РП Речевая практика, 1 кл, УО вариант 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ

Рассмотрено на заседании МО

Принято на педсовете

Протокол заседания МО №1

протокол № 1

от «30» августа 2023 г.

____________________________

Руководитель МО __________

«30» августа 2023 г.

«Утверждаю»
Директор

/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.

Рабочая программа
общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1
по учебному предмету «Речевая практика»
1 класс

п. Де-Кастри
2023-2024 уч.год

Пояснительная записка
Программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью, Примерной адаптированной основной образовательной программой образования для
обучающихся с умственной отсталостью, на основе общегосударственной программы специальных (коррекционных) образовательных школ
и классов VIII вида под ред. Бгажноковой И.М. и реализуется для обучающихся с УО 1 класса.
Владение устной речью (в том числе и разговорной) – важнейшее умение, которое спонтанно формируется в детстве и помогает человеку
жить в мире людей. К сожалению, есть дети, для которых знакомиться, благодарить, спрашивать, просить, отвечать отказом на просьбу
оказывается весьма сложным. Эти и многие другие действия, сопряжѐнные с речевым общением, часто становятся для них невозможными
без специального обучения. Предусмотрена возможность проведения специальных занятий по устной речи. Данная программа рассчитана на
детей, обучающихся по программе для детей с УО 1 класса.
Цель: Развитие речевой коммуникации, как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с
окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения:
- учить понимать и чѐтко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к
другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу, участвовать в мини-диалогах, которые знакомы им по бытовым ситуациям;
- создавать условия для развития интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи;
- формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания.
Личностные учебные действия:
 формировать осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга;
 способность осмысления социального окружения, своего места в нѐм, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
 воспитывать положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;
 воспитывать понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах
поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
 формировать умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

 учить использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 формировать умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
 учить входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 учить ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
 формировать умение адекватно использовать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты
и т. д.);
 учить передвигаться
по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия:
 учить выполнять задания по словесной инструкции;
 учить называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
 формировать умение внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова;
 формировать навыки речевого этикета при встрече и прощании;
 учить сообщать своѐ имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена ближайших родственников;

Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с целями и задачами специального образования обучение детей с умственной отсталостью имеет практическую
направленность. Предмет позволяет формировать социально значимые умения. Речь в социальном аспекте является средством общения,
позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты.
Аудирование и понимание речи.
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и
выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном
виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание
небольших
литературных
произведений
в
изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса,
тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши,

реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние
речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.
Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к
продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка,
мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в
письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это
…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник).
Формулы «здравствуй»,
«здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый
вечер», «Спокойной
ночи».
Неофициальные
разговорные
формулы
«привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий
школы). Недопустимость дублирования
этикетных
формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с
помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы
при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по
имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы
«Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,

обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…»,
«Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я
слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому
человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …»,
«Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка
благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,
пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение.
Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, приѐм гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных
местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной
ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут
быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме
ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение
ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Речевое развитие.

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного
намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и
предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двухтрех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.

Особенности преподавания предмета в 1-ом классе
Все дети с низким уровнем подготовленности к обучению. У обучающихся наблюдаются дефекты звукопроизношения, как отдельных
звуков, так и нескольких групп. Уровень общего и речевого развития, а так же созревание психофизических функций у обучающихся
индивидуален. Разный уровень развития фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций:
анализа и синтеза, памяти, внимания, восприятия. Все обучающиеся имеют системное недоразвитие речи. Кроме этого у всех обучающихся
имеется нарушение звукопроизношения. Исходя из вышеперечисленных положений, программный материал по предмету для данной
категории детей направлен на преодоление проблем, возникших в результате нарушенного развития обучающихся. Поэтому уроки
планируются с учетом работы по развитию речи в трех направлениях:
 структурное (формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического);
 функциональное формирование навыка владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого
общения)
 когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).
Учитывая специфику познавательной деятельности обучающихся с УО 1 класса на уроках применяется система заданий и упражнений,
направленных на:
 воспитание звуковой культуры речи;
 развитие лексической стороны речи;
 формирование грамматического строя речи;
 развитие связной речи.
Тематика уроков направлена на обогащение и уточнение словаря.
Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
На изучение предмета «Речевая практика» во 1 классе отводится 2 часа в неделю и 66 часов в год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Предметные результаты

Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятие на слух сказок и рассказов;
-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
-ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
-понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные слова и выражения
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нѐм, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
11)формирование готовности к самостоятельной жизни.

Основное содержание
Аудирование

Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради и раздай их»
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в
рифмованной форме: Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ша-ша-ша – мам моет малыша.
Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирает пыль. И т.д.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя,
четкое и выразительное их произношение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Перечисление (2-3) предметов на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произношение
небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение тихой и громкой речи в игре.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнение на изменение темпа речи (медленно спрашивает, быстро
отвечает).
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемая с голоса учителя (по подражанию).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку»
Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре.
Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или товарищу.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому
предложению, мелового рисунка на доске, макетного тетра.
Культура общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым
взрослым и ровесникам.
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата
(взрослый или сверстник).Употребление слов здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, до свидания. Пока.
Употребление вежливых слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.

Тематическое планирование по предмету «Речевая практика»

№
п/п

Тема

I

Речь

II

Слово

Кол-во
часов

Краткое содержание темы

Обязательный минимум ЗУН

Устная и письменная речь.
Расширение словарного запаса,
активизация его в самостоятельных
высказываниях детей.
Совершенствование моторики
артикуляционного аппарата.
Произношение звуков родного языка.
Анализ артикуляции звуков по пяти
позициям (губы - зубы - язык голосовые связки - воздушная струя)
Понятие « гласные-согласные звуки».
Развитие фонематического слуха.
Дифференциация звуков. Развитие
просодической стороны речи ( силу,
высоту, темп и громкость речи)
Диалогическая речь. Монологическая
речь.
Описание. Повествование. Понятие о
структуре
повествования: зачин,
средняя часть, концовка.
Слово и его значение. Имя
существительное (без терминологии)
значение и употребление. Имя
прилагательное (без терминологии)
значение и употребление. Имя
собственное.
Глагол ( без терминологии) значение и
употребление.
Слова - обобщения. Слова
противоположные по смыслу.
Образование существительных
множественного числа. Употребление

Уметь: отличать письменную речь от
устной, звук от знака.
-различать буквы и звуки;
-правильно употреблять формы слов в
разговорной речи;
-различать звуки на слух и в
произношении;
-участвовать в беседе, полно отвечать
на поставленный вопрос. Используя
слова данного вопроса;
-использовать внеязыковые
(экстралингвистические) факторы:
мимика, жест, общая ситуация,
эмоциональный настрой и другие;-вести
диалог в игровых ситуациях (смешных,
фантастических, деловых, бытовых);
-выделять и называть объект речи при
описании
Уметь: различать и сравнивать слова,
называющие предмет, действие
предмета, признак предмета;
-устанавливать последовательность
звуков в слове;
-подбирать слова не просто близкие по
звучанию, но и подходящие по смыслу;
-составлять словосочетания из слов;
-самостоятельно образовывать, подбирать слова.

