МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Принято на педсовете
Протокол заседания МО №1
протокол № 1
от «30» августа 2023 г.
____________________________
Руководитель МО __________
«30» августа 2023 г.
«Утверждаю»
Директор
/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
2 КЛАСС
п. Де-Кастри
2023 – 2024 учебный год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике составлена на основе:
Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант 2), утверждѐнного
приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п;
Программы специальных, (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, подготовительный 0-4 классы /
под редакцией В.В Воронковой по предмету «Математика» – СПб.: Просвещение, 2000г;
Перечня учебников и учебных пособий допущенных (рекомендованных) Министерством образования и науки РФ к
использованию в образовательном процессе по Программам специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида
0-4 кл./под ред. И.М. В.В Воронковой /в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях, на 2014/2015 уч. год.
Учебника «Математика» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор
Алышева Т.В., М.: Просвещение, 2011г.
Допущено Министерством образования Российской Федерации.
Учебный план образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год, принятый педагогическим советом.
Цель курса обучения математике во 2 классе – развивать познавательную деятельность младших школьников с
нарушением интеллекта на основе формирования доступных математических представлений, знаний, умений,
необходимых им в повседневной жизни и при изучении других предметов.
Задачи:
формировать доступные обучающимся математические знания, умения, практически применять полученные
знания в повседневной жизни, при изучении других предметов;
обучать умению видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать
несложные причинно-следственные связи и закономерности;
развивать и корректировать недостатки познавательной деятельности, личностных качеств учащихся средствами
математики с учѐтом индивидуальных возможностей каждого ребѐнка;
воспитывать у школьников целеустремлѐнность, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и
самоконтроля, аккуратность.
Математический материал программы представлен основными разделами:
Нумерация
Единицы измерения и их соотношения
Арифметические действия
Арифметические задачи
Геометрический материал
Данное распределение по разделам продолжает идею концентрического изучения материала, при котором одна и та
же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает
условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Перед началом изучения курса математического материала 2 класса, в первой четверти отведено время на
повторение изученного в первом классе с целью актуализации ранее усвоенных знаний. Помимо этого предполагается
при распределении учебного времени часть часов в конце учебного года отвести на повторение пройденного за год.
Итоговое повторение обусловлено специфическими особенностями познавательной деятельности и нервной системы
младших школьников с нарушением интеллекта.
Для изучения новых геометрических понятий в календарном плане отведены отдельные часы. Помимо этого
закрепление и повторение геометрических знаний предполагается проводить на каждом уроке в контексте с
арифметическим материалом.
Проверка знаний учащихся по математике проводится по результатам индивидуального и фронтального опросов,
текущих и итоговых письменных контрольных и проверочных работ. Знания оцениваются в соответствии с двумя
уровнями, предусмотренными программой за 2 класс по 5-бальной системе. Рабочая программа предусматривает
проведение 5 контрольных работ (4 к/р. по итогам четвертей и одна – годовая к/р.).
При отборе учебного материала в рабочей программе учтены возможности учащихся по усвоению математических
представлений и знаний, умений практически их применять. Программой предусмотрен дифференцированный подход,
который основан на разграничении обучающихся по двум уровням усвоения образовательной программы по
математике.
Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения
1-й уровень
Обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.
Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при
выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися
программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения.
Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.
При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна активизирующая помощь взрослого.
2-й уровень
В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном
понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать
элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов
работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия
их затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с
помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны.
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения
учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Исходя из данной дифференциации обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить
все учащиеся.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся получат возможность усвоить базовые представления:
об отрезке числового ряда от 11 до 20;
о счѐте в пределах 20 (количественный, порядковый);
об однозначных и двузначных числа;
о компонентах и результатах сложения и вычитания;
о геометрических фигурах: овале, луче, угле; о видах углов прямом, тупом, остром; об элементах треугольника,
квадрата, прямоугольника углах, сторонах, вершинах.
Обучающиеся получат возможность научиться:
образовывать, читать, записывать, откладывать на счѐтах числа второго десятка;
считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5, по 3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном
порядке (по 3, по 4 – не обязательно);
сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел знаки не обязательно; при сравнении
двузначных чисел с двузначными возможна помощь учителя);
пользоваться таблицей состава чисел из десятков и единиц;
записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка);
решать задачи на уменьшение и увеличение чисел на несколько единиц (с помощью учителя);
показывать стороны, вершины, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
строить луч, произвольные лучи, прямой угол с помощью чертѐжного угольника (возможна помощь учителя);
строить треугольники, прямоугольники, квадраты по точкам (вершинам) с помощью учителя.
Содержание программы
Повторение
Повторение. Нумерация первого десятка.
Нумерация
Отрезок числового ряда 11-20.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков. Числа
однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счѐтах.
Сравнение чисел. Знаки «>», «<», «=».
Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15= 10+5). Счѐт по единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в
пределах 20 в прямом и обратном порядке.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1ч., 1 мес.
Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.
Запись чисел, выраженных одной единицей измерения – стоимости, длины, времени.
Арифметические действия
Называние компонентов действий сложения и вычитания (в речи учителя).
Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел.
Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени).
Понятия «больше на…», «меньше на…». Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц.
Арифметические задачи
Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные
из ранее изученных простых задач. Запись ответа.
Геометрический материал
Овал. Луч. Построение луча.
Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов.
Чертѐжный угольник, его использование при различении видов углов. Вершины, стороны, углы в треугольнике,
квадрате, прямоугольнике.
Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения).
Построение произвольных углов разных видов. Построение прямого угла с помощью чертѐжного угольника.
Построение геометрических фигур по вершинам.
Повторение материала за год
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Решение примеров и задач, содержащих
отношения «меньше», «больше на», «увеличить». Решение составных арифметических задач. Построение луча, отрезка,
угла, треугольника, прямоугольника, квадрата.
Программа рассчитана на 136 часов, по 4 часа в неделю.
I четверть – 32 ч.
II четверть – 32 ч.
III четверть – 40 ч.
IV четверть – 32 ч.
Итого170 час.
№
Наименование разделов
п/п
Кол-во
часов
Учебно-тематический план
Первый десяток
32ч
1.
Повторение
15ч
2.
Контрольная работа
2ч
3.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
7ч
4.
Контрольная работа
2ч
5.
Сравнение чисел
3ч
6.
Сравнение отрезков по длине.
3ч
Второй десяток
7.
Нумерация
18ч
8.
Проверочная работа
2ч
9.
Мера длины- дециметр
2ч
10.
Увеличение числа на несколько единиц
4ч
11.
Уменьшение числа на несколько единиц
4ч
12.
Контрольная работа
2ч
13.
Луч
1ч
Сложение и вычитание без перехода через разряд
27ч
14
Сложение двузначного числа с однозначным числом.
Переместительное свойство сложения.
2ч
15
Сравнение чисел, выраженных единицами измерения.
1ч
16
Вычитание однозначного числа из двузначного числа
1ч
17
Решение задач и примеров на вычитание однозначного числа из
двузначного в пределах 20 без перехода через разряд.
1ч
18
Получение суммы 20, вычитание из 20
2ч
19
Сравнение чисел, выраженных единицами измерения.
1ч
20
Вычитание двузначного числа из двузначного числа
2ч
Измерение, построение отрезков заданной длины.
21
Сравнение отрезков.
1ч
22
Проверочная работа
1ч
23
Сложение чисел с числом 0
1ч
24
Угол
1ч
25
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин
4ч
26
Меры времени
2ч
27
Проверочная работа
1ч
28
Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи)
2ч
Проверочная работа
1ч
30
Виды углов
Составные арифметические задачи
2ч
31
Проверочная работа
1ч
Сложение и вычитание с переходом через десяток
12ч
32.
Прибавление чисел 2, 3, 4
1ч
33.
Прибавление числа 5
1ч
34.
Прибавление числа 6
1ч
29
35.
Прибавление числа 7
1ч
36.
Прибавление числа 8
1ч
37.
Прибавление числа 9
Таблица сложения.
Решение примеров и задач на сложение чисел в пределах 20 с
переходом через разряд.
1ч
1ч
40.
Сложение чисел с переходом через разряд на основе состава чисел
11, 12, 13.
1ч
41.
Сложение чисел с переходом через разряд на основе состава чисел
14, 15, 16
1ч
42.
Сложение чисел с переходом через разряд на основе состава чисел
17, 18
1ч
43
Контрольная работа
2ч
44
Четырёхугольники
2ч
39.
Вычитание с переходом через десяток
45
Вычитание чисел 2,3, 4
1ч
46.
Вычитание числа 5
1ч
47.
Вычитание числа 6
1ч
48.
Вычитание числа 7
1ч
49.
Вычитание числа 8
1ч
50.
Вычитание числа 9
1ч
51.
Решение задач на вычитание чисел в пределах 20 с переходом
через десяток.
2ч
52
Единицы стоимости . Решение примеров и задач с монетами.
1ч
53.
Проверочная работа
1ч
54.
Треугольник
1ч
55.
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи)
6ч
56.
Меры времени
2ч
57.
Деление на две равные части
3ч
58.
Проверочная работа.
1ч
59.
Повторение
6ч
60.
Контрольная работа.
2ч
Итого
136ч
Коррекционные
задачи
Дата
Требования к уровню
План
подготовки обучающихся
Факт.
Тема урока
Кол-во часов
№
п/п
Знать
Учебнометодическое
обеспечение
Уметь
1 четверть – 32 часа
1
День знаний!
1
Первый десяток.
Повторение.
Счѐт предметов.
2
Последовательно
сть чисел в
прямом и
обратном
1
Развитие памяти,
мышления,
анализа, синтеза,
логического
рассуждения,
мыслительных
операций.
Развитие
наблюдательност
и, мнестической
деятельности:
Счѐт до 10 и
обратно.
Читать,
записывать,
откладывать на
счетах, сравнивать
числа в пределах
10.
Сравнивать
группы предметов.
Счѐтные палочки.
Магнитные числа.
порядке.
3
Десять единиц и
десяток.
1
Повторение
состава чисел в
пределах 10.
4
Понятие:
«поровну»,
«столько же».
