МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В. РУДНЕВА
п. ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
МБОУ СОШ п. Де-Кастри
_____________/ Богословская Л.А
«___»________2023 г.
«Утверджаю»
Директор школы
МБОУ СОШ п. Де-Кастри
___________/Т.В. Степанова
«___»________2023 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«ВОЛЕЙБОЛ»
Физкультурно-спортивной направленности
(модифицированная)
Срок реализации программы – 2 года
Возраст обучающихся 12-17 лет
Де-Кастри
2023 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической
направленности «Волейбол» разработана на основе:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября
2014 г. № 1726-р.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. No 196
―Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам‖.
«Примерные
требования
к
содержанию
и
оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей
(письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей
Устава МБОУ СОШ п.Де-Кастри.
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей
детей, приобретение ими определенных знаний и умений. Она ориентирована
на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на
уровне практического применения.
Направленность образовательной программы
Направленность дополнительной образовательной программы
волейбола физкультурно-спортивная. В настоящее время происходит резкое
снижение уровня здоровья школьников, растѐт количество детей, имеющих
всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности опорнодвигательного аппарата. Укрепление здоровья школьников является одной
из важнейших задач социально-экономической политики
нашего
государства. Воспитывая в школьниках самостоятельность, тренер помогает
им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте.
Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано
с реализацией им собственных потребностей в:
Самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям,
определении своих возможностей);
Самореализации (раскрытие своих возможностей и личностных
качеств);
2
Самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или
иным социальным группам);
Педагогам важно создать для учащихся такое пространство, которое
отвечало бы их возрастным потребностям и при этом благоприятно
отражалось на нравственном
развитии. Тренеры-преподаватели
поддерживают природное любопытство учащихся, неуѐмную физическую
энергию, желание заниматься спортом. Попадая в новую обстановку,
учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными
человеческими отношениями.
При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных
переживаниях, включении в групповую работу у них появляется
принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать
себе и другим.
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020
года, принятая Правительством Российской Федерации 7 августа 2009г.,
определяет основные направления развития и значение физической культуры
и спорта в стране как создание условий для здорового образа жизни граждан,
приобщение к систематическим занятиям физической культурой и спортом,
повышение массовости физической культуры и спорта, обеспечение доступа
к развитой спортивной инфраструктуре, повышение конкурентоспособности
российского спорта, пропаганду нравственных ценностей физической
культуры и спорта.
Создавая программу учебно-тренировочных занятий по волейболу
для детей 12-17 лет, опираюсь на типовую учебную программу по волейболу
для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских спортивных школ олимпийского резерва (авторы - составители:
Ю.Д. Железняк, доктор пед. наук; А.В. Чачин, кандидат пед. наук; Ю.П.
Сыромятников, доктор мед. наук). Программа разработана на основе
нормативных требований по физической и спортивно-технической
подготовке юных спортсменов, сформированные на основе научнометодических материалов и рекомендаций по подготовке спортивного
резерва, опыт работы спортивных школ по волейболу. Программа
составлена на основании нормативно-правовых документов, регулирующих
деятельность спортивных школ, в ней отражены основные принципы
спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных
исследований, опыт работы спортивных школ по волейболу.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить
большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование
3
тактических приемов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и
повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация
программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в
других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по
ходу реализации программы, предполагается использование тестирования
для перехода на следующий этап обучения, поиск информации в интернете,
просмотр учебных программ, видеоматериала и т. д.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и
детского
населения
России
в
последнее
десятилетие
значительно
понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа
жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам.
Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни
необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна
на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток
двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной
нагрузкой,
имеет
оздоровительный
эффект,
а
также
благотворно
воздействует на все системы детского организма.
На уроках физической культуры учащихся получают определенные
навыки игры в волейбол, но для этого в учебной программе отведено
небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве
овладеть навыками игры. Данные занятия позволяют учащимся получить
определѐнные навыки игры в волейбол. Занятия способствуют укреплению
костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в
организме. В процессе занятий волейболист достигает гармоничного
развития своего тела, красоты и выразительности движений. Занятия
рассчитаны на учащихся 12-17 лет и реализуются в течение учебного
года. Программа служит основным документом для эффективного
построения многолетней подготовки резервов квалифицированных
волейболистов и содействия успешному решению задач физического
воспитания детей школьного возраста.
Педагогическая целесообразность в ходе реализации программы у
детей будут улучшены физические качества: сила, ловкость, выносливость, а
так же ориентировка в пространстве.
4
Произойдут качественные изменения в двигательном аппарате.
Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепят
костную систему, суставы станут более подвижными, повысится сила и
эластичность мышц.
Обучение содержанию программного материала построено на основе общих
методических положений;
-от простого к сложному,
-от частного к общему,
- с использованием технологий личностно - ориентированного подхода в
обучении.
