РП Астрофизика, 10 кл, 2024-2025

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза С.В. Руднева
п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Приказ №100
От 30 августа 2024

Принято на педсовете
Протокол № 1
«30» августа 2024 г.

Рассмотрено на заседании МО
Протокол заседания МО № 1
от «30» августа 2024 г.
Руководитель МО
_________________

Рабочая программа
Внеурочной деятельности «Актуальные вопросы астрофизики»

Для учащихся 10-11 класса

Учитель: Степанова Татьяна Витальевна

2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Актуальные вопросы
астрофизики» для обучающихся 10 класса разработана на основе следующей нормативноправовой базы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 года №1897.
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на
26 января 2016 года).
Учебный план МБОУ «Гимназия №40» на 2023-2024 учебный год.
Примерная программа по астрономии для общеобразовательных школ под редакцией В. М.
Чаругина (Москва «Просвещение», 2017)
Программа разработана с учётом использования учебника «Астрономия 10-11» автора В.
М. Чаругин для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). На изучение курса
внеурочной деятельности «Актуальные вопросы астрофизики » в 10 классе отводится 34 часа
(1 ч. в неделю).
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая
физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными
представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного
мировоззрения.
Главной целью среднего общего образования является развитие ребенка как
компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой
деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций
обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и
системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, в содержании курса предполагается реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы,
которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и
повседневной жизни;
овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной
деятельностей;
освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Для удовлетворения требованиям к уровню подготовки выпускников, в программе
предусмотрена тестовая работа по основным темам курса и система устного опроса.
2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА ПРЕДМЕТА
Система требований полностью согласована с базовым уровнем содержания общего
среднего образования и очерчивает минимум знаний и умений, необходимых для формирования
представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной
Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их
систем, а также самой Вселенной.
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе
являются:
 формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию,
осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе
устойчивых познавательных интересов;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий;
 формирование убежденности в возможности познания законов природы и их
использования на благо развития человеческой цивилизации;
 формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
 находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
 анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
 на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
 выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
 извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
 готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в
содержании курса по темам.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых
знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В
соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой
достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а
добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Ущащиеся средней общеобразовательной школы должны:
Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать
о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки
Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн
электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о
небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.
3

Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую
роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного
объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести
календарь.
Узнать, как благодаря развитию астрономии, люди перешли от представления
геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической
системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением
планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о
космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических
аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе
Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как
планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планетгигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел
карликовых планет.
Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики,
которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и
биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение
Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр
Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о
внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых
карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других
галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать, как в звёздах
образуются тяжёлые химические элементы.
Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные
и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью
наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и
пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.
Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности
галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и
ячеистой структуры их распределения.
Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за
развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных
парадоксах, связанных с ними.
Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к
выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только
плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный
вывод современной космологии.
Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связь с тёмной энергией и
всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд, и современном состоянии
проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди
ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими
4

методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять
солнечную активность и её зависимость от времени.
должны знать/понимать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера,
болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика,
горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология,
космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и
плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные
тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и
реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное
сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона,
солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны,
фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст
небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и
звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические
расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период,
солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно,
Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского,
Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера,
Фридмана, Эйнштейна.
должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; выражать результаты
измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры
практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития,
ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс (35 ч., 1 ч. в неделю)
Введение (1 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы.
Всеволновая астрономия.
Астрометрия (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца.
Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Небесная механика (3 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на
Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их
спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных
классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд.
Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд
различной массы.
Млечный путь (3 ч)
Газ и пыль в Галактике. Как образуются отражательные туманности. Почему светятся
диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных
скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер
движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике.
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные
наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики
6

сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения
космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики (3 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение
Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и
сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон
Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение.
Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии. Закон
всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной.
Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении
Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для
построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с
распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся Вселенная. Связь средней
плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова
и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель
«горячей Вселенной» и реликтовое излучения. Образование химических элементов во
Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах
эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой
температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение,
которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних
этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо
привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе.
Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.

