ДОП школьный музей

МИНИТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
МБОУ СОШ л. Де-Кастри
682429 п. Де-Кастри , Ульчского района, Хабаровского края, ул. Горная 6, т. 56-4-74.
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
__________________________
Павленко Е.Ю.
Протокол №1
от «30» 08 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по ВР
__________________________
Богословская Л.А..

Протокол №1
от «30» 08. 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________________________
Степанова Т.В.
Приказ
от «30» 08.2023 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»

на 2023/2024 учебный год

Направленность: Туристско-краеведческая
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 10-17 лет (5-11 классы)
Составитель: Прощаева Е.Е.., руководитель кружка

п. Де-Кастри, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Программа кружка «Школьный музей» составлена на основе нормативно-правовых и инструктивно-методических
документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р.;
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Письмо Министерства образования № 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г. О деятельности музеев образовательных
учреждений.
- «Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей)» (приказ от 10.06.2022 № 309-ос);
- «Положением о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся»
(приказ от 30.08.2021 № 412-ос);
- Рабочей программой воспитания МБОУ СОШ п.Де-Кастри;
- с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (САНПИН
2.4.2.2821-10).
Направленность программы - туристско-краеведческая.
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Школьный музей» в
рамках учебно-воспитательного процесса.
Актуальность
В современном мире музей, зарекомендовавший себя как полифункциональный социокультурный институт, обладает
широкими возможностями для формирования и самореализации высоконравственной личности. Музейная сеть представлена
различными его видами: от классических профильных презентационных музеев до «живых» музеев, охватывающих
значительные территории и воссоздающих целостные образы природы, истории и культуры.

2

Основные новации, кардинально изменившие музей, приходятся на конец XX столетия. Это время ознаменовалось
новшествами в экономической и политической сферах, повлиявшими и на общую культурную ситуацию. Среди факторов,
способствовавших активизации музейного дела можно отметить:
- демократизацию и деидеологизацию общества, способствовавших развитию культуры повседневности («низовой
культуры») как альтернативы официальной культуре и обращению к человеку как главной фигуре музейной коммуникации
(антропологизация музея);
- глобализацию экологического кризиса, стимулировавшего рост музейного наследия;
- НТР и возникновение информационного общества с особой значимостью образования, приведшие к изменению роли
музея: от хранителя и интерпретатора к новому каналу культурной (музейной) коммуникации;
- разнообразие и единство современного мира, отразившиеся в поиске новых моделей музея и параллельном развитии
национальной идеи и интернационализации музееведения;
- формирование рыночной экономики, не только создавшей сферу музейного менеджмента, но и
переориентировавшей музей на интерес к случайному посетителю и, как следствие этого, возникновение музейной
педагогики и музейной социологии, трансформировавшей музееведение как вспомогательную дисциплину в
междисциплинарное направление - музеологию.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель
современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их
всестороннего развития является внеурочная деятельность, а школьный музей становится центром формирования
гражданственности и патриотизма.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями
формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно
только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и
эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный
социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в
воспитании личности.
Новизна
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, поселка, района, края,
музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются
патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные
ценности.
3

