Р.П. Мир истории 6 кл, УО вариант 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
П.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ.

Принято на педсовете
Протокол заседания №1 от 30.08.2023 года

Рабочая программа по предмету «Мир истории»
6 класс.
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1

Учитель: Кетова Г.Г
2023-2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Мир истории» в 6 классе составлена на основании
следующих нормативных документов:
1. Учебного плана примерной АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью
(одобрена
решением
федерального
учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
2. Учебного плана МБОУ СОШ п. Де-Кастри УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ.

3.СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся
без
попечения
родителей»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 февраля 2015 г. N
8 "Об утверждении СанПиН 2.4.3259-15.
4. Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ от 10 июля
2015 года № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания
в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
Рабочая программа «Мир истории» в 6 классе разработана на основе
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями: авторы программы И.М.
Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Издательство «Просвещение», 2017 г. и учебника для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы «Мир истории» 6 класс И. М. Бгажнокова,
Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение, 2019. – 207 c.
Темы уроков соответствуют параграфам учебного пособия.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей
учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Курс «Мир истории» предназначен для учащихся 6 класса, изучающих историю в
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях первый год.
В основу разработки курса «Мир истории» положено научное исследование Л.В.
Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения
исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 6 класса носят
разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край,
область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края,
области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют
объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ
жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.

Цель изучения предмета «Мир истории заключается в подготовке обучающихся
к усвоению курса «История Отечества» в 7 – 9 классах.
Образовательные задачи курса «Мир истории»:
1.Обобщить разрозненные сведения, имеющиеся знания у учащихся для
формирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории
Отечества.
2.Помочь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности,
патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других
народов.
3.Развивать у учащихся историческое мышление, под которым понимается
способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической
обусловленности.
4.Способствовать овладению учащимися умениями и навыками поиска и
систематизации исторической информации.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать и проводить коррекцию внимания через использование различных
источников знаний и приѐмов учебной работы, постепенное увеличение
продолжительности однородной деятельности.
2. Развивать и проводить коррекцию восприятия, сообщая конкретные, образные
сведения, отделяя главное от второстепенного, используя тщательно отобранное
наглядное оформление урока.
3. Развивать и проводить коррекцию воображения, используя точное описание
объектов, участников и хода исторических событий с привлечением разнообразных
средств наглядности для создания верных образов.
4.Развивать и проводить коррекцию памяти через работу по разбору, обобщению и
закреплению изученного материала.
5.Развивать и проводить коррекцию мышления через решение познавательных
задач, требующих установления нужных связей и отношений между
историческими событиями.
6. Развивать и проводить коррекцию речи с целью добиться таких качеств речи
учащихся, как содержательность, логичность, богатство речи, правильность,
использование специфической терминологии. Умения отвечать на вопросы кратко
и развернуто, вести записи в тетрадях через словарную работу, беседу, обсуждение
прочитанного материала, запись темы, дат, имен исторических деятелей, важных
выводов, составление текстовых таблиц, выполнение небольших письменных
работ и т.д.
7. Развивать и проводить коррекцию эмоционально-волевой сферы через обучение
детей видеть в фактах прошлого борьбу добра и зла, справедливости и
несправедливости, защитников Отечества и врагов, что заставляет детей
эмоционально откликаться на изучаемый материал.
Воспитательные задачи курса:

1. Воспитывать социальную активность, способность участвовать в общественной
жизни.
2. Воспитывать любовь к Родине, своему народу, к народам разных
национальностей, уважение к историческому прошлому.
3. Воспитывать такие качества, как мужество, смелость, честность, честь и
достоинство, сострадание, милосердие, доброта, отзывчивость и т. д.
4. Воспитывать умение видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни,
природе, человеке; давать оценку с эстетической точки зрения.
5. Прививать уважение к людям труда и результатам их трудовой деятельности,
воспитывать добросовестное и ответственное отношение к труду.
6. Формировать правовую культуру и мировоззрение учащихся.
Учебно-методический комплект
№
п/п

Тип пособия

Автор

1

Программа

Москва,
«Просвещение»,
2017 г.

2

Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
общеобразовательные
программы
Рабочая тетрадь

И.М.Бгажнокова Адаптированная
Л.В. Смирнова
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся с
интеллектуальными
нарушениями
И. М
«Мир истории» 6 класс
Бгажнокова,
Л.В. Смирнова

И. М
Бгажнокова,
Л.В. Смирнова,
Е. Н. Фѐдорова

Москва,
«Просвещение»,
2019 г.

