РП ВД География современного мира 10-11 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В. РУДНЕВА П. ДЕ-КАСТРИ
УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКАГО КРАЯ

Программа внеурочной деятельности по географии
для обучающихся 10-11 классов.
«Современный мир»

Составитель: Воронина О. В
учитель географии

2023-2024

Пояснительная записка.
факультативный курс «Современная география» в 10-11 классах рассчитан на 68 часов, по 34 часа в каждом учебном году. Данный курсом
завершается школьное географическое образование, рассматривая конкретные вопросы территориальной организации производства, причѐм
на современном этапе общественного развития не только в России, но и в других странах мира, имеющих определѐнную специфику,
связанную с условиями рыночной экономики.
В условиях становления рыночной экономики и активизации международных контактов предъявляются новые требования к уровню
экономической образованности выпускников школы, которые должны быть хорошо информированы в области экономики, права,
обществознания и других предметов социально-экономического цикла, поэтому авторская программа элективного курса позволяет
учащимся углубить и расширить знания не только по географии, но и учитывает вопросы, изучаемые в курсе предметной области
«Обществознание», помогает более глубоко и качественно подготовиться к итоговой аттестации школьников как по географии, так и
обществознанию.
Специфика географии – еѐ естественно-общественная сущность. География обуславливает интеграцию различных дисциплин в познании
пространства: естественных, общественных и технических. Современная география изучает пространственно- временные взаимосвязи и
взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство окружающая среда».
В эпоху расширения и углубления взаимодействия человека с окружающей средой, обострения экологического конфликта между обществом
и природой, школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между
природными и социально – экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации.
Изучение курса географии позволит максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как
учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений навыков самоопределиться в стремительно
меняющемся окружающем мире, продолжить своѐ образование в выбранной области.
В предлагаемом курсе география занимается глобальными проблемами, в том числе, подчиняемым экономическим законам. Размещение
экономики и общества в современном мире отражает результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном
отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход помогает каждому школьнику выстроить
знания о современном мире в структурную схему, понять пространственную логику развития экономики выявить место человека в ней.
Цели и задачи курса:


освоение системы знаний о размещении (географии) производства в современных условиях



развитие и воспитание личности, способной к самостоятельному и ответственному действию;



развитие способности к самоопределению и самореализации в социально – экономической сфере жизнедеятельности общества;



воспитание экономического мышления, организованности;



овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа полученных знаний, опытом разработки и выполнения проектов и
исследований.
Требования к результатам обучения

Личностными результатами освоения программы элективного курса по географии являются:
1.

сформированность общечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности и национальной идентичности,
патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, интерес к изучению географии;

2.

сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

3.

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

4.

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребности к самореализации, творческой деятельности,
построению и стремлению к реализации своих жизненных планов на протяжении всей жизни;

5.

принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде,
умений противостоять социально опасным явлениям общественной жизни;

6.

готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;

7.

сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Метапредметными результатами освоения программы элективного курса по географии являются:
1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2.

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания, в том числе умений работать с текстами, тематическими картами разного содержания, статистическими данными,
геоинформационными системами, ресурсами Интернета;

3.

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, самостоятельному поиску, анализу, отбору географической информации, еѐ оценке,
преобразованию, сохранению, передаче и презентации в разных формах, в том числе с помощью технических средств и
информационных технологий;

4.

владение языковыми средствами, коммуникативными навыками взаимодействия с людьми, готовностью к пониманию собеседника,
ведению корректных дискуссий — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; умения правильно оценивать
собственные поступки и поступки других людей;

5.

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения для объяснения, оценки и
прогнозирования различных явлений и процессов современного мира на основе приобретѐнных географических знаний и умений.

Предметными результатами освоения программы элективного курса по географии являются:
1.

владение представлениями о современной географической науке, еѐ участии в решении важнейших проблем человечества;

2.

владение географическим мышлением для определения картографических представлений о размещении основных географических
объектов и выявления географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3. сформированность знаний описательной географии, представлений о языке и методах современной географии;

4. сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве;
5.

владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями
в результате природных и антропогенных воздействий;

6.

владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового
географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

7.

владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

8.

владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению еѐ условий;

9.

сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем;

10. обобщѐнность представлений о земной поверхности, которая в настоящее время является результатом деятельности современного
общества на разных уровнях дифференциации географической оболочки: глобальном, региональном, локальном.
Содержание программы
Раздел I. Географическая картина мира (34 ч.)
Введение (4 ч.)
Что и как изучается в элективном курсе. Логика построения курса и его географические основы. Особенности структуры курса.
История формирования географических идей. География в системе наук о Земле. Естественно – общественная сущность географии.
Современные тенденции в развитии географической науки. Ключевые вопросы географии. Важнейшие задачи географии.
Традиционные и новые методы географической науки. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы
географического сравнения территории. Качественные и количественные характеристики территории. Аэрокосмические методы
географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы. Использование традиционных и новых методов
географической науки для поиска, обработки и представления географической информации. Географические законы и модели.

