МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Принято на педсовете
Протокол заседания МО №1
протокол № 1
от «30» августа 2023 г.
____________________________
Руководитель МО __________
«30» августа 2023 г.
«Утверждаю»
Директор
/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.
Рабочая программа
Общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1
1 класс
по предмету
«Мир природы и человека»
п.Де-Кастри
2023/2024 уч. Год
Пояснительная записка
Программа по предмету «Мир природы и человека составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, Примерной адаптированной основной образовательной программой
образования для обучающихся с умственной отсталостью, на основе общегосударственной программы специальных (коррекционных)
образовательных школ и классов VIII вида под ред. Бгажноковой И.М.. и реализуется для обучающихся с УО 1 класса.
Цель: заложить основу для формирования у обучающихся с УО базовых представлений о природе
Задачи:
уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о
формах приспособления живого мира к условиям внешней среды;
формировать представления о солнце как источнике света и тепла на земле, его значении в жизни живой природы, смене времѐн года;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания;
формировать знания о природе своего края;
формировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Специфика интеллектуального недоразвития учащихся 1 класса с умственной отсталостью не даѐт возможности закладывать в
программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире, поэтому содержание предмета базируется на знакомых
детям объектах и явлениях окружающего мира.
Курс элементарного природоведения в младших классах должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов,
как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план
обеспечение:
―полисенсорности восприятия объектов;
―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по
возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации:
устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной
деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с
предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Программа разработана с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с интеллектуальными
нарушениями школьного возраста, предусматривает реализацию соответствующих коррекционных задач, базируется на научных позициях
специальной педагогики и специальной психологии, обуславливающих необходимость коррекционной работы, широкое использование
предметно-практической деятельности, современных средств наглядности и технических средств.
В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к
созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с УО, обеспечивающий овладение ими содержанием
образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той
же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
кормление зимующих птиц;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в школе, на
улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем
объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
одноклассников, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
Личностные результаты
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к оцениванию.
Без отметочное оценивание.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп
проявляется и в глубоком своеобразии их социализации. Перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью
детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта. Для обучающихся с умственной отсталостью
выделяются образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
Общие потребности:
непрерывность коррекционно-развивающего процесса
Специфические образовательные потребности:
наглядно-действенный характер содержания образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Мир природы и человека» отводится по 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 33 учебные недели – 66 часов.
Распределение учебных часов по разделам программы
Название раздела
Неживая природа
Неживая природа
Сезонные изменения (времена года)
Живая природа
Растения
Животные
Человек
Содержание учебного предмета (66 ч.)
Количество
часов
30
10
20
36
10
10
16
Неживая природа
Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром.
Живые и неживые объекты природы.
Сутки. Части суток. День, вечер, ночь, утро.
Занятия взрослых и детей в течение суток.
Звезды, луна, Солнце, Земля. Значение Солнца для планеты Земля, животных, растений, человека.
Сезонные изменения (времена года)
Причина сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (схема деревьев); признаки осени, зимы, весны, лета. Понятие «листопад».
Выбор одежды по погоде.
Занятия людей в разные времена года.
Экскурсии в природу с целью наблюдения за особенностями в разные времена года.
Растения
Деревья, кустарники, травы, цветы.
Строение растений: корень, лист, стебель, цветок.
Полевые и садовые цветы.
Семена растений, определение растений по семенам.
Плоды растений, их польза, фрукты и овощи.
Условия жизни для растений (свет, тепло, вода).
Способы приспособления растений к разным условиям жизни.
Животные
Мир животных, деление животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Части тела животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.
Различия животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, места обитания).
Детѐныши животных.
Домашние животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся). Значение для человека. Забота и уход за
животными.
Дикие животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся). Значение в природе. Помощь птицам зимой и весной.
Способы приспособления (окраска, размеры) животных к различным условиям жизни.
Способы приспособления животных к разным временам года.
Человек
Различие людей по возрасту, полу.
Части тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги).
Основные гигиенические навыки людей. Практическое выполнение умывания и чистки зубов.
Строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши и т.д.)
Глаза – орган зрения, значение для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза.
Правила бережного отношения к глазам, забота о зрении.
Строение, работа и назначение органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха.
Орган обоняния и дыхания. Значение органов для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний.
Строение ротовой полости. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков
речи.
Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью.
Кожа, осязание. Значение кожи, осязания для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов,
порезов.
Представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний.
Проведение исследования – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей.
Учебно-тематический план
№
п/п
Название темы
теор.
Количество часов
практ.
экск.
контр.
Неживая природа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Введение.
Объекты живой и неживой природы.
Земля и Солнце.
Значение Солнца.
Солнце и жизнь растений.
День и ночь.
Небо днѐм и ночью.
Сутки.
Занятия людей в течение суток.
Обобщение полученных знаний.
1
Всего: 10 часов
Сезонные изменения (времена года)
11
12, 13
14, 15
16
17
18
19
20
Осень.
Признаки осени.
Занятия и одежда людей осенью.
Обобщение темы «Осень».
Зима.
Признаки зимы.
Одежда и занятия людей зимой.
Обобщение темы «Зима».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
21
22, 23
24
25
26
27, 28
29
30
Весна.
Признаки весны.
