РП Решение задач по химии повышенной сложности _ 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
МБОУ СОШ п.Де-Кастри

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Заместителем директора по УР

Директор

________________________

________________________

________________________

Павленко Е.Ю.

Высоцкая И.В.

Степанова Т.В.

Приказ №1

Протокол №1

Приказ

от «30» 08 2024 г.

от «30» 08 2024 г.

от «30» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса
«Решение химических задач повышенной сложности»
для обучающихся 10 – 11 классов

п. Де-Кастри 2024 г.

2
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по выбору «Решение задач по химии повышенной сложности» составлена на основе «Программа среднего
(полного )общего образования по химии 10-11 классы Профильный уровень», которая реализуется в учебнике О. С. Габриеляна «Химия» для 10, 11
классов. Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности
изучения химии на занятиях дополнительного курса, содержание которого предусматривает расширение и упрочнение знаний, развитие познавательных
интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников, изучающих химию.
Ряд разделов школьной программы по химии должен рассматриваться в рамках школы более углубленно. Это относится, в частности, к
теоретическим основам химии, органической, неорганической химии, методам познания химии . Крайне формальный подход практикуется по
отношению к окислительно-восстановительным процессам, процессам ступенчатой диссоциации , вопросам гидролиза, особенно органических
соединений, механизмам химических реакций, применению знаний в процессе решения задач повышенной сложности. В результате у школьников
возникают поверхностные, а порой и неверные представления в области общей, органической, неорганической химии.
Между тем эти разделы общей химии включены в задания итоговой аттестации за курс основной средней школы. Вот почему необходимо в
программу обучения на базовом уровне в 10-11 классе включить дополнительный курс химии, направленный на ликвидацию указанных пробелов в
подготовке выпускников, отработку навыков решения задач и поиска ответов на сложные вопросы общей химии.
Старшие школьники, тяготеющие к естественнонаучной специализации, просто обязаны проработать в дополнение к стандартной программе
химии следующие темы: механизмы реакций органической химии, свойства растворов и кислотно-основные равновесия, основные способы
промыщленного получения основных химических соединений .
Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение. В связи с этим, дополнительный курс, предназначенный для учащихся 1011 классов, подается на более глубоком уровне и направлен на расширение знаний учеников
Данный курс предназначен для учащихся 10-11-ых классов, изучающих химию, и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Особенность данного
курса заключается в том, что занятия идут параллельно с изучением курса органической химии в 10-ом классе, что позволит учащимся 11-х классов на
заключительном этапе обучения в средней общеобразовательной школе углубить и систематизировать знания по общей и неорганической химии.
Данный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью углубления знаний по химии тех разделов
программы, которые недостаточно представлены в программе полного (среднего) общего образования по химии 10-11 классы как на базовом, так и на
углубленном уровне. Цель этого курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по общей и неорганической химии.
Задачи:
1) продолжить формирование знаний учащихся по общей и неорганической химии;
2) продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно,
грамотно и доказательно излагать учебный материал;
3) работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия;

3
4) развить познавательный интерес к изучению химии; помочь учащимся в осознанном выборе профессии.
Структура курса, наследуя традиционные методики, в то же время рассчитана и на такие нетрадиционные методики как самостоятельная работа по
поиску информации с литературой совместно с консультацией учителя, а также поиск информации в сети Интернет, лекционные занятия (учащиеся
привыкают к лекционной системе, с которой им рано или поздно придѐтся столкнуться в старших классах и при последующем обучении за пределами
школы), проектная деятельность.
Отбор теоретического материала произведѐн в соответствии с наиболее значимыми разделами фундаментальной химии. Материал структурирован
согласно дидактическим принципам.
Инструментарий оценивания обучения: тестовые задания, защита творческих проектов, конференция в форме мультимедийной лекции.
Методы и формы обучения: урок-лекция, консультация, самостоятельная работа с литературой, использование информационно-коммуникативных
технологий.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ожидаемый результат:
1. Углубление знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
2. Совершенствование умения ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои
действия;
3. успешная самореализация школьников в учебной деятельности; расширение кругозора.

4

Календарно-тематическое планирование

N

1

2

3

Содержание
(раздел, тема)

Кол
ичес
тво
часо
в
Раздел 1. Органическая химия ( 16 часов)
Крекинг и изомеризация алканов.
2
Алкильные радикалы. Механизм
свободнорадикального галогенирования
Гидрогалогенирование, гидрирование 2
Ионный (правило В.В. Марковникова)
и радикальный механизмы реакций в
органической химии
Риформинг низкосортных
2
нефтепродуктов. Понятие об
октановом числе.

4

Получение спирта брожением
глюкозы. Этиленгликоль. Фруктоза
как изомер глюкозы Производство
сахара

5

Отдельные представители кислот
2
иного строения: олеиновая, линолевая,
линоленовая, акриловая, щавелевая,
бензойная

6

Синтетические моющие средства
(СМС). Замена жиров в технике
непищевым сырьем Взаимное влияние
атомов в молекулах органических

