Программа_дополнительного образования

Комитет по образованию Ульчского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза С.В.Руднева
п.Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края

Принята
на заседании Совета школы
МБОУ СОШ п.Де-Кастри
Протокол №1 от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ п.Де-Кастри
_________________ Т.В.Степанова
Приказ № 100 от «30» августа 2023 г.

Образовательная программа
дополнительного образования
на 2023-2024

п.Де-Кастри, 2023

1

Содержание образовательной программы

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель, задачи образовательной программы

5

3.

Учебный план

6

4.

Содержание образовательного процесса

7

4.1

Характеристика дополнительных общеразвивающих программ

9

5.

Особенности организации образовательного процесса

28

6.

Кадровое обеспечение

29

7.

Методические материалы

30

2

1. Пояснительная записка
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных
ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и
культурной адаптации, выходящих за рамки стандарта общего образования.
В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного
образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения
детей и молодѐжи.
Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая
– максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся,
– обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся,
– дает шанс каждому открыть себя как личность,
– налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принцип реального гуманизма,
– активно использует возможности окружающей социокультурной среды,
– побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу,
Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации;
позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет
расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку
удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней
профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую
общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом
компоненте. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле
деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и
привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость
учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников,
позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей
среды. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ученик
действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе создана Образовательная программа дополнительного
образования.
3

Образовательная программа является нормативно-управленческим документом, определяющим общие подходы, принципы, цель,
содержание и организацию дополнительного образования в МБОУ СОШ п.Де-Кастри.
Нормативно-правовой базой Образовательной программы являются:
 Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 03.04.2012).
 Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» (Распоряжение
Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р).
 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г.
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждѐнный Приказом
Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196
 Федеральным Законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»
 Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №
1726-р
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р
 Устав МБОУ СОШ п.Де-Кастри

4

2. Цель и задачи образовательной программы
Дополнительное образование в МБОУ СОШ п.Де-Кастри направлено на формирование единого образовательного пространства с целью
повышения качества образования и реализации процесса становления личности обучающихся в разнообразных развивающих средах.
Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся и развития их
индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
– формирование условий для создания единого образовательного пространства – изучение интересов и потребностей учащихся в
дополнительном образовании;
- разработка и внедрение системы дистанционного обучения учащихся ОДОД на всех ступенях обучения и в условиях карантина.
– расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей, учащихся в объединениях по интересам;
– создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа учащихся среднего и старшего
возраста;
– определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста и интересов;
– развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального опыта;
– создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей,
– воспитания уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в информационном пространстве;
– сохранение психического и физического здоровья учащихся.

5

Учебный план

3.

Учитывая, что дополнительное образование изначально ориентировано на свободный выбор ребенком различных видов деятельности,
развитие его познавательной активности и способностей, МБОУ СОШ п.Де-Кастри оперативно и постоянно реагирует на растущие потребности
личности.
Учебный план реализует основные идеи дополнительного образования:
 свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
 ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
 возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
 единство обучения, воспитания и развития.
Учебный план дополнительного образования МБОУ СОШ п.Де-Кастри
на 2023-2024 учебный год
№

Количество групп

Направленность

1 год

2 год

всего
групп

год и более

Наполняемость групп
1 год

2 год

Всего
детей обслуж

3 год и
более

1

2

2

4

24

21

45

2 Социально-педагогическая

2

4

4

40

87

127

3 Физкультурно-спортивная

5

4

12

98

2

2

48

2

2

19

1

Художественная

4

Техническая

5

Естественнонаучная

6. Туристско-краеведческая

3

50

52

Распределение групп по количеству часов в
неделю

200
48

1 год
2
3

1
1

4

6

2 3

1

1

2 год

3 год и более

4

6 2 3 4 6
1 1
2 2

2 1

5

1 3

2

2

Итого

6

4. Содержание дополнительного образования МБОУ СОШ п.Де-Кастри
Целью дополнительного образования физкультурно-спортивного направления является воспитание и привитие навыков физической культуры
учащихся и, как следствие, формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом,
в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях.
Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
- создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, кпобеде и проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха;
- укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;
- оказание помощи в выработке воли и моральноОбразовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:
 формирование и развитие физических способностей учащихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, в
занятиях физической культурой и спортом;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
 обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся;
 выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся и лиц, проявивших выдающиеся способности;
 профессиональную ориентацию учащихся;
 социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
 формирование общей культуры учащихся.
Научно-педагогической и практической основой построения содержания дополнительного образования в МБОУ СОШ п.Де-Кастри
являются принципы:



