РП Чтение, 4 кл, УО вариант 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Протокол заседания МО №1
от «30» августа 2023 г.
Руководитель МО __________

Принято на педсовете
протокол № 1
____________________________
«30» августа 2023 г.

«Утверждаю»
Директор

/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению
4 класс

п. Де-Кастри
2023-2024 г

СОДЕРЖАНИЕ
1) Пояснительная записка
2) Результаты освоения учебного предмета «Чтение»;
3) Содержание учебного предмета, курса;
4) Поурочно-тематическое планирование.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению 4 класс (8.1) разработана в соответствии:
с - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2,
ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);
с - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
с - АООП для обучающихся с умственной отсталостью МБОУ СОШ п. Де - Кастри
Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена на основе авторской программы «Чтение и развитие речи»
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4классы автор-составитель В.В.
Воронковой., Москва «Просвещение», 2010 г
2. Результаты освоения курса
Чтение
Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими
становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, наследие русской литературы;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и литературе других народов;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках чтения;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей, в т.ч. в ходе обсуждения произведений художественной литературы;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности на уроках чтения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках чтения;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами художественной литературы;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей средствами художественной литературы;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям средствами художественной литературы.
Предметные результаты.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области «Язык и речевая практика» и
характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, включают
умения:
- осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
- соблюдать при чтении паузы между предложениями;
- ставить логическое ударение и необходимую интонацию;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- выделять главную мысль произведения;
- участвовать в беседе;
- делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
- выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков;
- самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;
- рассказывать по аналогии с прочитанным;

- заучивать наизусть стихотворения, басни;
- выборочно пересказывать по рисункам;
- делить рассказ на части по плану.
Обучающиеся должны уметь:
1 уровень:
•

читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и

соответствующим тоном голоса и темпом речи
•

отвечать на вопросы по прочитанному;

•

читать про себя, выполняя задания учителя;

•

выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

•

читать диалоги по ролям;

•

пересказывать прочитанное по частям;

•

выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;

2 уровень:
•

осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

•

пересказывать содержание прочитанного по вопросам;

•

участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

•

выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса

Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; участие в коллективной работе по оценке поступков героев и

событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова — по
слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; определение основной мысли текста после предварительного его
анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя; определение главных действующих лиц произведения; элементарная
оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

3. Содержание учебного курса
Чтение является важным учебным предметом в адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Его направленность на социализацию личности умственно
отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к
действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Задачами уроков чтения для обучающихся интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в 4 классе являются:


воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;



формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и

выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;


формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя,

осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время
коллективного анализа;


развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах,

делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать
предполагаемый ответ и др.
Для чтения в 4 классе подбираются доступные для детей произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и
зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах
для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе
тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения
знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка
правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития,
что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения
вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый
из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения.
Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации,
заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не
нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваться точности эмоционального восприятия за счет выразительного

чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность
ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке
поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и
последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с
привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и
целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов,
навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию
статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться
в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения,
анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их
кругозора,
воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа;
о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных
изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы,
на темы мира и дружбы.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью): развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию
произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения
библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учѐтом преемственности планирования на весь курс обучения.
Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
В программе определѐн обязательный базовый уровень планируемых результатов освоения курса.
Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа.
Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их
взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях.
Рождественские рассказы.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве,
историческом прошлом и др.
Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время – потехе час», «О братьях наших
меньших», «Поѐт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные
истории», «Родная земля», «Лето пришло».
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильности ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трѐхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое
орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и
вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания
читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик
затараторил, радостно воскликнул, удивлѐнно произнѐс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный
анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой
цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как

можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над
идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до
добра не доведѐт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию
произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чѐм может идти
речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение обучающимися непонятных для них слов. Привлечение
одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из
данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа,
придуманного обучающимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием
приѐмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой
картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь,
можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с
использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге
по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчѐт о
прочитанной книге перед классом на уроках чтения.

4. Учебно - тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование уроков «Чтение и развитие речи» в 4 классе разработано на основе учебника:
«Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы-составители: С.
Ю. Ильина Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2014 год

*Календарно-тематическое планирование по чтению, 4 класс
Изучаемый раздел, тема
учебного материала

Колво
час.