Отличительные особенности программы
Отличие программы «Школьный музей» от аналогичных программ историко-краеведческой направленности
(проанализированы программы Осокиной Е. И. «Шаги в прошлое», Е.С. Дроздовой «Школьный музей») заключается в том
что:
1 Программа включает в себя тематические модули, направленные на изучение истории родного края, формирование
базовых навыков по работе в музее. Содержание программы имеет концентрическое построение, где в каждом модуле
реализуется концептуальная идея восхождения воспитанников от познания культуры и истории близкого окружения (семья,
школа, поселок) как части малой родины, через музейно-краеведческую деятельность, объектом которой является родной
Хабаровский край, Ульчский район, п. Де-Кастри, к большой Родине - России.
2 Программа предполагает использование проектной и исследовательской деятельности:
- разработка экскурсии, сбор материала и оформление тематической музейной экспозиции, защита
- исследовательского проекта и другие.
3 Результаты освоения программы ориентированы на ФГОС 2 и 3 поколения и предполагают мониторинг конкретных
результатов на трѐх уровнях: предметном, метапредметном, личностном.
4 Программа имеет интегративный характер. Она соединяет в равной мере обществоведческие, исторические знания,
сочетает в себе региональный и национально-культурный компоненты, экскурсионно-массовую, туристическую и
исследовательскую деятельность. Основной формой организации образовательного процесса является экскурсия.
Педагогическая целесообразность
Занятия в кружке «Школьный музей» приобщает учащихся к национальной и мировой культурной традиции, а
богатый практический опыт музея поселка, библиотек п. Де-Кастри и непосредственное участие в жизни школьного музея
помогают школьникам на основе знания, опыта, чувства гордости за наследие Родины стать достойными гражданами,
патриотами и нравственными людьми, а возможно и осуществить свой профессиональный выбор.
Содержание и формы работы учащихся способствуют активизации личностного потенциала школьников,
приобретению ними социального опыта, подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Адресат программы
Программа рассчитана на школьников 10-17 лет (5-11 классы). К освоению дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы допускаются все дети без исключения, неимеющие медицинских противопоказаний для
занятий данным видом деятельности.
Группы могут быть смешанными, разновозрастными, но при их формировании и в образовательном процессе
обязательно учитываются возрастные, физические и психологические особенности детей.
4

Объем и срок освоения
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объѐме 122 часа.
Уровень программы
Уровень программы – стартовый.
Форма образования: очная.
Особенности организации образовательного процесса
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы дополнительного образования «Музейное
дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной, авторских элективных курсов И.И. Еременко «По дороге их храма муз», «Основы
исследовательской деятельности».
Программа предназначена для ведения краеведческой деятельности через работу школьного музея в рамках учебновоспитательного процесса.
Режим деятельности
Общая продолжительность обучения составляет 122 часа – 3,6 часа в неделю.
.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель курса - способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции и умения осуществлять
нравственный выбор для способности адаптации в современном мире через приобщение подростков к духовно-историческим
ценностям и развитие информационной культуры школьников средствами музейной педагогики.
Основными задачами курса являются:
- образовательные: расширить и углубить знания по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с
материалами музея;
- личностные: воспитать гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев,
ощущение своих корней, преемственность поколений, ответственность за судьбу своего народа и его культуры,
формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции;
-метепредметнве: приобщить школьников к исследовательской деятельности, развить познавательный интерес к
изучению истории и культуры.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОРАММЫ
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность,
самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих
воспитательную и познавательную ценность. Музей является центром военно-патриотического, гражданского,
этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы.
5

Воспитательный потенциал школьного музея реализуется по различным направлениям:
• работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и
привитие вкуса к общению с музейными ценностями;
• развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;
• воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности через активизацию исследовательской
деятельности и участие в конкурсном движении;
• использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме проектов;
• активизация гражданской позиции через участие в Совете музея.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I год обучения

1

Вводное занятие

2

2

Музееведение

35

34

3

Краеведение

5

17

6

Формы
организации
занятий

Всего

Практик
а

Темы
Теория

№
п/п

2

Лекция, беседа,

69

Лекция, беседы,
практическая работа

22

Лекция, беседы,
практическая работа,
экскурсия по городу

Формы
аттестации
(контроля)
Устный опрос
Устный опрос,
тестовые задания,
игра, практическая
работа, подготовка
презентаций,
экскурсия, зачѐт
Устный опрос,
практическая
работа, беседа,
сообщение,
экскурсия

4

Поисково-исследовательская деятельность

5

12

17

Лекция, беседы,
практическая работа,
подготовка презентаций

5

Проектная деятельность

3

7

10

Лекция, беседы,
практическая работа

6

Итоговое занятие

-

2

2

-

ИТОГО:

50

72

Устный опрос,
практическая
работа, беседа.
Защита работ
Устный опрос,
практическая
работа, беседа,
реферат
Защита научноисследовательских
работ

