РП Физическая культура 5-9, УО вариант 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
УТВЕРЖДАЮ

Принято на педсовете

Рассмотрено на заседании МО
директор школы

протокол № ___

протокол заседания МО №
________________

______________

от

«___» ____________ 2023__г.
«30» августа 2023 г.
Руководитель МО __________

Рабочая программа
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
для 5-9 классов
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1

на 2023-2024 учебный год
Программа разработана на основе Программ для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида
под ред. В.В. Воронковой

учитель: Крылов В.А., Декал В.С.

2023 г.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Физкультура» для 5-9 классов коррекционного
вида средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:
 Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №
1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
 Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №
29/2065 - П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии».
 Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.15.2014 г. № 1599
«Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
 Примерные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5-9 кл., Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2012.
Цель программы
Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать
физическую культуру для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи программы
 Укрепить здоровье, физическое развитие и повысить работоспособность учащихся.
 Развить и совершенствовать двигательные умения и навыки.
 Способствовать приобретению знаний в области гигиены, теоретических сведений по
физкультуре.
 Развить чувства темпа и ритма, координации движений.
 Формировать навыки правильной осанки в статических положениях и в движении.
 Способствовать усвоению учащимися речевого материала, используемого на уроках
физкультуры.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В этом разделе представлены результаты освоения программного материала по учебному
предмету «Физическая культура», которые должны демонстрировать школьники по завершении
обучения в основной школе.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти
качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к
занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а
также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно-значимых результатов в
физическом совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
 владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической
подготовленности о соответствии их возрастным и половым нормативам;
 владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения
средствами физической культуры;
 владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой
оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в
соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического
развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
 способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия
в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
 способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и
спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
 владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий
физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного
и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
 умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
 умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и
благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
 умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
 красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах
движения и передвижений;
 хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и
представлений посредством занятий физической культурой;
 культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
 владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных
оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные
знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
 владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с
другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельностью, излагать их содержание;
 владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и
игровой деятельности.
В области физической культуры:

владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег,
прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних
условиях;
 владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной
функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также
применения их в игровой и соревновательной деятельности;
 умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении
тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и
умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе
освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного
материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в
рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни
учащихся.


Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
 понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию
целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и
нравственных качеств;
 понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека,
расширяющего свободу выбора, профессиональной деятельности и обеспечивающего
долгую сохранность творческой активности;
 понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и девиантного поведения.
В области нравственной культуры:
 бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и
нарушения в состоянии здоровья;
 уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
 ответственное
отношение
к
порученному
делу,
проявление
осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за
результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
 добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
 рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий
и обеспечивать их безопасность;
 поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности,
активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и
физического утомления.
В области эстетической культуры:






восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными
образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций
укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных
умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов
общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:
 владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,
проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
 владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
 владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
 владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической
культурой, их планирования и содержательного направления;
 владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из
базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их
использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;
 владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в
организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета
«Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с
организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В области познавательной культуры:
 знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их
влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
 знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач
и форм организации;
 знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой
вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа
жизни.
В области нравственной культуры:
 способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий
физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся,
независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
 умение оказывать помощь, занимающимся при освоении новых двигательных действий,
корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;



способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в
условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и
соревнований.

В области трудовой культуры:
 способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и
физической подготовке в полном объеме;
 способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной
направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и
оборудования, спортивной одежды;
 способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессиональноприкладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости
от ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
 способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по
формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических
упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физического развития;
 способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры
движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической
направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физической подготовленности;
 способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки,
объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
 способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно
пользоваться понятийным аппаратом;
 способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями,
аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
 способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть
информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
 способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности,
составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и
физической подготовки;
 способность составлять планы занятий физической культурой с различной
педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в
зависимости от задач и индивидуальных особенностей организма;
 способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных
действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать
эффективность этих занятий.

Содержание учебного курса

5 класс
В программу включены следующие разделы: гимнастика и акробатика (элементы), легкая
атлетика, лыжная подготовка, игры - подвижные и спортивные.
Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество
часов ученики смогли овладеть основной двигательных умений и навыков, и включились в
произвольную деятельность.
Гимнастика с основами акробатики
Строевые упражнения
Ходьба, перестроение, смена ног при ходьбе.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:
 упражнения на осанку;
 дыхательные упражнения;
 упражнения в расслаблении мышц:
 основные положения движения головы, конечностей, туловища.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах:
 с гимнастическими палками;
 с большими обручами;
 с малыми мячами;
 с набивными мячами;
 упражнения на гимнастической скамейке.
Упражнения на гимнастической стенке:
Наклоны, прогибания туловища, взмахи ногой.
Акробатические упражнения (элементы, связки выполняются только после
консультации врача):
 простые и смешанные висы и упоры;
 переноска груза и передача предметов;
 танцевальные упражнения;
 лазание и перелезание;
 равновесие;
 развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота
 реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров
движений.
Лѐгкая атлетика
Ходьба
Сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на пятках, в полуприседе, спиной вперед) по
инструкции учителя.
Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.
Ходьба с остановками для выполнения заданий.
Ходьба приставным шагом левым и правым боком.
Ходьба с различными положениями рук, с предметами в руках.
Бег
Медленный бег в равномерном темпе до 4 мин.

Бег широким шагом на носках (коридор 20-30 см). Бег на скорость 60 м с высокого и низкого
старта.
Бег с преодолением малых препятствий в среднем темпе.
Эстафетный бег (60 м по кругу).
Прыжки
Прыжки через скакалку на месте в различном темпе.
Прыжки через скакалку, продвигаясь вперед произвольно.
Прыжки произвольным способом (на двух и на одной ноге) через набивные мячи (расстояние
между препятствиями 80-100 см, общее расстояние 5 м).
Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги.
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением зоны отталкивания до 1 м.
Метание
Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока.
Метание малого мяча на дальность с 3 шагов с разбега (коридор 10 м).
Метание мяча в вертикальную цель.
Метание мяча в движущуюся цель.
Толкание набивного мяча весом 1 кг с места одной рукой.
Подвижные и спортивные игры
Пионербол
Ознакомление с правилами, расстановка игроков на площадке.
Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке, ловля мяча над головой, подача двумя
руками снизу, боковая подача; розыгрыш мяча на три паса. Учебная игра.
Баскетбол
Правила игры в баскетбол.
Знакомство с правилами поведения на занятиях при обучении баскетболу.
Основная стойка; передвижения без мяча вправо, влево, вперед, назад. То же самое с ударами
мяча об пол.
Ведение мяча на месте и в движении.
Остановка по сигналу учителя.
Ловля и передача на месте двумя руками, повороты на месте.
Подвижные игры и игровые упражнения:
 коррекционные;
 с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием,
 равновесием;
 с бегом на скорость;
 с прыжками в высоту, длину;
 с метанием мяча на дальность и в цель;
 с элементами пионербола, баскетбола.
Лыжная подготовка
Построение в одну колонну.
Передвижение на лыжах под рукой; с лыжами на плече; поворот на лыжах вокруг носков лыж.
Передвижение ступающим и скользящим шагом по лыжне; спуск со склонов в низкой стойке, в
основной стойке.