Одежда и занятия людей весной.
Обобщение темы «Весна».
Лето.
Признаки лета.
Одежда и занятия людей летом.
Обобщение темы «Лето».
1
1
1
1
1
1
1
1
Всего: 20 час.
31
32
33
34
35
36, 37
38
39
40
Растения
Растения.
Строение и сходство растений.
Различие растений.
Разнообразие цветов.
Семена.
Плоды растений.
Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.
Приспособление растений к разным условиям жизни.
Обобщение темы «Растения».
Всего: 10 часов
41
42
43-44
45
46
47
48
49
Животные
Животные
Строение и сходство животных.
Различие животных.
Детѐныши животных.
Домашние животные.
Дикие животные.
Приспособление животных к различным условиям жизни.
Приспособление животных к временам года. Обобщение темы «Животные»
Человек
Человек.
Части тела человека.
Гигиенические навыки.
Лицо человека.
Глаза. Строение и значение глаз. Гигиенический уход за глазами.
Уши. Строение и значение ушей. Профилактика простудных заболеваний.
Нос. Значение. Профилактика простудных заболеваний.
Рот. Строение и значение рта. Гигиенический уход.
1
3
1
1
1
1
1
2
1
1
1
10
1
1
2
1
1
1
1
1
Всего: 9 часов
50
51
52
53
54, 55
56, 57
58, 59
60-61
1
1
1
1
1
2
2
2
2
62-63
64-65
66
Кожа. Строение и значение кожи. Гигиенический уход за кожей. Защита кожи от ожогов и
порезов.
Скелет и мышцы человека. Осанка.
Обобщение темы «Человек».
Всего: 17 часов
Итого за год: 66 часов
2
2
1
62
4
Календарно-тематическое планирование
Планируемые результаты
№
п/п
Название темы
Колво
часов
Формы и
методы
работы
Элементы
содержания
Задачи уроков
1
Вводное занятие.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
естественных объектов
живой и неживой
природы на
пришкольном участке.
Экскурсия.
Наблюдение за
солнцем, небом,
облаками, ветром,
растениями и
животными.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.
2
Объекты живой и
неживой природы
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
Обобщение
наблюдений,
полученных во
время экскурсии.
Найти в учебнике
те объекты,
которые
Методическое,
информационн
отехническое
обеспечение
Предметные
Личностные
Минимальный уровень:
Адекватное поведение на
улице в условиях
экскурсии.
Достаточный уровень:
Адекватное поведение на
улице в условиях
экскурсии.
Узнавание и называние
объектов в натуральном
виде, в естественных
условиях.
Знание правил поведения в
природе.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы.
Минимальный уровень:
Уметь называть объекты и
делить их на группы:
живые или неживые.
Достаточный уровень:
Уметь называть объекты и
делить их на группы:
Формирование навыков
коммуникации и
ритуалов социального
взаимодействия;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося;
формирование и развитие
социально значимых
мотивов учебной
деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Естественные
объекты живой
и неживой
природы на
пришкольном
участке.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Работать с учебными
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
3
Земля и Солнце.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
презентационных
материалов,
иллюстраций.
Практические –
выполнение
дидактических заданий.
4
Значение Солнца.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
практических заданий.
наблюдали, назвать
увиденные
объекты,
попытаться
определить, какие
из них живые, а
какие нет.
Коррекция
логического
мышления на
основе упражнений
в классификации.
Обратить внимание
на материал
предыдущих
уроков.
Планета
Земля и звезда
Солнце. Вращение
Земли вокруг
Солнца.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
воспроизведении.
Деятельность
Солнца. Изменения
в природе, которые
зависят от
деятельности
Солнца (смена дня
и ночи, смена
времѐн года).
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
запоминании.
живые или неживые.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы. Выполнение
заданий без текущего
контроля учителя.
принадлежностями,
организовывать рабочее
место.
Минимальный уровень:
Знать, что Земля – это
планета, а Солнце – звезда.
Достаточный уровень:
Знать, что Земля – это
планета, а Солнце – звезда.
Проявление активности в
организации совместной
деятельности. Выполнение
заданий без текущего
контроля учителя.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Минимальный уровень:
Знать и узнавать Солнце,
уметь рассказать о его
деятельности.
Достаточный уровень:
Знать и узнавать Солнце,
уметь рассказать о его
деятельности.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Работать с учебными
принадлежностями,
организовывать рабочее
место.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
5
Солнце и жизнь
растений.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
иллюстраций,
презентационных
материалов.
6
День и ночь.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
7
Небо днѐм и
ночью.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Актуализация
ранее полученных
знаний о Солнце.
Зависимость жизни
растений от
деятельности
Солнца.
Коррекция
логического
мышления на
основе упражнений
причинноследственных
отношений.
Смена дня и ночи,
причины.
Когда можно
увидеть на небе
Луну? Занятия
людей днѐм и
ночью.
Занятия взрослых и
детей. Что можно
увидеть ночью,
днѐм. Коррекция
логического
мышления на
основе упражнений
причинноследственных
отношений.
Актуализация
ранее полученных
знаний о дне и
ночи, причинах их
смены. Как
выглядит небо днѐм
(Солнце, облака,
тучи) и ночью
(Луна, звѐзды).
Минимальный уровень:
Уметь рассказать о
влиянии Солнца на
растения.