1
Запись чисел 110, 10-1
5
Компоненты
сложения.
Запись чисел 110, 10-1.
1
запоминания,
сохранения,
воспроизведения;
слухового и
зрительного
восприятия.
Состав числа в
пределах 10.
Развитие
наблюдательност
и, мыслительной
деятельности
(сравнение,
сопоставление).
Развитие
внимания:
произвольности,
устойчивости.
При вычислениях
использовать
знания состава
чисел в пределах
10.
Проектор,
Решать примеры и
ноутбук, экран.
задачи в пределах
10.
Дидактический
материал.
Счѐтные палочки.
Название
компонентов
сложения
Решать примеры
на сложение.
Использовать
переместительное
свойство
сложения.
Мультимедийная
презентация.
Магнитные числа.
6
7
Решение задач.
Знакомство с
компонентами
вычитания.
1
1
Решение
примеров и задач.
8
9
10
Решение
примеров.
Решение задач на
нахождение
суммы
Компоненты
вычитания.
Развитие умения
устанавливать
причинноследственные
связи.
Формирование
представлений о
числах и
операциях с
ними.
Названия
компонентов
вычитания.
Развитие
наглядно-
Использовать в
речи названия
компонентов
вычитания.
Дидактический
материал.
Таблицы.
Названия
компонентов
вычитания,
сложения.
1
Решать примеры.
Иллюстрации.
«Больше на…»,
«меньше на…».
1
1
Что такое сумма?
Выполнять
сложение и
вычитание в
пределах 10.
Разбирать задачу
по опорным
словам.
Использовать в
речи названия
компонентов
вычитания.
Иллюстрации к
задачам.
Интерактивная
доска.
Таблица
сложения.
Дидактический
материал.
Решение
примеров на
нахождение
остатка.
11
Решение задач.
1
12
Решение
примеров в два
действия.
1
образного
мышления
Таблицы.
Развитие
алгоритмическог
о мышления.
Обучение
распределению
внимания.
Счѐтные палочки.
Иллюстрации.
Порядок
выполнения
действий.
Решать примеры в
два действия.
Мультимедийная
презентация.
Счѐтный
материал.
Числовой ряд.
13
Краткая запись
условия и
решение
арифметических
задач.
1
14
Составление
арифметических
задач на
нахождение
суммы и остатка.
1
На больше, на
меньше.
Развитие
вычислительных
навыков,
пространственно
го восприятия,
Кратко изображать Иллюстрации к
условие и решать
задачам.
задачи.
Дидактический
материал.
Находить
отличительные
признаки в
условии задач.
15
Закрепление
пройденного.
1
внимания.
Составление и
решение задач по
краткой записи.
16
17
18
19
Контрольная
работа: «Числа
первого
десятка».
Работа над
ошибками.
2
1
Увеличение и
уменьшение
числа на
несколько
единиц.
Увеличение числа
на несколько
единиц.
Решение задач на
увеличение числа
на несколько
1
Название
компонентов
сложения и
вычитания.
Решать примеры и
задачи.
Магнитные числа
и знаки.
Счѐтный
материал.
Коррекция
личностных
качеств (оценка,
самооценка).
Знание алгоритма На практике
решения
увеличивать число
примеров и задач. на несколько
единиц. Решать
задачи на
увеличение числа.
Счѐтный
материал.
Развитие
логического
мышления.
Смысл
увеличения.
Иллюстрации.
Интерактивная
доска
Развитие
произвольного
внимания, его
устойчивости.
Таблицы.
Счѐтный
единиц.
20
21
22
23
Уменьшение
числа на
несколько
единиц.
Решение задач на
уменьшение
числа на
несколько
единиц.
Увеличение и
уменьшение
числа на
несколько
единиц.
Решение задач по
рисунку и
краткой записи.
материал.
1
1
2
Развитие
вычислительных
навыков,
пространственно
го восприятия.
Смысл
уменьшения.
На практике
уменьшать число
на несколько
единиц.
Решать задачи на
уменьшение числа
Что значит
увеличить и
уменьшить.
Правильно
оформлять
краткую запись
задачи.
Делать выводы.
Мультимедийная
презентация.
Магнитные числа.
Иллюстрации.
24
Закрепление
пройденного.
1
Таблицы.
Счѐтный
материал.
25
26
Контрольная
работа
2
Коррекция
личностных
качеств (оценка,
самооценка).
Развитие
наблюдательност
и, мыслительной
деятельности
(сравнение,
сопоставление).
Что значит
сравнить.
« Сложение и
вычитание в
пределах 10».
Уметь решать
примеры и задачи.
27
Сравнение чисел.
Знаки: больше,
меньше, равно.
1
28
Сравнение чисел.
1
29
Решение
1
примеров и задач.
Развитие
логического
мышления,
внимания.
Знание алгоритма
решения
примеров и задач.
30
Измерение и
черчение
отрезков.
1
Линейку.
31
Сравнение
отрезков по
1
Развитие
глазомера,
зрительного
восприятия:
дифференциация,
Счѐтный
материал.
Правильно
Дидактический
использовать в
материал.
речи данные слова.
Знать термины:
условие, вопрос,
решение, ответ.
Счѐтный
материал.
