РП Мир природы и человека, 4 кл, УО вариант 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Протокол заседания МО №1
от «30» августа 2023 г.
Руководитель МО __________

Принято на педсовете
протокол № 1
____________________________
«30» августа 2023 г.

«Утверждаю»
Директор

/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Мир природы и человека»
4 класс

п. Де-Кастри
2023-2024 г

СОДЕРЖАНИЕ
1) Пояснительная записка
2) Результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»;
3) Содержание учебного предмета, курса;
4) Поурочно-тематическое планирование.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Мир природы и человека» 4 класс (8.1) разработана в соответствии:
с - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2,
ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);
с - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
с - АООП для обучающихся с умственной отсталостью МБОУ СОШ п. Де – Кастри;
Рабочая программа «Мир природы и человека» для 4 класса составлена на основе авторской программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4классы автор-составитель В.В.
Воронковой., Москва «Просвещение», 2010 г.
2. Результаты освоения курса
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому
помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями
и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и
человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и
навыков:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении в
окружающем мире;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий

для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни, в окружающем мире;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его
социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и
человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций;
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры
и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные
знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить
конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по
освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы,
отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение коммуникативными
навыками.
Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
– правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
– различать объекты живой и неживой природы;
– выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
– называть наиболее распространѐнных диких и домашних животных своей местности;
– называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

– соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие
умения и навыки:
– овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
– узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
– отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
– знание правил гигиены, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;

Мир природы и человека
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по
предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в
классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков
групп объектов; знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения
или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей
работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное
взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий; готовность к использованию сформированных умений при
решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

3. Содержание учебного курса
Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Учебного курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим
этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

С одной стороны, содержание предметного курса "Мир природы и человека" базируется на знакомых обучающимся объектах и
явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и
другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) в образовательных учреждений, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями должен заложить
основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как "Естествознание" и "География", создать преемственную систему знаний
между названными предметами.
Цель учебного курса «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
• уточняет имеющиеся у обучающихся представления о живой и неживой природе, даѐт новые знания об основных еѐ элементах;
• на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о
формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
• вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги
наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
• формирует знания учащихся о природе своего края;
• формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Наряду с этими задачами на уроках решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности
школьников:
 Развитие внимание:
- учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности;
- развивать наблюдательность;
- учить ориентироваться в незнакомом материале;
- распределять внимание (слушать и одновременно писать, рисовать и т.д.); - формировать быстрое переключение с одного вида
занятий на другой;

- развивать интеллектуальную активность;
- развивать устойчивое внимание;
- учить умению самостоятельно концентрировать внимание;
 Развитие восприятия:
- формировать восприятия величины объектов;
- формировать восприятия формы объектов;
- формировать восприятия цветов, цветовых оттенков;
- формировать временные представления.
 Развитие памяти:
- развивать двигательную память;
- развивать эмоциональную память;
- развивать образную память;
- развивать словесно-логическую память;
- развивать смысловую память - механическую.

 Развитие мышления:
- выделять отдельные свойства предметов;
- выделять признаки предметов;
- учить сравнивать похожие, непохожие объекты;
- учить устанавливать общие признаки объекта;
- учить выделять главное;
- учить устанавливать причинно – следственные зависимости.

 Формирование пространственных отношений:
- формировать понятия лево – право;
- формировать пространственные отношения на плоскости (центр, верхний левый, правый, нижний левый, правый);
- формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля;

- научить ориентироваться в пространстве;
- формировать понятия (около, над, под).
 Развитие речи:
- активизировать речь;
- пополнять запас активного и пассивного словаря;
- расширять запас общих представлений;
- уточнять сведения об окружающем мире;
- формировать связную речь.
Основное внимание при изучении учебного курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой
природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в
конкретных условиях.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений,
практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и
явлениями.
Структура курса представлена следующими разделами:
1.

Сезонные изменения:

 в неживой природе;
 растения и животные в разное время года;
 одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
2.

Неживая природа.

3.

Живая природа:

 растения;
 грибы;

 животные;
 человек.
1.

Безопасное поведение:

 предупреждение заболеваний и травм;
 безопасное поведение в природе;
 правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте;
 телефоны первой помощи, звонок по телефону экстренных служб.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно
раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Специфика интеллектуального недоразвития учащихся специальной школы не даѐт возможность закладывать в программу сведения
о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной
деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план
обеспечение:
 полисенсорности восприятия объектов;
 практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами
познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
 накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями
информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач,
в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
 закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта
взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

 постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Программа не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых
может варьироваться учителем самостоятельно.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в
предметную область «Естествознание» и служит для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология»,
«География».
Примерная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 1 час в неделю.
Основное содержание учебного курса
Сезонные изменения в природе (9 часов)
Обобщение полученных знаний о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену
времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход,
проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года
Дикие и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года
Неживая природа (4 часа)
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений.
Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы
Живая природа
Растения (6 часов)

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за
цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой.
Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля: рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за
полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние
сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные (5 часов)
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие
пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек (6 часов)
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких
растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник.
Лесничество.
Безопасное поведение (4 часа)
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила
нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

4. Учебно - тематическое планирование.
Тематическое планирование
№
темы

Тема урока

1.