принцип гуманизма (содержание образования предполагает утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого
достоинства,внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры);
принцип демократизма (содержание образования предполагает право каждого ребенка на выбор своей траектории развития и участия в
образовательном процессе);
7










принцип развития (содержание дополнительного образования предопределяет и способствует развитию личности обучающихся,
занимающихся в объединениях по интересам, развитию творческого потенциала педагога, развитию образовательной среды. Содержание
дополнительного образования расширяет и углубляет базовые знания школьников, включая в образовательный процесс дисциплины науки и
культуры, как правило, не входящие в базовые учебные планы общеобразовательной организации или существенно их обновляющие);
принцип детоцентризма (содержание образования предполагает приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправного
субъекта образовательного процесса);
принцип дифференциации и индивидуализации (предполагает выявление и развитие склонностей и способностей в различных
направлениях деятельности, развитие детей в соответствии с индивидуальными возможностями и интересами. Содержание дополнительного
образования может быть разноуровневым как для детей одного возраста, но с различным субъектным опытом, так и для детей разного
возраста, но с близким по уровню развитием. Дифференциация содержания обуславливает разные уровни его усвоения);
принцип системности (предполагает преемственность знаний);
принцип сотрудничества (предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых);
принцип природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении
их в различные виды деятельности);



принцип культуросообразности (содержание должно отражать современное состояние науки и культуры, предполагает ориентацию на
единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества);
 принцип технологичности (содержание дополнительного образования включает в себя возможности его усвоения через совокупность
различных форм и способов деятельности);
принцип прогнозируемости (содержание имеет прогнозируемый (ожидаемый) результат, критерии его достижения и способы оценки,
свидетельствующие о его адекватности поставленным целям образования; содержание дополнительного образования – динамичное, гибкое,
вариативное, отражающее развитие каждого ребенка).
Федеральный закон «Об образовании в РФ» не определяет дополнительное образование как действующее в рамках стандартов. Поэтому главным
отправным пунктом формирования содержания дополнительного образования является развитие мотивации детей к познанию и творчеству. В
многопрофильном учреждении невозможно создание такой единой образовательной программы, по которой работают все педагоги и дети.
Поэтому, чтобы обеспечить вариативную составляющую образования, учащимся предоставляется право выбора образовательной деятельности
Содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой,
разработанной и утвержденной МБОУ СОШ п.Де-Кастри. Дополнительные общеобразовательные программы ежегодно обновляются с учетом
развитиянауки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Основным проектируемым результатом освоения образовательной программы МБОУ СОШ п.Де-Кастри является достижение учащимися
знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего самоопределения и самореализации в трудовой, общественной и культурной сферах
деятельности.
8

Адресат Программы
Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 18 лет в свободное вне учебное время. Деятельность по организации дополнительного
образования детей осуществляется на основе дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности. Прием
обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется на основе свободного выбора детьми дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ. Учреждение может реализовывать дополнительные общеразвивающие программы в течение
всего календарного года, включая каникулярное время. Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается 1 сентября и
заканчивается 31 мая текущего года. Во время летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено дополнительными
общеразвивающими программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т.п. Состав обучающихся в этот
период может быть переменным. Деятельность обучающихся может осуществляться в одновозрастных и разновозрастных объединениях по
интересам (клубы, группы, секции, кружки, и другие), а также индивидуально. Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят
от направленности дополнительных общеразвивающих программ и требований СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" .
5. Характеристика дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в МБОУ СОШ п.Де-Кастри
Название
общеразвивающей
программы

Шахматы

Срок
освоения ДОП

1 год

Возраст
обучающихся

7-11

Вид и тип
программы

Краткое содержание,
цель

Ожидаемые результаты

Физкультурно-спортивная направленность
Обучение
Программа
занятий
по
шахматам
Дополнительная
принципам предусматривает усвоение основ знаний по
общеобразовате учащихся
шахматной
игры, теории и практике игры в шахматы. В творческом
льная
воспитание
у
них отношении систематические занятия по данной
общеразвивающ
интереса и любви к этой программе должны приблизить начинающего
ая программа
игре,
подготовка шахматиста к умению мысленно рассуждать,
воспитанников
к анализировать, строить на шашечной доске
дальнейшим
ступеням остроумные комбинации, предвидеть замыслы
развития.
партнера.