Воспитательные аспекты обучения астрономии
№ Раздела, название

Вопросы воспитания
10 класс

7

Раздел 1. Введение

Раздел 2.
Астрометрия

Раздел 3. Небесная
механика

Раздел 4. Строение
Солнечной системы

Раздел 5.
Астрофизика и
звездная аст-

Осознавать единство и целостность окружающего мира,
возможность его познаваемости и объяснимости на основе
достижений науки.
Формировать роль отечественных ученых в становлении
науки астрономии.
Использовать полученные знания в повседневной жизни при
обращении с приборами и техническими устройствами
(телескоп).
Формировать ценностные отношения друг к другу, учителю.
Формировать отношение к астрономии как элементу
общечеловеческой культуры.
Формировать устойчивость познавательного интереса к
изучению астрономии.
Объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения
звезд и Солнца на различных географических широтах,
движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца.
Применять звездную карту для поиска на небе
определенных созвездий и звезд.
Осознавать ценность научных исследований, роль астрономии
в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад
в улучшение качества жизни.
Воспроизводить исторические сведения о становлении и
развитии гелиоцентрической системы мира.
Формировать убежденность в возможности познания
природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и
техники,
отношение
к
астрономии
как
элементу
общечеловеческой культуры.
Объяснять механизм парникового эффекта и его значение
для формирования и сохранения уникальной природы
Земли.
Характеризовать последствия падения на Землю крупных
метеоритов.
Описывать процессы, которые происходят при движении
тел, влетающих в атмосферу планеты с космической
скоростью;
Объяснять сущность астероидно-кометной опасности,
возможности и способы ее предотвращения.
Описывать наблюдаемые проявления солнечной активности
и их влияние на Землю.

8

рономия

Характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед
человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, –
и роль астрофизики в решении этих проблем.
Формировать ценностные отношения к авторам открытий,
изобретений, уважение к творцам науки и техники.

Раздел 6. Млечный
путь

Формировать убежденность в возможности познания
природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и
техники,
отношение
к
астрономии
как
элементу
общечеловеческой культуры.

Описывать строение нашей Галактики – Млечный Путь.
Раздел 7. Галактики Осознавать ценность научных исследований, роль астрономии
в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад
в улучшение качества жизни.
Интерпретировать современные данные об ускорении
расширения
Вселенной
как
результата
действия
антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа
которой еще неизвестна.
Раздел 8. Строение и Формировать убежденность в возможности познания
эволюция Вселенной природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и
техники,
отношение
к
астрономии
как
элементу
общечеловеческой культуры.
Классифицировать основные периоды эволюции Вселенной
с момента начала ее расширения — Большого взрыва.
Раздел
9. Формировать необходимость разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития
Современные
человеческого общества, уважение к творцам науки и
проблемы
техники. Систематизировать знания о методах исследования и
астрономии
современном состоянии проблемы существования жизни во
Вселенной.
Обосновывать свою точку зрения о возможности
существования внеземных цивилизаций и их контактов с
нами.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 10 КЛАССЕ
В планировании изучения учебного материала используется двойная нумерация: первое число соответствует порядковому номеру урока,
второе число – номеру урока по данной теме.

10 класс (34 ч., 1 ч. в неделю)
№
урока
1

Дата
проведения
урока
2

Виды деятельности
Тема урока

Основное содержание урока

3

4
Введение (1 ч)

1/1

Введение в
астрономию

2/1

Звёздное небо

Уметь

5

6

7

()
что изучает
астрономия;
роль наблюдений
в астрономии;
значение
астрономии;
что такое
Вселенная;
структуру и
масштабы
Вселенной;

Астрономия – наука о космосе.
Понятие Вселенной. Структуры и
масштабы Вселенной. Далёкие
глубины Вселенной

Астрометрия (5 ч)

Знать/понимать

Домашнее
задание

§ 1, 2

()

Звездное
небо.
Что
такое - что такое созвездие; созвездие. Основные созвездия названия некоторых
Северного полушария
созвездий, их
конфигурацию, альфу
каждого из этих
созвездий; - основные
точки, линии
1

