ДОП БУДУЩЕЕ ЗА ТОБОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
МБОУ СОШ п. Де-Кастри
682429 п. Де-Кастри, Ульчский район, Хабаровского края,
ул. Горная 6, т.-56-4-74
Рассмотрено
Педагогическим советом
__________Павленко Е.Ю.
Протокол № 1
от «30» 08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
________Богословская Л.А.
Протокол № 1
от «30» 08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________Степанова Т.В.
Протокол № 1
от «30» 08.2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«БУДУЩЕЕ ЗА ТОБОЙ!»
на 2023-2024 учебный год

Направленность: профориентационная
Срок реализации:1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 12-17 лет (для 6-11 классов)
Составитель: Шконда Э.А., руководитель кружка

п. Де-Кастри, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
Общая характеристика программы «Будущее за тобой!». Цели и задачи изучения курса по
профориентации «Будущее за тобой». Место и роль курса по профориентации «Будущее за
тобой».
2.Содержание курса по профориентации «Будущее за тобой»
3.Планируемые результаты освоения курса по профориентации «Будущее за тобой».
Личностные результаты.
Метапредметные результаты.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРОГРАММЫ

ПО

ПРОФОРИЕНТАЦИИ

«БУДУЩЕЕ ЗА ТОБОЙ!»
Программа курса по профориентации «Билет

в

будущее» (далее

—

Программа)

составлена на основе положений и требований к освоению предметных результатов
программы основного общего образования в МБОУ СОШ п. Де-Кастри, представленных
в

Федеральном

государственном

образования (далее

образовательном стандарте

— ФГОС ООО),

Федерации»

по

общего

в соответствии с Федеральным законом от

31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
Российской

основного

вопросам

«Об

образовании

в

воспитания обучающихся, во исполнение

поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года»),
Распоряжения Минпросвещения России от 08.09.2021 N АБ-33/05вн «Об утверждении
методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках
федерального

проекта

«Успех

каждого

ребенка»

с

(вместе

«Методическими

рекомендациями о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального
проекта «Успех каждого ребенка» в 2022 году»).
Рабочая
систематической

программа

разработана

профориентационной

с

целью

работы

для

реализации

комплексной

обучающихся

6-11

и

классов

на

основе материалов Всероссийского Проекта «Билет в будущее» (далее проект). Проект
реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», национального
проекта «Образование».
Кружковая деятельность — важная часть образовательного и воспитательного
комплекса в МБОУ СОШ п. ДЕ-Кастри, в рамках которой педагогический состав школы
способствует обеспечению содержательного досуга детей через организацию комплексной
профориентационной деятельности. Рекомендовано в рамках кружковой деятельности
осуществлять мероприятия, направленные на создание и функционирование системы мер

по ранней профориентации

обучающихся

классов.

6-11

Одним

из

вариантов

реализации профориентационной работы в МБОУ СОШ п. Де-Кастри является участие
образовательной организации во Всероссийском проекте «Билет в будущее». Воспитание деятельность,

направленная

самоопределения

и

на

развитие

социализации

духовно-нравственных

ценностей

и

личности,

создание условий

обучающихся
принятых

в

на

для

основе социокультурных,

российском обществе правил и

норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование
у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
традициям многонационального

наследию

и

народа Российской Федерации, природе и окружающей

среде.
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия
самоопределению обучающихся МБОУ СОШ п. Де-Кастри, основанной на сочетании
мотивационно-активизирующего,
ориентированного

и

информационно-обучающего,

диагностико-консультативного

подходов

практикок

формированию

готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников
образовательного процесса.
ЦЕЛИ

И

ЗАДАЧИ

ИЗУЧЕНИЯ

КУРСА

ПО

ПРОФОРИЕНТАЦИИ

«БУДУЩЕЕ ЗА ТОБОЙ»
Цель:

формирование

готовности

к

профессиональному

самоопределении

(далее – ГПС) обучающихся 6–11 классов МБОУ СОШ п. Де-Кастри.
Задачи:
●

построение

системы

обучающихся

содействия

общеобразовательных

мотивационно-активизирующего,
ориентированного

и

профессиональному
организаций,

самоопределению

основанной

информационно-обучающего,

диагностико-консультационного

на

сочетании

практико

подходов

к

формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса;
●

выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-

личностной)

и внешней

(знаниевой в

виде карьерной грамотности) сторон

готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня
готовности,

который

продемонстрирует

обучающийся

после

участия

в

профориентационной программе;
● формирование

индивидуальных

рекомендаций

для

обучающихся

по

построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня
осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
информирование

