РП Ручной труд, 3 кл, УО вариант 1

заседании МО
ания МО №1
2023 г.
О __________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено
Принято на педсовете
на заседании МО
Протокол
протокол №
заседания
1
МО №1
от
____________________________
«30» августа 2023 г.
Руководитель МО __________
«30» августа 2023 г.

Принято на педсовете
Рассмотрено
на заседании МО
«Утверждаю»
протокол №
Протокол
заседания
1
МО №1
Директор
/Степанова
Т.В../
____________________________
от
«30» августа 2023 г.
ФИО
Руководитель МО __________
Приказ №1 от 30 августа 2023 г.
«30» августа 2023 г.

Принято на педсовете
«Утверждаю»
протокол № 1
Директор
/Степанова Т.В../
____________________________
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 2023 г.
«30» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ручному труду 3 класс
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения
Количество часов всего 34. 1 час в неделю

п.Де-Кастри
2023-2024 уч год

«Утверждаю»
Директор

/Сте

Приказ №1 от 30 август

СОДЕРЖАНИЕ
1) Пояснительная записка
2) Результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»;
3) Содержание учебного предмета, курса;
4) Поурочно-тематическое планирование.

Пояснительная записка
Рабочая программа по ручному труду 3 класс (8 вид) разработана в соответствии:
с - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7
ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);
с - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»
с - АООП для обучающихся с умственной отсталостью МБОУ СОШ Ягодненского с.п,
с - Основной общеобразовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ Ягодненского с.п. на 2018-2019 учебный
год.
Рабочая программа по чтению для 3 класса составлена на основе авторской программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, 1-4классы автор-составитель В.В. Воронковой., Москва «Просвещение», 2010 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов
трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их
хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;

анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам; владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических
требований при выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
экономное расходование материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и
графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с
ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Содержание учебного курса
Труд - это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.
Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности,

благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему
профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих
способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно- преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нѐм человека.
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей.
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
формирование интереса к разнообразным видам труда.
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью).
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственноевоспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в
задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина — строительный материал. Применение глины для
изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин — материал ручного труда. Организация рабочего места при
выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и
пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание
кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина),
«скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание»,
«примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий
имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические
сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину).
Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними.
Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с
засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек
из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,
впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы
с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур.
Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их
применение и устройство;
разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами.
Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез
по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных
форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы
вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»;
«тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по
контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на
угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу
«гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное»,
«сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и
приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом
бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды
работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка
стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».

Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется,
утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами,
прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые
ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с
нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой
петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное
переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя
сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка
древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных
материалов.
Работа металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства
металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание»,
«разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой

Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая,
тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка
на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором. Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей
металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с
металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные материалы;
бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока,
пластилин, скорлупа ореха
Личностными результатами изучения предмета в 3 классе являются следующие умения:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на нагляднообразном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника,
справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, решать еѐ (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и
Интернета) необходимую информацию и использовать еѐ для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить еѐ в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и
познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в
тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный
способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям,
так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы
литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от
задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнѐрами о способах решения
учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
контролировать действия партнѐра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своѐ собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учѐтом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретѐнные коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального
общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским
языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление
собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные),
правилами культуры речевого поведения (в объѐме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в
ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи,
контроля за ней;

овладение основными понятиями и правилами (в объѐме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики,
грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы
языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объѐме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями;
применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
4. Описание учебно-методического, материально - технического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету, курсу
Набор иллюстраций «Родная природа».
Шаблоны геометрических фигур.
Комплект поделочных материалов для работы на учебный год:
Наборы цветной бумаги
Набор цветного картона
Листы белой плотной чертежной бумаги.
Клей: клеящий карандаш, клей ПВА.
Набор разноцветного пластилина.
Нитки — разного цвета (красный, зеленый, розовый, голубой, коричневый, черный, белый — по 1 катушке каждого цвета на весь
класс).
Природный материал.
Комплект инструментов для работы на учебный год:
Ножницы.
Стека для пластилина.
Иголка большая (длина 8 см).
Ручка шариковая.
Кисточка для клея.
Литература.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы, под редакцией
Бгажнаковой, Москва, «Просвещение», 2018 г.
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд» 3 класс, Москва «Просвещение», 2018.
Л.А. Кузнецова методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида, 2014.
5.Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составленной НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.
6.Пособие для учителя «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», Маллер А.Р.,
Цикото Г.В.. - М., 2001.
7.Пособие для учителя «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.:
Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
8.Белявский Б. В. Из опыта работы вспомогательных школ Российской Федерации по трудовому обучению// Дефектология, №5, 1991.
9.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. для учителя / Под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994.
10.Дульнев Г. М. Усвоение трудовых операций умственно отсталыми школьниками// Специальная школа, вып. 4,
11.Мирский С. Л. Инструктивные материалы для трудового обучения умственно отсталых детей и подростков. - М.: УВК. - № 000

