МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Протокол заседания МО №1
от «30» августа 2023 г.
Руководитель МО __________
Принято на педсовете
протокол № 1
____________________________
«30» августа 2023 г.
«Утверждаю»
Директор
/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ
2 КЛАСС
п. Де-Кастри
2023 – 2024 учебный год
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по ручному труду составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки ручного труда оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности
обучающихся, воспитанию положительных навыков и привычек.
Изучение предмета «Ручной труд» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Формирование учебной познавательной деятельности учащихся через усвоение учебного материала.
2. Коррекция и развитие высших психических процессов, речи, мелкой моторики рук.
3. Воспитание положительной мотивации к обучению.
Задачи:
1. Формировать и закреплять знания, умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида.
2. Прививать интерес к обучению и уверенность в успешном выполнении учебных заданий.
3. Уточнять и расширять круг представлений обучающихся о предметах и явлениях окружающей действительности.
4. Развивать и координировать слуховое и зрительное восприятие, а также мелкие движения кисти и пальцев рук.
5. Повышать уровень общего развития школьников и корригировать индивидуальные отклонения (нарушения) в развитии учащихся.
Тематическое планирование рассчитано на ... час в неделю, что составляет 1 учебный час в год. Для реализации данного планирования
был выбран учебник для 2 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы, автор Л.А.Кузнецова "Технология. Ручной труд", Москва "Просвещение", 2017.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно
использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера
выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять
порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и
соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с
колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей,
отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов
соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном;
нитками и тканью;
-выполнение несложного ремонта одежды)
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических
требований при выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
экономное расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и
графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с
ними в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8) принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (утв. приказом Министерства
образования и
науки РФ
от
19 декабря 2014
г.
№1599)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и
имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
№
1
Раздел
Работа с глиной и
пластилином.
Краткое содержание раздела
Назначение глины и применение этого материала в промышленности.
Применение резака и стеки. Соединение деталей способом промазывания. Определение
на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия. Лепка посуды способом
вдавливания и расплющивания. Отделка изделия цветным пластилином. Соединение
вылепленных деталей в одно целое. Закрепление деталей на макете способом
примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки.
Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (дидактический материал,
Кол-во часов
2
Работа с природными
материалами.
3
Работа с бумагой и
картоном.
столярные инструменты, игрушки)
Лепка предметов цилиндрической формы (кружки, стаканы для карандашей), с
нанесением с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе.
Лепка с натуры посуды конической формы (ведёрко, цветочный горшок) с нанесением с
помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий.
Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и
круга (чайник для заваривания, чашка с блюдцем, десертная тарелка), с нанесением узора
с помощью по выбору обучающихся.
Лепка по образцу стилизованных фигур птиц (цыпленка и утёнка, утки и гуся).
Лепка по образцу стилизованных фигур животных (кошка, белка).
Самостоятельная лепка с натуры игрушек (медвежонок, заяц, лиса).
Лепка по представлению свободных композиций «Колобок и лиса», «Маша и медведь»,
«Лиса и журавль».
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей,
крылаток ясеня, палочек.
Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки,
бумажных, поролоновых или кожаных изделий.
Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой
шишки, палочек и бумажных изделий.
составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов,
трав, соломы, бересты, мха. Перьев, меха, ракушек, зёрен опилок на плотной подложке
(декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам фигуры
животных).
Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок».
Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека.
Изготовление из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией.
Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов:
- разметка бумаги и тонкого картона по шаблону;
- резание ножницами по прямым и кривым линиям;
- оклеивание картона с одной стороны.
Изготовление закладки:
- разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации;
- резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделие из картона
аппликации.
Изготовление закладки из тонкого картона:
4
Работа с текстильными
материалами.
- разметка бумаги и картона по линейке;
- резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами;
- оклеивание картона бумагой с обеих сторон.
