ДОП Шахматы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
МБОУ СОШ п. Де-Кастри
682429 п. Де-Кастри, Ульчского района, Хабаровского края, ул. Горная 6, т. 56-4-74.

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Заместитель директора по ВР

Директор

________________________

________________________

________________________

Павленко Е.Ю.
Приказ №1 от «30» 08 2023 г.

Богословская Л.А.
Приказ №1 от «30» 08 2023 г.
Приказ от «30» 08 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Шахматы»
На 2023-2024 учебный год
Направленность: спорт
Срок реализации программы: 1год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: возраст 7-17 лет (1-4 классы, вторая группу 5-11 классы)
Составитель: Крылов Валерий Анатольевич., руководитель кружка

п. Де-Кастри, 2023 г

Степанова Т.В.

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению «Шахматы» составлена на основе нормативно
— правовой базы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
- Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов (Постановления Правительства РФ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России
22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России
4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о части
учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом
России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о
количестве учебных занятий за 4 учебных года);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным
советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля
2010г. № 1);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности
при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
Программа разработана в соответствии с программой :
- И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.)
Актуальность
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая
способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои
стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением,
общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся,
когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не
только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных
результатов.
Цели программы:


становление личности младших школьников и раскрытие их творческих способностей,



реализация позитивных идей отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям.

Задачи курса:


совершенствовать у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением.



формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;



развивать умение контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;



формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;



решать творческие задачи; стремиться к самореализации.

Объем программы: На реализацию курса отводится 9 часов в неделю (306 часов в год,).
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.


Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.



Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.



Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.



Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.


Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления.



Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.



Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.



Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха.



Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений.



Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.



Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.


Знать шахматные термины: белое и чѐрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые,
чѐрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь
ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия
шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и еѐ правила.



Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лѐгкие и тяжѐлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.принципы игры в дебюте;



Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.



Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно
разыгрывать простейшие окончания

Содержание программы
Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило ―ферзь любит свой цвет‖; связь
между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра ―на уничтожение‖, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Раздел № 7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Раздел №8. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись
начального положения.
Раздел №9. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Раздел №10. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Раздел №11. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Раздел №12. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского
прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие
к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Раздел № 13. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него.
Игра против ―повторюшки-хрюшки‖. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание
―пешкоедов‖. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Раздел № 14. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства,
уничтожения защиты, связки, ―рентгена‖, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Раздел № 15. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя).
Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя
слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего
короля. Правило ―квадрата‖. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой,
третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля,
конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Календарно-тематическое планирование
1-4 классы (68 часов; 2 часа в неделю)
№
урок
а

Тема занятия

Содержание

1.

Шахматная доска, белые и черные
поля, горизонталь, вертикаль,
Знакомство с шахматной диагональ, центр.
доской

2.

Шахматная доска

1. Шахматная доска

3.
4

2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь,
конь, пешка, король.
Знакомство с
шахматными фигурами
Знакомство с
шахматными фигурами
Начальное положение (начальная
3. Начальная
позиция); расположение каждой из
расстановка фигур.

Виды деятельности.
Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные
приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной
доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных
полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля
квадратные. Расположение доски между партнерами.
Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята –
хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в
горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная
линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей
на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и
вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и
вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали.
Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ».
Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение
и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина
«Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и
игры «Волшебный 2мешочек», «Угадай-ка», «Секретная
фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь
любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями,

5.

6.

Начальное положение

фигур в начальной позиции; правило
«ферзь любит свой цвет»; связь между
горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой
фигур.

диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические
задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

4. Ходы и взятие
фигур.
Знакомство с шахматной
фигурой. Ладья.

(Основная тема учебного курса.)
Правила хода и взятия каждой из
фигур, игра «на уничтожение»,
белопольные и чернопольные слоны,
одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры,
ладейные, коневые, слоновые,
ферзевые, королевские пешки, взятие
на проходе, превращение пешки.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

7.

Ладья в игре.

8.

Знакомство с шахматной
фигурой. Слон.

9.

Слон в игре.

10.

Ладья против слона.

11.

Знакомство с шахматной

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья
против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух),
«Ограничение подвижности».
Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.
Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и
одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против
одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними
часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под
боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух
слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь

фигурой. Ферзь.
12.