обучающихся

профессионального

образования

●

о

специфике

(включая

рынка

знакомство

с

труда

и

системе

перспективными

и

востребованными в ближайшем будущем профессиями, и отраслями экономики РФ)

посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
●

формирование у обучающихся навыков и умений

карьерной грамотности и других

компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации,
приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения
ресурсов

территориальной среды

профессионального

самооценки успешности прохождения профессиональных

самоопределения,

проб,

осознанного

конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной

траектории

и

ее

адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды.
●

формирование ценностного отношения

достижения

жизненного

благополучия,

залогу

к труду как основному способу
его

успешного

профессионального

самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
МЕСТО И РОЛЬ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «БУДУЩЕЕ ЗА ТОБОЙ»
В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
одним

из

направлений

считается

трудовое

воспитание

и

профессиональное

самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к
труду

и

людям

труда,

самоопределению,

трудовым

приобщения

достижениям;

детей

к

социально

содействия

профессиональному

значимой

деятельности

для

осмысленного выбора профессии».
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии
является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно
рассматриваться

в связке с

физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым,

эстетическим воспитанием школьника, т.е. интегрирована в учебно-воспитательный
процесс, а, следовательно, профориентационная работа в МБОУ СОШ п. Де-Кастри
является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так
и общества в целом. Участие образовательной организации во Всероссийском проекте
«Билет в будущее» позволит
деятельности и
разработана

с

получить
учетом

реализовать

ключевые задачи профориентационной

информационно-методическое сопровождение.

преемственности

профориентационных

задач при

Программа
переходе

обучающихся 6-11 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе из класса
в класс). Рекомендуемая учебная нагрузка – 68 часа (аудиторная и внеаудиторная
(самостоятельная) работа), с учетом основной активности проекта в периоды: сентябрь –
декабрь, март – апрель.
Методическое сопровождение курса представлено данной рабочей программой,
методическими рекомендациями о реализации проекта профессиональной ориентации
обучающихся

6-11

классов

МБОУ СОШ п. Де-Кастри

«Билет

в

будущее»,

материалами
ознакомления

Всероссийского
педагогам

проекта

«Билет в

будущее»,

проекта, зарегистрированным

доступными

на

для

интернет-платформе

https://bvbinfo.ru/.
Курс рекомендуется для организации кружковой деятельности на уровне
основного и среднего общего образования. На групповых и индивидуальных занятиях
используются

современные

профориентационные

виды

деятельности:

профориентационные уроки, диагностика, разбор результатов диагностики, посещение
мероприятий

профориентационного

выбора

в

регионе

(онлайн-формат),

прохождение профессиональных проб.
СОДЕРЖАНИЕ

КУРСА

ПО

ПРОФОРИЕНТАЦИИ

«

БУДУЩЕЕ ЗА ТОБОЙ»
Структура и последовательность изучения модуля как целостного учебного
курса с учетом аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы:
№

Темы программы

Количество
часов

1

Профориентационные уроки «Увлекаюсь»

2

Профориентационная онлайн диагностика. Первая часть

4
«Я

20

Проориентационная выстовка «Лаборатория будущего», «Узнаю

12

понимаю себя»

3

рынок».

4

Профессиональные пробы. «Пробую. Получаю опыт»

5

Профориентационная

онлайн-диагностика.

Вторая

6
часть.

20

«Осознаю»

6
Всего

Профориентационный рефлексивный урок «Планирую».

6

68

1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь»
Проведение профориентационных уроков – стартового и тематического (по
классам).
Стартовый профориентационный урок (открывает программу курса):
раскрывает возможности учащихся в выборе персонального профессионального пути.
Выбор профессионального пути — одно из важнейших решений, которое предстоит
принять школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и
вызывает много вопросов: куда пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы?
Найдѐтся ли для меня место на этом рынке труда? Чему нужно учиться уже сегодня,
чтобы завтра быть востребованным?
Тематический профориентационный уроки по классам (рекомендуется
проводить после стартового урока):
6 класс: тематическое содержание урока построено на трех базовых
компонентах, которые необходимо учитывать при выборе:
«ХОЧУ» — ваши интересы;
«МОГУ» — ваши способности;
«БУДУ» — востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.
Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением
представлений о мире профессионального труда в общем: формирование системного
представления о мире профессий и значимости трудовой деятельностинапример, как
различные

качества

профессиональных

или

навыки

направлениях.

