МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Протокол заседания МО №1
от «30» августа 2023 г.
Руководитель МО __________
Принято на педсовете
протокол № 1
____________________________
«30» августа 2023 г.
«Утверждаю»
Директор
/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению 3 класс
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения
Количество часов всего 136. 4 часа в неделю
п.Де-Кастри
2023-2024
1
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по чтению для 3 класса разработана для детей с легкой умственной отсталостью на основе
следующих нормативных актов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».
Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.
Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «ЭС(К)ОШИ VIII вида» утвержденного приказом от 01.09.2016 №106.
Учебный план ГБОУ «ЭС(К)ОШИ VIII вида» на 2018-2019 учебный год.
Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4
классов под редакцией И. М. Бгажноковой (М.: Просвещение, 2011г).
Учебника С. Ю. Ильина, А. К. Аксенова «Чтение» для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида (М., «Просвещение», 2018г).
Цель программы обучения:
социализация личности умственно отсталого ребенка, коррекция и развитие речемыслительных способностей детей,
формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Задачи программы обучения:
воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и
выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от чтения по слогам к чтению целым словом;
формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя.
Осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во
время коллективного анализа;
развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных
словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки,
коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
Специальная задача коррекции речи, мышления и правописания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания
личности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов,
индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в
содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на
2
повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Настоящая адаптированная рабочая программа составлена в количестве 136 часов, рассчитана на 1 год обучения.
Данный предмет предусматривает привлечение знаний полученных учащимися на других уроках. Совершенствование техники чтения
осуществляется последовательно. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных
интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Постоянное внимание следует уделять формированию
навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта в силу особенностей психического развития овладевают с
большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух формируется постепенно.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по
установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и
последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений,
обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в
воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно
составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся, развития у них
интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков
самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.
Планируемые результаты на конец учебного года:
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с
соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
3
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта, адаптированной
общеобразовательной программы для начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) I вариант. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 1-4 классов под редакцией
И. М. Бгажноковой (-М.: Просвещение, 2011 г).
Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы. Его направленность на
социализацию личности умственно отсталого ребѐнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на
формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – всѐ это ещѐ раз подчѐркивает
значимость обучения чтению учащихся с нарушениями интеллекта.
Цель:
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться
впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной
форме;
формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников целесообразно
использовать следующие методы и приемы:
словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Основные технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно- коммуникационные; личностноориентированные.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Межпредметные связи:
математика - название чисел в пределах 100, поиск нужной страницы в учебнике.
письмо и развитие речи - ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
ознакомление с окружающим миром - самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
изобразительное искусство - зарисовки сюжетов природы, животных.
Формы контроля уровня достижений обучающихся
4
Виды контроля
Содержание
Вводный
Уровень
знаний
школьников,
общая
эрудиция
Текущий
Освоение
учебного
материала по теме, разделу
программы
Коррекция
Ликвидация пробелов
Промежуточный Контроль
выполнения
поставленных задач
Методы
Беседа, наблюдение
Диагностические задания: опросы,
карточки, прослушивание сказок и
рассказов
Наблюдение, консультация
Составление устных предложений,
рассказов. Техника чтения.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа на 2018/2019 учебный год, предусматривает изучение предмета чтение в количестве 136 часов в год
(34 учебные недели). Контрольная проверка техники чтения 2 раза в год, в I-II полугодии.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика»
4 часа в неделю, 136 часов в год.
Чтение в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.
Чтение является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении, чтения во многом определяют результаты обучения по другим
предметам.
Личностные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой
ориентации обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить
нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
5
Личностные результаты:
принимать образ «хорошего ученика»;
самостоятельно отвечать за свои поступки;
гигиены;
мире.
- уметь
- выполнять правила личной
- уметь самостоятельно адаптироваться в окружающем
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Предметные результаты:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Базовые учебные действия
1 Личностные:
2
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные:
6
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс). Обращаться
за помощью и принимать помощь;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
3 Регулятивные:
входить и выходить из учебного помещения со звонком
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
4 Познавательные:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видородовые отношения предметов;
называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и
различие с помощью учителя;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
читать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях.
Особенностью организации учебного процесса по данному предмету является: непрерывная повторяемость полученных
знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых
знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование.