Достаточный уровень:
Уметь рассказать о
влиянии Солнца на
растения. Проявление
активности в организации
совместной деятельности.
Принятие и освоение
социальной роли
обучающегося,
формирование и развитие
социально значимых
мотивов учебной
деятельности.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Минимальный уровень:
Знать, что есть день и ночь,
их отличия. Уметь
рассказывать, чем
занимаются люди днѐм и
ночью.
Достаточный уровень:
Знать, что есть день и
ночь, их отличия. Уметь
рассказывать, чем
занимаются люди днѐм и
ночью. Выполнение
заданий без текущего
контроля учителя.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Минимальный уровень:
Уметь узнать и назвать
тела, которые появляются
на небе днѐм и ночью.
Достаточный уровень:
Уметь узнать и назвать
тела, которые появляются
на небе днѐм и ночью.
Проявление активности в
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Работать с учебными
принадлежностями,
организовывать рабочее
место.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Работать с учебными
принадлежностями,
организовывать рабочее
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
8
Сутки.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
9
Занятия людей в
течение суток.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
10
Обобщение
полученных
знаний.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.
Познакомить с
понятием «сутки».
Формирование
понятий «восход»,
«закат». Учить
рассказывать о
занятиях людей в
течение суток.
Развитие внимания.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.
Актуализация
ранее полученных
знаний о сутках.
Занятия людей
утром, днѐм,
вечером. Ночной
сон. Формирование
понятия «режим
дня».
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе упражнений
в сравнении.
Актуализация и
закрепление ранее
полученных знаний
о неживой природе
организации совместной
деятельности. Понимание
замечаний, адекватное
восприятие похвалы.
место.
Минимальный уровень:
Знать что такое «сутки».
Уметь рассказывать о
занятиях людей в течение
суток.
Достаточный уровень:
Знать что такое «сутки».
Уметь рассказывать о
занятиях людей в течение
суток.
Выполнение заданий без
текущего контроля
учителя.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Минимальный уровень:
Уметь рассказывать о
занятиях людей в течение
суток.
Достаточный уровень:
Уметь рассказывать о
занятиях людей в течение
суток. Выполнение заданий
без текущего контроля
учителя.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы.
Принятие и освоение
социальной роли
обучающегося,
формирование и развитие
социально значимых
мотивов учебной
деятельности.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Развитие мотивации к
творческому труду.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Минимальный уровень:
Узнавание и называние
изученных объектов на
иллюстрациях,
Принятие и освоение
социальной роли
обучающегося,
формирование и развитие
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Осень.
1
12- 13
Признаки осени.
2
14-15
Занятия и одежда
людей осенью.
16
Обобщение темы
«Осень».
11
21
1
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
(Земле, Солнце,
небе); сутках.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
запоминании и
воспроизведении.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе упражнений
в сравнении.
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
Выявить причину
сезонных
изменений осенью
(с помощью схемы
деревьев, данной в
учебнике)
познакомить с
признаками осени,
причиной отлѐта
птиц. Познакомить
с понятием
«листопад». Учить
выбирать одежду
по погоде. Учить
рассказывать о
занятиях людей
осенью.
Актуализация и
закрепление знаний
об осени. Развитие
внимания,
воображения.
Коррекция
фотографиях.
Представления о
назначении изученных
объектов.
Достаточный уровень:
Узнавание и называние
изученных объектов на
иллюстрациях,
фотографиях.
Представления о
назначении изученных
объектов. Проявление
желания рассказать о
предметах изучения,
наблюдения. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Минимальный уровень:
Знать причину сезонных
изменений осенью.
Уметь рассказать об отлѐте
птиц и листопаде.
Уметь рассказать и
показать признаки осени.
Уметь рассказывать об
одежде детей осенью и
занятиях людей в это время
года.
Достаточный уровень:
Знать причину сезонных
изменений осенью.
Уметь рассказать об отлѐте
птиц и листопаде.
Уметь рассказать и
показать признаки осени.
Уметь рассказывать об
одежде детей осенью и
занятиях людей в это время
года. Умение находить
необходимую информацию
социально значимых
мотивов учебной
деятельности.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Учебник.
Принятие и освоение
социальной роли
обучающегося,
формирование и развитие
социально значимых
мотивов учебной
деятельности.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Карточкизадания.
Муляжи
овощей,
грибов.
Зима.
1
Признаки зимы.
1
19(3)
Одежда и занятия
людей зимой.
1
20(4)
Обобщение темы
«Зима».
1
21(5)
Весна.
1
22(6)
23(7)
Признаки весны.
2
17(1)
18(2)
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
вербальной памяти
на основе
упражнений в
запоминании.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе упражнений
в сравнении.
Выявить причину
сезонных
изменений зимой
(продолжить работу
со схемой дерева),
признаками зимы;
наблюдать за
снегом в классе.
Растения зимой.
Животные зимой
(птицы и звери,
помощь человека
птицам).
Зимняя одежда,
занятия людей
зимой. Безопасное
поведение детей
зимой. Наблюдения
за погодой.
Актуализация и
закрепление знаний
о зиме. Коррекция
познавательной
деятельности на
основе упражнений
в сравнении.
Выявить причину
сезонных
изменений весной с
помощью схемы
дерева,
в материалах учебника.
Выполнение заданий без
текущего контроля
учителя.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы.