Влияние Солнца на смену
времен года. Признаки
осени

2.

Растения
осенью

3.

Признаки зимы

4.

Растения
зимой

5.

Труд людей зимой

6.

Растения
зимой

и

и

и

животные

животные

животные

Кол-во
часов,
Основные виды деятельности обучающихся на уроке
отводимое на
освоение
каждой темы
Сезонные изменения в природе
Рассматривание рисунка. Составление рассказа по схеме
Чтение текста учебника. Нахождение в тексте и название
1
осенних месяцев, признаков осени. Определение по
рисункам признаков осени. Составление рассказа об
осенних месяцах
Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснение
причин признаков осени. Нахождение и название
знакомых цветов, овощей. Составление рассказа об
1
использовании овощей. Чтение текста. Нахождение
объектов на рисунке. Чтение вопросов, построение
ответов. Разгадывание загадок. Нахождение и показ на
рисунке знакомых объектов
Рассматривание рисунка. Определение признаков зимы.
Объяснение схем. Чтение текста, ответы на вопросы.
1
Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на
рисунки
Сравнение
рисунков.
Составление
описательного
рассказа.
Нахождение
объектов
по
заданию.
Прослушивание и чтение текста. Нахождение ответа на
1
вопросы в тексте учебника. Рассматривание объектов на
рисунке. Называние знакомых объектов. Составление
рассказа о жизни растений и животных зимой
Ответы на вопросы по рисункам. Чтение текста.
1
Словарная работа (ветеринар). Составление рассказа по
рисункам
1
Определение признаков весны по рисункам. Наблюдение
за погодой. Работа по схемам. Чтение рассказа.
Определение свойств объекта по рисунку с
доказательством
выбора.
Отгадывание
загадок.
Сравнение рисунков. Отработка названий весенних
цветов. Нахождение в тексте объектов природы.

7.

Труд людей
весной

8.

Растения
летом

9.

Труд людей летом

1

10.

Почва. Состав почвы

1

11.

Обработка почвы.
Правила обращения с
садовым инструментом

1

12.

Песок и глина

1

и

осенью

и

1

животные

1

Составление
рассказа
по
рисункам.
Зарисовка
муравейника в тетрадь. Название детенышей животных
Рассматривание рисунков. Определение объектов на
рисунке. Составление рассказа о труде людей.
Разучивание стихотворения. Составление рассказа о
весне, осени по рисункам. Прослушивание текста, ответы
на вопросы. Словарная работа (многолетние растения,
садовые инструменты). Практическая работа на
пришкольном участке (сгребание листвы). Правила
безопасного использования садового инструмента
Нахождение признаков объекта по рисункам. Работа со
схемами. Чтение рассказа, ответы на вопросы.
Нахождение в тексте определений явлений природы.
Определение весенних месяцев по рисункам, знакомых
растений. Определение и разучивание названий растений
сада и огорода. Зарисовка растений. Работа со
стихотворным текстом. Называние знакомых насекомых.
Нахождение знакомых насекомых на рисунках.
Составление рассказа о животных с опорой на рисунки,
по опорному плану. Составление рассказа о ферме
Нахождение объекта на рисунке (газонокосилка, коса,
сенокосилка). Чтение рассказа, ответы на вопросы по
тексту. Составление рассказа о работе людей летом.
Чтение стихотворения, нахождение ответа на вопрос в
тексте. Составление рассказа о правилах купания. Запись
предложения в тетрадь
Неживая природа
Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке.
Чтение текста учебника, ответы на вопросы по тексту.
Работа с рисунками (нахождение и показ объектов,
сравнение объектов). Словарная работа (перегной,
плодородный). Чтение текста учебника, нахождение
ответов в тексте. Нахождение объекта на рисунке
Чтение текста учебника. Составление рассказа по
рисункам об обработке земли в огороде, поле. Запись в
тетрадь названий садовых инструментов. Практическая
работа на пришкольном участке (перекапывание почвы)
Рассматривание
и
отбор
садового
инструмента
(натуральных объектов). Определение, чем могут быть
опасны садовые инструменты. Формулировка правил
обращения с садовым инструментом. Запись правил в
тетрадь. Зарисовка садового инструмента
Опыт: свойства песка (пропускает воду, сыпуч). Чтение
текста учебника. Составление рассказа о песке с
использованием текста учебника. Работа с рисунками

13.