Измерять и
чертить отрезки.
Линейки,
карандаши,
дидактический
материал.
длине.
32
точность
Черчение
отрезков разной
длины.
1
2 четверть
33
Второй десяток.
Нумерация
десятка.
1
второго
Числа:11, 12, 13
34
Состав чисел 11, 12,13 1
Развитие памяти,
мышления, анализа,
синтеза,
логического
рассуждения,
мыслительных
операций. Развитие
зрительного
восприятия:
дифференциация,
точность.
Нумерацию
чисел.
Десятичный
состав чисел.
Развитие
наблюдательности,
О составных
частях текстовых
Записывать и
называть число,
определять
место в
числовом ряду.
Числовой
ряд.
Знаки:
больше,
меньше,
Решать примеры равно.
на основе знания
десятичного
состава чисел.
Счѐтный
материал в
картинках.
35
Сравнение чисел.
1
Решение примеров и
задач.
36
Числа: 14,15,16
37
Состав чисел 14,15,16 1
1
Решение примеров.
38
Сравнение чисел: 1016
1
39
Счѐт парами,
тройками.
1
40
Решение примеров и 1
задач
мнестической
деятельности:
запоминания,
сохранения,
воспроизведения;
слухового и
зрительного
восприятия.
Развитие
наблюдательности,
мыслительной
деятельности
(сравнение,
сопоставление).
задач.
Знать Понятия
«столько же»,
«больше
(меньше) на
несколько
единиц», уметь
решать простые
арифметические
задачи с этими
понятиями.
Сравнивать
числа,
пользоваться
знаками:
больше, меньше,
равно.
Счѐтный
материал.
Счѐтный
материал.
Развитие внимания:
произвольности,
устойчивости.
Развитие умения
устанавливать
Записывать и
называть число.
Определять его
место в
Иллюстрац
ии к
41
Числа 17, 18, 19.
1
42
Образование чисел
17,18, 19.
1
43
Состав чисел второго
десятка.
1
44
Последовательность
чисел, соседи числа,
последующее и
предшествующее
числа.
1
Сравнение чисел
второго десятка
причинноследственные связи.
Формирование
представлений о
числах и операциях
с ними.
Развитие
алгоритмического
мышления.
Обучение
распределению
внимания.
Развитие нагляднообразного
мышления
числовом ряду.
задачам.
Счѐтный
материал в
картинках.
Мультимед
ийная
презентаци
я.
Десятичный
состав чисел 1119
Знать термины и
применять их в
речи.
Понятия «столько
же», «больше
(меньше) на
несколько
единиц», уметь
решать простые
арифметические
задачи с этими
Сравнивать
числа,
пользоваться
знаками:
больше, меньше,
равно.
Знаки:
больше,
меньше,
равно.
понятиями.
45
Решение примеров и
задач
Алгоритм
Решать примеры
решения
и задачи на
примеров и задач. основе
десятичного
состава чисел от
11-19.
1
46
Измерение и черчение
отрезков
1
Развитие
зрительного
восприятия:
дифференциация,
точность.
Знать, что числа,
полученные при
измерении и
деньги тоже
можно
складывать и
вычитать.
47
Образование числа
20.
1
Развитие
вычислительных
навыков,
пространственного
восприятия,
внимания.
Знать место
Уметь читать и
разрядов в числе. записывать
Знать десятичный число 20.
состав чисел.
Уметь
соотносить
десятки с
десятками,
единицы с
Чтение и запись
числа 20.
Иллюстрац
ии к
задачам.
Счѐтный
материал в
картинках.
Таблицы.
единицами.
48
Понятия
«однозначное» и
«двузначное число»
1
Знать термины и
применять их в
речи.
49
Последовательность
чисел, соседи числа,
последующее и
предшествующее
числа.
1
Знать
присчитывание,
отсчитывание по
1,2,3,4,5,6 в
пределах 20 в
прямой и
обратной
последовательнос
ти
Знать термины и
применять их в
речи.
50
Решение примеров и
задач.
«Нумерация второго
десятка»
1
О составных
частях текстовых
задач.
Решать примеры
и задачи на
основе
десятичного
состава чисел от
11-19.
Развитие
логического
мышления.
Знать состав
чисел второго
десятка.
Уметь заменять
10 единиц на 1
десяток и
наоборот;
присчитывать и
отсчитывать по
1, 2, 3,4,5 ,6
единиц с
заменой
получающегося
при счете
десятка десятью
единицами и
наоборот.
Проверка знаний,
умений, навыков.
Уметь решать
примеры и
задачи.
Развитие
произвольного
внимания, его
устойчивости.
51
52
Проверочная работа 2
по теме: «Нумерация
второго десятка»
Работа над
ошибками.
Коррекция
личностных качеств
(оценка,
самооценка).
Уметь
применять
полученные
знания по
пройденным
темам на
практике.
53
Мера длины - дециметр 2
54
55
Увеличение числа на
несколько единиц.
Увеличение на 2, 3, 4.
1
Развитие глазомера,
зрительного
восприятия:
дифференциация,
точность. Развитие
вычислительных
навыков,
пространственного
восприятия.
