РП факультативный курс Дискуссионные вопросы отечественной истории, 10-11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
С.В.РУДНЕВА П.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей
Протокол № 1
от «30» 08. 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
И. В.Высоцкая_____________
30.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУСОШ
п. Де-Кастри
Т.В. Степанова ______________
30.08.2023

Рабочая программа
Факультативного курса
«Дискуссионные вопросы Отечественной истории»

Учитель: Качанов Павел Андреевич

п.Де-Кастри, 2023 г.

Пояснительная записка.
Первостепенное значение в содержании курса уделяется изложению дискуссионных, проблемных вопросов российской
истории, которые неодназначно трактуются в отечественной историографии.
Цель курса: расширить, систематизировать и обобщить на проблемном уровне знания учащихся по истории России,
раскрыть новые содержательные аспекты и спорные вопросы отечественной истории.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с важнейшими дискуссионными проблемами российской истории;
-способствовать совершенствованию качества знаний учащихся по истории России за счет проблематизации,
осмысления причинно-следственных связей, многомерности и альтернативности исторического процесса;
- способствовать формированию навыков самостоятельной работы с рекомендуемой литературой и источниками по
истории России, аргументации собственной точки зрения;
-способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков ведения дискуссии и диалоговой культуры учащихся.

Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса учащиеся должны
уметь:
- анализировать и оценивать исторические события и явления;
-работать с разнообразными источниками и литературой;
-грамотно излагать свои мысли и вести дискуссию;
знать :

- важнейшие проблемы социально-экономического и государственно-политического развития России, а также
различные подходы к их оценке;
-основные вопросы российской истории, которые имеют дискуссионный характер;
понимать: причины появления различных трактовок по тем или иным аспектам отечественной истории;
- причинно-следственные связи и факторы исторического развития страны.
Содержание программы тесно связано с курсом истории России, дополняя и углубляя знания по тем учебным
проблемам, которые имеют сложный дискуссионный характер. В связи с этим возможно синхронное изучение
программного материала предлагаемого элективного курса с учебным курсом отечественной истории. Структурно
программа построена по проблемно-хронологическому принципу. В ней выделяются несколько разделов в соответствии
с основными периодами и этапами отечественной истории. В составе каждого раздела выделяются наиболее важные
учебные темы, имеющие неодназначную трактовку в отечественной историографии. Поскольку программа элективного
курса предполагает различные подходы к рассмотрению исторического процесса и разнообразные оценочные суждения,
в организации учебного процесса по данному курсу важную роль призваны играть различные формы учебных занятий.
В частности, проблемные лекции, тематические семинары, разнообразные формы дискуссии, уроки-дебаты
Формы промежуточного и итогового контроля: самостоятельные работы, тестирование, различные письменные
работы, защита рефератов и проектов, участие в дискуссиях.

Содержание программы
Введение
Дискуссии о месте России в мировом сообществе цивилизаций и особенностях ее исторического развития.
Формационный и цивилизационный подходы к изучению отечественной истории. Россия- самобытная цивилизация.
Раздел 1. История России с древности до конца 16 века

Восточные славяне в древности. Географический фактор и его роль в истории. Прародина и расселение славян:
научные версии. Особенности ранней истории восточнославянского мира. Древнерусское государство (9-12 вв)
Дискуссии о происхождении древнерусской государственности. «Призвание варягов»: летописные предания и их
толкования. Норманнская и антинорманнская теории. Современный взгляд на проблему. Проблема сущности социальноэкономического строя Древней Руси. О рабстве на Руси(М.Н. Покровский) О господстве общинного социальноэкономического уклада (И.Я. Фроянов). Принятие христианства на Руси. Проблема выбора веры. Значение принятия
христианства. Русь удельная (12-13 вв). Русь между Востоком и Западом: откуда исходила главная опасность?
Исторический выбор А. Невского, оценка его государственной деятельности в летописях и отечественной
историографии. Русь и Орда: сопротивление или взаимодействие? Дискуссия об ордынском иге на Руси и его
последствиях. Объединение русских земель и образование русского централизованного государства (14- начало 16
вв) .Альтернативные центры объединения русских земель. Тверь. Литовская Русь. Москва. Этапы собирания русских
земель. Особенности формирования централизованного государства в России и Западной Европе. Иван Грозный и его
эпоха(16 в.) Россия при Иване Грозном: альтернативные модели централизации. Реформы «Избранной Рады», их
значение. Опричнина, ее экономические, социальные и политические последствия. Оценка личности Ивана 4 и
опричнины в российской исторической науке. Смутное время в России. «Кризис верхов»: пресечение династии
Рюриковичей. Как погиб царевич Дмитрий? Феномен самозванства. Самозванцы: кто они? Альтернативы развития
России в н. 17 в.
Раздел 2. Россия в 17-18 вв.
Россия в 17 в. государство при первых Романовых: эволюция социального и политического строя. Роль и место Земских
соборов в истории русской государственности: оценки и мнения. Церковный раскол: Никон и Аввакум. Петр 1 и его
реформы. Эпоха Петра Великого и ее место в российской истории. Петровские преобразования. Европеизация и
социокультурные расколы в обществе. Петр 1 и его время в отечественной и зарубежной историографии. Эпоха
дворцовых переворотов в истории России. Особенности первых десятилетий послепетровского развития Наследники
Петра 1 глазами современников и потомков: споры и дискуссии. Россия во 2 половине 18 века: эпоха просвещенного
абсолютизма. « Просвещенный абсолютизм» в России и Западной Европе: общее и особенное. Либеральный курс
Екатерины2. Оценки Екатерины 2 и ее эпохи в дореволюционной, советской и современной историографии.
Социальные движения и крестьянские войны в России: старые и новые оценки. Классовый подход в изучении
социальных движений в советской историографии: цели, особенности, значение крестьянских войн в России
Раздел 3 Российская империя в 19 веке. Внутренняя политика: реформаторские тенденции и государственный
консерватизм. Реформы и проекты Александра 1, их оценки в отечественной историографии. Личность и эпоха
Николая 1: мнения и суждения о николаевском времени. Усиление политической реакции и административное