могут

по-разному

Помощь

в

реализовываться

выборе

увлечения,

в

разных

в

котором

обучающийся может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать
окружающим. Поиск дополнительных занятий и увлечений.
7 класс: в основе урока лежит обсуждение обязательного набора школьных
предметов 7 классов общеобразовательных учреждений, таких как русский язык,
литература, алгебра, геометрия, иностранный язык, история, обществознание, физика,
биология, информатика и ИКТ, география и другие.
Информирование обучающихся о взаимосвязи школьных предметов и тем с
разнообразием современных профессий и необходимых компетенций (формирование
системного

представления о

приобретаемые

за

школьной

мире профессий,
партой,

могут

например,
по-разному

как

знания

и навыки,

воплощаться

в

разных

профессиях). Повышение познавательного интереса к школьным предметам, а также
повышение ценности знаний, навыков и умений, которые приобретаются на этих
предметах.

Формирование

представлений

о

современных

сегодня предъявляются к специалистам из различных отраслей.

компетенциях,

которые

класс:

8

урок

профессионального

знакомит

развития,

обучающихся

с

разнообразием

возможностями

профессионального самоопределения.

На

направлений

прогнозирования

уроке

раскрываются

результатов
существующие

профессиональные направления, варианты получения профессионального образования
(уровни образования).
Актуализация процессов профессионального самоопределения. Информирование
школьников
среднее

о

видах

профессионального

профессиональное

образование).

образования
Помощь

(высшее образование

школьникам

/

в соотношении

личных качеств и интересов с направлениями профессиональной деятельности.
9 класс: формирование представлений о преимуществах обучения как в
организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего
профессионального образования (СПО). Актуализация представлений о возможных
профессиональных направлениях для учащихся.

Повышение

познавательного

интереса к философии выбора и построению своей персональной карьерной
траектории развития.
10 класс: в ходе урока обучающиеся получают информацию по следующим
направлениям профессиональной деятельности:
●

Естественно-научное направление.

●

Инженерно-техническое направление.

●

Информационно-технологическое направление.

●

Оборонно-спортивное направление.

●

Производственно-технологическое направление.

●

Социально-гуманитарное направление.

●

Финансово-экономическое направление.

●

Творческое направление.

Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание»
вариантов

выбора

(альтернатив)

профессии.

Формирование

представления

о

компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с
инструментами и мероприятиями профессионального выбора.
11 класс: урок направлен помочь выпускникам взглянуть на различные жизненные
сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания школы. Через
призму разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта, и тема разнообразия
выбора

профессий

в

различных

профессиональных

направлениях. Формирование

представления о выборе, развитии и возможных изменениях в построении персонального
карьерного пути. Формирование позитивного отношения и вовлеченности обучающихся
к

вопросам

самоопределения.

Овладение

приемами

построения

карьерных

траекторий развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации

в

организации

высшего

образования

вузы)

(ВО,

или

в организации

среднего

профессионального образования (СПО) как первого шага
формирования персонального карьерного пути.
2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя»
Профориентационная

диагностика

обучающихся

на

интернет-платформе

https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить
требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую
индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
●

методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11

классов. В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в
сфере самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.
Версия 6-7

класса

профессиональному

включает

самоопределению

и

не

только
включает

диагностику готовности к
диагностику

ценностных

ориентиров.
●
склонностей

методика
и

онлайн-диагностики

направленности

на

определение

обучающихся («Мой

профессиональных

выбор»).

Методика

предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику
онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон,
обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития.
Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Консультации

по

результатам

онлайн-диагностики.

Сопровождение

обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате).
Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации
(доступной

участникам

проекта

«Билет

в будущее» на

интернет-платформе

https://bvbinfo.ru/).
3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок»
Посещение мультимедийной выставки
«Лаборатория будущего» специально организованная постоянно действующая экспозиция
на базе исторических парков «Россия – моя история» (очно в 24 субъектах РФ, в онлайнформате доступно на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда,
9 ключевыми отраслями (направлениями) экономического развития, профессиями:
Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда;
Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная среда; Аграрная среда. Решение
интерактивных заданий, направленных на получение новых знаний о профессиях, об
особенностях профессиональной деятельности различных специалистов, о качествах и
навыках, необходимых для работы различных специалистов.

4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»
Профессиональные

пробы.