Успех в обучении чтению обучающихся класса зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей овладения ими
знаний, а с другой – от учета их потенциальных возможностей. Состав класса разнороден, поэтому трудности и потенциальные
7
возможности каждого обучающегося своеобразны. В данном курсе имеет место дифференциация учебных требований к разным
категориям обучающихся по их обучаемости.
Критерии оценивания достижений обучающихся
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и
навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках чтения. Это даѐт
возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять
необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на
конец года):
III класс – 25 – 30 слов;
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и
выразительность) и содержанием читаемого: выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ в соответствии с главными
требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов
предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает полными словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками
короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное
полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает 1-2 ошибки
при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но
исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении стихотворения наизусть 1-2
самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает 3-4 ошибки при чтении и
соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает
при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Содержание учебного предмета.
1. Техника чтения.
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение
трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
8
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
2. Понимание читаемого.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте
предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
3. Развитие устной речи.
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к
тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
4. Внеклассное чтение.
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги,
правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
5 Примерная тематика.
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о
хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем
труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Таблица тематического распределения количества часов
п
№
п/п
1
Тема раздела
Здравствуй, школа!
Кол-во
часов
7ч
2
Осень наступила…
11 ч
3
Учимся трудиться
14 ч
Содержание тем учебного предмета.
«Сентябрь», «Весѐлая улица», «Первое
сентября», «Завтра в школу», «Пятерки»,
«Котенок хочет в школу», «Кто лучшим
будет», «Обида», «Наша учительница»,
школьные загадки.
«Осень», «Последний лист», «Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад…»,
«Сентябрь на дворе», «Воробей», «Лето
на веревочке», «Улетают, улетели…»,
«Ворона и синица», «За кормом для
птиц», «В октябре», «Страшный
невидимка», «Осень наступила», «Сказка
об осеннем ветре», «Доскажи словечко»
(Осенние загадки), Проверь себя.
«Все для всех», «Работа», «Мои
помощники», «Бабушка и внучка»,
9
4
Ребятам о зверятах.
13 ч
5
Чудесный мир сказок
10ч
6
Зимушка - зима
24 ч
7
Так нельзя, а так
можно
13 ч
8
Весна в окно
стучится
19 ч
9
Веселые истории
7ч
10
Родина любимая
9ч
11
Здравствуй, лето!
9ч
«Повара», «Сюрприз», «Маргаритка»,
«Пуговица», «Портниха», «Как я помогал
маме мыть пол», «Как Алешке учиться
надоело», «Чем пахнут ремесла», Проверь
себя!
«Лисята», «Лисица и ѐж», «Ёж», «Заяц»,
«Материнская забота», «Белек», «Пин и
Гвин», «Галка», «Куринный
воспитанник», «Добрый волк», «Живая
шляпа», «Котята», «Кошкин щенок»,
«Сердитый дог Буль», Проверь себя!
«Лиса и журавль», «Храбрый баран»,
«Лиса и тетерев», «Овечка и волк»,
«Медведь и пчелы», «Тигр и лиса», «Лиса
и куропатка», «Куцый хвост», «Глупый
котенок», Проверь себя!
«Ой ты, зимушка-зима!», «Заяц, Косач,
Медведь и Дед Мороз», «Декабрь», «Как
ѐлку наряжали», «В новогоднюю ночь»,
«Как Дед Мороз сделал себе
помощников», «Такой вот герой».
«Снегирь и синичка», «Дельный совет»,
«Косточка», «Праздничный стол», «За
игрой», «Бревно», Лесные доктора».
«Зима недаром злится», «Весенняя
песня», «Сосулька», «Тихо-тихо», «Лицом
к весне», «Ледоход», «Сон медвежонка».
«Перепутаница», «»Эхо», «Волшебный
барабан», «Шишки», «Портрет»,
«»Булочная песенка».
«Скворец на чужбине», «Наше
Отечество», «Флаг России», «Песня»,
«День Победы», «Страшный клад»,
«Тульские пряники».
«Что такое лето?», «Что сказала бы
10
мама?», «Земляника», «Куда исчез гриб?»,
«Ёж спаситель», «Жарко», «Верное
время», Доскажи словечко (летние
загадки) Проверь себя!
