МИНИТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
МБОУ СОШ п. Де-Кастри
682429 п. Де-Кастри , Ульчского района, Хабаровского края, ул. Горная 6, т. 56-4-74.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественной направленности
«ВАТНАЯ ИГРУШКА»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации: 1 год
на 2023/2024 учебный год
Направленность: Художественная
Возраст обучающихся: 10-16 лет (5-10 классы)
Вид программы: модифицированная
Уровень: базовый
Составитель: Прощаева Е.Е., руководитель кружка.
п. Де-Кастри, 2023
1
1. Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Кружок работает по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
«Ватная игрушка» базового уровня на базе МБОУ СОШ п. Де-Кастри.
Программа составлена в соответствии с требованиями нормативных документов:
-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»(№273-фз от 29.12.2012г);
-Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от
4 сентября 2014 г. №1726-р);
-Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об
утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
-Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3564 «о внеурочной деятельности реализации
дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по
организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ;
-Министерство просвещения российской федерации приказ от 9 ноября 2018 г. № 196 об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительных общеобразовательных программ;
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания об
истории детских игрушек у нас в стране и за рубежом, о доступных материалах, из которых можно
изготовить игрушку, упражняются в составлении тематической композиции. Обучающиеся
получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративноприкладное творчество. Совместный анализ творческих работ обучающихся с точки зрения их
содержания, выразительности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить
радость успеха. Выполненные на занятиях работы могут быть использованы как подарки для родных
и друзей, могут применяться в оформлении кабинета.
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом воспитании детей, в
формировании их духовной культуры в свете реалий современного мира, в практической
значимости, в развитии творческих начал в человеке, так как именно это качество в человеке
является движущей силой современного общественного развития,
Отличительные особенности программы от существующих программ. Программа
предусматривает связь учебного материала с близкими учебными предметами общеобразовательной
школы, что важно и необходимо для осуществления всестороннего эстетического воспитания
обучающего, формирования их духовной культуры, а также для повышения интереса к обучению.
Программа позволяет ребенку проявить свою индивидуальность, упражнения и задания доступны
детям для выполнения. Предлагаемая программа предусматривает широкое привлечение жизненного
опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе собственных
наблюдений является важным условием успешного освоения программного материала. Программа
построена с учѐтом многовекового наследия всех народов России, народного и декоративного
искусства, что позволяет оценить вклад русского и других народов России в мировую культуру.
Адресат программы. Предлагаемая программа рассчитана на детей 10-14 лет. Это
подростковый возраст. У учащихся происходят изменения в характере, некоторые индивидуальные
черты и качества личности обостряются. Подросток становится эмоциональным, его наполняют
противоречивые чувства, которые мешают строить отношения со взрослыми и сверстниками, дети
могут уходить в себя. Занятия изобразительным искусством могут способствовать выплескиванию
эмоций в виде творческой работы, самовыражению учащегося, дадут возможность учащемуся
проявить свои способности, выбрать направление самовыражения и самореализации, повысить свою
самооценку, получить развитие в профессиональном отношении.
2
Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы - 1 год. Общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы 122.
Форма обучения – очное обучение.
Режим, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество часов в год - 122.
Количество часов в неделю – 3,6: 2 раза в неделю по 1,5 академических часа. Продолжительность
занятия - 45 минут, предусмотрен перерыв 5-10 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы: увлечь воспитанников художественным творчеством, показать красоту
окружающего мира через творчество, способствовать воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, способствовать творческой
самореализации личности.
Задачи:
Личностные:
развивать коммуникативные способности детей при анализе своих работ и работ других
обучающихся, при анализе работ известных мастеров;
воспитывать интерес творчеству; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые
навыки; воспитывать в детях любовь к родной стране, еѐ природе, традициям и людям
Метапредметные:
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное
воображение;
развивать навыки самостоятельной работы, умение анализировать результаты своего труда.
Предметные:
ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с
помощью эскиза, объѐмных или плоскостных форм;
№
п\п
1
2
3
4
Наименование тем,
разделов
Раздел 1.
Вводное занятие:
инструктаж по технике
безопасности. Правила
дорожного движения.