Подъем по склону наискось и прямо «лесенкой».
Передвижение на лыжах в медленном темпе на отрезке до 1 км.
Передвижение на лыжах на скорость на отрезке 40-60 м.
Передвижение на лыжах до 1 км.
Игры: «Кто дальше?», «Быстрый лыжник», «Кто быстрее?».
Контрольно-измерительные материалы
Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти
(правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками
из положения, сидя ноги врозь.
Преодолевать на лыжах 1 км.
Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно).
6 класс
В программу включены следующие разделы: гимнастика и акробатика (элементы), легкая
атлетика, лыжная подготовка, игры – подвижные и спортивные.
Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество
часов ученики смогли овладеть основной двигательных умений и навыков, и включились в
произвольную деятельность.
Гимнастика и акробатика
Строевые упражнения.
Перестроение из одной шеренги в две.
Размыкание на вытянутые руки на месте (повторение) и в движении.
Размыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на интервал руки в стороны.
Выполнение команд: «Шире шаг!». «Короче шаг!». Повороты кругом. Ходьба по диагонали.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:
 упражнения на осанку;
 дыхательные упражнения;
 упражнения в расслаблении мышц:
 основные положения движения головы, конечностей, туловища.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах:
 с гимнастическими палками;
 с большими обручами;
 с малыми мячами;
 с набивными мячами;
 упражнения на гимнастической скамейке.
Упражнения на гимнастической стенке:
Прогибание туловища, взмахи ногой.
Акробатические упражнения (элементы, связки выполняются только после
консультации врача):
 простые и смешанные висы и упоры;
 переноска груза и передача предметов;
 танцевальные упражнения;
 лазание и перелезание;




равновесие;
развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота
реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров
движений.

Лѐгкая атлетика
Ходьба
Ходьба с изменением направлений по сигналу учителя.
Ходьба с крестным шагом.
Ходьба с выполнением движений рук на координацию.
Ходьба с преодолением препятствий.
Понятие о спортивной ходьбе.
Ходьба с ускорением, по диагонали, кругом.
Переход с ускоренной ходьбы на медленную по команде учителя.
Бег
Медленный бег с равномерной скоростью до 5 мин.
Бег на 60 м с низкого старта.
Эстафетный бег (встречная эстафета) на отрезках 30-50 м с передачей эстафетной палочки. Бег с
преодолением препятствий (высота препятствий до 30-40 см).
Беговые упражнения.
Повторный бег и бег с ускорением на отрезках до 60 м.
Эстафетный бег (100 м) по кругу.
Бег с ускорением на отрезке 30 м, бег на 30 м (3-6 раз); бег на отрезке 60 м – 2 раза за урок.
Кроссовый бег 300-500 м.
Прыжки
Прыжки на одной ноге, двух ногах с поворотом направо, налево, с движением вперед. Прыжки
на каждый 3-й и 5-й шаг в ходьбе и беге.
Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги" с ограничением отталкивания в зоне до 80 см.
Отработка отталкивания.
Метание
Метание малого мяча в вертикальную цель шириной 2 м на высоте 2-3 м
и в мишень диаметром 100 см с тремя концентрическими кругами из различных исходных
положений.
Метание малого мяча на дальность отскока от стены и пола.
Метание малого мяча на дальность способом из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега.
Толкание набивного мяча весом 2 кг с места в сектор стоя боком.
Подвижные и спортивные игры
Пионербол
Передача мяча сверху двумя руками над собой и в парах сверху двумя руками.
Подача, нижняя прямая (подводящие упражнения).
Игра: «Мяч в воздухе».
Дальнейшая отработка ударов, розыгрыш мяча, ловля мяча. Учебная игра.
Общие сведения о волейболе, расстановка игроков, перемещение по площадке.
Стойки и перемещение волейболистов.

Баскетбол
Закрепление правил поведения при игре в баскетбол.
Основные правила игры. Остановка шагом.
Передача мяча двумя руками от груди с места и в движении шагом.
Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди.
Ведение мяча одной рукой на месте и в движении шагом.
Бросок мяча по корзине двумя руками снизу и от груди с места.
Подвижные игры с элементами баскетбола: «Не давай мяча водящему», «Мяч ловцу»,
«Борьба за мяч».
Эстафеты с ведением мяча. Сочетание приемов: бег – ловля мяча – остановка шагом – передача
двумя руками от груди.
Бег с ускорением до 10 м (3-5 повторений за урок).
Упражнения с набивными мячами весом до 1 кг.
Прыжки со скакалкой до 1 мин. Выпрыгивание вверх (до 8-15 раз).
Подвижные игры и игровые упражнения:
 коррекционные;
 с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой,
равновесием;
 с бегом на скорость;
 с прыжками в высоту, длину;
 с метанием мяча на дальность и в цель;
 с элементами пионербола, волейбола и мини-футбола;
 с элементами баскетбола.
Лыжная подготовка
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом, передвижение на скорость на
расстояние до 100 м.
Подъем по склону прямо ступающим шагом.
Спуск с пологих склонов.
Повороты переступанием в движении.
Подъем «лесенкой» по пологому склону.
Торможение «плугом».
Передвижение на лыжах в медленном темпе на расстояние до 1,5 км.
Игры: «Кто дальше?», «Пятнашки простые», эстафеты.
Преодолеть на лыжах 1,5 км (девочки), 2 км (мальчики).
Контрольно-измерительные материалы
Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти
(правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (2 кг) из-за головы обеими руками
из положения сидя ноги врозь. Преодолевать на лыжах 1.5 км – девочки, 2 км – мальчики. Тесты
проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно).
7 класс
В программу включены следующие разделы: гимнастика и акробатика (элементы), легкая
атлетика, лыжная подготовка, игры - подвижные и спортивные.
Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество
часов ученики смогли овладеть основной двигательных умений и навыков, и включились в
произвольную деятельность.

Гимнастика и акробатика
Строевые упражнения
Понятие о строе, шеренге, ряде, колонне, двух шереножном строе, флангах, дистанции.
Размыкание уступами по счету на месте.
Повороты направо, налево при ходьбе на месте.
Выполнение команд: «Чаще шаг!». «Реже шаг!».
Ходьба «змейкой», противоходом.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:
 упражнения на осанку;
 дыхательные упражнения;
 упражнения в расслаблении мышц:
 основные положения движения головы, конечностей, туловища.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах:
 с гимнастическими палками;
 с большими обручами;
 с малыми мячами;
 с набивными мячами;
 упражнения на гимнастической скамейке.
Упражнения на гимнастической стенке:
 наклоны к ноге, поставленной на рейку на высоте колена, бедер;
 сгибание и поднимание ног в висе поочередно и одновременно;
 различные взмахи.
Акробатические упражнения (элементы, связки выполняются только после консультации
врача):
 простые и смешанные висы и упоры;
 переноска груза и передача предметов;
 танцевальные упражнения;
 лазание и перелезание;
 равновесие;
 развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота
реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров
движений.
Лѐгкая атлетика
Ходьба
Продолжительная ходьба (20-30 мин) в различном темпе, с изменением ширины и частоты шага.
Ходьба «змейкой», ходьба с различными положениями туловища (наклоны, присед).
Бег
Бег с низкого старта; стартовый разбег.
Старты из различных положений;
Бег с ускорением и на время (60 м).
Бег на 40 м – 3-6 раз.
Бег на 60 м – 3 раза;
Бег на 100 м – 2 раза за урок.