3

Наименование

«Мир истории» 6 класс

Издательство,
год

Москва,
«Просвещение»,
2019 г.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Предмет «Мир истории» относится к образовательной области «История
России» и рассчитан на 1 год обучения.
Программа предусматривает следующее количество часов:
2 часа в неделю, 68 часов в год.
Возможно изменение количества часов, в зависимости от годового календарного
учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Содержание образования
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный
предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение
ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка,
формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с

нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в
обществе.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие
личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает
гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет
практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей
направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип
систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в
обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении
и т.д.
При изучении курса «Мир истории» реализуется опора на уже имеющиеся знания
учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Курс начинается с
раздела «Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг
нас», знакомящего школьников с новым предметом и источниками познания
исторического прошлого. Дети получают представление о себе, об окружающих
людях, о пространстве вокруг нас, представление о времени в истории, об истории
как науке. Далее следует раздел «История Древнего мира». В нем дается
представление об истории появления и развития древнего человека и человека
разумного, об образе жизни и орудиях труда древних людей.
Раздел «История вещей и дел человека» раскрывает историю освоения человеком
огня и энергии, использования воды, дает представление о жилище, одежде, обуви
человека во все времена, происхождении и совершенствовании мебели, посуды,
рассказывает об особенностях питания человека в различных регионах планеты.
Раздел «История человеческого общества» дает представление о коллективах
древних людей, язычестве и мировых религиях, формирует представление о
культуре, искусстве, науке и образовании. Учащиеся получают доступные
сведения о государстве, политике и экономике, о том, что служит причинами войн
и какими они бывают.
Для лучшего усвоения материала необходимо применять систему межпредметных
связей.
Можно проследить связь истории с такими предметами, как:
- Русский язык и литература. При знакомстве с историческими понятиями и
терминами обязательно даѐтся их значение; на уроках истории используются
литературные произведения, развивается речь, поскольку обучение происходит в
процессе речевого общения учителя и учащихся.
- География расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной
организации России, социально-экономическом развитии страны на разных этапах
развития, закрепляет умение оперировать картографическим материалом.
- Обществознание. Историю и обществознание сближают основные объекты
изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера,
социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.
- Информатика с помощью такого инструмента, как программа Power Point,
позволяет создать информационную поддержку при подготовке и проведении

уроков истории, проиллюстрировать изучаемый учебный материал, развивать
познавательный интерес учащихся.
- Естествознание. С курсом естествознания могут использоваться
межпредметные связи при изучении развития науки на разных этапах развития
страны.
- Искусство. Курс Мировой художественной культуры в специальных
(коррекционных) классах не изучается, но, тем не менее, обучающиеся знакомятся
с развитием культуры нашей страны в разные исторические периоды. Для яркого и
красочного представления материала используется наглядность: иллюстрации
картин, архитектурных сооружений, воспроизведение музыкальных произведений
и т.д.
- Математика. Связь прослеживается в работе с «лентой времени», оперировании
временем.
При обучении истории коррекционно-развивающие задачи определяются
особенностями развития психических процессов учащихся специальной
(коррекционной) школы, и реализация этих задач должна быть направлена на
развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы,
личностных качеств с учетом как типических общих закономерностей развития
детей с нарушением интеллекта, так и структуры дефекта каждого ученика 6
класса.
При проведении уроков используются методы:
ые - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, ;
Наглядные - наблюдение, демонстрация, ;
- упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.
-поисковый;

Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
-обобщающий урок);
-проверочный
урок);

При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов,
мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, самостоятельные
работы.
Знания и умения учащихся оцениваются по полугодиям.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний учащихся.
Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты
наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса,
тестовых и самостоятельных работ.
На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного
времени.
С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы
здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного: физкультминутки,
динамическая
смена поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.
Содержание предмета
Введение.
Представление о себе и окружающем мире
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен.
Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние
родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о
биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город,
поселок, село), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях. История улицы. Названия улиц, их
происхождение. Улица твоего дома, твоей школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край
(область, республика), в котором мы живем; главный город края, национальный
состав, основные занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный
состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы
РФ. Руководитель страны (президент РФ).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера,
сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение,
виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие,
историческая эпоха (общее представление). «Лента времени».Краткие
исторические
сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий
календарь). Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков
(конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные
события
ХХ века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории
История наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение
исторических знаний для людей. Историческая память России.

Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография,
геральдика, нумизматика и др.(элементарные представления на конкретных
примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники
зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор),
письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и
музеи (виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира.
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека
от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие
от современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный
века.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи.
Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и
виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних
людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на
диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных
климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие
земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового
века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род,
племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города. Создание человеком
искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней).
История освоения человеком огня, энергии.
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг.
Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для
жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка
металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в
истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие
представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей.
Современные способы получения большого количества энергии. Экологические
последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых
(угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни
человечества.
История использования человеком воды.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие
новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль
поливного земледелия, в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища:
пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы,
используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, юрты и
др.). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных
традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в
строительстве, их значение для изучения истории.
История появления мебели.
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных
традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство.
Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
История питания человека.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы
добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие,
скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в
жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов.
Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни
человека.
История появления посуды.
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления
посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его
значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в
изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее
виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные
традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.

Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных
условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления,
материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития
земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления
одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды.
Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство.
Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы
народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние
климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные
исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и
океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам.
Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и
общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы,
поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо,
клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История
книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера
человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия.
Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика.
Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег,
торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Виды практических заданий
Заполнение анкет, выполнение заданий к текстам в учебнике;
рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица» и т. д.;
составление письменных и устных рассказов о себе, друзьях, родственниках,
членах семьи;
написание своей биографии и биографии членов семьи;
составление родословного дерева (рисунок);
составление словесного автопортрета, портретов членов
семьи и друзей;
умение чертить схемы улиц, маршрутов движения;
умение проводить пропедевтическую работу с символами, цветами карты;

рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
проведение словарной работы.
изображение схем сменяемости времен года;
составление календаря на неделю, месяц, изображение «Ленты времени»
одного столетия, одного тысячелетия (с учетом программы по математике);
ориентировка на «ленте времени»;
рассказы об истории календаря;
определение времени по солнечным часам, работа с моделью лунного времени;
нахождение пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и
времени и др.
чтение и пересказы адаптированных текстов по теме;
рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов,
монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к
различным историческим эпохам;
экскурсии в краеведческий, исторический музеи;
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями
(можно с культовыми);
составление вопросов для викторин;
просмотр фильмов о культурных памятниках.
чтение текстов, словарная работа, посещение музеев;
рассказ о посещении музеев и других историко-культурных мест.
Критерии оценки
Оценка устных ответов учащихся.
Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на
ранее приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале;
отвечает правильно, отражает основной материал курса; правильно раскрыто
содержание понятий, закономерностей; правильно использует карту; дает
правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы; подводит итог.
Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который
отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки,
допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных
вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует термины и понятия,
допускает ошибки в работе с картой, подводит итог при незначительной помощи
учителя.
Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного
материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно,
затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает
правильные односложные ответы на поставленные вопросы, определения понятий
недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи
учителя.
Отметки «2» и «1» не ставятся.
Оценка письменных работ.

Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении
всех заданий; допускается 1 негрубый недочет; качество работы 90-100%.
Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной
помощи учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет;
допускает три негрубых недочета; оптимальное качество работы 70-80%.
Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается
массированная помощь учителя; он допустил две грубые ошибки и один негрубый
недочет; допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета; выполнял работу
по учебнику, конспектам тетради; оптимальное качество 40-60 % .
Отметки «2» или «1» не ставятся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
использование помощи учителя при выполнении учебных задач,
самостоятельное исправление ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:

знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам
программы;
использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных
высказываниях;
участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным
фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с
помощью учителя;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.
Учащиеся должны знать:
основные понятия курса; свою биографию, адрес;
что такое даты жизни;
основные занятия жителей округа;
название страны, в которой живем;
государственные символы своей страны (флаг, герб, гимн);
название планеты, на которой живем;
какое время называется прошлым, настоящим, будущим;
какое время называется историческим;
чем питался древний человек.
Учащиеся должны уметь:
объяснять какие родственники называются близкими, а какие дальними;
называть свой адрес (округ, область, район, поселок);
ориентироваться в понятиях сегодня, завтра, вчера; ориентироваться в частях
века: начало, середина, конец; 
по иллюстрациям описывать внешний вид человека умелого, человека
прямоходящего, древнейшего человека;
описывать основные занятия древних людей;
объяснять причины зарождения религиозных верований.
Базовые учебные действия: 
Регулятивные УД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
текстом учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.).

Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под
руководством учителя.
Познавательные УД:
Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством
учителя.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель- класс).
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Слушать и понимать речь других; инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности.
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в
паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Оформлять свои мысли в устной речи.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с
одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения.
Учебно-тематический план.
№ Наименование
п/п разделов и тем

1
2

Введение.
Представление о
себе и
окружающем мире
Глава 1. Имя,
отечество, семья,
родословная
человека.

Все
го
час
ов
1

6ч

Тео Практические
рет
иче
ски
е
1

4ч

2ч
1Исследовательская
работа на тему:
«Значение моего
имени».
1-Составление

Понятия, термины

Наука, Конфуций
Значение имен. Полное и
неполное имя. Понятие о
тезках. Святцы.
Отчизна. Отечество, отчество,
прозвище.
Поутру, торг, скотина, тулуп,
гостинцы, семья.
Биография, дата рождения,
инженер, талант, раб.
Угодливость, угождать,
сплетни, дуэль. Предки,

Глава 2. Отчий
дом. Наша Родина
– Россия.

3

Представления о
времени в
истории

Начальные
представления об
истории

6

Контрольный срез
за 1 полугодие.
История Древнего
мира.
Глава 5. История
Древнего мира.

Дом, климат, старинный
город, кочует.
Изба. Основатель,
увековечить.
Слобода, русло, ключ,
студѐный, целить.
Истоки, чумазый, самосад,
манят, саманная изба.
Гражданин, территория,
патриот.
Конституция, президент,
Государственная дума,
министр.
Герб, гимн, держава.
Кремль, летопись.
Планета, космос, атмосфера.
Хронология, настоящее,
прошедшее, будущее, мера
времени, счѐт времени, эра.
Календарь.
Названия месяцев
земледельческого календаря у
русских.
Дата, век, столетие, «лента
времени».
История – наука о
прошедшем и настоящем
времени. Исторические
факты.
Археология, геральдика,
нумизматика.
Полевые работы, раскопки,
Генрих Шлиман.
Исторические источники:
письменные, вещественные,
устные.
Историческое пространство,
условные знаки.

9ч

3ч
1Рисование на тему
«Моя школа»,
«Моя улица».
1Самостоятельная
работа на тему:
«Безопасный
маршрут
движения».
1Рисование
Государственного
флага

5ч

4ч

1ч
Распределение
событий на
«Ленте времени».

7ч

4ч

Глава 4. Что
изучает наука
история.

5

потомки, родственники,
поколения людей.

12ч

Глава 3. О том,
что такое время и
как его изучают.

4

собственной
родословной и
автобиографии

1ч

8ч

3ч
1- Игра
«Путешествие в
страну Историю».
1- Работа в
тетради,
составление
схемы «Науки
помогающие
истории»
1Экскурсия в
краеведческий
музей

1ч

6ч

2ч
1- Составление
рассказа
«Верования
древних людей»
1-Составление

Религия, фантастика, планета
Земля.
Первобытный период,
простейшие орудия труда.
Каменный век, человек
умелый.
Человек прямоходящий,
разумный, огонь, речь.
Ледниковый период.
Кочевники, собиратели.
Приручение животных,

схемы
«Коллективы
древних людей».

7

История вещей и
дел человека (от
древности до
наших дней).

16ч

9ч

Глава 6. История
вещей. Занятия
человека на Земле.
История освоения
человеком огня,
энергии

1- Составление
таблицы «Жилье
древних людей» и
рассказа по ней.
1-Составление
кроссворда по теме
1- Составление
рассказа «Еда
древнего
человека».
1- Составление
рассказа
«Изготовление
глиняной посуды»
1- Составление
рассказа «Мода
Древнего мира».

История жилища
человека.
История
появления мебели.
История питания
человека.
История
появления посуды.
История
появления одежды
и обуви.

8

История
человеческого
общества.
Глава 7. Человек и
общество.

7ч

1-Составление
схемы «Способы
получения
энергии».
1- Составление
рассказа
«Использование
человеком воды»

История
использования
человеком воды.

11ч

9ч

земледелие, скотоводство.

2ч
1- Составление
таблицы «Виды
искусства».
1Работа со
словарѐм

Природные источники огня.
Гончар, керамика.
Медь, сплав, олово, кузнец.
Снасти, плот, папирус, лодка,
парус, суда.
Орошение, ил, служащий,
нумерация, налоги, закон,
культура.
Гидротурбина.
Искусственные материалы.

Ларь, бархат, оружейная
палата, сундук.
Бактерии дрожжи.
Чили.