Цели и
задачи кружка
Раздел 2.
Краски осени
2.1 История детской
игрушки
2.1 Как планировать
свою работу
2.2 Какими материалами
мы будем
пользоваться
2.2 Как работать с
проволокой
2.3 ПДД. Проезжая
Содержание программы
Учебный план
(1 год обучения)
Количество часов
Всего
2
Теория
2
Практика
-
36
5
31
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Форма
Занят.
Форма
контр
оля
Беседа
Беседа
Упражнения
Беседа
Упражнения
Беседа
1
Упражнения,
беседа
Практ.
3
работа
11
часть улицы и
тротуар
2.3 Последовательность
работы
2.4 Красим вату в
оттенки красного
цвета
2.4 Красим вату в
оттенки зеленого
цвета
2.5 Красим вату в
оттенки синегоцвета
2.5 Красим вату в
оттенки черного,
серого, коричневого
цвета
2.6 Изготовление белых
грибов
2.6 Изготовление белых
грибов
2.7 Изготовление
мухоморов
2.7 Изготовление
мухоморов
2.8 ПДД. Я перехожу
дорогу
2.8 Изготовление из
грибов
2.9 Сборка композиций
из грибов
2.10 Делаем яблоки
12
2.11 ПДД. Светофор
1
1
2.11 Делаем груши
1
1
13
2.12 Делаем груши
2
2
14
2.13 Делаем фрукты
2
2
15
2
2
16
2.14 Делаем композицию
из фруктов
2.15 Делаем овощи
2
2
17
2.16 Делаем овощи
2
2
18
2.17 Собираем
композицию из овощей
2.18 Контроль
2
2
2
2
Раздел 3. Моя зима.
3.1 Какие раньше были
игрушки
3.1 Как планировать
свою работу
3.2 Какими
43
1
6
1
1
1
Беседа
Упражнения
Беседа
1
1
Беседа
5
6
7
8
9
10
19
20
21
1
1
Практ.
работа
Практ.
работа
1
1
1
1
Практ.
работа
1
1
1
1
Практ.
работа
Практ.
работа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
Работа
Практ.
Работа
Практ.
Работа
Практ.
Работа
Практ. работа
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа
тестир
овние
37
4
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
материалами мы будем
пользоваться
3.2 Как работать с
1
проволокой
3.3 Как
подготовить
1
необходимый
материал
3.3 Как подготовить
1
клейстер
1
3.4 ПДД. Дорожная
разметка. Делаемплакат
3.4 Окраска ваты в
1
оттенки желтого
цвета
3.5 Окраска ваты в
1
оттенки красного
цвета
3.5 Окраска ваты в
1
оттенки синего
цвета
3.6
Окраска ваты в оттенки
1
фиолетового цвета
3.6 Окраска ваты в
1
оттенки зеленого
цвета
3.7 Окраска ваты в
2
оттенки разных
цветов
3.8 Делаем новогодние
2
шары
3.8 Делаем новогодние
2
шары
3.9 ПДД Дорожные
2
знаки. Рисуем
знаки
3.10 Делаем новогодние
2
сосульки
3.11 Делаем новогодние
1
сосульки
3.11 Собираем
новогоднюю
композицию
1
3.12 Собираем
новогоднюю
2
композицию
3.13 Изготовление
2
каркаса фигуры
человека из проволоки
3.14. Изготовление
2
каркаса фигуры
человека из проволоки
3.15 ПДД Плакат
2
«Переходи улицу
правильно»
3.16 Изготовление молд
2
из глины
3.17 Изготовление молд
2
из глины
Упражнения
1
Беседа
1
Беседа
Упражнения
1
Беседа
Упражнения
Практ.
работа
Практ.
работа
1
1
1
Практ.
работа
1
Практ.
работа
1
Практ. Работа
1
Практ. работа
1
Практ. работа
1
Практ. работа
1
Практ. работа
1
Практ.
работа
2
1
1
2
2
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа
2
Практ.
работа
1
Практ.
работа
1
Практ.
работа
Практ.