Медленный бег до 4 мин.
Кроссовый бег на 500-1000 м.
Бег на 80 м с преодолением 3-4 препятствий. Встречные эстафеты.
Прыжки
Запрыгивания на препятствия высотой 60-80 см.
Во время бега прыжки вверх на баскетбольное кольцо толчком левой, толчком правой, толчком
обеих ног.
Прыжки со скакалкой до 2 мин.
Многоскоки с места и с разбега на результат.
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» (зона отталкивания – 40 см); движение рук и
ног в полете.
Метание
Метание набивного мяча весом 2-3 кг двумя руками снизу, из-за головы, через голову. Толкание
набивного мяча весом 2-3 кг с места на дальность.
Метание в цель.
Метание малого мяча в цель из положения лежа.
Метание малого мяча на дальность с разбега по коридору 10 м.
Подвижные и спортивные игры
Волейбол
Правила и обязанности игроков; техника игры в волейбол.
Предупреждение травматизма.
Верхняя передача двумя руками мяча, подвешенного на тесьме, на месте и после перемещения
вперед.
Верхняя передача мяча, наброшенного партнером на месте и после перемещения вперед в
стороны.
Игра: «Мяч в воздухе».
Учебная игра в волейбол.
Баскетбол
Основные правила игры в баскетбол. Штрафные броски.
Бег с изменением направления и скорости, с внезапной остановкой.
Остановка прыжком, шагом, прыжком после ведения мяча; повороты на месте вперед, назад;
вырывание и выбивание мяча;
Ловля мяча двумя руками в движении.
Передача мяча в движении двумя руками от груди и одной рукой от плеча.
Передача мяча в парах и тройках.
Ведение мяча с изменением высоты отскока и ритма бега, ведение мяча после ловли с
остановкой и в движении.
Броски мяча в корзину одной рукой от плеча после остановки и после ведения.
Сочетание приемов.
Ведение мяча с изменением направления – передача.
Ловля мяча в движении – ведение мяча – остановка – поворот – передача мяча.
Ведение мяча – остановка в два шага – бросок мяча в корзину (двумя руками от груди или одной
от плеча).
Ловля мяча в движении – ведение мяча – бросок мяча в корзину.
Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

Подвижные игры и игровые упражнения:
 коррекционные;
 с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой,
равновесием;
 с бегом на скорость;
 с прыжками в высоту, длину;
 с метанием мяча на дальность и в цель;
 с элементами пионербола и волейбола;
 с элементами баскетбола;
 игры на снегу.
Лыжная подготовка
Совершенствование двухшажного хода.
Одновременный одношажный ход.
Совершенствование торможения «плугом».
Подъем «полуелочкой», «полулесенкой ».
Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м (5-6 повторений за урок), 150-200
м (2-3 раза).
Передвижение до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики).
Лыжные эстафеты на кругах 300-400 м.
Игры на лыжах: «Слалом», «Подбери флажок», «Пустое место», «Метко в цель».
Контрольно-измерительные материалы
Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти
(правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (2-3 кг) из-за головы обеими
руками из положения, сидя ноги врозь. Преодолевать на лыжах 2 км – девочки, 2,5 км –
мальчики. Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно).
8 класс
В программу включены следующие разделы: гимнастика и акробатика (элементы), легкая
атлетика, лыжная подготовка, игры - подвижные и спортивные.
Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество
часов ученики смогли овладеть основной двигательных умений и навыков, и включились в
произвольную деятельность.
Гимнастика и акробатика
Строевые упражнения
Закрепление всех видов перестроений.
Повороты на месте и в движении.
Размыкание в движении на заданную дистанцию и интервал.
Построение в две шеренги; размыкание, перестроение в четыре шеренги.
Ходьба в различном темпе, направлениях.
Повороты в движении направо, налево.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:
 упражнения на осанку;
 дыхательные упражнения;
 упражнения в расслаблении мышц:
 основные положения движения головы, конечностей, туловища.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах:
 с гимнастическими палками;
 с большими обручами;
 с малыми мячами;
 с набивными мячами;
 упражнения на гимнастической скамейке.
Упражнения на гимнастической стенке:
 взмахи ногой (правой, левой)в сторону, стоя лицом к стенке и держась руками за нее
обеими руками;
 приседание на одной ноге (другая нога поднята вперед), держась рукой за решетку.
Акробатические упражнения (элементы, связки, выполняются только после консультации
врача):
 простые и смешанные висы и упоры;
 переноска груза и передача предметов;
 танцевальные упражнения;
 лазание и перелезание;
 равновесие;
 развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота
реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров
движений.
Лѐгкая атлетика
Ходьба
Ходьба на скорость (до 15-20 мин).
Прохождение на скорость отрезков от 50-100 м.
Ходьба группами наперегонки.
Ходьба по пересеченной местности до 1,5-2 км.
Ходьба по залу со сменой видов ходьбы, в различном темпе с остановками на обозначенных
участках.
Бег
Бег в медленном темпе до 8-12 мин.
Бег на: 100 м с различного старта.
Бег с ускорением; бег на 60 м – 4 раза за урок.
Бег на 100 м – 2 раза за урок.
Кроссовый 6ег на 500-1000 м по пересеченной местности.
Эстафета 4 по 100 м.
Бег 100 м с преодолением 5 препятствий.
Прыжки
Выпрыгивания и спрыгивания с препятствия (маты) высотой до 1 м.
Выпрыгивания вверх из низкого приседа с набивным мячом.
Прыжки на одной ноге через препятствия (набивной мяч, полосы) с усложнениями.
Прыжки со скакалкой на месте и с передвижением в максимальном темпе (по 10-15 с). Прыжок в
длину способом «согнув ноги»; подбор индивидуального разбега.
Тройной прыжок с места и с небольшого разбега.

Прыжок с разбега способом «перешагивание»: подбор индивидуального разбега.

Метание
Броски набивного мяча весом 3 кг двумя руками снизу, из-за головы, от груди, через голову на
результат.
Метание в цель.
Метание малого мяча на дальность с полного разбега в коридор 10 м.
Метание нескольких малых мячей в различные цели из различных исходных положений и за
определенное время.
Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг со скачка в сектор.
Подвижные и спортивные игры
Волейбол
Техника приема и передачи мяча и подачи.
Наказания при нарушениях правил игры.
Прием и передача мяча сверху и снизу в парах после перемещений.
Верхняя прямая передача в прыжке.
Верхняя прямая подача.
Прямой нападающий удар через сетку (ознакомление).
Блок (ознакомление).
Прыжки вверх с места и с шага, прыжки у сетки (3-5 серий по 5-10 прыжков в серии за урок).
Многоскоки.
Упражнения с набивными мячами.
Верхняя передача мяча после перемещения вперед, вправо, влево.
Передача мяча в зонах 6-3-4 (2), 5-3-4 через сетки, 1-2-3 через сетку; то же, но после приема мяча
с подачи.
Подачи нижняя и верхняя прямые.
Баскетбол
Правильное ведение мяча с передачей, бросок в кольцо.
Ловля мяча двумя руками с последующим ведением и остановкой.
Передача мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед.
Ведение мяча с обводкой препятствий.
Броски мяча по корзине в движении снизу, от груди.
Подбирание отскочившего мяча от щита.
Учебная игра по упрощенным правилам. Ускорение 15-20 м (4-6 раз).
Упражнения с набивными мячами (2-3 кг).
Выпрыгивание вверх с доставанием предмета.
Прыжки со скакалкой до 2 мин.
Бросок мяча одной рукой с близкого расстояния после ловли мяча в движении.
Броски в корзину с разных позиций и расстояния.
Подвижные игры и игровые упражнения:
 коррекционные;
 с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой,
равновесием;
 с бегом на скорость;
 с прыжками в высоту, длину;





с метанием мяча на дальность и в цель;
с элементами пионербола, волейбола и мини-футбола;
с элементами баскетбола.

