РП Русский язык, 1 кл, УО вариант 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ

Рассмотрено на заседании МО

Принято на педсовете

Протокол заседания МО №1

протокол № 1

от «30» августа 2023 г.

____________________________

Руководитель МО __________

«30» августа 2023 г.

«Утверждаю»
Директор

/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.

Рабочая программа
Общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1
1 класс
по предмету
русский язык

п.Де-Кастри
2023/2024 уч. год

Пояснительная записка
Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью, Примерной адаптированной основной образовательной программой образования для
обучающихся с умственной отсталостью, на основе общегосударственной программы специальных (коррекционных) образовательных школ
и классов VIII вида под ред. Бгажноковой И.М. и реализуется для обучающихся с УО 1 класса.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью, составлена с учѐтом возрастных и
психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений и рассчитана на 99 часов, 3 часа в неделю.
Цель программы: выработать элементарные навыки грамотного письма.
Основные разделы содержания курса.
1. Добукварный.
2. Букварный.
Задачи:
Добукварного периода:
-подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками письма;
-привить интерес к обучению;
-выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка;
-развивать слуховое восприятие и речевой слух.
Букварного периода:
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;
- формировать нравственные качества
Коррекционные задачи:
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать слуховое и зрительное внимание;
-обучать навыкам самоконтроля;
-развивать устную речь;
-развивать пространственную ориентацию.
Специфика программы.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного
обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся,

получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения
ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических
функций.
Программа образования носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом,
объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в
написании слогов, слов, предложений опираются на звукобуквенный анализ, предварительную условно- графическую запись и
составление слогов, слов, из букв разрезной азбуки.
Обучение грамоте в 1 классе для обучающихся с УО обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как
настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые
таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Основными методами работы на данном этапе являются объяснение, рассказ учителя, игра, упражнения. При этом в
формировании навыков игра занимает одно из ведущих мест. Учитывая сложность аналитических упражнений и быструю
утомляемость первоклассников, необходимо в работе использовать наглядность.
Обучение безречевых детей осуществляется с помощью системы карточек и по индивидуальному визуальному расписанию. Основной
метод, который используется при обучении таких детей это – метод глобального чтения.
Виды и формы организации учебного процесса.
Формы работы: урок, индивидуальная работа с учеником.
Методы обучения:
-словесные (объяснение, рассказ учителя);
-наглядные (демонстрация, иллюстрации);
-практические (игры, упражнения и др.);
-метод глобального чтения.
1. Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики
пальцев рук и выработку графических навыков.
2. Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным точкам, самостоятельно.
3. Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.
4. Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв.
5. Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной
осанки.
6. Формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги.
7. Игры на развитие мелкой моторики «Мозаика», работа с сыпучими материалами, нанизывание бусинок на нитку, «Конструктор».
8. Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых детям предметов, соединение точек.
9. Пальчиковая гимнастика.

Технологии обучения:
- игровые,
-здоровьесберегающие,
-личностно-ориентированные,
- дифференцированного обучения,
-ИКТ.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Предметные
1.
Отличать устную и письменную речь.
2.
Различать на слух выделенные из слов звуки речи, последовательно вычленять звуки из слов, написание которых не расходится с
произношением.
3.
Выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи.
4.
Разделять слово на слоги с использованием графических схем.
5.
Делить слова на слоги; определять ударный слог в слове.
6.
Определять главную мысль предложения.
7.
Отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков.
8.
Писать строчные и прописные буквы (самостоятельно, по пунктиру).
9.
Списывать с печатного и рукописного текста отдельные слоги и слова.
10.
Писать на слух отдельные буквы и слоги.
Личностные результаты
1.
Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная
природа» и «Родина».
2.
Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.
3.
Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать
образ «хорошего ученика».

4.
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в транспорте.
Базовые учебные действия
Познавательные БУД
1.
Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие
предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено формирование навыка безотрывного письма с наклоном
2.
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
3.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под
руководством учителя).
4.
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
5.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
6.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям
Коммуникативные БУД
1.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3.
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерѐдность действий, корректно сообщать
товарищу об ошибках.
4.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные БУД
1.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
2.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном
3.
Формирование правильной посадки за столом
4.
Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно
ориентироваться на странице прописей и тетради

Тематическое планирование

Содержание
Добукварный период
Букварный период

К- во часов
28ч
71ч
Итого:
99ч
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1класс
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай
предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и
т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с —
свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условнографическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где
предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация
предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с
обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим
изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай,
сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале
коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков
учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова
при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного
звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету.
Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок.
Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному
образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций
из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик,
дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета,
составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки,
выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в
кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание
коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе
бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с
трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или
контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная
прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу —
уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.

