МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С,В, РУДНЕВА п. ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
МБОУ СОШ п. Де-Кастри
682429 п. Де-Кастри, Ульчского района Хабаровского края, ул. Горная 6 т. 56-4-74
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
________________________
Павленко Е.Ю
Протокол № 1
от «30» 08 2023г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_________________________
Богословская Л.А.
Протокол № 1
От «30» 08 2023г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
________________________
Степанова Т.В../
Приказ №1
От 30 08 2023 г.
/
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТАНЦЕВАЛЬНОГО КРУЖКА «Продлѐнка»
Составитель:
Лукашина Ж.И..
Руководитель танцевального кружка «Продлѐнка»
2023-2024 год
п. Де-Кастри
Содержание.
Раздел 1. Пояснительная записка
Стр.2
Раздел 2. Учебный план
Стр.6
Раздел 3. Содержание учебного плана
Стр.8
Раздел 4. Планируемые результаты
Стр.15
Раздел 5. Комплекс организационно-педагогических
Стр.16
условий, включающий формы аттестации.
Раздел 6. Методические материалы
Стр.20
Раздел 8. Реализация программы
Стр.28
Список литературы
Стр.30
1
Раздел 1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Продленка» имеет художественную
направленность, нацелена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей,
творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению других
видов творчества, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Нормативно-правовая база Программы разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-Ф3
«Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждѐнными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.июля 2014 г. №41;
Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Хабаровском крае.
Новизна определена тем, что занятия проводятся комплексно, помимо самой хореографии и постановки
концертных номеров выполняются упражнения на развитие выразительности жестов и мимики.
Актуальность программы характеризуется тем, что проблема одаренности в системе образования обычно
решается путем создания специальных детских объединений для одаренных и талантливых детей. Но существует
возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, а обучать и
воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его
индивидуальных возможностей.
Программа обеспечивает развитие творческих способностей учащихся посредством разработки и
совершенствования технологий в преподавании хореографического творчества. Художественная деятельность положена
в основу развития общих способностей, так как творчество является адекватным языком самоактуализации личности.
2
Педагогическая целесообразность:
- систематичность и последовательность. Для полноценного физического совершенствования необходимо
соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях;
- оздоровительная направленность. Необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку, потенциал,
психическое здоровье;
- доступность и индивидуализация. Данная программа рассчитана для всех учащихся студии, с учетом
индивидуальных возможностей, способностей и навыков каждого. Создаются условия для развития и реализации
выдающихся возможностей одаренных детей в привычной для него среде;
- гуманизация. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного отношения между педагогом и
учащимися.
В процессе обучения и воспитания педагогом выявляется уровень и качество одаренности каждого учащегося.
Поэтому основной идеей педагога является создание ситуации успеха для выявления и развития личностного
потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении и
самореализации в контексте современной среды и современной культуры.
Суть программы «Продленка» заключается в том, что одаренность учащихся, проявляющаяся в процессе
обучения и воспитания, оценивается педагогом и развивается в ходе творческого процесса. Практика хореографического
воспитания показывает, что учащиеся, имеющие задатки в области творчества не просто готовы к дополнительной
работе, но скорее нуждаются в этом. Сольные выступления воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная
нагрузка.
Программа включает в себя различные направления танца: классический, народно-сценический, бальный,
эстрадный танцы; развивающие и общеукрепляющие упражнения, способствующие обретению контроля над своим
телом и дыханием; работу над пластикой; работу над концертными номерами. Задача хореографа – привить любовь к
любому виду жанра, как к современному, так и к народному и классическому танцу, а классика – это фундамент, основа
для будущих постановок. Успех танца зависит от серьезного профессионального подбора музыки, костюмов.
Руководитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить как к проведению занятий,
так и к постановочной работе, учитывая возможности учащихся.
Темы сценических постановок должны соответствовать интересам детей. Постановки могут быть поучительного
характера, учитывается также репертуар для проведения праздников в школе.
Индивидуальностью данной программы является использование в качестве музыкального сопровождения
целостных произведений, а не отрывков, как это принято в музыкальном сопровождении упражнений.
3
Отличительной особенностью данной программы является синтез движения и музыки, формирующий у
учащихся сферу чувств, координацию, музыкальность и артистичность; развивает слуховую, зрительную, моторную
(мышечную) память; учит благородным манерам; воспитывает художественный вкус.
В программе «Продленка» темы раздела «Сценическая практика» рассредоточены в течение всего учебного
года. Это связано с тем, что концертные программы учреждения, приурочены к конкретным праздничным дням.
Адресат программы: в детский хореографический ансамбль «Непоседы» принимаются все желающие дети, не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие стартовую диагностику с целью выявления уровня
готовности ребенка и его индивидуальных особенностей, предоставившие определенный пакет документов: заявление
родителей о приеме в детское объединение, справка о состоянии здоровья учащегося, копия свидетельства о рождении
или копия паспорта, согласие родителей на обработку персональных данных.
Настоящая программа ориентирована на детей от 7 до 11 лет.
Уровень программы – базовый. Объем данной программы составляет 270 часов и срок освоения – 4 года.
В группы второго и последующих лет обучения могут приниматься учащиеся, не прошедшие курс первого года
обучения, но успешно прошедшие собеседование или другие испытания.
Основания для отчисления из объединения: систематические пропуски занятий, нежелание учащихся заниматься
в объединении, несогласие родителей, смена места жительства, медицинские противопоказания.
Форма обучения – очная.
Режим занятий: согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4.3172-14
от 04.07.2014 года, занятия для 2-ух групп проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу, 92 - часов в год.
Для учащихся 1 года обучения (7 -8 лет) продолжительность занятий 30 минут, количество занятий в неделю – 3
раза. Итого – 92 часа в год.
Для учащихся 2 года обучения (8 - 9 лет) продолжительность занятий 40 минут, количество занятий в неделю – 3
раза. Итого – 92 часа в год.