- использовать
подвижную звёздную
карту для решения
следующих задач: а)
определять координаты
звёзд, нанесённых на
карту;

§3

Небесный экватор и небесный
меридиан;
горизонтальные,
экваториальные
координаты;
кульминации
светил.
Горизонтальная
система
координат.
Экваториальная
система координат

3/2

Небесные
координаты

4/3

точка
весеннего
Видимое движение Эклиптика,
планет и
равноденствия,
неравномерное
Солнца
движение Солнца по эклиптике

5/4

Синодический месяц, узлы лунной
орбиты,
почему
происходят
затмения, Сарос и предсказания
затмений

Движение Луны и
Затмения

и круги на небесной
сфере:
горизонт,
полуденная
линия,
небесный
меридиан,
небесный
экватор,
эклиптика,
зенит,
полюс мира,
ось мира,
точки
равноденствий
исолнцестояний; теорему о высоте
полюса мира над
горизонтом;
основные понятия

1

б) по заданным
координатам объектов
(Солнце, Луна, планеты)
наносить их положение § 4
на карту;
в) устанавливать карту
на любую дату и время
суток, ориентировать её
и определять условия
видимости светил. решать задачи на связь
§5
высоты светила в
кульминации с
географической
широтой места
наблюдения;
определять
высоту светила в
§6
кульминации и его
склонение; географическую высоту

6/5

Время и календарь

Солнечное
лунный и
юлианский
календарь

сферической и
практической
астрономии: кульминация и высота
светила над горизонтом;
-прямое восхождение и
склонение;
сутки;
отличие между
и звёздное время, новым и старым
солнечный календарь, стилями; - величины:
и
григорианский угловые размеры
Луныи Солнца;
даты
равноденствий и
солнцестояний; - угол
наклона эклиптики к
экватору; - соотношения
между мерами и мерами
времени для измерения
углов;

1

места наблюдения; рисовать чертёж в
соответствии
с условиями задачи; осуществлять переход к
разным системам счета
времени.
находить стороны
света по
Полярной звезде и
полуденному Солнцу; - § 7
отыскивать на небе
следующие созвездия и
наиболее яркие звёзды в
них:

продолжительность
года;
число звёзд,
видимых невооружённым
взглядом;
принципы
определения
географической широты и
долготы по
астрономическим
наблюдениям;
причины и
характер видимого
движения звезд и Солнца,
а также годичного
движения
Солнца

Небесная механика (3 ч)

7/1

Система мира

Геоцентрическая
и
гелиоцентрическая система мира;
объяснение
петлеобразного
движения планет; доказательства
движения Земли вокруг Солнца;
годичный параллакс звёзд

()

понятия:
гелиоцентрическая
система мира;
геоцентрическая
система мира;
синодический

1

Большую
Медведицу,
Малую
Медведицу (с
Полярной звездой),
Кассиопею,
Лиру (с Вегой),
Орёл (с
Альтаиром),
Лебедь (с
Денебом), - Возничий (с
Капеллой),
Волопас (с
Арктуром), - Северную
корону,
Орион (с
Бетельгейзе), - Телец (с
Альдебараном),
Большой Пёс (с
Сириусом)

применять
законы Кеплера и закон
всемирного тяготения
при объяснении
движения планет и
космических аппаратов;

§8

8/2

Законы Кеплера
движения планет

Обобщённые законы Кеплера и
определение масс небесных тел

9/3

Космические
скорости
и межпланетные
перелёты

Первая и вторая космические
скорости; оптимальная
полуэллиптическая орбита КА к
планетам, время полёта к планете

период;
звёздный период; горизонтальный
параллакс;
угловые размеры
светил;
первая
космическая скорость;
вторая космическая
скорость;
способы
определения

решать задачи на
расчёт расстояний по
известному параллаксу
(и наоборот), линейных
и угловых размеров
небесных тел,
расстояний планет от
Солнца и периодов их
обращения по третьему
закону Кеплера

§9

§ 10, 11

размеров и массы Земли;
способы
определения расстояний
до небесных тел и их
масс по закону
Кеплера;
законы Кеплера и
их
связь с законом
тяготения
Строение Солнечной системы (7 ч)