Рельеф. Горы,
равнины, овраги

холмы,

14.

Растения. Огород

15.

Лес. Ориентировка в лесу

16.

Сад. Растения культурные
и дикорастущие

17.

Лекарственные

растения.

(использование песка). Опыт: свойства глины (не
пропускает воду, пластичная, можно использовать для
лепки). Чтение текста учебника. Составление рассказа о
глине с использованием текста учебника. Работа с
рисунками (использование глины). Изготовление поделки
из глины
1
Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы,
вершина). Чтение текста учебника, ответы на вопросы.
Сравнение гор, холмов, нахождение сходства и различий.
Зарисовка в тетради гор и холмов, подпись названий
Словарная работа (равнины, овраги). Рассматривание
объектов природы (равнины, овраги) на рисунках, ответы
на вопросы. Зарисовка в тетради объектов природы
(равнина, овраг)
Живая природа. Растения
1
Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление
инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах.
Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица).
Чтение текста учебника, нахождение ответов на вопросы
в тексте
1
Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте.
Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев.
Запись в тетрадь. Словарная работа (многолетние,
однолетние, клумбы, цветоводы). Нахождение на рисунке
объектов природы, определение знакомых и незнакомых
объектов, их перечисление. Объяснение выбора объекта
природы по признаку (деревья). Разгадывание загадок.
Дифференциация предметов по признаку (деревья,
кустарники) Упражнения на ориентировку в пространстве
(определение
право,
лево,
сзади,
спереди).
Рассматривание
приборов
для
ориентировки
в
пространстве (компас).
1
Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на
рисунках, определение их предназначения. Запись
названий садового инструмента в тетрадь, зарисовка
одного инструмента. Составление рассказа о правилах
использования садового инструмента на основе рисунков
и текста Нахождение определения дикорастущих и
культурных растений, ответов на вопросы в тексте
учебника. Сравнение рисунков. Словарная работа
(культурные, дикорастущие, сорт). Рассматривание
натуральных объектов (яблок разных сортов, семян).
Описание по внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на
вопросы
1
Слушание текста учебника, нахождение ответов в тексте

Красная книга

18.

Растения полей. Поле в
разное время года

1

19.

Парки

1

20.

Домашние животные:
лошадь, корова

1

21.

Свинья, овца. Правила
ухода за домашними
животными

1

22.

Птицы. Польза и вред
птиц. Водоплавающие
птицы

1

учебника. Знакомство с лекарственными растениями
(чтение названия и информации на аптечной упаковке),
способом их применения, сроком годности Чтение
рассказа учебника, ответы на вопросы. Рассматривание
иллюстраций о редких видах растений и животных, их
описание по внешнему виду. Зарисовка в тетради одного
объекта. Запись названия
Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на
вопросы. Объяснение пословицы. Рассматривание
натуральных объектов. Составление рассказа об
изготовлении продуктов питания из муки. Словарная
работа (жатва, зернохранилище, озимые, соломина,
колос, метелка). Чтение текста (работа в поле в разное
время года), беседа по рисункам. Отгадывание загадок.
Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и
гречиха). Изготовление поделки из соломы
Прогулка (экскурсия) в парк. Словарная работа (парк,
аллея, сквер). Описание парка (сквера). Называние
известных
парков,
расположенных
вблизи
местожительства
Животные
Чтение названий животных в тексте учебника. Показ на
рисунке знакомых животных. Чтение рассказа в учебнике,
ответы на вопросы. Составление рассказа об известном
животном. Рассматривание рисунка с изображением
лошади, коровы. Выделение частей тела. Описание
животного по плану. Словарная работа (скакун,
тяжеловоз). Составление рассказа об использовании
лошади, коровы человеком
Рассматривание рисунков с изображением овцы, свиньи.
Выделение частей тела. Описание животного по плану.
Составление рассказа об использовании овцы, свиньи
человеком.
Зарисовка
домашнего
животного
Рассматривание предметов ухода за домашними
животными. Запись названий предметов в тетрадь.
Составление правил ухода за домашними животными по
вопросам. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту
Показ частей тела птиц. Составление описательного
рассказа по плану. Рассматривание и называние знакомых
объектов на рисунках. Сравнение птиц по внешнему виду,
среде обитания. Составление рассказа по вопросам о
пользе и вреде птиц. Рассматривание скворечника,
кормушек, объяснение их назначения. Чтение текста
учебника. Ответы на вопросы по тексту. Изготовление (в
домашних условиях) кормушки для птиц. Словарная

23.

Дикие
и
животные

домашние

24.

Насекомые.

1

25.