Букварный период (письмо)
1-й этап
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических
образов печатных и рукописных букв.

Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной
позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя.
Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и
прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых
двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.
Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма — на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха,
у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Составление и запись предложений из 1-2 слов.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного
проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап
Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа.
Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.
Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а
также с и - й (мои - мой).
Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа
кот, кит, соль и т.д.
Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с
иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу
предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с
последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной
буквы в словах под картинками.
3-й этап
Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёѐ, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы после предварительного анализа.
Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и
шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др.
Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова.
Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов.

Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или
слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.
Контрольное списывание.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку
для 1 класса.
№
п/п
1

Наименование раздела, темы

1.
2.
3.
4.
5.
6.

2
Добукварный период 28ч
Дорисовывание праздничного букета по образцу и пунктирным линиям
Дорисовывание травы, ягод, солнышка по образцу и пунктирным линиям
Дорисовывание картины осени, листьев
Дорисовывание элементов рисунка произвольными линиями.
Рисование апельсина по контуру и трафарету
Рисование Колобка по трафарету внутри дорожки

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Обводка геометрических фигур по контуру .
Обводка композиции из геометрических фигур по контуру или трафарету.
Обводка геометрических фигур.
Обводка композиции из геометрических фигур
Обводка по контуру и рисование элементов иллюстрации
Дорисовывание недостающей фигуры
Обводка репки по контуру
Обводка и раскрашивание бордюра из геометрических фигур
Рисование кривых линий
Обводка бордюра из вертикальных и горизонтальных линий
Обводка и рисование бордюра из наклонных линий
Обводка по контуру композиции из геометрических фигур

19.
20.

Обводка, дорисовывание и раскрашивание бордюра .
Обводка контура буквы А в изображениях домика, ракеты.

К -во
часов
3
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

Дорисовывание бордюра .
Раскрашивание бордюра .
Обводка и дорисовывание бордюра .
Обводка, дорисовывание и раскрашивание бордюра .
Дорисовывание недостающих элементов.
Раскрашивание бордюра .
Обводка и дорисовывание бордюра.
Письмо элементов рукописных букв.
Букварный период
Письмо строчной и заглавной Аа.
Письмо строчной и заглавной Уу.
Письмо звукоподражательных слов Ау, Уа, ау, уа.
Письмо строчной и заглавной буквы Мм..
Письмо открытых и закрытых слогов с изученными буквами
Закрепление написания букв Аа, Уу, Мм.
Письмо строчной и заглавной буквы О о.
Письмо слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо.
Письмо строчной и заглавной буквы Хх.
Письмо обратных и прямых слогов с буквами А а, У у, Мм, О о, Х х.
Письмо строчной и заглавной буквы Сс.
Написание обратных и прямых слогов с изученными буквами.
Письмо строчной и заглавной буквы Нн.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо строчной буквы ы.
Письмо слов с изученными буквами.
Письмо строчной и заглавной буквы Лл..
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Вв.
Письмо слогов и слов с изученными буквами.

49.
50.
51.
52.

Письмо строчной и заглавной буквы Ии.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Шш.
Письмо изученных слогов и слов.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

1
1
1
1
1
1
1
1
71ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.

Письмо изученных слогов и слов.
Практические упражнения в написании слов со слогом ШИ.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Пп.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Тт.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Кк.
Письмо изученных слогов и слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Зз..
Дифференциация звуков З и С. Письмо изученных слогов и слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Рр.
Дифференциация звуков Р и Л. Письмо изученных слогов и слов.
Письмо строчной буквы й.
Дифференциация звуков и и й. Письмо изученных слогов и слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Жж..
Дифференциация звуков Ж и Ш. Письмо изученных слогов и слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Бб.
Дифференциация звуков Б и П Письмо изученных слогов и слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Дд.
Дифференциация звуков Д и Т Письмо изученных слогов и слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Гг.
Дифференциация звуков Г и К Письмо изученных слогов и слов.
Письмо строчной буквы ь.
Письмо изученных букв, слогов, слов.
Закрепление пройденного материала.
Письмо строчной и заглавной буквы Ее.
Письмо изученных букв, слогов, слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Яя.
Дифференциация букв А и Я.
Письмо строчной и заглавной буквы Юю.
Дифференциация букв У и Ю.
Письмо строчной и заглавной буквы Ёѐ.
Письмо изученных букв, слогов, слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Чч.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

88.
89.
90
91.
92.
93.
94.