Минимальный уровень:
Знать причину сезонных
изменений зимой,
признаки зимы.
Уметь рассказывать об
одежде и занятиях детей
зимой.
Достаточный уровень:
Знать причину сезонных
изменений зимой,
признаки зимы.
Уметь рассказывать об
одежде и занятиях детей
зимой, безопасном
поведении. Проявление
желания рассказать о
предметах изучения,
наблюдения. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя. Умение
находить необходимую
информацию в материалах
учебника.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы.
Минимальный уровень:
Знать причину сезонных
изменений весной.
Уметь рассказывать о
признаках весны.
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Освоение социальной
роли обучающегося,
формирование мотивов
учебной деятельности.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Формирование установки
на безопасный образ
жизни.
Развитие
доброжелательности.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Карточкизадания.
Формирование установки
на безопасный образ
жизни. Формирование
умения принимать цели и
произвольно включаться
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
24(8)
Одежда и занятия
людей весной.
1
25(9)
Обобщение темы
«Весна».
1
26(10)
Лето.
1
27(11)
28(12)
Признаки лета.
2
29(13)
Одежда и занятия
людей летом.
1
30(14)
Обобщение темы
«Лето».
1
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
познакомить с
признаками, с
одеждой и
занятиями взрослых
и детей весной,
безопасном
поведении весной.
Растения, животные
весной.
Повторить
признаки весны.
Учить выделять
признаки
изученных времѐн
года, обосновывать
выбор одежды для
разных времѐн
года. Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
запоминании и
воспроизведении.
Выявить причину
сезонных
изменений летом с
помощью схемы
дерева,
познакомить
учащихся с
признаками лета,
учить рассказывать
о них. Растения,
животные летом.
Познакомить с
одеждой и
занятиями детей
летом. Безопасное
поведение детей
летом на улице и
Уметь рассказывать об
одежде и занятиях детей
весной.
Достаточный уровень:
Знать причину сезонных
изменений весной.
Уметь рассказывать о
признаках весны.
Уметь рассказывать об
одежде и занятиях детей
весной, безопасном
поведении весной на
улице. Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника.
Уметь давать развѐрнутый
ответ на заданный вопрос.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Карточкизадания.
Минимальный уровень:
Знать причину сезонных
изменений летом.
Уметь рассказывать о
признаках лета, жизни
растений и животных
летом.
Уметь рассказывать об
одежде и занятиях детей
летом.
Достаточный уровень:
Знать причину сезонных
изменений летом.
Уметь рассказывать о
признаках лета, жизни
растений и животных
летом.
Освоение социальной
роли обучающегося,
формирование мотивов
учебной деятельности.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Карточкизадания.
Муляжи
овощей,
грибов.
31(15)
Растения.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
32(16)
Строение и
сходство
растений.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
природе.
Закреплять
полученные знания
о временах года.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
запоминании.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе упражнений
в сравнении.
Коррекция
логического
мышления на
основе упражнений
причинноследственных
отношений.
Различие растений.
Деревья,
кустарники, травы.
Учить делить
растения на
деревья,
кустарники, травы,
цветы.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе упражнений
в сравнении.
Дать понятие о
строении растений:
корень, лист,
стебель, цветок.
Уметь рассказывать об
одежде и занятиях детей
летом, безопасном
поведении на улице в
городе и природе.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя. Проявление
желания рассказать о
предметах изучения,
наблюдения. Умение
находить необходимую
информацию в материалах
учебника.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы.
Минимальный уровень:
Узнавать, показывать
рассказать виды растений.
Достаточный уровень:
Узнавать, показывать
рассказать виды растений.
Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
Минимальный уровень:
Узнавать и показывать
части растений.
Достаточный уровень:
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
Учить различать
эти части у разных
растений.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе упражнений
в сравнении.
Отличительные
признаки растений:
корень, лист,
стебель, цветок.
Формирование
представление о
разнообразных
корнях растений
(большой, мощный,
маленький);
разнообразных
листьях растений
(круглые, овальные,
большие,
маленькие);
разнообразных
стеблях и цветках.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе упражнений
в сравнении.
Познакомить с
полевыми и
садовыми цветами,
учить различать
цветы. Коррекция
вербальной памяти
на основе
33(1)
Различие
растений.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
34(2)
Разнообразие
цветов.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
Узнавать и показывать
части растений.
Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
Минимальный уровень:
Узнавать и показывать
разнообразные части
растений.
Достаточный уровень:
Узнавать и показывать
разнообразные части
растений. Проявление
желания рассказать о
предметах изучения,
наблюдения. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Минимальный уровень:
Узнавать, показать
садовые и полевые цветы.
Достаточный уровень:
Узнавать, показать
садовые и полевые цветы.
Умение находить
Формирование навыков
коммуникации и
ритуалов социального
взаимодействия;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося;
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
упражнений в
запоминании.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе упражнений
в сравнении.
необходимую информацию
в материалах учебника.
Проявление активности в
организации совместной
деятельности. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
формирование и развитие
социально значимых
мотивов учебной
деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Формирование
понятия «семя»,
«семена». Семена
разных растений
(бархатцы,
календула).
Условия,
необходимые для
прорастания семян.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
запоминании.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе упражнений
в сравнении.
Формирование
понятия «плод».