Изготовление из картона плоских елочных игрушек в форме различных стилизованных
изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек и обклеивание
их цветной бумагой с одной стороны.
Изготовление аппликации с разметкой подложки и деталей по линейке (грузовик,
автофургон).
Изготовление из бумаги и картона с использованием материаловотходов
поздравительных открыток, сувениров.
Изготовление о образцу мебели из коробочек, картона и бархатной бумаги (стол,
кресло).
Изготовление по образцу плоской модели трёхсекционного светофора, указателя
«переход».
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички.
Изготовление стилизованных фигур из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы.
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями – повторение приёмов шитья (игла вверх-вниз).
Завязывание узелка.
Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника.
Составление коллекции тканей с чётко выраженной лицевой и изнаночной стороной на
подложке из картона.
Ознакомление с ручными стежками (смёточный стежок) Упражнения на полосе бумаги в
клетку.
Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по
самостоятельной выкройке, смёточным стежком.
Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей
вышивки.
Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из
двух сложенных вместе кусочков ткани.
Выполнение стежка «шнурок» на полосе бумаги в клетку.
Вышивание салфетки из канвы стежками смёточным и «шнурок».
Учебно - методическое обеспечение.
- учебник 2 класс "Технология. Ручной труд" Л.А. Кузнецова (Москва "Просвещение" 2017г.)
- методические рекомендации "Ручной труд" Л.А.Кузнецова ( Москва "Просвещение" 2017г.)
- В.В. Выганов "Оригами"( Москва, 2002)
- И.М. Петрова "Объемная аппликация"
- З.А. Богатеева "Чудесные поделки из бумаги"
- С.А. Хворостухина "Оригинальные поделки для дома"
- Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)
- Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" ( Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г).
Программа рассчитана на 34 часа, по 1часу в неделю.
№
1
Календарно-тематическое планирование
Тема раздела
Дата
Кол-во
Планируемые
Тема урока
часов
Предметные
1 четверть
9
Вводный урок. Правила
Знать правила
1
поведения и работы на
поведения работы
уроках ручного труда.
на уроках ручного
труда.
2
Лепка на плоскости форм
прямоугольных
геометрических тел (куб,
параллелепипед)
1
3
Лепка дидактического
материала: кубик большой,
кубик маленький, брусок
высокий, брусок низкий
1
Расширить
представления
учащихся о глине
и пластилине как о
поделочных
материалах.
Уметь делать из
пластилина
геометрические
фигуры.
результаты
Личностные
Деятельность
учащихся
Мониторинг
Оценивать поступки
людей, жизненные
ситуации с точки
зрения общепринятых
норм и ценностей;
Воспитание
и
развитие
социально
значимых личностных
качеств;
Применять на
практике правила
работы на уроках
ручного труда.
Беседа
Беседа
«Назначение
глины и
применение этого
материала в
промышленности;
Лепка
дидактического
материала: кубик
большой,
кубик маленький,
Практическая
работа
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы.
Практическая
работа
4
Складывание из
вылепленных деталей
башни, дома.
1
Уметь складывать
из готовых деталей
башню, дом
Внимательно
относиться к
собственным
переживаниям и
переживаниям других
людей.
5
Лепка столярного
инструмента: молоток.
1
Уметь делать лепку
из пластилина
изделия,
состоящего из
деталей
прямоугольной
геометрической
формы.
Выполнять правила
безопасного
поведения в школе.
6
Лепка из пластилина
автобуса.
1
Адекватно
воспринимать оценку
учителя.
7
Лепка из пластилина
грузового автомобиля.
1
Уметь делать лепку
из пластилина
изделия,
состоящего из
деталей разной
геометрической
формы: круг, овал,
прямоугольник.
уметь работать по
образцу.
8
Экскурсия в природу.
1
Знать правила
способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем, принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей.
положительное
брусок высокий,
брусок низкий.
Складывание из
вылепленных
деталей башни,
дома.
Назначение
инструментов:
молотка. Лепка
столярных
инструментов,
имеющих
прямоугольные
геометрические
формы.