Развитие двигательных качеств на всех этапах подготовки проходит в
соответствии с сенситивными возрастными периодами.
Цель программы: обучение основам игры в волейбол.
Задачи:
обучать техническим приѐмам и правилам игры, тактическим
действиям, приѐмам и методам контроля физической нагрузки при
самостоятельных занятиях;
развить физические и мыслительные способности;
воспитывать выработку организаторских навыков и
умения
действовать в коллективе;
Отличительные особенности данной программы
При достаточно ограниченном выборе учащихся тренер-преподаватель
зачисляет в группы начальной подготовки всех желающих заниматься
волейболом. Поэтому главным направлением учебно-тренировочного
процесса является:
1. Создание условий для развития личности юных волейболистов.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и
общественной гигиены, организация врачебного контроля.
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и
ответственности юных волейболистов.
4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и
тактической подготовленности юных волейболистов.
Условия приема на обучение по программе
5
На обучение по программе принимаются дети в возрасте 12-17 лет,
проявляющие интерес к занятиям по волейболу, допущенные врачом к
занятиям физической культурой.
Два раза в год (декабрь, май) в учебно-тренировочных группах проводятся
контрольные испытания по общей, специальной физической и технической
подготовке. При условии выполнения разрядных норм возможно зачисление
подростка сразу в группу 2-го года обучения (минуя 1-й год).
Сроки реализации программы
Программа курса волейбол рассчитана на два года. Занятия проходят 2
раз в неделю по 1.5 часа. Включает в себя теоретическую и практическую
часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики
игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические
приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 15-17 лет
целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения,
технику передач и учебно-тренировочные игры. В данной программе
представлено содержание работы на двух этапах: 1 – начальной подготовки,
2 – учебно-тренировочной.
Первый год - 108 часов, второй год-108 часов. Форма реализации
программы – очная.
Режим занятий
Программа по волейболу реализуется на базе МБОУ СОШ п. Де-Кастри.
Занятия проводятся в спортивном зале два раза в неделю по 90 минут.
Режим занятий, наполняемость групп на разных этапах подготовки.
Наименование этапа
Год
Обучения
Кол-во
Количество
обучающихся учебных
недель
Кол-во
в
неделю
занятий Часов
Начальная
подготовка
1-ый год
15-20
35/108
2
1.5
Учебнотренировочный
режим
2-ой год
15-20
35/108
2
1.5
Формы организации занятий
Основными формами учебно-воспитательного процесса при реализации
программы
являются:
Групповые, теоретические и практические занятия,
Соревнования различного уровня (тренировочные, школьные,
районные),
Подвижные игры,
Эстафеты,
6
квалификационные испытания.
Определяющей формой организации образовательного процесса по
данной программе является секционные, практические занятия и
соревнования по волейболу. Главная задача педагога дать учащимся
основы владения мячом, тактики и техники волейбола. Образовательный
процесс строится так, чтобы учащиеся могли применить теоретические
знания на практике, участвуя в соревнованиях.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№п/п Наименование раздела
Количество часов
Всего
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Введение.
История возникновения и развития
волейбола. Правила безопасности
при занятиях волейболом. Правила
игры. Понятие о гигиене, правила
гигиены личной и общественной.
Режим дня спортсмена.
Общеразвивающие
(ОРУ)
упражнения
Общая
физическая
подготовка
(ОФП)
(Подготовительные упражнения.)
Техническая подготовка (ТП)
(Стойка игрока. Приѐмы и передачи
мяча двумя руками снизу, двумя
руками сверху. Подачи снизу.
Прямые
нападающие
удары.
Защитные
действия
- блоки,
страховки).
3
Теория
Практика
3
15
15
42
3
39
12
3
9
Специальная физическая подготовка
27
(СФП)
(Подвижные игры. Эстафеты).
Тактическая подготовка (ТП)
6
(Тактика подач. Тактика передач.
Тактика приѐмов мяча).
27
3
3
7
7.
Контрольно-оценочные
переводные испытания
Итого:
и
3
108
3
12
96
Содержание программы 1-го года обучения
Введение
История возникновения и развития волейбола.
Правила безопасности при занятиях волейболом.
Правила игры.
Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной.
Режим дня спортсмена.
Общеразвивающие упражнения
ОРУ на месте без предметов
ОРУ в движении без предметов
ОРУ с набивными мячами
ОРУ с волейбольными мячами
ОРУ в парах
Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория
Значение ОФП в подготовке волейболистов.
Практика
Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты
сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приѐмов,
скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной,
прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к
другим.
Эстафеты. Подвижные игры.
