МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.В.РУДНЕВА
п.ДЕ-КАСТРИ УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКАГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании МО
Принято на педсовете
Протокол заседания МО №1
протокол № 1
от «30» августа 2023 г.
____________________________
Руководитель МО __________
«30» августа 2023 г.
«Утверждаю»
Директор
/Степанова Т.В../
ФИО
Приказ №1 от 30 августа 20203 г.
Рабочая программа
Общего образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1
1 класс
по предмету
Изобразительное искусство
п.Де-Кастри
2023/2024 уч. Год
«Изобразительное искусство»
Пояснительная записка
Программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, Примерной адаптированной основной образовательной программой
образования для обучающихся с умственной отсталостью, на основе общегосударственной программы специальных (коррекционных)
образовательных школ и классов VIII вида под ред. Бгажноковой И.М. и реализуется для обучающихся с УО 1 класса.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана с учѐтом особенностей психофизического развития
индивидуальных возможностей обучающихся с умственной отсталостью.
Целью данной программы является осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих
интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного
опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:
Формировать навыки и приемы работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
Формировать у обучающихся зрительно-графические умения и навыки; изобразительным техникам и приѐмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках;
Учить находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; ориентироваться на плоскости листа
бумаги (слева,справа, верх, низ, середина; последовательно выполнять рисунок;
Корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта путем систематического и
целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции ,величины, цвета предметов, их положения в
пространстве;
Развивать мелкую моторику рук; правильное удержание карандаша и кисточки, формировать навыки произвольной регуляции
нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения.
Знакомить учащихся с отдельными произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать эмоционально –
эстетическое отношение к ним;
Развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их
свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и тд);
обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;
воспитывать интерес к изобразительной деятельности, эстетические чувства и понимание красоты окружающего мира;
воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать основы
самооценки.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной
деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие
восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений
искусства».
В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной
на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с художественными
материалами и др.
Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций,
а также бесед по изобразительному искусству.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование
на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению;
лепка на тему; лепка декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъѐмной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная
аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки,
произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Для образования у детей представлений о
предметах их нужно учить приѐмам обследования изображаемых предметов. Насколько эти представления будут богаты деталями, точны,
отчетливы, настолько легче будет ребенку воспроизвести образы этих предметов в лепке или рисунке. На основе обогащѐнного
зрительного опыта открываются некоторые возможности развития у умственно отсталых детей воображения и творческой художественноизобразительной деятельности. Школьники учатся приѐмам исследования предмета для более точного его изображения.
Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных
деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего
места.
Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и
целого, а также конструкцию предметов.
При обучении рисованию с натуры целесообразно использовать метод сравнения. Сопоставление предметов позволяет детям увидеть их
форму, цвет, величину, понять конструкцию сравниваемых объектов.
Чтобы научить школьников рассматривать предмет, выделять в нем конструктивно важные части, полезно использовать разборные
игрушки. Предварительное расчленение игрушки, а затем ее сборка при фиксации внимания детей к месту расположения в целом каждой из
этих частей помогает им осознать ее строение.
Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:
а) составление “подвижной аппликации” - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их
тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (например, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором машина). В “подвижной аппликации" части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги).
Предоставляется возможность передвигать их, показывая: движение объекта; рациональное размещение, планирование при составлении
композиции (например, передвигать ноги у человечка, показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибочное
расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;
б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимся).
В подготовительный период обучение детей с нарушением интеллекта осуществляется особым образом. Специфичность занятий
заключается в использовании нескольких видов работ, небольших по объему заданий, быстрая смена видов работ в течение одного занятия:
упражнения игрового характера на развитие внимания, зрительной памяти и восприятия или других познавательных процессов; обучение
приемам организации рабочего места, приемам работы в лепке, рисовании, при составлении аппликации; работа над развитием речи детей
и др. Разнообразие видов деятельности, их быстрая смена, доступность заданий позволяет легко активизировать внимание детей, вызывать
интерес к работе, тем самым способствовать лучшему усвоению и запоминанию учебного материала.
В подготовительный период важно формировать у детей первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что
рисунки отражают свойства предметов и их отношения, прививать интерес к изобразительной деятельности.
Наряду с формированием у детей практических умений и развитием и связи с этим моторики руки, налаживанию “взаимодействия
руки и глаза”, необходимо поработать над развитием у учеников цветовоcприятия, помочь установить связи между свойствами предметов
и cенсорными эталонами и т.д. Игровая форма сообщения знаний, использование проблемных ситуаций в игре поможет учащимся усвоить
предлагаемый учебный материал.