9

Цель программы –
организация
полноценного
досуга
учащихся через обучение
игре
в
шахматы,
формирование
у
учащихсяцелостного
представления
о
шахматах и шахматной
игре.

Шахматы

1 год

12-17

Дополнительная
общеобразовате
льная
общеразвивающ
ая программа

Баскетбол

11
лет

7-17

Дополнительная
Основная цель
общеобразовате
программы - реализация
льная
тренировочного процесса
общеразвивающ
на этапах многолетней
ая программа
спортивной подготовки,
конечной целью которой
является включение
выпускников школ в
составы команд среднеспециальных и высших
образовательных
учреждений.

Создание условий для развития и укрепления
интеллектуального здоровья детей посредством
приобщения
к
регулярным
занятиям,
формирование навыков здорового образа жизни,
воспитания физически и духовно современной
личности. Знакомство с данным видом спорта, с
правилами игры, с техникой, с тактикой, с
правилами судейства и организацией проведения
соревнований.
Баскетбол - командный вид спорта. Участие в
соревнованиях помогает юным баскетболистам
совершенствоваться
в
мастерстве.
Однако
реализация
физических
качеств
должна
осуществляться в зависимости от возрастных
особенностей. Это положение непосредственно
связано с индивидуализацией подготовки юных
игроков.
В
баскетболе
индивидуализация
осуществляется по нескольким критериям: по
возрасту,
полу,
игровому
амплуа,
антропометрическим признакам, биологическому
созреванию. И нельзя требовать от детей больше,
чем они могут выполнить на данном возрастном
этапе. Особенно это касается соревновательной
деятельности,
которая
строится
на
основе
технического
и
тактического
мастерства.
Необходимым
условием
совершенствования
соревновательной
деятельности
юных
баскетболистов является использование спортивного
инвентаря и оборудования, отвечающего их возрасту
и физическому развитию. Это позволит вести
совершенствование приемов и действий с первых шагов
обучения в режиме, близком к соревновательному

.
10

Кукольный театр

Танцы

1 год

3 года

11-17 лет Дополнительная
общеобразовате
льная
общеразвивающая
программа

7-11

Дополнительная
общеобразовате
льная
общеразвивающ

Цель
занятий
в
кукольном
театре:
развитие творческих
способностей детей
средствами
кукольного
театрального
искусства.

Цель программы знакомство детей с
особенностями танца,
умение работать в

Программа «Кукольный театр» адаптирована
МБОУ СОШ п. Де-Кастри, разработана с учетом
требований
федерального
образовательного
стандарта начального общего образования второго
поколения,
направлена
для
реализации
общекультурного направления по ФГОС по
лицензии и рассчитана для занятий с детьми
школьного возраста. Программа направлена на
развитие творческой личности и создание условий
для еѐ самореализации. Основная театрализованная
деятельность этой программы – это хорошая
возможность раскрытия творческого потенциала
ребенка, воспитания творческой направленности
личности.
Кроме
того,
коллективная
театрализованная деятельность направлена на
целостное воздействие на личность ребенка, его
раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя
при этом все имеющиеся у него возможности; на
самостоятельное творчество; развитие всех ведущих
психических
процессов.
Способствует
самопознанию, самовыражению личности при
достаточно высокой степени свободы; создает
условия для социализации ребенка, усиливая при
этом его адаптационные способности, корректирует
коммуникативные отклонения; помогает осознанию
чувства удовлетворения, радости, значимости,
возникающих в результате выявления скрытых
талантов и потенций.
Обучающие:
- ознакомить с историей танца
- обучить основным элементам и движениям
- обучить работе с дополнительными
предметами
11

ая программа

группах, создавать новый
творческий продукт и
изучение техники
импровизации. Новизна
программы состоит в
следующем: программа
ориентирована не только
на обучение детей
техникам, но и на
развитие ощущения себя
в пространстве, танце, в
группе с другими
ребятами. Также
большое внимание
уделяется пониманию
работы собственного
тела во время
выполнения упражнений.