«Салки по месяцам». Дети строятся в шеренгу. В 12–15 м от них
обозначается линия. Выбирается водящий. Он говорит: «Все, кто родился в
январе, – вперед!» Ребята, день рождения которых падает на этот месяц,
бегут к противоположной линии, а водящий пытается их осалить. Из тех, кто
осален, выбирается новый водящий. Он вызывает детей, родившихся в
феврале, и т.д. Победителями становятся игроки, не осаленные водящим.
«Азбука». Две команды образуют шеренги на противоположных сторонах
площадки, каждая за своей линией. Воспитатель называет одну букву
алфавита. Это служит началом игры. Все ребята одновременно, не толкаясь,
перебегают на противоположную сторону площадки и выстраивают
названную букву (основанием к центру площадки), после чего принимают
положение упора присев. Выигрывает команда, быстрее выполнившая
8
задание. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз задается другая
буква.
«Делай наоборот». Ребята строятся в шеренгу, либо колонну. Учитель
показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную
сторону. Например, педагог выполняет наклон вперед, а ученики должны
выполнить наклон назад и т. д. Побеждает тот, кто ни разу не перепутает
направление движения.
«Вызов номеров». Ребята делятся на две равные по числу команды и
выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. В каждой команде
игроки рассчитываются по порядку. На расстоянии 10–12 м против каждой
команды ставится поворотная стойка. Учитель произвольно называет
различные номера. Игроки, номер которых назвали, добегают до стойки,
огибают ее и возвращаются на свое место. Тот, кто сделает это первым,
выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда, получившая
больше очков.
Правило 1: Если оба игрока прибежали одновременно, то очко не
присуждается никому.
Правило 2: Если игрок не добежал до конечного пункта, то очко
засчитывается его сопернику из другой команды.
«Эстафета цветов (зверей, птиц)». Подготовка и инвентарь те же, что в
предыдущей игре. Игроки, стоящие в каждой команде первыми, вторыми и т.
д., принимают название цветка (зверя, птицы). Учитель называет любой
цветок (зверя, птицу). Участники игры, носящие данное название, бегут к
стойке, огибают ее и возвращаются обратно. Тот, кто прибежит первым,
выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда, получившая
больше очков.
«Пустое место». Играющие становятся в круг на расстоянии полушага друг
от друга, руки за спиной. За кругом – водящий. Он бежит за спинами
участников игры, дотрагивается до кого-либо, после чего бежит по кругу в
другую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону,
стремясь быстрее водящего прибежать на пустое место. Водящим становится
тот, кто не успел занять свободное место.
«Удочка». Дети становятся в круг, а водящий с веревкой в руках – в центр
круга. Водящий вращает веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек
скользил по полу под ногами игроков. Ребята внимательно наблюдают за
движением мешочка и подпрыгивают в тот момент, когда мешочек
оказывается около их ног. Задевший мешочек или веревку ногами
становится водящим, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот,
кто за установленное время ни разу не зацепил веревку с мешочком.
«Охотники и утки». Играющие делятся на две команды – «охотников» и
«уток». «Охотники» образуют круг, перед их носками проводится линия.
«Утки» располагаются произвольно внутри круга. У одного из «охотников» в
руках мяч. По сигналу учителя «охотники», перебрасывая мяч в разных
направлениях, стараются осалить («подстрелить») им «уток», которые
свободно передвигаются внутри круга. «Утки» увертываются от мяча.
9
«Охотник», «подстреливший утку», меняется с ней ролями, и игра
продолжается. Выигрывают те, кто дольше пробыл в роли «уток».
Игру можно проводить и на время: 3 мин. «стреляют» одни «охотники»,
затем 3 мин. – другие. Отмечается, кто больше «настрелял уток» за это
время.
«Дни недели». Один конец шнура, резинки привязывается к дереву, либо
стойке на высоте 40 см, другой конец держит учитель. Он называет первый
день недели: понедельник. Дети один за другим с разбега перепрыгивают
через шнур. С каждым днем недели высота шнура увеличивается на 5 см.
Выигрывают дети, за 7 прыжков меньшее число раз задевшие шнур.
«Кто дальше прыгнет». Дети строятся в две колонны перед прыжковой
ямой. Сбоку от ямы делаются отметки, соответствующие 5, 10, 15 очкам.
Ребята из первой команды выполняют каждый по одному прыжку и
подсчитывают сумму набранных очков. После этого аналогичное задание
выполняет вторая команда. Побеждает команда, набравшая большую сумму
очков.
«Подвижная цель». Дети строятся в круг на расстоянии вытянутых рук.
Перед их носками проводится окружность. Один из играющих получает
мяч. Выбирается водящий, который идет в середину круга. Участники игры,
перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего, а водящий – увернуться
от мяча. Тот, кто попал в водящего мячом, меняется с ним местами. Игра
продолжается 5–7 мин., после чего отмечаются наиболее ловкие водящие,
сумевшие продержаться в кругу дольше других, и самые меткие игроки.