Определение профессиональных проб. Особенности проведения профессиональных проб
в онлайн форматах: организация выездной площадки (очный формат) в организациях
профессионального
и
дополнительного
образования,
центрах
опережающей
профессиональной подготовки и т.п., онлайн-формат, реализуемый через сеть
интернет для совместной работы. Профессиональные пробы на основе платформы,
вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п. Уровни профессиональных
проб: моделирующие и практические профессиональные пробы. Виды: базовая и
ознакомительная.
5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю»
Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на уточнение
рекомендации по построению образовательно - профессиональной траектории с
учетом рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:
●

методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11

классов. В 8-11 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в
сфере самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.
Версия

6-7

класса

включает

только

диагностику

готовности

к

профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных
ориентиров.
● методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей
и направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для
6-7, 8-9 и 10-11 классов
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику
онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон
обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития.
Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Развернутая консультации по результатам повторной онлайн-диагностики.
Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или
групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи
готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/).
6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую» Профориентационный
рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам проведения всех
профориентационных мероприятий):
разбор и обсуждение персональных рекомендаций (по возрастам). Разбор и
обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных проб и мероприятий.
Постановка образовательных и карьерных
тактических). Формирование

целей (стратегических

планов

образовательных

и
шагов

и

формулирование траектории развития (последовательность реализации целей).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа способствует развитию личностных, метапредметных и трудовых
результатов у обучающихся, а именно:
Личностные:
• формирование готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
•

формирование

мотивации

к

целенаправленной

социально

значимой

деятельности;
• формирование внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Метапредметные:
•

освоение

обучающимися

межпредметных

понятий

(используются в

нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей
в

целостную

научную

картину

мира)

и

универсальные

учебные

действия

(познавательные, коммуникативные, рягулятивные);
• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
•

формирование

осуществлению
педагогическими

готовности

к

самостоятельному

планированию

и

учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
работниками

и

сверстниками,

к

участию

в

построении

индивидуальной образовательной траектории.
Трудовые:
• формирование

интереса

к

практическому

изучению

профессий

и

труда

различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
• формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности;
• формирование осознанного выбора и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема, раздел курса
1.

Основное содержание

Профориентационные

уроки "Увлекаюсь"

Основные виды деятельности обучающихся

Проведение профориентационных уроков – Актуализация

стартового и тематического (по классам).

процессов

самоопределения

на

профессионального

основе

знакомства

с

познавательными фактами о достижениях из
Стартовый урок (открывает программу

различных отраслей экономического развития

курса): раскрывает возможности, учащихся в

страны. Формирование

выборе персонального профессионального

современных

пути. Выбор профессионального пути — одно

предъявляемых к специалистам из различных

из важнейших решений, которое предстоит

отраслей. Повышение познавательного интереса

принять школьникам. Рынок труда в условиях

и

представлений

универсальных

компетентности,

о

компетенциях,

обучающихся

в

построении
неопределенности всегда пугает и вызывает

своей карьерной траектории развития.

много вопросов: куда пойти учиться, чтобы

Урок направлен на то, чтобы в интерактивной

завтра не остаться без работы? Найдѐтся ли для

игровой форме познакомить учеников с тем,

меня место на этом рынке труда? Чему нужно

какие отрасли и профессии востребованы в

учиться уже сегодня, чтобы завтра быть

России сегодня, какие открываются перспективы

востребованным?
эффективной

развития, какие
реализации

себя

навыки

потребуются

для

в
профессиональной сфере, что важно сейчас и
будет нужно, когда ребята окажутся на рынке
труда.

Сегодня

Россия

добивается

больших

успехов и рекордных

значений

во

многих

отраслях экономики. Самым важным во всех этих
цифрах являемся мы – жители страны. Россия –
это более 145 миллионов жителей и возможности,
которые перед нами открываются. Эти данные
очень тесно связаны с различными отраслями
экономики и профессиональной деятельностью, а
значит, и с возможностью себя реализовать.
Комплект методических материалов для
проведения урока представлен на интернетплатформе

https://bvbinfo.ru/

(для

зарегистрированных педагогов-навигаторов
проекта).
Тематический

профориентационный

урок Каждому компоненту посвящен отдельный блок

для 6 класса (рекомендуется проводить после урока,

в

рамках

которого

обучающиеся

стартового урока): Тематическое содержание дискутируют, смотрят видеоролики, выполняют
Урока построено на трех базовых компонентах, практические задания.
которые необходимо учитывать при выборе:

В

конце

каждого

блока

обучающимся

●

«ХОЧУ» — ваши интересы;

предлагается раздаточный материал (чек-лист) с

●

«МОГУ» — ваши способности;

рекомендациями (его можно использовать в

●

«БУДУ»

—

востребованность качестве домашнего задания).

обучающегося на рынке труда в будущем.

Вопросы, которые ставятся перед обучающимся:

Информирование обучающихся о профессиях с

●

Как распознать свои интересы?

постепенным расширением представлений о

●

Какие способности могут пригодиться при

мире профессионального труда вообще

освоении

(формирование системного представления о

●

мире профессий, например, как различные

почему они важны для выбора карьерного пути?