Примечание

III

Предложение.

IV

Текст.

сложных предлогов. Многозначные
слова. Образование слов близких по
значению. Формирование
тематических групп слов (глаголы
движения: идти , шагать, бежать и т.д.,
обозначающие речь: сказать, спросить
и т.д.).
Различие слова, словосочетания и
предложения. Восприятие и
понимание звучащей речи.
Разновидности предложений по цели
высказывания. Предложение сообщение, предложение - вопрос,
предложение - просьба, приказ, совет.
Составление предложений по схемам.
Замена слов в предложении,
заканчивание предложений по смыслу.
Работа с деформированными
предложениями. Составление связных
устных высказываний.
Диалогическая и монологическая речь.
Знакомство с разновидностью сказок
(диалогические сказки).
Диалогические взаимодействия со
сверстниками.
Разнообразие монологических
высказываний.

Уметь: составлять предложения из слов
и словосочетаний; -делить предложения
на слова; -выделять предложения из
текста; -составлять и распространять
предложения, устанавливать связи
между словами по вопросам; определять голосом конец предложения.

Уметь: различать диалог и монолог.
- различать описания и повествования.
- выстраивать диалогическое
взаимодействие со сверстниками в
процессе беседы.
-составлять описательные
высказывания, придерживаясь логики
описания предметов.

Учебно-тематический план.

Разделы и темы программного
материала.
1. Школьная жизнь.
2. Игры и игрушки.
3. Играем в сказку.
4. Я дома.
5. Я за порогом дома.
6. Я и мои товарищи.
Итого:
Всего за год

Всего часов.

Экскурсии

19
13
13
24
15
14
96

1
1

1
3
99 ч.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Речевая практика»
Рабочая программа рассчитана 66ч.
№

Дата
план

1

Тема урока

факт
1 сентября. Школа.

Кол –
во
часов
1 ч.

Тип урока

Урок-

Планируемые результаты
Предметные
1 четверть
Формирование навы-

Учебные действия

Оборудование
ЭОР

Система
контроля

Личностные
Проявлять инте-

Игра «Давайте

Мягкая игрушка.

Беседа.

экскурсия.
Комбинирова
нный

ков связного высказывания. Формировать у
учащихся умение отвечать на вопросы
учителя в процессе
беседы. Знакомство
учителя с учениками
и друг с другом.
Формирование начальных представлений о понятиях «ученик», «знание». Формировать представление об учебной деятельности и ее
особенностях.

рес к новым
знаниям.
Знать правила
поведения в
школе.

познакомимся».
Экскурсия по
школе.

Альбом,
цветные
карандаши.
Разрезной дид.
материал.
Дид. игра.
Магнитофон.

Опрос.
Игра.

Знать правила
поведения в
школе.
Развивать
познавательный
интерес.

Д.и. «Школьники-дошкольники». Альбом,
цветные карандаши.
Разрезной дид.
материал.
Дид. игра.
Магнитофон.
Дид. разрезной
материал. «Определи, верно
ли?» Сюжетные
картинки по
теме.
Мультимедиа.
Картинки, песни
«Улыбка» из м/ф
«Крошка Енот»
Цв. иллюстрации.
Дид. игра .
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Уметь применять
на практике правила поведения.
Воспитывать чувство товарищества, взаимоуважения, доброты.
Уметь применять
на практике правила поведения.
Воспитывать
осознанное, ответственное отношение к
поручению.

Учить определять,
что такое «можно» и
что такое «нельзя»
в школе. Песня
«Учат в школе».
Рассказ Леонида
Каминского «Как
Маша пошла в школу».
Закрепить знания
детей о правилах
культурного
поведения в школе.

2

Ученик.

1 ч.

Комбинирова
нный.

3

Класс.

1 ч.

Комбинирова
нный.

Формировать навыки
культуры поведения в
школе (на уроке, на
перемене). Развивать
речь, мышление, воображение.

4

Давайте
познакомимся! Новые
учителя.
Дежурство по классу.

1 ч.

Комбинирова
нный

1 ч.

Комбинирова
нный.

Формировать умение
отвечать на вопросы в
процессе беседы.
Закрепить среди учащихся понимание социальной роли дежурного по классу.
Повысить ответственность воспитанников
за порядок в классе,
наметить пути совершенствования орга-

5

Моделирование
мини-диалогов с
учителями
Загадка
(«Дежурный»).
Сюжетные картинки
по теме. Дид. игра
«Четвертый
лишний».

Беседа.
Опрос.
Игра.

Беседа.
Игра
Беседа.
Опрос.
Игра.

низации дежурства.
Формировать навыки
культуры поведения в
школе (на уроке, на
перемене). Развивать
речь, мышление, воображение.

6

Урок и перемена

1 ч.

Комбинирова
нный.

7

Режим школьника.

1ч.

Комбинирова
нный.

Сформировать у детей
понятие о режиме
дня, обеспечивающем
здоровье человека.
Развивать навыки
ЗОЖ.

8

Школьные
принадлежности.
Бережное отношение
к учебникам.

1 ч.

Комбинирова
нный.

Обогащение лексического запаса учащихся словами, называющими школьные
вещи, их основные
признаки и действия с
ними.
Развивать фразовую и
разговорно-диалогическую речь. Учить
детей беречь книги,
научить делать закладки, уметь пользоваться ими.

Комбинирова
нный.

Уметь применять
на практике правила поведения.
Воспитывать
чувство товарищества, взаимоуважения,доброты
.
Проявлять интерес к новым знаниям. Формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств, доброжелательности и
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимать и сопереживать.
Знать название
учебных
предметов. Уметь
правильно
использовать их
(по назначению).
Обогащать
словарь новыми
словами. Уметь
применять на
практике
полученные
знания.

Закрепить знания
детей о правилах
культурного поведения в школе.

Дид. разрезной
материал. «Определи, верно
ли?» Сюжетные
картинки по
теме.
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Познакомить детей
с понятием режим
дня. Знать и соблюдать режимные
моменты.

Предметные
картинки.
Игра «Доскажи
словечко» или
«Хлопки».
Мультимедиа.

Беседаопрос.
Игра.

Загадки на тему:
«Школьные
принадлежности»
.Цв. иллюстрации
по теме.
Д.и. «Собери
портфель».
Д.и. «Книжки говорят». Загадки на тему: «Школьные
принадлежности».
Аккуратное обращение с учебниками. Научить пользо-

Загадки.
Дид. материал.
Д.и. «Собери
портфель».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Загадки.
Дид. материал.
Д.и. «Собери
портфель».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Д.и.