Правила:1.Засчитывается попадание в ноги и в любую часть туловища.
Попадание в голову не засчитывается. 2. Попадание мяча, отскочившего от
земли, не засчитывается. 3. При броске мяча в водящего нельзя заступать
за линию круга.
«Вращение обручей». Дети располагаются по кругу, в руках у каждого
обруч. По сигналу учителя они начинают вращать обручи. Побеждает тот,
чей обруч вращается дольше. Игра повторяется 2–3 раза, после чего
определяются победители. Если обручей на всех не хватает, дети
выполняют задание по очереди.
«На новое место». Дети строятся в 2–4 колонны перед линией старта. В 15–
20 м от нее проводится еще линия. По сигналу учителя первые и вторые
номера в каждой колонне, взявшись за руки, бегут за линию. Первые номера
остаются на новом месте, а вторые возвращаются, берутся за руки с
игроками, стоящими третьими, и опять бегут до линии. Вторые номера
остаются, а третьи возвращаются, чтобы объединиться с четвертыми, и т. д.
Побеждает команда, все игроки которой раньше окажутся за второй
линией.
Игровые задания с элементами спортивных игр:
волейбол: «Точный пас», «Вверх-вниз», «Навстречу через сетку»;
футбол: «Мяч в сетку», «Порази в цель», «Послушный мяч».
Техническая подготовка (ТП)
10
Теория
Значение технической подготовки в волейболе.
Практика
Стойки игрока.
Приѐмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху).
Подачи снизу.
Прямые нападающие удары.
Защитные действия (блоки, страховки).
Специальная физическая подготовка (СФП)
Практика
Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты
сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приемов,
скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной,
прыжковой, силовой, игровой), быстроты переключения от одних действий к
другим.
Акробатические упражнения.
Подвижные и спортивные игры.
Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).
Тактическая подготовка (ТП)
Теория
Правила игры в волейбол.
Значение тактической подготовки в волейболе.
Практика
Тактика подач.
Тактика передач.
Тактика приѐмов мяча
Учебно-тематический план 2-ого года обучения
№
п/п
Количество часов
Наименование раздела
всего
1.
Введение.
(Вводное занятие, правила 3
техники
безопасности
на
занятиях.
История развития волейбола в
России.
Личная гигиена, закаливание,
Теория
Практика
3
11
режим питания, режим дня.
Врачебный контроль.
Ознакомление с правилами
соревнований.
Спортивная
терминология).
2.
Общеразвивающие
6
упражнения (ОРУ)
Общая
физическая
подготовка.
Повторение
правил выполнения разминки:
ОРУ с предметами, без
предметов, на месте,
в
движении.
6
3.
Общая физическая подготовка
(ОФП)
(Подготовительные
упражнения.)
Упражнения с набивными
мячами.
Беговые
упражнения,
ускорения,
прыжки,
многоскоки.
Упражнения
на
силу,
выносливость,
с
отягощениями.
Упражнения на ловкость.
Техническая подготовка и
тактическая
подготовка
(ТТП).
Техника владения мячом
нижняя прямая подача
нижняя боковая подача
верхняя боковая подача
верхняя прямая подача
верхняя передача мяча
передача мяча в прыжке
прямой нападающий удар
Техника овладения мячом
прием мяча снизу двумя
руками
24
4.
24
57
21
6
3
54
21
3
3
3
3
3
3
3
18
6
6
3
12
прием мяча снизу одной
9
рукой
прием мяча сверху двумя
руками
блокирование
Техника игры в нападении
командные действия
система нападения со второй
передачи игрока первой линии
через игрока зоны 3, 2, 4
9
групповые действия
индивидуальные действия –
выбор места, тактика подачи,
тактика передачи, тактика
нападающего удара
Тактика игры в защите
система защиты 3-1-2 углом
вперед,
3 -2-1 углом назад, смешанная
защита
групповые действия
взаимодействие защитников
взаимодействие блокирующих
взаимодействие страхующих
индивидуальные действия:
выбор места, прием подачи,
прием нападающего удара,
одиночное блокирование.
Итоговый контроль – подача
на точность.
5.
7.
Специальная
физическая 12
подготовка (СФП)
Двухсторонние
игры
соревновательного характера.
Отработка навыков судейства,
ведение
протоколов,
жестикуляция, терминология
Игры по волейболу между
классами
Соревнования по волейболу
Контрольно-оценочные
переводные испытания
и 6
3
9
3
3
9
3
3
3
3
9
3
3
3
6
13
108
12
96
Итого:
Содержание программы 2-ого года обучения
Введение
Вводное занятие, правила техники безопасности на занятиях.
История развития волейбола в России.
Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня.
Врачебный контроль.
Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная терминология.
Общеразвивающие упражнения
Практика
ОРУ с предметами.
ОРУ без предметов.
ОРУ на месте.
ОРУ в движении.
Общая физическая подготовка (ОФП)
Практика
Упражнения с набивными мячами.
Беговые упражнения, ускорения, прыжки, многоскоки.
Упражнения на силу, выносливость, с отягощениями.
Упражнения на ловкость.
Техническая подготовка и Тактическая подготовка (ТТП)
Теория
Значение технической подготовки в волейболе.
Значение тактической подготовки в волейболе.
Практика
Нижняя прямая подача
Нижняя боковая подача
Верхняя боковая подача
Верхняя прямая подача
Верхняя передача мяча
Передача мяча в прыжке
Прямой нападающий удар
Прием мяча снизу двумя руками
Прием мяча снизу одной рукой
Прием мяча сверху двумя руками
Блокирование
Командные действия:
14
Система нападения со второй передачи игрока первой линии через игрока
зоны 3, 2, 4
Индивидуальные действия:
Выбор места
Тактика подачи
Тактика передачи
Тактика нападающего удара
Тактика игры в защите
Система защиты 3-1-2 углом вперед,
3 -2-1 углом назад, смешанная защита
Групповые действия:
Взаимодействие защитников
Взаимодействие блокирующих
Взаимодействие страхующих
Двухсторонняя игра по правилам.
Контрольные испытания по тактическим действиям в защите.
Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория
Отработка навыков судейства, жестикуляционной терминологии
Оформления протоколов и заявок на участие в соревнованиях.
Практика
Специальные упражнения для развития выносливости
Бег на длинные дистанции, эстафетный бег, челночный бег
Двухсторонние игры соревновательного характера
Отработка качества передачи и приѐмов мяча.
Контрольно-оценочные и переводные испытания
Планирование на следующий учебный год.
Планируемые результаты:
По окончании первого года обучения, учащиеся:
1. Будут знать основы волейбола;
2. Расширят представление о технических приемах в волейболе;
3. Научиться правильно распределять свою физическую нагрузку;
4. Будут уметь играть по упрощенным правилам игры;
5. Получат навыки технической подготовки волейболиста;
6. Научиться работать в коллективе, подчинять свои действия интересам
коллектива в достижении общей цели;
7. Освоят технику перемещений, стоек волейболиста в нападении и в
защите; технику верхних передач; технику передач снизу; технику верхнего
приема мяча; технику нижнего приема мяча; технику подачи мяча снизу;
8. улучшат физические качества: быстроту, ловкость, силу.
По окончании второго года обучения, учащиеся:
15
1. Будут уметь играть по правилам;
2. Освоят технику верхней прямой подачи мяча; технику нападающего
удара;
3. Овладеют навыками судейства;
4. Умеют управлять своими эмоциями;
5. Знают методы тестирования при занятиях волейбола; основные понятия и
термины в теории и методике волейбола;
6. Научиться работать в коллективе, подчинять свои действия интересам
коллектива в достижении общей цели;
7. Овладели техникой блокировки в защите; техникой обучения
индивидуальным тактическим действиям в защите и нападении.
8. Улучшат физические качества: быстроту, ловкость, силу.
МОНИТОРИНГ
реализации образовательной программы
Вид контроля
Форма и содержание
Дата проведения
1.Вводный контроль.
Собеседование,
Сентябрь
тренировочные
занятия
2.Текущий контроль.
В течение года.
Соревнования,
тренировочные
занятия
3.Промежуточный
Соревнования
Ноябрь, апрель
контроль
4.Контрольно-оценочные Контрольные
Декабрь
и переводные испытания испытания.
Май
Соревнования.
Методическое обеспечение ДОП
Методическое обеспечение 1-го года обучения
№
п/п
1.
2.
Тема занятия МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Форма
Методы
/ ТСО
наглядность
занятия
приемы
Вводное
Коллекти Словесные
Инструкция
занятие.
вная
(беседа,
по технике
инструктаж, безопасност
история,
и
игры
–
знакомства)
История
Коллекти Словесные
Видеомагни
Форма контроля
текущий
итоговый
опрос
-
Анализ
в опрос
16
волейбола в вная
России.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
№
тофон
(беседа,
просмотр
кинофильма)
.
Плакаты
Гигиена
и Коллекти Беседа.
санитария,
вная
врачебный
контроль.
Оказание
Коллекти Рассказ,
Плакаты,
первой
вная
показ
презентаци
и.
медицинской Группова
я
помощи.
Правила
Коллекти Рассказ
Плакаты,
игры
и вная
презентаци
и
соревновани
я.