Ферзь в игре.

13.

Ферзь против ладьи и
слона.

14.

Знакомство с шахматной
фигурой. Конь.

15.

Конь в игре.

16.

Конь против ферзя,
ладьи слона.

17.

Знакомство с пешкой.

18.

Пешка в игре.

– тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь
против ферзя), «Ограничение подвижности».
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними
часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и
слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».
Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь –
легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против
одного, один конь против двух, два коня против двух),
«Ограничение подвижности».
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними
часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона,
сложные положения), «Ограничение подвижности».
Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая,
слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие.
Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания
и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».
Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка
против пешки, две пешки против одной, одна пешка против
двух, многопешечные положения), «Ограничение
подвижности».

19.

Пешка против ферзя,
ладьи, коня, слона.

20.

Знакомство с шахматной
фигурой. Король.

21.

Король против других
фигур.

22.

5. Цель шахматной
партии.
Шах.

23

Шах.

24.
25

Мат.
Мат

26.
27

Ставим мат.
Ставим мат.

28.

Ничья, пат.

Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними
часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на
уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка
против слона, пешка против коня, сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические
задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в
поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение»
(король против короля).
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними
часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(король против ферзя, король против ладьи, король против
слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение
подвижности».
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и ее
правила.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или
не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
Дидактическая игра «Первый шах».
Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в
один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой
(простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат»,
«Мат в один ход».
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом
шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один
ход».
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
Дидактическое задание «Пат или не пат».

29.
30

31.

Рокировка.
Рокировка.
Самые общие представления о том, как
6. Игра всеми
начинать шахматную партию.
фигурами из
начального положения.
Шахматная партия.

32.

Шахматная партия.

33.

Повторение
программного
материала.
Повторение изученного Повторение программного
материала, изученного за год
материала.
Повторение изученного обучения
материала.
Повторение изученного
материала.

34.
35.

1. Краткая история
шахмат.
36.

37.

Краткая история
шахмат.

Рождение шахмат. От
чатуранги к шатранджу.
Шахматы проникают в
Европу. Чемпионы мира по
шахматам.

2. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и
вертикалей, полей,
шахматных фигур. Краткая и
Шахматная нотация.
полная шахматная нотация.
Обозначение

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактическое задание «Рокировка».

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения
о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая
игра «Два хода».
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.
Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация
коротких партий.
Повторение программного материала – викторина «В стране
шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.

Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в
мире шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы
шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая
практика (игра всеми фигурами из начального положения).
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей.
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания
на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и
задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры»,
«Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж.
Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной
мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам.
Игровая практика.
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические игры и
задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ»,
«Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На
этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля

горизонталей,
вертикалей, полей.
38.

39.

40.
41.

42.

43.
44.
45.

Шахматная нотация.
Обозначение
шахматных фигур и
терминов.
3. Ценность
шахматных фигур.
Ценность шахматных
фигур. Ценность фигур.
Сравнительная сила
фигур.
Ценность шахматных
фигур. Достижение
материального перевеса.
Ценность шахматных
фигур. Способы
защиты.

Запись шахматной партии.
Запись начального
положения.

Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур.
Достижение материального
перевеса. Способы защиты.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального
положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной
партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента
шахматной партии).
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и
задания» Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального
перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала»
(выигрыш ферзя). Игровая практика.
Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания»
Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

Ценность шахматных
фигур. Защита.
4. Техника матования
одинокого короля.
Техника матования
одинокого короля. Две
ладьи против короля.
Техника матования
одинокого короля. Ферзь
и ладья против короля.
Техника матования
одинокого короля. Ферзь
и король против короля.

на какое идет. Например: «Король с е1 – на е2».

Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.
Король и ферзь против
короля. Король и ладья
против короля.

Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания
«Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты.
Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей
фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.
Защита. Дидактические игры и задания «Защита» (защита атакованной
фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая
практика.
Две ладьи против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат»,
«Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или
мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
Ферзь и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или
мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

46.

47.

48.

49.

50.
51.
52.
53.

54.