Для учащихся 3 года обучения (9 - 10 лет) продолжительность занятий 40 минут, количество занятий в неделю –
3 раза. Итого – 92 часа в год.
Для учащихся 4 года обучения (10 -11 лет) продолжительность занятий 30 минут, количество занятий в неделю –
3 раза. Итого – 92 часа в год.
Основной формой обучения является занятие.
Особенностью организации образовательного процесса является групповое занятие с ярко выраженным
индивидуальным подходом.
4
Состав групп – постоянный. Наполняемость групп – не менее 10 -15 человек. Группы могут формироваться как
одновозрастные, так и разновозрастные.
Содержанием программы предусмотрены мастер-классы, концерты, конкурсы, тренинги, творческие отчеты.
Цель программы:
Формирование художественной культуры личности ребѐнка средствами хореографии.
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение следующих задач:
образовательные:
- привитие учащимся культуры, свободы, выразительности движений;
- получение теоретических, практических знаний, умений, навыков, необходимых для артиста (танцора);
- обучение выразительному движению в соответствии с образом и характером;
- обучение основам импровизации;
личностные:
- воспитание самостоятельности, культуры общения, дисциплины, добросовестного отношения к труду, общественной
собственности; чувства товарищества и взаимопомощи; активной жизненной позиции;
- развитие эстетической, нравственной культуры поведения учащихся через приобщение к хореографическому
творчеству;
- воспитание лидерских, морально-волевых качеств;
- способствовать развитию коммуникативных способностей.
- формирование потребности
в соблюдении здорового образа жизни, укрепления здоровья;
- введение учащегося в мир традиционной культуры России и народов мира;
метапредметные:
- формирование духовных ценностей, приобщение к нравственным идеалам;
- воспитание интереса к занятиям хореографией;
- формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать явления, события, собственные действия в
ходе образовательного процесса.
Выполнение программы рассчитано на четыре года, или четыре этапа обучения.
Первый этап (первый год обучения). Цель – увлечь учащихся хореографическим творчеством. Задачи - выявить
индивидуальные склонности детей к данному виду деятельности, привить увлеченность к занятиям, дать начальные
знания по хореографии, безопасной жизнедеятельности, помочь ребенку влиться в коллектив; пробуждение интереса к
приобретению специальных знаний и умений. Работа на первом этапе приводит к формированию устойчивых
представлений о хореографическом творчестве.
5
Второй этап (второй год обучения) - увеличение физических нагрузок, более углубленное изучение ранее
пройденного материала, начинается введение в специализацию.
Цель этапа - развить интерес детей и лидерские способности. Задачи - сохранить увлеченность к занятиям, дать
более глубокое понимание пройденного материала. Программа второго года обучения нацелена на дальнейшее
совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий. Особое внимание уделяется
не только привитию детям двигательных навыков, но и проявлению актерских способностей, умению работы в
концертно-массовых мероприятиях.
Работа на третьем этапе (третий год обучения) определяет целью развитие увлеченности выбранной областью
занятий, закрепление интереса к особенностям хореографического творчества, задачи – развитие творческих
способностей, эстетического вкуса и стиля; развитие выносливости и силы.
Четвертый этап (четвертый год обучения) – целью является развитие устойчивой увлеченности
хореографическим творчеством, закрепление интереса к особенностям хореографического творчества через
импровизацию, проявление собственных сочинительских способностей.
Данная программа, предусмотрена для двух групп
Раздел 2. Учебный план
Первый год обучения
№
Всего
Формы аттестации/
Наименование раздела, темы
Теория Практика
п/п
часов
Контроля
диагностика физического развития,
2
1
1
1. Вводное занятие
мониторинг творческих способностей
27
2
25
блиц-опрос
2. Азбука музыкального движения
27
1
26
Наблюдение
3. Играя, танцуем
34
34
Наблюдение
4. Работа над репертуаром
5
1
4
Наблюдение
5. Сценическая практика
1
1
блиц-опрос
6. Итоговое занятие
87
Итого:
92
5
Второй год обучения
№
Всего
Формы аттестации/
Наименование раздела, темы
Теория Практика
п/п
часов
Контроля
1
1
1
Наблюдение
1. Вводное занятие
27
2
25
блиц-опрос
2. Эстрадный танец
6
3. Народно-сценический танец
4. Работа над репертуаром
5. Сценическая практика
6. Итоговое занятие
Итого:
34
2
32
блиц-опрос
24
24
Наблюдение
5
5
Наблюдение
1
1
отчетный концерт
87
92
5
Третий год обучения
№
Всего
Формы аттестации/
Наименование раздела, темы
Теория Практика
п/п
часов
Контроля
1
0
1
Наблюдение
1. Вводное занятие
22
2
20
блиц-опрос
2. Эстрадный танец. Основы джаз-модерн танца
9
1
8
блиц-опрос
3. Классический танец
26
2
24
блиц-опрос
4. Народно-сценический танец
28
28
Наблюдение
5. Работа над репертуаром
5
5
Наблюдение
6. Сценическая практика
1
1
отчетный концерт
7. Итоговое занятие
Итого:
92
5
87
Четвертый год обучения
№
Наименование раздела, Всего
Формы аттестации/
Теория Практика
п/п
темы
часов
Контроля
1
1
Наблюдение
1. Вводное занятие
14
14
блиц-опрос
2. Эстрадный танец.
5
1
4
блиц-опрос
3. Бальный танец
7
1
6
блиц-опрос
4. Классический танец
28
1
27
блиц-опрос
5. Народно-сценический
диагностика физического развития, мониторинг
3
1
2
6. Перевоплощение в артиста
творческих способностей
29
29
Наблюдение
7. Работа над репертуаром
4
4
Наблюдение
8. Сценическая практика
1
1
отчетный концерт
9. Итоговое занятие
7
Итого:
92
87
5
Раздел 3. Содержание учебного плана
Календарно – тематическое планирование. Приложение 1.