ватся закладками.
Использование слов:
пожалуйста,
спасибо.Разучивание чистоговорки
«Расскажи мне про
покупку». В ходе игры познакомить
школьников с основными правилами
поведения в магазине.
Учить обращаться
за помощью к
продав-цу
(подскажите
пожалуйста…) и
принимать помощь
(спасибо).

9

Покупка школьных
принадлежностей

1 ч.

Урок - игра.

Формировать у детей
представления о правилах поведения в
магазине. Учить первоклассников строить
инициирующие и
ответные реплики в
диалоге с продавцом
магазина.

Уметь ориентироваться в ассортименте магазина
канцелярских
товаров.

10

Правила поведения в
магазине школьных
принадлежностей.

1 ч.

Комбинирова
нный.

Правила поведения в
магазине школьных
принадлежностей.

Уметь делать покупки. Обращаться за помощью к
работнику магазина Уметь использовать на
практике полученные знания.

11

Экскурсия в магазин
школьных
принадлежностей.

1 ч.

Урок экскурсия.

Уметь делать
покупки.
Обращаться за
помощью к
работнику
магазина.

Учить обращаться
за помощью к
продав-цу
(подскажите
пожалуйста…) и
принимать помощь
(спасибо).

12

Права и обязанности

1ч.

Комбинирова

Учить первоклассников строить инициирующие и
ответные реплики в
диалоге с продавцом
магазина. Основные
правила поведения в
магазине (обращаться
к продавцу чѐтко,
достаточно громко,
доброжелательно
смотреть на продавца,
можно использовать
указательный жест).
Познакомить перво-

Воспитывать ува-

Пословицы,

Загадки (школьные принадлежности).
Дид.игра «Четвертый лишний».
Сюжетноролевая игра
«Магазин».

Беседа.
Опрос.
Игра

Загадки (школьные принадлежности).
Дид.игра «Четвертый лишний».
Сюжетноролевая игра
«Магазин».
Экскурсия в магазин «Книги».

Беседа.
Опрос.
Игра.

Дидактический

Беседа.

Беседа.
Опрос.

современного
школьника.

нный.

13

Знакомство во дворе.

1 ч.

Урок-игра

14

Что такое вежливость.

1 ч.

Комбинирова
нный.

классников с правами
и обязанностями детей. Развести понятия
«права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

жение к высказываниям одноклассников, их правам. Знать, что
такое права и
обязанности.
Уметь использовать на практике
полученные знания.
Помочь учащимся
Понимание личперенести полученной ответственные знания о ситуаности за свои поции «Знакомство» в
ступки на основе
новые условия.
представлений об
Правила поведения
этических норпри знакомстве:
мах и правилах
ровеснику при
поведения в совзнакомстве можно
ременном общеподавать руку и
стве, о правилах
говорить «Привет!».
поведения при
знакомстве.
Уметь знакомиться с ровесниками.
Общаться с детьми своего возраста. Учить выделять существенные, общие и отличительные
свойства
предметов.
Формировать у детей
Развитие логинравственные предческих операций:
ставления о вежливос- анализа и синтеза
ти. Развивать у детей
при обсуждении

поговорки о семье.
Игра «Четвертый
лишний». Физ.
мин.-пантамима
«Помощники» (под
музыку «Антошка»).

материал.
Цв. иллюстрации.
Мультимедиа.
Магнитофон.

Опрос.
Игра.

Использование в
диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с
нами играть?» Расширение представления детей о правилах поведения
при знакомстве.

Сюжетные цв.
иллюстрации.
Игра «Доскажи
словечко».
Магнитофон.

Беседа.
Опрос.
Игра

Игра Доскажи словечко». Д.и. «Назови
волшебые слова».
Сценка «Буратино и

Дид. материал.
Д.игры.Сценка с
использованием
сказочных геро-

Беседа в
игровой
форме.

желание быть вежливыми и культурными.

вопросов темы.

15

Я и мои товарищи

1 ч.

Комбинирова
нный.

Формирование у детей правильного отношения к окружающим
людям.

Воспитывать
чувства взаимопомощи, товарищества (коллективизма), умения
быть внимательным к окружающим людям, умение думать о других.

16

Что такое дружба.

1 ч.

Комбинирова
нный.

Содействовать формированию добрых
отношений между
детьми в классе, развивать стремление
быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

17

Мы идѐм во двор
гулять.

1 ч.

Урок-игра

Расширение представления детей о
правилах поведения
при знакомстве. Использование в диалоге вопросительных
предложений «Как
тебя зовут?» «Хочешь
с нами играть?» Рас-

Воспитывать
доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение
выражать свои
мысли связно,
последовательно,
полным предложением.
Уметь правильно
обращаться к
незнакомому
человеку.
Приветствовать
взрослых и
ровесников.

Мальвина». Рассказ
С.Михалкова «Зеркало». Стихотворение С.Маршака
«Ежели вы вежливы».
Учить правильно и
культурно общаться
с людьми, уважать
своего товарища.
Побуждать первоклассников не только участвовать в игровой ситуации в
роли адресата реплик, но и инициировать диалог.
Понятия "дружба",
"друг".
"Правила дружбы".

Помочь учащимся
перенести
полученные знания
о ситуации
«Знакомство» в
новые условия. Как
познакомиться с
ребятами.
Конструирование

ев. Магнитофон.
Мультимедиа.

Рассказ
В.Осеевой «Ни
за что и ни за
это».
Стихи А.Барто
«Требуется
друг»,
«Защитник».
П.и. «Буратино».
Мультимедиа.

Беседа.
Игра.
Опрос.

Игровое упр.
«Найди себе подобного». Стих-е
«Дружба».
Пословицы.
Мимическая
гимнастика.
Викторина «Кто
с кем дружит?»
Магнитофон.
Сюжетные цв.
иллюстрации.
Игра «Доскажи
словечко».
Мультимедиа
(фрагтент из м|ф
«Цветик…»)

Игра в
форме
беседы.

Беседа.
Опрос.
Игра.
М|ф.

18

Составление рассказа
«Мои друзья во
дворе».

1 ч.

Комбинирова
нный.

19

Знакомство в гостях.

1 ч.

Урок-игра

20

Правила этикета.

1 ч.

Комбинирова
нный.

ширение представления детей о правилах
поведения при
знакомстве.
Расширение представления детей о
правилах поведения
при знакомстве. Использование в диалоге вопросительных
предложений «Как
тебя зовут?» «Хочешь
с нами играть?» Расширение представления детей о правилах
поведения при
знакомстве.
2 четверть (
Расширить представления учащихся о
правилах поведения
при знакомстве с ровесниками и старшими. Познакомить с
понятием «познакомить кого-то с кемто». Правильно вести
себя при знакомстве
со старшим по возрасту гостем.
Сформировать умения
выглядеть достойно и
чувствовать себя уверенно в различных
жизненных ситуациях

реплик по теме.