3.Календарно - тематическое планирование
№
п/п
1

2
3

Тема урока

Знакомство с учебником. Материалы и
инструменты. Охрана труда
Работа с природными материалами
Аппликация из засушенных листьев
«Птица»
Аппликация из скорлупы грецких
орехов «Семейка воробьев»

Количество
часов
Материалы и инструменты - 1 ч
1
3
1
1

4

5
6
7
8
9

10
11
12

13
14
15

Аппликация из скорлупы грецких
орехов «Подводный мир»
Работа с бумагой и картоном
Аппликация из обрывной бумаги
«Осеннее дерево»
Аппликация из обрывной бумаги
«Медвежонок»
Аппликация из обрывной бумаги
«Машина»
Изготовление картины на окантованном
картоне
Изготовление картины на окантованном
картоне
Работа с проволокой
Изготовление паука из скорлупы
грецкого ореха и проволоки
Изготовление лошадки из скорлупы
грецкого ореха, ниток и проволоки
Изготовление птицы из скорлупы
грецкого ореха, пуха и проволоки
Работа с древесиной
Опорный колышек для растений
Мерный колышек для растений
Колышек – этикетка для растений

1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1

Планируемые результаты
№

Изучаемый раздел, тема
учебного материала

Количество
часов

Фактические
сроки

Знания

Умения

Общие учебные умения,
навыки и способы
деятельности

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

1

Беседа по ТБ. Изготовление
обложки для проездного билета.

1

2

Беседа по ТБ. Изготовление по
образцу складной доски для игры в
шашки.

1

3

Беседа по ТБ. Изготовление по
образцу папки для тетрадей с
завязками.

1

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ
МАТЕРИАЛАМИ.

Элементарные понятия
о профессии
картонажникапереплетчика.
Технологические
особенности изделий из
бумаги и картона.
Ознакомление со
свойствами и
назначением
переплетных
материалов: коленкора,
ледерина, тесьмы.
Клеящие составы:
клейстер, клей.
Организация рабочего
места и санитарногигиенические
требования при работе
с бумагой и картоном.
Правила безопасной
работы.

Уметь: работать по
шаблонам, с
ножницами.
Разметка по
линейке.
Применение
ученического
циркуля для
разметки картона и
бумаги.

Развивать аккуратность,
последовательность при
выполнении работы.

Употребление в речи
технических терминов.
Развивать глазомер.

4

Беседа по ТБ с тканью, ниткой,
иглой, ножницами. Ознакомление
с косым обметочным стежком.

1

5

Беседа по ТБ. Пришивание косыми
стежками вешалки из тесьмы к
полотенцу.

1

6

Беседа по ТБ. Изготовление
кармашка для счетных палочек.

1

7

Беседа по ТБ. Изготовление по
образцу подушечки-прихватки по
самостоятельно составленной
выкройке.

1

8

9

10

Беседа по ТБ. Изготовление по
образцу подушечки-игольницы по
самостоятельно составленной
выкройке.
ТБ при работе в мастерской.
Изготовление по образцу из
готовых полуфабрикатов
кукольной мебели: стол, стул.
ТБ при работе в мастерской.
Изготовление по образцу из
полуфабрикатов несложных

1

1

1

Назначение косого
обметочного стежка.
Нитки, ткани, их
свойства и
назначение.
Инструменты,
применяемые при
работе с
текстильными
материалами.
Организация
рабочего места,
соблюдение
санитарногигиенических
требований. Правила
безопасной работы.

Элементарные
понятия о видах
материалов из
древесины: доске,
бруске, клееной
фанере.
Технологические
особенности изделий
из древесины —
детали соединяют
гвоздями и

Правильное
пользование иглой и
наперстком.
Выполнение косого
обметочного стежка:
введение иглы
сверху вниз в
вертикальном
положении
относительно
полосы ткани,
направление
строчки слева
направо.
Пришивание
вешалки и
обметывание
боковых срезов
мешочка,
подушечкиприхватки косыми
стежками.
Правильная хватка
инструмента. Работа
буравчиком и
отверткой.
Подготовка
полуфабрикатов из
древесины к работе
(подбор
необходимых
деталей). Подбор
гвоздей и шурупов в

Уметь выбирать и
называть операции,
специфические для
данного материала.
Организовывать рабочее
место.
Уметь выбирать и
называть операции,
специфические для
данного материала.