3.1. Первый год обучения
1. Вводное занятие
2 часа
Теория: Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по
ТБ. Диагностика физического развития каждого учащегося, работа над выявлением уровня развития творческих
способностей учащихся.
2. Азбука музыкального движения
27 часов
Теория:
- музыкальное вступление, драматургия хореографического произведения;
- музыкальная фраза;
- понятие о графическом рисунке данного танца;
- понятие о средствах выразительности: темп, динамика движения, характер;
- понятие о жанрах: марш, вальс, полька, полонез, галоп, детские, народные, колыбельные песни;
- основные понятия и термины хореографического творчества;
- блиц-опрос всех учащихся по итогам раздела.
Практика:
- основные положения головы, рук, корпуса и ног;
- шаги, прыжки, подскоки в ритме различных жанров;
- отражение в движении ритмической пульсации;
- танцевальные переходы и рисунки;
- дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкально-ритмические упражнения;
- пластика тела, согласно динамическим оттенкам музыки;
- пространственные музыкальные упражнения;
- музыкально-подвижные игры на определение динамики музыкального произведения;
- работа с тестами.
3. Играя, танцуем
27 часов
Теория:
- сложность и особенность совмещения слов с логической постройкой действия;
- наложение творческого образа на танцевальные движения.
Практика:
8
- ходьба и бег в разных характерах и образах;
- прыжковые движения с продвижением и на месте, прямой галоп, подскок;
- образно-танцевальные комбинации и этюды;
- игровой самомассаж и массаж в паре;
- работа с воображаемым предметом;
- игротанцы: хореографические упражнения с атрибутами;
- игры потешки - общеразвивающие упражнения для пальчиков; «Стихи с движениями».
4. Работа над репертуаром
34 часов
Практика: Работа над постановками хореографических композиций, согласно репертуарному плану. Отработка данных
постановок.
5. Сценическая практика
5 часа
Просмотр и анализ видеоматериалов концертов детских коллективов. Выступление на сцене.
6. Итоговое занятие
1 час
Итоговое занятие проводится по форме открытого урока, где учащиеся демонстрируют знания, умения и навыки,
приобретенные за учебный год. Блиц-опрос учащихся по итогам года.
Прогнозируемые результаты
Предметные:
По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать:
основную терминологию в хореографии;
музыкальные термины, определяющие характер музыки;
основные понятия: позиции и положения рук, ног; линия танца и др;
правила техники безопасности;
правила взаимодействия в коллективе.
должны уметь:
различать музыкальный ритм и двигаться в такт с музыкой;
держать осанку, тянуть носки и выполнять базовые танцевальные упражнения из разных направлений
хореографического искусства;
уметь выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами и характером музыки;
уметь определять сильную и слабую доли, выражать их с помощью пластики, мимики, жестов, движений;
ориентироваться в пространстве;
выполнять элементы танцев с перестроением;
выполнять четко и правильно элементы и упражнения танцев самостоятельно и с помощью педагога.
9
Метапредметные:
По окончании 1 года обучения учащиеся научатся:
универсальным учебным действиям;
характеризовать явления, события, давать им и собственным действиям, результатам своего труда объективную
оценку на основе полученных знаний и опыта;
сформировывать духовные ценности и нравственные идеалы.
Личностные:
самостоятельности, культуре общения, дисциплине, добросовестному отношению к труду, общественной
собственности;
взаимопомощи, активной жизненной позиции;
приобретут лидерские, морально-волевых качества.
3.2. Второй год обучения
1. Вводное занятие
1 часа
Теория: Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по
ТБ.
2. Эстрадный танец
27 часов
Теория:
- история появления и значение эстрадного танца;
- понятие о графическом рисунке данного танца;
- особенности средств выразительности: темп, динамика движения, характер;
- блиц-опрос учащихся по итогам раздела.
Практика:
- положение головы, рук, корпуса и ног, характерно эстрадному танцу;
- развитие изоляции частей тела в ходе выполнения комбинаций;
- развитие координации тела в ходе выполнения комбинаций;
- дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкально-ритмические упражнения;
- снятие мышечных зажимов;
- стилевые упражнения на развитие темпоритмических рисунков;
- типы импульса, сила импульса, скорость импульса;
- образно-стилевые хореографические этюды;
10
- понятие «внутренняя жизнь».
3.
Народно-сценический
танец
34 часов
Теория:
- значимость народно-сценического танца;
- особенности эмоциональной окраски при исполнении танцев различных национальностей;
- блиц-опрос о народно-сценическом танце.
Практика:
- комбинации и основные элементы русского танца, эмоциональная окраска данного танца;
- переходы и рисунки;
- народно-сценический танец – массовый танец;
- развитие пластики тела: наклоны, прогибы, выпады;
- ритмические рисунки ногами на смену музыки;
- этюд, основанный на комбинациях русского танца.
4. Работа над репертуаром
24 час
Практика: Работа над постановками хореографических композиций, согласно репертуарному плану. Отработка данных
постановок.
5. Сценическая практика
5 часа
Культура поведения за кулисами и на сценической площадке. Выступление на сцене.
6. Итоговое занятие
1 час
Итоговое занятие проводится по форме отчетного концерта, где учащиеся демонстрируют умения и навыки по
итогам учебного года.
Прогнозируемые результаты
Предметные:
По окончании 2 года обучения учащиеся должны знать:
комбинации и основные элементы русского танца;
переходы и рисунки;
особенности средств выразительности: темп, динамика движения, характер;
должны уметь:
выполнять простые и сложные элементы;
11
исполнять основные движения и танцевальные этюды;
самостоятельно исполнять танцевальные движения;
самостоятельно придумывать движения, фигуры, танцевальные перестроения;
создавать собственные танцевальные этюды, используя движения и элементы, выученные на уроках;
выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
контролировать и координировать своѐ тело;
сопереживать и чувствовать музыку;
проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
выражать различные эмоции в мимике и пантомимике.