Техника матования
одинокого короля. Ладья
и король против короля.
5. Достижение мата без
жертвы материала
Достижение мата без
жертвы материала.
Учебные положения на
мат в два хода в
эндшпиле.
Достижение мата без
жертвы материала.
Учебные положения на
мат в два хода в
миттельшпиле.
Достижение мата без
жертвы материала.
Учебные положения на
мат в два хода в дебюте.
6. Шахматная
комбинация.
Матовые комбинации.
Темы комбинаций. Тема
отвлечения.
Матовые комбинации.
Тема завлечения.
Матовые комбинации.
Тема блокировки.
Матовые комбинации.
Тема разрушения
королевского
прикрытия.
Матовые комбинации.

Учебные положения на мат в
два хода в дебюте,
миттельшпиле и эндшпиле
(начале, середине и конце
игры). Защита от мата.

Ладья и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или
мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата.
Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактические
игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические
игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и
задания «Защитись от мата». Игровая практика.
Достижение мата путем
жертвы шахматного
материала (матовые
комбинации). Типы матовых
комбинаций: темы
разрушения королевского
прикрытия, отвлечения,
завлечения, блокировки,
освобождения пространства,
уничтожения защиты и др.
Шахматные комбинации,
ведущие к достижению
материального перевеса.
Комбинации для достижения

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая
практика.
Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая
практика.
Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема

55.

56.

57.

58.

59.

60.

Тема освобождения
пространства. Тема
уничтожения защиты.
Тема «рентгена».
Матовые комбинации.
Другие шахматные
комбинации и сочетание
приемов.
Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Тема отвлечения. Тема
завлечения.
Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Тема уничтожения
защиты. Тема связки.
Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Тема освобождения
пространства. Тема
перекрытия
Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Тема превращения
пешки.
Комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Сочетание тактических

ничьей (комбинации на
вечный шах, патовые
комбинации и др.).

уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Игровая практика.
Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание
приемов. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Выигрыш
материала». Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
уничтожения защиты. Тема связки. Дидактические игры и задания
«Выигрыш материала». Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактические игры и
задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
превращения пешки. Дидактические игры и задания «Проведи пешку в
ферзи». Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание
тактических приемов. Дидактические игры и задания «Выигрыш
материала». Игровая практика.

61.
62.

63.
64.

65.
66.
67.

68.

приемов.
Комбинации для
достижения ничьей.
Патовые комбинации.
Комбинации для
достижения ничьей.
Комбинации на вечный
шах.
Типичные комбинации в
дебюте.
Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).
Повторение
программного
материала
Повторение
программного
материала
Повторение
программного
материала
Повторение
программного
материала
Повторение изученного
материала
Повторение изученного
материала.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.
Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.
Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.
Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.
Типичные комбинации в дебюте. Дидактические игры и задания «Проведи
комбинацию». Игровая практика.
Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).
Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая
практика.
Повторение программного
материала, изученного за
первый и второй год обучения
Дидактические игры и задания. Игровая практика.
Дидактические игры и задания. Игровая практика.
Дидактические игры и задания. Игровая практика.
Повторение программного
материала, изученного за 2
год обучения

Просмотр диафильмов ―Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в
мир шахмат‖ и ―Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат‖.
Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие.
Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат.
Начальное положение.

Календарно-тематическое планирование
5-11 классы (68 часов; 2 часа в неделю)
№
Тема занятия
урока
1.
Двух- и трехходовые
партии.

2.
3.
4
5.
6.
7.

8.
9.

Решение задания ―Мат в
1 ход‖
Невыгодность раннего
ввода в игру ладей и
ферзя.
Решение заданий
―Поймай ладью‖,
―Поймай ферзя‖.
Игра ―на мат‖ с первых
ходов партии. Детский
мат. Защита.
Решение заданий.
Вариации на тему
детского мата. Другие
угрозы быстрого мата в
дебюте. Защита. Как
отражать скороспелый
дебютный наскок
противника.
Решение заданий
―Повторюшка-хрюшка‖
(черные копируют ходы

Содержание
Игровая практика с записью
шахматной партии

Виды деятельности.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального
положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной
партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого
короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы
материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения).

Игровая практика

Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое
задание ―Мат в 1 ход‖ (на втором либо третьем ходу партии).

Дидактические задания ―Поймай ладью‖, ―Поймай ферзя‖.
Дидактические задания ―Поставь детский мат‖, ―Защитись от мата

10.
11.

12.
13.

