РП Основы социальной жизни 5-9 кл, УО вариант 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА п.ДЕ-КАСТРИ ДЕ-КАСТРИНСКОГО
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ

УТВЕРЖДАЮ
директор школы
________________

Принято на педсовете

Рассмотрено на заседании МО

протокол № ___

протокол заседания МО №
от «___» ____________ 2023__г.

______________
«30» августа 2023 г.

Руководитель МО __________

Рабочая программа
Основы социальной жизни
для 5-9 классов
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1

на 2023-2024 учебный год
Программа разработана на основе Программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
под ред. В.В. Воронковой

учитель: Кетова Г.Г.
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по основам социальной жизни.
1. Рабочая программа по основам социальной жизни составлена на основе Программы специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва:
Гуманитарный
издательский
центр
«ВЛАДОС»,
2013.
–
сб.1;
2. Программа курса СБО рассчитана
В 5 классе 1 час в неделю.
В 6 классе 1 час в неделю.
В 7-9 классах на 2 час в неделю.
3. Специальные коррекционные занятия по основам социальной жизни направлены на практическую подготовку детей к
самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение
уровня общего развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и
умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем
обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им
навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную
жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта,
торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических
норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, еѐ целебных свойствах, о необходимости пищи
для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов
кулинарных рецептов и украшение их.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов
трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания,

наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным
традициям.
Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии — тесной связи учителя с родителями, воспитателями и работниками столовой, обслуживающих учащихся.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы
систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для
расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
4. Формы и методы реализации программных задач. Основными формами и методами обучения являются практические работы,
экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных
кинофильмов, диафильмов и др. По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и других целесообразно проводить
практические работы, разделив учащихся на бригады из 4—5 человек для самостоятельного выполнения задания. Это позволит
каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за
одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ,
как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами, и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а
также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники
безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических
требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый
ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на
основе знаний, полученных как на занятиях по основам социальной жизни, так и на занятиях по другим предметам.
Беседа на занятиях по основам социальной жизни является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании
с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками,
упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться
единственным методом обучения, используемым на занятии.
В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она
может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и
сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для
закрепления полученных знаний — заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими
приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и
приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.). Учитель организует игру и руководит ею в
соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации,
и стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как
итоговое занятие на урок или два (сдвоенные часы). Эти занятия требуют от учителя серьезной подготовки и имеют весьма важное
значение для решения задач обучения и воспитания, они способствуют закреплению различных знаний-умений и навыков учащихся
(правила поведения, навыки приготовления тех или иных блюд, сервировка стола, уборки помещения и т.д.).
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на
предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения п. Де-Кастри.
Экскурсии и зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при
изучении раздела «Средства связи» в VI классе проводится урок-экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний детей о различных почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по
теме «Экономика домашнего хозяйства» (IX класс) следует закончить экскурсией в Сбербанк.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов). Проведение экскурсий требует тщательной подготовки,
учителю необходимо заранее наметить задачи и содержание экскурсии, заблаговременно посетить объект и хорошо с ним ознакомиться, разработать план экскурсии. Следует также провести вводную беседу: назвать объект наблюдения, рассказать о пути
следования к месту проведения экскурсии, напомнить учащимся правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и во
время экскурсии. Целесообразно, чтобы сам учитель вел экскурсию, вовлекая детей и беседу, особенно во время текущих и
итоговых экскурсий. Если объяснения дает не учитель, а работник учреждения или предприятия, на котором проводится экскурсия,
то нужно предварительно обговорить с ним объем и характер сообщаемого материала, перечень объектов, которые будут
продемонстрированы учащимся. Отдельным ученикам можно поручить вести элементарные записи. Они должны быть краткими.
Например, ученики записывают цены на различные товары, названия рабочих специальностей, в которых нуждается предприятие и
др.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель
при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми раннее.

Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на
занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения
экскурсии — повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный
маршрут, транспортные средства и т.д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно
быть элементом каждого занятия.
На занятиях Основы социальной жизни следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы,
поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на
уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи, с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов,
последовательностью изложения умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения
учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий,
сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем) в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при
прохождении ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отводить время на практическое
закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные
на уроках родного языка.
Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся. На первом занятии, где применяется бригадная форма работы, учитель должен объяснить и показать дет ям, что должен делать бригадир. Для этого он, распределив учеников по бригадам, выступает в роли бригадира одной из них. Другие бригадиры, назначенные из числа наиболее подготовленных учащихся, наблюдая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих
бригад. Для успешного проведения первых занятий по новой теме бригадиров целесообразно проинструктировать заранее об их
обязанностях. В ходе практической работы бригадир должен выполнять часть общего задания. Аналогичные работы на
последующих занятиях бригадиры могут организовывать по устной или письменной инструкции учителя под его постоянным
контролем. Несомненно, учитель руководит не только бригадирами. В процессе выполнения задания он дает учащимся некоторые
указания и объяснения, оказывает им помощь, следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил техники
безопасности. На следующих практических занятиях по этой же теме учитель должен построить работу так, чтобы каждый учащийся последовательно освоил все операции, необходимые для выполнения конкретного задания, побывал в роли бригадира. Например, если на одном уроке школьник мыл и чистил овощи для супа, то на другом уроке он занимается пассированием овощей или
заправкой первого блюда.
Знакомя детей с новым приемом, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа,
в которую включается данный прием.
Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и
т.д.),

В кабинете можно установить поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы,
связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.
Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.
Занятия тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. Основы социальной жизни
учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя
и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для учителя при отборе
материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Он осуществляет закрепление полученных на
занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении
раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, далее организует деятельность учащихся по
самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.
Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале. Для
фиксирования результатов усвоения учащимся различных разделов программы целесообразно вести разные формы учета. Это могут
быть тетрадь, экран соревнования, стенды и плакаты, на которых отражаются не только успехи детей на занятиях, но и их умение
применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможности детей и в зависимости от местных
условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы. Например, в соответствии с
общешкольным планом проводится «Неделя труда». Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, которые
согласовывались бы с видами общественно полезного труда школьников. При подборе материалов по теме «Учреждения и
организации» целесообразно предусмотреть ознакомление детей не только с объектами ближайшего окружения, но и с объектами,
находящимися на территории, на которой учащиеся будут проживать после окончания школы.
Д ля проведения занятий и экскурсий в VI-IX классах можно сдваивать уроки. К проведению бесед о гигиене подростков
(отдельно для мальчиков и девочек) следует привлекать специалистов-медиков и психологов.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты,
полезные советы и т.п., изложенные доступным детям языком четко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после
каждого занятия.
Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во
время экскурсий (например, место работы родителей, их должность и т.д.).

Календарно-тематический план
5 класс
№
п/
п

Раздел

1

Личная
гигиена

2

3

Тема урока

Введение
Правила личной гигиены в
течение дня

Элементы содержания

-утренний, вечерний туалет,
последовательность его
проведения.
-уход за волосами, кожей,
ногтями.
Предметы и средства личной
-для соблюдение личной
гигиены. Уход за полостью рта. гигиены нужны личные
Уход за ушами
вещи: носовой платок,
Правила охраны зрения
зубная щетка, мочалка,
(освещение рабочего места,
расческа. Их назначение,
чтение, просмотр телевизора)
уход за ними
Уход за волосами (мытье,
прическа)
-соблюдение правил личной
гигиены. Значение
освещения для глаз.