Глазурь, береста.

Мода, хлопчатобумажная
ткань, шѐлк, хлопок,
искусственные волокна.
Знать, простолюдины.
Свита, косметика.
Община, вече, частокол.
Первозданная природа,
обряды, обычаи,
жертвоприношения.
Будда, Иисус Христос,
Мухаммед, благая весть,
пророк, дух.
Искусство, бизон, Гжель,
скульптура, культура.
Пиктография, иероглифы,
просветители, медвяный,
апостол.
Изобретения.
Конфликт, надел, Невский,

Суворов, Сталинград,
Ленинград, война.

9
10

Контрольный срез
за 2 полугодие.
Промежуточная
аттестация.
Тестирование.
Итого:

1ч

1ч

1ч

1ч

69ч 46ч 23ч

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1

2

Тема
Введение.
Почему надо изучать
историю.
Представление о себе
и окружающем мире
Глава 1. Имя,
отечество, семья,
родословная
человека
История имени.

Кол-во
часов

1ч

Дата

д/з

Выполнение заданий к
текстам в учебнике

Стр.3-4

Исследовательская
работа на тему:
«Значение моего
имени».
Письменноиндивидуальные
творческие задания –
история моей фамилии.
Составление
письменных и устных
рассказов о себе,
друзьях,
родственниках, членах
семьи.
Составление
собственной
автобиографии
Составление
собственной
родословной

Гл. 1 Тема 1

Рисование на тему
«Моя школа», «Моя
улица»

Гл. 2 Т.1

6ч

1ч

3

Отчество и фамилия
человека.

1ч

4

Семья.

1ч

5

Биография

1ч

6

Поколения людей.

1ч

7

Повторение по теме:
«Имя, отечество,
семья, родословная
человека».
Глава 2. Отчий дом.
Наша Родина –
Россия.
О доме. Что такое
дом. Какие бывают
дома.

1ч

8

Виды контроля

Т.2

Т.3

Т.4
Т.5

12ч

1ч

9

Названия городов и
улиц.

1ч

10

Родник «Двенадцать
ключей».

1ч

11

Истоки.

1ч

12

Местность, где мы
живем

1ч

13

Край, в котором мы
живѐм.
Наша Родина –
Россия.

1ч

15

Как устроено
государство.

1ч

16

Герб, флаг, гимн
России.

1ч

17

Москва-столица
России.
Мы жители планеты
Земля.

1ч

Повторение по теме:
«Отчий дом. Наша
Родина – Россия».
Представления о
времени в истории
Глава 3. О том, что
такое время и как
его изучают.
Что такое время.

1ч

14

18
19

20

1ч

1ч

Умение
самостоятельно
работать с
информацией.
Умение
самостоятельно
работать с
информацией.
Пересказ близко к
тексту.
Самостоятельная
работа на тему:
«Безопасный маршрут
движения».
Просмотр
презентации
Работа в тетради
(запись словарных слов
в словарь исторических
терминов), картой
(показ границ
Российской
Федерации), работа с
символами, цветами
карты.
Работа в тетради
(запись словарных слов
в словарь исторических
терминов).
Работа в тетради,
прослушивание гимна
Российской
Федерации, работа в
альбоме (рисование
Государственного
флага).
Просмотр презентации.

Т.2

Пересказ частей текста
с использованием
новых слов.
Тест, умение делать
вывод с опорой на
факты.

Т.9

Составление цепочки
единиц времени с
опорой на текст
учебника, умение
применить имеющиеся
знания на практике.

гл.3 т.1

Т.3

Т.4

Т.5

Т.6

Т.7

Т.8

5ч
1ч

21

История календаря.

1ч

22

Русский
земледельческий
календарь.
Счѐт лет в истории.
Историческое время.

1ч

Повторение по теме:
«О том, что такое
время и как его
изучают».
Начальные
представления об
истории
Глава 4. Что изучает
наука история.
Что такое история.

1ч

26

Какие науки
помогают истории.

1ч

27

Как работают
археологи.

1ч

28

Исторические
памятники.

1ч

29

Историческая карта.

1ч

3031

Повторение по теме:
«Что изучает наука
история».

2ч

32

Контрольный срез за
1 полугодие.
История Древнего
мира.
Глава 5. История
Древнего мира.
Земля и космос.

1ч

23
24

25

33

1ч

Работа в тетради,
чтение
дополнительной
литературы об истории
календаря.
Работа с пословицами
и поговорками.

Т.2

Работа в тетради,
работа с «Лентой
времени».