Знать меру
Записывать
длины: дециметр. числа,
выраженные
1дм=10см
единицами
измерения
Развитие
логического
мышления,
внимания. Развитие
вычислительных
навыков.
Названия
компонентов при
сложении
Переставлять
слагаемые
местами.
Таблицаопора:
«Меры
длины».
Линейки,
карандаши,
дидактичес
кий
материал.
Числовой
ряд.
(1 слагаемое, 2
Решать примеры
слагаемое, сумма) и задачи на
увеличение
Счѐтный
Знать термины:
числа на
материал в
условие, вопрос,
несколько
картинках.
решение, ответ.
единиц.
56
Увеличение числа на
несколько единиц.
Увеличение на 5, 6, 7.
1
57
Решение задач по
краткой записи.
1
Развитие
вычислительных
навыков,
пространственного
восприятия,
внимания.
Правильно
оформлять
краткую запись
задачи.
Уменьшение числа на
несколько единиц.
Развитие
логического
мышления,
внимания.
58
59
Уменьшение чисел
второго десятка на 1,
2, 3 единицы.
Уменьшение чисел
второго десятка на
4,5,6 единиц.
1
Развитие
мышления.
Названия
компонентов при
вычитании
(уменьшаемое,
вычитаемое,
разность)
Решать примеры
и задачи на
уменьшение
числа на
несколько
единиц
Алгоритм
решения
примеров и задач
Решать примеры Палочки.
и задачи на
Иллюстрац
уменьшение
Развитие
произвольного
внимания, его
устойчивости.
1
Развитие
наблюдательности,
мыслительной
60
61
Уменьшение
и 1
увеличение числа на
несколько
единиц.
Сравнение чисел.
деятельности
(сравнение,
сопоставление).
Решение
задач
и 1
примеров
на
уменьшение
и
увеличение числа на
несколько единиц
на уменьшение
числа.
Алгоритм
решения
примеров и задач
на уменьшение и
увеличение числа
числа.
ии.
Уменьшать и
увеличивать
число предметов
на несколько
единиц в
пределах 20 без
перехода через
десяток.
Числовой
ряд.
Решать примеры
и задачи на
уменьшение и
увеличение
числа.
Правильно
оформлять
краткую запись
задачи.
62
Измерение и черчение 1
отрезков
заданной
длины.
Развитие глазомера,
зрительного
восприятия:
дифференциация,
Пользоваться
линейкой.
Измерять и
Счѐтный
материал в
картинках.
точность. Развитие
вычислительных
навыков,
пространственного
восприятия.
63
64
Контрольная работа
по теме:
«Увеличение и
уменьшение числа на
несколько единиц»
2
чертить отрезки.
Коррекция
личностных качеств
(оценка,
самооценка).
Систематизирова
ть и обобщать
полученные
знания.
Работа над
ошибками.
Решать примеры
и задачи на
увеличение и
уменьшение
числа на
несколько
единиц.
3 четверть
65
Луч
1
66
Сложение и
вычитание без
1
Развитие
зрительного
Компоненты
Решать примеры Числовой ряд.
восприятия:
дифференциация,
точность.
перехода через
разряд.
Сложение
двузначного числа
с однозначным
числом.
Переместительное
свойство
сложения.
67
Решение
примеров и задач.
1
68
Сравнение чисел,
выраженных
единицами
измерения
69
Вычитание
однозначного
Развитие
наблюдательности,
мнестической
деятельности:
запоминания,
сохранения,
воспроизведения;
слухового и
зрительного
восприятия.
при сложении. на сложение.
Таблицы.
Правило при
перестановке
слагаемых.
Счѐтный
материал в
картинках.
Знаки: больше,
меньше, равно.
Знать
термины
слагаемое,
сумма,
пользоваться
ими в речи.
Решать примеры
и задачи на
сложение
двузначного
числа с
однозначным
числом
1
Знаки:
больше,
меньше.
Сравнивать
числа с
единицами
измерения.
1
Компоненты
при
Решать примеры
числа из
двузначного
числа.
вычитании.
на вычитание.
Решение задач и
1
примеров на
вычитание
однозначного
числа из
двузначного числа
в пределах 20 без
перехода через
разряд
Развитие памяти,
мышления, анализа,
синтеза, логического
рассуждения,
мыслительных
операций.
Предполагаем Решать задачи
ый результат. на вычитание.
71
Получение суммы
20.
1
Приѐм
получения
числа 10, 20.
Добавлять
единицы до
круглых
десятков.
72
Вычитание из 20.
1
Развитие
наблюдательности,
мыслительной
деятельности
(сравнение,
сопоставление).
Приѐм
вычитания.
Вычитать с
помощью
палочек.
Знаки:
больше,
Сравнивать
числа.
70
73
Сравнение чисел в 1
пределах 20,
выраженных
Развитие внимания:
произвольности,
устойчивости.
Что такое
условие,
вопрос,
решение и
ответ задачи.
Счѐтный
материал.
единицами
измерения
меньше.
Приѐм
вычитания.
1
Развитие умения
устанавливать
причинноследственные связи.
Формирование
представлений о
числах и операциях
с ними.
Приѐм
сложения и
вычитания.