Учить называть
плоды растений,
рассказывать об их
пользе, делить на
фрукты и овощи.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
Минимальный уровень:
Узнавать и показывать
семена растений.
Достаточный уровень:
Узнавать и показывать
семена растений.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
Формирование навыков
коммуникации.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Минимальный уровень:
Узнавать и показывать
плоды растений, овощи,
фрукты. Уметь различать
овощи и фрукты.
Уметь рассказывать об
использовании овощей и
фруктов.
Достаточный уровень:
Узнавать и показывать
плоды растений, овощи,
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Формирование навыков
коммуникации.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
35(3)
Семена.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
36(4)
37(5)
Плоды растений.
2
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
запоминании.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе упражнений
в сравнении.
Коррекция
мышления на
основе упражнений
в классификации.
38(6)
Приспособление
растений к
сезонным
изменениям в
природе.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
Растения зимой,
весной, летом,
осенью. Учить
устанавливать связь
между временем
года (условиями,
связанными с
временем года ) и
жизнью растений.
Коррекция
логического
мышления на
основе упражнений
причинноследственных
отношений.
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе упражнений
в сравнении.
39(7)
Приспособление
растений к
разным условиям
жизни.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
Знакомство с
условиями жизни
растений в разных
климатических
фрукты. Уметь различать
овощи и фрукты.
Уметь рассказывать об
использовании овощей и
фруктов. Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Минимальный уровень:
Уметь рассказать о том,
что нужно растениям для
жизни.
Уметь рассказывать о
приспособленности
растений к разным
условиям жизни.
Достаточный уровень:
Уметь рассказать о том,
что нужно растениям для
жизни.
Уметь рассказывать о
приспособленности
растений к разным
условиям жизни.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя. Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника.
Минимальный уровень:
Уметь рассказывать о
приспособлении растений
к разным условиям жизни
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
40(8)
Обобщение темы
«Растения».
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
поясах (холодные
страны, жаркие
страны).
Приспособления
растений к разным
условиям жизни
(холодные страны –
растения низкие,
невзрачные; жаркие
страны – растения
высокие, яркие).
Коррекция
познавательной
деятельности на
основе упражнений
в сравнении.
Коррекция
логического
мышления на
основе упражнений
причинноследственных
отношений.
Актуализация и
закрепление знаний
по теме «Растения».
Коррекция
зрительного
восприятия на
основе упражнений
в узнавании и
различении.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
воспроизведении.
(холодные страны –
растения низкие,
невзрачные; жаркие страны
– растения высокие, яркие).
Достаточный уровень:
Уметь рассказывать о
приспособлении растений
к разным условиям жизни
(холодные страны –
растения низкие,
невзрачные; жаркие страны
– растения высокие, яркие).
Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Учебник.
Минимальный уровень:
Узнавание и называние
изученных объектов;
отнесение изученных
объектов к определѐнной
группе (деревья,
кустарники, травы, цветы,
семена, плоды).
Достаточный уровень:
Узнавание и называние
изученных объектов;
отнесение изученных
объектов к определѐнной
группе (деревья,
кустарники, травы, цветы,
семена, плоды).
Выполнение задания без
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
41(9)
Животные.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
42(10)
Строение и
сходство
животных.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
текущего контроля
учителя. Проявление
желания рассказать о
предметах изучения,
наблюдения. Умение
находить необходимую
информацию в материалах
учебника.
Познакомить
Минимальный уровень:
учащихся с миром
Узнавать и называть
животных, делить
группы животных: звери,
животных на
птицы, рыбы, насекомые.
группы: звери,
Достаточный уровень:
птицы, рыбы,
Узнавать и называть
насекомые.
группы животных: звери,
Коррекция
птицы, рыбы, насекомые.
зрительного
Умение находить
восприятия на
необходимую информацию
основе упражнений в материалах учебника.
в узнавании и
Понимание замечаний,
различении.
адекватное восприятие
похвалы. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Формирование
Минимальный уровень:
понятия «Части
Узнавать и показывать
тела». Учить
части тела животных:
выделять части тела голову, туловище, ноги
животных: голову,
(лапы, плавники, крылья),
туловище, ноги
хвост.
(лапы, плавники,
Достаточный уровень:
крылья), хвост.
Узнавать и показывать
Коррекция
части тела животных:
познавательной
голову, туловище, ноги
деятельности на
(лапы, плавники, крылья),
основе упражнений хвост. Проявление желания
в сравнении.
рассказать о предметах
изучения, наблюдения.
Выполнение задания без
текущего контроля
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
43(11)
44(12)
Различие
животных.
2
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
45(13)
Детѐныши
животных.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
46(14)
Домашние
животные.
1
Фронтальная и
индивидуальная
учителя. Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника.
Познакомить с
Минимальный уровень:
различиями
Узнавать, показывать,
животных (форма
рассказать о различиях
тела, окраска,
животных.
привычки и
Достаточный уровень:
повадки, место
Узнавать, показывать,
обитания).
рассказать о различиях
Коррекция
животных.
познавательной
Умение находить
деятельности на
необходимую информацию
основе упражнений в материалах учебника,
в сравнении.
иллюстрациях.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Познакомить с
Минимальный уровень:
названиями
Узнавать, показывать,
детѐнышей
уметь называть взрослого
животных; учить
животного и его детѐныша.
рассказывать о
Достаточный уровень:
детѐнышах.