10/1

Современные
представления о
строении и составе
Солнечной
системы

11/2

Планета Земля

Об отличиях планет земной
группы и планет-гигантов; о
планетах-карликах; малых телах; о
поясе Койпера и облаке комет
Оорта
Форма
Земли,
внутреннее
строение, атмосфера и влияние
парникового эффекта на климат

()

происхождение
Солнечной системы;
основные
закономерности в
Солнечной системе;
космогонические
гипотезы;
система Земля–
1

пользоваться
планом Солнечной
системы и справочными
данными; - определять
по астрономическому
календарю, какие
планеты и в каких
созвездиях видны на

§ 12

§ 13

Земли

12/3

13/4

14/5

Формирование поверхности Луны;
природа приливов и отливов на
Луна и её влияние Земле и их влияние на движение
на Землю
Земли и Луны; процессия земной
оси и движение точки весеннего
равноденствия
Физические свойства Меркурия,
Планеты земной
Марса и Венеры; исследования
группы
планет
земной
группы
космическими аппаратами
Физические свойства Юпитера,
Сатурна, Урана и Нептуна;
Планеты-гиганты. вулканическая деятельность на
Планеты-карлики спутнике Юпитера Ио; природа
колец вокруг планет-гигантов;
планетыкарлики

15/6

Малые
Солнечной
системы

тела

16/7

Современные
представления о
происхождении
Солнечной
системы

Физическая природа астероидов и
комет; пояс Койпера и облако
комет Оорта; природа метеоров и
метеоритов

Луна;
основные
движения
Земли;
форма Земли;
природа Луны;
общая
характеристика планет
земной группы
(атмосфера,
поверхность);
общая
характеристика планетгигантов (атмосфера;
поверхность); - спутники
и кольца планетгигантов; - астероиды и
метеориты;

небе в данное время;
-находить планеты на
небе, отличая их от
звёзд;
применять законы
Кеплера и закон
§ 14
всемирного тяготения
при объяснении
движения планет и
космических аппаратов;
решать задачи на
расчёт расстояний по
§ 15
известному параллаксу
(и наоборот), линейных
и угловых размеров не-

- пояс астероидов;
- кометы и метеоры

бесных тел, расстояний
планет от Солнца и
периодов их обращения
по третьему закону
Кеплера

Современные представления о
происхождении
Солнечной
системы

§ 16

§ 17

§ 18

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
1

()

17/1

Методы
астрофизических
Исследований

18/2

Солнце

19/3

Внутреннее
строение и
источник энергии
Солнца

20/4

Основные
характеристики
звёзд

Принцип действия и устройство
телескопов, рефракторов и
рефлекторов; радиотелескопы и
радиоинтерферометры
Определение основных
характеристик Солнца; строение
солнечной атмосферы; законы
излучения абсолютно твёрдого
тела и температура фотосферы и
пятен; проявление солнечной
активности и её влияние на климат
и биосферу
Земли
Расчёт температуры внутри
Солнца; термоядерный источник
энергии Солнца; наблюдения
солнечных нейтрино
Определение основных
характеристик звёзд; спектральная
классификация звёзд; диаграмма
«спектр–светимость» и
распределение звёзд на ней; связь
массы со светимостью звёзд
главной после-

основные
физические
характеристики Солнца:
масса,
размеры,
температура;
схему строения
Солнца и физические
процессы, происходящие
в его недрах и
атмосфере; - основные
проявления солнечной
активности, их причины,
периодичность и
влияние на Землю;
основные
характеристики звёзд в
сравнении с Солнцем:
спектры,
температуры,
светимости;
пульсирующие и
взрывающиеся звезд;

применять
основные положения
ведущих физических
теорий при объяснении
природы Солнца и звёзд;
- решать задачи на
расчёт расстояний до
звёзд по известному
годичному параллаксу и
обратные, на сравнение
различных звёзд по
светимостям, размерам и
температурам; анализировать
диаграммы «спектр–
светимость» и «масса–
светимость»;
находить на небе
звёзды:
альфы Малой
Медведицы, - альфы
Лиры,