Уметь грамотно
строить речевое
высказывание.
Воспитывать
доброту, отзывчивость; развивать разговорную
речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным
19редложениием.

Игра «Скажи, кто
это?». Составление
текста по опорному
плану.

Цветные сюжетные картинки.
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра

Знать правила
культурного поведения в обществе. Уметь приветствовать людей. Принимать
гостей. Умение
строить диалог
между хозяином
и гостями по
предложенной
схеме.
Уметь
использовать на
практике
полученные
знания.

Составление высказывания из 4 предложений на заданную тему по символическому плану.
Коллективное составление рассказа
«Как я гостей встречал» по вопросам
учителя.

Цветные сюжетные картинки.
Сюжетноролевая игра
«Кукла идет в
гости».
Магнитофон.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Познакомить
учащихся с
элементарными
нормами поведения
в обществе.

Игра «Словарь
вежливых слов».
Инсценировка
стих-я В.Лившица «Неряха». .

Беседа.
Опрос.
Игра

Правила поведения в
гостях.
Приветствие гостей.

1 ч.

22

"Волшебные слова".

1ч.

Комбинирова
нный.

23

Составление рассказа
«Как я ходил в гости».

1 ч.

Комбинирова
нный.

21

Урок-игра
Комбинирова
нный

в соответствии с нормами поведения. Развивать коммуникативные способности,
умение анализировать.
Знать правила культурного поведения в
обществе. Уметь приветствовать людей.
Расширить представления учащихся о
правилах поведения
при знакомстве с ровесниками и старшими.
Сформировать в сознании детей понятие
«вежливость».
Формировать умение
давать оценку поступкам, высказывать свое
мнение по теме.

Знать правила культурного поведения в
обществе. Уметь
приветствовать
людей. Расширить

Стихотворение
И.Горюновой «В
транспорте».
Мультимедиа.
Знать правила
поведения в
гостях.
Уметь выполнять
эти правила
практически.

Правила этикета в
гостях. Жесты
приветствия и
радушия.
Приветственные
фразы.

Цветные сюжет- Беседа.
ные картинки.
Опрос.
СюжетноИгра.
ролевая игра
«Кукла встречает
гостей».
Магнитофон.

Развивать познавательный интерес; расширять
кругозор учащихся;закреплять
знания о вежливости; воспитывать культуру общения, прививать этические
нормы поведения. Уметь использовать на
практике полученные знания.
Вести диалог на
заданную тему.
Знать правила
поведения в
гостях. Уметь

Игра «Угадай
вежливое слово».
Игра «Вежливые
прятки».
В.Осеева «Волшебное слово».
Стих-е И.Токмакова
«Про Машу».

Фрагмент из
фильма «Волшебное слово».
Цв. сюжетные
иллюстрации по
теме.
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Составление
рассказа по
сюжетным
картинкам « Как я
ходил в гости».

Дид. материал.
Дид. игра
«Оденем куклу
гулять».

Беседа.
Опрос.
Игра.

24-

Я принимаю гостей.

1ч.

Комбинирова
нный.

25

Готовимся к празднику «Новый год».
Новогодние традиции.

1 ч.

Комбинирова
нный.

представления
учащихся о правилах
поведения при
знакомстве с ровесниками и старшими.
Знать правила
культурного
поведения в
обществе. Уметь
приветствовать
людей. Расширить
представления
учащихся о правилах
поведения при
знакомстве с
ровесниками и
старшими.

Расширять знания детей в области новогоднего праздника.
Развивать речь, мышление, сообразительность, находчивость,
внимание.

выполнять эти
правила
практически

Развивать познавательный
интерес; расширять кругозор
учащихся; закреплять знания
о вежливости;
воспитывать
культуру
общения,
прививать
этические нормы
поведения. Уметь
использовать на
практике
полученные
знания.
Знать когда отмечается Новый
год. Основные
традиции Нового
года. Уметь читать стихи по
теме Новый год.

Правила приема
гостей.
Проигрывание различных ситуаций
встречи гостей.

Дид. материал.
Дид. игра
«Оденем куклу
гу-лять».

Беседа.
Опрос.
Игра

Разучивание новогоднего стихотворения по выбору
учителя. Учить первоклассников отвечать на вопросы в
беседе и инициировать общение. Составление диалогов
по сюжетным картинкам. Составление письма Деду
Морозу с опорой на

Цв. иллюстрации по теме.
Загадки.
Игра «Да и нет»,
«Нарисуй снеговика» (с завязанными глазами).
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Комбинирова
нный.

Расширять представления учащихся о
праздновании Нового
года в России и других странах. Учить
различать Деда Мороза от Санта Клауса.

Расширять кругозор учащихся.
Познакомить с
русскими традициями встречи
Нового года. Создать предновогоднее настроение.

условно- графические схемы предложений. Составление
устного поздравления с Новым годом.
Расширять знания
детей в области
новогоднего
праздника.

26

Приглашение гостей
на Новый год.

1 ч.

Комбинирова
нный.

Расширять кругозор
учащихся. Познакомить с русскими традициями встречи Нового года.

Уметь практически использовать правила
этикета.

Правила приглашения гостей на
праздник. Оформление открыткиприглашения.

27

Ёлочные игрушки.

1 ч.

Комбинирова
нный.

Формировать у детей
интерес и любовь к
русским народным
традициям,к Родине
знакомство с историей появления елочных
игрушек. Расширять
знания детей в области новогоднего празд-

Знать названия
игрушек и уметь
их выбирать.
Виды ѐлочных
игрушек. Разнообразие ассортимента в магазине.

Загадки.
Описательные рассказы «Елочные
украшения».
Выполнить
групповую работу
«Елочную игрушкуфонарик».

Цв. иллюстрации по теме.
Загадки.
Игра «Доскажи
словечко», «Найди отличия».
Сказки «Морозко», «Мороз
Иванович».
Мультимедиа.
Магнитофон.
Цв. иллюстрации по теме.
Загадки.
Игра «Доскажи
словечко», «Найди отличия».
Сказки «Морозко», «Мороз
Иванович».
Мультимедиа.
Магнитофон
Цв. иллюстрации по теме.
Игра «Нарисуй
снеговика» (с завязанными глазами) ,«Доскажи
словечко».

Беседа.
Опрос.
Игра.

Беседа.
Опрос.
Игра

Беседа.
Опрос.
Игра

28

Украшаем ѐлку.

1 ч.

Комбинирова
нный.

29

Новогодние
поздравления.

1 ч.

Комбинирова
нный.

30

Новый год в странах
мира.

1 ч.