Итого
136ч
11
Календарно-тематическое планирование. Чтение. 3 класс.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема урока
1 четверть
Здравствуй, школа!
Сентябрь. М. Садовский.
По В. Воскобойникову «Веселая
улица»
В. Берестов «Первое сентября»,
(По В. Драгунскому «Завтра в
школу».
Пятерки. По Э. Шиму
Смешинка. Котенок хочет
в школу. В. Берестов, «Кто лучшим
будет». В. Бирюков
По В. Хомченко «Обида».
А. Аксенова «Наша учительница».
Школьные загадки.
Проверь себя!
Осень наступила…
О. Высотская «Осень». По Ю.
Ковалю «Последний лист».
А. Толстой «Осень. Обсыпается весь
наш бедный сад…»
По Н. Сладкову «Сентябрь на
дворе».
В. Степанов «Воробей».
По А. Баркову «Лето на веревочке»
Е. Благинина «Улетают,
улетели…». По Э. Шиму «Ворона и
лисица».
По Л. Воронковой «За кормом для
птиц». Г. Ладонщиков «В октябре».
Дата
Основные понятия элементов
содержания
Основные виды
деятельности
Приметы осени. Слушание
Работа по тексту, передача
стихотворения. Определение
содержания
времени и места событий.
Работа над техникой
Упражнения в выразительном
выразительного чтения
чтении.
Работа над техникой чтением
Высказывание своего отношения по ролям
к прочитанному.
Работа по иллюстрации,
Упражнения на нахождения
составление предложений.
ошибок в словах.
Характеристика персонажей.
Слушание. Словарная работа.
Работа по вопросам учебника.
Уметь работать с книгой.
Признаки осени. Знать стих.
Знать: красуются, бедный сад.
Как сказать по другому: сентябрь
на дворе?
Как сказать по другому: желтые
метели?
Как сказать по другому: аист
крылья полощет? Знать
стихотворение наизусть.
Знать птиц. Что такое «закрома»,
«убрать хлеб в закрома»
Работа по тексту, заучивание.
Составление предложений по
рисунку. Передача
содержания по картинкам.
Работа по обучению чтению
про себя.
Словесное описание птиц.
Работа над техникой чтения
по ролям.
Работа по тексту, заучивание.
Составление предложений по
рисунку.
Передача содержания по
Практическая
часть
Картинки к
1 сентября
Учебник.
Иллюстрация
учебника
Предметные
картинки
Чтение,
слушание,
активное
участие в
беседе.
Иллюстрация
учебника
Предметные
картинки
Пейзажи
12
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
По Н. Сладкову «Страшный
невидимка»
А. Плещеев «Осень наступила».
По Н. Абрамцевой «Сказка об
осеннем ветре».
Н. Майданик «Доскажи словечко».
Осенние загадки.
Проверь себя!
Учимся трудиться
Ю. Тувим «Все для всех».
По Д. Габе «Работа»
В. Орлов «Мои помощники».
По А. Потаповой «Бабушка и
внучка».
Б. Заходер «Повара».
По М. Дружининой «Сюрприз».
О. Высотская «Маргаритка».
По В. Хомченко «Пуговица».
Г. Ладонщиков «Портниха».
В.Осеева «Пуговица».
По В. Голявкину «Как я помогал
маме мыть пол».
По С. Баруздину «Как Алешке
учиться надоело».
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».
Проверь себя!
Ребятам о зверятах
По Е. Чарушину «Лисята».
По Н. Сладкову «Лисица и еж»,
Е. Тараховская «Заяц».
По М. Пришвину «Еж».
По А. Баркову «Материнская
забота».
Правила поведения в лесу, кто
такой невидимка?
Что такое озимь? Знать наизусть.
Ветер.
картинкам. Называть приметы
осени, зимы.
Иллюстрация
учебника
Уметь работать с книгой.
Ну а сапожник без хлеба много
ль нашьет, натачает.
Слушать объяснение учителя,
ответы товарищей, работать
самостоятельно. Соблюдать
правильную осанку во время
работы.
Определение профессии,
работа по тексту
и картинкам.
Работа над техникой чтения по
ролям.
Работа над техникой
выразительного чтения.
Работа над интонацией
в соответствии со
Слушание. Словарная работа.
знаками препинания.
Высказывание своего отношения Чтение по ролям, пересказ.
