МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
С.В.РУДНЕВА П.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей
Протокол № 1
от «30» 08. 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
И. В.Высоцкая_____________
30.08.2024
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУСОШ
п. Де-Кастри
Т.В. Степанова ______________
30.08.2024
Рабочая программа
Учебного курса
«Актуальные вопросы обществознания»
10-11 класс
Учитель: Вититнева Полина Евгеньевна
п.Де-Кастри, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа учебного курса по обществознанию для 10-11 классов составлена на основе авторской программы
элективного курса по обществознанию для 10 — 11 классов Волковой Т.П. « Актуальные вопросы обществознания», разработанной с учетом
требований, предъявляемых к выпускникам средней общеобразовательной школы, мотивированных на сдачу ЕГЭ и поступление в ВУЗ.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, что сдаются по выбору и востребован большим количеством
выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной
направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
Целевые установки:
• Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера;
обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
• Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к
ЕГЭ;
• Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами
различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются следующие формы занятий: лекции, семинары, практикумы,
лабораторные занятия, тренинги.
Ключевые содержательные позиции каждой линии предполагается рассматривать на обзорных или тематических лекциях, с привлечением
наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.
При проведении семинарских занятий необходимо уделять внимание сложным тео-ретическим вопросам, недостаточно отраженным в
школьных учебниках.
Практические занятия, должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной
жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации
практикумов может быть уделено отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать
собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.
Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осу-ществлять комплексный поиск, систематизацию и
интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно
оценить уровень собственных знаний.
Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной
работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным
линиям курса.
Реализация данной программы может осуществляться с опорой на учебно-справочные посо-бия, подготовленные авторским коллективом
под общей редакцией П.А. Баранова.
На изучение программы факультатива – «Актуальные вопросы курса обществознания» учащимися 10-11 классов средних
общеобразовательных учебных заведений отводится 70 учебных часов, из расчета 1 час в неделю на протяжении двух лет.
Содержание факультативного курса.
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (4ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной
экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование
тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в ким ЕГЭ (входной контроль).
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (46 ч.).
2.1 Содержательные линии «Общество, Духовная жизнь общества»:
ключевые понятия и трудные вопросы (6 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность
общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого
человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой
информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль
религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема
общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций
развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (8 ч.)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социо-культурной эволюции. Бытие человека. Потребности и
интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация.
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания.
Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация.
Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения
понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов).
Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание
методов научного знания, анализ, научной информации).
Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (8 ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные
группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты.
Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в
современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной
стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по
содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества» (8 ч.).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные
организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические
системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и
развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет.
Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты!. Инфляция.
Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика.
Экономика производителя. - Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и
стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.
2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (8ч.).
Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система,
ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии
и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление.
Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм»,
функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование
собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данному содержательному блоку.
Тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.
2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (8 ч.).
Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли,
институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации.
Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного,
гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по
правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ.
Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Правовая культура.
Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.
З. Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (16 ч.).
3.1. Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий А
и В (4 ч.). Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части
1(А): на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение
обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ
выполнения заданий части 2 (В) с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между
существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного
перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в
заданном контексте.
3.2 Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4 (4 ч).
С1-С4- составное задание на анализ фрагмента документа, двух фрагментов документа: общая характеристика задания. Виды документов по
содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные
ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию
из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
3.3 Специфика заданий С5-С8 (2 ч).
С5 - задание на перечисление признаков, явлений, объектов одного класса; на использование основных понятий в контексте
обществоведческого знания. Особенности выполнения зада-ний, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика.
Формирование умений перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и применять общество-ведческие понятия в
заданном контексте.
С6 - задание на раскрытие теоретических положений на примерах. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные
ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социальногуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций.
С7 - задания - задачи. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения
учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе
решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества
С8 - задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Развитие умений учащихся
систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана причинно-следственные,
функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов.
3. 4 Эссе как творческая работа выпускника (4 ч).
С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии
качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла
афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию
или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при
написании творческой работы в жанре эссе.
3.5 Итоговая контрольная работа (2ч.)
3.6. Резервное время (4 ч.)
Ожидаемые результаты:
• Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
• Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С; достижение определенной
свободы в выборе темы эссе;
• Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения практической деятельности, преодоление
психологических барьеров при подготовке к экзамену.
№
занятия
Учебно-тематический план
Тема
Кол-во
часов
Примечание
1
Введение. ЕГЭ по обществоз-нанию: структура и содержа-ние экзаменационной работы
2
1 неделя
2
ЕГЭ по обществоз-нанию: структура и содержание экзаменационной работы
2
2 неделя
Раздел I. Актуальные вопросы содержания при подготовки к ЕГЭ — 46 часов
Тема №1. Содержательная линия «Общество. Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные вопросы — 6 часов
3
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира
2
3 неделя
4
Культура и духовная жизнь. Социальные функции, тенден-ции развития
2
4 неделя
5
Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2(В) данных содержательных линий
2
5 неделя
Тема №2. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» - 8 часов
6
Основные теоретические по-ложения. Человек как резуль-тат биологической и социо-культурной
эволюции
2
6 неделя
7
Индивид,индивидуальность, личность. Свобода и ответст-венность
2
7 неделя
8
Познание мира и его формы.
2
8 неделя
9
Виды человеческих занаий
Научное познание: распозна-ние методов научного знания, анализ научной информации
2 9 неделя
Тема №3. «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы — 8 часов
10
Основные позиции темы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Семья и брак как социальные
институты
2 10 неделя
11
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.
2 11 неделя
12
Этнические общности. Межнациональные отношения
2 12 неделя
13
Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной
стратификации
2 13 неделя
Тема №4. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества» - 8 часов
14
Актуальные проблемы содер-жания. Экономика и экономи-ческая наука. Основные факторы производства.
2 14 неделя
15
Экономические системы. Рыночный механизм
2 15 неделя
16
Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие
2 16 неделя
17
Главные участники экономи-ческой деятельности. Тренинг по выполнению заданий груп-пы А и В данной содержательной линии
2 17 неделя
Тема №5. Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов — 8
часов
18
Систематизация знаний уча-щихся по ключевым понятиям содержательной линии
2 18 неделя
19
Власть, ее происхождение, виды. Политическая система , ее структура, функции
2 19 неделя
20
Сложные теоретические воп-росы. Раскрытие понимания
2 20 неделя
политических явлений на конкретных примерах
21 Модели заданий части 1(А) и части 2(В) по данному содер-жательному блоку
2 21 неделя
Тема №6. «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы — 8 часов
22 Основные теоретические положения содержательной линии
2 22 неделя
23 Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды
2 23 неделя
24 Проблемные вопросы: правоотношения, система права, правовые акты, международное гуманитарное право 2 24 неделя
25 Модели заданий части 1(А) и части 2(В), тренинг по выполнению заданий
2 25 неделя
Раздел II. Элементы общественной подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ — 14 часов
26 Основные модели заданий части1(А), части 2(В) и проверяемые умения
2 26 неделя
27 Основные модели заданий части1(А), части 2(В) и проверяемые умения
2 27 неделя
28 Общая характеристика заданий части 3(С). Особенности заданий С1-С4.
2 28 неделя
29 Общая характеристика заданий части 3(С). Особенности заданий С1-С4.
2 29 неделя
30 Специфика заданий С5-С8
2 30 неделя
31 Эссе как творческая работа выпускника
2 31 неделя
32 Эссе как творческая работа выпускника
2 32 неделя
Итоговое повторение — 2 часа
33 Итоговая зачетная работа в формате ЕГЭ
1 33 неделя
34 Итоговая зачетная работа в формате ЕГЭ
1 34 неделя