1

А.Плещеев «Осень наступила,
высохли цветы…»

1ч

2

Ф.Тютчев «Листья».

1ч

3

1ч

Знать признаки осени.

Уметь отвечать на вопросы.

4

По Г.Граубину «Как наступает
листопад».
А.Гонтарь «Осень в лесу».

1ч

Знать признаки осени.

5

С.Прокофьева «Подарки Осени»

1ч

Знать о дарах осени.

6-7

По М. Пришвину «Старый гриб»
(отрывок в 2х частях)
Е.Носов «Хитрюга».

2ч

910
11

Н.Сладков «Осень».

2ч

Г.Снегирѐв «Бурундук».

1ч

Знать, в какую погоду
хорошо растут грибы.
Знать признаки поздней
осени.
Знать об образе жизни
диких животных осенью.
Знать особенности
бурундука, его повадки.

Уметь выразительно читать
стихотворение
Уметь выразительно читать
Уметь слушать учителя.
стихотворение
Уметь словесно
Уметь планировать свою
иллюстрировать отрывок.
работу.
У. анализировать заголовок произведения, находить в тексте
предлож. на заданную тему, корректировать ответы учащихся.
Уметь читать рассказ по
Уметь выражать свои мысли.
ролям.
Уметь отвечать на вопросы по
Уметь сравнивать, находить
прочитанному.
сходства и различия.

12
13

Обобщение по разделу

2

1ч

14

Считалки.

1ч

15

М.Бородицкая «Щи- талочка»

1ч

1617
18-

Л.Пантелеев «Карусели».

2ч

Д.Хармс «Игра». (Отрывок)

2ч

знания

Планируемые результаты
умения

I. Раздел «Листья пожелтелые по ветру летят» (13 ч)
Знать признаки осени.
У. выразительно читать вслух
выученное наизусть стих-е.
Знать наизусть
стихотворение.
Знать признаки осени.
У. объяснять значение слов,
употребляемых в стих- и.

Общие учебные умения,
навыки и способы
деятельности

КИ
М

У. выполнять советы учителя
по подготовке рабочего места.
У. нацеливать себя на
выполнение поставленной
задачи.
Уметь активно участвовать в
беседе.
Уметь работать с текстом.

II. Раздел «Раз, два – начинается игра!» (11 ч)
Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть
Знать наизусть 1
стихотворение. Уметь слушать одноклассников.
считалку.
Знать значение считалок в
Уметь анализировать заголовок, строить монологические
организации игр.
высказывания по заданному вопросу.
Знать значение игр,
Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, осуществлять
физкультминуток.
выборочное чтение. Уметь пользоваться учебником.
Знать значение слов:
У. соотносить отрывки стих-я
Уметь пользоваться

Тех/
чтен

Текущий контроль

8

Кал.
сроки

Текущий
контроль

№

сторонитесь, стал на
якорь.
Знать значение слов:
авоська, пуд, чудо-юдо.
Знать значение слова
затейники

20

В.Левин «Чудеса в авоське».

1ч

2122

Внеклассное чтение. Н.Носов
«Затейники».

2ч

23
24

Обобщение по разделу

2

2526
27

«Не моѐ дело!»
(Китайская сказка)
И.Крылов «Чиж и Голубь».

2ч

28

Л.Толстой «Два товарища».

1ч

2930
31

Л.Пантелеев «Трус».

2ч

Э.Кисилѐва «Про то, как Миша
стал храбрым».
В.Сафронов «Подвиг».

1ч

3335

Ю.Ермолаев «Силач». 1,2 части.

3ч

36

По В.Осеевой «Самое страшное»

1ч

Знать автора произведения.

3739

К.Киршина «Вот какая история».
Работа над рассказом.

3ч

4042

По Я. Длугуленскому «Как
подружились Вова и Боря». 1,2
части.

3ч

Знать значение слов:
распоследнее (дело),
привечали, откровенно,
пуще, расквашенный (нос).
Знать правила вежливости.

32

1ч

1ч

с иллюстрациями, словесно
иллюстрировать отрывок.
Уметь выборочно
пересказывать прочитанное.
Уметь читать по ролям,
элементарно оценивать
прочитанное.

выборочным видом чтения.
Уметь выражать свои мысли.

Тех/
чтен

Уметь планировать свою
работу.