Метапредметные:
По окончании 2 года обучения учащиеся научатся:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, работать
в группе и индивидуально.
Личностные:
оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей; осознанно, уважительно и
доброжелательно относиться к мнению других людей.
3.3.Третий год обучения
1. Вводное занятие
1 часа
Теория: Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ.
2. Эстрадный танец
22 часов
Теория:
- особенности подачи и исполнения элементов эстрадного танца;
- понятие о графическом рисунке данного танца;
- характер музыкального сопровождения эстрадного танца;
- история появления и значение данного направления хореографии;
- блиц-опрос учащихся о синтезе эстрадного танца.
Практика:
- силовые упражнения на все группы мышц;
- эпизоды кардиотренировок;
12
- комбинации с использованием изоляции, координации и полицентрии;
- синхронность при групповом исполнении постановок в современном стиле;
- дыхательные, ритмико-гимнастические, музыкально-ритмические упражнения;
- художественное восприятие музыки, ее оценка.
- комбинации и основные элементы танца;
3.
Классический танец
9 часов
Теория:
- понятие об основных танцевально-классических движениях.
-термины классического танца.
- понятие об экзерсисе.
- блиц-опрос по итогам изучения данного раздела.
Практика:
- освоение поз и движений классического танца.
4. Народно-сценический танец
26 часов
Теория:
- разновидность вертушек, дробей и т.д.
- блиц-опрос о народно-сценическом танце.
Практика:
- комбинации и основные элементы русского народного танца, эмоциональная окраска данного танца;
- переходы и рисунки;
- трансформация хореографии русского народного танца – стилизация;
- элементарные трюковые комбинации в стиле русского народного танца;
- дробные выстукивания.
- блиц-опрос.
5. Работа над репертуаром
28 часов
Практика: Работа над постановками хореографических композиций, согласно репертуарному плану. Отработка данных
постановок.
6.
Сценическая практика
5 часов
13
Устройство сцены: арьерсцена, колосники, планшет, авансцена, «карман», кулисы, декорации, одежда сцены и
другое. Выступление на сцене.
7. Итоговое занятие
1 час
Итоговое занятие проводится по форме отчетного концерта, где учащиеся демонстрируют умения и навыки,
приобретенные за учебный год.
Прогнозируемые результаты
Предметные:
По окончании 3 года обучения учащиеся должны знать:
историю появления и значения направлений в хореографии;
термины классического, народного танцев;
комбинации и основные элементы народного, классического, танца;
устройство сцены и т.д.
должны уметь:
выполнять сложные элементы;
самостоятельно придумывать движения, фигуры, танцевальные перестроения;
создавать собственные танцевальные этюды, используя движения и элементы, выученные на уроках;
выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
сопереживать и чувствовать музыку;
проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
выполнять элементарные трюковые комбинации в стиле русского народного танца;
выполнять дробные выстукивания.
Метапредметные:
По окончании 3 года обучения учащиеся научатся:
сформировывать духовные ценности и нравственные идеалы;
Личностные:
оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей; осознанно, уважительно и
доброжелательно относиться к мнению других людей.
3.4. Четвертый год обучения
14
Вводное занятие
1 часа
Цель и задачи предстоящего года обучения. Перспективы и требования. Расписание занятий. Инструктаж по ТБ.
2. Эстрадный танец.
14 часов
Практика:
- комбинации и основные элементы танца;
- синхронность при групповом исполнении постановок в современном стиле;
1.
3.
Бальный танец
5 часов
Теория:
- история появления и значение данного направления хореографии;
- особенности вальса;
- блиц-опрос.
Практика:
- положение головы, рук, корпуса и ног, характерно бальному танцу;
- парное исполнение вальса;
4. Классический танец
Теория:
-термины классического танца.
- блиц-опрос по итогам изучения данного раздела.
Практика:
- освоение поз и движений классического танца.
7 часов
5. Народно-сценический танец
28 часов
Теория:
- термины народного танца.
- блиц-опрос по итогам изучения данного раздела.
Практика:
- комбинации и основные элементы русского народного танца, эмоциональная окраска данного танца;
- переходы и рисунки;
- трансформация хореографии русского народного танца – стилизация;
- элементарные трюковые комбинации в стиле русского народного танца;
- дробные выстукивания.
15
- вертушки.
- блиц-опрос.
6. Перевоплощение в артиста
3 часа
Теория: Важность и особенность раскрепощения себя в жизни и на сцене. Секрет успеха артиста – ощущение
«легкости» на публике.
Практика:
- тренинги на внезапность, раскрепощение, воображение;
- примерка ситуаций разного характера на себя;
- взаимодействие артиста и зрителя;
- сюжетный этюд с ярко выраженными характерами учащихся и демонстрацией индивидуальных физических
возможностей;
- диагностика физического развития каждого учащегося;
- работа над выявлением уровня развития творческих способностей учащихся.
7. Работа над репертуаром
29 часов
Практика: Работа над постановками хореографических композиций, согласно репертуарному плану. Отработка данных
постановок.
8. Сценическая практика
4 часа
Практика: Законы сцены: направление движения, время, пространство, законы бытия, особенности взаимодействия
артиста и зрителя. Выступление на сцене.
9. Итоговое занятие
1 час
Итоговое занятие проводится по форме отчетного концерта, где учащиеся демонстрируют умения и навыки, в
результате освоения данной программы.
Прогнозируемые результаты
Предметные:
По окончании 4 года обучения учащиеся должны знать:
теоретический курс по хореографии;
устройство сцены;
16
комбинации и основные элементы народного, классического, танца;
должны уметь:
грамотно и технично исполнять танцевальные элементы, комбинации, этюды;
выполнять танцевальную лексику выразительно, образно, в соответствии с ритмом, темпом, стилем, характером;
самостоятельно импровизировать на заданную музыкальную тему;
объяснять в доступной форме технику исполнения движений;
находить, анализировать ошибки и исправлять их;
Метапредметные:
По окончании 4 года обучения учащиеся научатся:
сформировывать духовные ценности и нравственные идеалы;
коллективному взаимодействию, выступлению на различных концертных площадках.