2

2

Характеристика деятельности учащегося

Различать понятия «изомер» и «гомолог». Записывать формулы изомеров и гомологов
алканов и называть их. Характеризовать промышленные способы получения алканов.
Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка и
языка химии Знать механизмы свободнорадикального галогенирования
Характеризовать механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам и
радикальный механизм реакции полимеризации Уметь решать задачи повышенной
сложности Выполнять упражнения в составлении реакций с участием алканов и алкенов;
реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами химических соединений.
Характеризовать промышленные и способы получения углеводородов: Риформинг,
алкилирование, ароматизация нефтепродуктов. Иметь понятие «октанового числа».
Характеризовать состав и основные направления использования и переработки
низкосортных продуктов нефти. Уметь решать задачи повышенной сложности
Знать способ получения спирта брожением глюкозы, производство сахара. Уметь писать
уравнение реакции. Знать химическую формулу и химические свойства этиленгликоля, как
многоатомного спирта, качественную реакцию на многоатомные спирты; фруктозы
химическую формулу и свойства как кетоноспирта, как изомера глюкозы, как
многоатомного спирта Уметь решать задачи повышенной сложности
Определять принадлежность органического соединения к классу и определенной группе
карбоновых кислот. Устанавливать зависимость физические свойств карбоновых кислот от
строения их молекул. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях строения и характере изменения физических и химических свойств кислот в зависимости от количества
карбоксильных групп. На основе межпредметных связей с биологией раскрывать
биологическую роль карбоновых кислот. Наблюдать и описывать химический эксперимент
с помощью родного языка и языка химии Уметь решать задачи повышенной сложности
Знать особенности строение СМС, механизм их действия Сравнивать моющие свойства
мыла и СМС. Рассмотреть влияние атомов в молекулах органических соединений на
примере анилина , фенола, предельных спиртов Уметь решать задачи повышенной
сложности

5
7

8

9

10

11

12

13

соединений на примере анилина
Особенности диссоциации
2
Рассмотреть особенности диссоциации аминокислот в растворах, образование биполярных
аминокислот в водных растворах.
ионов. Реакции поликонденсации на примере реакции получения капрона. Раскрыть роль
аминокислот в формировании белков. Рассмотреть формулы незаменимых кислот Уметь решать
Биполярные ионы. Понятие о
задачи повышенной сложности
синтетических волокнах на примере
капрона. Аминокислоты в природе, их
биологическая роль. Незаменимые
аминокислоты.
Пропилен. Стереорегулярность
2
Рассмотреть способы получения синтетических высокомолекулярных веществ,
полимера. Вискозные волокна,
классификацию и отдельных представителей химических волокон Уметь решать задачи
винилхлоридные (хлорин),
повышенной сложности
полинитрильные (нитрон),
полиамидные (капрон, найлон),
полиэфирные (лавсан).
Раздел 2. Неорганическая химия Электролитическая диссоциация. Химические реакции ( 18 часов)
Механизм диссоциации. Ступенчатая 2
Рассмотреть механизмы диссоциации Уметь записывать уравнения электролитической
диссоциация. Водородный показатель.
диссоциации многоосновных кислот, многокислотных оснований. Знать понятие
«водородный показатель» , уметь его применять Уметь решать задачи повышенной
сложности
Специфические свойства азотной,
2
Знать специфические свойства азотной, концентрированной серной и муравьиной кислот,
концентрированной серной и
уметь писать уравнения реакций, доказывающие их свойства Знать признаки реакции
муравьиной кислот. Разбавление
обугливания серной кислотой сахарозы Уметь решать задачи повышенной сложности
серной кислоты. Обугливание
концентрированной серной кислотой
сахарозы.
Амины, как органические основания.
2
Знать, что амины, производные аммиака, обладают свойствами оснований, уметь
Сравнение свойств аммиака,
записывать уравнения реакций, уметь доказывать влияние радикалов на аминогруппу, и
метиламина и анилина
наоборот Уметь решать задачи повышенной сложности
Соли кислые и оснóвные Соли
2
Знать формулы кислых и основных солей, солей органических кислот, их химические
органических кислот. Мыла. Гидролиз
свойства. Рассматреть мыла, как соли органических кислот. Уметь писать уравнения
органических веществ, его значение.
реакций гидролиза органических соединений. Уметь решать задачи повышенной сложности
Реакции, идущие без изменения
2
Знать уметь определять, писать уравнения реакций идущих без изменения состава
состава веществ. Реакции
веществ, а также реакции органической химии, реакци. Полимеризации.Уметь решать
присоединения, отщепления,
задачи повышенной сложности
замещения и изомеризации в
органической химии. Реакции
полимеризации как частный случай

6
реакций присоединения.
14 Решение задач на химическую
кинетику
15 Синтез аммиака в промышленности.
Понятие об оптимальных условиях
проведения технологического
процесса.
16 Общие способы получения металлов и
неметаллов.
Семинарское занятие по теме
17. «Органическая химия.
Неорганическая химия
Электролитическая диссоциация.
Химические реакции»

3
1

3
1

Иметь понятие «химической кинетики» , уметь применять знания при решении задач по
этой теме.Уметь решать задачи повышенной сложности
Знать промышленный способ получения аммиака, писать уравнения химических реакций,
условия проведения технологического процесса. Уметь решать задачи повышенной
сложности
Знать общие способы получения металлов, уметь применять в процессе решения задач.
Уметь решать задачи повышенной сложности
Планировать / проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям
Характеризовать: общие химические свойства отдельных представителей изученных
классов; Уметь решать задачи повышенной сложности

Литература для учащихся
1. Лидин, Р. А., Молочко, В. А., Андреева, Л. Л. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: теоретические основы. Вопросы.
Задачи. Тесты. Учеб. пособие. – М.: Дрофа,,2001. – 576 с.: ил.
2. Лидин, Р. А., Якимова, Е. Е., Вотинова, Н. А. Химия, 8 – 9 кл.: Учеб.пособие / под ред проф. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с. (Дидактич.
материалы.)
3. Лидин, Р. А., Якимова, Е. Е., Вотинова, Н. А. Химия, 10 – 11 кл.: Учеб.пособие / под ред проф. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 160 с.
(Дидактич. материалы.)
4. Лидин, Р. А., Андреева, Л. Л., Молочко, В. А. Справочник по неорганической химии. Константы неорганических веществ. – М.: Химия, 1987. –
320 с.: ил.
5. Лидин, Р. А. Аликберова, Л. Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 512 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».