III. Раздел «Будем делать хорошо и не будем - плохо» (22 ч)
3
Знать особенности сказок.
У. пересказывать содержание
Уметь следить за осанкой.
прочитанного произведения.
Знать особенности басен.
У. выделять главную мысль произведения; осуществлять выбор.
чтение по вопросам, организовывать рабочее место.
Знать пословицы о дружбе. Уметь выделять главных
Принимать активное участие в
действующих лиц, уметь
диалоге.
выразить к ним своѐ
отношение.
Знать автора произведения. Уметь пересказывать текст по Уметь корректировать ответы
картинкам
учащихся.
Знать о полож. и отриц.
Уметь пересказывать прочитанное, соблюдать
качествах человека.
последовательность чтения коллективной работы.
Знать значение слов: арка,
Уметь оценивать поступок
У. соблюдать при чтении
невредимы.
героя, характер-ть его
знаки препин. и нужную инткачества.
ю.
Знать значение слова
Уметь читать по ролям,
Уметь оценивать свой вклад и
ухмыльнулся
выделять гл. действующих
общий результат,
лиц, выразить к ним своѐ
договариваться, распределять
отношение.
роли.
Уметь осуществлять выборочное чтение, строить
монологические высказывания по заданному вопросу.
Уметь выделять главных
Уметь выделять главное в
действующих лиц, уметь
тексте. Переходить с одного
выразить к ним своѐ
вида чтения на другой.
отношение.
Уметь читать сознательно, правильно,с амостоятельно
готовиться к выраз-у чтению проанализированного на уроке
текста.

Текущий контроль

19

А.Барто «В театре»

1ч

44

Обобщающий урок по теме:
«Будем делать хорошо и не
будем – плохо.
Внеклассное чтение.
По М. Пляцковскому «Какая
бывает зима» (Сказка)

1ч

Старый Мороз и молодой
Морозец (Литовская сказка)
Работа над сказкой.
Л. Толсой «Ёлка» отрывок

3ч

С. Чѐрный «Снежная Баба»

1ч

53

С.Прокофьева «Подарки Зимы».

1ч

5456

Г.Харлампьев «Жадная сорока».
Работа над развитием речи.

3ч

5758
5960

В. Коржиков «В пограничном
наряде»
З.Александрова «До свидания,
зима!»

2ч

6162

Обобщение по разделу
внеклассное чтение

2ч

6365

«Заработанный рубль»
(Грузинская сказка).1,2,3, части.

6667
68

Е. Шварц «Сказка о ВасилисеРаботнице»
Г.Сапгир «Рабочие руки».

4749
5051
52

2ч

2ч

2ч

Уметь отвечать на вопросы по Уметь читать с интонацией,
содержанию текста.
соблюдая знаки препинания.
Уметь отвечать на вопросы по прочитанным произведениям.
Уметь обобщать, анализ-ть, сравнивать, делать выводы,
находить в учебнике заданные тексты.
Уметь рассматривать читаемую книгу, правильно называть
автора, отвечать на вопросы: о ком она, о чѐм в ней
рассказывается?
Уметь самостоятельно готовиться к уроку.
IV. Раздел «Зимние узоры» (16 ч.)
Знать особенности сказок.
Уметь выборочно
Уметь оценивать свой вклад и
пересказывать прочитанное,
общий результат.
описывать героев и явления
.

Знать признаки зимы.
Знать наизусть
стихотворение.
Знать особенности, образ
жизни, повадки зимующих
птиц
.

Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть
стихотворение. Уметь оценивать себя и других.

Знать признаки зимы.
Знать наизусть
стихотворение.

Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть
стихотворение. Уметь оценивать себя и других.

Тех/
чтен

Уметь подбирать заголовки к частям рассказа. Уметь отвечать
на вопросы по прочитанному, пользоваться различными
видами
чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным.

V. Раздел «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! » (20 ч.)
3ч
Знать особенности сказок.
Уметь выделять главных действующих героев, высказывать к
ним своѐ отношение. Уметь выполнять требования учителя.
2ч
1ч

Знать значение слова
«охочие».

Уметь выразительно читать
стихотворение.

Уметь передавать своѐ
впечатление от
прослушанного произведения.

Текущий
контроль

4546

Знать правила поведения в
театре.
Знать авторов и названия
произведений данного
раздела.
Знать признаки зимы.

Текущий
контроль

43

69
7071
7274

М. Миршаков «Мудрый дед»
В. Хомченко «Михаськин сад»

1ч
2ч

Н.Носов «Заплатка». 1,2 части.