Сведения о Коллекти Рассказ
Плакаты,
строении
вная
презентаци
организма
и
Оборудовани Коллекти Беседа
Наглядный
е
и вная
материал
инвентарь
Техника
Коллекти Беседа
безопасности вная
ОФП
Коллекти Рассказ,
Наглядный
вная
показ
материал
СФП
Коллекти Словесные
Необходим
вная
(объяснения) ые
Группова
спортивные
я
атрибуты
Техническая Группова Рассказ,
Наглядный
подготовка
я
материал
показ,
демонстраци
я
Тактическая Группова Рассказ
Наглядный
подготовка
я
материал
Интегральна Коллекти Рассказ
я подготовка вная
Командна КПИ
я
Тема
программы
ходе
просмотра
Медицинск ая комиссия
Опрос
-
Опрос
Собеседова
ние
Опрос
-
-
Обсуждени
е
-
-
Контроль
-
Контроль
Обсуждени
е
Контроль
Обсуждени
е
Контроль
Обсуждени
е
Обсуждени
е
-
Контроль
Контроль
Методическое обеспечение 2-го года обучения
Форма
Методы
и Дидактичес Вид и форма Граф
организации приѐмы
кий
контроля,
а
17
и
проведения
занятия
1
2
3
4
Общие
Групповая с
основы
организацией
волейбола
индивидуаль
ПП и ТБ ных
форм
Правила
работы
игры
и внутри
методика
группы,
судейства
подгрупповая
,
фронтальная
Общефизиче
ская
подготовка
Волейболист
а
Индивидуаль
ная,
групповая,
подгрупповая
,
поточная,
фронтальная
Групповая с
Специальная организацией
подготовка
индивидуаль
ных
форм
работы
внутри
группы,
подгрупповая
,
фронтальная,
коллективногрупповая, в
парах
Техническая Групповая с
подготовка
организацией
волейболиста индивидуаль
ных
форм
работы
внутри
группы,
организации
учебновоспитатель
ного
процесса
Словесный,
объяснение,
рассказ,
беседа
практические
задания,
объяснение
нового
материала.
Конспекты
занятий для
педагога.
Словесный,
наглядный
показ,
упражнения в
парах,
тренировки
материал,
техническое
оснащение
занятий
учѐта
форма
предъявлени
я результата
Специальная
литература,
справочные
материалы,
картинки,
плакаты.
Правила
судейства.
Вводный,
положение о
соревнования
х
по
волейболу.
Таблицы,
схемы,
карточки,
мячи
на
каждого
обучающего
Тестирование
,
карточки
судьи,
протоколы
Словесный,
объяснение
нового
материала,
рассказ,
практические
занятия,
упражнения в
парах,
тренировки,
наглядный
показ
педагогом.
Словесный,
объяснение,
беседа,
практические
занятия,
упражнения в
парах,
Литература,
схемы,
справочные
материалы,
карточки,
плакаты,
мячи
на
каждого
обучающего
Зачет,
тестирование
,
учебная
игра,
промежуточн
ый тест.
Дидактическ
ие карточки,
плакаты,
мячи
на
каждого
обучающего
Терминологи
Зачет,
тестирование
,
учебная
игра,
промежуточн
ый тест,
соревнование
18
подгрупповая
,
коллективногрупповая, в
парах
5
Игровая
подготовка
тренировки,
наглядный
показ
педагогом.
Учебная
игра.
групповая,
практические
подгрупповая занятия,
упражнения в
,
коллективно- парах,
групповая
тренировки,
Учебная
игра.
я,
жестикуляци
я.
Дидактическ
ие карточки,
плакаты,
мячи
на
каждого
обучающего,
видеозаписи
Учебная
игра,
промежуточн
ый отбор,
соревнование
Формы и методы обучения
Образовательный процесс включают в себя:
Словесные методы:
1. Обзорные беседы;
2. Обсуждение игровых моментов.
Наглядные методы:
1. Самостоятельный разбор тактических действий игроков;
2. Просмотр видеокассет игр по волейболу
Необходимые умения и навыки для реализации программы
1. Создать стабильный коллектив в группе.
2. Уметь применять полученные знания на практике.
3. Уметь оценивать различные ситуации.
4. Развивать устойчивый интерес к занятиям по волейболу;
5. Прививать умение и навыки, ведение здорового образа жизни.
6. Прививать умение выполнять правила личной гигиены.
7. Умение организовать рабочее место.
8. Умение выбирать способ деятельности.
9. Умение сравнивать, обобщать, анализировать свои действия.
Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской
деятельности
Эмоциональные методы:
Поощрение;
Порицание;
Создание ситуации успеха:
Стимулирующее оценивание.
Познавательные методы:
19
Познавательный интерес;
Выполнение творческих заданий;
Развивающая кооперация.
Волевые методы:
Предъявление учебных требований;
Информация об обязательных результатах обучения;
Познавательные затруднения;
Прогнозирование деятельности.