-

способствовать развитию импровизации

Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки
подростка, умение работать в
команде/парах
- развивать творческих способностей
- развивать физическую форму детей (сила,
гибкость, балансирование)
- развивать умение выступать на сцене и
представлять себя публике
Воспитательные:
- воспитание художественного вкуса и его
развитие
Личностные образовательные результаты
•
навыки танцевальной деятельности сольно,
в паре с партнером, в ансамбле;
•
овладеют основами личной гигиены и
здорового образа жизни;
•
у детей разовьются чувство ритма,
музыкальный слух, память, внимание, умение
согласовывать движения с музыкой;
•
дети станут обладать пространственной
координацией. Научатся проявлять
доброжелательное отношение друг к другу,
гендерную толерантность, уважительное

12

Будущее
за тобой

1 год

11-17

Дополнительная
общеобразовате
льная
общеразвивающ
ая программа

Цель:
формирование
готовности
к
профессиональному
самоопределении
(далее
–
ГПС)
обучающихся
6–11
классов МБОУ СОШ
п. Де-Кастри.

Рабочая
программа
разработана
с
целью
реализации
комплексной
и систематической
профориентационной
работы
для
обучающихся 6-11 классов на основе
материалов Всероссийского Проекта «Билет в
будущее» (далее проект). Проект реализуется
в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребенка», национального проекта
«Образование».

13

Цель
способствовать
формированию
у
учащихся
активной
гражданской позиции и
умения осуществлять
нравственный
выбор
для
способности
адаптации
в
современном
мире
через
приобщение
подростков к духовноисторическим
ценностям и развитие
информационной
культуры школьников
средствами музейной
педагогики.

Школьный
музей

1 год

10 -17

Дополнительная
общеобразовате
льная
общеразвивающ
ая программа

Робототехника

1 год

12-14

Дополнительная Цель
программы –
общеобразовате  заложить
основы
льная
информационной
общеразвивающ компетентности
ая программа
личности, т.е. помочь
обучающемуся
овладеть
методами
сбора и накопления
информации,
современных
технологий,
их

осмыслением,
обработкой
и
практическим
применением
через

Подготовка к школе проводится в игровой
форме, в атмосфере доброжелательности, что
позволит ребенку избежать стресса. Задания
подобраны
с
учетом
индивидуальных
особенностей детей и создают ситуации успеха
для них. День за днем ребенок будет
самостоятельно делать «открытия» и активно
участвовать в обучении. В ходе реализации
программы у детей через творчество, умение
придумывать, создавать новое наилучшим
образом
формируется
личность
ребенка,
развивается
его
самостоятельность
и
познавательный мир. Таким образом, во время
работы школы будущего первоклассника,
происходит не только знакомство учителя и
ученика, но и решается главная задача
программы:
сокращение
адаптационного
периода при поступлении ребенка в школу.
Изучения
робототехники
имеет
политехническую направленность – дети
конструируют
механизмы,
решающие
конкретные задачи. Лего – технология на
основе конструктора Mindstorms EV3 позволяет
развивать навыки конструирования у детей
всех возрастов, поэтому школы, не имеющие
политехнического профиля, остро испытывают
потребность в курсе робототехники и любых
других
курсах,
развивающих
научнотехническое творчество детей.
Процесс освоения, конструирования и
программирования роботов выходит за рамки
целей и задач, которые стоят перед средней
школой, поэтому курс «Образовательная
14

урочную, внеурочную
деятельность, систему
дополнительного
образования, в том
числе с закреплением
и расширением знаний
по английскому языку
(билингвальная
робототехника);
Лыжи

1 год

9-15 лет

Дополнительная
общеобразовате
льная
общеразвивающая
программа

робототехника»
является
инновационным
направлением в дополнительном образовании
детей.

Занятия лыжным спортом компенсируют
Цели программы
двигательную
активность
«Лыжная подготовка»: недостаточную
современных подростков, играют большую роль в
профилактике многих заболеваний, повышают
формирование
возможности
организма,
компетентности
в функциональные
повышают работоспособность. Принести полное
физкультурнозанятия
лыжным
спортом
оздоровительной
и удовлетворение
спортивно
– могут только тогда, когда лыжник в полной мере
владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска
оздоровительной
с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо
деятельности,
творческого опыта в осваивают технические приемы дети и подростки.
индивидуальных
и Правильные и рациональные движения сохраняются
коллективных формах в последствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо
учебно-тренировочная
работа
занятий физкультурой организованная
способствует
успешной
подготовке
юных
и спортом;
укрепление здоровья и спортсменов - лыжников.
повышение
уровня
физического
развития
обучающихся.