14.
15.

16.
17.

18.

белых). Наказание
―повторюшек‖.
Решение заданий
Принципы игры в
дебюте. Быстрейшее
развитие фигур. Темпы.
Гамбиты.
Решение задания
―Выведи фигуру‖..
Наказание за
несоблюдение принципа
быстрейшего развития
фигур. ―Пешкоедство‖.
Неразумность игры в
дебюте одними пешками
(с исключениями из
правила).
Решение заданий.
Принципы игры в
дебюте. Борьба за центр.
Гамбит Эванса.
Королевский гамбит.
Ферзевый гамбит.
Решение заданий.
Принципы игры в
дебюте. Безопасное
положение короля.
Рокировка.
Решение заданий.

Дидактические задания ―Поставь детский мат‖, ―Мат в 1 ход‖, ―Защитись
от мата‖.

Дидактические задания ―Поставь мат в 1 ход ―повторюшке‖, ―Выиграй
фигуру у ―повторюшки‖.

Дидактическое задание ―Выведи фигуру‖.

Дидактические задания ―Мат в два хода‖, ―Выигрыш материала‖,
―Накажи ―пешкоеда‖, ―Можно ли побить пешку?‖.

Дидактические задания ―Захвати центр‖, ―Выиграй фигуру‖.

19.

20.

21.
22.
23

24.
25
26.
27
28.
29.
30
31.

Принципы игры в
дебюте. Гармоничное
пешечное расположение.
Какие бывают пешки.
Решение заданий.

Дидактические задания ―Можно ли сделать рокировку?‖, ―В какую
сторону можно рокировать?‖, ―Поставь мат в 1 ход нерокированному
королю‖, ―Поставь мат в 2 хода нерокированному королю‖, ―Не получат
ли белые мат в 1 ход, если рокируют?‖.

Связка в дебюте. Полная
и неполная связка.
Решение заданий.

Дидактические задания ―Чем бить черную фигуру?‖, ―Сдвой противнику
пешки‖.

Очень коротко о
дебютах. Открытые,
полуоткрытые и
закрытые дебюты.
Решение заданий.
Типичные комбинации в
дебюте.
Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).
Повторение
программного
материала
Повторение
программного материала
Повторение
программного материала
Повторение
программного материала
Повторение изученного

Дидактические задания ―Выиграй фигуру‖, ―Сдвой противнику пешки‖,
―Успешное развязывание‖.

Повторение программного
материала, изученного за
второй и третий год обучения
Дидактические игры и задания. Игровая практика.

32.
33.

материала.
Повторение изученного
материала.
Игровая практика

Повторение программного
материала, изученного за год
обучения

34.

Повторение изученного
материала.

35.

Самые общие
рекомендации о том, как
играть в миттельшпиле.
Игровая практика
Тактические приемы.
Связка в миттельшпиле.
Двойной удар.
Тактические приемы.
Игровая практика
Открытое нападение.
Открытый шах. Двойной
шах.
Решение задания
―Выигрыш материала‖.
Матовые комбинации (на
мат в 3 хода) и
комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Темы завлечения,
отвлечения, блокировки.
Решение заданий.
Матовые комбинации и

36.
37.
38.

39.
40.

41.
42.

Просмотр диафильмов ―Приключения в Шахматной стране. Первый шаг
в мир шахмат‖ и ―Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир
шахмат‖. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур,
взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат.
Начальное положение.

Дидактическое задание ―Выигрыш материала

Дидактическое задание ―Выигрыш материала‖.

43.
44.
45.

46.
47.

48.
49.

50.

комбинации, ведущие к
достижению
2материального
перевеса. Темы
разрушения
королевского прикрытия,
освобождения
пространства,
уничтожения защиты.
Решение заданий.
Матовые комбинации и
комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Темы связки, ―рентгена‖,
перекрытия.
Решение заданий.
.Матовые комбинации и
комбинации, ведущие к
достижению
материального перевеса.
Другие темы
комбинаций и сочетание
тематических приемов.
Решение заданий.
Комбинации для
достижения ничьей.
Патовые комбинации.
Комбинации на вечный
шах.
Решение заданий.
―Сделай ничью‖.

Дидактические задания ―Объяви мат в 3 хода‖, ―Выигрыш материала‖.
Игровая практика

Дидактические задания ―Объяви мат в 3 хода‖, ―Выигрыш материала‖.