Решать простые
задачи на
сложение и
вычитание
76
Измерение,
1
построение
отрезков заданной
длины. Сравнение
отрезков.
Развитие глазомера,
зрительного
восприятия:
дифференциация,
точность.
Линейку.
Чертить отрезки,
сравнивать их.
77
Проверочная
работа по теме:
«Сложение и
Коррекция
личностных качеств
(оценка,
Проверка умений решать
примеры и задачи на сложение и
вычитание в пределах второго
74
75
Вычитание
1
двузначного числа
из двузначного
числа.
Решение задач и
примеров на
вычитание.
Решение задач и
примеров на
нахождение
суммы и разности
чисел в пределах
20.
1
Решать примеры
с помощью
Иллюстрации
палочек.
к задачам.
Счѐтный
материал в
картинках.
самооценка).
вычитание чисел
в пределах
второго десятка»
78
Сложение чисел с
числом 0.
Развитие
алгоритмического
мышления.
1
Составление и
решение задач по
рисунку.
79
Угол: прямой,
тупой, острый.
1
Вершины,
стороны угла.
Построение.
80
Сложение и
вычитание
чисел,
полученных при
измерении
величин.
десятка.
1
Обучение
распределению
внимания.
Развитие
вычислительных
навыков,
пространственного
восприятия,
внимания.
Правило
сложения
чисел с
числом 0.
Решать примеры Иллюстрации
с нулѐм.
к задачам.
Оформление
задачи.
Решать задачи
по иллюстрации.
Углы.
Вершины,
стороны
углов.
Чертить углы.
Меры
стоимости:
рубли,
копейки.
Складывать и
вычитать числа,
полученные при
измерении
стоимости.
Счѐтный
материал в
картинках.
Таблицы.
Таблицыопоры: «Меры
длины»,
«Меры
массы»,
«Меры
Сложение и
вычитание чисел,
полученных при
измерении мер
стоимости.
стоимости»,
«Меры
ѐмкости».
Сложение и
вычитание чисел,
полученных при
измерении мер
длины
1
82
Сложение и
вычитание чисел,
полученных при
измерении мер
массы
1
83
Сложение и
вычитание чисел,
полученных при
измерении мер
ѐмкости
84
Меры времени.
81
Мера времени –
Развитие
логического
мышления.
Меры длины:
см, дм.
Развитие
произвольного
внимания, его
устойчивости.
Складывать и
вычитать числа,
полученные при
измерении мер
длины.
Меры массы:
кг.
Складывать и
вычитать числа,
полученные при
измерении мер
массы.
1
Развитие
вычислительных
навыков,
пространственного
восприятия.
Меры
Складывать и
ѐмкости: литр. вычитать числа,
полученные при
измерении меры
ѐмкости - литр.
1
Развитие
логического
Названия дней Располагать
недели.
части суток в
Линейки,
карандаши,
дидактический
материал.
Календарь
настенный.
сутки.
мышления,
внимания.
Неделя.
Дни
недели. Работа с
календарем.
85
Действия с
числами,
выраженными
единицами
времени (неделя,
сутки)
Циферблат.
Минутная
стрелка.
Часовая
стрелка.
правильном
порядке.
Развитие
наблюдательности,
мыслительной
деятельности
(сравнение,
сопоставление).
Единицу
времени - час.
Измерять время
с точностью до
одного часа.
Развитие
логического
мышления,
внимания.
Проверка умений решать
примеры и задачи на сложение и
вычитание полученных при
измерении величин.
Пользоваться
календарѐм.
1
Единица меры
времени – час.
Часы. Циферблат.
86
Циферблат.
Определение
времени с
точностью до
часа.
1
Проверочная
работа по теме:
«Сложение и
вычитание чисел,
полученных при
Циферблат.
измерении
величин»
87
Сложение
вычитание
перехода
десяток.
88
Запись краткого 1
условия задачи.
89
и 1
без
через
Составление и
решение задач по
краткой записи.
Проверочная
работа
«Решение задач
по краткой
записи»
Виды углов.
Прямой угол.
1
Развитие
наблюдательности,
мыслительной
деятельности
(сравнение,
сопоставление).
Приѐм
сложения.
Решать примеры Числовой ряд.
на сложение и
вычитание.
Счѐтный
материал в
картинках.
Как
Записывать
правильно
задачу кратко.
записывать
Составлять
задачу кратко.
задачу кратко.
Коррекция
личностных качеств
(оценка,
самооценка).
Проверка умений решать задачи
по краткой записи.
Развитие глазомера,
зрительного
восприятия:
дифференциация,
Прямой угол
Счѐтный
материал.
Таблица
сложения.
Определять угол Таблица –
по линейке.
опора «Углы».
Линейки.
Стороны и
вершины прямого
угла. Свойство
прямых углов.
точность. Развитие
вычислительных
навыков,
пространственного
восприятия.
Острый и тупой
углы.
90
Практическая
работа
«Построение
различных видов
углов»
Составные
арифметические
задачи.
1
Структура
составной
арифметической
задачи.
91
Решение
составных
арифметических
задач.
1
Развитие памяти,
мышления, анализа,
синтеза, логического
рассуждения,
мыслительных
операций.