15

Волейбол

1 год

10-14

Дополнительная
общеобразовате
льная
общеразвивающая
программа

Цель программы:
содействие физическому
развитию детей и
подростков, обучение
знаниям, умениям и
навыкам игры в волейбол.

Данная программа направлена на формирование,
сохранение и укрепление здоровья учащихся, в еѐ
основу положены культурологический и личностноориентированный подходы. Программа «Волейбол»
носит образовательно-воспитательный характер и
направлена на осуществление следующих целей:
укрепление здоровья, физического развития и
подготовленности; воспитание личностных качеств;
освоение и совершенствование жизненно важных
двигательных навыков, основ спортивной техники
избранного вида спорта.
Занятия волейболом способствуют развитию
и совершенствованию у занимающихся основных
физических качеств – выносливости, координации
движений,
скоростно-силовых
качеств,
формированию различных двигательных навыков,
укреплению здоровья а также формируют
личностные качества ребенка: коммуникабельность,
волю,
чувство
товарищества,
чувство
ответственности за свои действия перед собой и
товарищами. Стремление превзойти соперника в
быстроте действий, изобретательности, меткости
подач, чѐткости удара и других действий,
направленных на достижение победы, приучает
занимающихся мобилизовывать свои возможности,
действовать с максимальным напряжением сил,
преодолевать трудности, возникающие в ходе
спортивной борьбы.
Соревновательный
характер
игры,
самостоятельность тактических индивидуальных и
групповых действий, непрерывное изменение
обстановки, удача или неуспех вызывают у
играющих проявление разнообразных чувств и
переживаний. Высокий эмоциональный подъем
16

поддерживает постоянную активность и интерес к
игре.

Волейбол

12-17

2 года

Дополнительная
общеобразовате
льная
общеразвивающ
ая программа

Цель
программы:
содействие физическому
развитию
подростков,
обучение
знаниям,
умениям и навыкам игры
в волейбол.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Волейбол» направлена на развитие личности
ребенка, формирование навыков здорового образа
жизни, привлечение учащихся к систематическим
занятиям физической культурой.
Игра в волейбол является интересной и физически
разносторонней, в которой развиваются все
необходимые для здорового образа жизни качества
(выносливость, быстрота, сила, координация
движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а
также формируются личные качества игрока
(общительность,
воля,
целеустремленность,
умение работать в команде). В результате освоения
программы, учащиеся получат основы знаний о
здоровом образе жизни, о влиянии занятий
волейболом на организм человека; изучат основы
техники игры, тактические приемы волейбола;
будут уметь применять на практике основные
технические приемы волейболиста.
Волейбол, как и многие другие виды спорта,
требует развития определенных физических
качеств,
необходимых
для
повседневной
17

жизнедеятельности. Волейбол позволяет решить

18

Волейбол

4 года

7-11

Дополнительная
общеобразовате
льная
общеразвивающ
ая программа

Цель: создание условий
для развития физических
качеств, личностных
качеств,
овладения
способами оздоровления
и укрепления организма
обучающихся
посредством
занятий
волейболом.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Волейбол»
направлена на развитие личности ребенка,
формирование навыков здорового образа жизни,
привлечение
учащихся
к
систематическим
занятиям физической культурой.
Занятия волейболом способствуют развитию и
совершенствованию у занимающихся основных
физических качеств – выносливости, координации
движений,
скоростно-силовых
качеств,
формированию различных двигательных навыков,
укреплению здоровья, а также формируют
личностные
качества
ребенка:
коммуникабельность, волю, чувство товарищества,
чувство ответственности за свои действия перед
собой и товарищами. Происходит повышение
концентрации
внимания,
повышение
психологической устойчивости к физическим
нагрузкам. Стремление превзойти соперника в
быстроте действий, изобретательности, меткости
подач, чѐткости удара и других действий,
направленных на достижение победы, приучает
занимающихся мобилизовать свои возможности,
действовать с максимальным напряжением сил,
преодолевать трудности, возникающие в ходе
спортивной борьбы.
Соревновательный
характер
игры,
самостоятельность тактических индивидуальных и
групповых действий, непрерывное изменение

19

обстановки, удача или неуспех вызывают у
играющих проявление разнообразных чувств и
переживаний. Высокий эмоциональный подъем
поддерживает постоянную активность и интерес к
игре.
Эти
особенности
волейбола
создают
благоприятные условия для воспитания у
обучающихся умения управлять эмоциями, не
терять контроля за своими действиями, в случае
успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не
падать духом.
Туризм