Личностные:
взаимодействовать со сверстниками, партнѐрами по танцу в процессе творческой деятельности;
держаться на сцене;
оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей; осознанно, уважительно и
доброжелательно относиться к мнению других людей.
Раздел 4. Планируемые результаты
4.1. Предметные результаты:
- знать о роли хореографических занятий на общее психологическое и физическое состояние организма;
- владеть профессиональной терминологией на французском и английском языках;
- знать отличительные особенности направлений танца: классического, эстрадного, бального и народно-сценического.
- уметь выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами и характером музыки;
- следить за правильным положением рук, корпуса, ног и головы во время движения;
- владеть основами импровизации;
- выполнять основные элементы эстрадного, бального и народного танцев: движения, шаги, прыжки, хореографические
комбинации, переходы и рисунки в усложнѐнных вариантах;
- выполнять комплексы дыхательных, ритмико-гимнастических, музыкально-ритмических упражнений;
- уметь слушать музыку, понимать еѐ характер, настроение, знать музыкальные термины, определяющие характер
музыки;
17
- уметь определять сильную и слабую доли, выражать их с помощью пластики, мимики, жестов, движений.
4.2. Личностные результаты:
- сформированы навыки самообслуживания, самостоятельности, культуры общения, дисциплины, добросовестного
отношения к труду, общественной собственности; чувства товарищества и взаимопомощи; выражения и отстаивания
своей жизненной позиции;
- сформированы эстетическая, нравственная культуры поведения учащихся через приобщение к хореографическому
творчеству;
- приобретены лидерские, морально-волевые качества, уважения к национальным традициям; умения отстаивать свое
мнение;
- знание и применение правил гигиены и здорового образа жизни.
4.3. Метапредметные результаты:
- освоены универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями (ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными,
информационными, коммуникативными, социально-трудовыми);
- приобретены навыки аналитического мышления, умения характеризовать явления, события, давать им и собственным
действиям, результатам своего труда объективную оценку на основе полученных знаний и опыта;
- сформированы духовные ценности и нравственные идеалы;
- сформировано аналитическое мышление, умения объективно оценивать явления, события, собственные действия в
ходе образовательного процесса.
Раздел 5. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации.
5.1. Календарный учебный график.
Дата начала и окончания
1 год обучения: 09.09 – 25.05
учебного периода
2 год обучения: 10.09 – 27.05
3 год обучения: 09.09 – 28.05
4 год обучения: 09.09 – 28.05
Количество учебных недель
34
Продолжительность каникул
28 дней (каждая четверть)
Место проведения занятия
МБОУ СОШ п. Де-Кастри, гимнастический зал.
Режим занятий
1 год обучения: 3 раза в неделю по 1 часу
18
2 год обучения: 3 раза в неделю по 1 часу
3 год обучения: 3 раза в неделю по 1 часу
4 год обучения: 3 раза в неделю по 1 часу
Форма занятий
групповые занятия
Сроки контрольных процедур
начало, середина, конец учебного года
Сроки конкурсов, фестивалей
март, май, июнь
Участие в концертных
День знаний, Новый год, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Международному
программах
женскому Дню, фестиваль «Звѐзды над проливом», праздник «За честь школы» и др.
Календарный
учебный график составляется отдельно на каждую учебную группу.
5.2. Условия реализации программы
Практический опыт многолетней работы показывает, что в выборе методов обучения, в организации учебного
процесса необходимо учитывать специфику данной программы, и для успешной ее реализации необходимо соблюдение
следующих условий.
1. Кадровое обеспечение:
Педагог, работающий по данной программе, должен обладать профессиональными знаниями в хореографическом
творчестве, знать специфику дополнительного образования, иметь практические навыки в сфере организации
интерактивной деятельности детей.
2. Материально-техническое обеспечение:
Помещение, в соответствии с требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 – 3 кв.м. на одного человека. Техническое
оснащение: музыкальный центр, компьютер, фотоаппарат, видеокамера, USB накопитель, диски с аудиозаписями.
3. Информационное обеспечение:
Специальная литература. Аудио-, видео-, фото- материалы. Интернет источники.
5.3. Формы аттестации
Формы аттестации: открытое занятие, блиц-опросы, концертная деятельность, творческий отчет коллектива,
видео- и фото- материалы.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;
№
Критерий
Высокий уровень
19
Средний
уровень
Низкий
Уровень
1.
2.
3.
- музыкально исполняет
движения;
- развито чувство ритма;
- чутко реагирует на
интонационные и темповые
оттенки звучания;
- ощущает построение
музыкальной фразы;
Уровень сформированности
- схватывает характер счета;
музыкальности и чувства
- легко справляется с
ритма
ритмическими заданиями;
- безошибочно вступает на
нужной доле музыкального
такта;
- движения гармонично
сливаются с музыкой;
- танцует красиво и
ритмично
- при маршировке корпус
держит прямо, шаг четкий,
правильная отмашка рук;
- свободно справляется со
Уровень развития
сложными движениями;
координации тела и движений - марширует уверенно и
красиво
Уровень сформированности
собранности, умение
концентрировать свое
- предельно собранный и
внимательный;
- точно и музыкально
20
- достаточно музыкально и
ритмично исполняет
движения;
- ощущает построение
музыкальной фразы;
- схватывает характер счета;
- несколько неуверенно
исполняет движения при
темповом изменении в
музыке;
- движения не всегда
совпадают с музыкой
- слабо владеет музыкальноритмическими навыками;
- не чувствителен к темпу,
ритму, фразировке мелодий;
- движения неуверенны, часто
в «разрез» с музыкой;
- не умеет самостоятельно
вступить в нужной доле такта
- достаточно правильно
координирует свои
движения;
- точно и уверенно
выполняет простые
маршевые движения;
- марширует не совсем
красиво, корпус не
подтянутый, отмашка рук
вялая
- может быть собранным и
внимательным;
- движения выполняет
- не умеет координировать
свои движения;
- маршируя, не владеет
принципом
«противодвижения»;
- корпус наклоняет вперед,
шаг неуверенный, отмашка
рук неправильная
- несобранный, внимание
рассеянное;
- редко справляется с
внимание
правильно, согласно своему выполнением задания
счету;
самостоятельно;
- недостаточно владеет
- не владеет умением
умением сосредоточиться,
концентрировать свое
часто отвлекается
внимание
- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к
порядку и условиям реализации программ.