3ч

75

А.Барто «Я лишний». С.
Погореловский «Маленькое и
большое».
Г.Виеру «Хлеб с росою».

1ч

К. Киршина «Просто сочинение»
Ю. Мориц «Трудолюбивая
старушка»
Э Киселѐва «Волшебный
котелок»
Обобщение по разделу
Внеклассное чтение

1ч
2ч

77
7879
80
8182

1ч

Уметь пересказывать части
рассказа по плану. Уметь
осуществлять выборочное
чтение.
Уметь читать вслух выученное
наизусть стихотворение.

Уметь логически мыслить.

Знать значение слова
«брынза». Знать о
бережном отношении к
хлебу.

Уметь высказывать своѐ
отношение к поступку героя,
событию.

Уметь находить в учебнике
указанное произведение.

Уметь сравнивать. Уметь
оценивать себя и других.

1ч
2ч

83

А.Плещеев «Весна». А.Май ков
«Ласточка примчалась»

1ч

84

К.Ушинский «Ласточка».

1ч

85

А.Н.Толстой «Весенние ручьи».

1ч

8687
88

Б. Житков «Наводнение»

2ч

С.Прокофьева «Подарки Весны».
В.Берестов «Праздник мам».

1ч

89

Н. Сладков «Ивовый пир»

1

VI. Раздел «В окно повеяло весною…» (12 ч.)
Уметь читать вслух выученное
Знать наизусть одно из
стихотворений.
наизусть стихотворение.

ч

Знать особенности
ласточек, их повадки, образ
жизни.
Знать признаки весны.

Уметь делить текст на части,
озаглавливать каждую часть.

Знать признаки весны,
наизусть одно из
стихотворений.

Уметь читать вслух выученное
наизусть стихотворение.

Уметь читать в заданном
темпе. Уметь
классифицировать.
Уметь находить в учебнике
указанные тексты.

Уметь осуществлять выборочное чтение, описывать природные
явления. Уметь классифицировать, ценивать ответы товарищей.
Уметь оценивать ответы
товарищей.

Текущий контроль

76.

Знать значение слов
«защитный», «досада»,
«лоскуток», «наново»,
«любо».
Знать наизусть одно из
стихотворений.

1ч

9192
9394

В. Воскобойников «Бойц
бытового отряда»
Внеклассное чтение.
Обобщение по разделу

2ч

9598

«Как Илья из Мурома богатырѐм
стал» (Былина) 1,2,3 части.

4ч

99

Л.Толстой «Как боролся русский
богатырь».

1ч

100103

По О.Орлову «К неведомым
берегам». 1,2,3 части.

4ч

104

По Г.Черненко «Русский
«паровой дилижанец».

1ч

105106

Обобщение по разделу

2ч

107

Г.Греков «Летом».

108

С.Прокофьева «Подарки лета».

2ч

Знать признаки весны,
значение слов
«невпроворот», «изумруд»,
«бархат».

Уметь выразительно читать
стихотворение.

Уметь соблюдать
последовательность чтения
коллективной работы.

Знать признаки весны.
Уметь описывать природные
Уметь анализировать,
Знать значение слов
явления. Уметь подбирать к
сравнивать и устанавливать
«мельтешат», «крылья
словам-предметам словапричинно-следственные связи.
распластали», «слюдяные». признаки и слова-действия.
VII. Раздел «На пользу и славу Отечества» (12 ч)
Знать значение слов
Уметь пересказывать
Уметь сравнивать
«былина», «умом светел»,
прочитанное, осуществлять
«корчевать», «странник»,
выборочное чтение, отвечать
«пожня», «бейсяна вопросы по прочитанному.
ратайся», «холил», «палица
булатная», «благославлял»,
«корысть».
Знать значение слова
Уметь выборочно пересказывать прочитанное, осуществлять
«печенеги».
выборочное чтение, самостоятельно подготавливаться к
выразительному чтению проанализированного произведения.
Знать значение слов
Уметь отвечать на вопросы по Уметь слушать учителя,
«почтительно», «устье»,
прочтанному, осуществлять
подражать, следовать образцу
«командор», «штурман»,
выборочное чтение.
чтения учителем.
«дозорный», «зрительная».
Знать значение слов
Уметь осуществлять
Уметь пользоваться
«распутица»,
выборочное чтение,
дополнительной литературой
«дилижанец», «доходить
анализировать название
самим».
рассказа
.