работа
2
5
38
39
40
41
3.18Роспись личика
человечка
3.19 Собираем фигуру
человечка
3.20 Собираем фигуру
человечка
3.21 Контроль
2
2
2
2
2
2
1
1
Практ.
работа
Практ.
работа
Практ.
работа
Сам. работа
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
Раздел 4 Весенние
деньки
4.1 В какие игрушки
играли дети
4.1 Как планировать
свою работу
4.2 Какими материалами
мы будем
пользоваться
4.2 Как работать с
проволокой и
пассатижами
4.3 Как подготовить
необходимый
материал
4.4 Красим вату в
оттенки красногоцвета
4.4 Красим вату в
оттенки зеленого
цвета
4.4 Красим вату в
оттенки синего
цвета
4.5 Красим вату в
оттенки черного,
серого, коричневого
цвета
4.6 ПДД Рисуем плакат
«Осторожно,
дорога!»
4.7 Изготовление
фигуры мальчика
из проволоки и ваты
4.8 Изготовление
фигуры мальчика
из проволоки и ваты
4.9 Изготовление
фигуры девочки из
проволоки и ваты
4.10 Изготовление
фигуры
из проволоки и ваты
4.11 Изготовление молд
из глины
4.12 ПДД Не играйте
на проезжей
части
39
7
1
1
1
1
1
1
1
1
Беседа,
упражнения
1
1
Беседа,
упражнения
1
32
Беседа,
упражнения
Беседа,
упражнения
Беседа,
упражнения
1
Практ.
работа
Практ.
работа
1
1
1
1
Практ.
работа
2
2
Практ.
работа
2
2
Практ.
работа
2
2
Практ.
работа
2
2
Практ.
работа
2
2
Практ.
работа
2
Практ.
работа
2
Практ.
работа
Практ.
работа
2
девочки
2
2
2
6
54
55
56
57
58
59
60
4.13 Роспись личика
2
Практ.работа
4.14 Сборка готовой
фигуры мальчика
или девочки
4.15 Сборка готовой
фигуры мальчика
или девочки
4.16 ПДД Я и транспорт
2
2
2
2
2
Практ. работа
2
2
Практ работа.
4.17 Сборка готовой
фигуры мальчика
или девочки
4.18 Композиция «Дети
на прогулке»
Выставка.
4.19 Контроль
2
2
Практ. работа
2
2
Практ. работа
2
1
Раздел 5. Итоговое
занятие
Итого
2
2
122
22
Практ.работа
Сам.
Р.
100
Содержание учебного плана первого года обучения
Раздел 1. Вводное занятие: правила поведения во время занятий, наблюдений. Поведение при ГО и
ЧС, при обнаружении неизвестных предметов. Задачи и цели кружка на новый учебный год.
Уточнение состава, определение целей и задач. Решение организационных задач
Раздел 2. Краски осени 36 часов
Теория. История игрушек. В какие игрушки играли дети в разное время. Из каких материалов делали
игрушки для детей. Как появилась ватная игрушка. Как собрать композицию. Передний и задний
план композиции. Технология окраски ваты.
Практика. Разбор тюка ваты, подготовка к окрашиванию ваты. Подготовка краски и форм для
окрашивания материала. Окрашивание материала в разные цвета и оттенки одного цвета.
Просушивание ваты. Отбор правильно окрашенных материалов и подготовка их к дальнейшей
работе. Подбор окрашенной ваты для изготовления простых предметов. Изготовление овощей,
фруктов на веточках, грибов. Составление композиций из овощей, фруктов, грибов.
Раздел 3. Моя зима. 43 часа.
Теория. Техника безопасности при работе с проволокой, ножницами. Выбор проволоки необходимой
толщины. Как планировать свою работу. Какие инструменты нужны для работы. Порядок
выполнения работы. Как работать с глиной, красками. История Новогодних игрушек. Традиции
украшать елку игрушками на Западе и в России. Материалы для изготовления игрушек. Правила
работы с клеем и ватой. Правила работы с глиной, правила просушивания заготовок. Правила работы
с акриловыми красками
Практика. Подготовка краски и форм для окрашивания материала. Окрашивание материала в разные
цвета и оттенки одного цвета. Просушивание ваты. Отбор правильно окрашенных материалов и
подготовка их к дальнейшей работе. Подбор окрашенной ваты для изготовления простых предметов.