Лыжная подготовка
Занятия лыжами, значение этих занятий для трудовой деятельности человека.
Правила соревнований по лыжным гонкам.
Совершенствование одновременного бесшажного и одношажного ходов.
Одновременный двухшажный ход.
Поворот махом на месте.
Комбинированное торможение лыжами и палками.
Обучение правильному падению при прохождении спусков.
Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м (3-5 повторений за урок –
девочки, 5-7 – мальчики), на кругу 150-200 м (1-2 – девочки, 2-3 – мальчики).
Передвижение на лыжах в медленном темпе до 2-3 км.
Контрольно-измерительные материалы
Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30—60 м; прыжок в длину с места; сила
кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (2-3 кг) из-за головы обеими
руками из положения, сидя ноги врозь. Преодолевать на лыжах 2 км – девочки, 3 км – мальчики.
Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно).

9 класс
В программу включены следующие разделы: гимнастика и акробатика (элементы), легкая
атлетика, лыжная подготовка, игры - подвижные и спортивные.
Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество
часов ученики смогли овладеть основной двигательных умений и навыков, и включились в
произвольную деятельность.
Гимнастика и акробатика
Строевые упражнения
Выполнение строевых команд (четкость и правильность) за предыдущие годы.
Размыкание в движении на заданный интервал.
Сочетание ходьбы и бега в шеренге и в колонне; изменение скорости передвижения. Фигурная
маршировка.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:
 упражнения на осанку;
 дыхательные упражнения;
 упражнения в расслаблении мышц:
 основные положения движения головы, конечностей, туловища:
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах:
 с гимнастическими палками;
 с большими обручами;
 с малыми мячами;
 с набивными мячами;
 упражнения на гимнастической скамейке.

Упражнения на гимнастической стенке:
 пружинистые приседания в положении выпада вперед, опираясь ногой о рейку на уровне
колена;
 сгибание и разгибание рук в положении лежа на полу, опираясь ногами на вторую-третью
рейку от пола (мальчики).
Акробатические упражнения (элементы, связки, выполняются только после консультации
врача):
 простые и смешанные висы и упоры;
 переноска груза и передача предметов;
 танцевальные упражнения;
 лазание и перелезание;
 равновесие;
 развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота
реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров
движений.
Лѐгкая атлетика
Ходьба
Ходьба на скорость с переходом в бег и обратно.
Прохождение отрезков от 100 до 200 м.
Пешие переходы по пересеченной местности от 3 до 4 км.
Фиксированная ходьба.
Бег
Бег на скорость 100 м.
Бег на 60 м – 4 раза за урок; на 100 м – 3 раза за урок.
Эстафетный бег с этапами до 100 м.
Медленный бег до 10-12 мин.
Совершенствование эстафетного бега (4 по 200 м).
Бег на средние дистанции (800 м).
Кросс: мальчики – 1000 м; девушки – 800 м.
Прыжки
Специальные упражнения в высоту и в длину.
Прыжок в длину с полного разбега способом «согнув ноги».
Совершенствование всех фаз прыжка.
Метание
Метание различных предметов: малого утяжеленного мяча (100-150 г), гранаты, хоккейного мяча
с различных исходных положений (стоя, с разбега) в цель и на дальность.
Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг со скачка в сектор.
Подвижные и спортивные игры
Волейбол
Влияние занятий волейболом на готовность ученика трудиться.
Прием мяча у сетки; отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении;
верхняя прямая подача. Блокирование мяча.

Прямой нападающий удар через сетку с шагом.
Прыжки вверх с места, с шага, с трех шагов (серия 3-6 по 5-10 раз).
Баскетбол
Понятие о тактике игры; практическое судейство.
Повороты в движении без мяча и после получения мяча в движении.
Ловля и передача мяча двумя и одной рукой при передвижении игроков в парах, тройках.
Ведение мяча с изменением направлений (без обводки и с обводкой).
Броски мяча в корзину с различных положений. Учебная игра.
Подвижные игры и игровые упражнения:
 коррекционные;
 с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой,
равновесием;
 с бегом на скорость;
 с прыжками в высоту, длину;
 с метанием мяча на дальность и в цель;
 с элементами пионербола, волейбола и мини-футбола;
 с элементами баскетбола.
Лыжная подготовка
Виды лыжного спорта (лыжные гонки, слалом, скоростной спуск, прыжки на лыжах,
биатлон).
Правила проведения соревнований по лыжным гонкам; сведения о готовности к соревнованиям.
Совершенствование техники изученных ходов; поворот на месте махом назад снаружи, спуск в
средней и высокой стойке.
Преодоление бугров и впадин.
Поворот на параллельных лыжах при спуске на лыжне.
Прохождение на скорость отрезка до 100 м 4-5 раз за урок.
Прохождение дистанции 3-4 км по среднепересеченной местности.
Контрольно-измерительные материалы
Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти
(правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (3 кг) из-за головы обеими руками
из положения, сидя ноги врозь. Преодолевать на лыжах 3 км – девочки, 4 км – мальчики. Тесты
проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно).
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 и письмом Департамента образования
Ярославской области от 24.05.2011 г. № 1589/01-10 количество часов в неделю, отведенное на
изучение предмета «Физическая культура» в 5-9 классе коррекционного вида следующее: 338 ч,
из них в 5 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели), в 6 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34
учебные недели), в 7 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели), в 8 классе 68 ч (2 ч в неделю,
34 учебные недели) и в 9 классе 66 ч (2 ч в неделю 33 учебные недели).

Тематическое планирование
№ раздела

Название раздела

1
«Легкая атлетика»
2
«Гимнастика с основами акробатики»
3
«Лыжная подготовка»
4
«Спортивные игры (пионербол)»
5
«Спортивные игры (баскетбол)»
6
«Спортивные игры (волейбол)»
Всего часов:

Количество часов
5
класс

6
класс

7
класс

8
класс

9 класс

16
20
12
8
12
68

16
20
12
8
12
68

16
20
12
16
4
68

16
20
12
12
8
68

16
20
12
10
8
66

Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ урока Дата
проведения

Тема урока

1 четверть
Легкая атлетика
1
Соблюдение ТБ на уроках легкой атлетики. Низкий старт.
2
Упражнения на развитие скорости бега.
3
Бег 40 м. Подвижная игра: «Самый быстрый».
4
Бег с преодолением малых препятствий.
5
Бег по пересеченной местности. Подвижная игра: «Догонялки».
6
Прыжок в длину с разбега. Игра: «Установи рекорд».
7
Метание мяча на дальность.
8
Толкание набивного мяча. Подвижная игра: «Третий лишний».
Спортивные игры (пионербол)
9
Соблюдение ТБ при подвижных играх. Пионербол. Подвижная
игра: «Удочка».
10
Расстановка игроков на площадке, правила перехода. Игра:
«Сумей выполнить».
11
Ловля и передача мяча. Игра: «Поймай мяч».
12
Розыгрыш мяча в три паса.
13
Подача мяча через сетку. Игра: «Мяч через сетку».
14
Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке. Игра:
«Атакующий удар».
15
Нападающий удар, защита у сетки.
16
Пионербол. Учебная игра.
2 четверть
Гимнастика с основами акробатики
17
Соблюдение ТБ на уроках гимнастики. Строевые упражнения.
Игра: «Найди свое место в строю».
18
Перестроения из колонны по одному в колонну по два. Игра:

Колич
ество
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
20
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
3 четверть
32
33
34
35
36
Лыжная подготовка
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

«Кегельбан».
Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три).
Эстафета.
Ходьба по гимнастической скамейке с разными заданиями. Игра:
«Кегельбан».
Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз с изменением
способа лазанья.
Лазанье по наклонной скамейке. Игра: «Сделай лучше».
Лазанье по канату. Вис на канате, на руках согнув ноги. Игра:
«Сделай лучше».
Вис согнувшись и прогнувшись поднимание прямых ног на
гимнастической стенке.
Подтягивание в висе на перекладине. Подвижная игра: «Море
волнуется раз…».
Стойка на лопатках. Стойка мост из положения лежа. Игра:
«Удочка».
Стойка «ласточка». Кувырок вперед.
Прыжок через козла: наскок в упор стоя на коленях. Игра: «Сумей
выполнить».
Прыжок через козла, соскок с мягким приземлением. Игра:
«Силачи».
Сгибание и разгибание рук в упоре лѐжа.
Наклон вперед из положения сед на полу. Игра: «Дотянись».
Повороты, стоя на месте. Игра: «Найди свое место в строю».
Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками.
Силовые упражнения в парах. Игра: «Перетяни на свою сторону».
Упражнения на напряжение и расслабление мышц. Игра:
«Вытолкни из круга».
Общеразвивающие упражнения с обручами.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
12
Соблюдение ТБ на уроках лыжной подготовки. Передвижение с 1
лыжами в руках.
Передвижение попеременным двухшажным ходом. Игра: «Сумей 1
выполнить».
Одновременный бесшажный ход. Игра: «Лыжные гонки».
1
Передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом на 1
отрезках 30-40 м.
Спуск со склона в средней стойке. Игра: «Сохрани равновесие».
1
Спуск со склона в низкой стойке. Игра: «Не упади».
1
Подъем «лесенкой». Подвижная игра: «Лесенка».
1
Торможение «плугом» на равнине.
1
Торможение «плугом» с пологого склона. Игра: «Успей 1
затормозить».
Передвижение на лыжах по слабопересеченной местности до 1,5 1
км. Игра: «Быстрый лыжник».
Передвижение на лыжах по слабопересеченной местности до 2 1

км.
48
Передвижение на лыжах по слабопересеченной местности до 2,5
км. Игра: «Лыжный проезд».
Спортивные игры (баскетбол)
49
Соблюдение ТБ во время игры в баскетбол. Правила игры.
50
Основная стойка, повороты на месте. Игра: «Слушай сигнал».
51
Передача мяча двумя руками от груди. Игра: «Удержи мяч».
4 четверть
Легкая атлетика
52
Соблюдение ТБ на уроках легкой атлетики. Высокий старт.
53
Эстафетный бег 4*60 м. Подвижная игра: «А, ну-ка догони!».
54
Бег 400 м. Пионербол.
55
Метание мяча на дальность с разбега. Футбол.
56
Метание мяча в цель. Игра: «Дальше всех».
57
Прыжок в длину с места. Игра: «Заячий прыжок».
58
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».
59
Прыжки со скакалкой. Игра: «Веселая скакалка».
Спортивные игры (баскетбол)
60
Соблюдение ТБ во время игры в баскетбол. Основная стойка,
повороты на месте.
61
Передача мяча одной рукой на месте. Подвижная игра: «Не
потеряй мяч».
62
Передача мяча в движении. Игра: «Лучший дриблер».
63
Ведение мяча на месте одной рукой. Игра: «Мяч в кольцо».
64
Ведение мяча остановка по сигналу.
65
Бросок мяча по кольцу двумя руками с места. Игра: «Самый
меткий».
66
Бросок мяча по кольцу одной рукой с места.
67
Учебная игра. Баскетбол.
68
Подведение итогов. Эстафеты с мячами. Игра: «Назови летние
виды спорта».

6 класс
№ урока Дата
проведения
1 четверть
Легкая атлетика
1
2
3
4
5
6
7

Тема урока

1
3
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Количество
часов
8

Соблюдение ТБ на уроках легкой атлетики. Низкий старт.
Высокий старт. Бег 30 м. Подвижная игра: «А, ну-ка
догони!».
Бег 60 м. Игра: «Самый быстрый».
Бег с преодолением малых препятствий.
Бег по пересеченной местности. Подвижная игра:
«Догонялки».
Прыжок в длину с разбега. Игра: «Установи рекорд».
Метание мяча на дальность.

1
1
1
1
1
1
1

Толкание набивного мяча. Подвижная игра: «Третий
лишний».
Спортивные игры (пионербол)
9
Соблюдение ТБ при подвижных играх. Пионербол.
10
Расстановка игроков на площадке, правила перехода Игра:
«Сумей выполнить».
11
Ловля и передача мяча. Подвижная игра: «Поймай мяч».
12
Розыгрыш мяча в три паса.
13
Подача мяча через сетку. Игра: «Мяч через сетку».
14
Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке. Игра:
«Атакующий удар».
15
Нападающий удар, защита у сетки.
16
Пионербол. Учебная игра.
2 четверть
Гимнастика с основами акробатики
17
Соблюдение ТБ на уроках гимнастики. Строевые
упражнения.
18
Перестроения из колонны по одному в колонну по два.
Игра: «Кегельбан».
19
Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три).
Эстафета.
20
Ходьба по гимнастической скамейке с разными заданиями.
21
Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз с изменением
способа лазанья.
22
Лазанье по наклонной скамейке. Игра: «Сделай лучше».
23
Лазанье по канату. Вис на канате, на руках согнув ноги.
24
Вис согнувшись и прогнувшись поднимание прямых ног на
гимнастической стенке.
25
Подтягивание в висе на перекладине. Подвижная игра:
«Море волнуется раз…».
26
Стойка на лопатках. Стойка мост из положения лежа. Игра:
«Удочка».
27
Стойка «ласточка». Кувырок вперед. Игра: «Сумей
выполнить».
28
Прыжок через козла: наскок в упор стоя на коленях.
29
Прыжок через козла, соскок с мягким приземлением. Игра:
«Силачи».
30
Сгибание и разгибание рук в упоре лѐжа. Игра: «Дотянись».
31
Наклон вперед из положения сед на полу.
3 четверть
32
Повороты, стоя на месте. Подвижная игра: «Найди свое
место в строю».
33
Общеразвивающие
упражнения
с
гимнастическими
палками.
34
Силовые упражнения в парах. Игра: «Перетяни на свою
сторону».
35
Упражнения на напряжение и расслабление мышц. Игра:
8

1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

36
Лыжная подготовка
37

«Вытолкни из круга».
Общеразвивающие упражнения с обручами. Эстафета с 1
обручами.