Требования к уровню
подготовки обучающихся
Должны знать:
- последовательность
выполнения утреннего и
вечернего туалета;
- периодичность и правила
ухода за ушами;
- правила личной гигиены;
- название вещей личного
пользования;
- правила освещения
рабочего места;
- правила охраны зрения при
чтении, просмотре
телепередач.
Должны уметь:
- совершать вечерний туалет
в определенной
последовательности;
- выбирать прическу и
причесывать волосы;
- стирать индивидуальные
личные вещи;
- содержать личные вещи в
чистоте;
- соблюдать правила
бережного отношения к
зрению при чтении, письме,
просмотре телепередач.

Контро
льные
меропр
иятия

Домаш
нее
задани
е

Дата
проведе
ния
План Факт

4

Культура
поведения

5

Жилище

6

7

8

9

10

Поведение в музее, библиотеке
Поведение в кино, театре

- правила поведения в
общественных местах;
- формы обращения к
старшим;
- способы ведения разговора
со старшими и сверстниками

Виды жилых помещений в
городе и деревне
- понятие «жилые
помещения»;
Виды жилых помещений в
- виды жилых помещений в
жилых домах (варианты
городе и селе;
квартир подсобных помещений) - варианты квартир;
- почтовый адрес жилого
Экскурсия: чтение названий
помещения;
улиц, номеров домов.
- составление и запись на
доске почтового адреса
школы;
Почтовый адрес дома, школы.
- название своего адреса
устно (индивидуально);
- объяснение написания
адреса на конверте;
Написание адреса на почтовой
- запись своего и обратного
открытке
адреса на конверте.
Правила вытирания пыли
Правила подметания пола

Должны знать:
- правила поведения при
встрече и расставании;
- формы обращения с
просьбой, вопросом;
- способы ведения разговора
со старшими, сверстниками.
Должны уметь:
- правильно вести себя при
встрече и расставании со
сверстниками, взрослыми в
различных ситуациях;
- тактично и вежливо вести
себя во время разговора со
старшими и сверстниками.
Должны знать:
- виды жилых помещений в
городе и селе;
- организация рабочего места
школьника;
- правила уборки
помещений;
- почтовый адрес адресанта и
адресата;
Должны уметь:
- соблюдать порядок в
жилом помещении;
- называть виды жилых
помещений;
- соблюдать порядок на
рабочем столе и в жилом
помещении;
- писать адрес жилого
помещения на почтовых
открытках, почтовых
конвертах;

11

Гигиенические требования к
жилому помещению

12

Инвентарь и приспособления
для уборки.
Последовательность уборки
детской комнаты.
Обобщение пройденной темы.
Проверочная работа

13

14

15

16

Питание

Значение продуктов питания
для здоровья человека.
Кухонная посуда, приборы,
приспособления – назначение.
Столовая посуда, приборы –
назначение.
Правила мытья и чистка посуды
Чайная посуда. Сервировка
стола к завтраку. Правила
заваривания чая.

- написать индекс по
шаблону.

- значение питания в жизни и
деятельности людей.
- разнообразие продуктов,
составляющих рацион
питания. Просмотр фильма,
беседа.
- оборудование места для
приготовления пищи.
Кухонные принадлежности.
Правила безопасной работы
режущими инструментами.
- работа с наглядным
пособием «Сервировка
стола к завтраку»

Должны знать:
- значение питания в жизни и
деятельности людей;
- правила составления
рациона питания;
- правила мытья посуды и
уборки помещения;
- правила техники
безопасности;
- правила безопасной работы
режущими инструментами.
Должны уметь:
- составлять рацион питания;
- строго соблюдать правила
безопасной работы
режущими инструментами;
- распределять кухонные
принадлежности по
назначению;
- сервировать стол с учетом
различных меню;
- использовать предметы для
сервировки стола к завтраку.

17

Культура
поведения

Транспорт

Виды городского транспорта.
Оплата проезда в автобусе
Правила поведения в
транспорте, на улице.
Правила дорожного движения.

Городской транспорт.
Оплата проезда в автобусе
Поэтапное обсуждение
правил поведения в
транспорте.
Знаки на дороге,
регулирующие движение
транспорта и пешехода.

Торговля

Основные виды магазинов. Их
назначение. Правила поведения
в магазине
Виды отделов в продуктовых
магазинах и правила покупки
товара

Виды магазинов.
Продуктовый магазин, его
назначение. Виды отделов в
продуктовом магазине.
Порядок приобретения
покупки с помощью

Должны знать:
- виды магазинов;
- правила поведения в
магазине;
- назначение продуктовых
магазинов;

Упражнения по этикету
Ролевая игра «Чаепитие в
классе»

20

21

22

Посадка за столом.
Правильная осанка во время
приема пищи. Показ правил
пользования столовыми
приборами. Допустимая
беседа за столом
Организация ролевой игры

Должны знать:
- правила поведения за
столом;
- правила этикета
Должны уметь:
- правильно сидеть за
столом;
- пользоваться столовыми
приборами, салфеткой;
- красиво и аккуратно
принимать пищу.
Должны знать:
- основные транспортные
средства, имеющиеся в
городе.
- порядок приобретения
билетов.
- правила передвижения на
велосипеде.
Должны уметь:
- различать и называть виды
транспортных средств в
городе;
- соблюдать правила
поведения в транспорте, на
улице;
- соблюдать правила
дорожного движения;
- различать знаки дорожного
движения.

18

19

Поведение за столом
Правила приема пищи

продавца.
Самообслуживание. Правила
поведения в магазине.

- правила покупки товара.
Должны уметь:
- культурно вести себя с
работниками торговли;
- выбирать необходимые
продукты питания с учетом
срока годности;
- соблюдать правила
поведения в магазине;
-оплатить покупку,
проверить чек и сдачу;
- хранить продукты питания.

Приготовление бутербродов.
Приготовление блюд из яиц
(отварные, яичница)
Приготовление салата или
винегрета (варение овощи)

Виды бутербродов (простой
- сложный, открытый закрытый, горячий –
холодный)
Приготовление бутербродов.
Блюда из яиц.
Приготовление салата по
рецепту. Правила безопасной
работы режущими
инструментами. Нарезка
овощей.

Должны знать:
- виды бутербродов;
-правила безопасной работы;

Виды одежды и головных
уборов, их назначение.
Повседневный уход за одеждой
и подготовка ее к хранению.
Виды обуви, их назначение
Повседневный уход за кожаной
обувью
Уход за мокрой обувью из
кожи
Уход за мокрой обувью из
замши, текстиля, шерсти
Подготовка обуви к хранению

Сохранение здоровья
человека. Заполнение
таблицы «Виды одежды».
Правила повседневного
ухода за одеждой и обувью.
Предметы для чистки.
Подготовка одежды и обуви
к хранению. Называть виды
обуви в зависимости от
времени года. Различие
обуви по материалу. Виды
головных уборов, их

23

Порядок покупки товара в
продовольственном магазине

24

Экскурсия в
продовольственный магазин

25

Питание

26

27
28
29

30

Одежда и
обувь

Должны уметь:
- строго соблюдать правила
безопасной работы;
- прочитать рецепт блюда,
подобрать продукты для его
изготовления;
- нарезать овощи соломкой,
дольками, кубиками.
Должны знать:
- виды одежды, их
назначение;
- виды обуви и их
назначение;
- правила ухода за одеждой и
обувью;
- виды головных уборов и их
назначение;
- времена года.
Должны уметь:
- различать одежду;

назначение.

31
32
33
34

Личная
гигиена
Питание
Одежда и
обувь
Транспорт

35

- подбирать одежду по
сезону;
- сушить и чистить одежду и
обувь;
- подбирать материалы для
чистки одежды и обуви;
- подбирать головной убор
по сезону.