довательности; звёзды, красные
гиганты, сверхгиганты и белые
карлики

порядок
расстояния до звёзд,
способы определения и

-

1

альфы Лебедя,
альфы Орла,
альфы Ориона,

§ 19

§ 20

§ 21

§ 22–23

21/5

22/6

23/7

размеров звёзд; единицы измерения
расстояний:
парсек,
световой год;
важнейшие
закономерности мира
звёзд; - диаграммы
«спектр– светимость» и
«масса– светимость»;
способ
определения масс
двойных звёзд; основные параметры
состояния звёздного
вещества: - плотность,
температура,
химический
Жизнь звёзд различной массы и её состав,
отражение на диаграмме «спектр–
физическое
светимость»; гравитационный
состояние;- важнейшие
коллапс и взрыв белого карлика в
понятия:
двойной системе из-за
годичный
перетекания на него вещества
параллакс,
звездыкомпаньона;
светимость,
гравитационный коллапс ядра
абсолютная
массивной звезды в конце её
звёздная
величина;
жизни. Оценка возраста
устройство
и
звёздных скоплений
назначение телескопа;
устройство и
назначение рефракторов
и рефлекторов

Особенности строения белых
карликов и предел Чандрасекара
Белые карлики,
на их массу; пульсары и
нейтронные
нейтронные звёзды; понятие
звёзды, чёрные
чёрной дыры; наблюдения
дыры. Двойные,
двойных звёзд и определение их
кратные и
масс; пульсирующие переменные
переменные звёзды
звёзды; цефеиды и связь периода
пульсаций со светимостью у них
Наблюдаемые проявления взрывов
Новые и
новых и сверхновых звёзд;
сверхновые звёзды свойства остатков взрывов
сверхновых звёзд

Эволюция звёзд

Млечный путь (3 ч)
1

()

альфы Близнецов,
- альфы Возничего,
альфы Малого
Пса,
альфы Большого § 24–25
Пса,
альфы Тельца

§ 26

§ 27

24/1

Газ и пыль в Га-

Наблюдаемые характеристики от-

лактике

ражательных и диффузных
туманностей; распределение их
вблизи плоскости Галактики;
спиральная структура Галактики

25/2

Рассеянные
шаровые
звёздные
скопления

и

26/3

Сверхмассивная
чёрная дыра в
центре Млечного
Пути

- понятие туманности;

основные
физические параметры,
химический состав и
распределение
межзвёздного вещества
в Галактике;
Наблюдаемые свойства скоплений
примерные
и их распределение в Галактике
значения следующих
величин: - расстояния
между звёздами в
окрестности Солнца, их
Наблюдение за движением звёзд в число в Галактике, её
центре Галактики в инфракрасный размеры, инфракрасный телескоп;
телескоп; оценка массы и
оценка массы и
размеров чёрной дыры по
размеров чёрной дыры
движению отдельных звёзд
по движению отдельных
звёзд
Галактики (3 ч)

27/1

Классификация
галактик

Типы галактик и их свойства;
красное смещение и определение
расстояний до галактик; закон
Хаббла; вращение галактик и
содержание тёмной материи в них

- объяснять причины

§ 28

различия видимого и
истинного
распределения звёзд,
межзвёздного вещества
и галактик на небе;
находить
расстояния между
§ 29
звёздами в окрестности
Солнца, их число в
Галактике, её размеры;
оценивать массу
и размер чёрной дыры
по движению отдельных
звёзд
§ 30

()
основные
физические параметры,
химический состав и
распределение
межзвёздного вещества
в Галактике;

1

- объяснять причины
различия видимого и
истинного
распределения звёзд,
межзвёздного вещества

§ 31

28/2

Активные
галактики и
квазары

29/3

Скопления
галактик

примерные
и галактик на небе
значения следующих
Природа активности галактик;
величин: - основные
типы галактик, различия
природа квазаров
между ними;
примерное
значение и физический
Природа скоплений и роль тёмной смысл постоянной
материи в них; межгалактический Хаббла; - возраст
газ и рентгеновское излучение от наблюдаемых небесных
тел

§ 33

§ 33

него; ячеистая структура
распределения Галактик и
скоплений во Вселенной
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