Развитие
наблюдательности,
мнестической
деятельности:
запоминания,
Проверка умений чертить углы и
распознавать их.
Оформление
задач в два
действия.
Решать задачи в
два действия.
Иллюстрации
к задачам.
Счѐтный
материал в
картинках.
Мультимедийн
ая
презентация.
сохранения,
воспроизведения.
92
Проверочная
работа
«Решение
составных
арифметических
задач»
1
Развитие
наблюдательности,
мыслительной
деятельности
(сравнение,
сопоставление).
Проверка умения решать задачи
в два действия.
93
Сложение с
переходом через
десяток.
1
Развитие внимания:
произвольности,
устойчивости.
Приѐм
сложения.
Прибавление
чисел 2,3,4.
94
Прибавление
числа 5.
1
95
Прибавление
числа 6.
1
96
Прибавление
числа 7.
1
Развитие умения
устанавливать
причинноследственные связи.
Формирование
Решать
примеры на
сложение с
переходом
через десяток.
Решать
примеры.
Счѐтный
материал.
97
Прибавление
числа 8.
98
1
Прибавление
числа
9
в
пределах 20 с
переходом через
десяток,
знакомство
с
приѐмом.
1
Таблица
сложения.
представлений о
числах и операциях
с ними.
Развитие
алгоритмического
мышления.
Обучение
распределению
внимания.
Развитие нагляднообразного
мышления
Таблицу
сложения.
Пользоваться
таблицей
сложения.
Решать
примеры и
задачи с
переходом
через десяток.
99
Решение задач и 1
примеров
на
прибавление
чисел в пределах
20 с переходом
через десяток.
Развитие
зрительного
восприятия:
дифференциация,
точность.
Приѐмы
сложения и
вычитания с
переходом через
десяток.
100
Сложение
Развитие
вычислительных
навыков,
Приѐмы
сложения и
вычитания с
чисел с переходом
через разряд на
1
Таблица
сложения.
Числовой ряд.
Счѐтный
материал в
основе
состава
чисел 11, 12, 13,
14
101
Сложение чисел с 1
переходом через
разряд на основе
состава чисел
14,15,16
102
Сложение чисел с 1
переходом через
разряд на основе
состава чисел
17,18.
103
104
2
Контрольная
работа:
«Сложение чисел
с переходом
через разряд в
пределах второго
десятка».
Работа над
ошибками.
пространственного
восприятия,
внимания.
переходом через
десяток.
картинках.
Палочки.
Иллюстрации.
Развитие
логического
мышления.
Развитие
произвольного
внимания, его
устойчивости.
Коррекция
личностных качеств
Проверка умения решать
примеры и задачи на сложение и
вычитание с переходом через
разряд.
(оценка,
самооценка).
4 четверть
105 Четырѐхугольник 1
и.
Свойства квадрата.
Построение
квадрата на
бумаге в клетку по
заданным
величинам.
Развитие
глазомера,
зрительного
восприятия:
дифференциация,
точность.
Элементы
Чертить квадрат с
квадрата.
помощью
Различия
учителя.
треугольника,
прямоугольника,
квадрата.
Мультимедийна
я презентация.
Таблица-опора:
четырѐхугольни
ки.
106 Прямоугольник.
1
Свойства углов и
сторон
прямоугольника.
Построение
прямоугольника на
бумаге в клетку по
заданным
величинам.
Развитие
наблюдательност
и, мыслительной
деятельности
(сравнение,
сопоставление).
107 Вычитание с
переходом через
десяток.
Развитие памяти,
мышления,
анализа, синтеза,
логического
рассуждения,
мыслительных
операций.
1
Вычитание чисел
2, 3, 4.
108 Решение задач и
примеров на
вычитание чисел
2,3,4 с переходом
1
Элементы
Чертить
прямоугольника. прямоугольник с
помощью
учителя.
Развитие
внимания:
произвольности,
устойчивости.
Приѐм
вычитания с
переходом через
разряд.
Решать примеры
на вычитание с
переходом через
разряд с
помощью
учителя.
Таблицы.
Иллюстрации.
через десяток в
пределах 20.
109 Вычитание числа 5 1
с переходом через
десяток в пределах
20.
110 Вычитание числа 6 1
с переходом через
десяток в пределах
20.
111 Вычитание числа 7 1
с
переходом через
десяток в пределах
20.
112 Вычитание числа
8.
1
113 Вычитание числа 9 1
с переходом через
десяток в пределах
20.
Палочки,
счѐтный
материал в
картинках.
Развитие умения
устанавливать
причинноследственные
связи.
Формирование
представлений о
числах и
операциях с
ними.
Решать примеры
на вычитание с
переходом через
разряд с
помощью
учителя.
114 Решение задач и
примеров на
вычитание чисел
в пределах 20 с
переходом через
десяток.
1
Развитие
алгоритмического
мышления.
115 Единицы
стоимости.
Решение задач и
примеров с
монетами.
1
Обучение
распределению
внимания.
116 Проверочная
работа по теме:
«Вычитание
однозначных
чисел с переходом
через десяток»
1
Приѐм
вычитания с
переходом через
разряд.
Таблица-опора:
меры стоимости.