Узнавать, показывать,
Познакомить
уметь называть взрослого
учащихся с тем, как животного и его детѐныша.
разные животные
Проявление желания
заботятся о своѐм
рассказать о предметах
потомстве.
изучения, наблюдения.
Коррекция
Умение находить
зрительного
необходимую информацию
восприятия на
в материалах учебника,
основе упражнений иллюстрациях.
в узнавании и
Выполнение задания без
различении.
текущего контроля
учителя.
Познакомить с
Минимальный уровень:
понятием
Уметь называть и
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Формирование умения
принимать цели и
Презентационн
ые материалы.
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
47(15)
Дикие животные.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
«домашние
животные»,
признаками
домашних
животных, учить
находить домашних
животных на
картинках. Польза
домашних
животных.
Коррекция
зрительного
восприятия на
основе упражнений
в узнавании и
различении.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
воспроизведении.
Познакомить с
понятием «дикие
животные»,
признаками диких
животных, учить
находить диких
животных на
картинках.
Особенности
жизни, места
обитания и повадки
диких животных.
Коррекция
зрительного
восприятия на
основе упражнений
в узнавании и
различении.
показывать на картинках
домашних животных.
Достаточный уровень:
Уметь называть и
показывать на картинках
домашних животных.
Понимание замечаний,
адекватное восприятие
похвалы.
Проявление активности в
организации совместной
деятельности.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника,
иллюстрациях.
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Минимальный уровень:
Узнавать, уметь называть и
показывать на картинках
диких животных.
Достаточный уровень:
Узнавать, уметь называть и
показывать на картинках
диких животных.
Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника,
иллюстрациях.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
48(16)
Приспособление
животных к
различным
условиям жизни.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
Познакомить
учащихся со
способами
приспособления
(окраска, размеры)
животных к
различным
условиям жизни.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
воспроизведении.
Коррекция
логического
мышления на
основе упражнений
причинноследственных
отношений.
49(17)
Приспособление
животных к
временам года.
Обобщение по
теме «Животные»
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
Познакомить
учащихся
(на примере зайца,
медведя)
с
приспособлениями
животных к разным
временам года.
Коррекция
логического
мышления на
основе упражнений
причинноследственных
отношений.
50(1)
Человек.
1
Фронтальная и
индивидуальная
Формирование
представлений о
Минимальный уровень:
Умение отнести изученных
животных к животным
холодных и жарких стран;
уметь рассказать о
приспособленности
животных к различным
условиям жизни.
Достаточный уровень:
Умение отнести изученных
животных к животным
холодных и жарких стран;
уметь рассказать о
приспособленности
животных к различным
условиям жизни.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Минимальный уровень:
Уметь рассказывать о
приспособленности
животных к разным
временам года.
Достаточный уровень:
Уметь рассказывать о
приспособленности
животных к разным
временам года.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника,
иллюстрациях.
Минимальный уровень:
Уметь различать людей по
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Формирование навыков
коммуникации и
ритуалов социального
взаимодействия;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося;
формирование и развитие
социально значимых
мотивов учебной
деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Развитие навыков
сотрудничества со
Презентационн
ые материалы.
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
внешнем облике
человека.
Определение
сходства и
различий людей по
возрасту, полу,
цвету волос, глаз и
т. д. Коррекция
зрительного
восприятия на
основе упражнений
в различении.
51(2)
Части тела
человека.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
Формирование
представлений о
строении тела
человека, название
частей тела (голова,
туловище, шея,
руки, ноги).
Сходство и
различия в
строении
человеческих тел.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.
52(3)
Гигиенические
навыки.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Формирование
понятия «гигиена».
Уход за телом –
умывание, чистка
зубов, принятие
душа и ванны.
Предметы и
средства гигиены.
Показать
возрасту и полу.
Достаточный уровень:
Уметь различать людей по
возрасту и полу.
Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника,
иллюстрациях. Проявление
желания рассказать о
предметах изучения.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
Минимальный уровень:
Узнавать, показывать,
уметь рассказать о частях
тела человека.
Достаточный уровень:
Узнавать, показывать,
уметь рассказать о частях
тела человека.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника,
иллюстрациях. Проявление
учебной активности в
организации совместной
деятельности.
Минимальный уровень:
Узнавать, показывать на
иллюстрациях
выполняемые людьми
гигиенические навыки.
Уметь рассказать о
гигиенических навыках
человека.
Уметь пользоваться этими
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Иллюстрации.
Плакаты.
Формирование навыков
коммуникации и
ритуалов социального
взаимодействия;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося;
формирование и развитие
социально значимых
мотивов учебной
деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Формирование установки
на безопасный, здоровый
образ жизни.
Формирование навыков
коммуникации.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
53(4)
54(5)
55(6)
Лицо человека.
Глаза. Строение и
значение глаз.
Гигиенический
уход за глазами.
1
2
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
зависимость между
гигиеной и
здоровьем
человека.
Коррекция
зрительного
восприятия на
основе упражнений
в узнавании и
различении.
Коррекция
логического
мышления на
основе упражнений
причинноследственных
отношений.
Изучать строение
человеческого лица,
основные части
лица человека
(глаза, нос, рот,
уши и т.д.).
Коррекция
зрительного
восприятия на
основе упражнений
в узнавании и
различении.