Практические упражнения в написании слов с ча и чу.
Письмо строчной и заглавной буквы Фф.
Дифференциация слогов и слов с В и Ф.
Письмо строчной и заглавной буквы Цц.
Письмо изученных букв, слогов, слов.
Письмо строчной и заглавной буквы Ээ.
Письмо изученных букв, слогов, слов.

95.
96.
97.
98.
99

Письмо строчной и заглавной буквы Щщ.
Практические упражнения в написании слов с ча, ща, чу, щу.
Письмо строчной буквы ъ.
Написание слов с ь и ъ знаком.
Письмо изученных букв, слогов, слов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
99ч.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные
результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности Оценку предметных результатов
целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать
под руководством учителя. В течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников,
используя только качественную оценку.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные,
творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает
основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
если обучающиеся верно выполняют





от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачѐт);
от 51% до 65% заданий - «хорошо»;
свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует
уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра
оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное
влияние на формирование жизненных компетенций.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буква;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Класс
1

Учебники
1. Аксѐнова А.К..
Букварь. 1 класс. М.: Просвещение,
2016
2.Воронкова В.В.
Букварь. 1 класс.М.: Просвещение,
2012

Методические
пособия для учителя
1. Примерная адаптированная основная
образовательная
программа
общего
образования, разработанная на основе
ФГОС для обучающихся с УО.
2.Программа специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида
под редакцией И. М. Бгажноковой.– М.:
«Просвещение», 2013 г
3.Аксенова, А.К. Дидактические игры на
уроках русского языка в 1-4 классах
вспомогательной школы: Кн. для учителя/
А.К.Аксѐнова,
Э.В.Якубовская.М.:
Просвещение, 1991.

Методические
материалы для
обучающихся
1.Тетрадь по
обучению грамоте для
1 кл./Воронкова В.В.М.: Просвещение,
2012
2. Прописи по
обучению грамоте в 2
частях.

Обеспечение кабинета
1.Эргономическая мебель,
соответствующая
возрастным, ростовым
особенностям обучающихся.
2.Ноутбук учителя.
3.Мультимедийный
проектор.
4.Карточки с изображением
различных
предметов
и
игрушек.
5.Наборы белого и цветного
мела, цветных карандашей,
фломастеров,
маркеров,

ЭОР
1. Интернет
ресурсы.
2.
Презентации,
разработанные
учителем.
3. Электронное
приложение к
учебнику

4.Аксенова, А.К. Методика обучения
русскому
языку
в
специальной
(коррекционной)
школе:
Учеб.
для
студентов дефектол. фак. педвузов.- М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
5. Аксѐнова А.К., Комарова С. В., Шишкова
М. И. Обучение грамоте. 1 класс.
Методические
рекомендации.
М.:
«Просвещение», 2009
7.Волина
В.В.
Занимательное
азбуковедение.- М.: Просвещение, 1994.
8.Воронкова, В.В. Обучение грамоте и
правописанию
в
1-4
классах
вспомогательной школы- М.: Школа- Пресс,
1995.
9.Занимательный материал к урокам
обучения грамоте и русского языка в
начальной школе/Сост. Н.А.Касаткина.Волгоград: Учитель, 2003
10.Кобзарева Л.Г. Система упражнений по
коррекции письма и чтения у детей с ОНР. /
Практическое пособие для логопедов. –
Воронеж: Издательство «Учитель», 2003
11.Лещинская Т.Л. Букварик. – М.:
ВЛАДОС, 2007.
12.Максимук, Н.Н. Игры по обучению
грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.
13.Межецкая Т.Г. Различаем буквы и звуки:
Пропедевтика нарушений письменной
речи.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
14.Обучение учащихся I – IV классов
вспомогательной школы: Пособие для
учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд.,
перераб. – М: Просвещение, 1992.
15.Соловьѐва, Н.В. Подготовка к обучению
грамоте детей с недостатками речи.- М.: ТЦ

цветных красок.
6.Настенная
доска
для
рисования мелом.
7.Ручки шариковые синего
цвета.
8. Комплект прописей для
обучения грамоте

Сфера («Логопед»), 2009.
16.Ткачева. Т.А. «Дети 6-7 лет с
ограниченными возможностями».- М.:
«Гном», 2011.
17.Якубовская
Э.В.,
Комарова
С.В..
Методическое руководство к учебнонаглядному пособию «Ступеньки к грамоте
– Пропедевтика обучения чтению и письму»
(Альбом 1).-М.: "Просвещение", 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».