Успех работы учителя в 1 классе зависит от тщательной отработки программного содержания подготовительного периода обучения,
поскольку дальнейшая работа основывается на обозначенных выше знаниях и умениях учащихся.
В композиционной деятельности нужно учить детей устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью учителю
предлагается широко использовать методики работы с “подвижной аппликацией”, с правильными и ошибочными изображениями, а также
шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые учитель заранее проставляет в альбоме.
В работе над декоративной композицией в полосе при составлении узора у детей развивается чувство ритма при чередовании формы,
цвета, величины элементов.
Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, человек.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкции осуществляется с учетом особенностей
развития познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта. В этом разделе работы перед учителем ставится задача
научить детей с интересом рассматривать предмет, который они собираются нарисовать, выделять главные признаки предмета: его форму,
цвет, величину; расположение предмета в пространстве; соотносить выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому,
то есть осознавать конструкцию предмета (например, кораблика) или его строение (например, дерева).
Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок
воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к
плоскостному изображению - рисунку. С помощью лепки, аппликации ребенок осознает не только наличие частей в предмете, но и
устанавливает их место в его конструкции, их соединения в целом, т.е. он осознает структуру объекта.
После лепки и работы над аппликацией ребенку легче осознавать приемы изображения предмета.
В разделе работы над развитием восприятия цвета формированию у них умений передавать его в живописи важно в первую очередь
уделить внимание обучению детей умению организовывать свое рабочее место, пользоваться красками и кистью, выполнять работы
различными приемами кистевой росписи.
Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь
важную роль играют демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета (например, приемы получения смешанных цветов из главных,
приемы осветления цвета путем добавления белил или разведения краски водой, прием затемнения цвета черной краской для уменьшения ее
яркости, насыщенности). Немаловажным является подбор доступных для исполнения и наряду с этим интересных для детей заданий.
Среди приемов обучения цветовосприятию наиболее важными следует считать метод сравнения, метод демонстрации отдельных этапов
изображения или действий с красками и кистью, метод совместных действий учителя и учеников.
Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умений рассматривать картину, иллюстрацию, предмет
народного творчества. На занятиях в 1 классе рекомендуется рассматривать 1-2 объекта.
Сначала дети при анализе картины, иллюстрации должны научиться называть изображенные предметы, их признаки, изображенные
действия, затем - устанавливать различные связи, отраженные в изображении (временные, причинно-следственные и др.). Таким образом,
важно добиться, чтобы дети не только посмотрели на демонстрируемые объекты - нужно научить их рассматривать картину, устанавливать
ее содержание, сходство с реальностью, высказывать свое отношение к изображенному.
Подбираемый к занятию материал для демонстрации должен быть доступен пониманию учащихся 1 класса по содержанию и отвечать их
интересам.
На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному
искусству. Раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года отводить по 10-15 минут времени на уроке для проверки накопленного
лексического материала. Для этого рекомендуется использовать игры типа “Угадай, что у меня есть”, “Угадай, как называется”, “Угадай,
какой по цвету”, а также “подвижную» аппликацию с большим количеством изображений предметов, силуэтов разных геометрических форм
и размеров, разных по цвету, светлоте и т.д. (вазы, листья, цветы и др.).
Место учебного предмета в учебном плане
Продолжительность курса изобразительного искусства в 1 классе 33 учебные недели по 1часу в неделю, всего 33 часа.
Учебно-тематический план.
№
Наименование раздела
Количество часов
1.
Подготовительный период
2
2.
Обучение композиционной деятельности.
4
3.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать
14
форму предметов, пропорции, конструкцию.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и
4.
9
формирование умений передавать его в живописи.
Обучение восприятию произведений искусства.
5.
Всего
4
33
Требования к результатам освоения учебного материала
«Изобразительное искусство» в 1 классе
Личностные результаты:
формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш, краски, кисточка, тампоны и трафареты)
формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные режимные моменты (пальчиковая
гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)
проявлять интерес к изобразительному искусству
развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески
развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру
Регулятивные БУД
Учить понимать учебную задачу
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руководством учителя
Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
Проверять работу, сверяясь с образцом
Познавательные БУД:
Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя
Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам(цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и
различие с помощью учителя
Группировать предметы на основе существенных признаков(1-2) с помощью учителя
Формировать приемы работы различными графическими материалами
Наблюдать за природой и природными явлениями
Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости
Коммуникативные БУД:
Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно,
неверно, такой, не такой)
Оформлять свои мысли в устной речи
Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
Слушать и понимать речь других
Уметь работать в паре
Умение отвечать на вопросы различного характера
Предметные результаты
Минимально достижимый уровень:
Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения,
обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности;
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка
хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности;
узнавать и различать цвета,с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные,
округлые (замкнутые) линии;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо,
наискось);
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью
учителя;
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения,
сравнивать их между собой.