Проводятся:
входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня
развития и подготовки детей);
текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится с целью определения
степени усвоения учебного материала);
промежуточная, проводимая по окончании учебного года с целью определения результатов обучения;
итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения
уровня развития детей, их творческих способностей.
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое
наблюдение, педагогический анализ результатов зачетных листов, опросов, выполнения заданий, практических занятий,
и т.д.
Результаты представляются в личной карточке учащегося (таблица №1).
Критерии
оценок
ФИО
Качество
выполнения
элементов в танце
выполняет движения;
- владеет умением
концентрировать свое
внимание
Синхронность и
техника исполнения
Развитие
навыков
Уровень сформированности
музыкальности и чувства
ритма
Уровень развития
координации тела и
движений
Участие в
концертах и
конкурсах
Таблица № 1
5.4. Формы и виды контроля
Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Ритм»
и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются почетные грамоты, разработанные руководителем ансамбля и
утвержденные директором МБОУ СОШ п. Де-Кастри .
Раздел 6. Методические материалы
Основной формой обучения является занятие. При этом используются беседы, дискуссии, встречи с артистами
концерты, упражнения, импровизация, конкурсы и фестивали, зачетные задания, наблюдение, открытое занятие,
презентация, тренинг и т.д..
21
В зависимости от возрастных, психофизиологических особенностей детей, уровня сформированности их
интересов и наличия способностей определяются формы, методы, приемы организации образовательного процесса.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
6.1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях:
импровизация, двигательные упражнения – образы.
6.2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются
элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология,
историческая справка и др.
6.3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает
интерес
к
занятиям.
6.4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и
навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического
решения.
6.5. Аналитический метод (сравнение и обобщение разученного материала).
В соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» применяются следующие методы воспитания:
- стимулирование творческого потенциала и познавательной активности в области хореографического творчества и
творчества в целом;
- мотивация к ведению здорового образа жизни.
Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся – приоритетному направлению в
Хабаровском крае.
В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:
- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебнопедагогической деятельности,
- любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов,
- построение учебного занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Учебные занятия группируются на основе единства педагогических целей:
- по получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение знаний,
- по закреплению знаний и умений,
- по обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и умений с целью выработки способности
переносить знания и умения в новые условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки
результатов деятельности каждого учащегося.
22
Особенности занятия по хореографии (в отличие от школьного урока): строится на не стандартизированном
программном материале, носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности
учащихся. Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной, с подведением итогов и
рефлексией.
6.6 Структура занятия:
1. Начальная организация, сосредоточение внимания, эмоциональный и психологический настрой.
Подготовка организма учащихся к работе в основной части занятия.
2. Основная часть делится на этапы: обучение – проработка – закрепление – контроль. Результат –
формирование новых знаний, умений, навыков.
3. Снижение физической нагрузки и рефлексия занятия, мониторинг знаний, умений, навыков и
творческого развития.
Учитывая, что в ансамбль принимаются дети без хореографической подготовки, одной из задач хореографа
является здоровьесбережение, укрепление здоровья учащихся и коррекция некоторых недостатков их физического
развития. Поэтому одним из основных направлений работы является наблюдение за влиянием хореографического
творчества на физическое состоящие детей.
Основными методами наблюдения за физическим развитием человека являются внешний осмотр (соматоскопия),
измерения – антропометрия (соматометрия): формы грудной клетки, живота, ног, степени развития мускулатуры,
жироотложений, состояния опорно-двигательного аппарата и другое.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов - разработок для
проведения занятий (раздаточный материал, тесты, анкеты, контрольные упражнения, личные карточки обучающегося и
др.). Для продуктивного образовательного процесса в классе имеется фонотека и видеотека.
Используются интерактивные методики: коллективное решение творческих задач, ролевые игры, презентации с
использованием различных вспомогательных средств с обсуждением, постановка эксперимента – импровизация, мастерклассы артистов, профессиональных коллективов. Особое внимание уделяется рефлексии.
Учащиеся получают представление о выразительности танцевальных движений, стремятся к совершенствованию
своих движений – выразительности, легкости, стиле и грации. Для выступлений, согласно каждой композиции, имеются
костюмы и танцевальная обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки, балалайки и т.д.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор педагогом
рациональной и доступной системы методов и приемов обучения.
В ходе образовательного процесса сочетаются различные методики обучения. В данной программе используются
теоретические идеи, методики и разработки авторов: В.П. Сердюкова, С.Е. Бахто, А.А. Борлова «Программа для
23
хореографических отделений школ искусств, хореографических школ», Применяются следующие принципы обучения:
доступность, последовательность, сотрудничество, дифференциация и индивидуализация.
Внешние связи: связь с образовательными учреждениями, учреждениями культуры.
6.7. Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.
Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие
хореографические принципы:
принцип формирования у учащихся художественного восприятия через пластику;
принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
6.7.1.Принципы дидактики:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
- принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
- принцип
опоры
на
возрастные
и
индивидуальные
особенности
учащихся;
- принцип доступности и посильности;
- принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных
целях.