Соблюдение ТБ на уроках лыжной подготовки.
Передвижение с лыжами в руках.
38
Передвижение попеременным двухшажным ходом.
39
Одновременный бесшажный ход. Игра: «Сделай лучше».
40
Передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом
на отрезках 30-40 м.
41
Спуск со склона в средней стойке.
42
Спуск со склона в низкой стойке. Подвижная игра: «Не
упади».
43
Подъем «лесенкой». Игра: «Лесенка».
44
Торможение «плугом» на равнине.
45
Торможение «плугом» с пологого склона. Игра: «Успей
затормозить».
46
Передвижение на лыжах по слабопересеченной местности
до 1,5 км. Игра: «Слалом».
47
Передвижение на лыжах по слабопересеченной местности
до 2 км.
48
Передвижение на лыжах по слабопересеченной местности
до 2,5 км.
Спортивные игры (баскетбол)
49
Соблюдение ТБ во время игры в баскетбол. Правила игры.
50
Основная стойка, повороты на месте. Игра: «Слушай
сигнал».
51
Передача мяча двумя руками от груди.
4 четверть
Легкая атлетика
52
Соблюдение ТБ на уроках легкой атлетики. Высокий старт.
53
Эстафета 4*100 м. Подвижная игра: «А, ну-ка догони!».
54
Бег 400 м. Пионербол.
55
Метание мяча на дальность с разбега. Футбол.
56
Метание мяча в цель. Игра: «Дальше всех».
57
Прыжок в длину с места. Игра: «Заячий прыжок».
58
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».
59
Прыжки со скакалкой Игра: «Веселая скакалка».
Спортивные игры (баскетбол)
60
Соблюдение ТБ во время игры в баскетбол. Основная
стойка, повороты на месте.
61
Передача мяча одной рукой на месте. Игра: «Не потеряй
мяч».
62
Передача мяча в движении. Игра: «Лучший диблер».
63
Ведение мяча на месте одной рукой.
64
Ведение мяча, остановка по сигналу. Игра: «Слушай
сигнал».

12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1

65
66
67
68

Бросок мяча по кольцу двумя руками с места. Игра: «Мяч в
кольцо».
Бросок мяча по кольцу одной рукой с места.
Учебная игра. Баскетбол.
Подведение итогов, эстафеты с мячами. Игра: «Назови
летние виды спорта».

1
1
1
1

7 класс
№ урока Дата
проведения
1 четверть
Легкая атлетика
1
2

Тема урока

Соблюдение ТБ на уроках легкой атлетики. Низкий старт.
Высокий старт. Бег 40 м. Подвижная игра: «А, ну-ка
догони!».
3
Бег 60 м. Подвижная игра: «Самый быстрый».
4
Бег с преодолением малых препятствий.
5
Бег по пересеченной местности. Подвижная игра:
«Догонялки».
6
Прыжок в длину с разбега. Игра: «Установи рекорд».
7
Метание мяча на дальность.
8
Толкание набивного мяча. Подвижная игра: «Третий
лишний».
Спортивные игры (волейбол)
9
Соблюдение ТБ при подвижных играх. Волейбол.
10
Верхняя передача мяча двумя руками. Игра: «Сумей
выполнить».
11
Прием и передача мяча, наброшенного партнером. Игра:
«Поймай мяч».
12
Розыгрыш мяча в три паса.
Спортивные игры (баскетбол)
13
Передача мяча в парах и тройках.
14
Ведение, ловля мяча в движении. Игра: «Сумей-ка».
15
Ведение мяча с остановкой в два шага.
16
Баскетбол. Учебная игра.
2 четверть
Гимнастика с основами акробатики
17
Соблюдение ТБ на уроках гимнастики. Строевые
упражнения. Игра: «Найди свое место в строю».
18
Перестроения из колонны по одному в колонну по два. Игра:
«Кегельбан».
19
Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три).
Эстафета.
20
Ходьба по гимнастической скамейке с разными заданиями.
Игра: «Кегельбан».
21
Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз с изменением

Количество
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
3 четверть
32
33
34
35
36
Лыжная подготовка
37

способа лазанья.
Лазанье по наклонной скамейке. Игра: «Сделай лучше».
Лазанье по канату. Вис на канате, на руках согнув ноги.
Игра: «Сделай лучше».
Вис согнувшись и прогнувшись поднимание прямых ног на
гимнастической стенке.
Подтягивание в висе на перекладине. Подвижная игра:
«Море волнуется раз…».
Стойка на лопатках. Стойка мост из положения лежа. Игра:
«Удочка».
Стойка «ласточка». Кувырок вперед.
Прыжок через козла: наскок в упор стоя на коленях. Игра:
«Сумей выполнить».
Прыжок через козла, соскок с мягким приземлением. Игра:
«Силачи».
Сгибание и разгибание рук в упоре лѐжа.
Наклон вперед из положения сед на полу. Игра: «Дотянись».
Повороты, стоя на месте. Игра: «Найди свое место в строю».
Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками.
Силовые упражнения в парах. Игра: «Перетяни на свою
сторону».
Упражнения на напряжение и расслабление мышц. Игра:
«Вытолкни из круга».
Общеразвивающие упражнения с обручами.

Соблюдение ТБ на уроках лыжной подготовки.
Передвижение с лыжами в руках.
38
Передвижение попеременным двухшажным ходом. Игра:
«Сумей выполнить».
39
Одновременный бесшажный ход. Игра: «Лыжные гонки».
40
Одновременный одношажный ход.
41
Спуск со склона в средней стойке. Игра: «Сохрани
равновесие».
42
Подъем «полулесенкой», «полуелочкой». Игра: «Не упади».
43
Торможение «плугом» с пологого склона.
44
Повторное передвижение в быстром темпе 40-60 м.
Подвижная игра: «Быстрый лыжник».
45
Повторное передвижение в быстром темпе 150-200 м.
46
Передвижение на лыжах по слабопересеченной местности
до 1,5 км. Игра: «Быстрый лыжник».
47
Передвижение на лыжах до 2 км девочки, 3 км мальчики.
48
Лыжные эстафеты на кругах 300-400 м.
Спортивные игры (баскетбол)
49
Соблюдение ТБ во время игры в баскетбол. Правила игры.
50
Основная стойка, повороты на месте. Игра: «Слушай
сигнал».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1

51
4 четверть
Легкая атлетика
52
53
54
55
56
57
58
59

Передача мяча двумя руками от груди. Игра: «Удержи мяч».

1
8

Соблюдение ТБ на уроках легкой атлетики. Высокий старт.
Встречная эстафета. Подвижная игра: «А, ну-ка догони!».
Бег на 80 м с преодолением препятствий. Пионербол.
Метание мяча на дальность с разбега. Футбол.
Метание мяча в цель. Игра: «Дальше всех».
Прыжок в длину с места. Игра: «Заячий прыжок».
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».
Кроссовый бег
на 500-1000 м. Игра: «Веселая скакалка».
Спортивные игры (баскетбол)
60
Соблюдение ТБ во время игры в баскетбол. Основная
стойка, повороты на месте.
61
Передача мяча одной рукой на месте. Подвижная игра: «Не
потеряй мяч».
62
Передача мяча в движении. Игра: «Лучший дриблер».
63
Ведение мяча на месте одной рукой. Игра: «Мяч в кольцо».
64
Ведение мяча остановка по сигналу.
65
Бросок мяча по кольцу двумя руками с места. Игра: «Самый
меткий».
66
Бросок мяча по кольцу одной рукой с места.
67
Учебная игра. Баскетбол.
68
Подведение итогов. Эстафеты с мячами. Игра: «Назови
летние виды спорта».