Деление проволоки на отрезки необходимой длинны. Скручивание из проволоки каркаса фигуры
человека. Приемы формирования объема фигуры. Подготовка глины и изготовлении оттисков молд
(личиков), Просушивание глиняных заготовок. Подбор красок, смешивание и раскрашивание молд.
Просушивание.
Раздел 4. Весенние деньки 39 часов
Теория Техника безопасности при работе с проволокой, ножницами, пассатижами. Выбор проволоки
необходимой толщины. Как планировать свою работу. Какие инструменты нужны для работы.
7
Порядок выполнения работы. Как работать с глиной, красками. История Новогодних игрушек.
Традиции украшать елку игрушками на Западе и в России. Материалы для изготовления игрушек.
Правила работы с клеем и ватой. Правила работы с глиной, правила просушивания заготовок.
Правила работы с акриловыми красками.
Практика. Подготовка краски и форм для окрашивания материала. Окрашивание материала в разные
цвета и оттенки одного цвета. Просушивание ваты. Отбор правильно окрашенных материалов и
подготовка их к дальнейшей работе. Подбор окрашенной ваты для изготовления простых предметов.
Деление проволоки на отрезки необходимой длинны. Скручивание из проволоки каркаса фигуры
человека. Приемы формирования объема фигуры. Подготовка глины и изготовлении оттисков молд
(личиков), Просушивание глиняных заготовок. Подбор красок, смешивание и раскрашивание молд.
Просушивание. Формирование ладоней игрушки. Приклеивание личика к голове, формирование
головного убора. Создание обуви, варежек, характерной одежды для каждой игрушки. Подготовка и
проведение выставки готовых работ.
Раздел 5. Итоговое занятие.
Теория: правила оформления работ для выставки.
Практика: оформление работ для выставки.
Правила дорожного движения (15 часов): правила поведения на дороге во время пути на занятия и
обратно, правила перехода дороги, светофор. Правила пользования велосипедом и общественным
транспортом. Необходимость ношения светоотражающих элементов на одежде. Агитационный
плакат по правилам дорожного движения.
Планируемые результаты
Личностные результаты: учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение,
доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность
будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить
умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых
условиях.
Метапредметные результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать тему работы,
подбирать осознанно необходимые, наиболее эффективные средства художественной
выразительности для получения готового результата, определять последовательность выполнения
творческой работы, выражать в работе своѐ отношение к выбранной или заданной теме, содержанию
работы; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; научится организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
руководителем и сверстниками.
Предметные результаты: Дети научатся обсуждать и анализировать работы мастеров,
изготовляющих игрушки, создавать разнообразные цветовые оттенки ваты, составлять и применять
на практике свои сочетания, передавать форму, пропорции, положение предметов друг
относительно друга; передавать в тематических композициях пространство; научаться безопасной
работе с проволокой, пассатижами, изображать в композиции особенности разных времен года
посредством выбора разнообразных техник, Познакомятся с основами перспективы, научатся
выбирать средства художественной выразительности в соответствии с художественным замыслом.
8
.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Особенности организации учебного процесса. Состав группы постоянный, наполняемость
группы 25 человек. На занятиях предполагаются коллективные формы работы, тренировочные
упражнения и практическое занятие. В условиях работы в сельской малокомплектной школе
возможно формирование разновозрастной группы и осуществление дифференцированного подхода к
воспитанникам. Программой предусмотрено проведение групповых и подгрупповых занятий в
форме: бесед, упражнений, практических работ, экскурсий.
Учебный план программы предполагает изучение детьми ПДД, которые повторяются и
закрепляются в каждой теме в виде беседы и творческой работы. Ежегодно- 9 часов.
Формы аттестации учащихся: творческая самостоятельная работа, тестирование, выставки
работ в образовательном учреждении, участие в конкурсах.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, грамота,
журнал посещаемости, отзывы родителей и детей.
Формы предъявления и демонстрации результатов: готовая работа, выставка работ
обучающихся, участие в конкурсах, итоговый отчет в виде итоговой выставке.