Прогноз и прогнозирование. Виды прогнозов: по масштабу, по времени, по содержанию. Составление простейших географических
прогнозов. Методы прогнозирования: индукции, экспертных оценок, аналогий, статистический, математический. Мониторинг и его виды:
геоэкологический, геосферный. Значение мониторинга.
Практическая работа
1. Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска, обработки и представления географической
информации
2. Составление простейших географических прогнозов
Тема 1. Политическая карта мира (11 ч.)
Объекты политической карты мира. Принципы и подходы к классификации типологии стран мира. Показатели уровня развития стран.
Методика типологии: многопризнаковые классификации. Экономически развитые страны. Страны с переходной экономикой.
Развивающиеся страны. Наименее развитые страны мира. Место и роль стран различных социально-экономических типов в мировой
экономике. Политико-экономическая типология стран мира. Государственное устройство в различных странах мира. Геополитическая
панорама мира. Непризнанные и самопровозглашенные государства. Международные территории и акватории. Несамоуправляющиеся
территории. Территориальные споры. Территориальные споры в Европе, Азии, Африке, Америке. Вооруженные конфликты и «горячие
точки». Политическая география и геополитика. Геополитические теории. Принципы современных геополитических моделей. Отражение
современных политических процессов на политической карте мира.
Практическая работа
1. Составление рейтинга стран, имеющих максимальные и минимальные объемы ВВП на душу населения, обозначение их на контурной
карте
2. Обозначение на контурной карте стран, входящих в Содружество; несамоуправляющихся территорий; непризнанных и
самопровозглашенных государств
Тема 2. Население мира (4 ч.)

Численность населения, основные показатели: абсолютные и относительные. Динамика численности населения. Качество населения,
уровень жизни, его оценка. Демографическая политика. Демографическая проблема человечества и пути ее решения. Понятие религиозных
и социальных конфликтов. Миграции населения. Внешние и внутренние миграции, их причины. Городское и сельское население. Гипотезы
возникновения городов. Крупные города древности и современности. Урбанизация как глобальный процесс, общие черты. Уровни и темпы
урбанизации, и их регулирование. Агломерации и мегалополисы мира. Занятость населения. Оценка и баланс трудовых ресурсов, Влияние
этнических, исторических, географических особенностей на формирование трудовых навыков населения и развитие производства.
Проблемы занятости и безработицы в странах мира.
Практическая работа
1. Составление простейших прогнозов роста населения мира, отдельных регионов, стран и прогнозов расселения населения

Тема 3. Международная экономика и международные отношения (15 ч.)

Понятие о мировом хозяйстве; история его формирования. Глобализация. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры
хозяйства. Традиционные отрасли: аграрные, индустриальные: возникшие в эпоху НТР; новейшие (постиндустриальные) отрасли
промышленности. Применение достижений НТР в экономике. Географическая «модель» мирового хозяйства, основные центры развития.
Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция; главные региональные и
отраслевые группировки. Крупнейшие транснациональные компании мира. Мировые центры коммуникаций, рекламы и финансов.
Региональные особенности туризма. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

Раздел II. География отраслей мирового хозяйства (6 ч.)
Значение и важность вопроса о размещении производства. Понятие о фактическом и эффективном размещении. Планирование
территориальное и отраслевое.
Предприятие как объект хозяйства. Проблема размещения отдельного предприятия. Размещение производителей и потребителей.
Расстояние между производителем и потребителем, его влияние на деятельность предприятия. Основы теории размещения
промышленности. Неравномерное размещение – концентрация производства. Причины неравномерности.
Равномерное размещение – деконцентрация производства. Причины деконцентрации. Точки производства и зоны сбыта – расположение

относительно друг друга. Сравнение равномерного и неравномерного размещения производства. Учѐт фактора территории при оценке
степени равномерности размещения предприятий. Концентрация промышленных предприятий. Города как места концентрации
промышленных предприятий. Причины возникновения городов. Отдельные крупные предприятия, скопление различных предприятий.
Взаимосвязь между предприятиями. Группы отраслей, характерные для города определѐнной численности. Преимущества, обусловленные
многочисленностью предприятий. Ограничение роста городов. Случайная концентрация предприятий. Промышленный профиль городов.
Рыночные зоны. Формы рыночных зон. Конфигурация транспортных сетей. Транспортные пункты и узлы, их влияние на форму и размер
рыночной зоны. Современная информационная экономика.