качества или навыки могут по-разному

●

профессии,

и

как

их

развивать?

Какие бывают личностные качества, и
Как стать в будущем востребованным

воплощаться в разных профессиях). Помощь в специалистом?
выборе увлечения, в котором обучающийся Комплект методических

материалов для

может реализовать свои интересы и развивать проведения урока представлен на платформе
возможности. Поиск дополнительных занятий и

https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных

увлечений.

педагогов-навигаторов проекта).

Тематический профориентационный урок для 7

В

класса (рекомендуется проводить после

ролики, интерактивные форматы взаимодействия,

стартового урока): В основе урока лежит

дискуссии

обсуждение обязательного набора школьных

упражнения и задания для самостоятельной

предметов 7 классов общеобразовательных

работы.

учреждений, таких как русский язык,

В конце урока обучающиеся будут понимать:

литература, алгебра, геометрия, иностранный

●

язык, история, обществознание, физика,

или иных современных профессиях и отраслях;

уроке

используются
и

демонстрационные

обсуждения,

рефлексивные

знание каких предметов необходимо в тех

биология, информатика и ИКТ, география и

●

какие профессии востребованы сегодня и

другие. Информирование обучающихся о

станут востребованы в будущем;

взаимосвязи школьных предметов и тем с

●

зачем школа даѐт широкий круг знаний и

разнообразием современных профессий и

как

их

необходимых компетенций (формирование

профессиональной жизни;

системного представления о мире профессий,

●

можно

какие

применить
шаги

во

для

взрослой
выбора

например, как знания и навыки, приобретаемые профессионального пути можно делать учащимся
за

школьной

партой,

могут

по-разному уже сейчас.

воплощаться в разных профессиях). Повышение
познавательного
предметам,
знаний,

а

интереса
также

навыков

приобретаются

повышение
и

на

школьным Комплект методических материалов для

к

ценности проведения урока представлен на интернет-

умений,
этих

которые платформе

https://bvbinfo.ru/

(для

предметах. зарегистрированных педагогов-навигаторов

Формирование представлений о современных проекта).
компетенциях, которые сегодня предъявляются
к специалистам из различных отраслей.
Тематический профориентационный урок

Каждому компоненту посвящен отдельный блок

для 8 класса (рекомендуется проводить после

урока, в рамках

стартового

обмениваются мнениями, смотрят видеоролики,

урока):

урок

знакомит

которого

обучающихся с разнообразием направлений

выполняют практические задания.

профессионального развития, возможностями

Вопросы,

которые

ставятся

обучающиеся

перед

обучающимся:

прогнозирования результатов

●

Что такое профессия?

профессионального самоопределения. На

●

Насколько разнообразен мир профессий?

уроке раскрываются существующие

●

Какие

профессиональные направления, варианты

направления?

получения профессионального образования

●

(уровни образования). Актуализация процессов

профессиональным

профессионального самоопределения.

образования?

существуют

профессиональные

выбрать

соответствующий

Как

запросам

уровень

Информирование школьников о видах
профессионального образования (высшее

Комплект

методических

материалов

образование / среднее профессиональное

проведения урока представлен на интернет-

образование). Помощь школьникам в

платформе

соотношении личных качеств и интересов с

зарегистрированных

направлениями профессиональной

проекта).

https://bvbinfo.ru/

для

(для

педагогов-навигаторов

деятельности.
Тематический профориентационный урок

Урок для учащихся 9 классов рассказывает о

для 9 класса (рекомендуется проводить после

видах образования,

стартового урока): Формирование

выпускник 9 класса для построения своего

представлений о преимуществах обучения как в

персонального профессионального пути. Урок

организациях высшего образования (ВО, вузы),

раскрывает

так и в организациях среднего

организациях высшего образования (вузы), так и

профессионального образования (СПО).

в

которые может выбрать

преимущества

организациях

среднего

обучения

как

в

профессионального

Актуализация представлений о возможных

образования (СПО).

профессиональных направлениях для учащихся.

●

Повышение познавательного интереса к

примеры

философии выбора и построению своей

линии ВО и линии СПО. Под профессиональным

персональной карьерной траектории развития.