30/1

Конечность и
бесконечность
Вселенной.
Расширяющаяся
Вселенная

Связь закона всемирного
тяготения с представлениями о
конечности и бесконечности
Вселенной; фотометрический
парадокс; необходимость общей
теории относительности для
построения модели
Вселенной

()

связь закона
всемирного тяготения с
представлениями о
конечности и
бесконечности
Вселенной;
что такое
фотометрический
парадокс; - необходимость

1

- использовать знания
по физике и астрономии
для описания и
объяснения
§ 34, 35
современной научной
картины мира

Модель «горячей
Вселенной» и
реликтовое
излучение

31/2

1

2

3

общей теории
относительности для
построения модели
Связь средней плотности материи Вселенной;
понятие «горячая
с законом расширения и
Вселенная»;
геометрией Вселенной; радиус и
крупномасштабную
возраст
структуру Вселенной; Вселенной
что такое метагалактика;
космологические
модели Вселенной
4
5
Современные проблемы астрономии (3 ч)

32/1

Ускоренное
расширение
Вселенной и
тёмная энергия

Вклад тёмной материи в массу
Вселенной; наблюдение
сверхновых звёзд в далёких
галактиках и открытие
ускоренного расширения
Вселенной; природы силы
всемирного отталкивания

33/2

Обнаружение
планет возле
других звёзд

Невидимые спутники у звёзд;
методы обнаружения экзопланет;
экзопланеты с условиями
благоприятными для жизни

6

7

()

какие наблюдения
подтвердили теорию
ускоренного расширения
Вселенной;
что исследователи
понимают под тёмной

энергией;
зачем в
уравнение Эйнштейна
была введена

1

§ 36

- использовать знания,
полученные по физике и
астрономии, для
описания и объяснения § 37
современной научной
картины мира;

- обосновывать свою
точку зрения о
возможности
существования

§ 38

34/3

Поиск жизни и
разума во
Вселенной

Развитие представлений о
существовании жизни во
Вселенной; формула Дрейка и
число цивилизаций в Галактике;
поиск сигналов от внеземных
цивилизаций и подача сигналов
им

космологическая
внеземных цивилизаций
постоянная;
и их контактов с нами
условия
возникновения планет
около звёзд; - методы
обнаружения экзопланет
около других звёзд;
об эволюции
Вселенной и жизни во
Вселенной;
проблемы поиска
внеземных цивилизаций;
формула Дрейка

1

§ 39

Кл
асс

Предмет

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программа
Учебник
Методическое пособие
Контрольно-измерительные
материалы
Астрономия

1

10

Астрономия

Астрономия.
Методическое пособие
10–11 классы. Базовый
уровень : учеб пособие
для учителей
общеобразоват.
организаций. — М. :
Просвещение, 2017. —
32с. — (Сферы1-11).
Под ред. В.М. Чаругина.

Чаругин В. М.
Астрономия. 10—
11 классы : учеб.
для общеобразоват.
Организаций:
базовый уровень /
В.М. Чаругин. —
М. : Просвещение,
2018. — 144 с.

Кондакова Е. В.
Астрономия. Поурочные
методические
рекомендации. 10—11
классы : учеб. пособие
для общеобразоват.
организаций : базовый
уровень / Е. В.
Кондакова. — М. :
Просвещение, 2019. —
160 с. : ил. — (Сферы).
Кондакова Е.В.
Астрономия.
Методические
рекомендации по
проведению
практических работ. 10–
11 классы : учеб.
пособие для
общеобразоват.
организаций : базовый
уровень / Е.В.
Кондакова, Д.Ю.
Клыков. — М. :
Просвещение, 2018. —
48 с. (практические
работы

1

Кондакова Е.В. Астрономия.
Тетрадь-практикум. 10–11
классы : учеб. пособие для
общеобразоват. организаций :
базовый уровень / Е.В.
Кондакова, В. М. Чаругин. — М.
: Просвещение, 2020. — 32 с.

Лист корректировки
рабочей программы курса внеурочной деятельности «Актуальные вопросы астрофизики» в 10
классе
Класс

Основание

Внесенные изменения в тематическое поурочное планирование
(вид корректировки)

2

Даты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».