13-17
1 год

Дополнительная
общеобразовате
льная
общеразвивающ
ая программа

Цель
программы:
формирование
устойчивого интереса к
туризму и приобщение к
здоровому,
активному
образу жизни.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Туризм»
направлена на создание условий для физического
развития, а также развития коммуникативных,
лидерских, морально-волевых, спортивных качеств
личности каждого учащего.
К концу обучения, учащиеся будут:
- владеть базовыми теоретическими знаниями в
сфере пешеходного, горного, водного, лыжного
туризма, что позволит им в дальнейшем сдать
нормативы
инструктора
детско-юношеского
туризма;
- уметь работать самостоятельно, приобретут
навыки самостоятельной подготовки и совершения
в качестве участников спортивного похода II
категории сложности, защиты этого похода на
отчѐтной конференции.
20

- иметь навыки, необходимые для участия в
районных,
городских
и
всероссийских
соревнованиях по спортивному туризму на

Школа будущего
первоклассника

1 год

6-7

Дополнительная
общеобразовате
льная
общеразвивающ
ая программа

Подготовка к школе проводится в игровой форме, в
Цель
программы: создание
атмосфере доброжелательности, что позволит
условий для успешной
ребенку избежать стресса. Задания подобраны с
адаптации детей к новым учетом индивидуальных особенностей детей и
условиям и разносторонней создают ситуации успеха для них. День за днем
подготовки детей
ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и
дошкольного возраста к
активно участвовать в обучении. В ходе реализации
обучению в
программы у детей через творчество, умение
образовательной
придумывать, создавать новое наилучшим образом
организации.
формируется личность ребенка, развивается его
самостоятельность и познавательный мир. Таким
образом, во время работы школы будущего
первоклассника, происходит не только знакомство
учителя и ученика, но и решается главная задача
программы: сокращение адаптационного периода
при поступлении ребенка в школу.

21

Ватная игрушка

1 год

10-16

Дополнительная
общеобразовате
льная
общеразвивающ
ая программа

Цель
программы:
увлечь воспитанников
художественным
творчеством, показать
красоту окружающего
мира через творчество,
способствовать
воспитанию культуры
чувств,
развитию
художественноэстетического
вкуса,
трудовой и творческой
активности,
способствовать
творческой
самореализации
личности.

Самозанятость

3 года

15-17
лет

Дополнительная
общеобразовате
льная
общеразвиваю
щая программа

Цель
программы:
повышение
интереса
обучающихся
к
профориентации

Актуальность программы заключается
в художественно-эстетическом воспитании
детей, в формировании их духовной
культуры в свете реалий современного мира,
в практической значимости, в развитии
творческих начал в человеке, так как именно
это качество в человеке является движущей
силой
современного
общественного
развития,

Данная программа - это помощь учащимся
в
получении
знаний,
позволяющих
ориентироваться в вопросах практической
экономики, в формировании у них ценностносмысловой, общекультурной, коммуникативной,
социально-трудовой
компетентности
и
компетентности
личностного
самосовершенствования.
Программа направлена на получение
учащимися
знаний
в
сфере
предпринимательской деятельности.
Программа позволяет поставить учащихся
в такие условия, когда каждый обучающийся
сможет разобраться в том, что такое
конкуренция, механизм функционирования
предприятий,
осмыслить
принципы
22

взаимоотношений
с
хозяйствующими
партнерами,
научиться
характеризовать
юридические аспекты предпринимательской
деятельности.

Юнармия

10 лет

8-17
лет

Дополнительная
общеобразовате
льная
общеразвиваю
щая программа

Цель программы:
создание условий,
способствующих
патриотическому,
физическому,
интеллектуальному и
духовному развитию
личности юного
гражданина России, его
лидерских качеств.

Военно-патриотический отряд «Юнармия
Де-Кастри»
является
добровольным
объединением учащихся с общими интересами,
созданное для проведения совместных занятий и
совместного досуга учащихся с целью их
разностороннего развития и для массового
привлечения школьников к участию в ВДЮ
ВПОД «ЮНАРМИЯ».