122

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
I. Введение (2 час)
Теория (2 часа): Школьный музей как организационно–методический центр музейного движения в школе и поселке.
Участие учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах. Инструктаж по ТБ.
II. Музееведение (69 часов)
РАЗДЕЛ 1. Основы музейных знаний (9 часов)
2.1. 1. Цели и задачи курса (1 час)
Теория. (1 час) О чѐм будет рассказывать школьный музей. Цели, задачи, участники музейного движения. История,
традиции, достижения, перспективный план работы творческого объединения, музея.
История музейного дела (2 часа)
Теория. (1 час) Понятие музея. История возникновения музеев. Художественное коллекционирование в XVII веке.
Рождение науки музеографии. Формирование концепции публичного музея. Музеи и общества в России.
Коллекционирование в России конца XVIII-первой половины XIX веков. Первые учреждения музейного типа. Классификация
музеев. Словарь музейных терминов. Музейное пространство.

7

Практика (1 час) Выполнение теста «Музей - это…». Подготовка творческих заданий «Музей будущего», «Мой
музей».
Знаменитые музеи мира (2 часа)
Теория (1 час) Музеи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Эпоха Просвещения. Естественно-научные
кабинеты XVI-XVII веков. Эпоха модерна. Лувр (Париж). Британский музей (Лондон). Прадо (Мадрид). Мюнхенская
пинакотека (Мюнхен). Музей Д´Орсэ (Париж). Музей мадам Тюссо. (Лондон). Дрезденкая галерея (Дрезден). Музей сказок
«Юнибаккен» (Стокгольм). Галерея Уффици (Флоренция). Музей Ватикана. Виртуальные экскурсии по современным музеям.
Практика (1 час) Составление и решение кроссворда «Величайшие музеи мира». Подготовка эссе по истории музеев
мира. Игра «Хранитель прошлого – музей».
У истоков музеев России (2часа)
Теория (1 час) Начало коллекционирования древностей. Кунсткамера, история возникновения, особенности
экспозиции. Коллекционеры древностей и памятников искусства в XVIII- XIX веках. Научные общества и музеи в XIX веке.
Создание крупных публичных музеев (Русский музей). Музеи в советское время. Государственная музейная сеть и еѐ
современное состояние.
Практика (1 час) Представление домашних коллекций учащихся. Выполнение тестовых заданий «Музеи России».
Музеи г.Хабаровска (2часа)
Теория (1 час) Истории создания музеев г. Хабаовска. Виртуальные экскурсии по музеям. Роль музеев в сохранении и
освоении культурного наследия.
Практика (1 час) Выполнение тестовых заданий «Музеи г. Хабаровска». Выполнение творческих заданий.
Раздел 2. Источники и материалы для музейных работ (9 часов)
Работа с историческими источниками (2 часа)
Теория (1 час) Работа в школьной, поселковой библиотеках, музее. Встречи с участниками исторических событий,
работниками музеев. Работа с историческими источниками.
Практика (1 час) Работа с книгами и брошюрами по изучаемой теме, прослушивание воспоминаний участников
исторических событий.
Школьный музей и его разделы. Наследие в школьном музее(3 часа)
Теория (1час): Школьный музей и его разделы:
1. Из истории школы.
2.Сыны Отчизны (о героях СВО).
3.Огненный выпуск 1941 года.
4. «Учитель, перед именем твоим…».
8

5. Они учились в нашей школе.

Теория (1час): Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и
название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные
документы школьного музея.
Практика (1час) Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя
школьного музея, формирование рабочих групп. Игра-практикум «Разработка структуры музейного собрания». Работа с
инвентарной книгой школьного музея.
История п. Де-Кастри (2 часа)
Теория (1час) История местности. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории
п. Де-Кастри в контексте истории развития ДВ, государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного
края.
Практика (1час) Подготовка презентаций.
О творчестве наших земляков (2 часа)
Теория (1час) Знакомство с творчеством наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов.
Практика (1час) Литературная гостиная. Презентации, проекты о знаменитых людях Ульчского района.
Раздел 3. Научная организация музейных фондов (23 часа)
Функции школьного музея ( 1 час)
Теория (1час). Полифункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет, детский клуб,
общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и
обучающихся; способ документирования истории родного края; форма сохранения и прдставления материальных и духовных
объектов наследия; школа профессиональной ориентации.
Организация школьного музея (2 часа)
Теория (1 час). Формы деятельности школьного музея: музей-клуб, музей-театр,и др. Документы регламентирующие
работу школьного музея. «Примерное положение о музее образовательной организации» - основной документ,
регламентирующий деятельность школьного музея. Понятие «профиль» и «тематика музея». Сущность и специфические
особенности школьных музеев разного профиля. Совет школьного музея, распределение обязанностей среди его членов, актив
музея. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции.
Организация учѐта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и
световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов. Что нельзя хранить в школьном музее. Сущность понятия
«домашний музей». Семейный архив, фотоальбом: фотографии и документы родственников, участников войны, работников
тыла. Медали. Ордена и другие награды.
Практика (1 час). Практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно9