Достаточный уровень:
Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково)
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации
знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
применение приемов лепки
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры , передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные,
округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо,
наискось);
различать и называть цвета;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов;
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения,
сравнивать их между собой.
Развитие жизненной компетенции
овладение навыками коммуникации в ближнем окружении - умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4
слов;
осмысление роли ученика;
расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;
развитие способности взаимодействовать с другими людьми;
формирование интереса к новизне, к пониманию значения собственной активности;
формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса;
умение ценить красоту народных игрушек
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные
результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности Оценку предметных результатов
целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать
под руководством учителя. В течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников,
используя только качественную оценку.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные,
творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает
основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачѐт);
от 51% до 65% заданий - «хорошо»;
свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует
уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра
оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное
влияние на формирование жизненных компетенций.
Содержание учебного предмета
Первое полугодие
1. Рисование прямых линий в различных направлениях - вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных.
2. Рисование дугообразных и спиралеобразных линий
3. Рисование замкнутых круговых линий
4. Рисование по шаблону квадрата и круга, прямоугольника и треугольника
5. Аппликация из готовых геометрических фигур: «Разноцветные мячики», «Мячики прыгают», «Башенки», «Праздничные шарики»,
«Трамвай», «Поезд» и др. (индивидуальная и коллективная).
6. Рисование больших и маленьких шаров и мячей
7. Лепка предметов круглой и овальной формы-фрукты и овощи
8. Рисование предметов круглой и овальной формы-фрукты и овощи.
9. Рисование по трафарету и самостоятельно грибов
10. Рисование по опорным точкам знакомых предметов (кораблик)
11. Аппликация «Закладка для книги» (геометрический узор в полосе)
12. Декоративное рисование. Узор в полосе из кругов и квадратов.
13. Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких, частей (флажки, бусы).
14. Рисование несложных по форме елочных игрушек
15. Лепка «Ёлка»
16. Рисование ветки ѐлки с игрушками
Второе полугодие
1. Рисование на тему «Снеговик».
2. Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам
3. Аппликация «Светофор»
4. Рисование с натуры связки воздушных шаров
5. Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.
6. Аппликация «Грузовик». Рассматривание игрушек.
7. Лепка «Матрешка». Изготовление открытки к 8 Марта.
8. Лепка «Дом»
9. Аппликация «Многоэтажный дом».
10. Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала
11. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». Рисунок к сказке «Колобок катится по дорожке»
12. Декоративное рисование «Узор в круге» (круг - готовая форма)
13. Аппликация «Ракета»
14. Рассматривание дымковской игрушки. Геометрический узор в полосе из треугольников.
15. Рисование с натуры праздничного флажка
16. Рисование узора в полосе из растительных элементов
17. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Подвижная аппликация к сказке.
18. Рисование с натуры «Ветка в вазе»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ;
№
п/п
1-2
3
4
5
67
8
9
10
11
Название раздела, темы
Введение.
Рисование прямых линий в различных направлениях - вертикальных,
горизонтальных, наклонных, зигзагообразных.
Рисование разноцветные мячики и шарики (большие и маленькие)
Аппликация «Осенний лес» (сюжетная)
Рисование по трафарету и самостоятельно грибов
Рисование предметов круглой и овальной формы «Овощи и фрукты»
Лепка предметов круглой и овальной формы - фрукты и овощи
Кол-во
часов
2
1
1
1
1
Основные виды учебной
деятельности обучающихся
Игровая,
творческая,
познавательная,
усвоение нового материала
Игровая, творческая, познавательная
Игровая, творческая, познавательная
Игровая, творческая, познавательная
Рисование по опорным точкам знакомых предметов (кораблик)
Аппликация «Закладка для книги» (геометрический узор в полосе).
1
1
1
Игровая, творческая, познавательная
Игровая, творческая, познавательная
Декоративное рисование. Узор в полосе из кругов и квадратов.
Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из
нескольких, частей (флажки, бусы).
1
1
Игровая, творческая, познавательная
Игровая, творческая, познавательная
1
Игровая, творческая, познавательная
13
14
«Рисование с солью»
Зимний пейзаж
Аппликация из ватных дисков - снеговик
Рисование несложных по форме елочных игрушек
1
1
Игровая, творческая, познавательная
Игровая, творческая, познавательная
15
16
17
Аппликация из ткани ѐлочный шар
Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе
Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в квадрате
1
1
1
Игровая, творческая, познавательная
Игровая, творческая, познавательная
Игровая, творческая, познавательная
1
1
Игровая, творческая, познавательная
Рисование
Дорисовывание симметричной половины (мяч, ѐлка, дом»)
Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам
Рисование предмета (объекта) с натуры: Снежинка
Рисование геометрических элементов орнамента Узор на варежке
Рисование изготовление открытки к 8 Марта.
