МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА.
П.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ.
УТВЕРЖДАЮ
Принято на педсовете
Рассмотрено на заседании МО.
директор школы
протокол № ___
Протокол заседания МО №
________________
__________________
от «_____» ________________ 201__г.
«____» ____________ г.
Руководитель МО _________________
Рабочая программа по музыке и пению
(программа 8 вида)
5класс
Учитель: Прощаева Елена Евгеньевна
34 часов, 1 час в неделю
Рабочая программа составлено на основе Программы по музыке и пению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида, 5-8классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой – М.: «Просвещение», 2010 г. ) автор: И.А.Грошенков
2023
Пояснительная записка
Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования,
Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида /под ред.В.В. Воронковой.
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в 5 специальном
(коррекционном) классе VIIIвида отводится 1 час в неделю(34 часа).
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности,
нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся
специальных учреждений.
Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры обучающегося, развитие эмоционального, осознанного
восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств обучающегося, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и
пению заложены следующие принципы:
—коррекционная направленность обучения;
—оптимистическая перспектива образования;
—индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
— комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать
уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Наряду с освоением обучающимся нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это
поможет ребенку вспомнить полюбившиеся песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах,
праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Календарно- тематическое планирование 5класс
№п/п
Дата
2
факт
план
1
Примечание
Музыка вокруг нас
«Моя Россия» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.
6
«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М.
Танича.
«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика.
«Расти,
колосок».
Из
музыкально-поэтической
композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова,
ел. П. Синявского.
Л. Бетховен. «Сурок».
«Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, ел. М.
Пляцковского.
Л. Бетховен. «К Элизе».
7
«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической
композиции «Как хлеб на столп приходит» муз. Ю. Чичкова,
ел. П. Синявского.
Л. Бетховен. «К Элизе».
3
4
5
8
«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической
композиции «Как хлеб на столп приходит» муз. Ю. Чичкова,
ел. П. Синявского.
Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г.
ИбсеЛ«ПерГюнт».
«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето»
муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
9
И. Штраус. «Полька», соч. № 214.
10
«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего»
муз. Е. Крылатова, ел. Ю.Энтина.
«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего»
муз. Е. Крылатова, ел. Ю.Энтина.
Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.
11
«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, ел. Лены
Жигалкинойи А. Хаита.
12
13
Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».
«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня.
«Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.
14
«Наша елка» — муз. А. Островского, ел. 3. Петровой.
15
Повторение изученных песен.
16
«Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, ел. С. Маршака.
17
И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана
Гранта».
«Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Халецкого.
Музыка рассказывает обо всем
18
19
20
М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к
опере «Хованщина».
«Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М.Исаковского.
«Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М.Исаковского.
С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку
Вивальди».
«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету
всему свету» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.
21
22
«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, ел. Е.
Аксельрод.
А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись
автомобиля».
«Лесное солнышко» — муз. и ел. Ю. Визбора.
23
24
«Облака» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.
«Три поросенка» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.
25
Повторение изученных песен
26
«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» —
муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Энтина.
«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения
Маленького Мука» — муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина.
27
«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М.
Матусовского.
«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М.
Матусовского.
28
29
«Калинка» — русская народная песня.
30
«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М.
Пляцковского.
31
«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М.
Пляцковского.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную
шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.
«Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой.
Вступление
к
кинофильму
«Новые
приключения
неуловимых» — муз. Я. Френкеля.
32
33
«Картошка» —
Иорданского.
русская
народная
песня,
обр.
М.
Повторение изученных песен
34
Тематическое планирование
№п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
1
Музыка вокруг нас
всего
17
2
Музыка рассказывает обо всем
Итого
17
34
Характеристика ожидаемых результатов
уметь слушать музыку, беседовать о характере, особенностях формы произведения;
пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
выполнять индивидуальные задания творческого характера: рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
исполнять ритмическое сопровождение к музыке на музыкальных инструментах;
включать полученные знания в инсценировку сказок, жизненных ситуаций.
Форма проверки результатов освоения программы по каждому году обучения:
индивидуальный,
фронтальный опрос по разучиваемым песням,
по материалам слушания музыки и музыкальной грамоте;
музыкальные тесты
Форма организаций занятий
Основной формой организации занятий является урок музыки и пения.
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются уроки:
доминантные
комбинированные
тематические
комплексные
интегрированные
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
наиболее известные классические и современные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их и
указывать автора;
основные жанры музыкальных произведений;
музыкальны инструменты;
средства музыкальной выразительности;
музыкальные профессии и специальности;
особенности творчества изученных композиторов;
особенности народного музыкального творчества.
Уметь:
контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы;
самостоятельно исполнять несколько песен;
отвечать на вопросы о прослушанных музыкальных произведениях;
определять характер, содержание произведения, ведущие средства музыкальной выразительности;
давать адекватную оценку качеству исполнения произведения.
Критерии и нормы оценки обучающихся
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
1. Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
2. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка "зачет" ставится:
· если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
· умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «незачет» ставится:
· нет интереса, эмоционального отклика;
· неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
·нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Оценка по предмету должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития обучающегося,
интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке.
Поводом для отрицательной оценки действий обучающегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и
эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и
голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Учебно - методическое обеспечение
Программа для 5-9классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой.–
М.:Гуман.изд.центр ВЛАДОС,2009
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Методические пособия для учителя
Г.П. Сергеева «Музыка. 5-7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература,
1972.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.-7 М.: Просвещение, 2006.
«Музыка в 7классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина М.,Просвещение,1988г.
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.- 224 с
Т.С.Круньяев «25 оперных шедевров» М. «Музыка» 1999г
учебник «Музыка. 6-7 класс», М., Просвещение, 2010г. Учебники: Музыка: 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева,
Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил.
Литература для учащихся
Владимиров. В.Н. «Музыкальная литература»
Гульянц Е.И. «Музыкальная азбука для детей» М.: «Аквариум» 1997г
Музыка:5- 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. -М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
Печатные пособия:
Комплект портретов композиторов.
таблицы «Музыкальные инструменты», «Состав оркестра» «Основные жанры вокальной и инструментальной музыки
Технические средства обучения: -
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран проекционный
интерактивная доска,
музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Интернет-ресурсы
Википедия.Свободная энциклопедия- Режим доступа : http://ru.wikipedia/org.wik
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Классическая музыка-Режим доступа : http://classic.сhubrik.ru
Музыкальный словарь –Режим доступа: http://dic.academic.ru
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Российский общеобразовательный портал - http://music