Повторение пройденной темы.
Проверочная работа
Повторение пройденной темы.
Проверочная работа
Повторение пройденной темы.
Проверочная работа
Повторение пройденной темы.
Проверочная работа
Резервный урок
Календарно-тематический план
6 класс

№
п/
п

Раздел

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню
подготовки обучающихся

12

Личная
гигиена

Закаливание организма.
Правила закаливания организма
Уход за кожей рук и ногтями

1.Значение закаливания
организма для общего
состояния здоровья человека.
Способы закаливания,
правила и приемы
выполнения воздушных и
водных процедур,
солнечных, физических
упражнений; сезонная
одежда, обувь, головной
убор.

Должны знать:
- правила закаливания
организма;
- правила обтирания и мытья
ног;
- правила соблюдения
личной гигиены во время
физкультурных занятий и
походов;
-- о вреде наркотиков и
токсических веществ.

Контро
льные
меропр
иятия

Домаш
нее
задани
е

Дата
проведения
План Факт

3

Культура
поведения

Осанка при ходьбе, в
положении сидя и стоя.
Мимика и жесты во время
разговора
Формы обращения к старшим и
сверстникам при встрече и
расставании. Ролевая игра
«Слова при встрече и
расставании»
Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и
сверстникам. Ролевая игра «Хочу спросить»
Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и
сверстникам.

Транспорт

Основные транспортные
средства. Правила пользования

4

56

7

2. Правила и приемы ухода
за органами зрения. Способы
сохранения зрения –
контактные линзы, линзовые
и коррекционные очки,
хирургическое
вмешательство. Гигиена
чтения, письма, просмотр
телепередач.
3. Губительное влияние
наркотиков и токсических
веществ на живой организм.
Значение осанки при ходьбе,
в положении сидя и стоя для
общего здоровья. Формы
исправления осанки.
Формы обращения к
старшим и сверстникам при
встрече и расставании.

Городской транспорт.
Оплата проезда на всех

Должны уметь:
- закаливать свой организм;
- соблюдать правила личной
гигиены дома, в школе, во
время походов, экскурсий;
- отказаться от соблазна
испробовать наркотики,
токсические вещества,
проявив силу воли,
настойчивость.
Должны знать:
- требования к осанке при
ходьбе, в положении сидя и
стоя;
- правила поведения при
встрече и расставании;
- формы обращения с
просьбой, вопросом;
- способы ведения разговора
со старшими, сверстниками.
Должны уметь:
- следить за своей осанкой
принимать правильную позу
в положении сидя и стоя;
- следить за своей походкой,
жестикуляцией;
- правильно вести себя при
встрече и расставании со
сверстниками, взрослыми в
различных ситуациях;
- тактично и вежливо вести
себя во время разговора со
старшими и сверстниками.
Должны знать:
- основные транспортные

городским транспортом. Оплата
проезда на всех видах
транспорта
Тестирование по теме
транспорт

8

9
Учреждения и организации
Детские ясли, детсад, школа, Центр досуговой
деятельности. Их назначение

10
11
12
13

Средства
связи

видах городского
транспорта.
Пригородные поезда.
Расписание. Направления,
зоны. Разовые и сезонные
билеты.

средства, имеющиеся в
городе, селе;
- стоимость проезда на всех
видах городского
транспорта;
- порядок приобретения
билетов.
Должны уметь:
- ориентироваться в
расписании движения
пригородных поездов;
- определять направления и
зоны

Дошкольные учреждениядетские сады с ясельной
группой и без нее, школа,
центр досуговой
деятельности и их
назначение

Должны знать:
- виды детских учреждений и
назначение;
- адрес центра досуговой
деятельности.
Должны уметь:
- обращаться к работникам
центра досуговой
деятельности;
- соблюдать правила
поведения в школе и других
общественных местах.

Основные средства связи(почта, Основные средства связи
телефон, телеграф)
(почта, телефон, телеграф,
компьютер), их назначение
Виды почтовых отправлений
Почта. Виды почтовых
Виды писем. Написание адреса отправлений (письмо,
бандероль, посылка,
на конверте
Телеграф. Составление текстов денежный перевод,
телеграмма)
телеграмм. Отправление
Виды писем (открытое,
закрытое, простое, заказное,

Должны знать:
- основные средства связи;
- виды почтовых
отправлений;
- стоимость почтовых услуг
при отправке писем,
телеграмм.
Должны уметь:
- находить индекс почтового
отделения по справочнику;

14

Должны знать:
- правила сервировки стола;
- способы хранения
продуктов и готовой пищи;
- правила составления
рецепта блюда;
- правила мытья посуды.
Должны уметь:
- строго соблюдать правила
безопасной работы
режущими инструментами;
- составить рецепт блюда;
- пользоваться
нагревательными приборами,
строго соблюдать правила
безопасности.
Должны знать:
- родственные отношения в
семье;
- состав семьи, имена,
отчества, фамилии и возраст
их;
- как распределены
хозяйственно-бытовые
обязанности между членами
семьи;
- свои права и обязанности.
Должны уметь:
- записать имя, отчество,
фамилию членов семьи;

Мебель и оборудование.
Правила пользования и техника
безопасности при работе с
плитой
Посуда, приборы,
приспособления. Мытье и
чистка посуды( повторение)
Правила безопасной работы на
кухне (режущие инструменты,
кипяток). Хранение продуктов
и готовой пищи (в
холодильнике и без него)

Правила пользования и
техника безопасности при
работе с плитой. Гигиена
приготовления пищи.
Правила и приемы хранения
продуктов и готовой пищи.
Правила и приемы ухода за
посудой и кухонными
приборами с применением
химических моющих
средств. Сервировка стола к
ужину.

Семья

Состав семьи учащихся: имена,
отчества, место работы.
Родственные отношения: мать,
отец, брат, сестра, бабушка,
дедушка, дядя, тетя.

Семья, родственные
отношения в семье. Состав
семьи учащихся. Фамилия,
имя, отчество, возраст
каждого члена семьи, дни
рождения их.
Права и обязанности
каждого члена семьи

16

18

- записать адрес на конверте;
- составить текст
телеграммы;
- заполнить тарифный бланк,
подсчитать стоимость
телеграммы.

Питание

15

17

ценное с уведомлением)
Порядок отправления письма
различного вида. Стоимость
пересылки.
Телеграф. Виды телеграфных
услуг. Тарифы.

Правила поведения в семье.
Обязанности по дому

19

Одежда

20

Мелкий ремонт одежды
(подготовительные работы)
Пришивание пуговиц
Стирка изделий из цветных х/б
и шелковых тканей.
Утюг. Правила техники
безопасности при работе
Утюжка изделия

Значение опрятного вида
человека. Поддержание
одежды в порядке:
- правила пришивания
пуговиц.
Правила и приемы ручной
стирки изделий из
хлопчатобумажных тканей.
Глажение фартуков,
косынок, салфеток.