Практическая работа.
1. Нанесение на контурную карту производств с разной степенью их равномерности размещения на конкретной территории.
2. Выбор места для строительства города. Размещение бизнес-объектов
3. Обозначение на контурной карте основных крупнейших транспортных путей и узлов мира
Раздел III. География культуры, религий, цивилизаций (15 ч.)
География культуры и цивилизаций. Цивилизации Запада и Востока. Всемирное природное и культурное наследие человечества. Объекты
ЮНЕСКО. Туристические макрорегионы мира: Европейский, Азиатско-Тихоокеанский, Средневосточный, Южноазиатский, Американский,
Африканский. Мировая и национальная культура.

Раздел IV. Многоликая планета (8 ч.)
Экономические достижения Японии, Китая и стран Азии. Причины экономического роста. Микрогосударства Европы: политическая
стабильность и экономическое процветание.
Практическая работа
1. Работа со статистическими материалами, показывающими темпы «экономического чуда» Японии
2. Работа со статистическими материалами, показывающими темпы «экономического чуда» Китая

Раздел V. Насущные проблемы человечества (5 ч.)
Предмет изучения глобальной географии. Первоначальное представление многих процессов и явлений глобального характера на более
низких географических уровнях – континентальном, региональном, зональном, национальном, локальном.
Географические аспекты глобальных проблем и их проявление в различных регионах мира. Глобальные проблемы многоликого
человечества и каждого из нас. Проблемы, которые следует считать глобальными. Природные явления глобального характера. Глобальные
проблемы, создающие непосредственную угрозу человечеству. Важнейшие экологические проблемы, связанные с мировым хозяйством.
Сырьевая и энергетическая проблемы. Продовольственная проблема человечества.
Учебно-тематический план
№

Тема

Количество
часов

Практические
работы

10 класс
Раздел I. Географическая картина мира

34

1 Введение

4

2

2 Политическая карта мира

11

2

3 Население мира

4

1

Международная экономика и международные
отношения

15

11 класс
1 Раздел I I. География отраслей мирового хозяйства

6

2 Раздел I I I. География культуры, религий,
цивилизаций

15

3 Раздел IV. Многоликая планета

8

3

2

4 Раздел V. Насущные проблемы человечества
Итого часов

5
68

10

Календарно – тематическое планирование.

№
№
урока п/п

Раздел, тема

Тип занятия

Практические работы

п/п
10 класс
Раздел I. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА (4 ч.)
1

1

География как наука. Экономическая и социальная география в системе
географических наук

Урок-лекция

2

2

Методы географических исследований. Географические законы и модели

Урок-лекция

3

3

Методы географических исследований. Географические законы и модели

Урок-лекция

4

4

ГИС - новейшие методы географических исследований

Урок-исследование

Тема 1. ПОЛИТИЧЕКАЯ КАРТА МИРА (11 часов)
5

1.1 Принцип и подходы к классификации типологии стран мира

Урок-лекция с

Использование традиционных
и новых методов
географической науки для
поиска, обработки и
представления
географической информации.
Составление простейших
географических прогнозов

элементами беседы

6

7

Политико-экономическая типология стран мира

Комбинированный

Государственное устройство в различных странах мира

Урок-лекция с
элементами беседы

1.2

1.3

8

1.4 Геополитическая панорама мира

Урок-конференция

9

1.5 Непризнанные и самопровозглашенные государства

Семинар

10

1.6 Международные территории и акватории

Семинар

11

12
13

Несамоуправляющиеся территории

Комбинированный

Территориальные споры. Территориальные споры в Европе

Урок-лекция с
элементами беседы

Территориальные споры в Азии, Африке, Америке

Урок-лекция с
элементами беседы

1.7

1.8
1.9

14

1.10 "Горячие точки" планеты и вооруженные конфликты

15

1.11

Урок-конференция

Политическая география и геополитика. Основные положения традиционных Урок-конференция
геополитических теорий. Принципы современных геополитических моделей

Составление рейтинга
стран, имеющих
максимальные и
минимальные объемы ВВП на
душу населения, обозначение
их на контурной карте

Обозначение на контурной
карте стран, входящих в
Содружество;
несамоуправляющихся
территорий; непризнанных и
самопровозглашенных
государств

Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ МИРА (4 часа)
Показатели качества и количества жизни населения. Подходы к
классификации. Оценка трудовых ресурсов и уровня обеспеченности ими в
2.1 разных регионах мира. Проблема занятости и безработицы в странах мира

Урок-исследование

17

Экономическая и территориальная структура города. Геоурбанистика.
2.2 Урбанизация как глобальный процесс, его черты, темпы, уровни,
регулирование