Материально-техническое обеспечение. Занятия коллектива проходят в приспособленном
помещении: классной комнате площадью 70 кв. м., требования к освещенности, тепловому режиму и
режиму проветривания соответствуют нормам СанПиНа.
Материалы и оборудование:
1. Вата (хлопковая, однородная)
2. Проволока (10 метров)
3. Глина 2 пачки
4. Слюда (глиттер- блестки, сухие, белые)- 1 пачка
5. Газеты – 10 штук
6. Клей ПВА – 5 штук
7. Крахмал картофельный- 5 пачек
8. Фольга(обыкновенная)- 1 шт.
9. Cтeки (для мeлких дeтaлeй, личикa, вapeжки, мaнжeты)- 15 штук.
10. Шило – 5 штук
11. Краски акварельные- 15 штук
12. Краски акриловые- 5 штук
13. Лак в баллончике – 1 шт.
14. Веревочка (для петельки)
15. Нитки хлопковые- 2 катушки
16. Длинная иголка- 5 штук
17. Кисти разных размеров- 15 штук
Информационное обеспечение: фотофиксация, размещение фото работ в сети Интернет
Кадровое обеспечение. Для реализации данной программы необходим специалист, имеющий
соответствующее педагогическое образование.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, метод проектов.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия. Для более эффективной работы программой
предусмотрены такие формы занятий, как беседы, игровые моменты, упражнения, практические
работы. Предусмотрены занятия в виде выставок, экскурсий. Упражнения очень эффективны на
первом и втором годах обучения, так как они способствуют формированию простых навыков
создания готовой работы, умению применять новые знания в разных видах работ. Более страшим
воспитанникам предлагается выполнить готовое изделие на любую тему, готовую работу, применяя
полученные знания на практике.
Педагогические технологии: технология группового обучения, игровая технология,
технология разноуровневого обучения, технология коллективной творческой деятельности.
9
Учебные занятия состоят из двух частей: теоретической и практической. На теоретической
части дети знакомятся с новыми понятиями, терминами, видами изобразительной деятельности. На
практической части – используют теоретические знания для выполнения набросков, эскизов и
готовых работ, анализируют свои работы и работы своих товарищей.
п/п
1.
2.
Название
этапа
Организацио
нный
Подготовите
льный
4.
Основной
6.
Методы,
Форма
приемы
организации
познавательно
й деятельности
детей
групповая
Словесный:
-беседа
Организация начала
занятия, активизация
внимания детей,
создание
положительного
эмоционального фона
Проверочный Установление
групповая
правильности и
осознанности ранее
полученных знаний
3.
5.
Цель этапа
Подготовка к
восприятию нового
материала
Усвоение новых
знаний. Упражнение
в применении новых
знаний. Отработка
уже имеющихся
знаний
Контрольный Анализ выполненных
(аналитическ работ, выявление
ий)
лучших сторон
работы, работа над
ошибками
Итоговый
Подведение итогов,
рефлексия,
групповая
групповая
групповая
групповая
Словесный:
-беседа
Объяснительно
иллюстративны
й- беседа
Практическая
творческая
работа
по
выполнению
части
или
готовой работы
Аналитический
,
частичнопоисковый,
словесный
Словесный:
-беседа
Технологии
Вре
мя/м
ин
Технология
группового
обучения
5
Технология
коллективног
о
взаимообучен
ия
ИКТ
10
Технология
группового
обучения
45
Технология
проблемного
обучения
10
Личностноориентирован
ные
5
15
Дидактические материалы:
-репродукции картин русских художников;
-иллюстрации к литературным произведениям и народным сказкам;
-образцы народного декоративно - прикладного творчества;
- схемы технологии окраски ваты;
- схема изображения человека;
- схемы изображения животных.
10
3. Список литературы для педагога
1. Альбрехт Е.И. Учебный рисунок фигуры человека. –М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.
2. Астахов Ю.А. 50 Великих русских художников: Иллюстрированная энциклопедия. – М.:
«Издательство Белый город», 2008.
3. Воронов Н.В. Искусство предметного мира. - Л.: Художник РСФСР, 1975.