Обобщение пройденного.
Проверочная работа

21

22

Жилище

Гигиенические требования к
жилому помещению
(повторение)
Основные правила организации
рабочего места школьника
Значение уборки жилых
помещений. Периодичность
уборки (ежедневная, недельная,

Гигиенические требования к
жилому помещению и меры
по их обеспечению.
Повседневная сухая и
влажная уборка жилого
помещения; использование в
уборке электропылесоса.
Правила и техника

- выполнять определенные
обязанности в семье;
- выполнять правила
поведения в семье.
Должны знать:
- санитарно-гигиенические
требования и правила
безопасной работы
колющими и режущими
инструментами,
электронагревательными
приборами и бытовыми
химическими средствами;
- правила стирки изделий из
хлопчатобумажных и
шелковых тканей.
Должны уметь:
- пришивать пуговицы,
крючки, петли, кнопки,
вешалки;
- зашивать одежду по
распоровшемуся шву;
- подбирать моющие
средства для стирки изделий
из хлопчатобумажных
тканей;
- стирать изделия из цветных
хлопчатобумажных тканей;
- гладить их.
Должны знать:
- гигиенические требования к
жилому помещению;
- правила и
последовательность
проведения сухой и влажной
уборки;
- правила пользования

23
24

сезонная)
Инвентарь и средства по уходу
за полами
Пылесос. Правила и техника
безопасности при работе с ними

25

Обобщение пройденного.
Проверочная работа

26

Торговля

Продовольственные и
специализированные
продовольственные магазины.
Виды товаров, стоимость,
порядок приобретения.
Сюжетно-ролевые игры «Я
покупатель», «Покупка
продуктов по списку»

Продовольственные и
специализированные
магазины и их отделы. Виды
товаров.
Порядок приобретения
товара, оплата.

Питание

Приготовление блюд из круп –
каши на воде и на молоке
Приготовление запеканки из
творога
Приготовление блюд из
картофеля (отварной, пюре)

Приготовление блюд из круп
– каши
Приготовление запеканки из
творога на воде и на молоке
Приготовление блюд из
картофеля (отварной, пюре)

Медицинская помощь
Медицинские учреждения.

Виды медицинской помощи:
доврачебная и врачебная.

27

28
29
30

31

безопасности при работе с
пылесосом.
Основные правила
организации рабочего места.
Гигиенические требования к
постельному белью
Инвентарь и средства ухода
за полами.

электропылесосом.
Должны уметь:
- производить сухую и
влажную уборку помещения;
- чистить электропылесосом
ковры, книжные полки,
батареи;
- соблюдать правила
безопасной работы с
электроприборами и
химическими средствами
Должны знать:
- виды магазинов
продовольственных товаров,
их назначение, отделы;
- правила поведения в
магазине и общения с
работниками магазина;
- правила покупки товаров.
Должны уметь:
- выбрать нужный товар;
- выяснить срок гарантии на
его использование;
- оплатить, проверить чек и
сдачу.
Должны знать:
- приготовление каш,
запеканки, картофельное
пюре;
-правила безопасности.
Должны уметь:
- приготовить кашу, сварить
картошку, строго соблюдая
правила безопасности
Должны знать:
- способы вызова врача на

Функции основных врачей –
специалистов
Виды медицинской помощи.
Вызов врача на дом
Тест по медицинской помощи

32
33

Виды медицинских
учреждений. Работники
медицинских учреждений.
Виды врачебной помощи:
помощь на дому, «скорая
помощь», амбулаторный
прием, госпитализация.

Питание
Правильное питание.
Правила приготовления.

34

дом;
- меры по предупреждению
глистных заболеваний;
- функции основных врачейспециалистов;
- основной состав домашней
аптечки;
- о возможном вреде
самолечения.
Должны уметь:
- записаться на прием к
врачу;
- вызвать врача на дом;
- в экстренных случаях
врачей «скорой помощи»;
- приобрести лекарство в
аптеке.
Должны знать:
- приготовление блюд.
-правила безопасности.
Должны уметь:
- уметь готовить различные
блюда, строго соблюдая
правила безопасности

Тестирование.
35

Календарно-тематический план
7 класс
№
п/
п

Раздел

12

Личная
гигиена

Тема урока

Личная гигиена подростка

Элементы содержания

Переходный период от
детства к взрослой жизни –

Требования к уровню
подготовки обучающихся
Должны знать:
- правила личной гигиены

Контро
льные
меропр
иятия

Домаш
нее
задани
е

Дата
проведения
План Факт

(мальчика и девочки

3

Семья

Помощь родителями
воспитателям в уходе за
младшими детьми
Разучивание тихих подвижных
игр
Паспорт. Получение паспорта

Жилище

Значение жилища для человека.
Регулярная уборка жилого
помещения – ежедневная,
еженедельная
Сезонная уборка жилого
помещения. Подготовка
квартиры к зиме и лету
Способы и периодичность
ухода за окнами
Виды моющих средств.
Виды мебели: мягкая,
корпусная, столы, стулья.
Покрытие: мягкая – ткань,
кожа; корпусная, столы, стулья

4
5–
6

7

8

9

10

период, когда организм
достигает биологической
зрелости. Особое внимание
коже лица подростка. Тип
кожи лица. Тест на
определение своего типа
кожи. Средства по уходу за
кожей лица. Правила ухода
за кожей лица
Правила ухода за младшими
детьми в течение дня.
Повторение правил
умывания, порядка одевания
и обувания, причесывания.
Малоподвижные игры. Их
значение.
Паспорт. Получение
паспорта

девушки и юноши;
- виды косметических
средств;
- правила ухода за кожей
лица.
Должны уметь:
- определить тип кожи и
волос.

Должны знать:
- гигиенические правила;
- правила ухода за
младшими детьми;
- правила малоподвижных
игр;
- получение паспорта
Должны уметь:
- ухаживать за младшими
детьми;
- объяснить младшим детям
правила игры;
Написать заявление на
получение паспорта.
Чтение рассказа о чистоте в
Должны знать:
помещении. Значение
- последовательность
чистого воздуха для здоровья проведения регулярной и
человека. Регулярная уборка. сезонной уборки жилого
Предметы для уборки.
помещения;
Времена года. Сезоны.
- виды моющих средств,
Подготовка квартиры к зиме, используемых при уборке;
лету. Бытовые химические
- способы утепления окон;
средства. Виды моющих
- виды моющих средств,
средств. Мебель. Покрытие
используемых при мытье
мебели
окон
Способы ухода за мебелью.
Должны уметь:
Зеркалами.
- убирать жилое помещение;
- мыть зеркала, окна;

– полировка, шпон, пластик
Способы ухода за мебелью.
Средства и приспособления по
уходу.
Способы ухода за зеркалами.
Средства и приспособления по
уходу
Обобщение пройденной темы.
Проверочная работа

11

12

13
14
15

Средства
связи

Виды бандеролей. Порядок их
отправления.
Упаковка. Заполнение бланка.
Экскурсия на почту

Понятие «бандероль».
Содержание бандероли.
Виды бандеролей. Показ
упаковки. Правила
заполнения бланка.
Инструктаж по ТБ во время
экскурсии.

Культура
поведения

Правила поведения в гостях
Ролевая игра «Вы пришли в
гости»
Выбор подарка. Правила
вручения и приема подарка.
Ролевые игры «Я иду на день
рождения», «У меня сегодня
день рождения!»

Запись основных правил
поведения в тетрадь.
Обсуждение проблемных
ситуаций. Понятие
приглашения в гости.
Подарки. От чего зависит
выбор подарка.
Рекомендации к выбору
подарка. Правила поведения
при вручении и приеме
подарка

16
17
18

19
20
21
22

- ухаживать за мебелью в
зависимости от покрытия;
- утеплять окна.