направлением

направление

дальнейшей

В ходе урока учащимся будут показаны
профессиональных

направлений

понимается

по

комплексное

профессиональной
деятельности выпускника.
●

В

рамках

профессиональных

урока

для

различных

направлений

будут

подобраны примеры профессий, которые можно
получить в СПО и вузах. Во время подготовки к
уроку педагоги

получают

представленным

доступ

ко

всем

профессиональным

направлениям, однако для проведения одного
Урока рекомендуется выбирать не более трѐх
согласно

приоритетным

интересам

и

направлениям обучения конкретных классов.
На уроке учащиеся смогут узнать на реальных
примерах:
●

как стать специалистом того или иного

направления;

●

как

работает

система

получения

профессионального образования;
●

о базовом наборе качеств и навыков,

необходимых в той или иной образовательной
траектории;
●

какие

перспективы

открывает

любое

направление после получения профессионального
или высшего образования.
Комплект

методических

материалов

для

проведения урока представлен на интернетплатформе

https://bvbinfo.ru/

зарегистрированных

(для

педагогов-навигаторов

проекта).
Тематический

профориентационный

урок Знакомство с направлениями осуществляется в

для 10 класса (рекомендуется проводить после формате

видео-обзоров

стартового урока): В ходе урока обучающиеся состоявшимися
получают

подробную

информацию

со представленных

следующими направлениями профессиональной области),

и

интервью

с

каждой

из

(профессионалов

в

представителями
сфер

которые

поделятся

актуальной

деятельности:

информацией об отраслях и покажут, как можно

● Естественно-научное направление.

добиться успеха. В рамках урока ученикам будут

● Инженерно-техническое направление.

предложены задания и упражнения, позволяющие

● Информационно-технологическое

лучше понять интересующие их сферы. Урок

направление.
●

завершается домашним заданием.

Оборонно-спортивное направление.

● Производственно-технологическое

Комплект методических материалов для

направление.
●

проведения урока представлен на интернет-

Социально-гуманитарное направление.

платформе

https://bvbinfo.ru/

(для

● Финансово-экономическое направление.

зарегистрированных педагогов-навигаторов

● Творческое направление.

проекта).

Информирование обучающихся об
особенностях рынка труда. «Проигрывание»
вариантов выбора (альтернатив) профессии.
Формирование

представлений

о

компетентностном профиле специалистов из
разных

направлений.

инструментами

и

Знакомство

с

мероприятиями

профессионального выбора.
Тематический

профориентационный

урок В

уроке

используются

демонстрационные

для 11 класса (рекомендуется проводить после ролики, интерактивные форматы взаимодействия,
стартового урока): Урок направлен помочь дискуссии
выпускникам

взглянуть

на

и

обсуждения,

рефлексивные

различные упражнения и задания для самостоятельной

жизненные сценарии и профессиональные пути, работы.
которые ждут их после окончания школы. Через

Выпускники будут знать:

призму

развития ●

при любых результатах экзаменов, им

событий будет раскрыта и тема разнообразия

откроются новые интересные перспективы;

разнообразия

выбора

вариантов

профессий

в

различных ●

профессиональных направлениях.
Формирование
развитии

и

меняться,

представления
возможных

специализация в течение жизни может

о

люди

в ●

вовлеченности

обучающихся

самоопределения.

отношения
к

Овладение

учиться

и

есть эффективные способы справляться с

построении персонального карьерного пути. волнением
позитивного

право

выборе, перепрофилироваться всю жизнь;

изменениях

Формирование

имеют

как

перед

экзаменами,

так

и

и непосредственно в момент сдачи.

вопросам
приемами

Комплект методических материалов для

построения карьерных траекторий развития. проведения урока представлен на интернетАктуализация

знаний

по

выбору

платформе https://bvbinfo.ru/ (для

образовательной организации в организации зарегистрированных педагогов-навигаторов
высшего

образования

организации

среднего

образования

(СПО)

(ВО,

вузы)

или

в проекта).

профессионального
как

первого

шага

формирования персонального карьерного пути.
2.

Профориентационная

онлайн-диагностика.

Профориентационная

обучающихся

на

диагностика Первая

часть

профориентационной

онлайн-

интернет-платформе диагностики обучающихся в новом учебном году.

Первая часть

https://bvbinfo.ru/

зарегистрированных Осуществляется для навигации по активностям

«Понимаю себя»

участников проекта) помогает сформировать проекта Билет в будущее. Обучающемуся будет

(для

индивидуальную траекторию обучающегося в предложены варианты диагностических методик
мероприятиях

Проекта

с

учетом

его на основании опыта предварительного участия в

профессиональных склонностей.
Онлайн-диагностика

проекте,

«Мой

I

выбор платформе

профессии» состоит из двух частей:
●

данный

уровень

определяется

автоматически.

осуществляется

в

на

Диагностика

онлайн

формате,

методика онлайн-диагностики учащихся предоставляется возможность проведения как в

«Моя готовность» для 6-11 классов. В 8-11 образовательной организации, так и в домашних
классах

методика

ценностных
самоопределения

направлена

ориентиров
обучающихся

на

оценку условиях.