VIII. Раздел «Видно не напрасно называют лето красным» (10ч).
1ч
Знать признаки лета. Знать Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение,
работать с основными компонентами учебника: оглавлением,
наизусть стихотворение.
вопросами, заданиями к тексту.
1ч
Знать признаки лета.
Уметь выразительно читать
Уметь описывать
стихотворение.
иллюстрацию в учебнике.

Тех/
чтен

Текущий контроль

В.Сафронова «Весна».

Текущий
контрол
ь

90

По Э.Шиму «Кто сажает
подсолнухи».
По С. Смирнову «Малина»

1ч

По С.Иванову «Позвольте
пригласить на танец». 1,2 части.

3ч

115118

По А.Астафьеву «Стрижонок
Скрип» (Отрывок). 1,2,3 части.

4ч

119

1ч

120121

Вс.Рождественский
«Одуванчик».
Обобщение по разделу
Внеклассное чтение

122

С. Козлов. "Ливень

1ч

123
124

1ч
Г. Граубин. "Тучка"
1ч
Н. Павлова. "Хитрый
одуванчик"
По А. Дорохову. "Встреча со 2 ч
змеѐй"
А. Бродский. "Летний снег"

110111
112114

125126
127
128
129
130131
132

Знать об особенностях
подсолнуха.

У. осуществлять выборочное
чтение, отвечать на вопросы.

Уметь нацелить себя на
поставленные задачи.

Знать значение слова
«милосердие», об
особенностях пчѐл, их роли
в природе; о пользе,
приносимой людям.
Знать значение слов
«пронзительный»,
«отвадить», об
особенностях, повадках,
образе жизни стрижей.
Знать об особенностях
одуванчиков.
Знать значение слов
«невзрачные», «нектар»,
« полакомиться»,
«ароматные», ценность
малины.

Уметь отвечать на вопросы,
осуществлять выборочное
чтение, словесно
иллюстрировать отрывок.

Уметь определять тему и
главную мысль текста при его
устном и письменном
предъявлении.

Уметь выделять главных
действующих героев,
характеризовать их. Уметь
отвечать на вопросы.

Уметь передавать своѐ
впечатление от
прослушанного произведения.

Уметь выразительно читать
стихотворение.
Уметь пересказывать
прочитанное, осуществлять
выборочное чтение.

Уметь организовать рабочее
место.
Уметь самостоятельно
готовиться к уроку.

2ч

1ч

В. Голявкин. "После зимы 2 ч
будет лето"
О.
Тарнопольская. 2 ч
"Хозяюшка"
По А. Спирину. "Летние
приметы."

Тех/
чтен

Текущий
контроль

109

133
134
135136

Обобщение по разделу "Лето
пришло".
С. Прокофьева. "Подарки
лета"
Итоговый урок. "Что читать
летом"

1.

2.

3.

4.

5 . Методическое обеспечение программы
Учебник « Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, авторы-составители: С. Ю. Ильина
Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2017 года;
Пособие для учителя «Уроки чтения в 4 классе специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» С. Ю. Ильина,
Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2006 год; детские
книги;
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.:
Просвещение, 2011.
Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного
произношения у младших школьников: Пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 1990. – 144

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением
основных видов деятельности обучающихся на уроке
№
урока

Кол-во
часов,
отводимых
на
освоение
каждой
темы

Тема урока

Раздел 1. Школьная жизнь
1.
«Снова в школу» (По повести Н.
Носова «Витя Малеев в школе и дома»)

2.

1

Жил-был Учитель. Э. Мошковская
1

3.

4.

5.

6.

Чему учат в школе (в сокращении) М.
Пляцковский
Поздравление
(по
рассказу
Ермолаева «Сами не ожидали»)

1

Ю.
1

Как Маруся дежурила (по повести Е.
Шварца «Первоклассница»)

1

Шум и Шумок. По Е. Ильиной
1

7.

8.

9.

Почему сороконожки
урок. В. Орлов

опоздали

на

Три желания Вити (по рассказу Л.
Каминского
«Три
желания
второклассника Вити»)
Читалочка. В. Берестов

1

1
1

Основные виды деятельности обучающихся на уроке

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
дидактические игры.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
составление текста по образцу, работа в парах.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение и аудирование (выполнение творческих заданий в ходе работы с
аудиозаписью).
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по ролям.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
составление текста по серии картинок, работа в малых группах.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по ролям.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выполнение самостоятельной творческой работы.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий на пересказ),
составление текста по серии картинок, работа в малых группах.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

10.