Развивать чувство
коллективизма.

Организовывать рабочее
место.
Употребление в речи
технических терминов.
Развивать глазомер.
Осуществлять
сотрудничество в
совместной работе.

игрушки - лопатки.

шурупами.
Инструменты для
работы с деревом:
нож, шило, буравчик,
молоток, клещи,
отвертка.
Организация
рабочего места,
санитарногигиенические
требования. Правила
ТБ.

соответствии с
размером деталей.
Соединение деталей
на гвоздях и
шурупах. Окраска
древесины
акварельными
красками и гуашью.

Помогать друг другу.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

11

Беседа по ТБ. Изготовление
открытой коробки.

1

12

Беседа по ТБ. Изготовление
крышки для коробки.

1

Элементарные
сведения о
назначении картона.
Свойства
коробочного картона:
более толстый и
прочный по
сравнению с другими
сортами, цвет
коробочного картона.
Способы
изготовления
коробок. Правила ТБ.

Разметка разверток
по шаблонам и
линейке, надрез
картона ножом по
фальцлинейке на
линиях сгиба
(рицовка). Сгибание
картона и
склеивание по
стыкам. Оклеивание
бумагой объемных
изделий.

Виды стежков,
применяемых для
вышивки. Виды

Вышивание по
линиям рисунка.
Оформление

Употребление в речи
технических терминов.
Развивать глазомер.

Организовывать рабочее
место.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ
МАТЕРИАЛАМИ

12

Беседа по ТБ.
Вышивание «Салфетка» ручными
стежками.

1

Развивать аккуратность,
последовательность при
выполнении работы.

13

Беседа по ТБ.
Вышивание «Кукольное
полотенце» ручными стежками.

1

вышивок. Выбор
рисунка в
зависимости от
назначения изделия.
Организация
рабочего места.

бахромой.
Развивать усидчивость,
аккуратность.

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ

14

ТБ при работе в мастерской.
Самостоятельная сборка по
техническому рисунку (из готовых
полуфабрикатов) дорожного знака.

15

ТБ при работе в мастерской.
Самостоятельная сборка по
образцу (из готовых
полуфабрикатов) тележки.

1

1

Ознакомление с
наборами
«Школьник»,
«Металлический
конструктор».
Знакомство с
техническим
рисунком.
Инструменты: ключ,
отвертка. Приемы
сборки из готовых
полуфабрикатов
изделия. Правила
безопасной работы.

Подбор планок по
счету отверстий.
Установка скоб,
соединение деталей
винтами и гайками.
Завинчивание и
отвинчивание рукой
и инструментами.
Правильная хватка
инструментов.

Элементарные
понятия о видах
материалов из
древесины.
Технологические
особенности изделий
из древесины —
детали соединяют

Правильная хватка
инструмента. Работа
буравчиком и
отверткой.
Подготовка
полуфабрикатов из
древесины к работе
(подбор

Уметь выбирать и
называть операции,
специфические для
данного материала.

Осуществлять
сотрудничество в
совместной работе.
Помогать друг другу.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

16

17

ТБ при работе в мастерской.
Самостоятельное изготовление по
образцу вагончика (из готовых
полуфабрикатов).
ТБ при работе в мастерской.
Самостоятельное изготовление по
представлению тележки (из
готовых полуфабрикатов).

1

1

Уметь внимательно
слушать педагога и
выполнять его
инструкции.
Развивать аккуратность,
последовательность при
выполнении работы.

18

ТБ при работе в мастерской.
Самостоятельное изготовление по
представлению машины (из
готовых полуфабрикатов).

1

гвоздями и
шурупами.
Инструменты для
работы с деревом: их
назначение и
применение. Приемы
сборки из готовых
полуфабрикатов
изделия. Организация
рабочего места,
санитарногигиенические
требования. Правила
безопасной работы.

необходимых
деталей). Подбор
гвоздей и шурупов в
соответствии с
размером деталей.
Соединение деталей
на гвоздях и
шурупах. Окраска
древесины
акварельными
красками и гуашью.

Уметь выбирать и
называть операции,
специфические для
данного материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».