Должны знать:
- перечень предметов,
посылаемых бандеролью;
- максимальный вес
постовых отправлений;
- виды и способы упаковки;
- определение стоимости
почтовых отправлений
Должны уметь:
- заполнять бланк на
отправку бандероли;
- составлять опись
посылаемых предметов;
- упаковать бандероль;
- вежливо обращаться к
работникам почты.
Должны знать:
- правила поведения при
встрече и расставании;
- правила поведения в
гостях;
- правила поведения при
вручении и приеме подарка.
Должны уметь:
- культурно вести себя в
гостях;
- соблюдать правила

23

Промышленные
предприятия

24

25
26

27

28
29

30

31
-

Транспорт

Промышленные предприятия.
Названия цехов и отделов,
имеющихся на предприятии
Виды выпускаемой продукции.
Названия рабочих
специальностей.
Экскурсия на промышленное
предприятие

Значение предприятий для
жителей города, села.
Экскурсия на ближайшее
промышленное предприятие
для ознакомления с его
деятельностью и основными
профессиями

Междугородный
железнодорожный транспорт.
Вокзалы
Справочная служба вокзалов.
Расписание поездов.
Виды пассажирских вагонов,
типы поездов (пассажирский,
скорый)
Приобретение
железнодорожных билетов.
Камеры хранения багажа.
Экскурсия на
железнодорожный вокзал

Вокзал, его назначение.
Междугородный
железнодорожный
транспорт. Вид поезда.
Стоимость проезда с учетом
вида поезда. Билетная
касса. Виды камер хранения.
Сроки хранения. Стоимость

поведения в гостях;
- выбирать подарки;
- вручать и принимать
подарки.
Должны знать:
- название цехов, отделов;
- местонахождение
ближайшего промышленного
или сельскохозяйственного
предприятия;
- название рабочих
специальность;
-виды выпускаемой
продукции.
Должны уметь:
- обращаться с вопросами по
теме экскурсии к работникам
предприятия;
- объяснять значение
предприятий для жителей
города и села;
- рассказать о видах
продукции, выпускаемых на
предприятии.
Должны знать:
- правила безопасности во
время поездки в
железнодорожном
транспорте;
- функции
железнодорожного
транспорта;
- виды справочных служб,
сроки и место возврата
приобретенного билета;
- камеры хранения;
- сроки и стоимость

32

33

Бюджет

Бюджет семьи. Источники
дохода
Заработная плата членов семьи,
пенсия.
Составление доверенности на
получение заработной платы
Обобщение. Тестирование.

Питание

Санитарно – гигиенические
требования и правила
безопасной работы на кухне
при приготовлении пищи
Сервировка стола к обеду

34
35
36
37
38

39
40
41

Приготовление закуски

Бюджет семьи –
планирование доходов и
расходов на определенный
период времени. Виды
источников дохода: зарплата
членов семьи, пенсия.
Составление доверенности
на получение заработной
платы.
Правила ТБ и санитарногигиенические требования
при приготовлении пищи.
Сервировка стола к обеду.
Подготовка рабочего места и
продуктов для
приготовления закуски.

хранения багажа.
Должны уметь:
- определять пункт
назначения;
- выбирать вид поезда, тип
вагона;
- узнавать стоимость
проезда с учетом вида поезда
и типа вагона;
- обращаться за справкой в
справочное бюро вокзала;
- различать типы
пассажирских вагонов;
- ориентироваться в ж/д
расписании;
- приобретать билеты в ж/д
кассе;
- пользоваться камерами
хранения.
Должны знать:
- основные части бюджета
семьи и их размер;
Должны уметь:
- составлять доверенность на
получение заработной платы

Должны знать:
- правила ТБ и санитарногигиенические требования
при приготовлении пищи;
- рецепт закуски;
- правила сервировки стола к
обеду.
Должны уметь:
- сервировать стол с учетом

42

Одежда и
обувь

43
44
45
46

Ремонт одежды – наложение
заплаты
Ремонт одежды – штопка
разорванного места
Ручная стирка белой х/б ткани

47

Стирка белья с помощью
стиральной машины
Утюжка прямого белья

48

Утюжка спортивной одежды

49
50
51
52

Виды услуг химчистки.
Правила обращения в пункты
химчистки.
Обобщение пройденного
материала.
Проверочная работа

54

Универмаги, универсамы, их
назначение.
Отделы магазинов

55

Порядок приобретения товара

53

Торговля

Значение продления срока
службы одежды. Способы,
варианты ремонта одежды.
Повторение правил ТБ при
работе с ножницами,
иголкой. Правила хранения
предметов для ремонта
одежды. Ящик для
рукоделия. Штопка. Виды
штопки. Заплата нашивная.
Заплата вставная. Ручная
стирка. Средства для ручной
стирки. Правила ТБ при
стирке. Порядок стирки
белого белья. Предметы для
стирки. Особенности
глажения. Правила сдачи
вещей в химчистку. Расчет
стоимости услуг химчистки.
Универмаг, универсам, их
назначение.
Отделы магазинов.
Стоимость некоторых
товаров. Беседа о
необходимости
приобретения товара.
Порядок приобретения
товара.

различных меню;
- использовать предметы для
сервировки стола к обеду;
- приготавливать закуски.
Должны знать:
- виды штопки;
- технику наложения заплат;
- устройство стиральной
машины и правила
пользования ею;
- санитарно – гигиенические
требования и правила ТБ при
стирке;
- назначение химчистки;
- правила пользования
химчисткой.
Должны уметь:
- ремонтировать
разорванные места одежды;
- стирать белье с помощью
стиральной машины;
- стирать изделия вручную;
- гладить одежду и белье;
- сдавать белье в химчистку.
Должны знать:
- назначение универмага и
универсама;
- различие между ними;
- за какими товарами лучше
обратиться в универмаг, а за
какими в универсам.
Должны уметь:
- объяснить различия
универмага и универсама;
- рассказать о назначении
универмага и универсама;
- приобретать товары.

56

Питание

Виды питания

57

Значение первых блюд

58
59

Значение блюд из овощей,
рыбы, мяса.
Салат

60
61
62

Практическая работа
Приготовление салата по
рецепту
Второе блюдо

63
64

Практическая работа
Приготовление второго блюда

65

Медицинская
помощь

Домашняя аптечка

66

Лекарственные растения

67

Виды доврачебной помощи

68

Первая помощь при травмах

Питание человека: дробное,
пяти или шестиразовое,
разнообразное. Первое
блюдо. Супы.
Последовательность
приготовления первого
блюда. Значение блюд из
овощей. Салаты. Заправка
салатов. Способы нарезки
овощей. Подготовка
рабочего места и продуктов
для приготовления салата.
Инструктаж по ТБ при
пользовании бытовыми
электроприборами.
Разнообразие вторых блюд.
Составление и запись
рецепта второго блюда.

Домашняя аптечка. Способы
оборудования места для
хранения лекарств. Основное
правило домашней аптечки.
Срок годности лекарств.
Возможность применения
лекарственных растений в
лечебных целях. Основные
правила сбора и сушки
лекарственных растений.
Отвар. Настой. Работа с
иллюстрациями «Первая

Должны знать:
- виды питания, их
особенности;
- значение первых блюд;
- значение вторых блюд;
-правила безопасности при
использовании механических
и электробытовых приборов;
- рецепт первого и второго
блюда;
Должны уметь:
-включать в рацион питания
человека разнообразные
продукты;
- объяснять необходимость
дробного питания;
- приготовить первое блюдо
по рецепту из доступных по
цене продуктов;
- значение вторых блюд;
- приготавливать вторые
блюда из овощей;
- пользоваться
механическими и
электробытовыми приборами
Должны знать:
- основной состав домашней
аптечки;
- лечебные свойства
лекарственных растений;
- виды доврачебной помощи;
- правила обработки раны;
- правила оказания первой
помощи при растяжениях и
вывихах.
Должны уметь:
- использовать

помощь». Ушиб. Носовое
кровотечение.
Травма: вывих, растяжение.
Правила оказания помощи
при растяжениях, вывихах.
Наложение повязки. Шина.
Наложение временной шины.

лекарственные средства при
оказании первой помощи;
- готовить настои, отвары из
лекарственных растений,
витаминный чай;
- обрабатывать раны,
накладывать повязки;
- оказывать первую
медицинскую помощь.