Дидактические задания ―Объяви мат в 3 хода‖, ―Выигрыш материала‖.
Игровая практика

Игровая практика

51.
52.
53.

54.
55.

56.
57.

58.
59.

60.
61.

Классическое наследие.
―Бессмертная‖ партия.
―Вечнозеленая‖ партия.
Решение заданий
Ладья против ладьи.
Ферзь против ферзя.
Ферзь против ладьи
(простые случаи).
Решение заданий
Ферзь против слона.
Ферзь против коня.
Ладья против слона
(простые случаи). Ладья
против коня (простые
случаи).
Решение заданий
Матование двумя
слонами (простые
случаи). Матование
слоном и конем (простые
случаи).
Решение заданий
Пешка против короля.
Когда пешка проходит в
ферзи без помощи своего
короля. Правило
―квадрата‖.
Решение заданий
Пешка против короля.
Белая пешка на седьмой
и шестой горизонталях.

Дидактические задания ―Объяви мат в 3 хода‖, ―Выигрыш материала‖.

Дидактическое задание ―Сделай ничью‖.

Дидактические задания ―Мат в 2 хода‖, ―Мат в 3 хода‖, ―Выигрыш
фигуры‖.

Дидактические задания ―Мат в 2 хода‖, ―Мат в 3 хода‖, ―Выигрыш
фигуры‖.

62.
63.

64.
65.

66.

67.
68.

Король помогает своей
пешке. Оппозиция.
Решение заданий

Игровая практика

Дидактические задания ―Мат в 2 хода‖, ―Мат в 3 хода‖.

Пешка против короля.
Белая пешка на пятой
горизонтали. Король
ведет свою пешку за
собой.
Решение заданий

Игровая практика

Дидактическое задание ―Квадрат‖.

Удивительные ничейные
положения. Два коня
против короля. Слон и
пешка против короля.
Конь и пешка против
короля.
Игровая практика
Повторение
программного
материала. Решение
заданий
Введение в тактическую
игру.
Игровая практика
Тактические приемы

Дидактические задания ―Мат в 2 хода‖, ―Мат в 3 хода‖, ―Проведи пешку в
ферзи‖, ―Выигрыш или ничья?‖, ―Куда отступить королем?‖.

Дидактические задания ―Мат в 3 хода‖, ―Проведи пешку в ферзи‖,
―Выигрыш или ничья?‖, ―Куда отступить королем?‖.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Шахматы. Начальный курс» учащийся научится:
правилам игры в шахматы, включая сложные моменты: пат, троекратное повторение ходов, вечный шах, взятие на проходе и др.;определять
ценность шахматных фигур, объяснять, почему одни фигуры сильнее, а другие — слабее;
понимать цель игры; ставить мат;
элементарным тактическим приемам: вилка, связка — и успешно применять их на практике;
разыгрывать основные дебюты, распознавать и исправлять типичные ошибки в начале партии;
составлять простейшие планы в миттельшпиле,например, матовая атака на короля или размены спереходом в выигранное окончание;
ставить мат одинокому королю: ферзем и ладьей,
двумя ладьями, ферзем, ладьей, двумя слонами;
записывать шахматную партию;
пользоваться шахматными часами, следовать шахматному этикету при игре в турнирах;
понимать систему присвоения шахматных разрядов и званий.
В результате изучения курса «Шахматы. Тактика» учащийся научится:
создавать и парировать многочисленные угрозы
(например, вилки, связки или открытое нападение);
использованию понятий темпа и промежуточногохода;
различным дебютным ловушкам;
сложным тактическим приемам: отвлечению, завлечению, блокировке и др.;
использованию форсированной игры, умению рассчитывать на 2—3, а в некоторых позициях набольшее количество ходов вперед;
основам эндшпиля на примере простых окончаний, таких как король с пешкой против короля;
простейшим стратегическим идеям в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
решению сложных творческих задач по тактике,соединяющих в себе несколько приемов (например, отвлечение, блокировку и вилку).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1-2 класс
Введение. Немного истории
История шахмат, их эволюция. Многовековойопыт и культурное наследие игры.
Шахматная доска и шахматное войско
Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской.Понятие поля, горизонтали, вертикали, диагонали.Названия вертикалей и горизонталей,
полей. Центршахматной доски, центральные поля. Края доски.