Зарубите на носу. По М. Бартеневу
1

11.

Загадки

12.

Обобщающий урок по теме «Школьная
жизнь»

1
1

Раздел 2. Время листьям опадать
13.
Жѐлтой краской кто-то… Н. Антонова
1
14.

Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой
1

15.

Подарки осени. Е. Благинина
1

16.

17.

Лесные подарки (из повести
Воронковой
«Подружки
идут
школу»)

Л.
в

1

Лес осенью. А. Твардовский
1

18.

19.

20.

В осеннем лесу (по рассказу
Путилиной «Вишнѐвая ветка»)

В.

Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н.
Некрасова «Железная дорога»)

1

1

Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму
1

21.

Осень. К. Бальмонт

1

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение, тестирование.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выполнение самостоятельной творческой работы.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
участие в викторине (игровом занятии), выполнение практических заданий и упражнений.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
мини-экскурсия по школе, выполнение практических заданий и упражнений.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение,
работа с ЭОР на интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выполнение самостоятельной творческой работы.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
участие в уроке-выставке осенних даров, подготовка монологических высказываний с
использованием фрагментов стихотворения.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий на пересказ),
составление текста по серии картинок, работа в малых группах.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение, тестирование.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий на пересказ),
составление текста по серии картинок, работа в малых группах.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение, тестирование.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
мини-экскурсия по школьному двору или городскому парку, выполнение практических заданий и
упражнений.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

22.

Три сойки. По Ю. Ковалю
1

23.

24.

25.

26.

Холодная зимовка (по рассказу Н.
Сладкова «Курорт «Сосулька»)

1

Скучная
Плещеев

1

картина!..

(отрывок)

А.

Сказка про маленького жучка (по
рассказу О. Иваненко «Спокойной
ночи!»)

1

Пчѐлы и мухи. По К. Ушинскому
1

27.

Время листьям опадать… (по рассказу
Г.
Граубина
«Почему
осенью
листопад»)

28.

Загадки

29.

Обобщающий урок по теме «Время
листьям опадать …»

Раздел 3. Делу – время, потехе - час
30.
Пекла кошка пирожки…
потешка)
31.

1

1
1

(русская
1

Сенокос (чешская потешка)
1

32.

Карусели. По Л. Пантелееву
1

33.

Прятки. По Н. Носову
1

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение, тестирование.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по ролям.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
составление текста по образцу, работа в парах.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение, создание коллажа.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по ролям.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
составление текста по образцу, работа в парах.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по ролям.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
участие в викторине (игровом занятии), выполнение практических заданий и упражнений.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение групповых мини-проектов.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
драматизация (инсценирование потешки), участие в уроке-конкурсе.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение, создание панно из пластилина по мотивам потешки.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по ролям.

34.

Считалки
1

35.

Жмурки. По М. Булатову
1

36.

Обобщающий урок по теме «Делу –
время, потехе – час»

1

Раздел 4. В мире животных
37.
Бодливая корова. По К. Ушинскому
1
38.

Упрямый котѐнок. По В. Бирюкову
1

39.

Пушок. По В. Гаранжину
1

40.

Томка. По Е. Чарушину
1

41.

Охотник и собаки. По Б. Житкову
1

42.

43.

Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой
«Меня курица клюнула в нос»)

1

Хитрый бурундук. Г. Снегирѐв
1

44.

Барсучья кладовая. По А. Баркову
1

45.

Гостья. По А. Дорохову

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником,
игровые упражнения с использованием считалок, подвижные игры.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение групповых мини-проектов.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение, создание иллюстраций к рассказу.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в
дидактических играх.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по ролям.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в
дидактических играх
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по ролям.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в
дидактических играх
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по ролям.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

46.

Игрушки лисят. Г. Корольков
1

47.

48.

Лиса (из книги Ю. Дмитриева
«Календарь зелѐных чисел»)
Загадки

Обобщающий урок по теме «В мире
животных»
Раздел 5. Жизнь дана на добрые дела
50.
Миша-мастер. Г. Ладонщиков
49.

1

1
1

1
51.

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1
1

52.

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2
1

53.

Михаськин сад. В. Хомченко
1

54.

55.

56.

Когда люди радуются (по повести С.
Баруздина «Алѐшка из нашего дома»)
Про каникулы и полезные дела. По Ю.
Ермолаеву

1

1

Котѐнок. Е. Благинина
1

57.