реформаторство. Реформы и контрреформы. Александр 2 и его эпоха. Отмена крепостного права и либеральнодемократические реформы 60-70-х годов: значение и оценки . Внутриполитический курс М.Е. Лорис-Меликова: отклики
современников и мнения историков. Дискуссии вокруг Александра3, его правления и эпохи. Общественное движение в
России. Освободительное движение в России: ленинская концепция и новые трактовки. Основные направления русской
общественной мысли: старые и новые оценки и суждения.
Раздел 4. История России в 20-начале 21 вв. Россия в начале 20 века. Социально-экономическое развитие России на
рубеже веков: мнения и оценки. Дискуссии о характере политических преобразований в Российской империи. Спорные
мнения и оценки о реформаторской деятельности П.А. Столыпина. Революционный 1917 год: борьба альтернатив
общественного развития. Февральская революция и проблема исторического выбора Росссии. Либеральная и
радикальная альтернативы общественного развития страны. Октябрь 1917 года: споры, мнения, оценки. Становление
советской системы. Экономическая политика большевиков. «Военный коммунизм»: истоки, сущность,
хронологические рамки. Дискуссия о политике «военного коммунизма» в исследовательской литературе. Гражданская
война в России. Советская и современная историография о причинах, характере, хронологических рамках, этапах
гражданской войны. «Красный» и «белый» террор в первые послеоктябрьские годы на страницах мемуарной, научной
литературы. СССР в 1920-1930 годы. Нэповская Россия. Советская и современная литература о новой экономической
политике, его сущности, противоречиях и результатах. Дискуссии о причинах отказа от НЭПа. Образование СССР.
Ленин и Сталин об объединении республик: тактические или стратегические разногласия? Форсирование строительства
социализма: ключевые проблемы, спорные оценки и мнения. Великая Отечественная война. Проблемные и
дискуссионные вопросы истории 2 мировой и Великой Отечественной войны: происхождение и причины 2 мировой и
Великой Отечественной войны, сталинская стратегия начала войны, национальная политика сталинского руководства в
годы войны, антигитлеровская коалиция, коллаборационизм, взаимоотношения власть и церкви, проблема
военнопленных, цена и факторы Победы. Советский Союз в послевоенные годы. Дискуссии вокруг проблемы
восстановления народного хозяйства и их отражение в учебной и научной литературе. Власть и общество после войны.
И.В. Сталин в оценках современников и историков. Новая волна репрессий: факты и документы. Противоречия
послесталинского десятилетия. Берия, Маленков, Хрущев: варианты послесталинского развития СССР и их отражение
в современных публикациях. Десталинизация, ее направления и оценки. Экономическая и социальная политика в
хрущевский период. «Застойный период» в истории СССР. Заговор против Хрущева и октябрьский переворот 1964 г в
мемуарной литературе и публицистике. Реформы 1965 г. Объективные причины и субъективные факторы кризисных
тенденций в СССР. Правозащитное движение. Оценки правозащитного движения в литературе. Советская внешняя
политика в послевоенную эпоху. Проблемы послевоенного устройства мира. Кто начал «холодную войну»? Дискуссия о
причинах и виновниках противостояния СССР и США в послевоенные годы. Складывание военно-стратегического
паритета между СССР и США на рубеже 60-70-х годов. Период международной разрядки и его значение. Оценки и