к прочитанному.
Выразительное чтение,
Упражнения в выразительном
заучивание.
чтении.
Работа по картинкам.
Чтение книг на школьную
тематику.
Слушание рассказа. Словарная
работа. Упражнения в
выразительном чтении.
Иллюстрация
учебника
Предметные
картинки
Тренировка
правильного
чтения, учить
работать с
текстом.
Уметь работать с книгой.
Работа по тексту и картинкам,
пересказ.
Работа над техникой
выразительного чтения.
Работа по иллюстрации,
передача
иллюстрация
учебника
Предметные
картинки
13
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
2 четверть
По Г. Снегиреву «Белек».
В. Приходько «Пин и Гвин»,
По Б. Житкову «Галка».
По В. Гаранжину «Куринный
воспитанник».
По М. Тарловскому «Добрый волк».
По Н. Носову «Живая шляпа».
По Н. Павловой «Котята».
В. Берестов «Кошкин щенок» (в
сокращении).
По М. Пляцковскому «Сердитый
дог Буль».
Проверь себя!
Чудесный мир сказок
Лиса и журавль.
(Русская народная сказка)
Лиса и журавль.
(Русская народная сказка)
Лиса и тетерев.
(Русская народная сказка)
Овечка и волк.
(Украинская народная сказка)
Медведь и пчелы.
(Башкирская народная сказка)
Тигр и лиса.
(Таджикская народная сказка).
Лиса и куропатка.
(Французская народная сказка).
Куцый Хвост.
(Абхазская народная сказка).
Обсуждение прослушанного,
высказывание собственного
мнения. Выделения главной
мысли.
содержания.
Заучивание.
Работа по вопросам учебника,
зачитывание ответов. Работа
над техникой чтения по
ролям. Работа по тексту и
картинкам, пересказ.
Работа над техникой
выразительного чтения.
Работа по иллюстрации,
передача содержания.
Заучивание.
Иллюстрации
учебника
Предметные
картинки
Иллюстрации
учебника
Предметные
картинки
Тренировка
правильного
чтения, учить
работать с
текстом.
Чтение книг на школьную
тематику.
Уметь работать с книгой.
Особенности народной сказки,
идея победы добра над злом,
определение главной мысли.
Работа по обучению чтению
про себя, передача
содержания по картинкам.
Иллюстрации
к сказкам.
Предметные
картинки.
Работа над техникой чтения
по ролям.
Работа по вопросам учебника,
зачитывание ответов.
Выставка
детских
рисунков к
сказкам
Слушание. Словарная работа.
Объяснение
заглавия
стихотворения.
Учить
наизусть.
Обсуждение
прочитанного,
высказывание своего мнения.
Выделения главной мысли.
14
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Глупый котенок.
(Удмуртская народная сказка)
Проверь себя!
Зимушка - зима
Ой ты, зимушка-зима!
(Русская народная песня)
Заяц, Косач, Медведь и Дед
Мороз. По В. Бианки
Декабрь. М. Садовский
Как елку наряжали.
По Л. Воронковой
В новогоднюю ночь. С. Попов
Как Дед Мороз сделал себе
помощников. По А. Усачеву
Такой вот герой. По А. Потаповой
Такой вот герой. По А. Потаповой
Внеклассное чтение.
3 четверть
Зима (отрывок) С. Есенин.
Подарок. С. Суворова
У Ники новые лыжи.
По В. Голявкину
С прогулки. В. Шевчук
Неудачная находка.
По М. Быковой
Детство (в сокращении).
И. Суриков
Что за зверь? По Е. Чарушину
Не стучать - все спят. По Э. Шиму
Не стучать - все спят. По Э. Шиму
Зайка. В Степанов
Еловая каша. По Н. Сладкову
Снежок (в сокращении).
З. Александрова
Чтение книг на школьную
тематику.
Слушание. Словарная работа.
Объяснение заглавия
стихотворения. Учить наизусть.
Обсуждение прочитанного,
высказывание своего мнения.
Выделения главной мысли.
Описывание животного по
плану.
Уметь работать с книгой.
Работа по тексту и картинкам,
заучивание.
Работа по тексту, признаки
зимы.
Работа по тексу - зачитывание
.
Работа по тексту и картинкам,
заучивание.
Работа по тексту, признаки
зимы.