в
и

сфере Варианты:
уровень 1.

готовности к выбору профессии.

Онлайн

диагностика

«Мой

выбор».

2. Онлайн диагностика «Моя готовность».

Версия 6-7 класса включает только диагностику 3. Онлайн диагностика «Мои таланты».
готовности

к

профессиональному

самоопределению и не включает диагностику Результаты:
ценностных ориентиров.
●

методика

онлайн-диагностики

●

рекомендация по маршруту проекта

на «Билет в будущее»

определение профессиональных склонностей и ●

видеозапись консультации по результатам

направленности обучающихся («Мой выбор»). профориентационной диагностики
Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, ●

рекомендации

по

обсуждению

результатов

8-9 и 10-11 классов.

тестирования с родственниками и специалистами.

Онлайн-диагностика
включает

II

комплексную

«Мои

таланты»

методику

онлайн-

диагностики на определение профессиональных
интересов и сильных сторон обучающихся с
выделением «зон потенциала» (талантов) для
дальнейшего

развития.

Методика

предусматривает версии для 6-7, 8-9 и 10-11
классов.
Консультации

по

результатам

онлайн-

диагностики. Сопровождение обучающихся по
итогам диагностики (в индивидуальном или
групповом формате). Возможно проведение
консультации с помощью видеозаписи готовой
консультации (доступной участникам проекта
«Билет в будущее» на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/.
3.

Профориентационная

Посещение мультимедийной выставки

●

Экскурсия на площадку исторических

выставка

«Лаборатория будущего» - специально

парков «Россия – моя история» (очно в 24

«Лаборатория

организованная постоянно действующая

субъектах РФ, по предварительной записи на

4.

будущего. Узнаю

экспозиция на базе исторических парков

интернет-платформе https://bvbinfo.ru/)

рынок»

«Россия – моя история» (очно в 24 субъектах

●

РФ, в онлайн-формате доступно на интернет-

образовательной

платформе https://bvbinfo.ru/). Знакомство с

отдельного

рынком труда, 9 ключевыми отраслями

специализированного мультимедийного контента

(направлениями) экономического развития,

выставки

профессиями: Индустриальная среда; Здоровая

https://bvbinfo.ru.

среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная

Задачи выставки:

среда; Безопасная среда; Комфортная среда;

●

Креативная среда; Аграрная среда. Решение

труда, с различными отраслями и профессиями, с

интерактивных заданий, направленных на

многообразием

получение новых знаний о профессиях, об

выбора;

особенностях профессиональной деятельности

●

различных

и

совершению профессионального выбора;

навыках, необходимых для работы различных

помощь школьникам в понимании, в каком

специалистов.

направлении они хотят развиваться дальше.

Профессиональные

Профессиональные пробы. Данный формат

Запись на участие в профессиональной пробе.

пробы «Пробую.

реализуется на базе образовательных

Участие в профессиональных пробах в онлайн

Получаю опыт»

организаций в регионе, в том числе

формате.

осуществляющих профессиональную

Оценка участников своего опыта участия в

подготовку (профессиональные

профессиональных

специалистов,

о

качествах

Знакомство

с

выставкой

организации

урока

с

на

знакомство

базе

в

рамках

использованием
интернет-платформе

обучающихся

вариантов

вовлечение,

на

рост

с

рынком

профессионального
мотивации

к

пробах.

образовательные организации и организации

Активность проводится на интернет-платформе

высшего образования), организаций

https://bvbinfo.ru/

дополнительного образования.

пользователей).

Определение профессиональных проб.

Участие в профессиональных пробах в онлайн

Особенности проведения профессиональных

формате

проб в очном и онлайн форматах: организация

согласованию с Оператором. Реализуется на

выездной площадки (очный формат) в

вебинар-площадках, сервисах видеоконференций

организациях профессионального и

и т.п.

дополнительного образования, центрах

Участие в очных профессиональных пробах на

опережающей профессиональной подготовки и

региональном

т.п., онлайн-формат, реализуемый через сеть

Оператором. Реализуется на базе организаций-

интернет для совместной работы.

партнеров.

Профессиональные пробы на основе

Результаты:

платформы, вебинар-площадки, сервисы

●

видеоконференций, чат и т.п.

выполнения пробы целостного представления о

Уровни профессиональных проб:

конкретной

профессии,

моделирующие и практические

профессий,

сферы,

профессиональные пробы.

●

Виды: базовая и ознакомительная.

способностей, профессионально важных качеств

зарегистрированных

(для

на

региональном

уровне

по

уровне

согласованию

по

с

Формирование у обучающегося в процессе

Развитие

группе

родственных

их

включающей.