Урок-игра

ника. Виды ѐлочных
игрушек. Разнообразие ассортимента в
магазине. Развивать
мелкую моторику и
координацию движений.
Расширять представления учащихся о
праздновании Нового
года, о традициях
встречи Нового года.
Помочь каждому
ребенку самовыразиться. Воспитывать
самостоятельность ,
творческое отношение к делу.
Учить первоклассников строить репликипоздравления, сопровождающие вручение
подарков. Выражение
вступать в контакт и
работать в коллективе (учитель - ученик,
ученик - ученик,
ученик - класс,
учитель-класс).
Расширять знания
детей в области
новогоднего
праздника.
Познакомить с
новогодними
традициями на Руси и

Учить наряжать
елку. Создать
предновогоднее
настроение.

Виды ѐлочных
игрушек. Техника
безопасности при
использовании
электрических
гирлянд.

Цв. иллюстрации по теме.
Нарядить в классе елочку. Игра
«Опиши игрушку».
Магнитофон.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Уметь
практически
использовать
правила этикета.

Составление
новогоднего
поздравления.
Моделирование
возможных
диалогов между
героями картинки
при преподнесении
подарков.

Цв. иллюстрации по теме.
Игра «Верю - не
верю», «Найди
отличия».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Основные
традиции Нового
года в разных
странах.
Учить различать
Деда Мороза от
Санта Клауса.

Что такое Новый
год? Расширять
знания детей в
области новогоднего
праздника.

Цв. иллюстрации по теме.
Загадки.
Игра «Доскажи
словечко», «Найди отличия».
Сказки «Мороз-

Беседа.
Опрос.
Игра

в других странах.

ко», «Мороз
Иванович».
Мультимедиа.
Магнитофон.

31

Новый год.
Новогодние чудеса.

1 ч.

Урок-игра

Познакомить учащихся с историей возникновения праздника; с
национальными
традициями встречи
Нового года в разных
странах; с именами
Дедов Морозов в
разных странах мира.

Прививать любовь к родным
традициям, уважение к традициям других народностей; формировать основы
гражданской
идентичности
личности.

Празднование
Нового года.
Составление
предложений по
схеме и картинкам.

Цв. иллюстрации по теме.
Игра «Доскажи
словечко»,
«Верю-не верю».
Магнитофон.

Беседа.
Опрос.
Игра.

32

Добрый Дедушка
Мороз.

1 ч.

Комбинирова
нный.

Расширять знания детей в области новогоднего праздника.
Учить различать Деда
Мороза от Санта
Клауса.

Уметь составлять
рассказ по
опорному плану.

Цв. иллюстрации по теме.
Игра «Да и нет».
М/ф «Новогодние приключения».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

33

Поздравления и
подарки.

1 ч.

Урок-игра

Расширять кругозор
учащихся. Познакомить с русскими традициями встречи Нового года. Развивать
речь, воображение,
мышление.

Строить простые
предложения и
короткие рассказы с опорой на
символичес-кий
план.

Дид. иллюстрированный материал.
Игра «Да и нет».
М/ф «Новогодние приключения».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

34

В Новом году я

1 ч.

Комбинирова

Развивать

Уметь грамотно

Составление рассказа о Деде Морозе. Учить первоклассников отвечать на
вопросы в беседе и
инициировать общение. Составление
диалогов по сюжетным картинкам.
Приглашение гостей
на новогодний праздник. Составление
предложений о подарках, приготовленными детьми на
Новый год родным и
близким. Каким может быть новогодний подарок.
Составление рас-

Цв. иллюстра-

Беседа.

обещаю...

нный.

Составление рассказа
«Как я встретил
Новый год».

Комбинирова
нный.
1 ч.

36

Зимняя погода.

1 ч.

Комбинирова
нный.
Комбинирова
нный.

Развивать умение
наблюдать, устанавливать причинноследственные связи в
природе, логическое
мышление, память,
речь, воображение;

37

Зимняя одежда.
Виды зимней одежды.

1ч.

Комбинирова
нный.

Название предметов
зимней одежды и
обуви.
Тренировочные
упражнения в
произнесении реплике
интонацией просьбы.

35

любознательность,
воображение,
творческие
способности.

3 четверть ( ч).
Помочь каждому ученику самовыразиться.
Развивать воображение, творческие
способности.

строить речевое
высказывание.

сказа по опорному
плану.
Физ. мин. «Я Мороза не боюсь».

ции по теме.
Физ. мин. «Я
Мороза не
боюсь».
Трафареты «елочки», цв. карандаши.

Опрос.
Игра.

Строить простые
предложения и
короткие рассказы с опорой на
символический
план.
Развивать умение
наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе, логическое
мышление, память, речь, воображение.
Уметь строить
высказывания
содержащие
просьбу.
Использовать
интонацию
просьбы в связи с
ситуацией.

Составление
рассказа по
опорному плану.

Цв. иллюстрации по теме.
К/ф «Новогодние приключения Маши и
Вити».

Беседа.
Опрос.
Игра

Знать особенности
зимней погоды.
Уметь
ориентироваться в
выборе одежды в
соответствии с
погодой.

Дид. иллюстрированный
материал.
Игра «Когда это
бывает?»
«Оденем куклу
гулять».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Заучивание чистоговорки «В шапке да
шубке хорошо Мишутке». Проигрывание ситуации
«Кукла одевается на
прогулку». Рассматривание картинок и
называние предметов зимней одежды
и обуви. Описание
зимней одежды де-

Дид. иллюстрированный материал.
Игра «Когда это
бывает?»
«Оденем куклу
гулять».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

38.

Зимняя обувь, виды.

1 ч.

Комбинирова
нный.

39

Зимняя прогулка.

1 ч.

Урок-игра

40

Зимние виды спорта

1ч

Комбинирова
нный.

Формирование навыков взаимопомощи.
Расширить словарный
запас школьников,
обозначающие предметы, используемые
при уходе за обувью и
одеждой. Тренировочные упражнения в
произнесении реплике
интонацией просьбы.
Обобщить знания детей о зиме. Актуализация словарного запаса в игре « Кто знает-пусть продолжает». Моделирование
возможных диалогов
между детьми во время прогулки. Составление рассказа « На
прогулке» с опорой на
картинку.
Обобщить знания
детей о зиме; рассказать о зиме в занимательной форме.
Развивать творческие
способности учащихся; воспитывать

Уметь ориентироваться в выборе обуви в
соответствии с
погодой.

тей по данному плану. Построение
предложения, выражающего просьбу
подать тот или иной
предмет одежды.
Отрывок из стих-я
В. Маяковского
«Что такое хорошо,
что такое плохо?».
Слушать и понимать
речь других. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Илл. сюжетные и Беседа.
предметные кар- Опрос.
тинки по теме
Игра.
«Зима».
Игра «Оденем
куклу гулять»,
«Четвертый
лишний».

Уметь составлять
рассказы из
личного опыта.
Вести диалог
используя
вежливые слова.

Заучивание чистоговорки «В шапке да
шубке хорошо Мишутке». Рассматривание картинок и
называние предметов зимней одежды
и обуви.