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Формировать
представление о
глазах – органе
зрения, их значении
для человека.
навыками в реальной
жизни.
Достаточный уровень:
Уметь рассказать о
гигиенических навыках
человека.
Уметь пользоваться этими
навыками в реальной
жизни.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Минимальный уровень:
Узнавать, показывать,
уметь называть основные
части лица человека.
Достаточный уровень:
Узнавать, показывать,
уметь называть основные
части лица человека.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника,
иллюстрациях. Проявление
учебной активности в
организации совместной
деятельности.
Минимальный уровень:
Уметь рассказать о
строении глаз, правилах
бережного отношения к
глазам.
Формирование установки
на безопасный образ
жизни. Развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Формирование установки
на безопасный, здоровый
образ жизни.
Формирование умения
принимать цели и
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
56(7)
57(8)
Уши. Строение и
значение ушей.
Профилактика
простудных
заболеваний.
2
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
Определение
строения глаза
(брови, веки,
ресницы),
назначении каждой
части глаза.
Изучение правил
бережного
отношения к
глазам, забота о
зрении. Коррекция
зрительного
восприятия на
основе упражнений
в узнавании и
различении.
Формировать
элементарные
представления о
строении, работе и
назначении органов
слуха для человека.
Правила, которые
помогают
сохранить слух и
органы слуха.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.
Коррекция
логического
мышления на
основе упражнений
причинноследственных
отношений.
Достаточный уровень:
Уметь рассказать о
строении глаз, правилах
бережного отношения к
глазам. Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника,
иллюстрациях. Проявление
учебной активности в
организации совместной
деятельности.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Минимальный уровень:
Уметь рассказывать о
значении органов слуха для
человека, правилах
сохранения слуха и
органов слуха.
Достаточный уровень:
Уметь рассказывать о
значении органов слуха для
человека, правилах
сохранения слуха и
органов слуха.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Формирование установки
на безопасный, здоровый
образ жизни.
Формирование навыков
коммуникации и
ритуалов социального
взаимодействия;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося;
формирование и развитие
социально значимых
мотивов учебной
деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
58(9)
59(10)
Нос. Значение.
Профилактика
простудных
заболеваний.
2
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
Формировать у
учащихся
элементарные
представления об
органе обоняния и
дыхания. Выяснить
значение этого
органа для жизни
человека, правила
ухода за ним.
Профилактика
простудных
заболеваний.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.
60(11)
Рот.
Строение и
значение рта.
Гигиенический
уход.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
Формировать
элементарные
представления о
строении ротовой
полости. Язык –
орган, помогающий
различать вкусовые
ощущения,
участвующий в
пищеварении и
образовании звуков
речи. Правила
поведения во время
еды. Правила ухода
за ротовой
полостью.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
Минимальный уровень:
Уметь элементарно
рассказать об органе
обоняния и дыхания – носе,
правилах ухода за ним,
профилактике простудных
заболеваний.
Достаточный уровень:
Уметь элементарно
рассказать об органе
обоняния и дыхания – носе,
правилах ухода за ним,
профилактике простудных
заболеваний. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника,
иллюстрациях.
Минимальный уровень:
Узнать, показать, назвать
рот, губы, язык, зубы.
Уметь элементарно
рассказать о ротовой
полости, правилах ухода за
ротовой полостью.
Достаточный уровень:
Узнать, показать, назвать
рот, губы, язык, зубы.
Уметь элементарно
рассказать о ротовой
полости, правилах ухода за
ротовой полостью.
Проявление желания
рассказать о предметах
изучения. Выполнение
задания без текущего
контроля учителя.
Формирование установки
на безопасный, здоровый
образ жизни.
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Учебник.
Формирование установки
на безопасный, здоровый
образ жизни.
Формирование навыков
коммуникации и
ритуалов социального
взаимодействия;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося;
формирование и развитие
социально значимых
мотивов учебной
деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
запоминании,
воспроизведении.
61(12)
Кожа. Строение и
значение кожи.
Гигиенический
уход за кожей.
Защита кожи от
ожогов и порезов.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
Формирование
представлений о
такой способности
человека, как
осязание. Значение
этого чувства для
жизни человека.
Уход за кожей.
Гигиенические
навыки и средства
защиты кожи от
ожогов, порезов.
Коррекция
зрительного
восприятия на
основе упражнений
в узнавании и
различении.
62(13)
Скелет и мышцы
человека. Осанка.
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
Формировать
элементарные
представления об
опорнодвигательном
аппарате человека,
его значении и
профилактике
заболеваний.
Проведение
исследования –
сгибать и разгибать
руку, нащупать
мышцы под кожей.
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
Минимальный уровень:
Уметь элементарно
рассказать о коже, о
свойстве осязания, о
правилах ухода за кожей.
Достаточный уровень:
Уметь элементарно
рассказать о коже, о
свойстве осязания, о
правилах ухода за кожей.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
Умение находить
необходимую информацию
в материалах учебника,
иллюстрациях. Проявление
учебной активности в
организации совместной
деятельности.
Минимальный уровень:
Узнать, назвать, показать
скелет, кости, мышцы.
Уметь элементарно
рассказать об опорнодвигательном аппарате
человека, о профилактике
заболеваний.
Достаточный уровень:
Узнать, назвать, показать
скелет, кости, мышцы.