1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс
№ урока Дата
проведения

Тема урока

Количество
часов
1 четверть

Легкая атлетика
1
2

Соблюдение ТБ на уроках легкой атлетики. Низкий старт.
Бег с ускорением 60 м. Подвижная игра: «А, ну-ка
догони!».
3
Бег 100 м с различного старта. Подвижная игра: «Самый
быстрый».
4
Бег 100 м с преодолением 5 препятствий.
5
Кроссовый бег на 500-1000 м по пересеченной местности.
Подвижная игра: «Догонялки».
6
Прыжок в длину с разбега. Игра: «Установи рекорд».
7
Метание мяча на дальность.
8
Толкание набивного мяча. Подвижная игра: «Третий
лишний».
Спортивные игры (волейбол)

8
1
1
1
1
1
1
1
1
8

Соблюдение ТБ при подвижных играх. Волейбол.
Техника приема и передачи мяча и подачи. Игра: «Сумей
выполнить».
11
Прием и передача мяча сверху и снизу в парах после
перемещений.
12
Верхняя прямая передача в прыжке.
13
Верхняя прямая подача.
14
Прямой нападающий удар через сетку (ознакомление).
Игра: «Сумей защитить».
15
Верхняя передача мяча после перемещения вперед,
вправо, влево.
16
Волейбол. Учебная игра.
2 четверть
Гимнастика с основами акробатики
17
Соблюдение ТБ на уроках гимнастики. Строевые
упражнения. Игра: «Найди свое место в строю».
18
Перестроения из колонны по одному в колонну по два.
Игра: «Кегельбан».
19
Перестроения из колонны по одному в колонну по два
(три). Эстафета.
20
Ходьба по гимнастической скамейке с разными
заданиями. Игра: «Кегельбан».
21
Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз с
изменением способа лазанья.
22
Лазанье по наклонной скамейке. Игра: «Сделай лучше».
23
Лазанье по канату. Вис на канате, на руках согнув ноги.
Игра: «Сделай лучше».
24
Вис согнувшись и прогнувшись поднимание прямых ног
на гимнастической стенке.
25
Подтягивание в висе на перекладине. Подвижная игра:
«Море волнуется раз…».
26
Стойка на лопатках. Стойка мост из положения лежа.
Игра: «Удочка».
27
Стойка «ласточка». Кувырок вперед.
28
Прыжок через козла: наскок в упор стоя на коленях. Игра:
«Сумей выполнить».
29
Прыжок через козла, соскок с мягким приземлением.
Игра: «Силачи».
30
Сгибание и разгибание рук в упоре лѐжа.
31
Наклон вперед из положения сед на полу. Игра:
«Дотянись».
3 четверть
32
Повороты, стоя на месте. Игра: «Найди свое место в
строю».
33
Общеразвивающие упражнения с гимнастическими
палками.
34
Силовые упражнения в парах. Игра: «Перетяни на свою
сторону».
9
10

1
1
1
1
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

35
36
Лыжная подготовка
37

Упражнения на напряжение и расслабление мышц. Игра: 1
«Вытолкни из круга».
Общеразвивающие упражнения с обручами.
1

Соблюдение ТБ на уроках лыжной подготовки.
Передвижение с лыжами в руках.
38
Совершенствование одновременного бесшажного и
одношажного ходов. Игра: «Сумей выполнить».
39
Одновременный двушажный ход. Игра: «Лыжные гонки».
40
Поворот махом на месте.
41
Спуск со склона в средней стойке. Игра: «Сохрани
равновесие».
42
Подъем «полулесенкой», «полуелочкой». Игра: «Не
упади».
43
Комбинированное торможение лыжами и палками.
44
Повторное передвижение в быстром темпе 40-60 м.
Подвижная игра: «Быстрый лыжник».
45
Повторное передвижение в быстром темпе 150-200 м.
46
Передвижение на лыжах по слабопересеченной местности
до 1,5 км. Игра: «Быстрый лыжник».
47
Передвижение на лыжах до 2 км девочки, 3 км мальчики.
48
Лыжные эстафеты на кругах 300-400 м.
Спортивные игры (баскетбол)
49
Соблюдение ТБ во время игры в баскетбол. Штрафные
броски.
50
Повороты на месте вперед, назад, вырывание и
выбивание мяча. Игра: «Слушай сигнал».
51
Ловля мяча в движении, ведение мяча, бросок по корзине.
4 четверть
Легкая атлетика
52
Соблюдение ТБ на уроках легкой атлетики. Высокий
старт.
53
Эстафета 4*100 м. Подвижная игра: «А, ну-ка догони!».
54
Бег на 100 м с преодолением 5 препятствий. Пионербол.
55
Метание мяча на дальность с разбега. Футбол.
56
Метание мяча в цель. Игра: «Дальше всех».
57
Прыжок в длину с места. Игра: «Заячий прыжок».
58
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».
59
Кроссовый бег на 500-1000 м. Игра: «Веселая скакалка».
Спортивные игры (баскетбол)
60
Соблюдение ТБ во время игры в баскетбол. Основная
стойка, повороты на месте.
61
Ведение мяча с передачей, бросок в кольцо. Подвижная
игра: «Не потеряй мяч».
62
Ловля мяча двумя руками с последующим ведением и
остановкой. Игра: «Лучший дриблер».
63
Передача мяча двумя руками от груди в парах с

12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1

64
65
66
67
68

продвижением вперед.
Ведение мяча с обводкой препятствий.
Бросок мяча по кольцу двумя руками с места. Игра:
«Самый меткий».
Бросок мяча по корзине в движении снизу, от груди.
Подбирание отскочившего мяча от щита.
Учебная игра по упрощенным правилам. Игра: «Назови
летние виды спорта».

1
1
1
1
1

9 класс
№ урока Дата
проведения

Тема урока

Количество
часов
1 четверть

Легкая атлетика
1
2

Соблюдение ТБ на уроках легкой атлетики. Низкий старт.
Бег с ускорением 60 м. Подвижная игра: «А, ну-ка
догони!».
3
Бег 100 м с различного старта. Подвижная игра: «Самый
быстрый».
4
Бег 100 м с преодолением 5 препятствий.
5
Кроссовый бег на 500-1000 м по пересеченной местности.
Подвижная игра: «Догонялки».
6
Прыжок в длину с разбега. Игра: «Установи рекорд».
7
Метание мяча на дальность.
8
Толкание набивного мяча. Подвижная игра: «Третий
лишний».
Спортивные игры (волейбол)
9
Соблюдение ТБ при подвижных играх. Волейбол.
10
Техника приема и передачи мяча и подачи. Игра: «Сумей
выполнить».
11
Прием и передача мяча сверху и снизу в парах после
перемещений.
12
Верхняя прямая передача в прыжке.
13
Верхняя прямая подача.
14
Прямой нападающий удар через сетку (ознакомление).
Игра: «Сумей защитить».
15
Верхняя передача мяча после перемещения вперед,
вправо, влево.
16
Волейбол. Учебная игра.
2 четверть
Гимнастика с основами акробатики
17
Соблюдение ТБ на уроках гимнастики. Строевые
упражнения. Игра: «Найди свое место в строю».
18
Перестроения из колонны по одному в колонну по два.
Игра: «Кегельбан».