Птичка. В. Голявкин
1

58.

Обобщающий урок по теме «Жизнь

1

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в
дидактических играх
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
драматизация (инсценирование).
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в
дидактических играх
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
участие в викторине (игровом занятии), выполнение практических заданий и упражнений.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
экскурсия в зоопарк или мини-зоопарк, выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
драматизация (инсценирование).
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
пересказ текста, участие в дидактических играх.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выразительное чтение,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в
дидактических играх
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
драматизация (инсценирование).
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение, создание коллажа.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в
дидактических играх
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

дана на добрые дела»

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение групповых мини-проектов.

Раздел 6. Зима наступает
59.
Снег идѐт. По. Л. Воронковой
1
60.

Снегурочка. А. Слащѐв. Часть 1
1

61.

Снегурочка. А. Слащѐв. Часть 2
1

62.

Зима (отрывок) И. Суриков
1

63.

Декабрь (отрывок) С. Маршак
1

64.

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1
1

65.

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 2
1

66.

Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной
1

67.

Где лежало «спасибо»?
1

68.

На горке. По Н. Носову. Часть 1
1

69.

На горке. По Н. Носову. Часть 2
1

70.

71.

Лисичка-сестричка и волк (русская
народная сказка). Ч. 1

1

Лисичка-сестричка и волк (русская

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение, подготовка иллюстраций к тексту.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
пересказ текста, участие в дидактических играх.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения вслух.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения вслух.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
пересказ текста, участие в дидактических играх.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выразительное чтение,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выразительное чтение,
выполнение практических заданий (элементы ролевой игры).
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
пересказ текста, участие в дидактических играх.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

народная сказка). Ч. 2
72.

73.

Как Солнце с Морозом поссорились. А.
Бродский

1

Зимняя сказка. П. Головкин
1

74.

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1
1

75.

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2
1

76.

Снежная шапка. В. Бирюков
1

77.

В шубах и шапках. По А. Тумбасову
1

78.

79.

80.

Не ветер бушует над бором... (Отрывок
из поэмы Н. Некрасова «Мороз,
Красный нос»
Находчивый медведь (По рассказу В.
Бианки «Приспособился»)

1

1

Зимние приметы. По А. Спирину
1

81.

82.

Е. Благинина, А. Рождественская, Е.
Тараховская. Произведения о зиме.

1

Обобщающий урок по теме «Зима
наступила»

1

Раздел 7. Весѐлые истории
83.
Как Винтик и Шпунтик
пылесос. По Н. Носову. Ч.1

84.

Как Винтик и Шпунтик
пылесос. По Н. Носову. Ч.2

сделали
1
сделали

1

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
пересказ текста, участие в дидактических играх.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение практических заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,
пересказ текста, участие в дидактических играх.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение практических заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения вслух.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение практических заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения вслух.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение групповых мини-проектов.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

85.

Одни неприятности. Г. Остер
1

86.

Однажды утром. М. Пляцковский
1

87.

Почему комары кусаются. В. Бирюков
1

88.

89.

Вот какой рассеянный (Отрывок). С.
Маршак

1

Две лишние коробки. По О. Кургузову
1

90.

91.

Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г
Чичинадзе

1

Обобщающий урок по теме «Весѐлые
истории»

1

Раздел 8. Полюбуйся, весна наступает…
92.
Март. В. Алфѐров
1
93.

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1
1

94.

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2
1

95.

Забота. Е. Благинина
1

96.

97.

Бабушкина
вешалка.
Соколовскому

По

Последняя льдина. По В. Бианки

А.
1
1

выполнение практических заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения вслух.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения вслух.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение творческих заданий (подготовка иллюстраций)
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения вслух.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками, выполнение упражнений на интерактивной
доске,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение практических заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение групповых мини-проектов.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение практических заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР,
выполнение творческих заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске,
участие в викторине.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения вслух.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

98.

Весна. А. Плещеев
1

99.

Скворцы прилетели. По А. Баркову
1

100.

Всему свой срок. По Э. Шиму
1

101.

102.

Полюбуйся,
Никитин

весна

наступает...

И.
1

Весенний вечер. По Ю. Ковалю
1

103.

Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву
1

104.

Обобщающий
урок
по
теме
«Полюбуйся, весна наступает…!»

Раздел 9. В мире волшебной сказки
105. Хаврошечка (Русская народная сказка)
(В сокращении)

106.