4. Иван Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — М.: Транзиткнига,
2005.
5. Руббра Б. Учитесь рисовать портреты. ООО «Попурри», 2003
6. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Волшебный мир красок. –М.:
Астрель. 2010
8. Чтобы ожили стены. Сборник. Изд.2-е.доп. –М.: «Молодая Гвардия».
9. Игрушка в жизни ребѐнка Е.А. Коссаковская, - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980.
10. Мухина В.С. игрушка как средство психического развития ребенка// Вопросы психологии 1988
№ 2.
Список рекомендуемой литературы учащимся и родителям
1. Аркин Е.А. Из истории игрушки .// Воспитание детей 1995, № 3.
2. Соколова Т.М. Орнамент – почерк эпохи. - Л.: Аврора, 1972.
3. Руббра Б. Учитесь рисовать портреты. ООО «Попурри» 2003
4. Воронов Н.В. Искусство предметного мира. - Л.: Художник РСФСР, 1975.
5. Простые уроки рисования. «Прикладное искусство». Журнал для детей от 10 до 15 лет. ООО
«Издательство «Доброе слово»» 2012
6. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С.23
7. Бредникова О., Кустафьева З. Старая вещь как персонаж блошиного рынка //
Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2004. №34
8. Рудаков А. Мистика русской души.М:, Просвещение 1987 г.
9. Чтобы ожили стены. Сборник. Изд.2-е.доп. –М.: «Молодая Гвардия».
11
Приложение №1
к ДОП «Ватная игрушка»
Тестирование
по теме: «Краски осени»
1 год
Из предложенных вариантов ответа выбери правильный
1. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека:
а) Пейзаж
б) Картина
в) ДПИ
г) Краски
2. Назовите основные материалы для изготовления ватной игрушки:
а) вата, проволока, клей, глина
б) бумага, ножницы, клей
в) картон, глина, дерево
3. Выбери из списка инструменты, необходимые для изготовления ватной игрушки
А) ножницы
б) пинцет
в) топор
4) Какие цвета можно использовать для окраски ваты
А) зеленый
Б) красный
В) синий
5) Из каких материалов можно сделать личико ватной игрушки
А) дерево
Б) глина
в) вата
Приложение №2
к ДОП «Ватная игрушка»
Вопросы викторины ПДД
1. Как называется часть улицы, расположенная между двумя перекрестками? Ответ: Квартал.
2. Какие технические средства регулирования движения вы знаете? Ответ: Светофор, дорожные
знаки.
3. Как определить, что машина собирается повернуть направо (налево)? Ответ: Включается и мигает
правый (левый) фонарик— указатель поворота.
4. Какую опасность для пешеходов представляют зимние дороги? Ответ: На скользкой дороге
увеличивается тормозной путь машин, дороги сужены из-за снега, снежные заносы, гололед мешают
движению машин.
5. Какие вы знаете специальные автомобили? Ответ: К специальным автомобилям относятся
пожарные, медицинские, аварийные, автокраны и другие.
6. Как называется подземная железная дорога? Ответ: Метро.115. Есть ли у велосипедиста путь
торможения? Ответ: Да. Никакой транспорт остановиться сразу во время движения не может.
7. Как вы понимаете выражение «час пик»? Ответ: Это время наибольшего движения.
Приложение №3
к ДОП «Ватная игрушка»
Вопросы викторины ПДД
1. Водитель грузового автомобиля на большие расстояния.
2. Какое животное переводит пешехода с одной стороны дороги на другую?
3.Гудок машины,
4. Какую величину автомобиль может менять во время пути то в сторону увеличения, то в
сторону уменьшения?
12
5. Закон улиц и дорог.
6. Знак, предупреждающий о «плохом характере» дороги.
7.Какую геометрическую форму могут иметь дорожные знаки?
Другое название профессии водителя.
8.Автомобиль-холодильник для перевозки скоропортящихся продуктов.
9.О чем идет речь в поговорке: «Сами не видят, а другим показывают»?
10. Пересечение дорог. Погонщик собачьей упряжки.
11. Средство передвижения Деда Мороза в сказке «Морозко».
13
14