Лепка по образцу
или с натуры
игрушек:
автобуса.
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Игра «Правила
Практическая
уличного
работа
движения»,
используя изделия
детей.
Сбор природного
Беседа
Заготовка листьев.
заготовки
природных
материалов.
Работа с природными
материалами. Изготовление
игрушек из желудей.
1
2 четверть
Работа с природными
материалами. Изготовление
игрушек из скорлупы ореха:
рыба, мышь.
7
1
1
Уметь работать по
образцу.
12
Работа с природными
материалами. Изготовление
игрушек из скорлупы ореха:
петух.
Работа с бумагой. Виды и
сорта бумаги. Правила
работы с клеем и кистью.
Выполнение подставки для
кисти.
1
Знать
разновидности
бумаги; знать
правила работы с
кистью и клеем.
13
Изготовление аппликации
из мятой бумаги.
1
Уметь размещать
предметное
изображение на
поверхности.
9
10
11
Уметь делать из
желудей простые
по форме игрушки.
Уметь делать из
природного
материала поделки.
отношение к
окружающей
действительности,
готовность к
организации
взаимодействия с ней.
самостоятельность в
выполнении учебных
заданий, поручений,
договоренностей.
материала.
понимание личной
ответственности за
свои поступки на
основе представлений о
правилах поведения в
современном обществе.
готовность к
безопасному и
бережному поведению
в природе и обществе.
владение навыками
коммуникации и
принятыми ритуалами
социального
взаимодействия;
Изготовление
поделок из
природного
материала.
Практическая
работа
Изготовление
поделок из
природного
материала.
Самостоятельно
работать по
образцу.
Знакомство с
правилами работы
с клеем и кистью.
Изготовление
аппликации
"Осенние
деревья".
Практическая
работа
способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем, принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
Работа с
Практическая
природным
работа
материалом,
работа по образцу.
Практическая
работа
Практическая
работа
14
Складывание фигурок из
бумаги.
1
15
Работа с картоном.
Применение картона.
Обведение геометрических
фигур на бумаге.
1
16
Правила работы с
ножницами. Изготовление
из бумаги пакета для
хранения изделий.
1
3 четверть
Работа с нитками.
Связывание ниток в пучок.
Связывание ниток в ягоду.
10
1
18
19
Пришивание пуговиц.
2
Уметь пришивать
пуговицы.
20
Работа с глиной и
пластилином. Лепка из
пластилина чашки
цилиндрической формы.
1
Уметь лепить из
пластилина чашки
цилиндрической
формы.
17
Уметь работать с
бумагой. Знать
названия
геометрических
фигур.
Знать технические
сведения о картоне.
Владеть понятием
«шаблон» и его
геометрическими
формами. Уметь
обводить по
шаблону
геометрические
фигуры.
Знать правила
безопасной работы
с ножницами.
Знать приемы
связывания,
наматывания,
резания ниток.
социальных ролей;
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях.
владение навыками
коммуникации и
принятыми ритуалами
социального
взаимодействия;
Изготовление
аппликаций из
геометрических
фигур.
Практическая
работа
Работа с
шаблонами
геометрических
фигур.
Практическая
работа
осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями.
Изготовление из
Практическая
бумаги пакета для работа
хранения изделий.
способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем.
овладение социальнобытовыми навыками,
используемыми в
повседневной жизни;
проявление готовности
к самостоятельной
жизни.
Работа с нитками.
Практическая
работа
Пришивание
различных
моделей пуговиц.
Практическая
работа
Работа по образцу. Практическая
работа
Глиняные изделия
конической формы. Лепка
из пластилина чашки
конической формы.
Работа с природными
материалами Аппликация
из засушенных листьев.
1
Уметь лепить из
пластилина чашки
конической формы.
1
Уметь работать с
природным
материалом.
23
Декоративная аппликация
из засушенных листьев.
1
24
Работа с бумагой и
картоном. Разметка бумаги
и картона по шаблонам
«Машина».