6.7.2. Приемы:
• комментирование;
• инструктирование;
• корректирование.
Предусмотрено при реализации программы размещение методических и дидактических материалов на ресурсах в
информационно-коммуникационной сети «Интернет», в печатном виде, в машиночитаемом виде, в формате, доступном
для чтения, на электронных устройствах, в наглядном виде.
Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в объединении являются
педагогические
6.7.3. технологии обучения:
1. Здоровьесберегающие технологии. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить
национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных
государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно
и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для детей школьного возраста.
24
Здоровье – это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое,
психическое и социальное благополучие и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и
деятельности личности.
Социальное здоровье: на занятиях хореографией вместе с учащимися мы находим положительные точки
соприкосновения друг с другом, а также укрепляем собственное здоровое социальное поведение. Благодаря массовым
мероприятиям учреждения достигается развитие чувства коллективизма, что формирует у учащихся чуткое и трепетное
отношение друг к другу и к окружающим.
Духовно-нравственное здоровье: у учащихся формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные
качества
личности:
вежливость,
деликатность,
чуткость,
отзывчивость,
честность,
толерантность,
дисциплинированность, трудолюбие и коммуникабельность. Воспитываются интерес к традициям и обычаям своего
народа, чувство уважения старшего поколения; создается эмоционально благополучная атмосфера в объединении, где
взаимоотношения построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок чувствует себя желанным и
защищенным, благодаря привлечению учащихся к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для
семьи, школы.
Интеллектуальное здоровье: учащиеся приспосабливаются правильно понимать поведение окружающих людей
и друг друга. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной
адаптации. Интеллект - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с окружающими людьми,
продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Уровень интеллекта у учащихся
повышается за счет употребления профессиональной терминологии на французском и английском языках. Также и
физическая активность способствует повышению работоспособности головного мозга.
Чтобы укрепить психическое здоровье учащихся со стороны педагога проявляется интерес к делам учащихся;
поощряется физическую активность, учитываются интересы каждого; прививается стремление к здоровому образу
жизни; дается возможность реализовать себя творчески.
Физическое здоровье напрямую зависит от оптимального соотношения физической активности и отдыха.
Регулярные упражнения обеспечивают высокий уровень иммунитета, улучшают обмен веществ и кровообращение,
нормализуют давление, увеличивают силу и выносливость. При планировании физических нагрузок обязательно нужно
исходить из возрастных и физиологических особенностей учащегося, учитывать состояние здоровья. Нагрузки должны
быть оптимальными: недостаточные – неэффективны, чрезмерные – вредят организму. Кроме того, со временем
нагрузки становятся привычными и их необходимо постепенно увеличивать. Их интенсивность определяется
количеством повторений упражнений, амплитудой движений и темпом выполнения.
Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления возможно только при условии реализации единой
программы о формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья детей в семье и
25
учреждении образования. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является установление
партнерских отношений педагога с родителями. Они предполагают наличие высокого уровня взаимного доверия и
возможность организовать конструктивный диалог, определять пути эффективной помощи детям. Без партнерства даже
самый квалифицированный педагог, использующий самые современные методы, не добьется большого успеха.
Формы работы с родителями: родительское собрание (групповая консультация), индивидуальная консультация,
открытое занятие, отчетный концерт, взаимодействие через интернет, памятки для родителей и консультации по
телефону.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в студии: музыкотерапия, дыхательные практики, развитие
мелкой моторики, ритмопластика, сказкотерапия, психогимнастика, игрогимнастика, релаксация.
1.1. Музыкотерапия: занятия хореографией проводятся под музыкальное сопровождение разного жанра. В свою
очередь, классическая музыка сочетает в себе ритмическое и волновое воздействие. Она помогает гармонизировать
внутренние ритмы. Кроме физического воздействия, музыка вызывает в душе бурю чувств и эмоций, также музыка
способна влиять на настроение, частоту дыхания, артериальное давление, улучшает работу внутренних органов,
избавляет от стресса и переутомления, служит профилактикой различных заболеваний, укрепляет иммунитет,
нормализует работу нервной системы. А также музыка развивает чувство ритма.
Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Классическая музыка вызывает приятные эмоции, повышает
тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулирует дыхание, кровообращение. Самый большой эффект
от музыки – это профилактика и лечение нервно – психических заболеваний (по данным психотерапевта С. Мамулова).
На занятиях звучат произведения следующих классиков: П.Чайковский, Е.Глинка, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Л.Бетховен, И.С.Бах, И.Штраус, В.А.Моцарт, Л.Минкус и многих других.
1.2. Дыхательные практики являются неотъемлемой частью оздоровительного режима, способствуя развитию и
укреплению грудной клетки. На занятиях хореографией ведется работа над развитием силы, плавности, длительности
выдоха. Благодаря тому, что каждая комбинация сопровождается правильным, размеренным дыханием,
предупреждаются простудные заболевания, укрепляется дыхательная мускулатура, очищается слизистая оболочка
дыхательных путей, улучшается самочувствие учащихся.
Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для увеличения выносливости.
1.3. Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук является мощным средством повышения
работоспособности головного мозга, что способствует умственному и речевому развитию, выработке основных
элементарных умений, формированию графических навыков. Роль стимула развития центральной нервной системы, всех
психических процессов, и, в частности, речи играет совершенствование тонкой моторики кистей и пальцев рук.
1.4.Ритмопластика – двигательные и коррекционные упражнения, благодаря которым происходит коррекция и
развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные
26
качества, саморегуляция, произвольность движений и поведения. Это пластичные движения, которые носят
оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и
растяжением мышц.
1.5. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития личности, расширения сознания и
совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Сказка многогранна, как и сама жизнь, она несет
в себе культуру, мировоззрение своего народа. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок
воспринимает учебный материал легче и быстрее, учится решать актуальные для него в данный период проблемы.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности.
