МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
МБОУ СОШ п. Де-Кастри
682429 п. Де-Кастри, Ульчский район, Хабаровского края,
ул. Горная 6, т.-56-4-74
Рассмотрено
Педагогическим советом
__________Павленко Е.Ю.
Протокол № 1
от «30» 08.2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
________Богословская Л.А.
Протокол № 1
от «30» 08.2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________Степанова Т.В.
Протокол № 1
от «30» 08.2023 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Кукольный театр - Сказка»
на 2023-2024 учебный год
Направленность: театральная
Срок реализации:1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 11-17 лет (для 5-11 классов)
Составитель: Шконда Э.А., руководитель кружка
п. Де-Кастри, 2023
Актуальность программы обусловлена тем, что театральное искусство имеет
незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребѐнок, оказавшийся в
позиции актѐра - исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого
осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как
это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты
считаешь дорогим и важным в жизни.
Данная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального
Государственного
Образовательного
Стандарта
начального
общего
образования на основе методической литературы Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М.
Альхимович, Ю.Л. Алянского и др., в которых рассматриваются вопросы организации
театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе.
Программа «Кукольный театр» адаптирована МБОУ СОШ п. Де-Кастри, разработана
с учетом требований федерального образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения, направлена для реализации общекультурного направления
по ФГОС по лицензии и рассчитана для занятий с детьми школьного возраста. Программа
направлена на развитие творческой личности и создание условий для еѐ самореализации.
Основная театрализованная деятельность
этой программы – это хорошая возможность
раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности
личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на
целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие,
активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество;
развитие
всех
ведущих
психических
процессов.
Способствует
самопознанию,
самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для
социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует
коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости,
значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач
общества
и
государства
инициативного
и
является
компетентного
воспитание
гражданина
нравственного,
России.
В
ответственного,
новом
Федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования
понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций,
составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как
процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и
других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи:
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать
и
на
практике
образовательной
использовать
среды,
полученные
включающей
знания;
урочную,
формирование
внеурочную
и
целостной
внешкольную
деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную
специфику;
формирование
активной
деятельностной
позиции;
выстраивание
социального партнерства школы с семьей.
Большое
внимание
уделено
организации
внеурочной
деятельности,
как
дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может
способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию
школьника, так как синтезирует
различные
виды
творчества.
Одним из таких синтетических видов является театр.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой
способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием
делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь
именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии
игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный
результат. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой
ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты
поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация)
- способствует внешней и внутренней социализации ребѐнка, т.е. помогает ему легко
входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю,
- целеустремлѐнность, терпение и другие качества, необходимые для успешного
взаимодействия с социальной средой;
- пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более
осмысленно;
- активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребѐнка; он
начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления– словом
всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда
ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим
обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в
своѐ время и на своѐм месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация
самобытности, самостоятельности каждого ребѐнка. Этим и объясняется разработка
программы театрального кружка.
Программа «Кокольный театр - Сказка» разработана в соответствии с требованиями
ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учѐтом запросов родителей и интересов ребѐнка,
ориентирована на обучающихся 5-9 класса классов и может быть реализована в работе
педагога, как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Данная программа «Кукольный театр - Сказка» эффективно влияет на воспитательно образовательный процесс. Помогает воспитывать, с помощью игры, так как для детей игра в
этом возрасте – основной вид деятельности. Школьники с удовольствием включаются в
игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной
образ. Ребята смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы
прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с
окружающим миром через образы, краски, звуки.
Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его
мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе.
Репертуар подбирается с учѐтом возрастных особенностей учащихся.
В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу
формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки
воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо,
быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы
над художественным чтением. В художественном мире сегодняшнего школьника театр
занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка, литература. Детскому
восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное
одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира. В воспитательном процессе в
школе основными средствами воспитания является: культура. Эта область человеческого
бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Накапливая опыт
отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность.
Несомненно, всѐ это оказывает благотворное воздействие на развитие восприятия,
воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства
доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается
эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи.
Увиденное и показанное в театре расширяет кругозор детей и надолго остаѐтся в
памяти: делятся впечатлениями о спектакле, рассказывают родителям. Это способствует
развитию речи и умению выражать свои чувства и эмоции.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы:
Программа
внеурочной
деятельности
«Кукольный
театр
-
Сказка»
разработана для учащихся 5-9 классов.
Цель занятий в кукольном театре: развитие творческих способностей детей
средствами кукольного театрального искусства.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
•
•
реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
систематическое
и
целенаправленное
развитие
зрительного
восприятия,
пространственного мышления, фантазии, речи детей;
•
знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и
актѐрское мастерство, приѐмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь,
музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);
•
развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
познавательной сферы и произвольных психических процессов;
•
•
обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
формирование
нравственных
качеств,
гуманистической
личностной
позиции,
позитивного и оптимистического отношения к жизни; В программе выделено два типа задач:
Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие
эмоциональности,
интеллекта,
а
также
коммуникативных
особенностей
ребенка
средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с
развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в
детском театре.
Место программы кружка «Кукольный театр» в учебной деятельности
Настоящая программа составлена на 68 часов в 5-9 классах, в соответствии с учебным
планом МАОУ СОШ п. Де-Кастри из расчета 34 учебных недели.
Занятия проходят 2 раз в неделю в двух группах на базе общеобразовательного
учреждения МАОУ СОШ п. Де-Кастри во внеурочное время. Продолжительность занятия 40 минут. Возможна корректировка продолжительности занятия согласно нормам СанПин.