Иллюстрация
учебника.
Предметные
картинки.
Картинки
животных.
Иллюстрация
учебника.
Предметные
картинки.
Чтение книг на школьную
тематику.
Слушание. Словарная работа.
Объяснение заглавия
стихотворения. Учить наизусть.
Обсуждение прочитанного,
высказывание своего мнения.
Выделения главной мысли.
Работа по тексу –
зачитывание.
Зимние месяцы, праздник
Новый год
Деление текста на части,
работа по картинке, пересказ.
Чтение по ролям, пересказ по
картинкам.
Работа по тексту и картинкам,
зимующие птицы.
Картинки
животных.
Тренировка
правильного
чтения, учить
работать с
текстом.
15
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Коллективная печка.
По Е. Баруздину
Доскажи словечко.
(Зимние
сказки). В. Аникин.
Н. Майданик
Проверь себя!
Так нельзя, а так можно
Снегирь и Синичка.
По А. Ягафаровой
Снегирь и Синичка.
По А. Ягафаровой
Птица-синица. По В. Хомченко
Дельный совет. Г. Ладонщиков
Косточка. По Л. Толстому
Праздничный стол.
По С. Георгиеву
За игрой. В. Берестов
Бревно. С. Баруздин
Как Артемка котенка спас.
А. Седугин
Подвиг. По В. Осеевой
Лесные доктора. По В. Бирюкову
Лесные доктора. По В. Бирюкову
Проверь себя!
Весна в окно стучится.
«Зима недаром злится». Ф. Тютчев
Весенняя песня. По В. Бирюкову
Веснянка.
(Украинская народная песня)
Сосулька. По Э. Шиму
Выгляни, солнышко...
(Русская народная песня).
Мамин портрет. С. Вербова
Уметь работать с книгой.
Чтение книг на школьную
тематику.
Слушание. Словарная работа.
Обсуждение прослушанного,
высказывание собственного
мнения. Выделение главной
мысли.
Деление текста на части,
работа по картинкам,
пересказ.
Чтение по ролям, пересказ по
картинкам.
Работа над техникой
выразительного чтения.
Работа по вопросам учебника,
зачитывание ответов.
Пересказ по картинкам.
Чтение книг на школьную
тематику.
Уметь работать с книгой.
Слушание. Объяснение заглавия
стихотворения. Учить наизусть.
Обсуждение прослушанного,
высказывание собственного
мнения.
работать с книгой
-слушать учителя и работать
по инструкции
-читать по слогам
-отвечать на вопросы
по прочитанному
-пересказ содержания
прочитанного текста
Иллюстрация
учебника.
Предметные
картинки.
Тренировка
правильного
чтения, учить
работать с
текстом.
Предметные
картинки.
Иллюстрация
учебника.
Предметные
картинки.
Тренировка
правильного
чтения, учить
16
35
36
37
38
39
40
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Разноцветный подарок.
П. Синявский
Тихо-тихо. А. Седугин
Лицом к весне. Р. Сеф
Ледоход. С. Вербова
Сон медвежонка. По Р. Фархади
Медведь проснулся.
Г. Ладонщиков
4 четверть
Заяц на дереве. По В. Бианки
Наши гости. С. Погореловский
Скворушка. По Г. Скребицкому,
Весенняя гостья. И. Белоусов.
Пчелки на разведках.
По К. Ушинскому
Тюльпаны. По А. Баркову
Доскажи словечко. (Весенние
загадки). Е. Савельева.
Проверь себя!
Веселые истории.
Перепутаница. Р. Фархади
Эхо. По Г. Остеру
Кто кем становится. В. Шибаев
(в сокращении). Волшебный
барабан. А. Усачев
Шишки. М. Пляцковский
Портрет. По Ю. Степанову
Булочная песенка.
М. Бородицкая
Проверь себя!
Родина любимая.
Скворец на чужбине.
Г. Ладонщиков
Слушание. Словарная работа.
Объяснение заглавия
стихотворения. Учить наизусть.
Обсуждение прочитанного,
высказывание своего мнения.
Выделения главной мысли.
Чтение книг на школьную
тематику.
Слушание. Словарная работа.
Объяснение заглавия
стихотворения. Учить наизусть.
Обсуждение прочитанного,
высказывание своего мнения.
Выделения главной мысли.