Сюжетные картинке по теме
«Зима».
Игра «Кто знает
– пусть продолжает», «Оденем
куклу гулять»,
«Четвертый
лишний».

Беседа.
Опрос.
Игра

Знать основные
зимние виды
спорта. Правила
безопасного
поведения при
зимних видах
спорта.

Зимние виды
спорта. Спортивный
инвентарь.

Сюжетные иллюстрированные
картинки. Д.и.
«Признаки зимы». Игра
«Художник» (с
закрытыми

Беседа.
Опрос.
Игра.

чувства товарищества, уважения друг к
другу.

глазами»,
«Четвертый
лишний».
Мультимедиа.

41

Зимние развлечения.
Зимние игры

1 ч.

Комбинирова
нный.

Закреплять умение
строить высказывание-просьбу, в связи с
ситуацией.
Правила безопасного
поведения при зимних
развлечениях.

Уметь использовать на практике
полученные
знания.

42

Составление рассказа
"За что я люблю
зиму".

1 ч.

Комбинирова
нный.

43

«Как я провѐл
каникулы»

1 ч.

Комбинирова
нный

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью.
Воспитывать умение
внимательно слушать,
не перебивая других.
Развивать мышление,
слуховое т зрительное
внимание, связную
речь и творческое
воображение.

Учить детей
строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы
полным предложением.

Выбор предложения,наиболее подходящего к картинке
из двух-трех слов,
произнесенных
учителем (У Миши
санки. У Маши
санки.) Моделирование возможных
диалогов между героями, изображѐнным и на картинке.
Составление предложений по схеме.
Составление рассказа с опорой на
картинный план.
Слушание стихотворения А. Сурикова
«Детство» (отрывок).

Сюжетные иллюстрированные
картинки. Д.и.
«Пизнаки зимы».
Игра «Художник» (с закрытыми глазами»,
«Четвертый
лишний».
Физ. мин.
«Катание на
лыжах», «Игра в
снежки».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Сюжетные иллюстрированные
картинки.
Игра «Художник» (с закрытыми глазами»,
«Четвертый
лишний», «Лесные жители».
Физ. мин. «Катание на лыжах»,
«Игра в снежки».
Мультимедиа

Беседа.
Опрос.
Игра

44

Игрушки.

1 ч.

Урок-игра

Представление о
назначении игрушек.
Обобщающие слова,
называющие группы
игрушек: куклы,
мягкие игрушки,
машины.
Конструирование
возможных диалогов
между продавцом и
покупателями в
магазине « Игрушек».

45

Игрушки народов
мира.

1 ч.

Комбинирова
нный.

Развивать коммуникативные способности,
умения правильного
общения в коллективе. Научиться составлять рассказ о первых
спутниках в познании
окружающего мира, о
первых друзьяхигрушках; привитие
чувства дружелюбия;
развитие воображения.

Конструирование
возможных диалогов между продавцом и покупателями
в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картин-ки.
Повторить основные правила поведения в магазине
в предложенных
педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других
участников группы
и педагога, как
посту-пить .
Описание игрушки
Знать основные
по картинно- графивиды и названия
игрушек народов ческому плану.
мира. Знать какие Составление предбывают игрушки, ложений, как можно
играть с этой игрушдля чего нужны
кой.
игрушки.
Знать, что такое
игрушки. Какие
бывают игрушки,
для чего нужны
игрушки.

Предметные
картинки.
Загадки на тему
«Игрушки».
Игра
«Четвертый
лишний».
Ролевая игра
«Магазин игрушек».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Загадк на тему
«Игрушки».
Презентация
«Игрушки
мира».
Игра «Хлопки»
(хлопни, если
услышишь название игрушки),
«Эта
игрушка…»
(назвать слово
признак).

Беседа.
Опрос.
Игра

46

Я люблю свою
игрушку.

1 ч.

Комбинирова
нный.

Обогащать лексический запас учащихся
словами, называющими игрушки, их основные признаки и
действия с ними. Дать
возможность учащимся вспомнить о своей
любимой игрушке;
показать значение игрушки в жизни взрослого и ребенка;
воспитывать умение
общаться, быть искренним и честным.

Знать какие бывают игрушки,
для чего нужны
игрушки. Уметь
играть в игрушки.

Чтение учителем
стих-я А. Барто «Я
люблю свою лошадку». Диалог «Давай
приберѐм игрушки».
Составление предложений, как можно
играть с этой игрушкой.

47

Правила поведения в
магазине игрушек.

1 ч.

Комбинирова
нный.

Правила поведения в
магазине игрушек.
Воспитание умения
общаться, быть искренним и честным,
прививать бережное
отношение к труду
взрослых, к своим
вещам.

Уметь ориентироваться в разнообразии ассортимента магазина. Знать правила
поведения в
магазине.

48

Магазин игрушек.
Экскурсия.

1 ч.

Урокэкскурсия.

49

«Как я побывал в

1 ч.

Комбинирова

Конструирование
возможных диалогов
между продавцом и
покупателями в

Уметь применять
полученные
знания на
практике при

Повторить
основные правила
поведения в
магазине в предложенных педагогом ситуациях,
29пии-раясь на
общие для всех
простые прави-ла
поведения, де-лать
выбор, при
поддержке других
участников группы
и педагога, как
посту-пить.
Практическое
занятие-экскурсия.

Мультимедиа.
Загадк на тему
«Игрушки».
Стих-е О.Емельяновой «Магазин игрушек».
Игра «Хлопки»
(хлопни, если
услышишь название игрушки),
«Эта
игрушка…»
(назвать слово
признак).
Мультимедиа.
Предметные
картинки.
Описа-ние
игрушки по
картиннографи-ческому
плану. Игра
«Назови
ласково», «Четвертый лишний», «Хлопки»
(хлопни, если
услышишь название игрушки).
Мультимедиа.
Экскурсия.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Беседа.
Опрос.
Игра

Беседа.
Опрос.

магазине игрушек»

нный

50

Как вежливо просить
о помощи.

1 ч.

Комбинирова
нный.

51

Домашние дела.

1 ч.

Комбинирова
нный.

52

Помощники.

1 ч.

Урок-игра.

магазине « Игрушек».
4 четверть
Формирование навыков взаимопомощи.
Развивать коммуникативные способности,
умение анализировать.

Формировать понятия
трудолюбие, ответственность, за порученное дело, уважение к
труду человека.
Формирование навыков взаимопомощи.
Учить первоклассников строить реплику предложение, альтернативные ответные
реплики. Виды домашних дел. Хозяйственный инвентарь.
Формирование навыков взаимопомощи.
Учить первоклассников строить реплику предложение, альтернативные ответные
реплики. Расширить
словарный запас
школьников, обозначающие предметы

покупке
игрушки.
Уметь грамотно
строить речевое
высказывание.