Резервный урок

69
70

Календарно-тематический план
8 класс
№
п/
п

Раздел

Тема урока

Элементы содержания

1

Личная
гигиена

Правила ухода за кожей лица с
помощью косметических
средств

Значение косметики для
девушки и юноши . типы
кожи лица. Подбор лосьона,
отвара из трав, нанесение
крема, пудры с учетом
состояния кожи лица.
Использование масок из
фруктов и овощей.

2

Косметические
дезинфицирующие средства
(профилактика появления
прыщей)

Требования к уровню
подготовки обучающихся
Должны знать:
- правила ухода за кожей
лица;
-приемы нанесения
косметических средств на
лицо, шею.
Должны уметь:
- правильно ухаживать за

Контро
льные
меропр
иятия

Домаш
нее
задани
е

Дата
проведения
План Факт

3

Питание

4

56
78

9

Бюджет

Санитарно-гигиенические
требования к приготовлению
пищи (повторение)
Кухонные механические
приспособления и
электрооборудование
(мясорубка, овощерезка,
миксер) и правила безопасной
работы с ними.
Консервирование овощей,
фруктов, ягод
Замораживание овощей,
фруктов, ягод.

Правила техники
безопасности и санитарногигиенические требования
при приготовлении пищи.
Инструктаж по ТБ при
пользовании бытовыми
электроприборами.
Способы консервирования
овощей, фруктов, ягод.
Способы замораживания
овощей, фруктов, ягод.

Статьи расходов

Бюджет семьи –
планирование расходов на
определенный период
времени. Основные статьи
расходов в семье.
Планирование крупных
дорогостоящих покупок.
Оплата коммунальных услуг.
Расчет электроэнергии.
Экономия электроэнергии.
Заполнение квитанции об
оплате газа. Снятие
показаний счетчика, расчет
оплаты за электроэнергию.

10

Расходы на питание

11
12
13
14
15
16
17
18

Планирование крупных
покупок
Содержание жилища: оплата
жилой площади и
коммунальных услуг.
Расчет электроэнергии и газа –
снятие показаний счетчика и
заполнение квитанций.
Планирование расходов на
день, на неделю

кожей лица, шеи, рук, ног;
- использовать подручные
средства дополнительно к
кремам, лосьонам;
- в меру использовать
косметику.
Должны знать:
- правила техники
безопасности и санитарногигиенические требования
при приготовлении пищи;
- способы консервирования
овощей, фруктов, ягод;
- способы замораживания
овощей, фруктов, ягод.
Должны уметь:
- консервировать овощи,
фрукты, ягоды;
- замораживать овощи,
фрукты, ягоды.
Должны знать:
- основные статьи расходов в
семье;
- правила экономии;
- порядок и периодичность
оплаты за электроэнергию,
газ;
Должны уметь:
- планировать и подсчитать
расходы;
- планировать крупные
покупки;
- соблюдать правила
экономии в семье;
- снимать показания
счетчика и подсчитывать

19
–
20
21
–
22
23
–
24

Одежда и
обувь

25
–
26

Медицинская
помощь

27
–
28
29
–
30
31
32

стоимость израсходованной
электроэнергии, газа.
Ручная стирка и сушка изделий Правила стирки и сушки
Должны знать:
из шерстяных и синтетических
изделий из шерстяных и
- правила стирки и сушки
тканей.
синтетических тканей.
одежды из шерстяных и
Различие тканей.
синтетических тканей;
Глажение фасонного белья
Определение вида ткани по
- правила и
этикеткам и на ощупь.
последовательность
Правильный выбор средств
глажения;
Прачечная. Правила
- правила ТБ при работе с
пользования (метки, заполнение для стирки.
Изучение пиктограмм на
утюгом.
бланков). Виды услуг.
ярлыках одежды. Правила
Должны уметь:
Прачечная самообслуживания.
ТБ при работе с утюгом.
- стирать и сушить изделия
Последовательность утюжки. из шерстяных и
Химчистка. Знакомство с
синтетических тканей;
правилами приема и выдачи - гладить фасонное белье;
изделий.
- пользоваться услугами
химчистки.
Первая помощь при несчастных Ожоги огнем или кипятком
Должны знать:
случаях: ожогах,
разной степени. Помощь.
- правила и приемы оказания
обморожениях, отравлениях,
Обработка поврежденного
первой помощи при
тепловой и солнечный удар.
участка кожи при ожоге.
несчастных случаях;
Степени обморожений.
- приемы оказания первой
Первая помощь утопающему.
Оказание первой помощи
помощи спасенному из
при обморожении. Признаки водоема;
отравлений.
- меры по предупреждению
Глистные заболевания и меры
Последовательность
при
глистных заболеваний
по предупреждению.
оказании помощи при
Должны уметь:
отравлении.
Солнечный
- оказать первую помощь.
Экскурсия в поликлинику.
удар, тепловой удар,
причина, сравнение. Помощь
при тепловом и солнечном
ударах. Помощь
утопающему: извлечение
человека из воды. Меры
осторожности спасателя.
Помощь спасенному из

33

Культура
поведения

Культура общения юноши и
девушки
Значение тона разговора в
установлении межличностного
контакта
Внешний вид молодых людей
(возраст, одежда, косметика,
парфюмерия с учетом
местонахождения). Сюжетно –
ролевые игры.

Семейные
отношения

Правила ухода за грудным
ребенком
Правила и периодичность
кормления грудного ребенка
Правила и последовательность
одевания и пеленания грудного
ребенка
Правила и последовательность
купания
Санитарно –гигиенические
требования к содержанию
детской постели, посуды,
игрушек, одежды.

34

35
36

37
38
39

40
41
42

водоема.
Меры по предупреждению
глистных заболеваний.
Основные правила
культурного общения юноши
и девушки. Запись основных
правил в тетрадь.
Значение тона разговора.
Беседа о необходимости
следить за своим внешним
видом. Сюжетно – ролевая
игра «Встреча молодых
людей».

Рождение ребенка –
праздник в любой семье.
Подготовка к его
появлению. Заботы с
появлением ребенка. место
для пеленания. Места для
сна, кормления и купания.
Периодичность кормления.
Нормы кормления,
назначенные врачом. Посуда
для кормления. Предметы
для купания, уход за ними,
хранение. Предметы для
пеленания и одевания
ребенка. показ детской
посуды, ее количество.
Игрушки, запрещенные для
занятий с детьми до1 года.

Должны знать:
- правила поведения юноши
и девушки при знакомстве в
общественных местах;
- требования к внешнему
виду молодых людей
Должны уметь:
-культурно и вежливо вести
себя при знакомстве в
общественных местах;
- выбирать косметические
средства, украшения,
прическу, одежду, учитывая
свой возраст,
индивидуальные
особенности.
Должны знать:
- правила ухода за грудным
ребенком;
- правила и периодичность
кормления ребенка из соски
и с ложечки;
- правила купания малышей;
- правила и
последовательность
одевания и пеленания
грудного ребенка;
- санитарно –
гигиенические требования к
содержанию детской
постели, посуды, игрушкам.
Должны уметь:
- ухаживать за грудным
ребенком, кормить, пеленать,

купать его.
43

Питание

44

45
–
46
47
48

49

Торговля

50

51
52

53
54
55
56

Средства
связи

Составление меню на день и на
неделю

Правила составления меню
на день и на неделю.
Правила техники
безопасности и санитарно –
гигиенические требования
при приготовлении пищи.
Виды теста. Способы
приготовления блинов.
Способы приготовления
песочного теста.