Т.4

Т.3

7ч
1ч

Игра «Путешествие в
страну Историю».
Работа в тетради,
составление схемы
«Науки помогающие
истории»
Работа в тетради,
рассматривание
иллюстраций о работе
археологов.
Работа в тетради
(составление таблицы
«Исторические
памятники»),
ознакомление с
историческими
памятниками
(иллюстрациями).
Работа в тетради,
сравнение
географической карты
и исторической.
Работа в тетради, с
карточками, тестовыми
заданиями, с «Лентой
времени».
тест

Гл. 4 т.1

Работа в тетради, в
альбоме.

Гл.5 т.1

Т.2

Т.3

Т.4

Т.5

8ч
1ч

34

От кого произошѐл
человек.

1ч

35

Человек умелый.

1ч

36

Следующее
поколение людей
каменного века.
Наступление
ледников.

1ч

Как жили древние
охотники, кочевники
и собиратели.
Новые занятия людей.

1ч

Повторение по теме:
«История Древнего
мира».
История вещей и дел
человека (от
древности до наших
дней).
Глава 6. История
вещей. Занятия
человека на земле.
История освоения
человеком огня,
энергии.
Огонь в жизни
древнего человека.

1ч

16ч

42

Огонь, глина, гончар.

1ч

43

Огонь открывает
новую эпоху в жизни
людей
История
использования
человеком воды
Вода, еѐ значение в
жизни человека.

1ч

45

Вода и земледелие.

1ч

46

Вода как источник

1ч

37
38
39
40

41

44

1ч

1ч

1ч

1ч

Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.
Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.
Составление рассказа
«Верования древних
людей»

Т.2

Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.
Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.
Составление схемы
«Коллективы древних
людей».
Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.

Т.4

Составление схемы
«Способы получения
энергии».
Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.
Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.

Гл. 6т.1

Составление рассказа
«Использование
человеком воды»
Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.
Работа в тетради, с

Т.4

Т.3

Т.5
Т.6
Т.7

Т.2
Т.3

Т.5
Т.6

энергии.

47

48

49
5051

52

53

История жилища
человека
Какие дома строили
древние люди.
История появления
мебели
Как появилась мебель.
История питания
человека
Как появились каша и
хлеб.
История об
обыкновенной
картошке.
История появления
посуды
О керамике, фарфоре
и деревянной посуде.
История появления
одежды и обуви
История появления
одежды.

иллюстрациями,
просмотр презентации.

1ч

Составление таблицы
«Жилье древних
людей» и рассказа по
ней.

Т.7

1ч

Составление
кроссворда по теме

Т.8

1ч

Составление рассказа
«Еда древнего
человека».
Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.

Т.9

1ч

Составление рассказа
«Изготовление
глиняной посуды»

Т.11

1ч

Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.
Составление рассказа
«Мода Древнего
мира».
Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.
Самостоятельная
работа

Т.12

2ч

Работа в тетради, с
иллюстрациями.

Гл.7 т.1

1ч

Работа в тетради, с
иллюстрациями.

Т.2

1ч

Работа в тетради, с
иллюстрациями.

Т.3

1ч

54

Одежда и положение
человека в обществе.

1ч

55

Как люди украшали
себя.

1ч

56

Повторение по теме:
«История вещей.
Занятия человека на
земле».
История
человеческого
общества.
История
человеческого
общества.
О далѐких предках –
славянах и родовом
строе.
Как люди понимали
мир природы в
древности
Современные
религии, как они

1ч

5758
59
60

Т.10

Т.13
Т.14

11ч

появились.
Искусство и культура.

2ч

Составление таблицы
«Виды искусства».

Т.4

Письмо и первые
книги.

1ч

Т.5

От изобретения
колеса - к новым
открытиям.
История денег.

1ч

66

Человечество
стремится к миру.

1ч

67

Повторение по теме:
«Человек и
общество».
Контрольный срез за
2 полугодие.
Промежуточная
аттестация.
Тестирование.

1ч

Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.
Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.
Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.
Работа в тетради, с
иллюстрациями,
просмотр презентации.
Беседа, работа в
тетради

6162
63
64
65

68
69

1ч

1ч

тест

1ч

тест

Т.6

Т.7

Ресурсное обеспечение рабочей программы
1. Мир истории. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под ред. И.М. Бгажноковой. –М.:
Просвещение, 2010.
2. Программа 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/
под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: Просвещение, 2010
3. Презентации по курсу.
4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
5. Интернет ресурс (сайты Инфоурок, Мультиурок и др.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».