мнения о достижениях и неудачах советской внешней политики. Перестройка и распад СССР. Дискуссии об истоках и
причинах перестройки. Экономические реформы М.С. Горбачева и их результаты оценка. Общественно- политическая
трансформация советского общества. Августовские события и распад СССР: оценки и мнения. «Новое мышление» во
внешней политике СССР: достижения и просчеты. Оценка реформаторской деятельности М.с. Горбачева. Россия на
рубеже 20-21 вв. Рыночный выбор. Либеральные реформы в экономике: содержание, итоги, трудности и просчеты,
оценки и мнения. Общественно- политическое развитие России. Противостояние властей 1993 года: причины.
Последствия, оценки. Власть и общество в середине и второй половине 1990-х гг. Оценки политического курса В.В.
Путина. Российская внешняя политика на рубеже веков: стратегические ориентиры, актуальные проблемы оценки и
мнения.
Календарно- тематический план факультативного курса
«Дискуссионные вопросы отечественной истории» 10-11 кл. (70 часов)
№ уро-Дата
проведения
ков урока

Название темы урока (раздела)

Колво
часов

1

2.09

Введение

1

Раздел 1. История России с древности до конца 16 века

13

2-3

9-16. 09

Восточные славяне в древности

2

4-6

23.09

Древнерусское государство ( 9-12 вв.)

3

30.09
7.10
7-8

14-21.10

Русь удельная (12-13 вв.)

2

9-10

11-18.11

Объединение русских земель и образование русского централизованного государства
( 14-начало 16 вв.)

2

Иван Грозный и его эпоха ( 16 в)

2

Смутное время в России

2

Раздел 2. Россия в 17-18вв.

11

Россия в 17 веке

2

Петр 1 и его реформы

3

Эпоха дворцовых переворотов в истории России

2

Россия во второй половине 18 века: эпоха просвещенного абсолютизма

2

Социальные движения и крестьянские войны в России: старые и новые оценки

2

Раздел 3. Российская империя в 19 веке

11

Внутренняя политика: реформаторские тенденции и государственный консерватизм

2

28-30 14,21,28.04

Реформы и контрреформы

3

31-32 5-12.05

Общественное движение в России

2

33

Итоговое повторение и обобщение

1

11-12

25.11
2.12

13-14

9-16.12

15-16

23.12
20.01

17-19

27.01
3.02

20-21

10.02
17.02

22-23

24.02
3.03

24-25

10.03
17.03

26-27 31.03
7.04

19.05

Резервное время

2

Раздел 4. История России в 20-начале 21 вв.

35

36-38 2-9.09

Россия в начале 20 века

3

39-40 16-23. 09

Революционный 1917 год: борьба альтернатив общественного развития

2

41-44 30-7, 14,21.10

Становление советской системы

4

45-47 11,18,25.11

СССР в 1920-1930 годы

3

48-49 2-9.12

Великая Отечественная война

2

50-51 16-23.12

Советский Союз в послевоенные годы

2

52-54 20, 27.01

Противоречия послесталинского десятилетия

3

55-57 10,17-24.02

«Застойный период» в истории СССР

3

58-60 3,10-17.03

Советская внешняя политика в послевоенную эпоху

3

61-63 31.03

Перестройка и распад СССР

3

Россия на рубеже 20-21в.

4

Итоговое повторение и обобщение

1

Резервное время

2

34-35 26.05
11 класс

3.02

7-17.04
64-67 21-28.04
5-12.05
68
69-70

19.05

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса факультативного курса «Дискуссионные вопросы
Отечественной истории» 10-11 кл.
УМК для ученика

1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н «История России с древнейших времен до для конца 19 века» ч.1-2:
учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. -М., «Русское слово», 2009.
2.Загладин Н.В, Козленко С. И. История России. 20-начало21 века: Учебник для 11 класса
общеобразовательных учреждений.-М., «Русское слово», 2009.

УМК для учителя
Дополнительная
литература
Информационные
источники

Программа элективных курсов предметной области «Обществознание для старших классов
общеобразовательных учреждений; авторы-составители В. К. Романовский, Е. Г. КалинкинаНижний Новгород, НРЛ, 2009.
1.Сахаров А. Н., Буганов В.И. История России в 2-х частях . Профильный уровень 10 класс. – М.,
2011.
1.История России с древнейших времен до начала 16 века- электронное пособие
2. Виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия – М., ООО «Кирилл и Мефодий»
3. Ратные подвиги А. Невского: видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»
4. Битва на поле Куликовом: видеофильм-М., «Видеостудия 5.История России 20 века видеофильмМ., «Видеостудия «Кварт»
6. Последний император России-М., «Видеостудия «Кварт»
7. Россия на рубеже веков (экономика в начале века) : видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»
8.Социальная структура России на рубеже веков. Русско-японская война :видеофильм-М.,
«Видеостудия «Кварт»
9.Общественное движение на рубеже веков. Образование политических партий: видеофильм-М.,
«Видеостудия «Кварт»
10.1 Мировая война: видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»
11. Россия в 1 Мировой войне: видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»

12.Февральская революция 1917: видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»
16. Октябрьское восстание. Гражданская война : видеофильм-М., «Видеостудия «Кварт»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».