25
26
21
22
воспитание
уважительного
отношения к иному
мнению;
владение навыками
коммуникации и
принятыми ритуалами
социального
взаимодействия;
Самостоятельная
работа, работа по
образцу.
Практическая
работа
Изготовление
аппликации из
сушеных листьев.
Практическая
работа
Уметь
изготавливать
аппликации из
засушенных
листьев по образцу.
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Изготовление
аппликации из
сушеных листьев.
Практическая
работа
1
Уметь работать в
паре.
осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями.
Работа с
картоном. Работа
с шаблонами.
Изготовление
аппликации
"Машина".
Практическая
работа
Аппликация из обрывной
бумаги «Яблоко»
1
Уметь делать
аппликацию из
обрывной бумаги.
способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем, принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей.
Изготовление
аппликации
"Яблоко".
Практическая
работа
Аппликация из обрывной
бумаги «Рыба»
1
Уметь делать
аппликацию из
обрывной бумаги.
положительное
отношение к
окружающей
Изготовление
аппликации
"Рыба".
Практическая
работа
действительности,
готовность к
организации
взаимодействия с ней.
4 четверть
Работа с пластилином.
Лепка по представлению
свободных композиций.
"Колобок и лиса"
9
1
28
Работа с пластилином.
Лепка по представлению
свободных композиций.
"Маша и медведь".
1
29
Работа с пластилином.
Лепка по представлению
свободных композиций.
"Лиса и журавль".
1
30
Работа с бумагой.
Изготовление по образцу
мебели (стол, стул).
1
31
Работа с бумагой.
Изготовление светофора.
1
27
Знать сказку
"Колобок". Уметь
делать из
пластилина колобка
и лису.
понимание личной
ответственности за
свои поступки на
основе представлений о
правилах поведения в
современном обществе.
Знать сказку "Маша осознание себя как
и медведь". Уметь
ученика,
работать с
заинтересованного
пластилином.
посещением школы,
обучением, занятиями.
Знать сказку "Лиса способность к
и журавль". Уметь
осмыслению
работать по
социального
образцу.
окружения, своего
места в нем, принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей.
Знать правила
положительное
работы с бумагой.
отношение к
Уметь работать
окружающей
самостоятельно.
действительности,
готовность к
организации
взаимодействия с ней.
Знать правила
самостоятельность в
дорожного
выполнении учебных
движения. Знать
заданий, поручений,
Изготовление
поделки из
пластилина на
тему "Колобок и
лиса"
Практическая
работа
Изготовление
поделки из
пластилина на
тему "Маша и
медведь"
Изготовление
поделки из
пластилина на
тему "Лиса и
журавль".
Практическая
работа
Изготовление
мебели из бумаги
(стол, стул).
Практическая
работа
Работа с
раздаточным
материалом. Игра
Практическая
работа
Практическая
работа
значения цветов у
светофора.
договоренностей.
понимание личной
ответственности за
свои поступки на
основе представлений о
правилах поведения в
современном обществе.
проявление готовности Работа с иголкой
к самостоятельной
и ниткой.
жизни.
Практическая
работа
сформированность
установки на
безопасный, здоровый
образ жизни, наличие
мотивации к
творческому труду,
работе на результат,
бережному отношению
к материальным и
духовным ценностям.
Практическая
работа
32
Работа с бумагой.
Изготовление указателя
"переход".
1
Уметь работать в
коллективе. Знать
правила дорожного
движения.
33
Работа с текстильными
материалами. Выполнение
стежка "шнурок"
1
34
Вышивка салфетки
сметочными стежками
"шнурок".
1
Знать правила
безопасной работы
с иглой. Уметь
выполнять стежок
"шнурок".
Уметь работать по
образцу.
"Пешеход".
Изготовление
аппликации
"Светофор".
Игра "Пешеход".
Коллективная
работа.
Изготовление
салфетки.
Практическая
работа