интересов,

склонностей,

личности обучающегося.
●

Готовность

обучающегося

к

выбору

профессии.
5.

Профориентационная

Проведение

онлайн-диагностика.

рефлексии опыта, полученного по итогам диагностики. Осуществляется для подведения

Вторая часть

профессиональных проб.

«Осознаю»

дальнейшим вариантам получения образования, участия
а

также

повторной

диагностики
Рекомендации

перспективным

отраслям

для Вторая часть

профориентационной

онлайн

по промежуточных итогов (рефлексии) с учетом
обучающегося

и профессионального

в

выбора.

мероприятиях
Обучающемуся

профессиям.

будет предложен набор диагностических методик

Развернутая консультации по результатам

на основании опыта предварительного участия в

повторной онлайн-диагностики.

проекте,

Сопровождение обучающихся по итогам

платформе

диагностики (в индивидуальном или групповом

осуществляется

формате). Возможно проведение консультации

предоставляется возможность проведения как в

с помощью видеозаписи готовой консультации

образовательной организации, так и в домашних

(доступной участникам проекта «Билет в

условиях.

будущее» на интернет-платформе

Варианты:

https://bvbinfo.ru/.

1. Онлайн диагностика «Мой выбор».

данный

уровень

определяется

автоматически.
в

на

Диагностика

онлайн

формате,

2. Онлайн диагностика «Моя готовность».
3. Онлайн диагностика «Мои таланты».
Результаты:
●

Рекомендация

по

образовательно-профессионального

построению
маршрута.

●

Рекомендации по развитию

●

видеозапись консультации по результатам

профориентационной
Рекомендации

по

диагностики.
обсуждению

результатов

тестирования с родственниками и специалистами.
6.

Профориентационный Профориентационный

рефлексивный

урок Урок проводится в групповой форме, но при

урок (проводится в конце курса, по итогам всех

«Планирую»
мероприятий):

рефлексивный

проведения
Разбор

и

необходимости

профориентационных примеры

на

нем

можно

индивидуальных

разобрать

и

рекомендаций

обсуждение учеников. По итогам урока каждый ученик

персональных рекомендаций (по возрастам). должен отметить наиболее подходящие ему
Разбор и обсуждение полученного опыта по варианты из предложенных рекомендаций, в том
итогам профессиональных проб и мероприятий. числе
Постановка
целей

образовательных

(стратегических

и

и

с использованием

функционала

карьерных платформы.

тактических).

Формирование планов образовательных шагов Результаты урока:
и

формулирование

траектории
реализации

(последовательность
Стратегические

развития ●

цели

-

Ученики понимают и ориентируются в

целей). полученных рекомендациях

долгосрочная ●

Ученики выбрали из подходящей своей

перспектива (профессии и отрасли, которые возрастной группе те приоритетные варианты
интересуют
профессионального

учеников,
образования

варианты рекомендаций,
в

случае

которые
больше

их

заинтересовали
всего

средних классов).

●

Ученики отметили на платформе варианты

Тактические цели - краткосрочная перспектива образовательных вариантов и профессиональных
и что позволяет прийти к стратегическим целям целей, которые их заинтересовали и по которым
(профили

обучения

в

школе,

тематики они дальше планируют получать дополнительную

дополнительного образования, уровни обучения информацию и пробовать себя.
в случае 8-9 классов и пр.).

Все материалы для проведения урока доступны

Сценарий урока построен вокруг обсуждения на интернет-платформе: https://bvbinfo.ru/
опыта, полученного в ходе участия в проекте,
рекомендаций по диагностикам и внедрения
рекомендаций

в

образовательные

планы

обучающихся.
Задачи:
●

Разбор

и

обсуждение

рекомендаций

диагностики - рефлексии 5 этапа (по возрастам).
●
по

Разбор и обсуждение полученного опыта
итогам

профессиональных

проб

и

мероприятий.
●

Постановка

карьерных

целей

образовательных
(стратегических

и
и

тактических).
●

Формирование

планов

образовательных

шагов и формулирование траектории развитиям
(последовательность

реализации

целей).

[1] Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утвержденная Правительством Российской Федерации, Распоряжение от 29 мая
2015 г. № 996-р).
[2] Педагог-навигатор - (ответственный за профессиональную ориентацию
обучающихся) – специалист, непосредственно осуществляющий педагогическую
поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей реализации их
индивидуальных

образовательно-профессиональных

траекторий.

В

качестве

педагогов-навигаторов могут выступать педагогические работники основного и
среднего общего образования, дополнительного образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».