Начальная расстановка фигур на доске. Знакомство с шахматной армией. Названия шахматных фигур, начальная расстановка на доске.
Типичные ошибки, возникающие при начальной расстановке фигур.
Ходы фигур и пешек
Ходы и взятия шахматных фигур и пешек.
Король:ходы и взятия королем. Задачи-лабиринты на знанияправил ходов короля. Задачи на взятие всех фигур соперника своими за
минимальное количество ходов.
Ладья: ходы и взятия. Задачи на взятие всех фигурсоперника своей ладьей за минимальное количествоходов. Задачи-лабиринты с целью
добраться ладьейдо определенной клетки с особыми условиями (например, запрет на ходы на определенные поля).
Слон: ходы и взятия слоном. Задачи на поиск кратчайшего пути при передвижении слона с одного поляна другое.
Ферзь: ходы и взятия. Задачи на взятия фигур соперника ферзем.
Конь: ходы и взятия. Задачи-лабиринты на поископтимального маршрута при перемещении коня с одного поля на другое.
Пешка: ход и взятие пешкой. Отличие пешки отостальных фигур.Тематические задачи на закрепление темы.
Цель шахматной игры
Шах. Понятие шаха. Три способа защиты от шаха.Задачи на поиск эффективного шаха либо способа защиты от него. Вскрытый шах, его
отличие от простого шаха, его опасность для защищающейся стороны.
Двойной шах как разновидность вскрытого шаха.
Мат: определение, примеры, простейшие конструкции. Отличие шаха от мата. Решение тематических задач.
Необычные ходы шахматных фигур и пешек
Сложные правила перемещений шахматных фигур и пешек. Превращение пешки в ферзя и другиефигуры. Рокировка, правило выполнения,
случаи,
когда рокировка невозможна. Взятие на проходе.
Ничья
Все варианты, при которых в шахматной партиификсируется ничья. Пат как одна из разновидностейничьей. Недостаток материала для
матования (например, король и конь против одинокого короля противника). Троекратное повторение позиции. Вечный шахкак частный случай троекратного
повторения. Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей.
Запись ходов партии и относительная ценностьшахматных фигур
Шахматная нотация, правила записи. Применение шахматной нотации на примере приведенной шахматной партии. Виды нотации: короткая
и длинная. Знаки, используемые для комментирования шахматной партии и оценки шахматной позиции. Ценность шахматных фигур.
Относительная ценность шахматных фигур, легкие и тяжелые фигуры. Понятие размена.
Элементарные шахматные приемы
Вилка: определение, примеры применения вилки.
Связка: определение, тематические примеры применения связки.

3- 4 класс
Стадии партии
Дебют (начало игры). Определение, виды дебютов,
примеры открытых, полуоткрытых, закрытых дебютов. Основные принципы игры в начале партии, типичные ошибки начинающих.
Значение захвата центра доски в дебюте. Популярные ловушки в дебюте: «детский» и «дурацкий» маты. Примеры ловушек в открытых
дебютах.
Миттельшпиль (середина игры). Определение, отличие от дебюта. План в миттельшпиле, виды планов. Разбор возможных планов на
примерах тематических партий.
Эндшпиль (окончание игры). Определение, виды эндшпилей.
Мат одинокому королю и разнообразие матовых конструкций
Базовые приемы и алгоритмы матования одинокого короля. Типовые матовые конструкции.
Линейный мат: определение и теоретический разбор.
Мат ферзем: определение и теоретический разбор.
Мат ладьей: определение и теоретический разбор.
Мат двумя слонами: определение и теоретический разбор.
Разнообразие матовых конструкций. Различные виды матовых финалов. Шаблоны матовых финалов и открытие новых шаблонов.
Игра в турнирах
Шахматный этикет. Правила и нормы поведения за шахматной доской. Шахматные часы. Разновидности шахматных игр. Шахматные
турниры. Шахматные звания и рейтинги.
Время для проведения турниров
5-6 класс
Введение в тактическую игру
Угроза: определение, разновидности угроз. Отличия угроз друг от друга. Способы защиты от различных угроз.
Темп. Определение темпа как скорости игры. Определение темпа как потери или выигрыша времени в развитии фигур и пешек. Значение
темпа в различных стадиях игры. Особое значение темпа в дебюте. Примеры потери темпа в дебюте. Использование потери нескольких
темпов соперником в начале партии. Ситуации, при которых необходимо отдавать темп сопернику. Примеры передачи темпа на основе
простейших окончаний.
Промежуточный ход. Определение промежуточного хода. Назначение промежуточного хода. Пересечение промежуточного хода с
тактическими приемами (например, вилкой или связкой). Примеры промежуточного хода в дебюте партии.