8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
20
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33
34
35
36
Лыжная подготовка
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Перестроения из колонны по одному в колонну по два
(три). Эстафета.
Ходьба по гимнастической скамейке с разными
заданиями. Игра: «Кегельбан».
Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз с
изменением способа лазанья.
Лазанье по наклонной скамейке. Игра: «Сделай лучше».
Лазанье по канату. Вис на канате, на руках согнув ноги.
Игра: «Сделай лучше».
Вис согнувшись и прогнувшись поднимание прямых ног
на гимнастической стенке.
Подтягивание в висе на перекладине. Подвижная игра:
«Море волнуется раз…».
Стойка на лопатках. Стойка мост из положения лежа.
Игра: «Удочка».
Стойка «ласточка». Кувырок вперед.
Прыжок через козла: наскок в упор стоя на коленях. Игра:
«Сумей выполнить».
Прыжок через козла, соскок с мягким приземлением.
Игра: «Силачи».
Сгибание и разгибание рук в упоре лѐжа.
Наклон вперед из положения сед на полу. Игра:
«Дотянись».
3 четверть
Повороты, стоя на месте. Игра: «Найди свое место в
строю».
Общеразвивающие упражнения с гимнастическими
палками.
Силовые упражнения в парах. Игра: «Перетяни на свою
сторону».
Упражнения на напряжение и расслабление мышц. Игра:
«Вытолкни из круга».
Общеразвивающие упражнения с обручами.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
12

Соблюдение ТБ на уроках лыжной подготовки.
Передвижение с лыжами в руках.
Совершенствование одновременного бесшажного и
одношажного ходов. Игра: «Сумей выполнить».
Одновременный двушажный ход. Игра: «Лыжные гонки».
Поворот на месте махом назад снаружи.
Поворот на параллельных лыжах при спуске. Игра:
«Сохрани равновесие».
Подъем «полулесенкой», «полуелочкой». Игра: «Не
упади».
Комбинированное торможение лыжами и палками.
Повторное передвижение в быстром темпе 40-60 м.
Подвижная игра: «Быстрый лыжник».
Повторное передвижение в быстром темпе 150-200 м.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Передвижение на лыжах по слабопересеченной местности
до 1,5 км. Игра: «Быстрый лыжник».
47
Передвижение на лыжах до 2 км девочки, 3 км мальчики.
48
Лыжные эстафеты на кругах 300-400 м.
Спортивные игры (баскетбол)
49
Соблюдение ТБ во время игры в баскетбол. Штрафные
броски.
50
Повороты на месте вперед, назад, вырывание и выбивание
мяча. Игра: «Слушай сигнал».
51
Ловля мяча в движении, ведение мяча, бросок по
корзине.
4 четверть
Легкая атлетика
52
Соблюдение ТБ на уроках легкой атлетики. Высокий
старт.
53
Эстафета 4*100 м. Подвижная игра: «А, ну-ка догони!».
54
Бег на 100 м с преодолением 5 препятствий. Пионербол.
55
Метание мяча на дальность с разбега. Футбол.
56
Метание мяча в цель. Игра: «Дальше всех».
57
Прыжок в длину с места. Игра: «Заячий прыжок».
58
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».
59
Кроссовый бег на 500-1000 м. Игра: «Веселая скакалка».
Спортивные игры (баскетбол)
60
Соблюдение ТБ во время игры в баскетбол. Основная
стойка, повороты на месте.
61
Ведение мяча с передачей, бросок в кольцо. Подвижная
игра: «Не потеряй мяч».
62
Ловля мяча двумя руками с последующим ведением и
остановкой. Игра: «Лучший дриблер».
63
Передача мяча двумя руками от груди в парах с
продвижением вперед.
64
Ведение мяча с обводкой препятствий. Бросок мяча по
кольцу двумя руками с места. Игра: «Самый меткий».
65
Бросок мяча по корзине в движении снизу, от груди.
Подбирание отскочившего мяча от щита.
66
Учебная игра по упрощенным правилам. Игра: «Назови
летние виды спорта».
46

1
1
1
3
1
1
1

8
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
№
п/п

Наименования объектов и средств Кол-во
Примечание
материально-технического
обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Стандарт образования по физической
культуре.

1

Стандарт
по
физической
культуре,
примерные программы, авторские рабочие
программы входят в состав обязательного
программно-методического
обеспечения
кабинета
по
физической
культуре
(спортивного зала).

1.2.

Примерная программа по физической
культуре

1

1.3.

Дидактические
материалы
по
основным разделам и темам учебного
предмета «Физическая культура».

10

Комплекты разноуровневых тематических
заданий, дидактических карточек.

1.4.

Научно-популярная
и
художественная
литература
по
физической
культуре,
спорту,
Олимпийскому движению.

5

В составе библиотечного фонда.

1.5.

Методические
издания
по
физической культуре для учителей.

3

Методические пособия и рекомендации,
журнал «Физическая культура в школе».

Технические средства обучения
2.1.

Аудио-центр с системой озвучивания
спортивных залов и площадок.

1

2.2.

Мегафон.

1

2.3.

Мультимедийный компьютер.

1

Аудио-центр
с
возможностью
использования аудиодисков, CD R, CD RW,
МРЗ, а также магнитных записей.
Технические
требования:
графическая
операционная система, привод для чтениязаписи компакт дисков, аудио-видео
входы/выходы, возможность выхода в
Интернет.
Оснащен
акустическими
колонками, микрофоном и наушниками. С
пакетом прикладных программ (текстовых,
табличных,
графических
и
презентационных).

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Гимнастика
3.1.

Стенка гимнастическая.

10

3.2.

Бревно гимнастическое высокое.

1

3.3.

Козел гимнастический.

1

3.4.

Конь гимнастический.

1

3.5.

Брусья

1

гимнастические,

разновысокие.
3.6.

Брусья
параллельные.

гимнастические,

3.7.

Кольца
гимнастические,
механизмом крепления.

с

1

3.8.

Канат для лазания, с механизмом
крепления.

1

3.9.

Мост гимнастический подкидной.

1

3.10.

Скамейка гимнастическая жесткая.

4

3.11.

Коврик гимнастический.

30

3.12.

Маты гимнастические.

10

3.13.

Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг).

5

3.14.

Мяч малый (теннисный).

3

3.15.

Скакалка гимнастическая.

15

3.16.

Мяч малый (мягкий).

5

3.17.

Палка гимнастическая.

20

3.18.

Обруч гимнастический.

7

3.19.

Секундомер.

1

1

Легкая атлетика
4.1.

Планка для прыжков в высоту.

2

4.2.

Стойки для прыжков в высоту.

5

4.3.

Барьеры л/а тренировочные.

5

4.4.

Рулетка измерительная (10 м; 50 м).

1

Спортивные игры
5.1.

Щиты баскетбольные навесные с
кольцами и сеткой.

2

5.2.

Мячи баскетбольные.

10

5.3.

Стойки
универсальные.

5.4.

Сетка волейбольная.

1

5.5.

Мячи волейбольные.

7

5.6.

Мячи футбольные.

5

5.7.

Компрессор для накачивания мячей.

1

волейбольные

2

Туризм
6.1.

Палатки туристские (двух местные).

25

6.2.

Рюкзаки туристские.

25

6.3.

Комплект туристский бивуачный.

25

Средства доврачебной помощи
7.1.

Аптечка медицинская.

1
Спортивные залы (кабинеты)

8.1.

Спортивный

зал

игровой,

1

С раздевалками для мальчиков и девочек

гимнастический.

(шкафчики,
гимнастические
скамейки,
коврики), душевыми для мальчиков и
девочек, туалетами для мальчиков и
девочек.

8.2.

Кабинет учителя.

1

Включает в себя: рабочий стол, стулья,
шкафы книжные (полки), шкаф для одежды.

8.3.

Подсобное помещение для хранения
инвентаря и оборудования.

2

Включает в себя: стеллажи, контейнеры.

Пришкольный стадион (площадка)
9.1.

Легкоатлетическая дорожка.

1

9.2

Сектор для прыжков в длину.

1

9.3.

Сектор для прыжков в высоту

1

9.4.

Игровое поле для футбола (минифутбола).

1

9.5.

Площадка игровая баскетбольная.

1

9.6.

Площадка игровая волейбольная.

1

9.7.

Гимнастический городок.

1

9.8.

Полоса препятствий.

1

9.9.

Лыжная трасса.

1

С небольшими отлогими склонами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».