Урок-лекция с
элементами беседы

18

2.3 Крупнейшие города мира

Урок-конференция

19

2.4 Современные города мира. Технополисы и технопарки

Урок-конференция

16

Тема 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (15 часов )
20

3.1 НТР и ее роль в становлении мирового хозяйства

Урок-конференция

21

3.2 Применение достижений НТР в экономике

Урок-исследование

22
23

24
25

26

3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

Особенности развития современного мирового хозяйства. Глобализация

Урок-лекция с
элементами беседы

Международная специализация и МГРТ

Урок-лекция с
элементами беседы

Международная экономическая интеграция. Мировые организации и союзы.
Транснационализация мирового хозяйства

Урок-конференция

Международная экономическая интеграция России

Урок-лекция с
элементами беседы

Международная экономическая интеграция в Европе: Европейский Союз
(состав, принципы, взаимодействия стран)

Семинар

Составление простейших
прогнозов роста населения
мира, отдельных регионов,
стран и прогнозов расселения
населения

27

3.8 Международная экономическая интеграция в Азии: ШОС, АСЕАН

Семинар

28

3.9 Международная экономическая интеграция в Африке, Америке, Австралии

Семинар

29

3.10 Транснациональные компании мира

Урок-конференция

30

3.11 Транснациональные компании мира

Урок-конференция

31

3.12 Мировые центры коммуникаций

Урок-конференция

32

3.13 Мировые центры рекламы и финансов

Урок-конференция

33

3.14 Региональные особенности туризма

Комбинированный

34

3.15

Центры экономической мощи и "полюсы" бедности

Урок-лекция с
элементами беседы

11 класс
Раздел II. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (6 ч.)
35

1

36

2

37

3

38

4

Мировая торговля. Современная мировая торговля, ее центры. Изменение
структуры мировой торговли

Урок-лекция с
элементами беседы

Факторы размещения производства. Причины деконцентрации, точки
производства и точки сбыта - расположение относительно друг друга

Урок-лекция с
элементами беседы

Работа с тематическими
картами размещения
производств с разной
степенью их равномерности
размещения на конкретной
территории

Учет фактора территории при оценке степени равномерности размещения
предприятий. Случайная концентрация предприятий. Промышленный
профиль городов

Урок-исследование

Выбор места для
строительства города.
Размещение бизнес-объектов

Формы рыночных зон

Урок-лекция с
элементами беседы

39

5

40

6

Конфигурация транспортных сетей. Транспортные пункты и узлы и их
влияние на форму и размер рыночной зоны

Урок-исследование

Современная информационная экономика

Урок-лекция с
элементами беседы

Раздел III. ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ, РЕЛИГИЙ, ЦИВИЛИЗАЦИЙ (15 ч.)
41
42
43
44

45

1
2

3
4
5

Что изучает география культуры

Урок-лекция с
элементами беседы

Современная география религий

Урок-лекция с
элементами беседы

Цивилизации Востока

Урок-лекция с
элементами беседы

Цивилизации Запада

Урок-лекция с
элементами беседы

Всемирное природное и культурное наследие. Туристические макрорегионы
мира

Урок-конференция

46-47 6-7 Европейский туристический макрорегион

Урок-конференция

48-49 8-9 Азиатско-Тихоокеанский туристический макрорегион

Урок-конференция

50

10 Средневосточный туристический макрорегион

Урок-конференция

51

11 Южноазиатский туристический макрорегион

Урок-конференция

52-53 12- Американский туристический макрорегион
13
54

14 Африканский туристический макрорегион

Урок-конференция
Урок-конференция

Обозначение на контурной
карте основных крупнейших
транспортных путей и узлов
мира

55

15 Дискуссия на тему "Мировая и национальная культура"

Круглый стол

Раздел IV. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА (8 ч.)
56

"Японское экономическое чудо"

Урок-исследование

Работа со статистическими
материалами,
показывающими темпы
«экономического чуда»
Японии

"Китайское экономическое чудо"

Урок-исследование

Работа со статистическими
материалами,
показывающими темпы
«экономического чуда»
Китая

"Азиатские тигры": Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Индонезия,
Филиппины, Малайзия

Семинар

1

57
2

58-59 3-4

60-61 5-6 Достижения экономики стран Персидского залива

Семинар

62-63 7-8 Микрогосударства Европы

Семинар

РАЗДЕЛ V. НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (5 ч.)
64
65
66

1
2
3

Глобальные проблемы современности. Экологические проблемы в фокусе
современного мирового развития

Урок-лекция с
элементами беседы

Проблема демилитаризации и сохранения мира

Урок-лекция с
элементами беседы

Глобальная продовольственная проблема и ее географические аспекты

Урок-лекция с
элементами беседы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».