Должны знать:
- правила составления меню;
- виды теста;
Способы и последовательность
- способы приготовления
приготовления изделий из
изделий
из теста;
теста
- правила ТБ при
Выпечка блинов
приготовлении пищи.
Должны уметь:
- составлять меню на день и
Приготовление песочного теста
на неделю;
- приготавливать тесто для
выпечки блинов;
- приготавливать песочное
тесто.
Специализированные магазины. Специализированные
Должны знать:
Правила поведения в магазине. магазины. Права покупателя - права покупателя в
магазине;
Виды товара, отделы. Вежливое в магазине. Правила
поведения в магазине. Виды - место расположение
обращение к продавцу –
товара, отделы.
нужных товаров в магазине.
консультанту
Вежливое обращение к
Должны уметь:
Экскурсия в магазин
продавцу.
- выбирать продукцию в
Инструктаж по ТБ во время
соответствии с ее качеством;
экскурсии.
- вежливо обратиться к
продавцу.
Телефон.
Телефон. Виды телефонной
Должны знать:
связи. Оплата за телефон, ее - виды телефонной связи;
Телефонный справочник.
периодичность.
- правила пользования
Культура разговора по
Расположение информации в телефонным справочником;
телефону
справочнике. Правила
- правила культурного
Экскурсия на переговорный
пользования телефонным
краткого разговора;
пункт
справочником. Культура
- номера срочных вызовов
разговора по телефону.
пожарной службы, милиции,
Получение справок по
скорой помощи, службы
телефону. Экскурсия на
газа.
переговорный пункт. Выбор Должны уметь:

названия города, знакомство
с кодом и тарифом.

57
58
59
60

Учреждения и
организации

61
62
63

Жилище

64

Департамент.
Муниципалитет.
Милиция.
Экскурсия

Моющие средства для уборки .
Уборка кухни, санузла, ванны.
Печатные инструкции к
моющим средствам.
Обобщение пройденного
материала. Тестирование

- пользоваться средствами
общения;
- соблюдать правила
разговора по телефону;
- получить по телефону
справку;
- кратко объяснять причину
звонка по телефону срочного
вызова;
- культурно разговаривать
по телефону.
Департамент (управление) Должны знать:
основная административно – - куда и к кому обратиться в
территориальная единица.
случае необходимой
Управление образованием
помощи;
района, его назначение,
- адрес местной префектуры;
функции. Муниципалитет –
- адрес комиссии по делам
орган местного
несовершеннолетних.
самоуправления. Отделы.
Должны уметь:
Милиция – административно - обращаться с вопросами и
– исполнительный орган.
просьбами к работникам
Адрес милиции, паспортной муниципальных учреждений.
службы, комиссии по делам
несовершеннолетних.
Правильный выбор моющих
средств. Моющие средства,
используемые для уборки
кухни, санузла: порошки,
пасты, гели, жидкости.
Санитарно – гигиенические
требования и правила ТБ при
уборке кухни, санузла,
ванны. Значение чистоты
раковины, ванны, унитаза
для здоровья. Инструкция по
применению моющих

Должны знать:
- моющие средства при
уборке санузла, кухни;
- санитарно – гигиенические
требования и правила ТБ при
уборке кухни, санузла;
- правила и периодичность
уборки кухни
Должны уметь:
- мыть кафельные стены,
чистить раковины;
- пользоваться печатными

средств.

65

Транспорт

66
67
68

Междугородный
автотранспорт.
Маршруты и билеты.
Водный транспорт. Порт.
Экскурсия

инструкциями к моющим
средствам, используемых
при уборке кухни и санузла;
Междугородный
Должны знать:
автотранспорт. Автовокзал, - основные автобусные
его назначение. Основные
маршруты;
автобусные маршруты от
- правила безопасной
населенного пункта, в
поездки на речном и
котором находится школа.
морском видах транспорта.
Значение водного транспорта Должны уметь:
пристань. Порт. Правила
- пользоваться расписанием
безопасности при поездке в
автобусов;
автобусе, маршрутном такси. - покупать билет;
- обращаться за справкой;
- выполнять правила
безопасности при поездке на
автобусных видах
транспорта.

Резервный урок

69
70

Календарно-тематический план
9 класс
№
п/
п

Раздел

1

Личная
гигиена

2

Тема урока

Правила личной гигиены –
основа образа жизни
Вред курения и алкоголя

Элементы содержания

Значение здоровья для жизни
и деятельности человека .
Средства и способы
сбережения его – воспитание
воли, целеустремленности,
доброты, отзывчивости и
других положительных

Требования к уровню
подготовки обучающихся
Должны знать:
- правила ухода за кожей
лица;
-о вреде курения, алкоголя.
Должны уметь:
- правильно ухаживать за
кожей лица, шеи, рук, ног;

Контро
льные
меропр
иятия

Домаш
нее
задани
е

Дата
проведения
План Факт

9

Основные статьи расходов
(повторение)
Расходы на удовлетворение
культурных потребностей
Экономия в домашнем
хозяйстве
Сбережения. Виды вкладов
Государственное страхование
(обязательное, накопительное)
Кредит. Оформление кредита

10

Проверочная работа.

3

Бюджет семьи

4
56
7
8

11

Культура
поведения

Прием гостей. Сюжетноролевые игры «Вечеринка»,
«Чашка чаю»

12

13

Правила общежития. Сюжетноролевые игры

Транспорт

Авиатранспорт. Аэровокзал.
Маршруты. Службы
аэровокзала

качеств личности.
Вред курения и алкоголя.

- корректно отказаться от
предлагаемых первых
папиросах, глотка алкоголя,
проявив силу воли.

Основные статьи расходов:
- оплата жилья,
коммунальных услуг,
телефона, газа и т.д.;
- виды государственных
страхований;
- питание;
- оплата проезда.
Кредит. Оформление кредита

Должны знать:
- основные части бюджета
семьи;
- основные статьи расходов в
семье;
- виды и цели сбережения
Должны уметь:
- подсчитать семейный
бюджет;
- составить доверенность на
получение зарплаты или
пенсии;
- планировать и
подсчитывать расходы на
культурные и текущие
потребности, крупные
покупки
Должны знать:
- правила поведения в
обществе – правила приема
гостей
Должны уметь:
- встречать гостей, вежливо
вести себя во время приема
их;
- анализировать поступки
людей и давать им
правильную оценку

Адекватность поведения в
обществе. Прием гостей и
правила хорошего тона в
обращении с друзьями,
знакомыми

Назначение авиатранспорта.
Аэровокзал. Маршруты.
Порядок приобретения

Должны знать:
- основные маршруты
самолетов;

билетов. Стоимость проезда

- службы аэровокзала;
- стоимость проезда;
- порядок приобретения
билетов;
- правила посадки в самолет;
- правила безопасности во
время полета
Должны уметь:
- ориентироваться в
расписании;
- определять маршрут и
выбирать транспортные
средства;
- выполнять правила
безопасности во время
полета и правила поведения
в аэропорту.

Предприятия бытового
обслуживания. Назначение
Виды оказываемых услуг.
Профессии работников
предприятия
Проверочная работа

Предприятия бытового
обслуживания: «прокаты»,
«ремонт квартир» и др. , их
назначение

Посылки. Правила упаковки и
отправление
Виды денежных переводов.

Посылки. Правила упаковки
и отправления. Виды
денежных переводов.

Должны знать:
- месторасположения
предприятия бытового
обслуживания населения;
- какие виды услуг оно
оказывает;
- правила пользования
услугами;
- стоимость обслуживания;
- профессии работников
этого предприятия
Должны уметь:
- обращаться с вопросами и
просьбами к работникам
предприятий бытового
обслуживания
Должны знать:
- виды денежных переводов,
их стоимость;

14

Порядок приобретения билета и
его возврата

15

Тестирование

16
17

Предприятия
бытового
обслуживания

18

19
20

Средства
связи

21

22
23
24

Питание

Заполнение бланков
Практическая работа
(презентация)

Стоимость отправления
денежных переводов. Виды
связи: сотовая,
компьютерная, факс,
пейджер и др. особенности
каждого вида связи,
необходимость в
современных условиях
жизни общества.