Социальные методы:
Создание ситуации взаимопомощи;
Поиск контактов и сотрудничества;
Заинтересованность в результатах.
Контрольные нормативы
По технической подготовке
Этап начальной подготовки.
1. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4.
2. Передача сверху у стены, стоя и сидя (чередования).
3. Подача нижняя прямая на точность.
4. Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3.
Учебно- тренировочный этап.
1. Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4.
2. Подача верхняя прямая на точность.
3. Подача в прыжке на точность (в правую и левую половины площадки).
4. Прием подачи и первая передача из глубины площадки в зону 2.
5. Нападающий удар прямой:
- из зоны 4 в зоны 4 и 5 с высоких и средних передач;
- из зоны 3 в зоны 4 и 5;
- из зоны 2 в зоны 1 и 2.
6.
Нападающий удар с переводом из зоны 4 в зону 1, из зоны 2 в зону 5.
7.
Одиночное
блокирование
прямого
удара
по
ходу.
По физической подготовке
Этапы начальной подготовки и учебно-тренировочной.
1. Бег 30 м.
20
2. Бег с изменением направления (5x6 м).
3. Прыжок в длину с места.
4. Метание набивного мяча из-за головы двумя руками.
5. Бег 92 м с изменением направления («елочка»).
6.
Прыжок
вверх
с
места,
отталкиваясь
двумя
ногами.
По игровой подготовке
Этап начальной подготовки.
1. Мини-волейбол (по специальным правилам).
2.
Волейбол
2x2,
3x3,
4x4,
6x6.
Учебно-тренировочный этап. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.
Физическое развитие и физическая подготовленность 1-го года обучения
Девочки Мальчики
№ Содержание требований (вид испытаний)
п/п
1
2
3
4
1.
5,0
4,9
Бег 30 м с высокого старта (с)
2.
11,9
11,2
Бег 30 м (6х5) (с)
3.
150
170
Прыжок в длину с места (см)
4.
35
45
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с
разбега (см)
5.
5,0
6,0
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за
7,5
9,5
головы двумя руками:
сидя (м)
В прыжке с места (м)
Формой подведения итогов 1-го года обучения являются: тестирование на
умение выполнять пройденные технические приѐмы
Приемные нормативы по технической подготовке
для зачисления на учебно-тренировочный этап
№ Контрольные упражнения
п/п
1.
2.
3.
Девочки
Вторая передача на точность из зоны 4
3 в зону 4
Передача мяча сверху двумя руками, 4
стоя и сидя у стены (чередование)
Подача верхняя прямая в пределы 3
площадки
Мальчики
4
4
3
21
4.
Прием подачи и первая передача в 3
зону 3
3
5.
Нападающий удар по мячу через 3
сетку с набрасывания тренера
3
6.
Чередование способов передачи и 10
приема
мяча
сверху,
снизу
(количество серий)
10
Контрольно-переводные нормативы по технической подготовке на
учебно-тренировочный этап (девушки и юноши)
Этап начальной Учебно-тренировочный этап
подготовки (на (на конец учебного года)
№ Контрольные
конец учебного
п/ нормативы
года)
п
1-й год 2-й год 1-й год
2-й год
1. Вторая передача на
точность из зоны 3
в зону 4
4
4
2. Вторая передача на
точность из зоны 2
в зону 4
5
5
3
4
3. Передача сверху у стены, стоя лицом и
спиной (чередование)
-
3
4
4. Подача на точность:
3
15 лет - верхняя
прямая; 15 летверхняя прямая по
зонам; 16-17 летв прыжке
5. Нападающий
удар
прямой из зоны 4 в
зону 4-5 (в 16-17 лет с
низкой передачи)
3
3
4
3
3
22
6. Нападающий удар с
переводом из зоны 2 в
зону 5, из зоны 4 в
зону 1 (16-17 лет с
передачи за голову)
7. Прием подачи из
зоны 5 в зону 2 на
точность
8. Прием подачи из зоны 2
6 в зону 3 на точность
3
2
3
2
3
4
9. Блокирование
одиночное
нападающего из зоны
4 (2) по диагонали
2
Контрольные нормативы по физической подготовке
по годам обучения (юноши)
№ Контрольные
п/п нормативы
Группы начальной Учебно-тренировочные группы
подготовки
1. Длина тела, см
1-й год
160
2-й год
164
1-й год
175
2-й год
180
2. Бег 30 м, с
5,5
5,3
5,0
4,8
3. Бег 30 м (5х6м), с
12,0
11,5
-
-
4. Бег 92 м с изменением —
направления, «елочка», с
5. Прыжок в длину с места, 185
см
—
26,0
25,5
200
216
230
6. Прыжок вверх с места 40
толчком двух ног, см
7. Метание набивного мяча
1 кг из-за головы двумя
руками, м:
5,8 11,0
-сидя
-стоя
45
58
63
6,6 11,5
7,7 13,0
8,2 13,8
8. Становая сила, кг
86
106
117
70
23