1
Игровая, творческая, познавательная
1
1
1
1
Игровая, творческая, познавательная
Игровая, творческая, познавательная
Игровая, творческая, познавательная
Игровая, творческая, познавательная
Рисование
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания. «Мир
рыбок»
Рисование
вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Весенний дождик.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». Рисунок к сказке «Колобок
катится по дорожке»
Лепка ракеты
Рассматривание дымковской игрушки.
Геометрический узор в полосе из треугольников.
1
Игровая, творческая, познавательная
1
Игровая, творческая, познавательная
1
Игровая, творческая, познавательная
1
1
Игровая, творческая, познавательная
Игровая, творческая, познавательная
Рисование с натуры связки воздушных шаров
Рисование с натуры праздничного флажка
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала
Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Подвижная аппликация к
сказке.
1
1
1
1
Игровая, творческая, познавательная
Игровая, творческая, познавательная
Игровая, творческая, познавательная
Игровая, творческая, познавательная
12
Рисование ветки ѐлки с игрушками
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Рисование на тему «Снеговик».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Класс
Учебники
1
1.Изобразительно
е искусство. Ты
изображаешь,
украшаешь
и
строишь.
1
класс./Л.А.Немен
ская; под ред.
Б.М. Неменского.
М.:
Просвещение,
2012.
2. Кузин В.С.,
Кубышкина Э.И.
Изобразительное
искусство
в
начальной
школе. 1-2 кл.:
Учеб.
для
общеобразоват.
учеб. заведений:
В 2 ч. – М.:
Дрофа, 2011.
Методические
пособия для учителя
1.Программа специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида
под редакцией И. М. Бгажноковой.– М.:
«Просвещение», 2013 г
2.Головина Т.Н. Изобразительная
деятельность учащихся во вспомогательной
школе. М.: Педагогика, 1994.
3.Грошенков И.А.. Изобразительная
деятельность в специальной
(коррекционной) школе VIII вида. Учебное
пособие для учителя. М.: Академия, 2002.
4.Грошенков И.А.. Занятия
изобразительным искусством во
вспомогательной школе. Книга для учителя.
– М.: Просвещение, 1993.
5.Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV
классах вспомогательной школы. – М.:
Просвещение, 2011.
6.Обучение учащихся I – IV классов
вспомогательной школы: Пособие для
учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд.,
перераб. – М: Просвещение, 1992.
7.Рау М.Ю. «Изобразительное искусство»,
учебник для 1 класса коррекционной школы
8 вида
8.Ткачева. Т.А. «Дети 6-7 лет с
Методические
материалы для
обучающихся
Обеспечение кабинета
Орлова
Л.В. 1.Эргономическая мебель,
Хохломская роспись: соответствующая
рабочая тетрадь по возрастным, ростовым
основам
народного
особенностям обучающихся.
искусства.
М.:
2.Ноутбук учителя.
Мозаика-Синтез,
3.Мультимедийный
2008.
Дрожжин
Ю.Г. проектор.
Городецкая роспись: 4. Альбомы для рисования
рабочая тетрадь по 5.Кисточки, карандашницы
основам
народного 6. Бумага большого формата.
искусства.
М.:
7. Наборы белого и цветного
Мозаика-Синтез,
мела, цветных карандашей,
2009.
фломастеров,
маркеров,
цветных красок.
8.Настенная
доска
для
рисования мелом.
9.Стаканчики пластмассовые
разной величины.
10.Дидактические пособия:
строительные конструкторы
с
комплектом
цветных
деталей,
раскладные
пирамидки,
плоские
и
объемные
геометрические
фигуры разной величины,
геометрическое лото, а также
ЭОР
1. Интернет
ресурсы.
2.
Презентации,
разработанные
учителем.
3. Электронное
приложение к
учебнику.
ограниченными
возможностями».М.:
«Гном», 2011 г.
9.Шпикалова
Т.Я.,
Величкина
Г.А..
Дымковская игрушка. М.: Мозаика-Синтез,
2004.
10.Шпикалова
Т.Я.
Изобразительное
искусство в 1 классе: Пособие для учителей.
– М.: Просвещение, 2012.
различные игрушки.
11.Иллюстрации картин.
12.Образцы работ.
13.Мольберт
14.Объекты для рисования с
натуры (игрушки, посуда,
муляжи овощей и фруктов).
15.Репродукции
картин
художников.