вспомогательного фондов, тематических и персональных коллекций. Создание инвентарной книги собственного «домашнего
музея».
Посещение музея п. Де-Кастри, п.Булава, с. Богородское, знакомство с его организацией.
Фонды музея. Музейный экспонат ( 2 часа)
Теория (1 час) Понятие «фонды музея». Основной фонд (первоисточника) и фонд научно-вспомогательных материалов.
Вещественные, изобразительные, письменные источники, фонозаписи, кинофильмы и др. Требования к фондам музея.
Организация фондов музея. Состав и структура фондов. Основные направления фондовой работы. Музейный предмет
(экспонат), коллекция, экспозиция. Группы и типы музейных предметов. Понятие «ценность музейного предмета».
Уникальные и типовые музейные предметы. Виды и профили музеев: исторический, военно-исторический, художественный,
литературный, этнографический, мемориальный, краеведческий, естественно-научный и др.
Практика (1час) .Практикум. Идентификация доступного предмета как музейного экспоната.
Комплектование музейных фондов (2 часа)
Теория (1 час). Значение и основные задачи комплектования фондов. Этапы комплектования фондов: планирование
комплектования, поисково-собирательная работа, включение музейных предметов в экспозицию.
Поисковая работа, сбор и фиксация материалов. Плановость, целенаправленность, научность поиска. Формы
собирательской работы: экскурсии, походы, экспедиции, текущее комплектование, переписка.
Методика изучения музейных предметов. Определение (атрибуция) музейных предметов – выявление присущих
предмету признаков. Классификация и систематизация музейных предметов. Системы классификаций. Интерпретация
предметов – синтез результатов определения и классификации. Организация работы по комплектованию фондов. Источники,
организационные формы и планирование комплектования фондов.
Практика (1час). Зачѐт. Атрибуция музейного экспоната (на выбор).
Учѐт и хранение фондов музея (6 часов)
Теория (2 часа). Задачи и цель учѐта музейных фондов. Фондовая документация как информационная система. Учѐт
фондов и учѐтная документация. Постоянное и временное хранение. Акты приѐма предметов на постоянное хранение и
возврата предметов временного хранения. Регистрационные книги первичного учѐта. Научное определение и описание
предметов. Инвентаризация – научные инвентари. Вспомогательные картотеки (тематические, топографические, именные,
хронологические, библиографические, алфавитные). Каталогизация музейных фондов. Шифровка и систематизация музейных
предметов. Коллекционная опись. Движение музейных предметов (отчѐт и переучѐт).
Задачи и цель хранения музейных фондов Режимы хранения фондов (температурный, влажностный, световой и др.).
система и особенности хранения музейных фондов. Организация хранения. Требования к обеспечению сохранности
предметов в экспозиции и фондах.
10