Контрольные нормативы по физической подготовке
по годам обучения (девушки)
Группы
начальной
подготовки
№ Контрольные
п/п нормативы
Учебно-тренировочные
группы
1-й год 2-й год 1-й год
2-й год
1. Длина тела, см
157
162
174
176
2. Бег 30 м, с
5,9
5,8
5,7
5,6
3. Бег 30 м (5х6м), с
12,2
4. Бег 92 м с изменением -
11,9
-
28,7
28,0
направления, «елочка», с
5. Прыжок в длину с места, 165
175
200
210
6. Прыжок вверх с места
34
38
46
50
4,0
5,0 9,0
5,7 10,8
6,5
толчком двух ног, см
7. Метание набивного мяча
1 кг из-за головы двумя
руками, м:
-сидя
-стоя
8. Становая сила, кг
Контрольно-переводные
(девушки и юноши)
№ Контрольные
п/ нормативы
п
8,0
55
13,5
61
нормативы
84
по
технической
94
подготовке
Этап начальной Учебно-тренировочный этап
подготовки (на (на конец учебного года)
конец учебного
года)
1-й год
2-й год
1-й год
2-й год
24
1. Вторая передача на
точность из зоны 3
в зону 4
3
3
2. Вторая передача на
точность из зоны 2
в зону 4
5
5
3
4
3. Передача сверху у стены, стоя лицом и
спиной (чередование)
-
3
4
4. Подача на точность:
3
10-12 лет - верхняя
прямая; 13-15 летверхняя прямая по
зонам; 16-17 летв прыжке
5. Нападающий
удар
прямой из зоны 4 в
зону 4-5 (в 16-17 лет с
низкой передачи)
6. Нападающий удар с
переводом из зоны 2 в
зону 5, из зоны 4 в
зону 1 (16-17 лет с
передачи за голову)
7. Прием подачи из
зоны 5 в зону 2 на
точность
8. Прием подачи из зоны 2
6 в зону 3 на точность
3
3
4
3
3
2
3
2
3
3
4
9. Блокирование
одиночное
нападающего из зоны
4 (2) по диагонали
2
Контрольно-переводные нормативы по тактической подготовке
(девушки и юноши)
25
№ Контрольные
п/ нормативы
п
Этап
начальной Учебно-тренировочный
подготовки (на конец этап
учебного года)
(на конец учебного года)
1-й год
1. Вторая передача из
зоны 3 в зону 4 или 2
(стоя
спиной)
в
соответствии
с
2-й год
1-й год
2-й год
3
3
3
4
3
4
4
5
2. Вторая передача в
прыжке из зоны 3 в
зону 4 или 2 (стоя
спиной)
в
3. Нападающий удар или
«скидка»
в
зависимости от того,
поставлен блок или
нет
4. Командные действия:
прием подачи, вторая
передача из зоны 3 в
зону 4 или 2 (по
заданию)
и
нападающий удар (с
16
лет
вторая
передача выходящим
5. Блокирование
одиночное
нападающих ударов
из зон 4, 3, 2 со второй
передачи. Зона не
известна, направление
удара диагональное
26
6. Командные действия
организации
защитных действий
по системе «Углом
вперед» и «углом
назад» по заданию
после
нападения
Контрольно-переводные
(девушки и юноши)
Контрольные
нормативы
№
п/
п
4
нормативы
5
6
по интегральной
подготовке
Этап начальной Учебно-тренировочный этап
подготовки (на (на конец учебного года)
конец учебного
года)
1-й год
1. Прием снизу, верхняя 5
передача
2-й год
1-й год
2-й год
6
8
6
2. Нападающий удар,
блокирование
3. Блокирование - вторая
передача
4. Переход после подачи
к
защитным
действиям,
после
защитных действий к
нападению
4
5
3
3
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал
ОУ с волейбольной разметкой площадки, волейбольными стойками.
Спортивный инвентарь:
волейбольные мячи - 7-15 штук;
набивные мячи - на каждого обучающегося;
перекладины для подтягивания в висе – 2 штуки;
27
гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося;
волейбольная сетка;
гимнастические маты;
баскетбольные и теннисные мячи -7-15 штук;
Спортивные снаряды:
гимнастические скамейки – 3-5 штук;
гимнастическая стенка – 4 пролетов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
1. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника,
тактика). - Краснодар, 2001.
2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М.,
1982 (ГНП), 1983 (УТТ), 1985 (ГСС).
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки
спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М, 1998.
12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М.,
1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я.
Набатниковой. - М, 1982.
14. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском
спорте. - Киев, 1997.
15. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
16. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова,
В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.
28