Уметь элементарно
рассказать об опорнодвигательном аппарате
человека, о профилактике
заболеваний.
Проявление учебной
активности в организации
Формирование установки
на безопасный, здоровый
образ жизни.
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Формирование установки
на безопасный, здоровый
образ жизни.
Развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками и
взрослыми.
Формирование умения
принимать цели и
произвольно включаться
в деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
запоминании,
воспроизведении.
63(14)
Обобщение темы
«Человек».
1
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Словесные методы –
рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя.
Практические методы –
выполнение
дидактических заданий.
Актуализация,
закрепление знаний
по разделу
«Человек».
Коррекция
вербальной памяти
на основе
упражнений в
запоминании,
воспроизведении.
совместной деятельности.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
Минимальный уровень:
Узнавание и называние
изученных объектов;
отнесение изученных
объектов к определѐнной
группе
Достаточный уровень:
Узнавание и называние
изученных объектов;
отнесение изученных
объектов к определѐнной
группе.
Проявление учебной
активности в организации
совместной деятельности.
Выполнение задания без
текущего контроля
учителя.
Формирование установки
на безопасный, здоровый
образ жизни.
Формирование навыков
коммуникации и
ритуалов социального
взаимодействия;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося;
формирование и развитие
социально значимых
мотивов учебной
деятельности;
развитие навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками.
Презентационн
ые материалы.
Иллюстрации.
Плакаты.
Учебник.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в подготовительном и первом классах, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно
всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально
важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным
результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления
не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во
взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные
результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценку предметных
результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы
некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее
организовывать под руководством учителя. В течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать
работу учеников, используя только качественную оценку.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные,
творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает
основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачѐт);
от 51% до 65% заданий - «хорошо»;
свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует
уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра
оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное
влияние на формирование жизненных компетенций.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся должны усвоить следующие представления:
о мире живой и неживой природы;
о человеке, работе его органов чувств;
о погоде и еѐ явлениях;
о смене времѐн года.
Обучающиеся должны уметь:
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
различать объекты живой и неживой природы;
выделять части растений, узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
называть наиболее распространѐнных диких и домашних животных своей местности;
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.
Мониторинг предметных результатов обучающихся 1 класса по предмету «Мир природы и человека»
2020-2021 уч. Год
Ф. И ученика
Нач.
года
Сер.
года
Кон.
года
Узнаѐт, называет изученные объекты на
иллюстрациях
Относит изученные объекты
к определѐнным группам
Знание правил поведения в природе,
обществе
Знание и выполнение правил
личной гигиены
Узнаѐт, называет изученные объекты
в натуральном виде, в естественных
условиях
Представления о взаимосвязях между
изученными объектами, их месте в
окружающем мире
Знание отличительных существенных
признаков групп объектов
Умение находить необходимую
информацию в материалах учебника,
рабочей тетради
Ответы на вопросы по содержанию
изученного, проявление желания рассказать
о предмете изучения
Выполнение задания
Критерии оценивания:
! – ученик пассивен
ПП – со значительной помощью
П – с незначительной помощью
О – по образцу, подражанию
И - по инструкции
C – самостоятельно
Нач.
года
Сер.
года
Кон.
года
Нач.
года
Сер.
года
Кон.
года
Нач.
года
Сер.
года
Кон.
года
Нач.
года
Сер.
года
Кон.
года
Нач.
года
Сер.
года
Кон.
года
Класс
Учебники
1
1.Матвеева Н. Б.,
Котина М. С.
Живой
мир.
Учебник для 1
класса. - М.:
«Просвещение»,
2016.
2.Окружающий
мир: учеб для 1
кл./С.В. Кудрина.
- М.: Гуманитар.
Изд.
Центр
ВЛАДОС, 2016.
.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методические
Методические
материалы
Обеспечение кабинета
пособия для учителя
для
обучающихся
1.Примерная адаптированная основная Индивид.
образовательная
программа
общего альбомы по
образования, разработанная на основе развитию речи.
ФГОС для обучающихся с УО.
2.Программа специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида
0-4 кл./ под редакцией И. М. Бгажноковой.–
М.: «Просвещение», 2013 г
3.Баль Л. В., Ветрова В. В. Букварь
здоровья: учебное пособие для дошкольного
возраста. – М.: ЭКСМО, 1995.
4.Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы
дефектологии.- М., 1990.
1.
Эргономическая мебель,
соответствующая возраст., рост.
особенностям обучающихся.
2.
Ноутбук учителя.
3.
Мультимед. проектор.
4.
Демонстр. материалы в
картинках «Времена года»,
«Животные», «Растения»,
«Фрукты» и т.п.
5. Стихи и речевые упражнения
по темам «Грибы», «Птицы»,
«Дикие животные», «Фрукты»,
«Овощи».
6. Комплект динамических
раздаточных пособий для нач.
школы «Окружающий мир»
7.Таблицы по предмету
«Окружающий мир» 1 класс
ЭОР
1. Интернет
ресурсы.
2.
Презентационны
е материалы:
- «Времена года»
- «Семена»
- «Плоды»
-«Разнообразие
цветов
3. Электронное
приложение к
учебнику
4. Интерактив.
учебное пособие
«Окружающий
мир» 1 класс.