Практика (4 часа) Практикум. Проведение инвентаризации, шифровки музейных предметов и заполнение учѐтной
документации.
Консервация и реставрация музейных предметов (2 часа)
Теория (1 час) Задачи консервации и реставрации. Осмотр и отбор предметов для реставрации. Средства и методы
реставрации музейных предметов.
Практика (1час) Практикум. Знакомство с работой реставрационной мастерской.
Методы построения экспозиций. Экспозиционные материалы (4 часа)
Теория (2 часа) Музейная экспозиция. Основные понятия раздела («экспонат, «экспозиционный материал». «музейная
экспозиция» и др.). экспозиционные материалы: музейные предметы, копии, тексты, фонокоментарии, указатели и др.
особенности экспозиций разных групп музеев. Тексты в музейной экспозиции, их назначение. Виды текстов. Правила
составления этикеток к экспонатам. Приѐмы размещения текстов в экспозиции.
Практика (2 часа) Знакомство с постоянной экспозицией музея. Анализ существующей экспозиции по содержанию,
приѐмам построения и оформления. Практикум по составлению этикеток к экспонатам музея.
Приѐмы оформления сменной экспозиции ( 4 часа)
Теория (2часа) Классификация экспозиций. Музейная экспозиция – текст и подтекст. Алгоритм разработки и
построения сменной экспозиции по теме: проведѐнного поиска с последовательной обработкой этапов и приѐмов
экспозиционной работы.
Практика (2 часа) Практикум. Составление тематико-экспозиционного плана. Изучение и отбор материалов для
экспозиции.
Раздел 4. Школа юного экскурсовода ( 6 часов)
Культурно образовательная деятельность музеев (1 час)
Теория (1 час). Экскурсия как форма презентации, уходящая своими корнями в глубокую древность. Лекционная
работа (тематические циклы лекций, лекции выходного дня и др.. Консультации (компьютерные справочно-информационные
программы) массовые мероприятия: образовательные и досуговые.
Музейная аудитория и еѐ изучение ( 3 часа)
Теория (1 час). Параметры характеристики музейной аудитории. Музейный менеджмент. Перспективный план.
Формулирование желаемых целей и определение путей их достижения. Стадии разработки перспективного плана. PEST и
SWOT-анализы.
Практика (2 час). Практикум. Составление перспективного плана школьного музея. PEST и SWOT-анализы.
Музейный маркетинг ( 2 часа)
Теория (1 час). Фандрайзинг. Маркетинг. Две формы ресурсов: прямой и опосредованный. Два стратегических
11

направления: презентация и продвижение музея и его деятельности. Выпуск полиграфической продуции. PR-деятельность.
Использование мультимедиа.
Практика ( 1 час). Практикум. Разработка стратегии продвижения школьного музея.
Раздел 5. Экскурсионная работа (16 часов)
Классификация экскурсий (2 часа)
Теория (1 час). Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами.
Функции экскурсии. Признаки экскурсии. Классификация экскурсий по месту проведения и объектам показа. Классификация
экскурсий по характеру тематики. по целенаправленности, по составу аудитории, по продолжительности и по форме
проведения.
Практика (1 час). Практикум. Прослушивание экскурсии с заданием классифицировать еѐ по всем признакам.
Методика подготовки экскурсии (2 часа)
Теория (1 час ). Определение цели и задачи экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии.
Определение источников экскурсионного материала. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Классификация
экскурсионных объектов. Паспорт объекта.
Практика (1 час). Практикум. Работа по отбору и изучению экскурсионных объектов. Составление паспорта
объекта.
Составление маршрута экскурсии (2 часа)
Теория (1 час). Основные композиционные принципы построения маршрута. Требования к маршруту. Объезд или
обход маршрута.
Практика (1 час). Практикум. Составление маршрута экскурсии с учѐтом всех требований.
« Портфель экскурсовода» (4 часа)
Теория ( 2 ч а с а ) . Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода».
Определение методических приемом проведения экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление
методической разработки. Составление индивидуального текста экскурсии. Прием-сдача экскурсии. Утверждение
экскурсии.
Практика. (2 часа). Открытое занятие. Работа по сбору материалов для «портфеля экскурсовода». Защита
самостоятельно разработанных экскурсионных маршрутов.
Методика проведения экскурсии. Показ (3 часа)
Теория. (2 часа). Образовательное и воспитательное значение экскурсии. Специфика экскурсии – органическое
сочетание показа и рассказа во время экскурсии. Подтемы экскурсии. Объекты экскурсии. Осмотр объекта. Показ
объекта. Основные методические приемы показа: прием предварительного осмотра; прием зрительного анализа; прием
12