Развитие
вычислительных
навыков,
пространственног
о восприятия,
внимания.
Коррекция
личностных
качеств (оценка,
самооценка).
Проверка умения решать примеры
на вычитание однозначных чисел с
переходом через десяток.
1
Развитие
глазомера,
зрительного
восприятия:
дифференциация,
точность.
Элементы
треугольника.
Чертить
треугольник с
помощью учителя.
Геометрический
материал.
118 Сложение и
вычитание в
пределах 20 с
переходом через
десяток на основе
состава числа 11
1
Развитие
логического
мышления.
Приѐм
сложения и
вычитания
однозначных
чисел с
переходом
через десяток.
Решать примеры
данного вида.
Иллюстрации.
119 Сложение и
вычитание в
пределах 20 с
переходом через
десяток на основе
состава числа 12.
1
Приѐм
сложения и
вычитания
чисел с
переходом
через десяток.
Решать примеры
на вычитание и
сложение с
переходом через
разряд с помощью
учителя.
120 Сложение и
вычитание в
пределах 20 с
1
117 Треугольник.
Построение
треугольника на
бумаге в клетку по
заданным
величинам.
Развитие
произвольного
внимания, его
устойчивости.
Счѐтный
материал в
картинках.
Мультимедийна
я презентация.
переходом через
десяток на основе
состава числа 13.
121 Сложение и
вычитание в
пределах 20 с
переходом через
десяток на основе
состава числа 14.
1
Развитие
вычислительных
навыков,
пространственног
о восприятия.
122 Сложение и
вычитание в
пределах 20 с
переходом через
десяток на основе
состава числа 15,
16.
1
Развитие
логического
мышления,
внимания.
123 Сложение и
вычитание в
пределах 20 с
переходом через
десяток на основе
состава числа 17,
1
Приѐм
сложения и
вычитания
чисел с
переходом
через десяток.
Решать примеры
на вычитание и
сложение с
переходом через
разряд с помощью
учителя.
Счѐтный
материал.
18.
1
Развитие
наблюдательност
и, мыслительной
деятельности
(сравнение,
сопоставление).
125 Циферблат.
Минутная и
часовая стрелки.
1
126 Деление на две
равные части,
знакомство с
приѐмом.
1
Развитие
логического
мышления,
внимания.
127 Решение задач.
1
128 Проверочная
работа по теме:
«Сложение и
вычитание чисел
в пределах 20 с
1
124 Меры времени.
Сутки. Неделя.
Час.
Единицу
времени.
Краткая запись
условия задачи
Развитие
наблюдательност
и, мыслительной
деятельности.
Измерять время с
точностью до
одного часа.
Циферблат.
Делить поровну.
Дидактический
материал.
Решать задачи в
пределах 20
Проверка умения решать примеры и
задачи в пределах 20 с переходом
через разряд.
переходом через
разряд.
129 Повторение.
1
Сложение и
вычитание чисел в
пределах 20 с
переходом через
разряд.
130 Решение
Считать до 20 и
обратно.
1
Развитие
наблюдательност
и, мыслительной
деятельности
(сравнение,
сопоставление).
Понятия:
меньше,
больше,
увеличить.
Записывать
примеры со слов
учителя с
понятиями:
меньше,
уменьшить,
больше, увеличить.
1
Развитие
глазомера,
зрительного
восприятия:
Различие луча
и отрезка.
Чертить луч,
отрезок, углы с
помощью учителя
и самостоятельно.
примеров и задач,
содержащих
отношения
«меньше»,
«больше на»,
«увеличить».
131 Практическая
работа
«Построение
луча, отрезка,
Последователь
ность чисел в
пределах 20.
Числовой ряд.
Счѐтный
материал в
картинках.
Таблица-опора:
геометрический
материал.
132 угла».
1
дифференциация,
точность.
Развитие
вычислительных
навыков,
пространственног
о восприятия.
2
Коррекция
личностных
качеств (оценка,
самооценка).
«Построение
геометрических
фигур:
треугольника,
прямоугольника,
квадрата».
133 Повторение.
134
Подготовка к
контрольной
работе. Решение
задач и примеров.
135 Контрольная
2
работа по теме:
«Сложение
и
вычитание чисел
в пределах 20 с
переходом через
разряд.
Развитие памяти,
мышления,
анализа, синтеза,
логического
рассуждения,
мыслительных
операций.
Предполагаемы Чертить
й результат.
геометрические
фигуры:
Различие
треугольник ,
треугольника,
прямоугольник ,
прямоугольник
квадрат с
а, квадрата.
помощью учителя
и самостоятельно.
Умение решать
примеры и задачи
с переходом через
десяток (все
случаи).
Таблицы.
Счѐтный
материал.
136 Работа над
ошибками.
Список литературы
1. Учебный план специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида (вариант 2) №29/2065-п от 10.04.2002 г.
2. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для
учителя / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение,
1982.
3. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной
школе. М.: - Просвещение, 2004.
4. Учебник по математике для 2 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, автор Алышева Т.В.,
М.:Просвещение, 2011г.
5. Эк В.В. Обучение математике. Методическое пособие. - М.: Просвещение,
2005.