23

Формы обучения
При реализации дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности допускается сочетание различных
форм получения образования и форм обучения. С учетом потребностей, возможностей обучающегося и в зависимости от объема обязательных
занятий педагога дополнительного образования с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной (дистанционной) форме.
Дополнительная общеразвивающая программа может реализовываться как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. При реализации
дополнительных общеобразовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение. Также может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная
на модульном принципе представления содержания программы и построения учебных планов.

Организационно-педагогические условия
Режим работы
Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебного года, количество учебных недель, дней и часов; режим занятий.
Календарный учебный график составляется с учетом проведения во время каникулярного времени экспедиций, поездок, походов, учебнотренировочных сборов, профильных лагерей, летних школ др. По программам, предусматривающим полевые выезды, практики, походы,
выезды в детские оздоровительные лагеря, учебный год заканчивается по окончании выездов.
В школе шестидневная рабочая неделя для всех учащихся. Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся
после окончания основного учебного процесса. Продолжительность занятий составляет 45 минут (1 академический час), количество часов в
неделю
определяется программой.
Ресурсная база для реализации программ
Материально-техническое обеспечение
Группы дополнительного образования занимаются в школьных кабинетах, спортивных залах. Материалы,инструменты и другое необходимое
оборудование имеется и приобретается за счет бюджетных средств.
24

Здание МБОУ СОШ п.Де-Кастри приспособлено для реализации программ дополнительного образования. В составе инфраструктуры МБОУ
СОШ п.Де-Кастри:
19 учебных классов, в том числе три кабинета «Точка роста»;
2 спортивных зала (большой и малый)
Спортивный стадион
3 теннисных стола для настольного тенниса
Учебные кабинеты оснащены компьютерами, видео- и аудиоаппаратурой, проекторами, интерактивными досками, множительной и
копировальнойтехникой.
Ожидаемые результаты освоения программы
- Создание в школе единой системы дополнительного образования, которая будет способствовать свободному развитию личности каждого
ученика;
-Самореализация учащихся в сфере дополнительного образования,
раскрытие творческого потенциала;
- Осуществление тесного взаимодействия с родителями через уважение и ценности семьи и общества.
- Расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей, обучающихся в объединениях по интересам:
• Л и ч н о с т н ы е (способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, ценностно- смысловые установки
обучающегося)
• М е т а п р е д м е т н ы е (познавательные, регулятивные,
коммуникативные)
• П р е д м е т н ы е (опыт специфической для данной предметной
области деятельности по получению нового знания)
-Увеличение числа обучающихся, достигающих высоких результатов в
определенных видах деятельности;
-Целенаправленная организация свободного времени большинства
обучающихся лицея;
-Создание условий для привлечения родителей к организации и
25

проведению кружков, секций;
.С и с т е м а представления результатов воспитанников
-Участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях школьного,
муниципального, регионального и федерального уровня;
-Презентации итогов работы объединений;
-Создание презентаций своих объединений;
Д о п о л н и т е л ь н о е образование создает возможности для сочетания элементов учебной деятельности с "клубными" формами жизни. А тем
самым - условия для личностного роста, особенно - в подростковом возрасте.

26

В следующем году необходимо координировать работу групп продленного дня
таким образом, чтобы все учащиеся могли посещать кружки и секции
Показатели выполнения Программы
1. Повышение процента охвата учащихся дополнительным образованием (от общего количества учащихся)
2. Удовлетворение потребности учащихся в организации кружковой деятельности в ОУ
3. Увеличение доли (от общего количества) учащихся, принявших участие в реализации социально-образовательных проектов
4. Реализация социальных проектов в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами
5. Увеличение доли детей, подростков, молодежи, регулярно занимающихся физической культурой и спортом
6. Рост числа участвующих в мероприятиях, обозначенных календарным планом проведения физкультурно- оздоровительных и спортивномассовых мероприятий
7. Удовлетворенность родителей качеством работы педагогов дополнительного образования
8. Активная работа на сайте ОУ, отражающая весь спектр дополнительного образования представленного в школе

Р а з в и т и е системы дополнительного образования:
1. Исследование потребностей родителей и детей в направлениях дополнительного образования (апрель)
2. Создание комплекса диагностики детей и консультирование родителей по выбору направлений развития детей (октябрь - ноябрь)
3. Открытие новых направлений дополнительного образования (сентябрь)
Для оценки организации дополнительного образованияиспользуются три группы показателей:
1. первая группа характеризует результаты дополнительного образования,
2. вторая - основные условия для их реализации,
3. третья – наличие условий для развития дополнительного образования.
Оценка результатов может проводиться по показателям:
• охват обучающихся (% от общего количества) дополнительнымобразованием в своем общеобразовательном учреждении,
• количество и результаты обучающихся, участвующих в конкурсах, смотрах, соревнованиях.
• количество и результативность участия в предметных олимпиадах.
• уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ПДН ОВД и внутришкольном учете