Чтение книг на школьную
тематику.
Слушание. Словарная работа.
Объяснение заглавия
стихотворения. Учить
по вопросам
-участие в коллективной
работе
по оценке поступков героев и
событий
работать с
текстом.
выразительное чтение
наизусть коротких
стихотворений
-составлять предложение по
сюжетной картинке.
Тренировка
правильного
чтения, учить
работать с
текстом.
Уметь работать с книгой.
Работа по тексту
и картинкам, зачитывание
ответов.
Работа над техникой чтения
по ролям.
Работа над техникой
выразительного чтения,
зачитывание ответа.
Иллюстрации
к сказкам.
Предметные
картинки.
Выставка
детских
рисунков к
сказкам
Работа по тексту
и картинкам,
Иллюстрации
к сказкам.
17
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Наше Отечество. По К. Ушинскому
Флаг России. По Т. Кудрявцевой
Главный город страны. М. Ильин
Песня. В. Степанов
День Победы. А. Усачев
Страшный клад. По С. Баруздину
Тульские пряники.
По С. Алексееву
Проверь себя!
Здравствуй, лето!
Что такое лето? А. Усачев
Что сказала бы мама? По Л.
Воронковой
Земляника. М. Дружинина
Куда исчез гриб? По В. Хомченко
Еж-спаситель. По В. Бианки
Жарко. Р. Фархади
Верное время. По Э. Шиму
Доскажи словечко.
(Летние загадки). Е. Савельева.
Проверь себя!
наизусть.
Обсуждение прочитанного,
высказывание своего мнения.
Выделения главной мысли.
Чтение книг на школьную
тематику.
Слушание. Словарная работа.
Объяснение заглавия
стихотворения. Учить наизусть.
Обсуждение прочитанного,
высказывание своего мнения.
Выделения главной мысли.
Чтение книг на школьную
тематику.
зачитывание ответов.
Работа над техникой чтения
по ролям.
Работа над техникой
выразительного чтения,
зачитывание ответа.
Предметные
картинки.
Выставка
детских
рисунков
Уметь работать с книгой.
Работа по тексту и картинкам,
зачитывание ответов.
Работа над техникой чтения
по ролям.
Работа над техникой
выразительного чтения,
зачитывание ответа.
Работа по тексту и картинкам,
зачитывание ответов.
Иллюстрации
к сказкам.
Предметные
картинки.
Выставка
детских
рисунков
Уметь работать с книгой.
18
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
Магнитная классная доска.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Ноутбук учителя.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).
Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доска для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
Список литературы:
1.Учебно-практическое оборудование:
комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных
букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам.
2.Учебное пособие для обучающихся:
Чтение 3 класс С.Ю. Ильина, А.К.Аксенова: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях
(-М. :Просвещение» 2011 г).
19
Контрольно - измерительные материалы по чтению для 2 класса
1 полугодие
2 полугодие
1 вариант
1 вариант
Дедушка.
Игрушки.
Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить
У Наташи гости. На полу игрушки. Тут и слоник, и ослик. За
сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать столиком куклы: Мариша, Ириша и Саша. Гости играли игрушками
с дедом.(23 слова)
Наташи. (23 слова)
2 вариант
2 вариант
Как Алик напугал маму и папу.
В роще.
Папа купил сыну Алику книгу-раскраску. Там рисунки: мамонты и
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка.
слоны, аллигаторы и гиппопотамы, носороги и мартышки. А мама
Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик
Алику купила краски и кисти. Он раскрасил рисунки красками.
бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил
Мамонт стал синим, а носорог красным. Ну и ну!(37 слов)
чистой водой людей и животных. (38 слов)
.К. Ушинский
20
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с
основными требованиями программы обучения, лента букв, магнитные буквы,
предметные картинки;
2. Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/,
http://infourok.ru/,
http://www.uchportal.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://school-collection.edu.ru.
3. Компьютер, проектор, мультимедиа, презентации.
4. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 –
4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой - Москва «Просвещение»,2011 год.
Список литературы:
1.Учебно-практическое оборудование:
комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и
индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным
изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам.
2.Учебное пособие для обучающихся:
Чтение 3 класс С.Ю. Ильина, А.К.Аксенова: учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида в 2 частях (-М. :Просвещение» 2011 г).
21