1.6. Психогимнастика – один из невербальных методов групповой психотерапии, в основе которого лежит
использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Коррекционная
направленность занятий предполагает исправление двигательных, поведенческих расстройств. Психогимнастика
предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.
1.7. Игрогимнастика – данная технология служит основой для освоения различных видов движений, таких как:
строевые, общеразвивающие, а также на расслабление мышц и на укрепление осанки. Очень важно давать точные
инструкции учащимся для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или
расслабляют.
1.8. Релаксация – система приемов, способствующих глубокому мышечному расслаблению и внутреннему
состоянию покоя. Релаксация экономит силы, которые обычно учащийся тратит на напряжение мышц и которые нет
нужды задействовать в данный момент. Эту энергию лучше использовать на более важные вещи. Релаксация
способствует снятию мышечных зажимов. Постоянное неосознанное напряжение определенных групп мышц приводит к
созданию «мышечного панциря»: гипертонуса рук или ног, перекошенного лица, головы, втянутой в плечи.
2. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.
Данная технология позволяет организовать обучение в тех формах, которые традиционно применяются на
занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве включает индивидуально-групповую работу и
командно-игровую работу. В первом случае учащиеся разбиваются на группы по несколько человек. Группам дается
определенное задание, например, самостоятельно составить танцевальный этюд. Это эффективная работа для усвоения
нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например,
индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают друг другу. Члены команды
просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на недочеты. Основные принципы педагогики сотрудничества:
- учение без принуждения;
- право на свою точку зрения;
- право на ошибку;
27
- успешность;
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
Для того чтобы ребенок ощущал эмоциональное благополучие, чтобы ему было уютно и комфортно на занятии,
должна быть создана нужная атмосфера, важными составляющими которой являются взаимное уважение, искренность,
юмор и веселье. При такой атмосфере дети смогут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы, то
есть постепенно начнет создаваться атмосфера сотрудничества.
3. Информационные технологии используются для обеспечения материально-технического оснащения.
Деятельность ансамбля предполагает постановку хореографических постановок и проведение концертных выступлений.
Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям
используются компьютерные технологии. Применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные файлы;
- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото- и видеоматериалы коллектива;
- поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.
Компьютер даѐт возможность воспитанникам: - эффективно осуществлять поиск и переработку информации;
- пользоваться почтовыми услугами Интернета.
Кроме того, мной создан и ведется личный сайт, на котором отражены успехи, новости, фотоальбомы и отчеты о
мероприятиях ансамбля «Ритм».
При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с
традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.
4. Технология проблемного обучения. В целях повышения эффективности воспитательной работы важно
использовать проблемную методику. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через
открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон хореографического творчества, закономерность, свойства,
способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на
инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. Принципы проблемного
обучения: самостоятельность учащихся; развивающий характер обучения; интеграция и вариативность в применении
различных областей знаний; использование дидактических алгоритмизированных задач.
В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика
предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить
детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не
28
касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке педагога, активно включаются в
творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного.
Разумный педагог доверяет учащемуся, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети,
столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа.
Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети
правильно понимали содержательную сторону хореографического творчества.
Раздел 7.Условием реализации программы является еѐ выполнение, обучение с применением новых
информационных технологий, методической литературы, где в доступной форме описаны стандарты хореографических
умений. Умело организованный контроль на каждом этапе обучения – это гарант достижений учащимися знаний,
умений, навыков, обозначенных в программе. Для реализации программы необходимо:
1. На занятиях использовать систему творческих заданий.
2. Совершенствовать технику исполнения танца.
3. Поощрять и поддерживать стремление добиваться успехов.
4. В процессе обучения использовать различные приѐмы для обучения танцам, использовать видео материал, наглядные
пособия.
Занятия актерским мастерством и параллельно хореографией дают хороший результат развития чувства ритма.
Но это задача не из легких, поэтому требует большей самоотдачи учащегося.
Вышеизложенные принципы, формы, методы реализации программы делают ее привлекательной для детей,
которые никогда потом не перестанут себя чувствовать причастными к творчеству.
Результаты реализации программы «Ритм» Учащиеся детского хореографического ансамбля «Ритм»
принимают активное участие и становятся победителями конкурсов
Порядок проверки и утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм» обсуждается на методическом,
принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора МБОУ СОШ п. Де-Кастри. Разработана в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N
1008 г. Москва. В соответствии с требованиями СанПиН определяются количественный состав учащихся в
объединении, их возрастные категории.
Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.
29
На сайте МБОУ СОШ п. Де-Кастри размещена информация о реализуемой программе, численности учащихся по
ней, материально-техническом обеспечении.
МБОУ СОШ п. Де-Кастри приняты локальные нормативные акты по основным вопросам организации и
осуществления образовательной деятельности:
- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам;
- образовательная программа, включающая учебный план, календарные учебные графики, реализуемых дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ;
- положение о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся;
- правила внутреннего распорядка учащихся;
- положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МБОУ СОШ п.
Де-Кастри и учащимися и (или) их родителями (законными представителями).
30
Законодательная база:
1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4. Программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
5. Законодательные и нормативные акты Министерства образования РФ и Хабаровского края;
Цифровые образовательные ресурсы:
1. http://horeograf.ucoz.ru
2. madou219-kem.ucoz.ru
3. terpsihora.net/index.php/uroki/…
4. need4dance.ru
5. horeografiya.com
6. isadoradance.ru
7. tanci-palitra.com.ua/programmy-i…
- для детей и родителей:
1. Бардина С.Ю. «Балет, уроки», Москва, 2005 г.
2. Детская энциклопедия «Балет», Москва, 2010 г.
3. Детский хореографический журнал «Студия Пяти па», 2015 г.
4. Журнал «PROТАНЕЦ», Москва, 2017 г.
5. Проспект «Национальное шоу России», 2012 г.
6. Проспект «45 лет кафедре хореографического искусства», СПбГУП 2017 г.
31
32