зрительной реконструкции; прием локализации событий; прием зрительного сравнения; прием панорамного показа;
прием восполнения; прием переноса внимания.
Практика ( 1 ча с). Подготовка конспекта разрабатываемой темы с фиксацией собранных материалов.
Методика проведения экскурсии. Рассказ (3 часа)
Теория (2 часа.) Основные методические приемы рассказа. Экскурсионная справка. Характеристика.
Объяснение. Репортаж. Комментирование. Цитирование. Описание. Дискуссия. Персонификация. Формы представления
экскурсий: реальные и виртуальные экскурсии. Вступительная беседа. Знакомство с группой, краткие сведения о
музее. Содержание основной части экскурсии – разрабатывается в соответствии с ее планом и маршрутом.
Заключительная беседа – обобщение материала экскурсии.
Практика ( 1 ч а с ) . Алгоритм построения обзорной экскурсии по школьному музею.
Раздел. 6. Экскурсовод — руководитель экскурсии (7 часов)
Профессиональные навыки экскурсовода (2 часа)
Теория ( 1 ч а с . ) Личностные качества экскурсовода: воспитанность, высокая культура в работе и поведении,
вежливость и тактичность в общении, чувство юмора, умение установить прочные контакты с аудиторией, определить ее
интересы, уровень знаний и исходя из этого вести показ и рассказ по теме, умение предупреждать и локализовывать
конфликтные .
Внешний
вид:
скромность
в
одежде,
прическе,
чувство
меры
в
косметике.
Четыре вида способностей: конструктивные,организаторские, коммуникативные и аналитические.
Практика (1 час). Практикум. Создание текста экскурсии в школьном музее по вновь созданной экспозиции.
Проведение экскурсии в школьном музее.
Культура речи – главное профессиональное требование к экскурсоводу (3 часа)
Теория ( 1 ч а с ) . Голос. Сила голоса. Темп речи. Дикция. Эмоциональность и выразительность речи. Умение
кратко, образно, эмоционально выражать свои мысли. Говорить короткими и несложными предложениями, легче
воспринимаемыми на слух. Передача чувств в интонациях. Тембр. Пауза. Правильность произношения слов и
ударения. Умение избегать речевых штампов и канцеляризмов.
Практика. ( 2 ч а с а ) . Разработка маршрута. Проведение пешеходной экскурсии по памятным местам
населѐнного пункта с вовлечением зрителей в диалог.
Развитие навыков общения при проведении экскурсий (2 часа)
Теория ( 1 ч а с ) . Освоение правил общения и преодоление коммуникативных трудностей. Шкала
самоэффективности. Единство рационального и эмоционального в экскурсии. Использование различных словесных методов и
приѐмов в ходе экскурсии. Этика взаимоотношений. Пути овладения коммуникативной культурой.
13

Практика ( 1 ч ас ) . Проведение экскурсии по экспозиции музея с элементами театрализованного
представления. Разработка сценария с вовлечением зрителей в представление. Подготовка костюмов.
III. Краеведение (22 часа)
Школьное краеведение. История развития школьного краеведения (1 час)
Теория (1 час). Школьное краеведение. История развития школьного краеведения.
Родной край в истории государства Российского (6 часов)
Теория (1 час): Родина, родной край. Карта ДВ. История края, символика Хабаровского края, Ульчского района,
п. Де-Кастри
Практика (3 часа). Подготовка информации по теме. Составление презентаций и видеороликов. Составление
кроссвордов.
Моя семья и родной край (8 часов)
Теория (1 часа). Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события
в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Как записать рассказы и воспоминания родственников. Описание семейного
архива и семейных реликвий.
Практика (5часов) Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей рода и
родного края. Описание семейных архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Оформление экспозиционных
материалов
Наша школа в истории края (8 часов)
Теория (1час): История школы МБОУ СОШ п. Де-Кастри. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и
выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, ее учителях, выпускниках. Летопись школы. Школьный
музей и архив. Источники по истории школы в муниципальном и краевых архивах.
Практика (5 часов): Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов
педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками,
живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.
Культурное наследие родного края (6 часов)
Теория (1 час): Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Живая
культура. Разнообразие объектов культурного наследия на территории края.
Основные приемы выявления учета и описания объектов культурного наследия. Мониторинг объектов культурного
наследия. Музеефикация объектов культурного наследия.
Практика (3 часа): Выявление и пилотажное обследование объектов культурного наследия на территории города.
Игра-практикум по составлению паспортов объектов культурного наследия.
14