Человек. Мозг человека

1

26.

Профилактика травм
головного мозга

1

27.

Режим дня. Часы

1

28.

Профилактика
переутомления

1

29.

Загрязнение воздуха, воды,
почвы

1

30.

Заповедник. Зоопарк (по
выбору)

1

1

работа (водоплавающие птицы).
Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние
знакомых объектов (утка, селезень). Словарная работа
(утка, селезень). Запись названий птиц в тетрадь.
Определение птиц по контуру. Зарисовка контура птицы
Нахождение
птиц
на
рисунках.
Составление
описательного рассказа. Словарная работа (курица, петух,
цыплята). Определение значения курицы для человека.
Сравнение диких и домашних птиц. Нахождение сходства
и различий. Чтение текста учебника. Нахождение ответов
на вопросы в тексте учебника
Нахождение известных насекомых на рисунках. Чтение
Человек
Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста
учебника. Рассматривание рисунков, ответы на вопросы.
Сравнение мозга собаки и лягушки по рисункам
Чтение
текста
учебника.
Определение
правил
профилактики травм. Запись правил профилактики в
тетрадь. Объяснение по рисункам правильного и
неправильного поведения. Зарисовка иллюстрации
правильного поведения
Работа со схемой частей суток. Определение занятий в
разное время суток. Чтение текста учебника. Выделение
ответов на вопросы в тексте учебника. Составление
рассказа о любимом занятии вечером. Рассматривание
часов. Определение предназначения часов (будильник,
настенные, ручные, песочные). Практическая работа по
определению времени. Составление режима дня, запись в
тетрадь
Практическое
разучивание
физкультминутки
для
профилактики
переутомления.
Запись
комплекса
гимнастики в тетрадь
Выявление причин загрязнения воздуха по рисункам.
Определение действий человека по очистке воздуха.
Придумывание
пиктограмм,
условных
знаков,
запрещающих загрязнение воздуха. Чтение текста
учебника, выделение ответов на вопросы. Выявление
причин загрязнения воды по рисункам. Определение
действий человека по очистке воды. Придумывание
пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение
воды. Чтение текста учебника, выделение ответов на
вопросы. Выявление причин загрязнения почвы по
рисункам
Определение понятия заповедник. Чтение понятия в
тексте. Запись понятия в тетрадь. Составление рассказа о

31.

Правила поведения в быту,
в школе

32.

ПДД. Дорога.
Пешеходный переход

33.

Транспорт. Мы –
пассажиры

ИТОГО ПО КУРСУ:

занятиях
людей,
работающих
в
заповедниках,
лесничествах.
Словарная
работа
(заповедник,
лесничество) Экскурсия в зоопарк. Слушание рассказа
учителя о животных зоопарка. Рассматривание объектов,
зарисовка в тетрадь
Безопасное поведение
2
Определение правильного поведения по иллюстрациям.
Составление рассказа о безопасном поведении. Выбор
правильного поведения в стихотворном тексте.
Заучивание телефонов экстренной помощи. Правила
поведения при беседе по телефону. Игра «Телефонный
звонок». Ответы на вопросы. Разыгрывание ситуаций по
правилам поведения в школе. Составление рассказа по
правилам
поведения в школе. Рисунок «Как правильно вести себя
на уроке.
1
Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными
словами (проезжая часть, полоса движения, трамвайные
пути, тротуар). Ответы на вопросы. Чтение и разучивание
правил поведения на дороге. Практическая отработка
правил
поведения
на
дороге.
Рассматривание
иллюстраций. Нахождение предложения в тексте по
заданию учителя. Экскурсия «Пешеходный переход».
Практическая отработка навыков перехода дороги по
пешеходному переходу, светофору.
1
Прослушивание текста. Работа с опорными словами
(пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай,
метро, водитель, кондуктор). Нахождение объектов на
иллюстрациях. Чтение правил поведения в общественном
транспорте. Практическая отработка правил поведения
транспорте и общественных местах (экскурсия)
34 часа (1 час в неделю)

5. Учебно-методический материал.
1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4
классы. – М.: Просвещение, 2011.

2. Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Волгоград:
Учитель, 2002.
2. Матвеева, Н.Б. Живой мир. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида / Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2014.
3. Шербашина, Л.Д. Наш организм. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся начальных классов /
Л.Д. Шербашина, Н.Н. Хасанова. – Майкоп, 2003.
Материально-техническое обеспечение:
- АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера;
- компьютерные презентации PowerPoint по темам программы;
- дидактический материал и демонстрационные таблицы;
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: глобус, теллурий, гербарий, компас ученический,
бокс 3Dдля наблюдения насекомых, коллекция «Торф», гранит и его составные части, коллекция «Минеральные и
горные породы», коллекция образцов бумаги и картона.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».