107.

108.

109.

110.

Хаврошечка (Русская народная сказка)
(В сокращении)
Сказка о серебряном блюдечке и
наливном яблочке (Русская народная
сказка) (В сокращении)
Сказка о серебряном блюдечке и
наливном яблочке (Русская народная
сказка) (В сокращении)
У лукоморья дуб зелѐный... (Отрывок
из поэмы «Руслан и Людмила» А.
Пушкина)
Подарки феи. По Ш. Перро

1

1

1

1

1

1
1

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение практических заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения вслух.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение практических заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР,
выполнение творческих заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения вслух.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение практических заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР,
выполнение творческих заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение групповых мини-проектов.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР и учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение практических заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение практических заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения вслух.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

111.

Подарки феи. По Ш. Перро
1

112.

Горшочек каши. Братья Гримм
1

113.

Наши сказки. По В. Порудоминскому
1

114.

Обобщающий урок по теме «В мире
волшебной сказки»

1

Раздел 10. Родная земля
115. Царь-колокол. М. Ильин
1
116.

Город на Неве. С. Васильева
1

117.

118.

Где всего прекрасней на земле. Д.
Павлычко

1

Сочинение на тему. С. Вербова
1

119.

120.

121.

Какое это слово? (По рассказу Л.
Кассиля «Как пишется это слово»)
Главное дело (По рассказу
Никольского «О самом главном»)

1

Б.
1

Защита. А. Усачѐв
1

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение практических заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение практических заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение групповых мини-проектов.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы)
интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы)
интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
выполнение практических заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
написание мини-сочинений по плану и опорным словам.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы)
интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы)
интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы)
интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,

презентацией в формате PowerPoint на

презентацией в формате PowerPoint на

презентацией в формате PowerPoint на

презентацией в формате PowerPoint на

презентацией в формате PowerPoint на

122.

123.

Никто не знает, но помнят все. По Л.
Кассилю

1

День Победы. Т. Белозѐров
1

124.

Обобщающий урок по теме «Родная
земля»

1

Раздел 11. Лето пришло
125. Ливень. С. Козлов
1
126.

Тучка. Г. Граубин
1

127.

Хитрый одуванчик. Н. Павлова
1

128.

Хитрый одуванчик. Н. Павлова
1

129.

Одуванчик. Е. Благинина
1

130.

Встреча со змеѐй. По А. Дорохову
1

131.

Летний снег А. Бродский
1

132.

После зимы будет лето. В. Голявкин
1

133.

Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская

1

выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,
выполнение творческих заданий (создание коллажа).
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске, мини-экскурсия – выход к обелиску или памятнику Победы.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),
мини-экскурсия по родному городу или селу, выполнение практических заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате
интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате
интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР,
выполнение творческих заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате
интерактивной доске,
подготовка иллюстраций к произведению.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате
интерактивной доске,
участие в дидактических играх.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР,
выполнение творческих заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате
интерактивной доске,
участие в викторине.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР,
выполнение творческих заданий
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

PowerPoint на

PowerPoint на

PowerPoint на

PowerPoint на

PowerPoint на

134.

Летние приметы. По А. Спирину
1

135.
136.

Обобщающий урок по теме «Лето
пришло»
Внеклассное чтение стихов, рассказов о
лете

1
1

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске,
участие в дидактических играх.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на
интерактивной доске,
участие в дидактических играх.
Участие в беседе с учителем и одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение мини-проектов.
Участие в игровом занятии, выразительное чтение отрывков художественных произведений в
формате «гостиной».

4. Учебно-методический материал:
1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.:
Просвещение, 2011.
2. Ефросинина Л.А. Комплект таблиц: Альбом учебный «Готовимся к урокам литературного чтения». 1-4 класс. – М.: ООО «СпектрМ», 2005.
3. Ильина, С.Ю. Учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.:
Просвещение, 2014.
4. Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2002.
Материально-техническое обеспечение:
- АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера;
- компьютерные презентации PowerPoint по темам программы;
- серии книг для внеклассного чтения (книги с рассказами о живой и неживой природе, направленные на патриотическое, этическое и
эстетическое воспитание);
- дидактический материал (портреты писателей, иллюстрации (репродукции) к изучаемым произведениям, комплект сюжетных
картинок);
- демонстрационные таблицы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».