п. Де-Кастри (4 часа)
Практика ( 4 часа): Экскурсия по п. Де-Кастри. Мастер класс от гида.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепляется устойчивое уважительное отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе,
родного села, республики, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории родного края,
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому
страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение
к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Предметные результаты:
- первичные навыки использования полученных знаний, умений, как основы исторического мышления;
- первичные представления об историческом положении малой родины;
- основополагающие знания об истории родного края;
- владеть этнографическим компонентом своего региона.
- овладение минимумом знаний по истории своего края
- умение вести экскурсии, собирать и учитывать материал, оформлять экспозиции;
- умение создавать компьютерные презентации;
- уметь работать с документами, осуществлять поисковую деятельность;
- уметь работать с литературой и использовать еѐ в своей работе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять и формировать цель деятельности;
15

-проговаривать последовательность действий;
- работать по предложенному плану
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную и общественную;
Познавательные УУД:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в
том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (экскурсии,
сообщения, презентации, реферат и др.);
-делать выводы в результате совместной работы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и
Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

16

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
2023/2024

Кол-во
учебных
недель
34

Кол-во учебных
дней

Начало занятий

Окончание занятий

Кол-во часов в неделю

Всего часов

180

01.09.2023

31.05.2024

3,6

122

Сроки и продолжительность каникул
Осенние каникулы 28.10.2023 - 05.11.2023 (9 дней)
Зимние каникулы 30.12.2023 - 07.01.2024 (9 дней)
Дополнительные каникулы для 1-х классов 12.02.2024 - 18.02.2024 (9 дней)
Весенние каникулы 16.03.2024 - 24.03.2023 (9 дней)
В каникулярное время занятия не проводятся.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение, информационное обеспечение:
- авторские методические разработки: «Как оформить исследовательскую работу?», «Технология проектирования» и др.
- слайд-лекции вспомогательного фонда музея: «Что такое школьный музей?». «Поисково-собирательская деятельность
школьного музея», «Хранение музейных экспонатов», «Фондовая работа в школьном музее», «Как написать историю
школы?», «Экскурсоведение» и др.
Материально-техническое обеспечение:
- экспозиция школьного музея,
- ноутбук,
- проектор,
- колонки,
- фотоаппарат.
Кадровое обеспечение:

17

- руководитель школьного музея.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для отслеживания результатов освоения программы используются следующие методики:
Форма оценки результативности 1 года обучения:
Начальный контроль: Формами первичной диагностики является собеседование с учащимися с целью определения
кругозора и интересов ребѐнка, уровня его общеобразовательных знаний.
Текущий контроль:
анализ творческих работ учащихся (подборки конспектов, картотеки, доклады по программе исследования,
реферат);
индивидуальная консультация с учащимися и их родителями;
Промежуточный контроль:
отчѐты о проделанной работе;
оценка эффективности педагогического воздействия: анкеты о впечатлениях от проведѐнных занятий (в конце
каждого полугодия);
викторина «Хабаровский край»;
участие в семинарах и конференциях;
Итоговый контроль:
участие в школьных конференциях, выступление с докладом на классных часах, занятиях истории, краеведения;
проведение самостоятельных экскурсий
анализ и итоговое обсуждение освоения программы учащимися в конце учебного года в форме миниконференции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/авт.-сост.Б.А.Татьянкин, О.Ю.Макаренков и др./ Под
ред. Б.А.Татьянкина. – М.: 5 за знания, 2006. – 272 с.
Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В.
Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. –
С.102-105.
18

Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В.
Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: Отзамысла к открытию. – М.: 5 за знания, 2006.
– 160 с.
Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах:
англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И.
Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
Соловьева Н.Н. основы организации учебно-исследовательской работыстудента. – М.: АПК и ППРО, 2003. – 55 с.
Сотникова С.И. Музеология.- М., 2004.
Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская
работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
Литература для родителей:
100 великих музеев мира. - М., 1999.
Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. –М., 2003.
Юхневич М.Ю.Я поведу тебя в музей. - М., 2001.
Литература для учащихся:
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.
Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1995. – 303 с.
Никольская И.Л. Гимнастика для ума: Кн. для учащихся/И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова. – М.: Просвещение, 1997. –
208 с.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».