Форсированная игра. Варианты форсированной игры. Как считать форсированные варианты игры, длина расчета, тематические примеры.
Условно форсированная игра (случай, когда у соперника есть несколько вариантов, но один из них явно более сильный, поэтому
практический смысл в расчете остальных вариантов отсутствует).
Дебютные катастрофы. Тематические разборы учебных партий.
Тактические приемы
Вилка: определение, примеры.
Связка: определение, тематические примеры.
Отвлечение: определение, тематические примеры.
Связь отвлечения с другими тактическими приемами (вилкой, связкой).
Время для проведения турниров
7- 8 класс
Тактические приемы
Мат в один ход. Мат и его разновидности. Приметы матирования.
Открытое нападение: определение, тематические примеры. Открытый шах как частный случай открытого нападения. Случаи, в которых
открытое нападение применяется в качестве защиты от атак соперника.
Рентген: определение, типовые примеры. Атака посредством рентгена. Защита собственных фигур через рентген.
Завлечение: определение, тематические примеры. Связь завлечения с тактическим приемом «промежуточный ход». Форсированная игра при
использовании завлечения.
Перекрытие: определение, учебные примеры. Перекрытие в миттельшпиле и эндшпиле как способ проведения пешки в ферзи.
Блокировка: определение, назначение. «Вредный шах», выпускающий короля соперника из матовой сети, как частая ошибка начинающих
шахматистов.
Применение блокировки в конструкциях типа спертого мата. Пересечение блокировки с другими тактическими приемами.
Мат в два хода.Поиск мата в два хода (развитие комбинационного зрения).
Завоевание поля: определение, тематические примеры. Шах при матировании. Определение правильной последовательности действий
фигур. Завоевание поля при соотношении атаки/защиты поля: 2 атаки против 1 защиты, 3 против 2 или 4 против 3.
Время для проведения турниров
9 – 11 класс
Тактические приемы
Уничтожение защиты: определение, решение типовых примеров. Случаи, в которых возможно уничтожение защиты, ключевые и наиболее
частые случаи и позиции, типовые удары.
Освобождение линии действия: определение, примеры. Примеры матования, проведения пешки в ферзи, получения лучшей позиции.

Мат в три хода.Поиск мата в три хода (развитие комбинационного зрения). Ограничение подвижности фигуры. Теория и разбор учебных
партий.
Пат (ничья): теоретическая часть, разбор типовых задач.
Вечный шах (ничья): определение, разбор типовых примеров.
Основы эндшпиля: определение, основные понятия и постулаты эндшпиля.
Типовые шахматные окончания. Правило квадрата пешки. Эндшпиль с королем и пешкой против короля: понятие оппозиции, основные
постулаты таких окончаний.
Сочетание тактических ударов. Примеры с применением нескольких видов тактики.
Время для проведения турниров

Список литературы
Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре
1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле.— М.: ФиС, 1979.
2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
3. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
4. Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995.
5. Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО ―Росбланкиздат‖, 1992.
6. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
7. Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.
8. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.
9. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.
10. Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.
11. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
12. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов.— М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.
13. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
14. Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО ―Синтез‖, АО ―Марвик-М‖, 1994.
15. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
16. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
17. Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.
18. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
19. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам.— М.: ГЦОЛИФК, 1990.
20. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. - Киев: Радянська школа, 1986.
21. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.
22. Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.
23. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
24. Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1983.
25. Князева В. Азбука шахматиста.— Ангрен, 1990.
26. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
27. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
28. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
29. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.

30. Костьев А. Учителю о шахматах.— М.: Просвещение, 1986.
31. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.
32. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
33. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1980.
34. Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии.— Л.: Лениздат, 1956.
35. Майзелис И. Шахматы.—М.; Л.: Детгиз, 1960.
36. Макарычев С., Макарычева М. От А до ...— М.: ―64‖, 1995.
37. Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979.
38. Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».