Санитарно-гигиенические
требования и правила техники
безопасности при
приготовлении пищи
Рецепты приготовления блюд
для детей ясельного возраста

Диетическое питание.
Питание детей ясельного
возраста. Приготовление
национальных блюд.
Составление меню и
сервировка праздничного
стола

25

Меню праздничного стола.
Сервировка праздничного стола

26

Рецепты приготовления
национальных блюд

27
28

Отваривание пельменей и
приготовление соусов
Просмотр презентаций.
Приготовление вегетарианского
борща

29
30
31
32
33
34

Выпечка блинов из дрожжевого
теста
Рецепты приготовления
диетических блюд
Практическая работа «Мой
рецепт».

- виды связи, их значимость,
необходимость;
- стоимость услуг по
каждому виду связи
Должны уметь:
- заполнять почтовый и
телеграфный перевод;
- подсчитать стоимость
денежных отправлений;
- оформить квитанции по
оплате телефонных услуг.
Должны знать:
- значение диетического
питания;
- особенности важности
правильного питания детей
ясельного возраста;
- названия и рецепты 1-2
национальных блюд
Должны уметь:
- составить меню
диетического питания на
день;
- приготовить 1-2
диетических блюда;
- составить меню на день для
ребенка ясельного возраста и
приготовить соответственно
его блюда;
- приготовить одно
национальное блюдо,
составить меню
праздничного стола;
- выполнить сервировку
праздничного стола

35

Трудоустройство

Краткая характеристика
рабочих мест
Трудоустройство. Временная и
постоянная занятость
Охрана труда
несовершеннолетних

36
37
38
39
40

41
42
43

44

Ситуация выбора после
окончания 9 класса

Жилище

Рациональная расстановка
мебели в квартире. Интерьер
Виды уборки квартиры:
ежедневная, еженедельная,
сезонная (повторение)
Сохранение жилищного фонда
(косметический ремонт:
оклейка стен обоями, покраска
дверей)

Учреждения и отделы по
трудоустройству.
Оформление на работу,
постоянную и по договору.
Документы, необходимые
для поступления на работу.
Их оформление. Деловые
бумаги: заявление, анкета,
расписка, заявка; правила их
составления

Должны знать:
- учреждения и отделы по
трудоустройству;
- местонахождения и
назначения предприятий, где
требуются рабочие по
специальностям, изучаемым
в школе;
- виды документов,
необходимых для
поступления на работу;
- правила перехода с одной
работы на другую;
- перечень основных
деловых бумаг и требования
к их написанию
Должны уметь:
- обращаться в отделы
кадров учреждений для
трудоустройства на работу;
- написать заявление о
принятии на работу о
переходе , с одной работы на
другую, о предоставлении
очередного отпуска;
- заполнить анкету;
- написать расписку
Рациональная расстановка
Должны знать:
мебели в квартире. Интерьер. - правила расстановки
Сохранение жилищного
мебели в квартире;
фонда
- требования к подбору
занавесей, светильников и
других деталей интерьера;
- правила сохранения
жилищного фонда
Должны уметь:
- расставлять мебель в

45

Торговля

46
47
48

Уход за больными

49
50

51
52
53

54

Продуктовый рынок. Отделы
рынка. Стоимость некоторых
продуктов. Особенности
приобретения продуктов на
рынке
Комиссионный магазин. Его
особенности
Инфекционные заболевания .
Меры по их предупреждению
Листок нетрудоспособности

Одежда и
обувь

Мода. Стиль в одежде
Выбор одежды и обуви при
покупке
Варианты обновления одежды
(замена мелких деталей)
Выведение мелких пятен с
одежды в домашних условиях

Значение ярмарок:
международные,
межрегиональные,
межгородские,
межрайонные, сельские.
Виды ярмарок: ярмаркипривозы, ярмарки-выставки.
Время и место проведения
ярмарок.
Инфекционные заболевания
и меры по их
предупреждению. Уход за
больными. Документы,
подтверждающие
нетрудоспособность: справка
и листок
нетрудоспособности.

Стиль одежды, мода,
обновление одежды (замена
мелких деталей одежды).
Выбор одежды и обуви при
покупке в соответствии с
назначением. Средства и
правила выведения мелких
пятен на одежде из разных

квартире;
- подбирать детали интерьера
Должны знать:
- виды ярмарок;
- отличие ярмарки от рынка,
магазина;
- цены ярмарочных товаров и
отличие их от рыночных и
магазинных.
- способы распространения
инфекционных заболеваний,
в том числе и кишечных;
- меры по предупреждению
инфекционных заболеваний;
- условия освобождения от
работы: по болезни или для
ухода за больным
Должны уметь:
- приобретенные умения при
покупке товаров в магазинах,
на рынке перенести
самостоятельно в новые
условия – ярмарки;
- строго соблюдать личную
гигиену, предупреждать
инфекционные заболевания;
- строго выполнять правила
ухода за больным
Должны знать:
- размеры своей одежды и
обуви;
- гарантийные сроки носки;
- правила возврата;
- способы обновления
одежды с помощью мелких
деталей;

55
56

57
58
59

60
61

Семейные
отношения

Обобщение пройденной темы.
Проверочная работа

видов тканей в домашних
условиях. Строжайшее
соблюдение техники
безопасности при
пользовании средствами для
выведения пятен.

Основы семейных отношений.

Российская семья. Условия
создания семьи, основные
семейные отношения.
Распределение обязанностей
по ведению хозяйства,
бюджета. Формы
организации досуга, отдыха
в семье. Семейные традиции

Традиции, досуг. Организация
отдыха
Взаимоотношения в семье,
обязанности членов семьи,
связанные с заботой о детях
Распределение хозяйственнобытовых обязанностей между
членами семьи. Семейные
ситуации. Ролевая игра

- средства выведения пятен в
домашних условиях;
- санитарно-гигиенические
требования и правила
техники безопасности при
работе со средствами
выведения пятен
Должны уметь:
- пользоваться журналом
мод;
- подбирать одежду и обувь в
соответствии с
индивидуальными
особенностями;
- рационально выбирать
товары, учитывая их
назначение и собственные
возможности;
- выводить пятна на одежде
разными средствами.
Должны знать:
- основные виды семейных
отношений, формы
организации досуга и отдыха
в семье;
- семейные традиции;
- обязанности, связанные с
заботой о детях
Должны уметь:
- анализировать различные
семейные ситуации и давать
им правильную оценку;
- оказывать внимание,
поддержку, посильную
помощь нуждающемуся
члену семьи;
- активно включаться в

62
63
64
65
66

Трудоустройство

Трудовой договор. Трудовой
стаж
Трудоустройство на работу.
Оформление заявления, анкета.
Работа на время каникул

67

Временные работы

68

Деловые бумаги и требования к
их написанию

69
70

Анкетирование. Рекомендации
учителя

Трудовой договор. Трудовой
стаж. Временные работы

организацию досуга и
отдыха семье;
- поддерживать и укреплять
семейные традиции;
- выполнять обязанности,
связанные с заботой о детях
Должны знать:
- виды документов,
необходимых для
поступления на работу;
- правила перехода с одной
работы на другую;
- перечень основных
деловых бумаг и требования
к их написанию
Должны уметь:
- обращаться в отделы
кадров учреждений для
трудоустройства на работу;
- написать заявление о
принятии на работу о
переходе, с одной работы на
другую, о предоставлении
очередного отпуска;
- заполнить анкету;
- написать расписку


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».