Построение вежливого высказывания о
помощи. Составление предложений по
сюжетной картинке
и схемам
предложения.

Уметь применять
полученные знания на практике.

Загадки. Составление предложений по
сюжетной кар-тинке
и схемам
предложения.

Уметь строить
высказывание просьбу и отвечать на просьбу
согласием или
отказом.
Воспита-ние
трудолюбия,
желания приносить людям ра-

Моделирование диалога между мальчиком и девочкой,
члена семьи, одноклассника, друга ситуацией «Мамины
помощники». Слушание стих-я
А. Барто «Помощница». Составление

Цв. сюжетные
картинки по
теме.Игра «Словарь вежливых
слов», «Доскажи
словечко». М\ф
«Советы тетушки Совы».
Мультимедиа.
Загадки.
Предметные иллюстрированные
картинки. М\ф
«Советы тетушки Совы».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра

Дид. материал.
Загадки.
Стих-е А. Барто
«Помощница».
П.и. «Собери
мусор».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра

Беседа.
Опрос.
Игра.

быта. Воспитание
дость и счастье
тру-долюбия, желания своим трудом.
приносить людям радость и счастье своим
трудом. Воспитание
заботливости, настойчивости в достижении
цели, взаимопомощи,
бережное отношение
к вещам,аккуратность.
53

Стихотворение
А.Барто
«Помощница».

1 ч.

Комбинирова
нный.

1 ч.

Комбинирова
нный.

.

54

Викторина
"Помощники".

Формировать навыки
уборки
дома;
воспитывать уважение к матери. Воспитание уважительного
отношения ко всем
членам семьи, осознанного и добросовестного отношения к
домашнему труду, к
своим обязанностям.
Создание эмоционального настроя,
атмосферы группового доверия, сплоченности детей.
Закрепить понятия
трудолюбие, ответственность, за порученное дело, уважение к
труду человека.
Уметь применять полученные знания на
практике.

Научить детей
вести беседу,
высказываться
самим и слушать
других. Создание
эмоционального
настроя, атмосферы группового
доверия, сплоченности детей

Воспитание трудолюбия, желания приносить
людям радость и
счастье своим
трудом. Воспитание заботливости,
настойчивости в

диалогов «Делаем
уборку вместе» с
опорой на сюжетные картинки и
личный опыт детей.
Рисование «живой»
картины по стихотворению.
Употребление слов
спасибо, пожалуйста.
Разучивание стих-я
А. Барто
«Помощни-ца».
Обратить внимание
учащихся на
значение
интонационного
выделения слов.
Анализ ситуации по
вопросам учителя.
Рассматривание
картинок. Составление рассказа по
картинке.
Обобщение изученного материала.
Анализ ситуации по
вопросам учителя.
Рассматривание
картинок. Составление рассказа по
картинке.

Дид. материал
Игра «Доскажи
словечко»,
«Собери мусор».
Д.и.
«Экологическое
лото».
Магнитофон.

Беседа.
Опрос.
Игра

Сюжетные иллюстрировнные
картинки.
М\ф «Федорино
горе».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

55

Рассказ « Как я
помогаю дома».

1 ч.

Комбинирова
нный.

56

Колыбельные песни.

1 ч.

Комбинирова
нный.

57

Перед сном.

1 ч.

Комбинирова
нный.

достижении цели, взаимопомощи, бережное отношение к вещам, аккуратности.
Формировать навыки Уметь составлять
уборки
дома; рассказ.
воспитывать уважение к матери. Воспитание уважительного
отношения ко всем
членам семьи, осознанного и добросовестного отношения к
домашнему труду, к
своим обязанностям.
Создание эмоционального настроя,
атмосферы группового доверия, сплоченности детей.
Формировать у уч-ся
Знать текст колыумение давать словес- бельных песен.
ные отчеты о выполняемом действии,
поддерживать диалог.
Активизировать в словарном запасе школьников выражения,
традиционные в ситуации перед сном.
Составление диалога
по картинкам, по

Учить первоклассников выбирать

Составление предложений на тему
«Что я умею делать
дома?». Анализ
ситу-ации по
вопросам учителя.
Рассматривание
картинок. Составление рассказа по
картинке.

Сюжетные иллюстрировнные
картинки.
М\ф «Федорино
горе».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра

Слушание «Сказки о
глупом мышонке»
С. Маршака.
Составление диалогов по прочитанной
сказке. Составление
предложений по
серии сюжетных
картинок. Короткий
рассказ по образцу
«Как я ложусь
спать».
Разучивание чистоПлакаты о ЗОЖ.
говорки «Та-та- та – Сюжетные кар-

Беседа.
Опрос.
Игра.

Беседа.
Опрос.

данному образцу
(подготовка ко сну)
делать простейшие
обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале. Активизировать в словарном
запасе школьников
выражения, традиционные в ситуации перед сном.

интонацию и силу голоса для пожелания перед
сном. Слушание
и пение
колыбель-ных
песенок.

58

Постельные
принадлежности.

1 ч.

Комбинирова
нный.

Виды и назначение
постельных
принадлежностей.

Уметь применять
полученные знания на практике.

59

Викторина "Сонное
царство".

1 ч.

Комбинирова
нный.

Обобщение изученного материала.

Уметь применять
полученные знания на практике.

60

Гигиена перед сном.

1 ч.

Комбинирова
нный.

Формирование представлений о возможности саморегулирования собственного
здоровья.Правила

Уметь применять
полученные знания на практике.

наступила темнота.
Ты-ты-ты – ты боишься темноты?»
Проигрывание
эпизодов из сказки
«Сказка о глупом
мышонке» с привлечением внимания
учащихся к авторской лексике. Разучивание колыбельной песни. Устные
отчеты о
выполняемых
действиях.
Составление
предложений по
картинкам.
Знать виды и назначение постельных
принадлежностей.

Рассмотреть плакаты о ЗОЖ. Правила
личной гигиены перед сном. Игра «С
добрым утром» (последовательность
картинок).
Загадки по теме.
Рассмотреть плакаты о ЗОЖ. Правила
личной гигиены перед сном. Игра «С

тинки по теме.
М\ф «Умка».
Мультимедиа.
Магнитофон.

Игра

Плакаты о ЗОЖ.
Сюжетные картинки по теме.
М\ф«Мойдодыр»
Мультимедиа.
Магнитофон.
Плакаты о ЗОЖ.
Сюжетные картинки по теме.
М\ф«Мойдодыр»
Мультимедиа.
Магнитофон.

Беседа.
Опрос.
Игра

Беседа.
Опрос.
Игра

Загадки.
Беседа.
Плакаты о ЗОЖ. Опрос.
Сюжетные карИгра
тинки по теме.
М\ф«Мойдодыр»

личной гигиены перед
сном.
61

Составление рассказа
«Как я ложусь спать».

1 ч.

Комбинирова
нный.