Срок реализации программы: 2023 – 2024 учебный год
Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки
В результате изучения данного
сформированы личностные, регулятивные,
универсальные учебные действия.
курса у обучающихся школы будут
познавательные и коммуникативные
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- способность к самооценке;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как
гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей;
- знание основных моральных норм;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной литературой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи;
- планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учѐта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения различных задач;
- строить речевое высказывание как в устной, так и письменной форме;
- основам смыслового чтения художественных
информацию из текстов разных видов;
текстов,
выделять
существенную
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях.
Коммуникативные УУД
- допускать возможность существования различных точек зрения, ориентироваться на
позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные
- овладеть умением распределять дыхание во время произношения текста;
- научиться сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании
музыки;
- овладеть навыком вождения перчаточной куклой;
- овладеть культурой общения со сверстниками и со взрослыми;
- осознать чувство ответственности перед коллективом во время совместной работы по
созданию спектакля;
- научиться анализировать пьесу, давать характеристику героям;
- уметь сочинять сказки и рифмовки;
- научиться понимать значимость и возможности коллектива, и свою ответственность перед
ним.
- познакомиться с историей театра кукол и современными творческими поисками в
кукольном мире;
- овладеть темпо - ритмом, чувством пространства сцены;
- научиться общаться со зрителем и партнѐром через куклу;
- открыть для себя нравственные и эстетические ценности;
Проверка результатов проходит в форме:
- простое наблюдение (выступление)
- проведение игр
Ожидаемый результат: постановки самостоятельных спектаклей, творческое и
духовное развитие участников процесса, воспитание социально-адаптированного человека,
способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.
Формы подведения итогов реализации программы
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе
занятий;
- промежуточный – праздники, конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;
- итоговый – спектакли.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами
контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных
устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего
контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие
способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.
Реализация программы, не только на занятиях, но и в выступлениях на праздниках,
позволит
стимулировать
способность обучающихся к образному мышлению.
Тематическое планирование
№п.п
Разделы
общее
Количество часов
теоритические
7
7
2
Вводное занятие. История
театрального искусства.
Техника речи. Дикция.
Выразительное чтение.
Художественно - театральные
этюды.
практическ
ие
-
10
5
5
3
Работа над созданием
спектакля.
4
2
2
4
5
Работа с куклой.
Индивидуально-групповые
занятия
18
17
4
7
14
10
6
Выступление со спектаклем
8
-
8
Аттестация
4
68
2
27
2
41
1
7
Всего
Календарно - тематическое планирование.
№п.п.
Темы занятий
1
Знакомство с программой обучения.
Техника безопасности при организации
и проведении занятий.
Маски и амплуа
общее
1
1
Количество часов
теория
практика
1
-
1
-
2
3
4
Куклы-марионетки в 18 веке.
1
1
Репертуар иностранных кукольников.
1
1
Великие русские актеры-кукольники
1
1
История театрального здания.
1
1
Занятие-путешествие «Любите ли вы
театр?»
1
1
Артикуляционные упражнения.
2
1
1
Упражнения на снятие телесных
зажимов.
2
1
1
Основной ритм движения куклы.
2
1
1
Считка.
2
1
1
Работа над ролью: создание характера,
образа.
2
1
1
Выбор пьесы. Чтение, обсуждение,
анализ произведения.
2
2
-
Работа над сценарием. Понятия: тема и
идея художественного произведения;
Работа с куклой.
2
-
2
Изменение маски кукол.
2
-
2
Точная координация танцевальных
движений актѐра с куклой.
2
-
2
Общение со зрителем.
2
-
2
Общение с партнѐром через куклу.
2
2
-
Взаимозаменяемость.
2
-
2
Работа с куклой.
2
2
-
Мизансцены спектакля. Импровизация
и точность выполнения установленных
мизансцен.
2
-
2
Работа с куклой.
2
-
2
Взаимосвязь импровизации с
техническими навыками. Работа с
куклой.
2
-
2
5
Индивидуально-групповые занятия
17
7
10
6
Выступление со спектаклем в МБОУ
СОШ п. Де-Кастри (в младшем звене
1А, 1Б, 2А,2Б,3А,3Б,4А,4Б; зрители
могут быть разновозрастные)
6
-
6
7
Обобщающее итоговое занятие
4
2
2
68
27
41
Всего
Индивидуально-групповые занятия
Цель и задачи:
· создание условий для проявления творческой активности
· формирование навыка индивидуальной работы
· совершенствование уровня сценической речи, навыков импровизации, техники работы над
ролью и мизансценами
· повышение уровня творческой мобильности
Подбор репертуара для постановок в кружке.
Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое
воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьѐзно относится к
подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и
развивать фантазию ребѐнка, способствовать формированию положительных черт
характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные
особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год
обучения может изменяться.
В репертуар кукольного театра включены:
-инсценировки литературных произведений для детей школьного
возраста;
-адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;
-новые, самостоятельно разработанные, пьесы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для организации кукольного театра используются перчаточные куклы.
Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное
восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.
Занятия кукольного кружка проводятся в классе или другом приспособленном для
этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:
- детская литература со сказками;
- куклы;
- театральная ширма;
- декорации к спектаклям.
Всѐ необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством
педагога дети могут сшить необходимых актѐров-кукол. Посильную помощь в изготовлении
кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.
Литература:
1.Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
2.Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
3.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
4.Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
5.Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год
6.Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000 год
7.Савенков А.И. Детская одарѐнность: развитие средствами искусства. – М.,
2009.
8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль,
1997.
9.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
10.Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 2007.