27

• рост количества обучающихся, посещающих объединения, среди детей группы
«риска»
• рост количества обучающихся, принимающих участие в КТД
Оценка основных условий для дополнительного образования может проводиться по показателям:
• количество программ дополнительного образования детей в школе и повозрастным группам обучающихся,
• наличие квалифицированных преподавателей

О ц е н к а условий для развития дополнительного образования осуществляется по наличию программ дополнительного образования, как
часть общей программы развития образовательного учреждения.
Должно быть обеспечено разнообразие программ дополнительного образования и охвачены все возрастные группы обучающихся.

5. Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс в системе дополнительных образовательных услуг в МБОУ СОШ п.Де-Кастри организуется на бюджетной
основе
Организация образовательного процесса, продолжительность и сроки обучения в объединениях регламентируется дополнительными
общеобразовательными программами физкультурно-спортивной направленности, учебными планами, расписанием занятий. Деятельность
обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам.
Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально, всем составом объединения (в зависимости от специфики объединения,
содержания программы).
Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, продолжительность занятий зависят от дополнительных
общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом – учебно-производственным планом. Каждый учащийся имеет
право заниматься в нескольких объединениях, но количество часов занятий в неделю не должно превышать норм, прописанных в СанПин.
Формы проведения занятий как традиционные, так и нетрадиционные. Особенности организации образовательного процесса, условия
образовательного процесса, особенности режима занятий, выезды, прописываются в дополнительных общеобразовательных программах и
озвучиваются учащимся и родителям до начала занятий, при знакомстве с программой.
МБОУ СОШ п.Де-Кастри предлагает учащимся свободный выбор дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в
соответствии с их интересами, склонностями, способностями.

28

Кадровое обеспечение выполнения программы

6.

Кадровая политика в сфере дополнительных образовательных услуг заключается в координации деятельности по определению
образовательных потребностей педагогов, подготовки их деятельности в дополнительном образовании, в разработке новых программ и в
апробации различных форм образовательной деятельности.
Общая характеристика педагогического коллектива,
реализующего дополнительные образовательные услуги
Всего

Из них
постоянные
работники

Из них внутренние
совместители

Администрация

2

2

2

Педагоги доп.образования

10

10

10

12

12

12

Категория педагогических
работников

Всего

29

Методические материалы
К образовательной общеразвивающей программе создан учебно-методический комплекс, представляющий собой совокупность
систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса и обеспечивающих результативное освоение
обучающимися данной программы.
Достижению качества организации образовательного процесса способствуют:
 учебные и методические пособия, рекомендации, разработки,
 электронные образовательные ресурсы: учебные фильмы, презентации,
 наглядный материал,
 раздаточный материал,
 дидактический материал,
 картотека Интернет-сайтов,
 памятки, инструкции, советы,
 словари и справочники,
Перечень учебных пособий, используемых при реализации программ дополнительного образования в МБОУ СОШ п.Де-Кастри
1. Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.
2. Кереман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» М.: Просвещение, 1989г.
3. «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005 г.
4. «Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2
издание исп. М.: ВЫАКО, 2005 г
5. Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград.
Учитель, 2008 г
6. Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель, 2004 г
7. Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс, 2006 г
8. Шарова Ю.Н., Василькова Т.Я. , Зуева Е.А. «Новгородские традиционные игры» Великий Новгород, Центр творческого развития
игуманитарного образования «Визит», 1999 г
9. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. - М.: ФиС, 1972;
10. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. - М.: ФиС, 1980, 1982;
11. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. - М.: ФиС, 1980;
12. Панов В. Шахматы для начинающих. - М.: ФиС, 1955;
13. Шахматы детям. - СПб.: Респекс, 1994;
30

14. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997;
15. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981;
16. Спутник шахматиста: Справочник/В.П. Елесин, Б.М. Волков, А.И.Крюков. - М.: Воениздат, 1992;
17. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР», 1997;
18. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.: Наука, 1983;
19. Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.: Наука, 1975.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».