу рельефов
букв и цифр.
Лепка
по
образцу
стилизованной
фигуры
человека.
Изготовление по образцу
птички
из
пластилина,
веточек, шишек.
Целостный социально
ориентированный взгляд на мир в
единстве с природой
Соблюдать пропорции и размеры
изделия.
Правила ТБ при работе с
ножницами.
Целостный социально
ориентированный взгляд на мир в
единстве с природой
Самостоятельность в выполнении
учебных заданий.
Правила гигиены при работе с
пластилином. Приготовить
рабочее место с соблюдением
правил гигиены.
Свойства
различных
природных материалов.
Сравнивать образец с
натуральным объектом.
Выполнять работу по
инструкции.
Целостный социально
ориентированный взгляд на мир в
единстве с природой
Внимательно относиться к
собственным переживаниям и
переживаниям других людей.
Выполнять правила безопасного
поведения в школе.
36- 2
37
38
1
39
1
40
1
41
1
42
43
2
44
1
45
1
46
1
47
1
48
1
Изготовление по образцу
кораблика из грецкого ореха,
ракушек, сосновой коры с
парусом из листьев или
бумаги.
Изготовление по образцу совы
с деталями из бумаги.
Изготовление по образцу
поросѐнка из шишки.
Изготовление по образцу
пингвина
из
шишки
с
деталями из пластилина.
Оформление
макетов
изготовленными изделиями.
Составление
по
образцу
композиции
из
геометрических
фигур
(снеговик, домик)
Составление
по
образцу
орнамента в полосе из
геометрических
фигур,
чередующихся по форме,
цвету
(круг,
квадрат,
прямоугольник).
Самостоятельное
изготовление орнамента в
квадрате.
Составление
по
образцу
композиций:
лодочка,
пирамидка, фрукты, овощи.
Свойства ниток: упражнения в
разрывании, резании ниток
разной длины. Связывание,
наматывание.
Витьѐ шнура из толстых
цветных ниток. Завязывание
узелков.
Способность к осмыслению
социального окружения, своего места
в нѐм, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных
ролей
Правила ТБ при работе с
ножницами.
Целостный социально
ориентированный взгляд на мир в
единстве с природой
Соотносить свои действия и их
результаты с заданными
образцами.
Геометрические фигуры.
Самостоятельность в выполнении
Озвучивать план работы, называя учебных заданий.
используемые материалы,
инструменты.
Свойства ниток.
Дать отчѐт о последовательности
изготовления изделия
Внимательно относиться к
собственным переживаниям и
переживаниям других людей.
Выполнять правила безопасного
поведения в школе.
49
1
50
51
52
3
Изготовление
цветка,
кисточки из цветных ниток.
Лепка
по
образцу
и
представлению деталей для
сказок «Репка», «Колобок».
53
54
2
Изготовление растительного
орнамента в полосе.
55
1
56
1
57
58
2
59
60
2
61
1
62
1
63
1
Упражнения: вдевание нитки
в иголку, закрепление нитки в
начале и в конце строчки.
Шитье по проколам способом
«игла вверх-вниз»
Вышивание
по
готовым
проколам
геометрических
фигур:
квадрат,
круг,
прямоугольник. Закрашивание
контура.
Вышивание
по готовым
проколам контуров овощей и
фруктов, с последующим
закрашиванием.
Вышивание по рисунку с
самостоятельным
прокалыванием
и
последующим
раскрашиванием.
Вышивание
разнообразных
фигур
по
рисунку
с
самостоятельным
прокалыванием.
Итоговый урок
Договариваться и изменять свое
поведение в соответствии с
объективным мнением
большинства
Самостоятельность в выполнении
учебных заданий.
Соотносить свои действия и их
результаты с заданными
образцами.
Свойства ниток.
Самостоятельность в выполнении
учебных заданий.
Дать отчѐт о последовательности
изготовления изделия
Внимательно относиться к
собственным переживаниям и
переживаниям других людей.
Выполнять правила безопасного
поведения в школе.
Адекватно воспринимать оценку
учителя
Дать отчѐт о последовательности
изготовления изделия
Дать отчѐт о последовательности
изготовления изделия
Дать отчѐт о последовательности
изготовления изделия
Самостоятельность в выполнении
учебных заданий.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Класс
Учебники
1
Кузнецова Л.А.
«Ручной труд», 1
класс, С.-Пб.:
Просвещение, 2013 г.
Методические
пособия для учителя
1.Программа специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений
VIII вида под редакцией И. М.
Бгажноковой. – М.: «Просвещение»,
2013 г.
2.Агапова И.А., Давыдова М.А.
Мягкая игрушка своими руками, М.:
Айрис-пресс,2002
3.Бойко.Е.А. Игрушки-подушки. М.:
РИПОЛ классик, 2008.
4.Геронимус Т.М. «150 уроков труда в
1-4 классах». Методич. пособие.
Рекомендации к планированию
занятий. – М.: 1994.
5.Гусакова М. А. Подарки и игрушки
своими руками. - М.:ТЦ «Сфера» 1997.
6.Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н..
Методика преподавания ручного труда
в младших классах коррекционной
школы VIII вида. М.: Академия, 2005.
7.Куцакова Л.В.. Конструирование и
ручной труд. Пособие для учителя. М.:
Просвещение, 1999.
8.Куцакова Л.В.. Мама, я умею лепить.
М.: Мой Мир, 2007.
9. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1
– 3 классах вспомогательной школы:
Пособие для учителя. – 2-е изд., испр.
Методические
материалы для
обучающихся
Обеспечение
кабинета
1.Кузнецова Л.А..
1.Эргономическая
Рабочая тетрадь № 1, 2
мебель,
к учебнику РУЧНОЙ
соответствующая
ТРУД в 1 классе. С.возрастным, ростовым
Пб.: Просвещение,
особенностям
2013.
обучающихся.
2.Машинистов
В.Г. 2.Ноутбук учителя.
Дидактический
3.Мультимедийный
материал по трудовому проектор.
обучению в 1 классе.
Пособие для учащихся 4.Коллекция «Бумага и
1
класса.
М.: картон»
5.Шаблоны.
Просвещение,1999.
6. Бумага большого
формата,
клей,
карандаш.
7. Наборы белого и
цветного мела, цветных
карандашей,
фломастеров, маркеров,
цветных красок.
8. Настенная доска для
рисования мелом.
ЭОР
1. Интернет
ресурсы.
2. Презентации,
разработанные
учителем.
3. Электронное
приложение к
учебнику
и доп. М.: Просвещение, 1992.
10. Ткачева. Т.А. «Дети 6-7 лет с
ограниченными возможностями., М.:
«Гном», 2011г