62

Утро вечера
мудренее.

1 ч.

Комбинирова
нный.

63

Доброе утро!

1 ч.

Урок-игра.

Составление
предложений на тему
«Перед сном». Диалог
общения ребѐнка и
мамы перед сном, в
данной ситуации
общение должно быть
тихим, спокойным.
Смысл пословицы.
Дела, которые лучше
выполнять днем.

Уметь применять полученные
знания на практике, составлять
рассказ.

Актуализировать в
словаре учащихся выражения, традиционно используемые как
утренние приветствия. Учить выбирать
интонацию и силу голоса для утреннего
приветствия в зависимости от ситуации.
Разучивание чистоговорок.

Знать режим дня
школьника.

Уметь применять
полученные
знания на
практике.

добрым утром» (последовательность
картинок).
Загадки по тем.
Рассмотреть плакаты о ЗОЖ. Правила
личной гигиены перед сном. Игра «С
добрым утром» (последовательность
картинок).
Слушание интонации (весело, бодро –
вяло, грустно; приветливо – неприветливо, хмуро). Составление диалогов
на основе сюжетных картинок.
Участие в беседе
«Как начинается
твоѐ утро».
Слушание и воспроизведение чистоговорок:
«Вот проснулся петушок, Встала
курочка, Поднимайся, мой сынок,
Встань, дочурка!»
Составление диалогов по заданной
ситуации «С
добрым утром!».
Игра «Живые загадки».

Мультимедиа.
Магнитофон.
Загадки.
Беседа.
Плакаты о ЗОЖ. Опрос.
Сюжетные карИгра.
тинки по теме.
М\ф«Мойдодыр»
Мультимедиа.
Магнитофон.
Плакаты о ЗОЖ.
Дид. материал.
Картинки на
тему «Как
начинается твое
утро?»
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

М\ф «Доброе
утро!»
Цв. иллюстрации к потешке
«Вот проснулся
петушок…»
Игра «Живые
загадки».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

64

Режим дня
школьника.

1 ч.

Комбинирова
нный.

Учить строить вопросительные предложения, давать утвердительные и отрицательные ответы, разговаривать спокойным тоном.

Знать и соблюдать режим дня.

65

Приветствие друзей.
"Поделись улыбкою
своей...".

1 ч.

Комбинирова
нный.

Вывести законы
друж-бы; развивать
речь и логическое
мышление; воспитывать
коллективизм и
доброжелательность.

Произносить реплики с различной
интонацией: спокойно, тихо или
быстро.

66

Беседа «Как начинается твое утро».

1 ч.

Комбинирова
нный.

Составление коротких Уметь составлять
рассказов из личного
короткий рассказ
опыта.
из личного опыАктуализировать в
та.
словаре учащихся выражения, традицион-

Составление предложений по сюжетным картинкам.
Слушание стих-я
С. Михалкова «Про
Мимозу». Составление диалогов с опорой на картинки, по
заданной ситуации.
Познакомить детей с
режимом дня
школьника, с последовательностью
событий дня. Правильное расположение картинок по порядку. Составление
рассказа по картинкам.
Сконцентрировать
внимание детей на
тех качествах характера, которыми должен обладать друг.
Учить выбирать
интонацию и силу
голоса для утреннего приветствия в зависимости от ситуации.
Слушание и воспроизведение чистоговорок:
«Вот проснулся петушок, Встала
курочка, Поднимай-

Сюжетные
картинки по тем.
Плакаты о ЗОЖ.
Игра «Расставь
по порядку».
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Предметные
картинки.
Загадкикроссворд.
Игра-кричалочка
«Это я, это я, это
все мои друзья!»
Магнитофон.
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Предметные
картинки.
Загадкикроссворд.
Игра-кричалочка
«Это я, это я, это

Беседа.
Опрос.
Игра.

но используемые как
утренние приветствия. Учить выбирать
интонацию и силу голоса для утреннего
приветствия в зависимости от ситуации.
Разучивание чистоговорок.
Повторительнообобщающий урок
«Что я узнал на
уроках «Речевой
практики».

1 ч.

Комбинирова
нный.

Обобщение и
систематизация
полученный знаний.

Уметь применять
полученные знания на практике.
Уметь оперировать ими.

ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающие должны уметь:






Выполнять задания по словесной инструкции;
Называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
Внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова;
Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
Сообщать своѐ имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена ближайших родственников

ся, мой сынок,
Встань, дочурка!»
Составление диалогов по заданной
ситуации «С
добрым утром!».
Игра «Живые загадки».
Составление предложений по сюжетным картинкам.
Песни Шаинского
«Если с другом
вышел в путь»,
«Улыбка».
Учить детей видеть,
понимать, оценивать
чувства и поступки
других,
мотивировать,
объяснять свои
суждения. Развивать
речевые умения.

все мои друзья!»
Мультимедиа.

Предметные
картинки.
Загадкикроссворд на
тему (ДРУЖБА).
Мультимедиа.

Беседа.
Опрос.
Игра.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Класс Учебники
1

Комарова
С.В. Устная
речь:
учебник для
1 класса /
Комарова
С.В. - М. :
Просвещени
е, 2016.

Методические
пособия для учителя
1.Программа специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида под
редакцией И. М. Бгажноковой.– М.:
«Просвещение», 2013 г
2. Васильева Н.Н. Развивающие игры для
дошкольников/ Ярославль: Академия развития,
2001.
3.Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаем мир.
Занимательный материал по развитию речи
детей младшего школьного возраста. – М.: ЗАО
Компания «Махаон», 2006.
4..Лѐвушкина О.Н. Словарная работа в
начальных классах/М.: Владос, 2003
5.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/
Ярославль: Академия развития, 1996.
6.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль:
Академия развития, 1996.
7.Обучение учащихся I – IV классов
вспомогательной школы: Пособие для учителей/
Под ред. В.Г.Петровой. – М: Просвещение,
1992.
8. Ткачева. Т.А. «Дети 6-7 лет с ограниченными
возможностями».- М.: «Гном», 2011 г.

Методические
материалы для
обучающихся

Обеспечение
кабинета

Кукушкина О.И.
События жизни.
Комплект рабочих
тетрадей по
развитию речи для
уч-ся 1-4 кл. спец.
(коррекц.) обр.учр.
с кратким
методическим
руководством.- М.:
Просвещение, 2004

1.Эргономическая
мебель,
соответствующая
возрастным,
ростовым
особенностям
обучающихся.
2.Ноутбук
учителя.
3.Мультимедийны
й проектор.
4. Картинки,
игрушки, нагл.
пособия

С.В. Комарова,
Т.М. Головкина,
С.В. Саакян
«Устная речь»
(рабочая тетрадь).М.:
«Просвещение»,
2014 г.

ЭОР
1. Интернет ресурсы.
2. Презентации,
разработанные учителем.
3. Электронное приложение
к учебнику


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».